в чем суть фильма прибытие
Не только про инопланетян: психологическая расшифровка фильма «Прибытие»
Жанр: фантастика, триллер, драма, детектив
Год производства: 2016
Режиссер: Дени Вильнёв
Актеры: Эми Адамс, Джереми Реннер, Форест Уитакер
Фильм “Прибытие” (“Arrival”) был снят по новелле современного фантаста Теда Чана “История твоей жизни”. Эта кинокартина не Sci-Fi в чистом виде. По сути, это притча с философским подтекстом. Главный вопрос фильма звучит не “Почему они здесь?”, а “Как мы воспринимаем тот факт, что они здесь?”
Смысл фильма “Прибытие” (“Arrival”) в том, что важно нести ответственность после сделанного выбора.
О чем фильм
Однажды на Земле появилось 12 инопланетных кораблей. Испуганные люди попытались установить контакт с пришельцами, чтобы понять, для чего они прибыли и что им нужно. Для этой цели пригласили доктора Луизу Бэнкс, знаменитого лигнвиста.
Героиня взялась налаживать контакт с инопланетянами-гептаподами. Она начала с базового лексикона и грамматики, постепенно проникла в суть их языка, и поняла, чем он отличается от земного.
Как оказалось, человеческий язык представляет собой линейную последовательность слов. Язык пришельцев же устроен иначе: понятия последовательности в нем просто нет.
Их мышление тоже другое: время они представляют исключительно как полностью свершившийся факт: они могут видеть настоящее, прошлое и будущее одновременно.
Пока ученые пытаются установить контакт с пришельцами, в мире зреет паника. Общество разделяется на два лагеря: одни уверены в том, что инопланетяне готовятся к захвату Земли, другие убеждены: с гептаподами можно договориться, и, разделив с ними власть, стать настоящим гегемоном.
Расшифровка сюжета
В фильме “Прибытие” (“Arrival”) две главных темы. Первую можно получить, если до предела упростить сюжет, отбросив все лишнее и оставив только одну структуру. Эту тему можно назвать “Получением знания”.
Итак, женщина, которой помогает мужчина, вступает в контакт с неизвестными существами. Эти существа сообщают героям некое знание. После этого мужчина и женщина вступают в брак и у них рождается дочь. Это банальный и одновременно очень жизненный сюжет, поскольку в нем заключен смысл развития личности, который в психологии называется индивидуацией.
Главная героиня фильма – женщина, потерявшая мужа и ребенка. В финале мы узнаем, что их она потеряет в будущем, тем не менее, в самом начале Луиза одна. Это прямое указание на неполноту, несчастность, потому что счастье подразумевает, что все наши части находятся на месте, или же когда человек ощущает себя частью некоего целого.
Неизвестные существа чем-то похожи на осьминогов. Осьминоги – обитатели морских глубин. Море же один из символов бессознательного. Едва ли создатели картины думали об этом: вероятно, они просто выбрали образ, в наибольшей степени соответствующий их замыслу.
Но этот выбор не случаен: пришельцы – символ неких бессознательных образований. Контакт с бессознательным обогащает личность: человек получает новые способности и знания.
Мужчина, помогающий женщине, символизирует мужское начало. Если женское начало проявляется как податливость, восприимчивость и любознательность, то мужское начало – это сила, целеустремленность и настойчивость. Для получения нового знания требуются качества обоих начал. Объединение начал, обогащенных сокровищами бессознательного, предполагает рождение цельной личности, индивидуальности. Эту личность символизирует ребенок – синтез мужского и женского.
Знание, которое существа сообщают главным героям, согласно фильму, позволяет установить сотрудничество между земной и внеземной цивилизациями.
Вторая важная тема, которую затрагивают создатели кинокартины – это тема жертвы. Луиза узнает, что в будущем она потеряет ребенка. Узнав об этом, она ничего не предпринимает, но просто и безропотно принимает свою судьбу. В контексте кинокартины рождение дочери означает то, что в итоге она будет “отдана на смерть”. На первый взгляд, Луиза жертвует собой: дочка – ее часть, и она жертвует самым дорогим. Но не все так однозначно.
Предполагаются два варианта самопожертвования:
Пожертвовав собой, можно стать либо победителем, которым будут восхищаться, либо жертвой, которую будут жалеть. В фильме идет речь именно о втором варианте.
Новое знание, полученное от пришельцев, не принесло пользы героине. Так ради чего нужна была жертва? В фильме “Прибытие” прямого указания на что-то, ради чего ей стоило смириться с судьбой, нет.
Смирение Луизы объясняется исключительно жизненным сценарием. Под этим понятием подразумевается психологическая установка, которую человек получает от родителей. На ее основании человек бессознательно делает выбор в разных жизненных ситуациях. Жизненный сценарий Луизы выглядит так: “Быть несчастной”. Именно поэтому она выбирает путь, который приводит ее к печальному финалу: она выходит замуж за человека, который в итоге ее бросит, и рожает дочку, которая умрет. А ведь можно было бы вступить в борьбу: не выходить замуж за этого человека.
Приняв свою судьбу, героиня не стала победителем. Увы, она застряла в сознании жертвы.
Круги и цикличность времени
Во всех разборах киноленты “Прибытие” говорится о том, что здесь повсюду встречаются замкнутые циклы и круги. Сама ее структура тоже кажется цикличной: зритель уверен, что кино начинается с прошлого героини. Сама Луиза рассказывает о том, что с ней происходило, используя прошлое время. Только в финале фильма все становится на свои места: первые кадры изображают ее будущее. Объяснение здесь простое: как только она стала понимать язык инопланетян, время для нее замкнулось.
Гептаподы знают, что пройдет какое-то время, и им понадобится помощь людей. Именно так они объясняют свое появление на Земле.
Смысл соотношения кругов на земле и временных циклов раскрывается в разговоре героини с дочерью. Луиза объясняет, что имя девочки (ее зовут Анна) – палиндром. Имя дочери становится для героини ключом: она поняла, что время имеет два направления — как вперед, так и назад.
Лингвистическая относительность
Живые существа воспринимают и познают мир в зависимости от специфики языка, на котором они говорят. Согласно этой теории, логика языка подчиняет себе мышление, которое зависит от него. отсюда вытекают различные концепции пространства и времени.
Как меняется сознание Луизы
В некоторых рецензиях зрители предполагают, что прототипом языка пришельцев могли быть китайские иероглифы: слишком уж разное мышление у европейцев и жителей Поднебесной.
Во время контакта с другой цивилизацией Луиза периодически видит видения, которые помогают ей вникнуть в суть языка инопланетян.
Смысл концовки
Чтобы понять конец фильма “Прибытие”, необходимо вспомнить его начало. Зритель видит, что Луиза становится свидетелем того, как умирает ее дочь. Одновременно ее бросает муж. Объяснение такое: это не события из ее прошлого – это то, что еще не произошло.
Цикличность присутствует на протяжение всей картины, в том числе и в конце.
То есть героиня видела, что произойдет, но ничего не сделала для того, чтобы это предотвратить. Именно в этом заключается идея картины и скрытый смысл финала: время – не прямая траектория, а человек сам определяет свою судьбу.
Смысл концовки фильма «Прибытие» заключается в том, что мы, поглощенные повседневными делами, к сожалению, часто не находим времени для того, чтобы жить. Учитывая основные темы фильма, можно предположить, что он также рассказывает нам историю несостоявшегося личностного роста.
Смысл фильма «Прибытие»
Хорошо быть астрофизиком, — поняли мы, посмотрев «Интерстеллар». Неплохо быть и ботаником, — доказали нам создатели «Марсианина». Пожалуй, трудно было предположить, что главной героиней в очередном фильме про космос станет женщина-лингвист.
Деление на гуманитарные и точные науки прочно засело в наших головах. Гуманитарные — значит «связанные с деятельностью человека». А в сознании большинства технарей — ещё и «бесполезные». Но в «Прибытии» учёный-гуманитарий использует свои знания, чтобы найти общий язык с другой формой жизни, а учёный-физик оказывается «на подхвате». Выходит, бесполезная лингвистика оказалась полезнее такой точной и надёжной физики. Как же так.
В фильме «Прибытие» много нового и загадочного и для гуманитария, и для технаря. Полагаю, большинство зрителей в первую очередь волнует финал фильма, но для начала мне придётся немного окунуться в лингвистику.
