в чем суть дубровского
«Дубровский» Пушкина: Робин Гуд Покровского уезда
Александр Сергеевич Пушкин — наиболее известный писатель в истории России. Его произведения изучают не только на родине, но и в зарубежных школах. «Дубровский» — ключевой роман в карьере Пушкина и всей русской литературы в целом. Произведение было написано в 1833 году, но не утратило актуальность и сейчас. В данной статье вы узнаете не только краткое содержание, но и смысл «Дубровского».
Краткое содержание романа Пушкина «Дубровский»
Троекуров — жестокий русский барин, проживающий в роскошном имении. Его безмерно уважают соседи, для которых Троекуров организует роскошные приемы. Нередко барин устраивает над гостями дома мрачные шутки, позволяя себе резкие высказывания. Единственным настоящим другом Троекурова остается независимый дворянин Андрей Дубровский — бывший сослуживец богача.
Но дружбе приходит конец, когда между Троекуровым и Дубровским случается ссора. Пользуясь положением в обществе, Троекуров лишает Дубровского его земельного участка. Лишившись единственных владений, дворянин сходит с ума. Об этом узнает сын Дубровского Владимир, который, узнав о причинах болезни отца, превращается в благородного разбойника. Тем самым он пытается отомстить Троекурову. Однако возникшая любовь Владимира Дубровского к Маше — дочери Троекурова, — переворачивает ситуацию с ног на голову.
На заметку! В 2013 году была снята адаптация романа Пушкина «Дубровский». Действий экранизации были перенесены в современную Россию, а главную роль Владимира Дубровского исполнил артист Данила Козловский.
Объяснение сюжета
Чтобы понять краткий смысл «Дубровского», следует обратиться к теме противопоставления двух миров — помещиков и крестьян. Социальное неравенство приводит к трагедии и превращает Владимира Дубровского в мстителя. Месть — смысл существования протагониста. Но, несмотря на образ разбойника, который традиционно считается отрицательным, Пушкин не демонизирует персонажа, наделяя его благородными чертами. Как и герой легенд Робин Гуд, Дубровский грабит тех, кто живет не по средствам и никогда не трогает бедняков. Но им, как уже сказано, движет не столько жажда помощи нуждающимся, сколько личная месть.
Через историю Дубровского-старшего Пушкин детально воспроизводит актуальную для первой половины XIX века проблему угнетения помещиков крестьянами. В раскрытии данной темы и кроется смысл романа Пушкина «Дубровский». Вокруг данного конфликта выстраивается весь сюжет картины, включая любовную линию с Машей.
Интересно! В школьной программе учеников нередко просят составить сочинение на тему «Смысл названия романа «Дубровский». Здесь все просто: в литературе начала XIX века авторы часто называли произведения в честь фамилии главного героя. Так что смысл имени и фамилии героя Дубровского прост и не несет в себе никакого символического значения.
В чем суть концовки
Тем не менее, концовка повести выбивается из общего контекста произведения. Отец планировал выдать дочь Машу за пятидесятилетнего князя, к которому она испытывала лишь неприязнь. Дубровский предлагал Маше сбежать с ним. Но в решающий момент девушка отказалась. Тем самым она обрекла себя на жизнь с ненавистным ей стариком. Разбойник Дубровский распускает свою свиту и скрывается от правосудия за пределами России.
Так в чем же, исходя из концовки, смысл произведения Пушкина «Дубровский»? Тут все просто: Пушкин стремился сделать финал драматичным. Поэтому он выстраивает концовку таким образом, чтобы Дубровский не успел спасти Машу от замужества с князем. Та, дав клятву, собственноручно обрекает себя на жизнь с тем, кого не любит, в то время как Дубровскому не остается ничего иного, кроме как навсегда покинуть родину.
Трагичный финал романа (не повести и не рассказа) «Дубровский» напрямую перекликается с его смыслом: любовь далеко не всегда побеждает зло, а разбой — не путь к справедливости. Выбрав путь мстителя, он лишился и любви, и родины. Путь к прежней жизни для Владимира Дубровского закрыт раз и навсегда.
Обратите внимание на другие произведения Пушкина, с которыми должен ознакомиться каждый:
В конце остается отметить, что «Дубровский» — знаковое произведение в русской классической литературе. В нем затрагиваются вечные темы, знакомые современным читателям. И, как минимум, это увлекательное произведение, написанное легким и доступным современному человеку языком.
