в чем суть эффекта маугли

Феномен Маугли: какой могла быть предыстория зверей из книги

в чем суть эффекта маугли. Смотреть фото в чем суть эффекта маугли. Смотреть картинку в чем суть эффекта маугли. Картинка про в чем суть эффекта маугли. Фото в чем суть эффекта маугли

Выражение «закон джунглей» появилось около ста лет назад, когда великий поэт и писатель Редьярд Киплинг написал книгу «Маугли». И среди людей, и среди зверей есть настоящие Маугли, а законы природы действуют в том числе и там, где о природе и речи нет. Мы так устроили этот мир, что звери поделились на тех, кто бунтует против жизни с человеком, и тех, кто принял новые правила. Почему тигры начинают охотиться на людей? Может ли медведь подружиться с человеческим детенышем? Правда ли, что слоны втайне ненавидят людей? Об этом рассказывает программа «Как устроен мир» с Тимофеем Баженовым на РЕН ТВ.

Шер-Хан

В Индии от лап тигров и леопардов-людоедов до сих пор гибнут люди. А виноваты в нападениях громадных кошек на людей… дикобразы. Тигры с удовольствием охотятся на этих животных, но и они в ходе эволюции научились защищаться от хищников.

в чем суть эффекта маугли. Смотреть фото в чем суть эффекта маугли. Смотреть картинку в чем суть эффекта маугли. Картинка про в чем суть эффекта маугли. Фото в чем суть эффекта маугли

Шер-Хан из произведения Редьярда Киплинга «Маугли», судя по описанию, был амурским тигром – у азиатских шерсть жиденькая, чтобы не было жарко. А вот полосок у русского хищника меньше, чем у его азиатских собратьев, но зато сам он в два раза больше азиатского тигра, это самая крупная дикая кошка на планете.

Медвежата нередко становятся сиротами, и в этом не всегда виноваты браконьеры, но всегда – человек. Звук пилы лесозаготовителей, рев техники или лай собак будят медведицу, и она бросает логово. Руководит ею инстинкт самосохранения, а материнский – крепко спит до весны.

Новорожденный медвежонок – крошечное, размером с кошку слепое существо, покрытое серым пухом. Частенько брошенных медвежат подбирают жители окрестных поселков, их растят как обычных домашних животных. С точки зрения зверей, эти медвежата – все равно что для нас ребенок, выросший в волчьей стае. У таких животных одна дорога: в цирк или в зоопарк. Если люди кормили медвежонка хотя бы две недели голыми руками, да еще и разговаривали с ним, в природе он сразу погибнет.

Добряк и недотепа Балу из произведения Киплинга, по всей видимости, был малайским медведем. Эти звери не любят людей и вряд ли полезли бы в драку, защищая Маугли. Во многих азиатских странах есть «медвежьи фермы», где звери живут в тесных клетках, а в боку у них – трубочка, по которой из желчного пузыря выкачивают желчь. Азиаты считают, что в ней содержится некая энергия Ци, продлевающая молодость.

в чем суть эффекта маугли. Смотреть фото в чем суть эффекта маугли. Смотреть картинку в чем суть эффекта маугли. Картинка про в чем суть эффекта маугли. Фото в чем суть эффекта маугли

В таком плачевном состоянии медведь живет пять лет, а потом его убивают, потому что падает производительность. Шкуру, клыки и мясо продают, особенно выгодно продавать лапы, в Китае они считаются деликатесом.

Табаки

в чем суть эффекта маугли. Смотреть фото в чем суть эффекта маугли. Смотреть картинку в чем суть эффекта маугли. Картинка про в чем суть эффекта маугли. Фото в чем суть эффекта маугли

Бандерлоги

У Киплинга описано, как обезьяны-бандерлоги затащили Маугли в древний город, в свои «холодные берлоги», которые когда-то они отняли у людей. Во многих странах обезьяны считаются священными животными, их учат приносить из джунглей лечебные травы и коренья.

в чем суть эффекта маугли. Смотреть фото в чем суть эффекта маугли. Смотреть картинку в чем суть эффекта маугли. Картинка про в чем суть эффекта маугли. Фото в чем суть эффекта маугли

Обезьяны всегда любили занимать заброшенные города, например, Ангкор-Ват, величественный древний город в Камбодже, столицу могущественной кхмерской империи. В XV веке жители покинули Ангкор, и постепенно его поглотили джунгли. Именно тогда его и захватили бандерлоги. Местные уверены, что обезьяны унаследовали этот древний храмовый комплекс у самих богов.