Круги, циклы и палиндромы
Круги и замкнутые циклы в «Прибытии» встречаются повсюду. Сама структура фильма циклична: нам кажется, что фильм начинается с прошлого Луизы Бэнкс, и сама героиня рассказывает об этих событиях, используя прошедшее время. Но в финале становится ясно, что начальные кадры изображали будущее Луизы. Для неё самой время замкнулось в круг после того, как она стала понимать язык гептаподов.
Письменность гептаподов напоминает круги. Луиза Бэнкс отмечает, что пришельцы используют нелинейную орфографию, то есть их письменность не предполагает последовательного составления предложения из слов, а слов — из звуков и букв. Логограмма — основная единица их языка — выражает законченную мысль. Поэтому так трудно понять их язык людям, привыкшим собирать свои мысли из отдельных слов.
Ключик к пониманию роли кругов и циклов в фильме — это разговор Луизы и её дочери Анны (в оригинале Hannah). Мама объясняет, что имя девочки — это палиндром. С какой стороны его ни читай, всегда будет одно и то же. Как и имя дочери, время для Луизы обретает два направления — назад и вперёд.
Гипотеза языковой относительности
В разговоре с Иеном Луиза упоминает гипотезу лингвистической относительности Сэпира-Уорфа. Студенты-филологи изучают эту гипотезу на первом курсе, для остальных же эти слова мало что значат. А гипотеза на самом деле очень проста. Понятно, что наше сознание порождает язык. Но Эдвард Сэпир и Бенджамин Уорф предположили, что верно и обратное: язык, на котором мы говорим, оказывает определённое влияние на наше сознание. Носители разных языков по-разному воспринимают действительность и даже по-разному членят её на объекты и явления. С этой точки зрения каждый новый язык, который мы узнаём, способен немного расширить нашу картину мира.
В фильме «Прибытие» гипотеза языковой относительности появляется в связи с тем, что не всем учёным удаётся встроить язык гептаподов в свою картину мира. Их восприятие ограничено собственной языковой картиной. Поэтому китайцы понимают фразу «предложить оружие» слишком буквально и начинают готовиться к решительным действиям. А Луиза Бэнкс догадывается, что «оружие» может означать и «орудие». Она не торопится делать выводы, пока не поймёт до конца логику языка гептаподов.
У Луизы есть преимущество перед учёными других стран — она ставит научный подход выше бытовой логики. Поэтому ей удаётся шагнуть дальше всех и выйти за рамки земной картины мира. Другие учёные подходят к проблеме внеземного языка со своими привычными земными стандартами. Но это неверно. Они не могут отбросить свои человеческие представления о мире, и это мешает им. По этой же причине исследования Иена Доннелли оказываются не столь важными, как открытие Луизы. Забавный парадокс: мы привыкли считать, будто язык математики универсален и его можно применить к любым явлениям во Вселенной. Но учёные констатируют, что пришельцам неизвестна земная алгебра — знания Луизы оказываются более ценными, чем математический подход Иена.
Сильная сторона Луизы — это аналитическое мышление. Она сталкивается с невероятно сложной, нешаблонной задачей. Её можно решить, только полностью отказавшись от какого-либо сопоставления с земными языками. По ходу сюжета Луиза всё глубже проникает в суть языка гептаподов, даже начинает видеть сны на нём. Только это глубокое погружение позволяет ей понять время так, как его понимают гептаподы.
Трудности перевода
Почему фильм «Прибытие» кажется таким злободневным? Кажется, на Землю ещё не опускались корабли пришельцев, и спасать мир пока не нужно… Однако главная проблема, с которой сталкивается Луиза Бэнкс и другие учёные — это не общение с гептаподами. Это общение между разными государствами. Поначалу учёные налаживают тесный контакт и всеми силами стараются решить общую задачу. Но затем неправильная трактовка гептаподских слов заставляет Китай и Россию выйти из союза.
Зачем гептаподам понадобился этот глобальный тимбилдинг? На этот вопрос мне ответить трудно. Они могли бы сразу выйти на Луизу Бэнкс и передать ей свои знания. Вместо этого каждой стране, в которой приземлилась капсула гептаподов, выдали 1/12 текста — задача человечества состояла в том, чтобы этот текст сложить по кусочкам. Но люди со своей задачей не справились. Хотя, казалось бы, гораздо проще понимать друг друга существам одного биологического вида, говорящим на не таких уж разных языках (если сравнивать с гептаподским). Однако люди не сумели договориться между собой, а Луиза Бэнкс и гептаподы — сумели.
Сюжет и смысл концовки фильма «Прибытие»
За первые пять минут фильма мы узнаём целую историю жизни и смерти дочери Луизы Бэнкс — Анны. Стремительно сменяются кадры, и голос Луизы сопровождает нас по воспоминаниям о погибшей девочке. Точнее, по тому, что кажется нам воспоминаниями. В этом и заключается главная хитрость режиссёра — заставить нас поверить, что события фильма разворачиваются после смерти Анны. Но в финале мы узнаём, что это не так.
Первая точка на временной оси фильма — это прибытие гептаподов на Землю. С этого начинается история. Луиза, Иен, их команда и учёные из других стран исследуют язык инопланетян, пытаясь установить цель их прибытия. Поначалу представители всех государств активно делятся успехами друг с другом. Но затем связь обрывается, и Луиза совершает значительный прорыв, оставив коллег далеко позади.
Луиза Бэнкс первая среди земных учёных полностью понимает логику и структуру языка гептаподов. А одна из главный особенностей гептаподского языка — это нелинейность. В частности, гептаподы воспринимают время не как последовательность, а как замкнутый круг. Это отражается и в их языке. Поэтому, заговорив на языке гептаподов, Луиза тоже понимает, что время нелинейно. Я хочу, чтобы вы максимально прочувствовали этот момент: Луиза не обретает сверхспособность перемещаться во времени, как какой-нибудь супергерой. Луиза просто начинает видеть время иначе.
В сознании человека время начинается в некой точке А и следует в точку Б. Поэтому в человеческих языках концепт времени — линейный. Наше настоящее находится в некой точке на отрезке между А (прошлым) и Б (будущим). Для гептапода прошлое, настоящее и будущее — точки на окружности, между которыми можно свободно перемещаться в разные стороны, не только от А к Б. Поэтому гептаподы знают, что случится через три тысячи лет. Осознав, как гептаподы воспринимают время, Луиза тоже начинает видеть своё будущее.
С помощью нового понимания времени Луизе удаётся поговорить с генералом Чаном, который представляет наибольшую опасность для миссии гептаподов на Земле. В фильме это показано как видение, флэшбэк (только не в прошлое, а в будущее). Генерал Чан из будущего рассказывает Луизе детали их разговора, который должен состояться через несколько минут. В частности, сообщает свой номер телефона и передаёт Луизе последние слова своей покойной жены. Луиза в настоящем использует эти сведения из будущего, чтобы совершить звонок и убедить генерала не открывать огонь.
В фильме реплика Луизы на китайском языке остаётся без перевода. Последние слова жены генерала Чана в переводе звучат так: «Война приносит не победителей, а вдов».
Вернувшись с корабля гептаподов, Луиза произносит ещё одну важную вещь. «Я поняла, почему мой муж бросил меня», — говорит Луиза Иену, и тот удивляется: «Ты была замужем?». Не была, а будет — на корабле Луизе открылось её собственное будущее. Она выйдет замуж за Иена, у них родится дочь Анна. Анне суждено умереть от рака, и Луиза знает об этом уже сейчас, до её рождения. Луиза знает, что не расскажет Иену о своём видении, когда тот предложит завести ребёнка. Луиза знает, что потом всё-таки наберётся смелости сказать об этом, но для Иена это открытие окажется слишком тяжёлым. Луиза знает, что Иен оставит их с дочерью, и она одна будет провожать Анну в последний путь.
Выбор Луизы Бэнкс может показаться странным. Выйти замуж за человека, зная, что он тебя бросит? Родить ребёнка, зная, что переживёшь его? Возможно, это действительно странно и напоминает скорее слепое смирение перед судьбой, нежели сознательный выбор взрослого человека. Но тем не менее это и есть свободный выбор Луизы Бэнкс. Зная, сколько печальных событий ей предстоит пережить, зная, что её выбор принесёт боль ей и Иену, зная, что их дочь погибнет — она всё равно выбирает прожить эту жизнь и провести счастливые минуты и часы с Иеном и Анной.
Прибытие 2016 — вечный круг жизни
Прибытие — фильм Дени Вильнева в жанре научной фантастики, с элементами драмы и триллера. В мире и в России появился в прокате в 2016 году. В свое время получил Оскар и статуэтку Британской академии за лучший звук, статуэтку Сатурн за сценарий. Также картина получила положительные отзывы от критиков. Однако многие пользователи не поняли или поняли неправильно смысл фильма Прибытие и его концовку. Попробуем разобраться в хитросплетениях сюжетных линий.
Описание истории
Сюжет фильма Прибытие основан на рассказе «История твоей жизни» Теда Чана, который был опубликован в 1998 году.
На заметку! Изначально фильму хотели дать название, одноименное рассказу. Но «История твоей жизни» в результате проведенных тест-опросов проиграла «Прибытию».
Визит
Над землей, в 12 местах по всей планете, внезапно оказываются «ракушки» — неопознанные летающие объекты внеземного происхождения. Пытаясь понять причину и цель визита объектов, специальная американская служба привлекает к работе опытных специалистов, занимающихся астрофизикой и лингвистикой. Они приглашают молодого языковеда Луизу Бэнкс, которой регулярно видится погибшая дочь, и ученого Иэна Доннели.
Пара с другими помощниками поселяются в Монтане. Они поддерживают контакты с другими группами на 11 участках по всему свету. Взаимодействуя, обмениваются новой информацией, которую успели получить и рассекретить. Почти каждые сутки «ракушки» начинают открываться, чтобы исследователи могли проникнуть на летающие корабли и изучить их. В кораблях находятся инопланетяне-гептаподы, зеленые головоногие существа. Они контактируют с землянами с помощью своеобразной прозрачной стены. Дав инопланетным сущностям условные имена Эбботт и Костелло, ученые пытаются исследовать их язык.
На заметку! «Закольцованный» язык гептаподов был придуман художником-постановщиком картины Патрисом Верметтом, научным консультантом Стивеном Вольфрамом и его сыном Кристофером, программистом. В фильме используется около ста логограмм.
Понимание
Когда Луиза вступает в новый контакт с пришельцами, один из них рассказывает о смерти другого. Он поясняет истинную цель визита: помочь людям, объединить страны, поскольку через 3000 лет пришельцы попросят помощь землян. Углубляясь в суть вопроса, Луиза также выясняет, что для инопланетян нет временных рамок. Постепенно девушка тоже начинает их не замечать. Она получает способность путешествовать во времени. Узнав итог будущего противоречия с внеземной расой, лингвист предотвращает масштабный конфликт. После того, как их миссия выполнена, пришельцы исчезают.
В конце Иэн Доннели признается в любви главной героине. Они рассуждают о жизни. Девушка получает видение о том, что им суждено иметь ребенка, но так как его жизнь оборвется рано, Доннели уйдет.
На заметку! Исполнители главных ролей Джереми Реннер и Эми Адамс уже играли вместе в фильме «Афера по-американски».
Концовка и скрытый смысл
По мере того как развивается сюжет, зритель получает множество подсказок. Это научная фантастика и драма состоит из замкнутых циклов. При первоначальном просмотре может показаться, что героиня вспоминает прошлое. Но в финале становится понятно, что эти кадры говорили о будущем Луизы. После понимания нелинейного языка пришельцев, время для героини становится цикличным, замкнутым.
Отрывки, которые показывают зрителю вначале, о том, как умирает дочь и главную героиню покидает муж, это не прошлое, а то, что еще не произошло. Луиза видела будущее. Она знала, что ей предстоит потеря ребенка и любимого, но ничего не изменила. Вот, чем закончился фильм Прибытие. Стоит указать, что скрытый смысл фильма Прибытие заключается именно в концовке: время — это не прямая траектория. Каждый человек способен определять свою судьбу сам.
Что же касается инопланетян, то когда один из пришельцев погибает, для другого это не точка. Это стадия во временном цикле. Интересно, что цикличность сопровождается на протяжении всего фильма, в частности, в концовке фильма Прибытие.
Фильм Прибытие – картина, получившая множество положительных откликов за интересный сюжет и значение. Смысл концовки фильма Прибытие заключается в самостоятельном определении своей судьбы, вне зависимости от знаний итогов, и цикличности времени.
«Прибытие» — обзор и объяснение смысла фильма
Доктора Луизу Бэнкс, крупнейшего в Америке (а может быть, и в мире) лингвиста, одну из немногих переводчиков, которым известно, что «война» на санскрите означает «желание получить больше коров», одолевают воспоминания. Её муж ушёл, её дочь-подросток умерла. Воспоминания уходят, иногда возвращаясь в снах и видениях, но жизнь идёт своим чередом — она, специалист по коммуникации, всё так же одинока. Когда в штате Монтана и ещё в одиннадцати точках планеты над землёй зависают двенадцать космических кораблей, к Луизе обращается правительство в лице полковника Уэбера. Ей нужно наладить контакт с пришельцами.
Понятие «фантастический фильм» несколько размылось в разлившемся море кинокомиксов, кинофэнтези и экранизаций компьютерных игр. Из-за этого олдфаги, олдстеры, гики, фрики и просто любители жанра нервничают и ждут каждый новый научно-фантастический фильм с особым усердием. Дождавшись, они предъявляют к нему персональные, часто завышенные требования.
Как же так, — говорит такой любитель, обращаясь лично к Кристоферу Нолану, — я целый год жду твой «Интерстеллар», а ты мне показываешь приливные силы вблизи чёрной дыры на порядок меньше рассчитанных мной! Посмотри же на эти цифры! — оскорблённо восклицает он, апеллируя к науке (презрев научных консультантов) и забыв о фантастике, требуя от героев поступков, укладывающихся в логические схемы, выстроенные в его, любителя, личной голове.
Интересно, перепадёт ли хоть что-нибудь нашему любителю от Дени Вильнёва, удастся ли дотошному критикану уцепиться хоть за какой-нибудь «фактический» ляп или логическое противоречие «Прибытия». На первый взгляд, фильм выглядит безупречным представителем Sci-Fi с человеческим лицом.
Сначала быстренько пробежимся по цифрам, сведём дебет с кредитом. Канадец Дени Вильнёв пока ещё не получил чековую книжку, куда он сам может вписывать произвольные суммы. На первый контакт с инопланетянами ему выделили 50 миллионов. Этой полусотни хватило за глаза, но не для того, чтобы пустить в эти самые глаза разноцветную пыль, а для эффектной и эффективной визуальной поддержки идеи, которая является основной ценностью фильма. Нет,
«Прибытие» ни в коем случае не выглядит дёшево, полукилометровые корабли окутываются облаками очень даже величественно, просто корабли — сдержанной формы и расцветки, а в главной роли не Джонни Депп, а Эми Адамс.
С расстояния инопланетяне выглядят как самые обычные семипалые семиноги,
но, приблизившись, мы обнаруживаем, что они облачены в грубые, похожие на слоновьи, шкуры. Отсутствие хоть каких-то данных о естественных местах обитания пришельцев даёт зрителю карт-бланш — воображай что вздумается. Какую угодно планету с низкой гравитацией, где в молочно-туманной атмосфере грациозно проплывают изящные гептаподы, а на семиствольном баобабе тревожно вскрикивает гигантский гептакрыл.
Эми Адамс сыграла много хороших ролей до и особенно после «Зачарованной», но я впервые увидел её именно там. С тех пор, независимо от конкретного образа, для меня она всегда немного диснеевская принцесса, няшная и мультяшная. Не в смысле — только её играет, а в смысле — всегда вызывает симпатию и даже умиление.
Именно её героиня, а вовсе не пришельцы и не вызванный ими мировой кризис — центральная фигура повествования.
Это фильм о людях, а вся история с вторжением лишь подсвечивает и подчёркивает человеческие проблемы — проблемы общения, понимания и взаимопроникновения.
Что, разумеется, никак не умаляет замечательную техническую и эмоциональную сторону самого процесса выстраивания разговора с инопланетянами. Это фильм не о чудовищах, а о предопределении и чудовищном выборе, перед которым стоит доктор Луиза Бэнкс. О её отравленном счастье.
Описание этого фильма легко испортить спойлерами, поэтому я замолчу и скажу лишь то, что если вы будете достаточно внимательны, то ближе к концу история, замечательная на всём протяжении, не то чтобы перевернётся с ног на голову, но перевернёт что-то большое внутри вас, да так, что перехватит дыхание и покроет мурашками.