в чем суть фашизма

26. Фашизм-его признаки и сущность

Фаши;зм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») — политологический термин, который является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, их идеологии, а также возглавляемых ими политических режимов диктаторского типа[1], [2].

В более узком историческом смысле под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920-е — начале 1940-х под руководством Б. Муссолини[источник не указан 32 дня].

В историографии СССР, России и ряда других стран под фашизмом понимается также немецкий национал-социализм (см. нацизм), франкизм, режим Нового государства в Португалии, венгерские, румынские, болгарские варианты фашизма и их производные, ультраправые политические движения в странах третьего мира[источник не указан 73 дня].

В последнее время в специальной литературе широко обсуждается определение фашизма английским исследователем Р.Гриффином как «палингенетического ультранационализма», предполагающее, что в своем мифологическом ядре фашистская идеология нацелена не на «возрождение» нации (как другие националистически-популистские идеологии), а на ее «сотворение заново»[3].
Этимология

Слово фашизм происходит от итальянского fascio (фашио) — «союз» (название политической радикальной организации Б. Муссолини — Fascio di combattimento — «Союз борьбы»). Это слово, в свою очередь, восходит к латинскому fascis — «связка, пучок», которым, в частности обозначались символы магистратской власти — фасции, связки розг с воткнутым топором. Изображение фасций стало символом движения Муссолини, апеллировавшего к имперским традициям Древнего Рима (в частности, Муссолини утверждал, что первым фашистом был Юлий Цезарь)[источник не указан 32 дня].
[править] Основные черты фашизма

Основными характеристиками фашизма являются: господство правой идеологии, традиционализм, радикальный национализм, антикоммунизм, этатизм, корпоративизм, элементы популизма, милитаризм, часто вождизм, декларирование опоры на широкие слои населения, не относящегося к правящим классам [4].

Часто фактором возникновения и роста фашистских партий является наличие в стране экономического кризиса в случае, если он вызывает также кризис в социальной и политической области[4].

Фашистские партии часто милитаризировались и применяли необычный в то время политический стиль: массовые манифестации, массовые марши, подчеркивание мужского и юношеского характера партии, формы некоторой секуляризированной религиозности, бескомпромиссное одобрение и применение насилия в политических конфликтах[источник не указан 32 дня].

У фашистских партий были сравнимые идеологии и цели, отличительным признаком которых была заложенная в их основу амбивалентность. Фашистская идеология обнаруживает одновременно антисоциалистические и антикапиталистические, антимодернистские и специфически современные, крайне националистические и тенденциозно транснациональные моменты. Эти отношения не во всех видах фашизма выступают в одинаковой форме[источник не указан 32 дня].

Антикапиталистические пункты программы, большей частью сформулированные намеренно расплывчатым образом, в ходе развития итальянской НФП и НСДАП все больше отступали на задний план. Они были относительно сильно выражены у венгерских «Скрещенных стрел», у румынской «Железной гвардии», в некоторых частях фаланги, во французской ФНП Дорио и у австрийских национал-социалистов до аншлюса[источник не указан 32 дня]. Напротив, они относительно слабо проявлялись у австрийских хеймверовцев, норвежского «Национального единения», бельгийских рексистов, у некоторых частей остальных французских фашистских партий и у голландской НСС.

Крайне антимодернистские установки обнаруживаются у НСДАП, у «Железной гвардии» и усташей[источник не указан 32 дня]. Но и эти движения никоим образом не отказывались применять специфически современные орудия и методы в пропаганде, политике, военном деле и экономике[источник не указан 32 дня]. Поэтому фашизм вообще нельзя описать ни как исключительный антимодернизм, ни как «порыв к современному» или, тем более, как «социальную революцию»[источник не указан 32 дня].

Все фашистские партии были ориентированы крайне националистически; большей частью они ориентировались на определенные «славные» периоды соответствующей национальной истории, представленной в идеализированном виде[источник не указан 32 дня]. Но мелкие фашистские движения, вольно или невольно, должны были в некоторой степени считаться с национальными интересами других фашистских движений, и прежде всего фашистских режимов[источник не указан 32 дня]. Именно вследствие такой ориентации на иностранный фашистский образец с этими партиями боролись не только левые, но и правые силы крайне националистического направления.

Все фашистские партии проявляли решительную и бескомпромиссную волю к уничтожению своих политических противников, а также — отчасти произвольно выбранных — меньшинств[источник не указан 32 дня].
[править] Варианты
[править] Итальянский фашизм

Основная статья: Итальянский фашизм

Фашизм в узком смысле слова, то есть доктрина Бенито Муссолини, выдвигала на первый план идею корпоративного государства — государства как власти корпораций, представляющих и гармонизирующих интересы всех слоёв населения (в противоположность парламентской демократии как власти партий). Фашистская идеология зародилась в Италии в конце 1910-х гг., итальянская фашистская партия пришла к власти и установила диктатуру Муссолини в 1922 г. Сам Муссолини в своей книге «La Dottrina del Fascismo» использовал слово «фашизм» и в значении «режим», и в значении «идеология»:

«Il fascismo, oltre a essere un sistema di governo, ; anche, e prima di tutto, un sistema di pensiero» («Фашизм — это не только система управления, это также, и прежде всего, система мысли»)

[править] Нацизм (национал-социализм, Германия)

Основная статья: Нацизм

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) управляла Германией с 1933 по 1945 год. После успешного Марша на Рим Бенито Муссолини в 1922 году, лидер немецких нацистов Адольф Гитлер восхитился удачей Дуче и представил нацизм как немецкую версию итальянского фашизма. Йозеф Геббельс, главный пропагандист нацизма, приписывал итальянскому фашизму старт конфликта против либеральной демократии, говоря:

Марш на Рим был сигналом, признаком шторма либеральной демократии. Это первая попытка разрушить мир либерально-демократического духа[. ] который начался в 1789 со взятия Бастилии и завоевал одну страну за другой в жестоких революционных переворотах, чтобы позволить… нациям погибнуть в марксизме, демократии, анархии и классовой борьбе…[6]

«Железная гвардия» — это фашистское движение в Румынии существовавшее с 1927 по 1941 год.[7] Они находились у власти с 14 сентября 1940 года до 21 января 1941 года. Корнелиу Зеля Кодряну основал это движение 24 июля 1927 года под названием «Легион архангела Михаила» (Legiunea Arhanghelul Mihail), и возглавлял его до самой своей смерти (1938 год).
[править] Фалангизм (Испания)

Основная статья: Фалангизм

Фалангизм — это одна из форм фашизма, основанная Хосе Антонио Примо де Риверой в 1934 году, возникшей во времена Второй Испанской Республики. [233] Примо де Ривера был сын бывшего диктатора Испании Мигель Примо де Ривера[8].
[править] Интегрализм (Бразилия)

Основная статья: Бразильский интегрализм

Основная статья: Австрофашизм

[править] Ассоциация помощи трону (Япония)

Основная статья: Ассоциация помощи трону

[править] Фашизм и Коминтерн
Флаг испанской Фаланги

Подобные движения в 1920—1950-х годах получили распространение в странах Европы и Америки. Фашистские партии пришли к власти в Италии и Германии. В Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Эстонии, Латвии у власти утвердились правые националистические режимы, с большим или меньшим основанием относимые к фашистским[4]. К фашистским также относили «сословное государство» Дольфуса-Шушнига в Австрии (австрофашизм)[11]. Следует сказать, что далеко не все режимы и движения, относившиеся к фашистским левыми силами в 30-е годы, считаются таковыми современной наукой[3].

В среде русской эмиграции также возникло фашистское движение, хотя и не обладавшее большим влиянием [12], самыми известными организациями которого являлись Всероссийская фашистская партия и Всероссийская фашистская организация.

Ленин еще в ноябре 1922 года сопоставил итальянских фашистов с «бандами» (согласно лексике автора) черносотенцев царского времени [13].

Тогда же, почти одновременно, социалистические и коммунистические авторы стали обозначать как «фашистские» все антиреволюционные движения и режимы [14], и даже социал-демократов часть коммунистов обвиняла в фашизме, введя термин «социал-фашисты».

Впоследствии в дискуссии коммунистов о понятии фашизма такое обобщение, по-видимому, не вызывало сомнений, хотя в начале 20-х годов Клара Цеткин, Антонио Грамши, Пальмиро Тольятти и некоторые другие итальянские авторы предостерегали от обозначения всех антидемократических и антикоммунистических явлений как фашистских, поскольку при этом стирались специфические черты итальянского фашизма Вольфганг Випперман Европейский фашизм в сравнении 1922—1982.

С конца 1920-х годов противники германского национал-социализма всё чаще именуют его «фашизмом». В частности, это было характерно и для советской политической фразеологии [15].

Классическим марксистским определением фашизма считается определение, представленное в резолюции XIII пленума ИККИ и повторенное на VII Конгрессе Коминтерна Георгием Димитровым, докладчиком по этому вопросу (так называемое «димитровское» определение)[16]:

Фашизм — это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала… Фашизм — это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм — это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике — это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов.

По мнению некоторых авторов, это определение оказало крайне негативное действие, так как привело к недооценке фашизма и дезориентировало левое антифашистское движение Европы в предвоенный период[3].

В то же время для режима и господствующей идеологии некоторых стран термин «фашизм» почти не использовался, хотя он и подходил по формальным признакам. Например, в СССР было принято характеризовать политический режим Японии как «японский милитаризм». Вероятно это связано с особенностями формирования реакционного режима 20-40х гг Японии, преимущественно «сверху» руками военных экстремистов. Хотя дзайбацу нередко использовали уголовников для запугиваний и убийств противников реакции, свидетельств формирования неподконтрольных армии отрядов штурмовиков не встречается[источник не указан 32 дня].

С началом Второй мировой войны такое понимание термина перенимается буржуазно-демократическими и демократическими слоями стран — участниц антигитлеровской коалиции. Вот, например, что пишет Британская энциклопедия:

В период с 1922 по 1945 гг. к власти в ряде стран пришли фашистские партии и движения: в Италии — возглавляемая Муссолини Национальная фашистская партия (Partito Nazionale Fascista), в Германии — Национал-социалистическая рабочая партия (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei), или нацистская партия, руководимая Адольфом Гитлером и представлявшая его национал-социалистическое движение… [17]

[править] В современных СМИ

Основная статья: Фашист (эпитет)

После Второй мировой войны слово фашист обрело крайне негативную окраску, и для политических групп стало непопулярно соотноситься с фашизмом. В настоящее время некоторые политики в своих выступлениях используют слово «фашизм» для того, чтобы заклеймить своих политических оппонентов и их убеждения. Слово «фашизм» стало ругательным словом в политической демагогии, часто теряя своё смысловое содержание. Для некоторых обвинения в фашизме стали орудием борьбы с политической оппозицией[18].

В средствах массовой информации зачастую фашизмом называют любые действительные или мнимые проявления тоталитаризма в сочетании с идеей национальной или расовой исключительности, а также симпатии к нацистской символике и атрибутике[источник не указан 32 дня].
[править] Современные исследования фашизма

С конца 1980-х среди академических историков и социологов проявляется значительный интерес к исследованию феномена фашизма. Выпускается целый ряд научных монографий, как в Европе (см., например, Роджер Гриффин) так и в России (см., например, Александр Галкин).

Источник

Фашизм в Германии: суть идеологии, причины, история кратко

в чем суть фашизма. Смотреть фото в чем суть фашизма. Смотреть картинку в чем суть фашизма. Картинка про в чем суть фашизма. Фото в чем суть фашизма

в чем суть фашизма. Смотреть фото в чем суть фашизма. Смотреть картинку в чем суть фашизма. Картинка про в чем суть фашизма. Фото в чем суть фашизма

Фашизм (итал. fascismo, от fascio — союз, пучок, связка, объединение) – это общее определение для политических движений и идеологий крайне правого толка, как правило, стремящихся к установлению тоталитарных (диктаторских) режимов. Основными отличительными чертами фашизма в Германии являются: национализм, ксенофобия, неприятие коммунизма и либерализма, стремление государства подчинить все сферы жизни людей, милитаризм, иногда расизм и геноцид.

Суть идеологии фашизма

В современной политической теории фашизм характеризуют и как идеологию, и как особый тип политического режима. В основе фашизма, как совокупности идейных представлений, лежит национализм.

Именно установление фашистских режимов дискредитировало само понятие национализма, которое развивалось в политической мысли, прежде всего, как стремление к защите интересов своей нации и признанию самой нации высшей ценностью. Такова суть фашизма.

Первостепенной задачей строительства так называемых национальных государств было именно создание высшей формы народного единства. Под этим подразумевалось единство всех народов и этносов на территории суверена. Национализм должен был объединять и препятствовать этническим конфликтам, а не порождать их.

Но фашистская идеология радикализирует и извращает суть национализма. Идея единства становится объектом политической манипуляции будущих диктаторов, поскольку на фоне затянувшегося кризиса она обеспечивает народную поддержку. Массы в условиях кризиса уже не ценят свою свободу, поскольку, пребывая в бедности и нужде, не могут воспользоваться теми благами, которые она приносит. Либерализм с его защитой прав, свобод и частной собственности, когда эта собственность ничего не стоит, представляется издевкой и становится нежизнеспособным.

Именно поэтому народ сам отдает остатки своих прав и свобод в руки фашистской власти, пребывая в вере, что только так и можно преодолеть сегодняшние беды: сплотившись всем вместе и отбросив личный эгоизм.

Фашистские же лидеры своими пламенными пропагандистскими речами раздувают этот уголек народной надежды, обещая скорый подъем, рассвет и процветание.

Таким образом, национализм становится навязчивой и, по сути, единственной политической программой фашизма.

Но обеспечение единства широких и во многом разобщенных социальных слоев — это долгий и тернистый путь. Основа же фашизма — популизм, обещание скорейших преобразований.

Единение нужно здесь и сейчас, а для этого необходим стимул, необходим толчок, который поможет преодолеть разногласия. Для фашизма подобным стимулом становится образ врага, крайняя форма которого — расизм.

Как раз в этом контексте отмечают разницу между итальянским и немецким фашизмом.

Сходства и различия фашизма в Италии и Германии

В Италии так и не случилось перехода ко второй стадии развития фашистской идеологии и установления тоталитаризма. Во многом это было обусловлено незрелостью итальянской доктрины, включавшей в себя множество противоречивых положений и лозунгов, да так и не сложившейся в целостный политический проект.

Ханна Арендт в «Истоках тоталитаризма» отмечает, что, по сути, цель итальянского фашизма «сводилась только к захвату власти и установлению в стране прочного правления фашистской «элиты»». Тоталитаризм же, по ее мнению, «…никогда не довольствуется правлением с помощью внешних средств, а именно государства и машины насилия. Благодаря своей необыкновенной идеологии и роли, назначенной ему в этом аппарате принуждения, тоталитаризм открыл способ господства над людьми и устрашения их внутри».

Масса с ее верой в фашистскую идеологию и фашистского лидера, фигура которого становится практически сакральной, — вот реальный фундамент фашистского режима.

Еще в 1930 году испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет опубликовал свой трактат «Восстание масс», в котором выражал серьезные опасения в отношении становления национальных государств, социальной основой которых является массовое общество. Он утверждал, что главную угрозу времени представляет «сокрушительный и свирепый бунт массовой морали, неотвратимый, неодолимый и темный, как сама судьба». Восстание масс же ведет к «полностью огосударствленной жизни, экспансии власти, поглощении государством всякой социальной самостоятельности». Таким образом, Ортега-и-Гассет пророчески увидел в массе и массовом сознании главную опору набирающих силу тоталитарных режимов.

Бенито Муссолини удалось прийти к власти в Италии, убедив народ в том, что единство может обеспечить только сила. Введенное им понятие фашизма в самом своем названии отражает эту идею.

в чем суть фашизма. Смотреть фото в чем суть фашизма. Смотреть картинку в чем суть фашизма. Картинка про в чем суть фашизма. Фото в чем суть фашизма

Эмблема Национальной фашистской партии

Таковы основные сходства и различия фашизма в Италии и Германии. Итальянский национализм, к счастью, так и не достиг своей крайней формы — выражающегося в формуле «единство не с кем-то, а против кого-то» расизма, — идеи превосходства одной расы над другими, которая стала фундаментом идеологии гитлеризма.

Следует также отметить, что при Муссолини в Италии сохранялась монархия и католическая церковь.

Лидеры фашистской идеологии

Бенито Муссолини (1883–1945) — лидер итальянского фашизма, политический и государственный деятель, диктатор, «дуче» (как его называли в Италии). Отец будущего лидера фашистской идеологии, будучи активным борцом за права рабочих, назвал своего сына в честь мексиканского реформатора — президента Бенито Хуареса.

в чем суть фашизма. Смотреть фото в чем суть фашизма. Смотреть картинку в чем суть фашизма. Картинка про в чем суть фашизма. Фото в чем суть фашизма

Муссолини начал принимать участие в политической жизни Италии еще юношей. В 1900 году он вступил в социалистическую партию, писал статьи в соответствующие данному направлению газеты, организовывал рабочие забастовки. В 1919 году создал Итальянский союз борьбы, который в 1921 году был преобразован в Национальную фашистскую партию.

Главной основой фашистской идеологии Муссолини стал национализм; пропагандировалось возрождение Священной Римской империи. Теоретическими истоками итальянского фашизма были труды Платона и Гегеля, идея корпоративного государства, сращение государственного аппарата и населения, которые сам Муссолини выразил так: «Всё в государстве, ничего вне государства».

Лидер итальянского фашизма был пойман партизанским отрядом и расстрелян 28 апреля 1945 года.

Адольф Гитлер (1889–1945) — лидер и один из главных идеологов немецкого фашизма. Он родился в Австрии в городе Браунау-на-Инне. Так как семья часто переезжала, то Адольф постоянно менял школы, что сказывалось на его успеваемости. Постепенно он сконцентрировался на изучении того, что ему больше нравилось: истории, географии и рисовании. Повзрослев, дважды безуспешно пытался поступить в Венскую художественную академию. Несмотря на неудачу, достаточно неплохо зарабатывал, продавая свои картины.

в чем суть фашизма. Смотреть фото в чем суть фашизма. Смотреть картинку в чем суть фашизма. Картинка про в чем суть фашизма. Фото в чем суть фашизма

После начала Первой мировой войны Адольф Гитлер записался добровольцем в немецкую армию и был отправлен на Западный фронт. Там несколько раз получил ранения.

Именно после поражения Германии Гитлер активно начал политическую деятельность. Он приехал в Мюнхен и вступил в Немецкую рабочую партию, которую позже возглавил, переименовав ее в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП).

Теоретическими основами немецкого фашизма стали переработанные идеи Фридриха Ницше и Артура Шопенгаура, а также расовая теория Жозеф Артюр де Гобино.

Именно идея превосходства одной расы стала фундаментом политической платформы Гитлера, ключевые пункты которой он изложил в программе партии «25 пунктов» и в книге «Моя борьба».

Понимая неизбежность поражения во Второй мировой войне, Адольф Гитлер совершил самоубийство вместе со своей женой Евой Браун 30 апреля 1945 года.

Причины возникновения фашизма в Германии

Главные причины становления фашистского режима в Германии:

• поражение в Первой мировой войне вызвало волну массового недовольства политикой действующей власти;

• тяжелые условия мирного договора сказывались на общем социальном настроении — реваншизм и идея пангерманизма стали главными опорами будущего фашистского режима;

• межвоенные экономические кризисы потрясли социальную структуру немецкого общества и обеспечили готовность масс к любым, даже насильственным мерам со стороны власти ради восстановления порядка и благополучия.

История возникновения и развития фашизма в Германии

11 ноября 1918 года Компьенским мирным соглашением закончилась Первая мировая война. На подписание перемирия Германию вынудили катастрофическая ситуация на фронте и в экономике, капитуляция всех союзников, а также начавшаяся 4 ноября восстанием матросов в Киле Ноябрьская революция. В условиях критически нарастающего в народе и армии недовольства властью кайзер Вильгельм II бежал в Нидерланды и отрекся от престола.

31 июля 1919 года в городе Веймар была принята новая конституция, по которой Германия становилась республикой во главе с президентом, назначавшим рейхсканцлера и министров, а парламент, Рейхстаг, формировался путем прямых и тайных выборов. Первым президентом стал лидер немецких социал-демократов Фридрих Эберт.

в чем суть фашизма. Смотреть фото в чем суть фашизма. Смотреть картинку в чем суть фашизма. Картинка про в чем суть фашизма. Фото в чем суть фашизма

Слева направо: Фридрих Эберт и Вильгельм II

На Парижской мирной конференции, начавшейся в январе 1919 года, были выработаны основные пункты подписанного в Версале 28 июня 1919 года мирного договора. По его условиям Германия лишалась 10% населения и 13% территории: Франции возвращались Эльзас-Лотарингия, Польше передавались Познань и часть Померании, небольшие территории отходили Бельгии и Чехословакии. Данциг становился «вольным городом» под управлением Лиги Наций, а созданный так называемый Данцигский коридор отрезал Восточную Пруссию от остальной части Германии, что явилось впоследствии одним из поводов для начала Второй мировой войны.

Германскую армию сократили до 100 тысяч человек. Стране запрещалось иметь военно-воздушные силы, а военно-морской флот, за исключением нескольких легких кораблей, должен был быть уничтожен или передан странам Антанты.

Германия должна была выплатить огромные военные контрибуции странам-победительницам. Также страна теряла все свои колонии.

в чем суть фашизма. Смотреть фото в чем суть фашизма. Смотреть картинку в чем суть фашизма. Картинка про в чем суть фашизма. Фото в чем суть фашизма

Германия по итогам Версальского мирного договора

В первые послевоенные годы страну сотрясали постоянные забастовки и восстания рабочих, политические кризисы; нарастала инфляция, переросшая вскоре в гиперинфляцию. Так, немецкая бумажная марка обесценивалась на 25% в день, цены удваивались буквально на глазах. Новые деньги с увеличивающимся количеством нулей печатались дважды в неделю. Дело дошло до выпуска банкнот номиналом в триллионы бумажных марок. Решением проблемы стало введение рентной марки, которая обменивалась по курсу 1 к 1 триллиону и положила конец инфляции. Но если многих мелких собственников, в том числе пенсионеров, инфляция разорила, то промышленники, гасившие кредиты обесценивающимися деньгами, наоборот разбогатели.

в чем суть фашизма. Смотреть фото в чем суть фашизма. Смотреть картинку в чем суть фашизма. Картинка про в чем суть фашизма. Фото в чем суть фашизма

Гиперинфляция в Германии в 1921 — 1923 годах

Тяжелые условия Версальского мира, имущественное расслоение общества, постоянные экономические и политические кризисы привели к тому, что постепенно в народе начали набирать популярность идеи крайне правых политиков, обвинявших во всех проблемах социалистов, коммунистов и евреев. Также получили распространение разговоры об «ударе ножом в спину» внутренними предателями осенью 1918 года, ведь германская армия не была побеждена на полях сражений.

После разгрома сил Баварской социалистической республики весной 1919 года одним из главных центров праворадикальных настроений стал Мюнхен. Именно в этот период туда и приехал ефрейтор германской армии Адольф Гитлер, которого летом того же года командование отправило на курсы агитаторов для противодействия пропаганде коммунизма среди солдат. На этих курсах он поразил всех своим красноречием и темпераментом. Большое влияние на будущего фюрера там оказал Готфрид Федер — один из будущих теоретиков НСДАП.

Гитлер, отправленный военными 12 сентября 1919 года в пивную «Штернекерброй» агитировать, познакомился там с Антоном Дрекслером, лидером Немецкой рабочей партии (ДАП/ DAP), после вступления в которую, в конце сентября 1919 года будущий рейхсканцлер и фюрер Германии вскоре уволился из армии и стал главой партийной пропаганды.

24 февраля 1920 года в мюнхенском пивном ресторане «Хофбройхаус» была оглашена программа «25 пунктов», составленная Гитлером, Федером и Дрекслером.

Основными идеями этой программы были пангерманизм, антисемитизм, социальные реформы, требование отмены Версальского договора и другие.

Тогда же в название партии было добавлено «Национал-социалистическая» — Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei (NSDAP/ НСДАП)). С этого момента Гитлер и эта политическая структура становятся заметными фигурами в Баварии.

в чем суть фашизма. Смотреть фото в чем суть фашизма. Смотреть картинку в чем суть фашизма. Картинка про в чем суть фашизма. Фото в чем суть фашизма

В 1923 году в Германии разразился очередной политический кризис, и 26 сентября в стране было объявлено чрезвычайное положение. Вдохновленный захватом власти итальянскими фашистами в результате похода Муссолини на Рим, Гитлер собирался организовать подобный поход на Берлин.

8 ноября 1923 года в пивной «Бюргербройкеллер» он заявил о «свержении правительства предателей в Берлине». На следующий день трехтысячная колонна штурмовиков во главе с Гитлером выступила для захвата здания министерства обороны Баварии, но полиция открыла огонь, и шествие было разогнано, а сам будущий фюрер — арестован. В марте 1924 года его осудили на 5 лет за государственную измену. В истории эта попытка переворота стала известной как «пивной путч».

в чем суть фашизма. Смотреть фото в чем суть фашизма. Смотреть картинку в чем суть фашизма. Картинка про в чем суть фашизма. Фото в чем суть фашизма

Колонна «путчистов» во главе с Гитлером и Герингом

В тюрьме Гитлер написал свой самый знаменитый труд «Моя борьба» (Mein Kampf), пронизанный антисемитизмом, расизмом и антикоммунизмом. Через девять месяцев узник был досрочно выпущен на свободу.

Выйдя из тюрьмы, он возродил практически распавшуюся партию, в чем ему особенно помогли лидер ее штурмовых отрядов (СА) Эрнст Рём и лидер праворадикальных движений в Северной Германии Грегор Штрассер.

После этого НСДАП стала общегерманской политической силой. Но на парламентских выборах в 1924 и 1928 годах нацисты не получили какой-либо заметной поддержки избирателей.

В 1929 году начался мировой экономический кризис, который больно ударил по немецкой экономике. На фоне нараставшей безработицы и сокращения пособий популярность НСДАП стала быстро повышаться.

в чем суть фашизма. Смотреть фото в чем суть фашизма. Смотреть картинку в чем суть фашизма. Картинка про в чем суть фашизма. Фото в чем суть фашизма

Парламентские выборы в рейхстаг

30 января 1933 года президент Пауль фон Гинденбург назначил Адольфа Гитлера рейхсканцлером Германии. Менее чем через месяц коммунисты были обвинены в поджоге Рейхстага, многие лидеры Коммунистической партии Германии (КПГ) были арестованы, а после выборов в марте 1933 года КПГ и вовсе была запрещена. Были приняты два декрета, существенно ограничивавших свободу слова, прессы, собраний и другие.

Ликвидировав своих главных оппонентов, нацисты провели через Рейхстаг «Закон о чрезвычайных полномочиях», по которому законы теперь мог издавать рейхсканцлер.

После смерти президента Гинденбурга 2 августа 1934 года новые президентские выборы было решено не проводить, а функции канцлера и президента совмещал Адольф Гитлер, который принял титул фюрера и потребовал от армии присягнуть лично ему. На референдуме, проведенном 19 августа, действия Гитлера получили одобрение у 84,6% избирателей — в Германии установилась нацистская диктатура.

Фашизм в Германии в наши дни

Будучи свергнутыми, фашистские режимы подверглись суровой критике со стороны мирового сообщества. До сих пор они анализируются в рамках политической и социальной мысли с главной целью — не допустить подобного в будущем.

Тем не менее, не смотря на все ужасы деспотии и массовых убийств, которые стали итогом установления власти фашистов, в современном обществе время от времени появляются крайне правые движения.

Неофашизм несет в себе ту же привлекательность, которая способствовала распространению и принятию широкими социальными слоями идей классического фашизма.

Экономические проблемы, политическая нестабильность, этнические и религиозные конфликты продолжают потрясать современные государства. Из-за обострения подобных проблем всё большую популярность набирают антимигрантские и расистские настроения. На этой почве лозунги неофашистов опять могут найти своих сторонников.

Прививки от фашизма не существует, есть только горькое для принятия, но единственное лекарство — признание факта, что фашистская идеология питается нашими собственными страхами, суевериями и предрассудками.

Сегодня преодоление как внутригосударственных, так и глобальных проблем возможно лишь при нашем осознании и готовности к постепенной, долгой работе. Всегда есть опасность поддаться тому искушению, которое несет в себе фашистская пропаганда, — поверить, что избавление просто, а путь к процветанию очень близок, достаточно только переложить ответственность за все беды на других: на другой класс, этнос, народ или расу.

Если такое искушение возникает, то стоит вспомнить совет В. Райха из его труда «Психология масс и фашизм»: «Когда вам доведется услышать, как фашистский деятель, независимо от разновидности, читает проповеди о «чести нации» (а не о чести человека) или «спасении священной семьи и расы» (а не общества трудящегося человечества), когда вы увидите, как, раздуваясь от важности, он выкрикивает лозунги, — пусть ему при всем народе спокойно и просто зададут следующие вопросы: «Что вы делаете на практике, чтобы накормить народ без уничтожения других народов? Что вы делаете как врач для борьбы с хроническими заболеваниями? Что вы делаете как педагог, чтобы ребенок радовался жизни? Что вы делаете как экономист для искоренения бедности? Что вы делаете как работник социального обеспечения для облегчения жизни многодетных матерей? Что вы делаете как архитектор для улучшения санитарно-гигиенических условий жизни в жилых помещениях? Хватит болтовни. Дайте нам прямой и конкретный ответ или замолчите!»

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *