в чем суть фильма мимино
В чем суть фильма мимино
К тому моменту, когда Сергей Багдасарян открывал дверцу своей машины, чтобы посадить в него молодую девушку с огорченным лицом – он еще не знал, что меньше чем через час будет мертв. И, тем более, не знал, что приговорен к смерти уже давно, еще до своего рождения. И приговор написали и скрепили подписями три человека – авторы сценария фильма « Мимино » Резо Габриадзе и Виктория Токарева и режиссер этого фильма Георгий Данелия.
Наверное, такое начало показалось вам провокативным и неадекватным наездом на любимый всенародно фильм. Видимо – частью антигрузинской кампании. Поэтому продолжим объяснение, хотя если вы задумаетесь, вспомните сюжет, то мне объяснять или продолжать не надо.
Итак, о чем этот фильм? О том как простой, немного хулиганистый грузинский парень-вертолетчик влюбился в Белую Женщину, Стюардессу. Подчеркнуто русскую по внешности и манерам – в меру изысканную, в меру простоватую. В общем – просто в русскую.
Так, без особого напряжения, но вполне эффективно, в сознание страны и в ее среднерусской и в её закавказской части внедрен был простой и очевидный стереотип: «если русскую женщину хочет кавказский мужчина, то она должна ему дать без разговоров, если не хочет прослыть высокомерной корыстной дурой». При этом Лариса Ивановна, еще раз подчеркну, один из двух символически окрашенных образов русских в фильме, где забавными и трогательными положительными героями выведены грузин и армянин.
Думаю, что я объяснил – причем тут Сергей Багдасарян.
И завертелось. За два месяца всё успели переделать. Мало было у нас картин о кавказцах. Ничего – теперь много будет. Принимайте, гости дорогие…
[1] Название принадлежит редакции «Золотого льва».
10 интересных фактов о фильме «Мимино»
Над сценарием режиссёр Георгий Данелия работал вместе со сценаристами Ревазом Габриадзе и Викторией Токаревой. Фильм должен был называться «Ничего особенного», а главными героями стать вертолётчик в исполнении Вахтанга Кикабидзе и врач-эндокринолог в исполнении Евгения Леонова. В ходе работы появился альтернативный герой — шофёр-армянин, на роль которого решили взять Фрунзика Мкртчяна. С кем Валико поселится в гостиничном номере — со врачом или шофёром — сценаристы решили с помощью подбрасывания монетки… Выпал шофёр, и тогда для Евгения Леонова написали роль фронтовика Волохова. Он был любимым актёром Данелии он просто не мог не снять его в своём фильме.
Когда Георгий Данелия сказал в Госкино, что хочет поменять название фильма на «Мимино», что по-грузински означает «сокол», ему ответили, что слово дурацкое и менять на него не дадут. На защиту нового названия встал председатель Госкино — он думал о том, что фильм можно будет показать на Московском международном кинофестивале, и «Мимино» звучит более интригующе, чем невыразительное «Ничего особенного».
В фильме планировалось много музыкальных номеров, но их убрали по просьбе Вахтанга Кикабидзе. Он сказал, что не будет петь в кадре — это не в характере его героя. Валико — немногословный серьезный грузин, и весёлые песенки в его исполнении будут звучать неестественно. Георгий Данелия согласился с актёром и оставил несколько песен другим героям, а знаменитую «Чито-гврито» Вахтанг Кикабидзе исполнил за кадром. В кадре актёр только напел грузинскую народную песню «Грибной дождик» в ошибочном телефонном разговоре Валико с Тель-Авивом.
У героя Вахтанга Кикабидзе — лётчика Валико — была собака по кличке Зарбазан (по-грузински «пушка»). Режиссёр искал типичную дворнягу, поэтому все варианты ухоженных домашних любимцев ему не подходили. Настоящего Зарбазана встретили на дороге — лохматая собака бежала по своим делам, когда ее забрала съёмочная бригада с мыслью: «Срочно снять, а хозяевам всё объясним потом». Оказалось, что хозяев у Зарбазана никогда не и было. Оказавшуюся очень компанейской собаку директор фильма забрал с собой в Москву.
Грузинскую часть фильма снимали в городе Телави и сёлах Омало и Шинако. В обмен на дефицитный в тех местах керосин, съёмочной бригаде помогал местный лётчик. Проблемы возникли только со сценой перевозки на вертолёте коровы — лётчик требовал разрешения от своего руководства, так как это было нарушение безопасности полётов. Искать руководство и ждать от него ответа времени не было, и тогда режиссёр решил сыграть на грузинском самолюбии: «Эх, надо было из Москвы лётчика брать. Тут мастер нужен, ас…» Лётчик очень обиделся и сказал, чтобы грузили свою корову, он перевезёт куда надо. В одном из эпизодов в роли пилота появляется и сам Георгий Данелия…
Местные жители съёмочной группе не досаждали до тех пор, пока по горам не пронёсся слух, что на съёмки приехал Вахтанг Кикабидзе. После этого со всех сторон стали приезжать пастухи, чтобы уважить любимого артиста. И было невозможно отказать во встрече человеку, который неё этого сутки скакал на лошади… Беда была в том, что все приезжали со своей чачей и щедро наливали дорогому Бубе, а когда актёр отказывался с жалобами на больную печень или сердце, его уверяли, что чача — лучшее лекарство от недугов. От отчаяния Кикабидзе придумал, что лечится от мужской болезни, и пить ему запрещено врачами. Пастухи понимающе закивали и больше ему никто не наливал…
Эпизод с молодым адвокатом режиссёр взял из биографии своей старшей дочери. Когда она закончила юридический институт и начала адвокатскую практику, то выглядела очень молодо, и никто её всерьез не воспринимал. Первым её подзащитным стал внушительный рецидивист из Бутырской тюрьмы. Когда адвоката впервые оставили один на один с подзащитным — девушка от волнения забыла всё, чему учили в институте, и выглядела так испуганно, что рецидивист сам начал ей подсказывать, что она должна у него спрашивать… Режиссёр дал героине Марины Дюжевой имя своей дочери — Светлана Георгиевна.
Фрунзик Мкртчян всегда придумывал реплики для своих героев как на съёмочной площадке, так и на стадии озвучивания. Фильм «Мимино» не стал исключением — почти вся сцена в суде была импровизацией актёра. Знаменитые фразы Рубика «Я так хохотался!», «Ты и она не две пары в сапоге», «Я вам один умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь» актёр тоже придумал сам.
Зажигательную танцевальную сцену Рубика и Валико снимали ночью в ресторане гостиницы «Россия». Съёмочная бригада приехала заранее и обнаружила там припозднившуюся компанию армян, которая узнала Фрунзика Мкртчяна и начала угощать земляка и всю киногруппу… Расходиться компания не собиралась, так что снимали всех, кто был. Танцевать выходили после некоторого количества бокалов, что осложняло работу. Когда дама бросала платок, а Мкртчян должен был в шпагате поднять его зубами с пола — падали по очереди то актёр, то его партнёрша с платком… Георгий Данелия шёпотом попросил Кикабидзе на очередном дубле выхватить злополучный платок, чтобы закончить эту сцену.
Лезгинку с Рубиком и Валико танцевала актриса Татьяна Распутина, и мало кто из зрителей узнал в этой даме колоритную исполнительницу «энергичного танца» из предыдущего фильма Георгия Данелии «Афоня».
Фильм очень успешно прошёл в советском прокате и собрал призы нескольких международных кинофестивалей, в том числе получил главный приз ММКФ 1977 года и приз «Золотой Лачено» на фестивале в Италии, а режиссёру и исполнителям главных ролей вручили Государственные премии. В 2011 году в армянском городе Дилижан был открыт памятник героям фильма — Валико, Рубику и Ивану Волохову. Рубик-джан хвастался: «У нас в Дилижане кран открываешь, вода течёт — второе место в мире занимает», поэтому памятник установили на роднике… В том же 2011 году скульптурная композиция, запечатлевшая тех же героев и режиссёра Георгия Данелию, появилась и в Тбилиси. Еще один памятник Рубику и Валико стоит в российском городе Приозёрске.
Содержание фильма «Мимино». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Трагикомедия от режиссера Георгия Данелия.
Однажды в аэропорту Тбилиси он встречает своего бывшего однокурсника, который летает на международных линиях на Ту-144. С ним Мимино видит красивую стюардессу, которая покоряет его сердце с первого взгляда. Желая завоевать недосягаемую Ларису Ивановну, он отправляется в Москву с намерением попасть в большую авиацию.
В Москве Валико с письмом от тёти Нины, родственницы его друга Кукуша, через связи оперного певца Синицына поселяется в гостинице «Россия» под видом участника конференции эндокринологов. По воле случая в одном номере с ним оказывается шофёр из Дилижана Рубен Хачикян, приехавший в Москву за новым самосвалом. Несмотря на стычку в первый же день, между ними завязываются дружеские отношения. За один вечер приятели с кавказским размахом тратят в ресторане все деньги.
Но встретиться с Ларисой Ивановной Валико не удаётся. Сначала она не приходит на свидание в ресторан, а затем младшая сестра стюардессы, перехватив телефонную трубку, грубо оскорбляет Валико. Вскоре друзей выселяют из гостиницы: Рубен поселился в гостинице, просто назвав свою фамилию и будучи очень удивлён гостеприимством, даже не догадывался, что из-за путаницы получил место, забронированное на его однофамильца, профессора эндокринологии, а Мимино, пытаясь защитить право своего нового друга на ночлег, сам проговорился, что поселился в гостинице «по блату».
На скамье подсудимых Мимино встретил своё 35-летие, что становится причиной формального отказа в приёме на переквалификацию на самолёт большой авиации. Расстроенный неудачей, Мимино собирается лететь домой. Не имея денег на обратный билет, в аэропорту он знакомится с Иваном Сергеевичем Волоховым, ветераном Великой Отечественной войны.
Мимино становится пилотом международных линий. В одном из перелётов он снова встречает Ларису Ивановну, которая извиняется перед ним за «неприличное поведение своей сестры». Однако зарубежные красоты уже больше не радуют Мимино. Теперь он всё чаще вспоминает родные горы, своё село, пса Зарбазана, любимого племянника и старого деда. Любовь к родным местам подчёркивается создателями фильма выразительным эпизодом.
Конец фильма открытый (остался Мимино в большой авиации или вернулся в родные края) и символичный: вертолёт стоит на приколе, привязанный цепью, в селе Мимино.
Второй режиссёр Юрий Кушнерёв отвозил готовые материалы в Москву, где работала съёмочная группа: готовили костюмы, декорацию, бюджет, выбирали места натурных съёмок. В итоге к началу съёмок был готов первый вариант сценария, который впоследствии переписывался и уточнялся.
К 30-летию картины в Москве на Чистых прудах рядом с домом, где находится квартира Данелии, планировалось установить памятник героям фильма. В декабре 2006 года эту идею одобрила Комиссия по культуре Московской думы. Тем не менее в марте 2007 года комиссия по фундаментальному искусству при Мосгордуме предложение единогласно отклонила, сославшись на то, что район Чистых прудов перенасыщен памятниками.
кадры из фильма «Мимино»
Режиссер: Георгий Данелия;
Сценаристы: Георгий Данелия, Виктория Токарева, Реваз Габриадзе;
Оператор: Анатолий Петрицкий;
Композитор: Гия (Георгий) Канчели;
Художники: Элеонора Немечек, Борис Немечек;
Кастинг-директор: Тамара Одинцова;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1977;
Премьера: 27 марта 1978
«Мимино»: прекрасный фильм с откровенно слабой концовкой
Объясняем, почему знаменитая картина Георгия Данелии про честного грузинского лётчика не так хороша, как могла бы быть.
Все поклонники советского кино знаю и любят фильм «Мимино» — лирическую комедию и одновременно экзистенциальную драму, снятую главным специалистом в СССР по такому смешению жанров Георгием Данелией. Кавказская эксцентрика в исполнении Вахтанга Кикабидзе и Фрунзика Мкртчяна, особенно в столкновении с холодной и рациональной русской Москвой, смотрится действительно забавно и в то же время мило, а попытки главного героя «выбиться в люди», да ещё и под воздействием любовного импульса, понятны и близки каждому.
Вахтанг Кикабидзе и Фрунзик Мкртчян в фильме «Мимино»
Несомненно и то, что под конец фильм только набирает обороты. Если столичные похождения грузина и армянина — жанр довольно лёгкий, то взлёт Мизандари к карьерным и небесным высотам как бы возносит туда и зрителя. Ставки повышаются, и становится интересно, чем всё-таки закончится эта причудливая история, органично сочетающая в себе низменный блат и невозможный романтизм.
Ближе к концу мы видим самую сильную сцену картины — телефонный разговор с Тель-Авивом — и в ней уже совсем мало от легкомысленной комедии, место которой занимает щемящая ностальгия. Затем следует не менее сильное продолжение в самолёте, когда герой Кикабидзе достигает эмоционального предела, срывается на стюардессу и признаётся ей, что хочет выйти. А вот дальше происходит непонятное: мы видим, как вертолёт с Валико снова прилетает в его родную деревню, навстречу выходят местные жители, после чего нам показывают кадр с цепью и замком, которыми летательный аппарат прикован к земле, и фильм заканчивается.
Кадр из фильма «Мимино»
Такой финал слишком грубо обрывает сюжетную линию и не приносит зрителю должного удовлетворения. Из него даже невозможно однозначно понять, что произошло. Вроде бы он означает, что разочаровавшийся в больших высотах Мимино возвращается к корням (на что указывает и эмоциональное состояние героя в предшествующих сценах). Но если это так, непонятно, почему нельзя было снять полноценную сцену возвращения, которая не оставляла бы сомнений в произошедшем.
Существует версия, что финал открытый (в частности, она содержится в русскоязычной Википедии), однако претензий к скомканности эпизода она не снимает.
На самом деле эта сцена сделана просто-напросто небрежно, что вообще характерно для Данелии (нечто подобное можно наблюдать и в финале «Афони»). Конечно, это не такой провал, как концовка «Бриллиантовой руки», но всё равно недостойное завершение для отличного в целом фильма.
Руслан Микаберидзе в фильме «Мимино»
Правда, существует ещё одна версия, озвученная Кикабидзе. По словам актёра, в финальной сцене Мимино выпрыгивал из самолёта и приземлялся в родном селе, где встречал кузнеца (впоследствии вообще вырезанного из фильма), и тот обращал внимание, что у главного героя сзади порваны штаны. В ответ на это персонаж Кикабидзе возмущался, что собеседник смотрит на его зад вместо того, чтобы созерцать красу родной земли. Этот финал якобы вырезала цензура, и в итоге Данелии пришлось смонтировать новый. Если это правда, то цензорам можно только поаплодировать: если бы не они, концовка была бы даже хуже, чем сейчас.
«Мимино» вовсе не комедия, а философский фильм, из которого вырезали важный финал
Прошло уже больше сорока лет со дня премьеры «Мимино», уже давно нет Советского Союза, уже все давно забыли про «дружбу народов», а эта комедия до сих пор у многих остается одной из самых любимых.
Да, миллионы зрителей по прежнему считают «Мимино» одной из лучших советских комедий, которая разобрана на цитаты…
А вот по мнению Вахтанга Константиновича Кикабидзе, который блестяще сыграл в этом фильме, «Мимино» — «это вовсе не развлекательное кино, над которым можно поржать», а тонкий и глубокий фильм об очень важном.
Интересно, что изначально Данелия хотел снимать фильм совсем о другом летчике, вернее о вертолетчике, в которого влюбилась деревенская девчонка. За основу была взята повесть Виктории Токаревой «Неромантичной человек». Позже по этой повести режиссер Владимир Грамматиков снимет тоже очень хороший фильм фильм «Шла собака по роялю».
Так вот, уже почти было все готово ко съемкам и тут вдруг к Георгию Данелия приходит его друг — писатель и сценарист Максуд Ибрагимбеков, и рассказывает ему историю о знакомом сельском вертолетчике из глухого горного села, который, возвращаясь из рейса, привязывал свой вертолет на цепь и запирал на замок.
Он даже не знал о чем будет его кино, но сразу решил, что в главной роли будет снимать своего любимого Бубу Кикабидзе.
В срочном порядке Данелия, Виктория Токарева и Резо Габриадзе заселяются в санаторий и начинают быстро писать сценарий будущего «Мимино».
Они вовсе не считали, что это будет комедия, ну а то, что в фильме много смешных моментов, так одно другого не отменяет. О важном можно рассказывать по- разному…
Зрители так и не увидели финала картины, который был полностью вырезан. Они также и не увидели еще одного героя фильма — скульптора Петра.
Из интервью Вахтанга Кикабидзе:
«В конце фильма, когда Мимино хочет бутылку открыть, пролетая над родиной, он начинает дергаться. Стюардесса ему говорит, мол, есть открывалка, зачем вы мучаетесь?
А он: «Что вы на меня все кричите?!» Он хочет домой! И потом говорит ей: «Хочешь, я выйду из самолета, Марина?» Или как там ее звали, не помню. А она отвечает: «Нет, не хочу».
«А я, — говорит, — хочу». И он выходил… из самолета. После того как Мимино выходил из самолета, следовала сцена разговора Валико и Петра.
Кругом огромные заснеженные горы, музыка слышна. И Валико на заднице съехал откуда-то, поскользнулся в заснеженных горах.
Мы все это серьезно играли, не улыбаясь.
— «Нелетная погода, и я пешком пришел. Я тебе подковы принес»
— «А подковы мне уже не нужны. Мы с Бостоном побратались. И они нам теперь подковы присылают. Но гвоздей нет. Ты гвозди не привез?»
«Но ты же мне не поручал привезти гвозди?» — отвечает Валико.
И, когда Мимино уходит, Петр начинал хохотать.
«Чего ты смеешься?» — «У тебя на заднице брюки лопнули!» (он же скатился по горе).
Еле отстоял режиссер и другую трогательную грустно — смешную сцену из фильма. Ее сначала вырезали, а потом вставили. Помните, когда Мимино звонит из Германии родственникам в Телави, но случайно попадает в Тель-Авив?
СССР в те годы разорвал дипломатические отношения с Израилем, и сентиментальная сцена тоскующего по любимой Грузии репатрианта была, мягко говоря, нежелательна.
Версия фильма с вырезанной сценой была показана только однажды — на юбилейном десятом ММКФ (где «Мимино», кстати, получил главный приз). После чего Данелия своими руками искромсал плёнку, выкинул её в мусорное ведро и настоял на том, чтобы в широкий прокат кино ушло со звонком в Израиль, потому что эпизод с тоскующим по родине грузинским евреем был, по мнению режиссёра, очень важным.
«Приходит день, уходит день, один из тысяч. Чего мы ждем? О чем грустим? Чего мы ищем? Кто в поле, кто в небе, кто в море – себя мы ищем, мы ищем себя» …
Хороший фильм, хорошие актеры, хорошая музыка, хорошие песни.. Хорошее было время, кто бы что не говорил.
А какие у вас любимые сцены из «Мимино?» Сколько раз Вы его смотрели?
Я больше всего люблю сцену из суда, там просто бесподобная актерская игра Фрунзика Мкртчяна.
Очень пронзительна там и встреча Валико с якобы фронтовым другом отца, которого играл Евгений Леонов…
Ну, и конечно, же знаменитый танец в ресторане. Так танцевать, так играть могли только они…