Анализ «Дубровский»
сочинение по литературе 6 класса
В романе А.С. Пушкина отображена достоверная картина быта российского дворянства. В основу произведения легла социальная обстановка России в целом. Крепостничество изжило себя, чувствовался упадок дворянства. Государство нуждалось в реформах, именно поэтому автор хотел обратить внимание своих современников на общественные проблемы, показать им то, что их ждёт в будущем.
В своём романе А.С. Пушкин поднимает множество социальных тем, среди которых – взяточничество, продажность правосудия, беззащитность бедных людей, конфликт отцов и детей, а также проблема чести и долга. Все эти проблемы не утратили своей актуальности и в наши дни.
Главная тема романа – унижение человеческого достоинства. Нечестная деятельность органов власти многим людям покалечила жизнь. Такой жертвой стал и Андрей Гаврилович Дубровский, который из-за бедности не смог доказать свою правоту в судебном порядке. Выходит, что отстоять свою честь и достоинство можно только вне закона. Так и поступил Владимир Дубровский, желая отомстить за отца. Он был вынужден пойти преступным путём, другого выхода у него просто не было.
Жанр и направление
Жанр «Дубровского» – разбойничий роман. Описанные события охватывают большой временной промежуток, и в них участвует множество персонажей. К тому же, главный герой – благородный человек, вынужденный из-за окружающей его несправедливости оказаться вне закона.
Роман относится к переломному периоду в творчестве А.С. Пушкина, когда он стал предпочитать реализм романтизму. Именно поэтому в данном произведении прослеживаются черты двух направлений: от романтизма взят образ высоконравственного героя, который бесстрашно противостоит порочному обществу, а к реализму относится исторический контекст и детальная проработка второстепенных персонажей.
Композиция
Экспозиция: описание главных героев и окружающей их обстановки;
Завязка: ссора между Троекуровым и Дубровским;
Кульминация: свадьба Маши Троекуровой;
Развязка: исчезновение Владимира Дубровского;
Проблематика
Основной проблемой романа является проблема мести. Автор показывает, что даже та месть, которая необходима для торжества справедливости, неизбежно приводит к несчастью. Владимир должен был отомстить за своего отца, как у человека чести у него не было другого выбора, но эта месть причинила ему много страданий.
Другой, не менее важной проблемой в романе выступает проблема жестокости и несправедливости. Такие низкие люди как Троекуров – ни перед чем не остановятся, ради того, чтобы потешить собственное самолюбие. А процветающее в стране взяточничество и беззаконие помогает ему воплотить в жизнь свои гнусные планы. Чтобы доказать собственное превосходство, Кирила Петрович доводит своего бывшего друга до безумия, но понимает свою вину слишком поздно.
Основная идея
Роман «Дубровский» — это протест против крепостных порядков в России. А.С. Пушкин раскрывает все пороки, которые процветали в то время. Однако судьба главного героя показывает то, что никакой одиночный бунт не сможет справиться с тем, что создавалось годами, поэтому государственные проблемы нужно решать другим путём.
В романе «Дубровский» отразились те стороны жизни, которые волновали А.С. Пушкина и его современников: бесправное положение крепостных крестьян, самодурство помещиков, взяточничество, произвол суда, беззаконие. И в результате всего этого возникает разбойничество, как протест непокорных выходцев из народа.
Разбойничий роман
В «Дубровском» А.С. Пушкин продолжает традиции разбойничьего романа, созданные великим немецким поэтом Фридрихом Шиллером. Главный герой романа – молодой дворянин, добровольно отказавшийся от своего положения в обществе, и возглавивший шайку разбойников, для того чтобы отомстить за нанесённую ему обиду. Любовь героя к дочери его врага – тоже типичный мотив для разбойничьего романа.
Однако Пушкин не случайно славился своей любовью к новаторству, поэтому и в разбойничьем романе в его исполнении появились новые стороны. Произведение не вложилось в рамки романтизма, в нём также четко прослеживаются признаки реализма. В основе сюжета лежит реальная история, рассказанная автору его давним приятелем. А образ русского барина-крепостника Троекурова изображён слишком правдиво, да и весь крепостной быт в целом.
История создания
А.С. Пушкин взял за основу романа историю о разорившемся помещике Островском. Эту историю он услышал от своего приятеля Павла Нащокина, который лично встретил в остроге белорусского дворянина, ставшего жертвой продажного правосудия. Длительное время он судился со своим соседом из-за земли, и в результате был изгнан из собственного имения. Организовав своих крепостных в разбойничью шайку, этот дворянин стал зарабатывать себе на жизнь грабежами.
Осенью 1832 года автор приступил к созданию романа, и в скором времени было готово две части из трёх задуманных. Но третья часть романа так и не была написана.
Опубликовано произведение было через четыре года после трагической гибели А.С. Пушкина на дуэли. Сам автор не успел ему дать название, поэтому роман был назван в честь главного героя.
Основная мысль
Основная мысль романа заключается в том, что равноправия не существует даже между представителями одного социального слоя, если у них есть разница в финансовом положении. Автор приходит к неутешительному выводу, что закон находится всегда на стороне того, кто богаче. А благородные, честные и достойные люди чаще всего оказываются на обочине жизни.
Критика
Мнение критиков относительно романа «Дубровский» разделились. Одни считали, что А.С. Пушкин подражает зарубежной манере написания романов, другие упрекали его в том, что он одобряет разбойничьи промыслы и преступления в целом, но большинству произведение всё-таки понравилось.
К примеру, В.Г. Белинский назвал роман «одним из величайших созданий гения Пушкина», а Тургенев восторгался талантом, благодаря которому был создан образ Троекурова.
Но главное достоинство романа «Дубровский» заключается в том, что это произведение заставляет мыслить. Каждый читатель найдёт в нём ответы на волнующие современный мир вопросы.
История создания
Роман «Дубровский» был написан А. С. Пушкиным в конце 1832 — начале 1833 гг. Замысел произведения связан с реальной историей бедного помещика Островского, который был лишен своего имения и при поддержке крестьян стал разбойником.
Смысл названия
Роман лаконично носит название фамилии главного героя — Владимира Андреевича Дубровского.
Главная тема произведения
Главная тема произведения — трагическое влияние беззакония на судьбу человека.
Помещики в дореволюционной России не представляли собой единого сплоченного сословия. В этой среде тоже была существенная имущественная дифференциация. Тяжба Троекурова со старшим Дубровским — вполне типичное явление. Богатство первого давало власть, бедность второго приводила к повышенному болезненному чувству собственного достоинства.
Конфликт вспыхнул из-за совершенно пустякового повода, но в противниках «заговорила» дворянская кровь. Всесильному Троекурову имение соседа не особенно было и нужно, просто он не мог стерпеть неповиновения. Позиция Дубровского ясно изложена в одной фразе: «Я не шут, а старинный дворянин».
Троекуров, скорее всего, в любом случае с помощью денег и связей смог бы заполучить имение Дубровского в свои руки. Но добыча сама идет к нему: сгоревшие во время пожара документы фактически лишают Андрея Гавриловича прав на свою собственность. Благодаря изворотливому заседателю Шабашкину судебное решение выносится в пользу Троекурова.
Гораздо значительнее потеря имения сказывается на судьбе молодого Дубровского — Владимире. К тому же на его глазах при виде Троекурова умирает отец.
Молодой дворянин становится во главе разбойничьей шайки под давлением обстоятельств. У него просто не остается другого достойного выхода. Имя Дубровского наводит страх на всю округу. В то же время люди чувствуют невольное уважение к благородному разбойнику, который грабит только богатых, борясь таким образом с несправедливостью.
Шайка Дубровского рано или поздно была бы уничтожена. Главарь прекрасно это понимает, но хочет достойно завершить «карьеру». Отказавшись от желания уничтожить своего главного врага ради Маши, он находит новую цель — спасти девушку от несчастного брака. Небольшое опоздание становится роковым для Маши, Владимира и всех разбойников. Дубровский еще успевает отбить приступ солдат, после чего распускает свою шайку и скрывается за границу.
Таким образом, судьба беззаботного молодого офицера из-за шутки холопа кардинально меняется. Он быстро теряет имение, отца и даже первую серьезную любовь. Защищая свою дворянскую честь, Владимир невольно становится преступником. В конце концов, Дубровский вынужден расстаться и со своей Родиной.
Проблематика
Центральная проблема произведения — произвол богатых помещиков. Троекуров в душе был в общем-то не самым плохим человеком. Его испортили богатство и знатность. Всеобщее уважение и почет развили в Троекурове ложное убеждение в своем непререкаемом превосходстве. Это убеждение постепенно заглушает в душе помещика прежние положительные качества. Он решительно начинает судебную тяжбу против своего лучшего друга, зная, что это приведет его к разорению и возможной гибели.
Так же деспотично Троекуров относится к своей любимой дочери. Его трогают и приводят в смущение слезы Маши, но упрямство не позволяет переменить уже принятое решение. Выдавая дочь за старика, Троекуров обрекает ее на несчастье.
Композиция
Пушкин разделил небольшой роман на два тома. В первом описана суть трагедии Дубровского, начало его разбойничьей деятельности; появляются главные действующие лица. Кульминационным моментом, разделяющим роман, становится появление Дубровского в доме Троекурова под видом француза Дефоржа. Второй том посвящен кратковременному неудачному роману Владимира и Маши, после которого главарь распускает шайку.
Чему учит автор
Пушкин предоставляет читателю самому решить, прав или нет Дубровский. По закону он является преступником, заслуживающим самого строгого наказания. Но согласно понятиям чести и высшей справедливости действия Владимира полностью оправданы. Да и все его преступления не позволяют усомниться в благородстве невольного разбойника.
Анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»: жанр, сюжет, композиция, тематика и проблематика, основная идея произведения
Ниже вниманию читателей своего блога я предлагаю литературоведческий анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский». Остановлюсь на композиции и главном конфликте произведения, на его тематике и проблематике, основной идее. Не обойду вниманием и историю создания этого незаконченного шедевра.
История создания «Дубровского», жанр произведения
«Дубровский» Пушкина – один из наиболее известных в русской литературе разбойничьих романов. Во время его написания Александр Сергеевич все еще находился под влиянием романтизма. Не исключено, что он был вдохновлен на создание своего маленького шедевра шиллеровскими «Разбойниками». Однако в это время писателя все больше начинают волновать социальные проблемы, его произведения приобретают все более явственные черты реализма. В итоге «Дубровский» становится произведением с романтическим героем и реалистическим описанием действительности, характеров второстепенных персонажей.
Главный герой романа – благородный разбойник Дубровский – имел прототипа. От своего приятеля Павла Воиновича Нащокина писатель услышал историю о белорусском помещике Островском, который, проиграв соседу процесс о принадлежности земли, был выгнан из имения и, собрав крестьян, стал промышлять грабежами. Этот рассказ его впечатлил.
Надо сказать, что ситуация, когда богатые помещики отсуживали имения у своих менее влиятельных соседей, в те времена не была редкостью. Например, такая история произошла в Козловском уезде Тамбовской губернии, когда полковник Крюков выиграл дело о принадлежности поместья у поручика Мартынова. В черновиках Пушкина даже имеется пометка, которая говорит от том, что он планировал местом действия романа «Дубровский» сделать именно Козловский уезд Тамбовской губернии. Однако в самом романе есть описание вида на Волгу из помещичьего дома жениха Маши князя Верейского. Значит, Пушкин решил переместить место действия в другую губернию.
Однако произведение не было закончено. Оно имеет два тома, но должен был быть еще и третий. Наброски его скудны, но по ним можно догадаться о возможном развитии событий: муж Маши умирает, Дубровский возвращается под видом англичанина, кто-то его узнает и делает донос, героя арестовывают.
Разбойничий роман писался Пушкиным быстро: три с половиной месяца – очень небольшой срок для подобной работы. Напомню также, что произведение не было завершено. Возможно, этим объясняются некоторые нестыковки. Например, мы узнаем, что Владимир был отправлен на учебу в 8 лет и не был дома 12 лет, но во время его пребывания в качестве учителя в доме Троекуровых ему оказывается уже 23 года. При описании детства Владимира говорится, что Маша была младше его на 2 года, позже мы узнаем, что девушка моложе его уже на 5 лет.
Разбойничай роман А.С. Пушкина увидел свет в 1841 году, уже после гибели писателя. Название «Дубровский» произведению дали издатели – в рукописи Пушкина вместо заголовка стоит дата начала работы над ней.
Основной конфликт романа «Дубровский» А.С. Пушкина
Месть поставила Владимира Дубровского в положение преступника, изгоя, который не может помышлять о том, чтобы просить руки возлюбленной. Владимир и Маша, как и шекспировские Ромео и Джульетта, полюбили друг друга вопреки вражде между их семьями.
Сюжет и композиция пушкинского романа «Дубровский»
Напомню, в чем разница между фабулой, сюжетом и композицией литературного произведения:
Сюжет можно назвать содержанием произведения, а композицию – формой его воплощения в произведении.
Сюжет романа «Дубровский»
Сюжет всегда включает в себя экспозицию, завязку, кульминацию и развязку, с помощью которых раскрывается основной конфликт произведения. Также он может содержать пролог (предысторию), эпилог, развитие событий (между завязкой и кульминацией, а также кульминацией и развязкой).
Далее следует эпилог, из которого мы узнаем, что на разбойников начинаются облавы, Дубровский распускает их, а сам скрывается за границей.
Как я уже говорила, роман состоит из двух томов. Каждый из них имеет свой сюжет.
Сюжет первого тома:
Сюжет второго тома:
Сюжет не все время развивается хронологически. Так, для того, чтобы понять, как Дубровский оказался на месте учителя, читатель возвращается на некоторое время назад.
Композиция романа Дубровский
Композиционными элементами в художественном произведении могут быть тома и главы, выделенные эпилог и пролог, эпиграф, лирические отступления, диалоги и монологи, портреты героев. Это своего рода каркас произведения.
Роман «Дубровский» состоит из двух томов, которые включают в себя 19 глав. Первый том представлен восьмью главами, второй – одиннадцатью.
В романе имеются диалоги, в том числе между Дубровским и Машей, портреты всех главных героев. Они служат для развития сюжетной линии и помогают лучше понять основную идею произведения.
Тематика и проблематика романа Пушкина «Дубровский»
В интересующем нас художественном произведении можно выделить несколько тем.
Проблем в романе Пушкина «Дубровский» тоже поднимается несколько.
Можно говорить о том, что затронутые Пушкиным в «Дубровском» проблемы носят как личностный, так и общественный характер.
Основная идея романа Пушкина «Дубровский»
Главные темы, затронутые Пушкиным в «Дубровском», и поднятые в этом произведении проблемы остаются актуальными в наши дни. Поэтому чтение этого разбойничьего романа не только доставит удовольствие, но и даст пищу для ума, поможет найти в жизни правильный путь. Советую вам, если вы это еще не сделали, прочитать этот небольшой роман, иногда называемый повестью, чтобы составить о нем свое собственное представление.
В качестве иллюстраций к тексту использованы кадры из фильма 1988 года «Благородный разбойник Владимир Дубровский».
О чем роман А.С. Пушкина «Дубровский»: краткое содержание, характеристика героев, основная мысль произведения
З накомство с прозой Александра Сергеевича Пушкина для многих школьников начинается с «Дубровского». Помню, как меня когда-то трогала судьба Владимира и Маши – главных героев этого произведения. Образ благородного разбойника, созданный светочем русской литературы, не оставляет равнодушными и современных юношей и девушек. Надеюсь, вы нашли время на прочтение этой небольшой книги, и сегодня я предлагаю вспомнить, о чем роман А.С. Пушкина «Дубровский», в чем его суть. На всякий случай я приведу краткое содержание произведения, охарактеризую его героев. Это позволит вам в дальнейшем хорошо написать сочинение по данному роману. Не исключено, что полученная из статьи информация поможет и в сдаче ЕГЭ.
Краткое содержание романа А.С. Пушкина «Дубровский» по главам
Роман «Дубровский» А.С. Пушкина состоит из двух томов: в первом 8 глав, во втором – 11, нумерация сквозная (то есть произведение состоит из 19 глав).
Глава первая
С первых страниц романа Пушкина «Дубровский» мы узнаем о помещике Кириле Петровиче Троекурове, владеющем Покровским. Он был знатным и влиятельным, держал в страхе и соседей, и местных чиновников. При этом он «выказывал все пороки человека необразованного»: регулярно страдал от обжорства, каждый день был навеселе, развратничал. С крестьянами обращался сурово, но те терпели и даже гордились тем, что принадлежат столь богатому и почитаемому господину. Они считали, что могут многое позволить себе по отношению к соседям, так как рассчитывали на его заступничество.
Троекурова все боялись, и он на самом деле не терпел ни малейшего неповиновения. Один лишь сосед его Андрей Гаврилович Дубровский мог безнаказанно высказывать мнение, отличное от взглядов Троекурова. Они были товарищами по службе, а потом оказались еще и соседями. Дубровский не был богат: в принадлежащей ему Кистеневке было всего 70 душ. Однако это не мешало Троекурову обещать отдать за его сына Владимира (если тот окажется путным человеком) свою дочь Машу.
Андрей Гаврилович и воспитанием, и характером мало отличался от Троекурова. Возможно, поэтому они и сошлись. Да и судьбы у них были похожими: оба женились по любви и рано овдовели, у обоих от брака осталось по ребенку.
Однако «нечаянный случай все расстроил и переменил». Троекуров показывал гостям свою псарню, и Андрей Гаврилович, завидуя более богатому соседу, высказал мнение, что вряд ли крепостным Троекурова живется так же хорошо, как его собакам. Один из псарей на это обиделся и ответил, что они на свое житье не жалуются, а вот некоторым дворянам было бы неплохо поменять свое жилье на местную конуру. Троекуров посмеялся этой шутке, а Дубровского она оскорбила. Он уехал, не попрощавшись, и на приглашение вернуться для участия в охоте ответил, что только после того, как Троекуров вышлет ему наглого псаря для наказания. Тому не понравилось, что сосед хочет чинить расправу над его людьми: Троекуров посчитал требование Дубровского наглостью.
Со временем вражда между бывшими приятелями разгорелась еще сильнее, и о ссоре уже знали все в округе. Даже крестьяне Троекурова решились воровать лес в Кистеневской роще. Они были пойманы самим Дубровским и наказаны им. Это привело Троекурова в неистовство. Сначала он хотел устроить погром в Кистеневке, но потом надумал отнять имение у своего соседа. Устроить это он поручил заседателю Шабашкину, пояснив: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение».
Воспользовавшись тем, что документы на имение у Дубровского сгорели при пожаре, Шабашкин начал процесс. У Дубровского запрашивают доказательства законности владения им имением, но он их не предоставляет.
Глава вторая
Дубровского вызывают в город для оглашения решения суда, туда же приезжает и Троекуров.
В озвученном судебном решении говорится, что Кистеневка принадлежит Троекурову, а Дубровский владеет поместьем незаконно и должен вернуть его вместе с крепостными законному владельцу. Был определен срок для подачи апелляции. После этого истцу и ответчику предложили подписать документ. Тут с Дубровским случился припадок безумия, его вывели из зала суда. Уездный врач пустил ему кровь, большому полегчало, его отвезли в Кистеневку, почти уже ему не принадлежащую.
Глава третья
Припадки сумасшествия у Дубровского-старшего не повторялись, но чувствовал себя он плохо: был слаб, временами заговаривался. За ним ухаживала Егоровна, которая ранее была нянькой у его сына. Она решила уведомить о случившемся Дубровского-младшего.
Здесь читатели и знакомятся с молодым Дубровским – главным героем произведения.
Владимир Дубровский в это время находился в Петербурге. С 8 лет он учился здесь в Кадетском корпусе, и дома не был уже 12 лет. Отец не жалел средств на содержание сына, поэтому тот вел довольно свободную жизнь: играл в карты, позволял себе «роскошные прихоти», не боялся влезать в долги и мечтал о богатой невесте. Однако к отцу он питал теплые чувства, и, получив тревожное письмо, взял отпуск, отправился в Кистеневку.
Здесь крестьяне встретили его приветливо. Ему рассказали о конфликте его отца с Троекуровым. И нянька, и конюх признались, что не хотят, чтобы их хозяином стал Троекуров, они хотят и дальше оставаться у Дубровских.
Глава четвертая
Не зная подробностей дела, Владимир Дубровский не выказывает несогласия с решением суда в установленный срок, и оно вступает в силу. Шабашкин сообщает об этом Троекурову.
Троекуров, чувствуя себя виноватым в болезни Дубровского, едет к нему, чтобы помириться и вернуть ему имение. Дубровский-старший видит его в окно, и с ним случается паралич. Дубровский-младший велит слуге прогнать Троекурова. Тот уезжает, затаив обиду.
Андрей Гаврилович умирает на руках сына.
Глава пятая
После похорон отца Владимир Дубровский уходит в Кистеневскую рощу, он бродит по ней, предаваясь печальным мыслям. Вернувшись, он видит у дома судейских чиновников во главе с Шабашкиным, которые пришли забирать имение. Крепостные поднимают бунт, наступая на приказчиков, но Дубровский их успокаивает. Шабашкин и крепостные остаются ночевать в доме Дубровского.
Глава шестая
Незваные гости напиваются и засыпают.
Владимиру Дубровскому не спится. Разбирая бумаги отца, он находит письма матери, они трогают его за живое. Он не хочет, чтобы его отчий дом стал собственностью врага.
Он выходит во двор и встречает в коридоре кузница Архипа с топором. Тот признается, что хотел расправиться с судейскими чиновниками и Шабашкиным. Дубровский не позволяет ему это сделать, выводит во двор.
По распоряжению Дубровского из дома выводят слуг, затем он обкладывает дом соломой и поджигает.
Дубровский прощается с крепостными и уходит в Кистеневскую рощу, назначая ее местом встречи для тех, кто хочет за ним последовать. Перед уходом он просит Архипа отпереть дверь горящего дома, если он ее, выходя, случайно закрыл.
Кузнец находит дверь открытой и запирает ее. Находящиеся в доме люди сгорают вместе со строением (на них обрушивается крыша).
Архип видит на крыше дома кошку и с риском для жизни спасает ее.
Глава седьмая
В устройстве поджога подозревают Дубровского, но доказательств нет.
Вскоре в окрестностях появляются разбойники. Он грабят почтовые кареты и путешественников, помещичьи дома, только имение Троекурова обходят стороной.
Наступает Покров – праздник, особенно чтимый в Покровском, где находится посвященный ему храм.
Глава восьмая
Читатель знакомится с дочерью Троекурова Машей. Девушка когда-то занималась с гувернанткой-француженкой, пока та не забеременела от отца своей воспитанницы и не была отослана подальше от дома. Сына m-lle Мими Сашу Троекуров признал, мальчик рос в их доме.
Маша предоставлена самой себе и большую часть времени проводит в библиотеке за чтением романов. Доверительного отношения с ее стороны отец не заслужил, девушка привыкла скрывать свои мысли и чувства.
Троекуров нанимает для Саши гувернера – молодого француза Дефоржа.
По реакции Дефоржа видно, что Маша ему понравилась. Однако девушка не обратила на учителя брата особого внимания, так как не привыкла видеть в слугах мужчин.
Троекуров любил жестоко шутить над своими гостями. Одна из шуток заключалась в том, что жертву закрывали в комнате с голодным медведем, привязанным в одном углу на длинную цепь. Безопасным оставался лишь противоположный угол. Обычно жертва забивалась в этот угол и в страхе проводила там 3 часа.
Он сказал, что не знал про медведя, но пистолеты всегда носит с собой, чтобы не дать себя в обиду.
Храбрость учителя и его достойный ответ заставили Машу обратить на него внимание. Это стало началом их сближения.
Глава девятая
В доме у Троекурова праздник (Покров), собирается много гостей. Один из них (помещик Спицын) прибывает с опозданием. Свою задержку он объясняет необходимостью ехать длинным путем из-за страха встретиться с разбойниками, предводителем которых все в округе считают Дубровского.
Начинаются рассказы о Дубровском. Одна гостья хвалится, что Дубровский недавно обедал у нее. Она отправила слугу с деньгами и письмом для своего сына, тот вернулся оборванным и сказал, что на него напал Дубровский и отнял деньги. Женщина отправила слугу с письмом без денег. Через некоторое время прибыл человек, назвавшийся соратником ее бывшего мужа. Он заставил слугу признаться, что Дубровский не отнял у него деньги. Оказалось, что слуга их присвоил. Вдова считает, что у нее побывал сам Дубровский. Она описала его как брюнета в возрасте 35 лет.
Троекуров сказал, что ее гость не мог быть Дубровским, так как тот на 5 лет старше его дочери: ему должно быть сейчас около 23 лет.
Исправник подтвердил, что разбойнику 23 года, и озвучил его приметы, которые могли бы подойти многим (средний рост, русые волосы, карие глаза).
Глава десятая
Спицын имеет при себе много денег, поэтому боится разбойников. Он просит разрешения переночевать в комнате месье Дефоржа, надеясь найти в нем храброго защитника. Однако ночью он просыпается от того, что француз снимает с его шеи сумочку с деньгами. Грабитель заставляет Спицына молчать, сообщив ему, что он и является Дубровским. Запуганный Спицын никому ничего не говорит, но утром уезжает.
Глава одиннадцатая
В одиннадцатой главе романа Пушкина «Дубровский» рассказывается, как молодой разбойник встретил на постоялом дворе учителя, направлявшегося к Троекуровым с рекомендательным письмом. Узнав, что никто в поместье не знает его в лицо, Дубровский заплатил ему 10 тысяч за то, чтобы тот отдал ему документы и вернулся во Францию. Так Владимир Дубровский занял место гувернера.
Глава двенадцатая
Маша, которая уже успела лучше познакомиться с учителем брата и влюбиться в него, получает от него записку, в которой он назначает свидание в беседке. Девушка приходит на встречу к назначенному времени. Молодой человек признается ей, что он и есть Дубровский, но просит не бояться его, так как он отказался от мести из-за любви к девушке. Он обещает не причинять зла ни ей, ни ее отцу, и скрывается.
Вернувшись в дом, девушка видит исправника, который сообщает, что Дубровский живет в их доме под видом француза. Побег учителя подтверждает, что обвинение Спицына не было ложным.
Глава тринадцатая
В одном из соседних имений поселяется старый князь Верейский, который, желая развлечься, наносит визит Троекуровым. Красота Маши поражает его, и он начинает за ней ухаживать. Он приглашает Троекуровых в гости. В его имении все сделано по-английски. Вечер он завершает салютом.
Глава четырнадцатая
Князь Верейский просит руки Маши. Девушка в шоке, плачет, ничего не отвечая. Отец дает согласие, не пытаясь узнать мнение дочери. Девушка получает записку от Дубровского. Он назначает ей встречу в их беседке.
Глава пятнадцатая
Маша делится с Дубровским своим горем. Они договариваются, что она будет умолять отца отменить решение. Если тот не согласится, тогда девушка положит в дупло дуба, растущего рядом с беседкой, кольцо. Получив этот знак, Дубровский увезет девушку, и она выйдет за него замуж.
Глава шестнадцатая
Девушка пишет письмо князю с просьбой отказаться от нее, но тот все рассказывает Троекурову. Тот назначает свадьбу на послезавтра. Девушка умоляет отца отменить свадьбу, но тот неумолим, так как считает, что лучше знает, что нужно для счастья дочери.
Маша грозится позвать на помощь Дубровского, и тогда ее запирают.
Глава семнадцатая
Маша просит брата отнести в дупло кольцо, так как сама сделать этого не может. Саша относит кольцо, но видит, как его вынимает из дупла рыжий мальчик. Возникает драка. Ребят приводят к Троекурову. Саша под угрозой наказания признается, что получил кольцо от Маши. Троекуров понимает, что рыжий мальчик – член шайки разбойников. Надеясь, что эта ниточка приведет к Дубровскому, Троекуров и исправник отпускают рыжего мальчика. Тот заходит домой в бывшее имение Дубровских, затем скрывается в роще.
Глава восемнадцатая
Машу привозят в церковь. Напрасно она ждет вмешательства Дубровского. Ее обвенчали с князем.
Когда карета с новобрачными едет из церкви, на нее нападают разбойники. Князь стреляет в Дубровского, ранит его в плечо.
Дубровской говорит Маше, что она свободна. Однако девушка отказывается уходить с ним. Она отвечает, что он опоздал – она уже обвенчана с князем.
Разбойники помогают раненому Дубровскому сесть на коня, они скрываются в лесу. Князя, его жену и слуг они не тронули.
Глава девятнадцатая
В главе показан привал разбойников. Их окружают солдаты. Происходит сражение. Разбойники побеждают, но жертвы есть с обеих сторон. Дубровский распускает шайку, сам уезжает за границу.
На этом повествование обрывается.
Характеристика главных героев романа Пушкина «Дубровский»
Приведенный выше пересказ романа А.С. Пушкина «Дубровский» уже позволяет составить мнение о главных героях произведения. Но более подробная их характеристика, думаю, не будет лишней.
Также довольно ярко в произведении нарисованы образы некоторых помещиков и крепостных, в том числе кузнеца Архипа, позволившего сгореть людям, но спасшего с риском для жизни кошку.
О чем заставляет задуматься роман Пушкина «Дубровский»: основная мысль произведения
В романе Пушкина «Дубровский» подняты проблемы несправедливости и беззакония. Продажность судей и произвол богачей достойны порицания. И мы задумываемся, как можно противостоять этому злу.
Мы симпатизирует герою, поднявшему бунт против пороков общества, но понимаем, что выбранные ими методы ошибочны. Основная мысль произведения заключается в том, что любовь, честь и справедливость являются главным достоянием человечества. Их нужно отстаивать, но не посягая на человеческую жизнь, не преступая законы нравственности.
Статья проиллюстрирована кадрами из фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский», снятого в 1988 году.