Хатхи

Говорят, что африканские слоны – исключительно хитрые, умные и жестокие животные, и людей они не любят. Наверное, из-за того, что люди долгое время охотились на слонов, но мясо не ели, кожу не трогали, а убивали их сотнями ради одних только бивней.

Киплинг рассказывает, как Маугли отомстил людям, натравив на деревню слонов. Эти животные в ярости не замечают ничего вокруг себя. Первые отряды боевых слонов появились в Древнем Китае примерно за 1,5 тысячи лет до нашей эры. Великий карфагенский полководец Ганнибал использовал боевых слонов, чтобы остановить наступление римлян.

в чем суть эффекта маугли. Смотреть фото в чем суть эффекта маугли. Смотреть картинку в чем суть эффекта маугли. Картинка про в чем суть эффекта маугли. Фото в чем суть эффекта маугли

Азиатские слоны гораздо меньше африканских и легче дрессируются. Если к ним относиться с уважением, они отвечают искренней дружбой.

Рыжие собаки

История пока еще не знает ни одного случая, когда красный волк был бы приручен человеком. Примерно до года или до полутора лет они ведут себя как щенки, а потом матереют и начинают подчинять себе человека. Даже Маугли, который смог договориться с серыми волками, общаться с красными не мог.

Красных волков называют пираньями дикого мира – они действительно могут разорвать жертву за считанные минуты. Хоть в их челюстях зубов и меньше, чем у остальных псовых, но сила укуса такова, что они без труда раскусывают бедренную кость.

в чем суть эффекта маугли. Смотреть фото в чем суть эффекта маугли. Смотреть картинку в чем суть эффекта маугли. Картинка про в чем суть эффекта маугли. Фото в чем суть эффекта маугли

Акелла

Среди животных, описанных Киплингом, одни из самых мирных по отношению к человеку – серые волки. По статистике, в год от их клыков погибает около десяти человек – пчелы убивают в пять раз больше. Волков приручают, пожалуй, даже чаще, чем медведей, однако непрофессиональному зоологу этим лучше не заниматься: сколько волка ни воспитывай, собакой он не станет.

в чем суть эффекта маугли. Смотреть фото в чем суть эффекта маугли. Смотреть картинку в чем суть эффекта маугли. Картинка про в чем суть эффекта маугли. Фото в чем суть эффекта маугли

Волка ноги кормят, трусость оберегает, злобность возвышает. Вожаком стаи часто становится самый агрессивный самец, а добряков изгоняют.

Совет стаи

Волки Киплинга живут по закону джунглей, который предписывает им отдавать часть добычи для кормления детенышей и стариков. В реальной жизни звери изгоняют из стаи тех, кто уже не может охотиться. Они бросают умирать от голода своих соратников, которые никакой пользы уже не приносят. Более того, в случае опасности больной старик будет обузой, поэтому стая должна от него избавиться до того, как опасность наступила.

в чем суть эффекта маугли. Смотреть фото в чем суть эффекта маугли. Смотреть картинку в чем суть эффекта маугли. Картинка про в чем суть эффекта маугли. Фото в чем суть эффекта маугли

Волки – хищники, но при этом могут есть фрукты и орехи. Объем желудка – 12 литров, а чувство насыщения отсутствует напрочь. Пасть у волка такая же, как и у лайки, только сила укуса больше – 250 килограммов на квадратный сантиметр. К сравнению, у взрослого мужчины сила укуса всего 60 килограммов, поэтому ребенку Маугли отрывать куски мяса было бы явно сложно, и питался он мелкой добычей волков – лягушками, мышами, улитками, рыбой и падалью.

Маугли

Даже если у ребенка оказался крепкий иммунитет и он адаптировался к жизни в стае, его поджидает другая опасность – постоянная боль.

Даже если ребенок выживет и адаптируется, он никогда не станет вожаком стаи, потому что вожаком становится сильнейший, а человек по сравнению с животным может похвастать только интеллектом.

В книге Маугли успешно прожил с волками до 17 лет и вышел к людям сильным и общительным. В реальности одичавшие дети никогда не возвращаются к нормальной жизни.

в чем суть эффекта маугли. Смотреть фото в чем суть эффекта маугли. Смотреть картинку в чем суть эффекта маугли. Картинка про в чем суть эффекта маугли. Фото в чем суть эффекта маугли

Немного легче детям, воспитанным приматами: 30 лет назад в Уганде обнаружили мальчика-дикаря. Три года он жил со стаей обезьян, заблудился в джунглях. После реабилитации «Маугли» рассказал, что обезьяны сами в первый раз подошли к нему и принесли орехи и фрукты.

Еще больше о том, как устроен этот мир, самые интересные факты и истории смотрите в выпуске программы «Как устроен мир» с Тимофеем Баженовым. Новые выпуски смотрите на РЕН ТВ.

Источник

Эффект Маугли, эффект Вудду и эффект госпитализма: что это и в чём их сходство?

Как говорил Аристотель: «Человек — общественное животное». Человек не может стать таковым вне общества, без общества, в отрыве от общества. Человек развивается духовно, интеллектуально, психически только в окружении себе подобных.

Что же происходит, когда он лишён возможности быть в обществе, быть среди людей? Сейчас я расскажу вам о трёх, казалось бы, разных, но в то же время схожих психологических эффектах. Все они отражают суть психического становления человека либо в отрыве от общества, либо в недостатке социального воздействия.

1. Эффект Вудду. Он получил своё название от фамилии американского социолога, впервые обнаружившего данный эффект. Учёный в течение многих лет занимался исследованием социального, культурного уровня развития различных племён, не пользующихся благами цивилизации (электричеством, СМИ )
Социолог выяснил, что самым страшным наказанием в племенах подобного рода является изгнание из племени. Провинившегося человека не преследуют, не умерщвляют, а просто изгоняют, то есть он подвергается всеобщему осуждению соплеменников.

Казалось бы, ну выгнали из одного племени, можно к другому прибиться, можно прожить в одиночестве, охотой, рыбалкой и собирательством добывая пропитание, так нет же! Буквально через 3−7 дней изгнанники погибали. Погибали не от голода, не от холода, а от непереносимого чувства одиночества. Симптомы были такими же, как после сильнейшего шока, стресса.
Для изгоя племя являлось единственным окружением, в котором он мог стать личностью, остальной мир был сравним в понятии изгнанника с иной планетой: чужой язык, незнакомые традиции, обычаи, культура.

2. Эффект госпитализма. Суть его состоит в том, что в детских домах, в приютах, в больницах младенцы (дети в возрасте до годика) умирали без всякой причины. На самом деле, причина, конечно, была — нехватка общения, внимания, ласки, нежности, эмоционального тепла, любви. Представьте себе, в группе 20 брошенных младенцев — отказников, с ними две или три нянечки. Малышей надо покормить, обстирать не 1 раз в сутки, погулять с ними. Понятно, что на общение, ласку у нянечек не остаётся сил или же каждому ребёнку уделяется слишком мало простого человеческого тепла. Такой недостаток эмоциональной близости и губит некоторых детей; и снова симптомы сходны с шоком, сильнейшим стрессом.

Итак, мы видим, что без общества человек либо погибает, либо уподобляется животному.

Источник

Необратимость сенситивного периода: дети-Маугли

в чем суть эффекта маугли. Смотреть фото в чем суть эффекта маугли. Смотреть картинку в чем суть эффекта маугли. Картинка про в чем суть эффекта маугли. Фото в чем суть эффекта маугли

Что такое сенситивные периоды?

Сегодня классическая психология развития выделяет научно обоснованные сенситивные периоды, наиболее благоприятные для обучения базовым жизненным навыкам. Почему они считаются столь благоприятными? Потому что в определенные периоды в самом физиологическом и психическом процессе развития заложен максимальный потенциал для усвоения тех или иных навыков – это связано с темпом, ритмом жизни, формированием базовых систем жизнедеятельности. Термин «сенситивный период» ввел в научный обиход Л. С. Выготский. Речь идет о качественных изменениях, после которых человек уже выступает в новой психической и физической ипостаси, встав на новый уровень развития.

И если упустить данный самой природой шанс обучения, то процессы развития могут исказиться или вообще стать необратимыми, проходить с невосполнимыми потерями. Рассмотрим основные сенситивные периоды в развитии человека.

Сенситивные периоды для речевой деятельности

    наработка лексического запаса, развитие мелкой моторики (от полутора до 3 лет); освоение букв (3-4 года), формирование осмысленной речи; проявление заинтересованности музыкой, математикой (от 4 до 5 лет), формирование представлений о размерах, цветах, конфигурации объектов; активное социальное взаимодействие (от 5 до 6 лет); взлет способности к речевой активности (от 8 до 9 лет).

Потребность в стабильности

Для ребенка очень важна предсказуемость каждого дня в раннем возрасте: определенные ритуалы пробуждения, режим приема пищи, прогулка, игры, ритуалы отхода ко сну. С этими фазами дневной активности связано первичное представление о мире, и если он стабилен, предсказуем – значит, безопасен, и тогда базовое доверие ребенка к миру не претерпевает излишних испытаний.

Стабильность – это, в том числе, когда мама читает много раз одну и ту же любимую сказку, в которой все события уже известны, это последовательность взрослых, их умение и способность сдерживать обещания, установление правил семьи («В нашей семье не плюют на пол», «В нашей семье можно злиться» и т. п.). Сенситивный период для формирования ощущения стабильности – до 3 лет.

Сенсорное развитие

Сенсорика является базой для мыслительной деятельности, накопления лексического запаса, обучения точным и гуманитарным наукам и формирования эстетического вкуса. Поэтому чувственный опыт – важная сторона развития личности, и сенситивный период для формирования этого опыта – первые 5 лет. Именно в это время особенно продуктивны манипуляции ребенка с предметами малых форм, различных конфигураций, цветов, объема.

Двигательная активность

Наиболее благоприятный период для проявления двигательной активности – от момента самостоятельного хождения (примерно с 1 года) до 4-летнего возраста. В это время мыслительная деятельность формируется в тесной связи с физическими активными действиями. С развитием двигательной активности связано и представление о самостоятельности ребенка – умении соблюдать нормы этикета, управляться с одеждой и обувью, манипулировать важными предметами.

Сенситивный период первичной социализации

Это время от 2 до 6 лет. Ребенок погружается в культуру общения, общую культуру, принятую в его семье, усваивает продуктивные нормы взаимодействия, в том числе, обучается умению выражать и переживать эмоции, ориентируясь на родительскую модель. Важной становится «обратная связь», которую он получает от ровесников и родителей, умение дружить, сопереживать, помогать и просить о помощи и т. д.

Почему сенситивные периоды признаны психологами безвозвратно уходящими в ходе развития личности?

Сенситивный период – это время наибольшей восприимчивости к освоению важных навыков, как уже говорилось выше. И если никакого обучения не происходило, овладеть навыками ребенку либо будет очень сложно, либо и вовсе невозможно. Это подтверждают истории о детях-Маугли, первый доклад о которых был сделан в научном сообществе Итаром. К примеру, если с ребенком никто не разговаривает до 1 года, то научиться говорить ему будет сложно, и в полной мере он уже никогда не овладеет этим навыком. Более того, и эмоциональная сфера тоже тесно связана с проявлениями чувств значимого взрослого по отношению к ребенку. Сегодня известно множество историй детей-сирот, которые испытали сильнейший дефицит ласки, заботы и любви и потому сами не научились переживать и выражать эти чувства. Как считал Эриксон, до 1 года формируется базовое доверие к жизни, и если эта жизнь сурова к ребенку, если его потребности не удовлетворяются, а эмоции не переживаются во всей полноте, доверия к окружающему миру нет, и сформировать его впоследствии искусственно вообще невозможно.

Упустив сенситивные периоды развития, дети-Маугли (те, которые по каким-то причинам были изъяты из человеческой среды и воспитывались животными) не смогут стать полностью социализированными без искреннего многолетнего участия в них. Кроме того, важным в этом отношении оказывается и фактор наследственности, и срок нахождения вне человеческого окружения. Сегодня существует множество подлинных историй о том, как животные (волки, собаки, обезьяны) практически спасали жизнь человеческим детенышам, обучая их жизненно важным навыкам выживания в животном, диком мире. При этом психические процессы у многих таких оказались необратимо искаженными, без возможности восстановления. Именно поэтому такие случаи обозначены в современной психологии и медицине как «синдром Маугли».

Что такое «синдром Маугли»?

Это комплекс признаков, демонстрируемых индивидом, который развивался и воспитывался вне социума. Как это проявляется? В превалировании инстинктивных проявлений, в замкнутости, неумении говорить либо искажении речи, хождении на четвереньках, отсутствии понятия об этикете, полном отсутствии социализации, устойчивости здоровья, психических отклонениях, фактически неизбежных при таких условиях воспитания, определенных физических особенностях (к примеру, у девочки, длительное время жившей в среде обезьян, было выявлено чрезмерное развитие пальцев рук, вследствие того, что передвигаться пришлось по деревьям). Поскольку человек – это сложная система, то и проявления синдрома Маугли будут квалифицироваться по-разному различными специалистами.

От чего зависит возможность избавления от синдрома Маугли?

Полного избавления от этого комплекса признаков, скорее всего, не произойдет даже в самых благоприятных условиях: слишком многое было утеряно в процессе развития вне социума. Для психологов подобные случаи еще раз подтвердили правомерность тезиса об исключительной важности социализации для развития и становления личности.

Здесь важно подходить к вопросу индивидуально: прежде всего, важен срок пребывания в дикой природе и генетически обусловленные факторы.

Если ребенку-Маугли более 13 лет, то есть, миновал период наибольшей психической гибкости, то поможет только дрессура в процессе выработки важных социальных навыков, и то – их освоения не произойдет полностью. Но станет ли такой индивид личностью – вопрос сложный, ответ на который подразумевается отрицательный. Полноценной личностью ему уже не стать, он так и останется наполовину животным, наполовину человеком – базовые психические процессы формирования завершены, периоды сенситивности оказались не использованными.

Если младенец попадает в сообщество животных, передвигающихся на четырех лапах, то к году он осваивает именно этот навык, и впоследствии обучить его прямохождению невозможно. Судьба «спасенных» детей-Маугли оказывается плачевной в человеческом мире: бывали случаи, когда им удалось выжить и слегка адаптироваться, но есть также истории о том, как после изъятия из привычного мира такие дети умирали, так и не освоив человеческих навыков.

Каков вывод?

Ничто не дается человеку просто так, и чтобы развиваться полноценно, нужно максимально задействовать все рецепторы восприятия, стимулировать мыслительную, физическую и эмоциональную активность. И самое главное – жить в обществе себе подобных, усваивая продуктивные модели поведения и реагирования. Человек не способен реализовать весь свой потенциал без общества.

Литература:

Автор: Павловская Гражина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник

Синдром Маугли

в чем суть эффекта маугли. Смотреть фото в чем суть эффекта маугли. Смотреть картинку в чем суть эффекта маугли. Картинка про в чем суть эффекта маугли. Фото в чем суть эффекта маугли

Синдром Маугли – совокупность симптомов, наблюдающихся у детей, выросших в условиях полной социальной изоляции. Отсутствие опыта общения, человеческих отношений формирует выраженное отставание и искажение умственного, эмоционального, личностного развития. Движения, поведение детей схожи с активностью животных: передвигаются на четырех конечностях, ловко прыгают. Вместо речи – звукоподражание. Эмоциональные реакции примитивны, отражают гнев, страх, удовольствие. Диагностика психопатологических отклонений проводится методом наблюдения. Лечение основано на развивающих и коррекционных занятиях, реабилитации.

в чем суть эффекта маугли. Смотреть фото в чем суть эффекта маугли. Смотреть картинку в чем суть эффекта маугли. Картинка про в чем суть эффекта маугли. Фото в чем суть эффекта маугли

Общие сведения

Название синдром получил благодаря сборнику рассказов Д. Р. Киплинга «Книга джунглей». Главный герой по имени Маугли с ранних лет воспитывался волками в джунглях. Автор приписывает ему относительно развитый интеллект, физические навыки людей (прямохождение, использование орудий), дифференцированные социальные эмоции и чувства. В отличие от героя книги, реальные дети перенимают поведение животных и значительно отстают в развитии интеллекта. Синонимичные названия синдрома Маугли – одичавшие, дикие, феральные дети. В России общественной изоляции чаще подвержены дети алкоголизировавшихся и психически больных родителей.

в чем суть эффекта маугли. Смотреть фото в чем суть эффекта маугли. Смотреть картинку в чем суть эффекта маугли. Картинка про в чем суть эффекта маугли. Фото в чем суть эффекта маугли

Причины синдрома Маугли

Вопрос о причинах абсолютной социальной изолированности детей продолжает исследоваться. Когда развитие протекает в дикой природе, невозможно определить условия, при которых ребенок оказался среди животных. При искусственно созданной изоляции удается установить контакт с матерью и/или отцом. Предположительно причинами синдрома Маугли становятся:

Патогенез

В психическом развитии ребенка существуют сенситивные периоды – временные интервалы, характеризующиеся оптимальным сочетанием внутренних условий для развития определенных психических процессов. Психика становится максимально чувствительной к внешним социальным воздействиям, способствующим формированию произвольности памяти, мышления, внимания, освоению речи, различных форм деятельности. При дефицитарности развивающей среды возникает задержка психических функций.

Синдром Маугли – результат тотальной социально-психологической депривации в сензитивные периоды развития. Недостаток общения, воспитания, любви и других форм человеческого взаимодействия приводит к выраженному интеллектуальному, эмоциональному и поведенческому дефекту. Педагогические, воспитательные, коррекционные воздействия, осуществляемые после завершения сенситивных периодов, оказываются малоэффективными. Базовые психические функции развиваются до 5 лет, поэтому чем меньше возраст, в котором малыш оказался в «диких» условиях, тем более выраженным и стойким будет дефект.

Классификация

Типология синдрома пока окончательно не разработана. Недостаточное количество эмпирических данных, устаревшие методы исследования большинства случаев (XIX, начало и середина XX века) не позволяют произвести классификацию по клиническим проявлениям, характеру течения, патогенетическим механизмам. С середины прошлого столетия как разновидность синдрома Маугли стали рассматривать синдром Каспара Хаузера, названного в честь имени мальчика, находившегося в заточении с раннего возраста. В настоящее время пациенты подразделяются на две группы:

Симптомы синдрома Маугли

Длительное нахождение в изоляции отражается на всех сферах психики – на интеллектуальном развитии, эмоциональном реагировании, поведении. Уровень когнитивного дефицита сопоставим с тяжелой умственной отсталостью. «Дети джунглей» не владеют речью, абстрактным образным и логическим мышлением. Все функции психики реализуются на наглядном, конкретном уровне: доступно освоение простых орудий, манипулятивные (реже предметные) действия, образное запоминание. Речь заменена звукоподражанием, дети имитируют вой, лай, скуление, хрюканье, шипение.

Отсутствует способность к прямохождению, передвижение осуществляется на четырех конечностях – ползанье, прыжки. Дети не могут устанавливать и поддерживать контакты с людьми, при их приближении демонстрируют испуг или ярость – забиваются в угол, скулят, рычат, оскаливаются, кусают, хватают за волосы, царапаются. Эмоции ярко выраженные, примитивные, обусловленные инстинктом выживания – страх, гнев. Зачастую «маугли» не умеют улыбаться, удовольствие проявляется гримасой с искривлением рта. Дети идентифицируют себя с животными, иногда проявляют любовь к представителям «родного» вида.

Изменены особенности физического развития, сенсорной чувствительности. Кости скелета (особенно конечностей) деформированы, чувствительность к температурным, болевым воздействиям снижена, хорошо развиты слух, зрение, обоняние. Не установлены суточные ритмы, сон преобладает днем или хаотично распределяется в течение суток. Привычным рационом являются ягоды, фрукты, орехи, сырое мясо. Навык использования столовых приборов, предметов обихода отсутствует. Дети едят руками, отказываются от ложки и вилки, сопротивляются проведению гигиенических процедур, использованию одежды.

Осложнения

Диагностика

Диагностика синдрома Маугли выполняется врачом-психиатром, неврологом. Значимым условием постановки диагноза является факт полной длительной изоляции от социума. К данным обследования добавляется информация от родителей, людей, нашедших ребенка и ухаживающих за ним в настоящий момент. Используются физикальные и клинические методы:

Лечение синдрома Маугли

Методы лечения остаются предметом исследований. Основное направление – психолого-педагогическая коррекция. Используются техники, применяемые для работы с детьми, имеющими глубокую умственную отсталость. Доказана эффективность поведенческих методов обучения, основанных на простой цепочке «стимул-реакция-подкрепление или наказание». Выученные поведенческие шаблоны – бытовые, коммуникативные навыки – позволяют минимально адаптировать ребенка к социуму. Общая схема терапевтических и педагогических мероприятий включает:

Прогноз и профилактика

Прогноз синдрома Маугли определяется длительностью периода развития вне социума и возрастом, до которого ребенок находился в нормальных условиях. Общая тенденция такова, что тем позже началась изоляция и чем менее продолжительной она была, тем лучше происходит адаптация, легче развивается речь и социальные навыки. Специфические профилактические меры отсутствуют. Снизить распространенность случаев принудительного заключения представляется возможным через усиление контроля социальных служб за неблагополучными семьями, в которых родители страдают психическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *