в чем суть духовного кризиса князя андрея

Путь духовных исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир»

Содержание:

Духовный путь Андрея Болконского автор разбирает на протяжении всего произведения. «Война и мир» – крупный роман, состоящий из четырех томов. Заголовок говорит о тематике книги. Писатель разбирает параллельно две жизни – военный быт и семейные отношения. Болконский постоянно находится в поиске своего предназначения, не останавливаясь ни на чем конкретном.

Автор уверен, именно это качество князя часто становится причиной его разочарований. Духовный кризис Андрея Болконского спровоцирован неоправданными надеждами. Он чрезмерно погружается в чувства, но не получает должной отдачи. Это касается окружающих людей, любовных отношений, гражданского долга, собственных целей. Персонаж стремится понять смысл своего существования. Его жизненный путь начался с тщеславия, гордыни, с годами эти качества сменились всепрощением, любовью, добротой.

Духовные искания Андрея Болконского – кратко

За свою жизнь князь побывал на нескольких войнах. Ключевую роль в становлении его принципов сыграло ранение в 1805 году. В надежде на славу герой обогнал свой отряд, прорвался в эпицентр боя, но сразу был ранен. После этого Болконский впервые задумался о значимости жизни, неба, семьи.

в чем суть духовного кризиса князя андрея. Смотреть фото в чем суть духовного кризиса князя андрея. Смотреть картинку в чем суть духовного кризиса князя андрея. Картинка про в чем суть духовного кризиса князя андрея. Фото в чем суть духовного кризиса князя андрея

Можно выделить следующие этапы духовных исканий Андрея Болконского:

Разочарование героя становится глубоким экзистенциальным кризисом. Радостные настроения не продолжительные. Герой умирает от ранения на войне, обретая спокойствие.

Духовные искания Андрея Болконского – таблица

Выстроить путь духовных исканий князя поможет последовательность таблицы:

Путь князяОписание
Читатель начинает отслеживать путь духовных исканий Андрея Болконского с салона Анны ШерерМолодой, добродушный человек испытывает скуку в компании светского общества, ему надоели их разговоры.
Мечты, внутренний позывАндрей восхищается Наполеоном, хочет стать героем.
Стремление к славеГерой готов пожертвовать семьей ради минуты славы.
Аустерлиц, ранениеКнязь начинает иначе смотреть на вещи. Пропадают тщеславие, эгоизм. Разочарование в Наполеоне, осознание ценности семьи.
Возвращение с фронтаАндрей узнает о смерти княгини. Его поглощает чувство вины за свое отношение к супруге. Князь понимает суть семейного счастья.
Разговор с БезуховымПьер возвращает Болконского к жизни из омута хандры и апатии.
Наташа – новая любовь князяБолконский полностью погружается в чувства к Ростовой. Он видит один путь быть счастливым – быть с ней.
Война 1812 годаГерой идет на войну по причине своей ненависти к врагу, не из тщеславия, как раньше.
Андрей прощает КурагинаГерой от души сочувствует своему врагу, увидев, как ему отрезают ногу.
Князь вновь испытывает чувства к РостовойГерой тяжело ранен, он страстно хочет выжить. Он вспоминает Наташу, видит ее в другом свете, понимает ее душу.
Гибель БолконскогоКнязь прощает все обиды, в душе происходит нравственная борьба между желанием жить и смертью.

Духовный кризис Болконского

Герой постоянно пребывает в размышлениях о жизни. Первый переломный момент для него – битва под Аустерлицем. Травма была несерьезная, но она заставила Андрея о многом задуматься. Он переосмыслил свое отношение к Бонапарту, открыл иные ценности.

Индивидуалистические идеалы разрушаются, это приводит к духовному кризису героя. Все, во что он верил, к чему стремился, оказалось неважным. Болконский находит альтернативные ценностные ориентиры – семью. Но его супруга умирает, подарив князю маленького Николая. Сын становится центром вселенной для персонажа.

Следующий критический момент наступает после расставания с Наташей. Андрей не может справиться с мучительными страданиями, отправляется на войну в 1812 году. Здесь князь погибает от смертельного ранения. Перед смертью он осознает, что нашел свой жизненный путь, свою гармонию. Он прощает всех врагов, вновь чувствует любовь к Наташе. В последние минуты духовный кризис отступает, герой находит покой.

Источник

В чем заключается духовные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир»

Андрей Болконский в романе «Война и мир»

Князь Болконский наряду с Петром Безуховым — один из любимых персонажей Л.Н. Толстого в романе «Война и мир». Толстой выработал свою собственную классификацию личностей.

Деление основано на степени так называемой «подвижности» человека или героя произведения. Писатель делил их на «ищущих», движущихся, и «неищущих», то есть неподвижных. Имеются в виду духовные искания, поиск смысла жизни, вообще смысла во всем происходящем. Сам Толстой считал, что без такого искания нет живости ни в писателе, ни в его героях. Поэтому и людей, и своих персонажей он четко делил на эти два лагеря. Болконский относится к «подвижному», то есть «ищущему» типу в рассматриваемом романе. Поэтому он бесспорно близок автору.

В чем заключаются духовные искания князя

Князь Андрей, как и сам Лев Толстой, поглощен поиском смысла жизни и находится в постоянных сомнениях, не позволяя себе остановиться на чем-то. Для Толстого эта способность сомневаться в своих собственных суждениях является ключевой. Она неизменно приводит к разочарованиям. Путь Болконского — постижение смысла жизни через разочарования во всем: в долге, в любви, в людях, в самом себе и своих стремлениях.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

На протяжении всего романа герой пытается понять роль человека в жизни: все зависит от него самого или от «рока». В этом и заключаются главные духовные поиски князя Андрея. Он прошел путь смирения своего ума, подверженного гордыне, и вышел к доброте и всепрощающей любви. Перед смертью он простил Анатолия Курагина, Наташу и весь мир, каким бы несовершенным он ни был.

Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского

Этот процесс можно разделить на несколько этапов.

Первоначальный образ мышления князя Болконского

Андрей Болконский изначально предстает перед читателем как человек благородный, деловой, интересующийся и сочувствующий наполеоновским идеям. Несмотря на то, что женат, он тяготится супружеством и все свои мысли направляет на кажущиеся ему более важными высокие цели. Он восхищается как «Бонапарте», так и Цезарем за их целеустремленность и подчиненность великим целям, а также за то, что они достигли этих целей сами, как считает Андрей, и прославились. Он мечтает о такой славе, поэтому отправляется на войну.

Вместе с тем, ему присущи глубокое чувство долга перед своим Отечеством и заинтересованность в общем деле — ходе и результатах войны с Наполеоном. Поэтому он ответственно относится к службе и своему полку, простые солдаты уважают и даже любят его. Но это чувство чести, долга и ответственности, а не любовь к людям мотивируют его так себя проявлять.

Князь жаждет подвига, который прославил бы его. Например, когда князь Андрей возвращается от австрийцев, он знает о поражении русских. Однако едет с чувством, что ему предстоит спасти свою армию.

На этом этапе герой самолюбивый, тщеславный и честолюбивый, но умный и во всех отношениях положительный. Князь уверен, что все в жизни зависит от человека, и все ему по плечу, если искренне и ответственно относиться к своему делу.

Сражение под Аустерлицем

Это время начала перемен во взглядах героя. Роль сражения в том, чтобы заставить князя пересмотреть свои тщеславные мечты. После предыдущего сражения под Шенграбеном он все еще хочет совершить подвиг, который прославил бы его имя. Он совершает смелый поступок со знаменем, ведет за собой полк, но получает ранение в голову. А русская армия проигрывает сражения. На этом этапе мечты князя о собственной славе окончательно разбиваются. Наступает первый глобальный перелом во взглядах. Об этом свидетельствует его монолог (смотрите цитаты в последней части статьи). Герою приходится принять, что человек не всесилен, что внезапный «рок» может вмешаться в любую минуту, а последствия этого непредсказуемы. И вообще, все это стремление к славе было простой суетой.

Уединение Болконского в имении, время с семьей

На данном этапе его точка зрения о смысле жизни проявляется в разговоре с навестившим его Пьером Безуховым. Они говорят о христианском взгляде на жизнь. О христианской любви. Но князь считает, что жизнь ради других разочаровала его во время службы, а теперь он счастлив, живя, как он считает, только для себя. На вопрос Пьера о семье (сыне, сестре, отце) князь отвечает, что они — не другие, они — это он сам. Таким образом, снова ставится под сомнение идея жизни только ради себя. Ведь при убеждении, что живет именно так, князь отпустил крепостных, открыл школы в своей деревне и сделал еще много хорошего для простых людей и дворян. Снова самолюбивые убеждения князя не сходятся с его же собственными делами. Он все еще горд. И все еще от этого страдает. И однозначного ответа о смысле жизни и месте в ней человека в этой части все еще нет.

Паром, Отрадное и встреча с дубом

Встреча с Пьером оживила князя. Он снова смог увидеть то вечное, от чего отгородился, закрывшись один в имении в плену своей гордыни.

Поездка в Отрадное вновь соединила его с внешним миром, и ему захотелось взаимодействовать с ним снова.

Встреча с дубом стала для героя образом-воплощением возрождения надежды на светлое, на жизнь, веру и любовь. Князь Андрей понял: нужно продолжать жить, двигаться вперед. Болконский с обновленным мышлением вновь выходит на службу и параллельно встречает Наташу Ростову.

Возвращение на службу, встреча и отношения с Наташей Ростовой

Андрей встречает Наташу Ростову. Его взгляды снова меняются: только что он вышел на службу и, по старой памяти, увидел кумира в своем начальнике — Сперанском. Наташа помогла ему понять, что он чуть не встал на старые рельсы гордости и честолюбия. Благодаря ей он понял, что в политике Сперанского больше слов, чем дела, и отошел от него. Но противоречий становится еще больше. Живость Наташи волнует его, любовь к ней нарастает, заставляет делить жизнь на две части: ту, что касается ее, он классифицирует как светлую, счастливую, а ту, что от нее отделена, называет тьмой. Он между двух огней, истина как будто ускользает от него все дальше. Снова вмешиваются внезапные события, которые князь не может контролировать, которые вновь несут ему разочарование: Наташа вдруг изменяет ему с Анатолием Курагиным. Эгоизм затмевает весь принесенный Ростовой свет. Болконский не может простить Наташу и хочет отомстить Анатолию. Это становится на какое-то время смыслом его жизни.

Война 1812 года, Бородино

Последняя встреча с Наташей

Князь Андрей снова переживает прощает и ее, испытывает горечь от разрыва с ней.

Последний сон Болконского

В этой части романа Толстой также дает читателю понять свое отношение к такому преобразованию ума одного из своих любимых персонажей: самолюбивому и одинокому герою, пусть даже очень умному и во всех отношениях положительному, не принести пользы этому миру.

Описание пути с цитатами из текста

Этап 1. Первоначальный образ мышления князя Болконского.

Андрей — внешне скептичен и замкнут, внутреннее — жадно ищет своим внутренним качествам достойного применения.

Ты всем хорош, Аndrе, но в тебе есть какая-то гордость мысли.

. он так всеми силами души искал одного: быть вполне хорошим.

Он сочувствует идеям Наполеона и Цезаря. Поглощен высшими целями.

Ты говоришь, Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, — и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной — и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу.

. имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производил на других и занятого делом приятным и интересным.

Несмотря на свою жажду славы, Болконский — настоящий патриот своего Отечества, искренне считает заботу о нем своей личной ответственностью, даже долгом.

Да ты пойми, что мы — или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела.

Цитата (князь на службе у Сперанского)

Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”, им гордились и его любили.

Этап 2. Сражение под Аустерлицем.

Перелом во взглядах героя: жажада славы — суета перед вечностью.

Цитата (из монолога Болконского)

Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал. не так, как мы бежали, кричали и дрались. Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу.

Этап 3. Уединение в имении, время с семьей.

Цитата (из диалога с Пьером при его посещении Болконского, том 2)

. говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол. Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.

Цитата (из того же диалога)

— Да как же жить для одного себя? — разгорячаясь спросил Пьер. — А сын, а сестра, а отец?

Глаза его лихорадочно блестели в то время, как он старался доказать Пьеру, что никогда в его поступке не было желания добра ближнему.

Этап 4. Паром, Отрадное и встреча с дубом.

Из разговора с Пьером на пароме. Итог.

Надо жить, надо любить, надо верить.

Первая встреча с дубом — по дороге в Отрадное.

С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. «Весна, любовь и счастие!».. И как не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный обман!

Вторая встреча с дубом — по дороге из Отрадного.

Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их.

Этап 5. Выход на службу и встреча и отношения с Наташей Ростовой.

Служба у Сперанского, старые мотивы честолюбия.

Я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это.

Этап 6. Война 1812 года. Бородино.

Мысли раненого князя.

Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью.

Этап 7. Прощание с Наташей.

Любовь? Что такое любовь? — думал он. — Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику.

Этап 8. Последний сон Болконского.

Смерть — пробуждение к жизни.

. князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся.

С этого дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна — пробуждение от жизни. Ничего не было страшного и резкого в этом, относительно-медленном, пробуждении.

. он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной легкости бытия.

Он слишком хорош, он не может, не может жить.

Источник

Нравственные искания Андрея Болконского

Что такое нравственные искания?

Существуют два очень похожих понятия – мораль и нравственность. Мораль – это следование определенным правилам, существующим в обществе, а нравственность – это основа морали. Для многих людей понимание правильности своих поступков и мыслей строится на доброте, духовности, честности, уважении к себе и другим, это и есть те самые понятия нравственности, на которых держится мораль общества. На протяжении повествования, по мере изменения жизненных обстоятельств, нравственные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» отражают его взгляды на мир и события вокруг него в данный, конкретный момент времени.

Но при любых обстоятельствах Андрей Болконский сохраняет свой основной жизненный стержень – он всегда остается честным и порядочным человеком. Для него всегда остаются главными принципы, в основе которых стоит уважение к достойным, с его точки зрения, людям.

Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского

В начале романа князь Андрей страдает от жизни, которой он живет, ему кажется, что все, что его окружает, лживо и фальшиво насквозь. Он рвется на войну, мечтает о подвигах, о своем Тулоне. О славе и любви людей. А здесь ему все тошно и противно. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти» – говорит Болконский Пьеру, отвечая на вопрос, зачем он идет на войну.

То, что его молодая жена ждет ребенка, не только не останавливает его, напротив, княжна раздражает его своим кокетством, своей привычной для гостиных болтовней. «Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело» – пишет Толстой о Болконском в начале романа.

Путь духовных исканий Андрея Болконского начинается с мыслей о том, что настоящая жизнь – на войне, главное в этом мире – не семейный тихий уют, а воинские подвиги во имя славы, ради людской любви, ради Отечества.

Попав на войну, он с удовольствием служит адъютантом у Кутузова. «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее».

Болконский, перед решающим сражением, размышляет о будущем: «Да, очень может быть, завтра убьют», — подумал он. И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспомнил первые времена своей любви к ней; вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя… «Да, завтра, завтра! — думал он. — Завтра, может быть, все будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, — даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать».

Словно в насмешку, в ответ на возвышенные рассуждения о том, что на данный момент кажется Андрею самым главным в жизни, Толстой тут же вставляет глупую шутку солдат, которых вовсе не интересуют высокие размышления князя:
«Тит, а Тит?»
— Ну, — отвечал старик.
— Тит, ступай молотить, — говорил шутник.
— Тьфу, ну те к черту, — раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг».

Но даже это не сбивает Болконского с героического настроя: «И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!» – думает он.

Болконский мечтает о подвигах, и, в отличие от Николая Ростова, не бежит с поля боя, напротив, князь поднимает в атаку отступающие войска. И получает серьезное ранение.

Вот здесь и происходит первый переломный момент в сознании Болконского, вдруг то, что казалось абсолютно правильным, становится совершенно ненужным и даже лишним в его жизни. Лежа раненным под небом Аустерлица, князь Андрей явственно осознает, что главное – вовсе не геройски погибнуть на войне, чтобы заслужить любовь совершенно посторонних людей, которым до тебя и дела то нет вовсе! «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу. »

Даже в тот момент, когда к нему подошел «Наполеон, его герой… в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был… чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».

И вот уже Наполеон с его честолюбивыми замыслами кажется князю ничтожным существом, не понимающим истинного смысла жизни. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял… Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

В бреду, не осознавая, Болконский грезит о семье, об отце, сестре, и даже жене и маленьком ребенке, который должен скоро появиться на свет – именно эти «мечтания… составляли главное основание его горячечных представлений». Для него стали вдруг главными «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах…».

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Все, что касается бурной общественной жизни, которую ведет отец, то, что происходит в армии, кажется скучным и неинтересным, все это только раздражает Болконского. Даже то, что во время чтения письма от Билибина у князя Андрея вдруг просыпается интерес к написанному, даже этот интерес сердит его, потому что он не хочет принимать участия в этой чуждой, «тамошней» жизни.

Приезд Пьера, беседы и споры о том, что лучше: делать добро людям, как утверждает Безухов, или не делать зла, как считает Болконский, эти события словно пробуждают князя ото сна. Этот философский спор отражает нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в непростой для них обоих период жизни.

Они оба, каждый по-своему, правы. Каждый из них ищет свое место в жизни, и каждый для себя хочет понять, как жить сообразно понятиям чести и достоинства. Этот спор становится еще одним переломным моментом в жизни князя Андрея. Неожиданно для него «свидание с Пьером было… эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

В этот период своей жизни Болконский сравнивает себя со старым корявым дубом, который не хочет подчиняться весне и расцветать, «Весна, и любовь, и счастие!» — как будто говорил этот дуб, — «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман!»

Глядя на это дерево, князь Андрей убеждает себя «что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Но в том то все и дело, что ему приходится себя убеждать в этом, в глубине души, еще не осознав окончательно, он готов к новым метаморфозам. К тому, что перевернет его душу и всколыхнет в ней дремлющее ожидание радости и любви.

Как раз в этот момент он и встречает Наташу Ростову, влюбляется в нее и вдруг обнаруживает, что на самом деле он может быть счастлив и может любить, и даже старый дуб подтверждает его мысли: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, — ничего не было видно».

Все, что было хорошего в его жизни, приходит ему на ум, и эти мысли приводят его к заключению, что на самом-то деле: «жизнь не кончена в 31 год». Любовь, еще не осознанная до конца, окончательно возвращает Болконского к деятельности.

Но в жизни всегда все меняется, изменятся и отношения князя Андрея с Наташей. Ее роковая ошибка приведет к разрыву с Болконским и к тому, что он опять разуверится в жизни.

Заключение

Так что же такое нравственность в понимании князя Болконского в романе «Война и мир»? Это честь и достоинство, это любовь к семье, к женщине, к людям.

Но, зачастую, чтобы осознать и вывести для себя окончательный вердикт, человек проходит через серьезные испытания. Благодаря этим испытаниям мыслящие люди развиваются и растут духовно и нравственно. В сочинении на тему «Нравственные искания Андрея Болконского» мне хотелось показать, что для князя Андрея понятие нравственности – основа жизни, тот самый стержень, на котором держится его внутренний мир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *