в чем суть чайки чехова
Анализ пьесы “чайка” чехова (мнение критиков)
Проблема жизненной цели и назначение человека в пьесе Чехова «Чайка»
Антон Павлович Чехов в мировом литературном процессе занимает одинаково выдающееся место и как прозаик, и как драматург. Но как драматург он определился раньше. В восемнадцатилетнем возрасте Чехов начал работу над своей первой пьесой, которая не вышла в свет при жизни автора.
Но большая работа Чехова-драматурга началась значительно позже, через восемнадцать лет, из «Чайки», которая была завершена в 1896 году. Сам автор определял ее как работу необычную, работу вопреки всем правилам драматургии.
«Чайка» — самая трагическая комедия, сюжет которой состоит из лабиринта захватов и страстей, выхода из него нет, ведь нет выхода из ряда противоречивых человеческих чувств.
Любовь в произведении — это грустные факты человеческих взаимоотношений, которые не имеют развития: учитель Медведенко любит Машу, Маша пылко влюблена в Треплева, Треплев безнадежно сохнет по Нине, которая, в свою очередь, любит Тригорина. События двигаются мимо героев пьесы.
Безусловно, Треплев и Нина могли бы сложиться в замечательную пару и быть счастливыми. Но она любит Тригорина, который после непродолжительного романа с ней вернется к Аркадиной.
Все эти нелогичные взаимоотношения создают дисгармонию пьесы, что из уникальной комедии-трагедии превращается в самую обычную драму.
Драма «Чайка» насквозь проникнута атмосферой неблагополучия. В ней нет счастливых людей. Атмосфера одиночества преследует каждого из героев.
Учитель Медведенко не может говорить ни о чем, кроме материального достатка, ведь это проблема всех учителей того времени: «Я получаю всего двадцать три рубля в месяц, да еще вычитают с меня в эмеритуру, а все же я не ношу траура».
Маша откровенно рассказывает всем, что она несчастна: «А в меня такое чувство, как будто я родилась уже давным-давно; жизнь свою я тащу волокном, как бесконечный шлейф. И часто не бывает никакой охоты жить».
Следовательно из первых актов пьесы понятно, что в ее атмосфере господствует общее недовольство жизнью. Люди слишком поглощены собственными бедами, и потому они не слышат друг друга. Атмосфера произведения — это атмосфера сплошной психологической глухоты.
И на фоне этой атмосферы — чайка-символ, который приобретает разные значения, по-разному живет в душе молодых героев пьесы — Треплева и Нины.
Нина после всех своих несчастий начала чувствовать себя чайкой, которую от скуки подстрелил человек. Словно чайка она подписывала свои письма, когда отчаялась в жизни.
Но Нина — человек сильный, человек, который умеет бороться и мечтать: «Я уже настоящая актриса, я играю с наслаждением, с восторгом, пьянею на сцене и чувствую себя прекрасной.
А теперь, пока я живу здесь, я все хожу пешком, все хожу и думаю, думаю и чувствую, как с каждым днем растут мои душевные силы.».
Для Треплева чайка — это тоже символ, но символ того, что не сбылось. И хотя для него, известного писателя, поиски смысла жизни так и не окончились, но его, как и Нину, можно отнести к одному лагерю, Тригорина и Аркадину — к другому.
Если Треплев к последнему мгновению в отчаянии: «я все еще ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и кому это нужно. Я не верую и не знаю, в чем мое призвание», то для Тригорина и Аркадиной образ чайки — это «не помню» или «не знаю».
Герои «Чайки» не могут пробиться друг к другу, потому что разговаривают лишь для себя:
«Аркадина. Как меня в Харькове принимали, батюшки мои, до сих пор голова кружится!
Судьбы героев, невзирая на их внешние и внутренние расхождения, перекликаются, сливаются в единственном звучании, из многих отголосков вырастает единственная судьба и единственное для всех настроение. Возможно, именно это настроение привело к гибели Треплева.
В пьесах Чехова приглушенные конфликты, отсутствует четкое распределение героев на позитивных и негативных. Зло в пьесе «Чайка» растворилось в будничной жизни героев, потому виновника всех неудач не найти.
Но главнее всего, что в «Чайке» А. П. Чехов открыл новые возможности изображения характера. Он раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании жизненных противоречий. В произведении появился «подтекст». Автор бросает свое зрение в будущее, а развязки, как и завершения человеческих судеб, у него нет. В этом заключается вся суть чеховской драмы «Чайка».
Введение
Антон Павлович Чехов – это русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес, признан одним из величайших писателей в мировой литературе. Чехов создал четыре произведения, ставшие классикой мировой драматургии, а его лучшие рассказы высоко оцениваются писателями и критиками.
В 1895-1896 годах была написана пьеса «Чайка», и впервые опубликована в 12 номере за 1896 год журнала «Русская мысль». Премьера же балета «Чайка» состоялась 17 октября 1896 года на сцене петербургского Александринского театра. Однако эта премьера не имела успеха.
В 1896 году, после провала «Чайки», Чехов, написавший уже к тому моменту несколько пьес, отрёкся от театра. Однако, в 1898 году, постановка «Чайки» Московского Художественного Театра, основанного Станиславским и Немировичем-Данченко, имела огромный успех у публики и критики, что подвигло Антона Чехова на создание ещё трёх шедевров – пьес «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад».
Поначалу Чехов писал рассказы только для того, чтобы заработать денег, но по мере роста его творческих амбиций, он создал новые ходы в литературе, сильно повлияв на развитие современного короткого рассказа.
Оригинальность его творческого метода заключается в использовании приема под названием «поток сознания», позже перенятого Джеймсом Джойсом и другими модернистами и отсутствия финальной морали, так необходимой структуре классического рассказа того времени.
Чехов не стремился дать ответы читающей публике, а считал, что роль автора заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них.
Пожалуй, ни одна из пьес Чехова не вызывала столько споров как у современников писателя, так и у более поздних исследователей его творчества. Это не случайно, так как именно с «Чайкой» связывают становление Чехова-драматурга, его новаторство в этой области литературы.
Разнообразие подходов к творчеству Чехова неизбежно приводит к появлению взглядов порой прямо противоположных.
Одно из таких разногласий заслуживает особого внимания, так как существует уже на протяжении многих десятилетий, – это спор между театроведами и филологами: «Часто театроведы под видом исследования предлагают и пытаются сыграть свой спектакль на бумаге.
Великолепно искушение писать о «моём Чехове» или «Чехове в меняющемся мире», но пусть эссеистикой и интерпретациями занимаются режиссёры, писатели, критики – художники. Интереснее «чеховский Чехов»…взгляд не извне, из зала, из нашего времени, а изнутри – из текста, в идеале – «из авторского сознания».
Причины такого недоверия филологов к театроведам и особенно режиссёрам понятны: искания последних обусловлены законами театра, чуткого к потребностям времени, а, следовательно, связаны с привнесением в произведение субъективных «нечеховских» элементов, не приемлемых в литературоведении.
Но если взглянуть на литературоведческие трактовки «Чайки», то нетрудно заметить, что некоторые постановки всё же оказали на них достаточно сильное влияние. Первыми тут следует выделить постановку МХАТа 1898г., которая считается самой «чеховской», несмотря на все разногласия автора с Художественным театром, и партитуру К.С.
Станиславского к этому спектаклю. Игра Комиссаржевской на сцене Александринского театра в 1896 году и особенно её оценка самим Чеховым надолго склонили симпатии многих исследователей в пользу Заречной. Постановки А. Эфроса (1966г.) и О. Ефремова (1970г.
) акцентировали внимание на разобщённости героев, уходе их в себя, и хотя спектакли были восприняты как осовремененный Чехов, интерес филологов к этой особенности усилился.
Говоря о причинах разрыва литературоведческих и сценических интерпретаций, З.С. Паперный высказывает мысль, что «пьеса оказывалась недостижимой для полного театрального осуществления». Каждая постановка «Чайки» отражала только отдельные её стороны, а в целом пьеса «шире возможностей одного театра».
Шах-Азизова, анализируя тенденции чеховского театра 60-70-х годов, делает вывод, что «эпическая обстоятельность и нежная лирика из спектаклей уходят… обнажается драматургическая природа чеховских пьес…
» Причину этого она видит в новом решении вопроса о роли событий, которые театр не только выделял эмоционально, но и часто выносил на сцену то, что сам Чехов старался скрыть: «…
поведение героев часто становилось повышенно нервозным и зрителям не то чтобы намекали, а прямо указывали, что в душе у героев…»
Шах-Азизова видит односторонность поисков в том, «что театр стремится исследовать чеховскую театральность в её чистом виде. Для этого её выделяют, извлекают из сложного единства драмы, эпоса и лирики…» Но подобным недостатком страдают и литературоведческие исследования, где драматизм напрочь выпадает из поля зрения.
Чтобы дать целостный анализ, основанный на верном соотношении трёх начал (драматического, эпического и лирического), необходимо преодолеть этот разрыв.
Трудность здесь в том, что спектакль является новым произведением искусства, не поддающимся однозначному истолкованию: «чеховское» в нём неотделимо от «режиссёрского», от индивидуальных особенностей актёров и современных наслоений.
Поэтому путь преодоления разрыва видится не в анализе постановок и связанных с ними материалов, а в применении некоторых используемых режиссёрами методов и приёмов анализа литературного текста для целей литературоведческой интерпретации.
Но действенный анализ, проблемам которого посвящена эта работа, нельзя связывать исключительно с театральной практикой, где анализ текста неотделим от других задач.
Более того, хотя режиссёры, стремящиеся идти от природы человека, нередко и обращаются за подтверждением интуитивных находок к психологии и физиологии, в практической работе они стараются не использовать точную научную терминологию, вырабатывая свой язык, понятный актёрам и помогающий разбудить их творческое воображение.
Поэтому в данной работе, наряду с использованием практического опыта режиссёров, будет дано чисто теоретическое обоснование действенного анализа, основанное на психологической теории деятельности.
При соотнесении действенно-психологического анализа с литературоведческим возникает вполне справедливый вопрос, что же нового мы вносим. Ведь сущность действенного анализа состоит в восстановлении действия в самом широком смысле слова: поступков героев, их мотивов, событий пьесы – в конечном счёте, событийного ряда или сюжета.
Но когда речь идёт о таком произведении как «Чайка», эта задача оказывается одной из самых сложных. Не случайно вопрос о роли событий в драматургии Чехова вызывает столько споров, и часто возникает сомнение не только в том, что является событием, а что нет, но и есть ли они вообще.
Действенно-психологический анализ помогает получить информацию о событиях, и особенно необходим в тех случаях, когда такая информация не выражена словесно.
Применяемый метод анализа позволяет объективировать картину происходящего в «Чайке», рисует нечто вроде «панорамы жизни героев», восстанавливая во временной последовательности все события, о которых есть прямая или косвенная информация в пьесе. В контексте этой «панорамы» по-новому предстанут многие отмечавшиеся ранее особенности пьесы: лиризм, повествовательность, символика.
Результаты анализа позволят пересмотреть традиционно принятое в литературоведении положение о том, что в чеховской драматургии нет коллизии, основанной на столкновении различных целей героев и что «единого потока волевого устремления» персонажей в чеховских драмах не остаётся и в помине».
Это в свою очередь даёт возможность говорить о новом соотношении традиционных и новаторских элементов в драматургии Чехова.
Результаты действенного анализа не являются трактовкой и сами подлежат дальнейшей интерпретации наряду с другими элементами формы. Применяемый метод не застраховывает от субъективных оценок и выводов, и нельзя утверждать, что в работе даны единственно правильные ответы на все поставленные вопросы, но очевидно другое – эти вопросы не должны оставаться вне поля зрения литературоведов.
Пьеса Чехова «Чайка»: проблематика, особенности драматургической поэтики
Новаторство драматургии Чехова.
Чехов создал свой театр, со своим драматургическим языком, который не сразу был понят современниками писателя. Многим его пьесы казались неумело сделанными, не сценичными, растянутыми, с беспорядочными диалогами, недостатком действия, нечеткостью авторского замысла и т. д.
Особенности конфликта. Чехов выработал особую концепцию изображения жизни и человека — принципиально будничную, «негероическую»: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».
Для традиционной дочеховской драмы характерно прежде всего событие, нарушающее традиционное течение жизни: столкновение страстей, полярных сил, и в этих столкновениях полнее раскрывались характеры персонажей (например, в «Грозе» А. Н. Островского). В пьесах же Чехова нет острых конфликтов, столкновений, борьбы.
Кажется, что в них ничего не происходит. Эпизоды заполнены обыденными, даже не связанными друг с другом разговорами, мелочами быта, незначительными подробностями.
Как утверждается в пьесе «Дядя Ваня», мир погибнет не от «громких» событий, «не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг…».
Произведения Чехова движутся не от события к событию (мы не имеем возможности следить за развитием сюжета — за отсутствием такового), а, скорее, от настроения к настроению. Пьесы строятся не на противопоставлении, а на единстве, общности всех персонажей — единстве перед общей неустроенностью жизни.
Особенности изображения характеров. В классической драме герой выявляет себя в поступках и действиях, направленных на достижение определенной цели. Поэтому затягивание действия превращалось в факт антихудожественный.
Чеховские персонажи раскрываются не в борьбе за достижение целей, а в монологах-самохарактеристиках, в переживании противоречий жизни. Характеры персонажей не резко очерчены (в отличие от классической драмы), а размыты, неопределенны; они исключают деление на «положительных» и «отрицательных».
Многое Чехов оставляет воображению читателя, давая в тексте лишь основные ориентиры.
Персонажи в драмах Чехова лишены взаимопонимания. Это выражается в диалогах: герои слушают, но не слышат друг друга. В пьесах Чехова царит атмосфера глухоты — глухоты психологической.
При взаимной заинтересованности и доброжелательности чеховские персонажи никак не могут пробиться друг к другу (классический пример тому — одинокий, никому не нужный и всеми забытый старый слуга Фирс из «Вишневого сада»), они слишком поглощены собой, собственными делами, бедами и неудачами.
Но личные их неустроенность и неблагополучие являются лишь частью общей дисгармонии мира. В пьесах Чехова нет счастливых людей: все они в той или иной мере оказываются неудачниками, стремятся вырваться за пределы скучной, лишенной смысла жизни.
Авторская позиция. В пьесах Чехова авторская позиция не проявляется открыто и отчетливо, она заложена в произведениях и выводится из их содержания. Чехов говорил, что художник должен быть объективен в своем творчестве: «Чем объективнее, тем сильнее выходит впечатление».
Эти слова, сказанные драматургом в связи с пьесой «Иванов», распространяются и на другие его произведения: «Я хотел соригинальничать, — писал он брату, — не вывел ни одного злодея, ни одного ангела (хотя не сумел воздержаться от шутов), никого не обвинил, никого не оправдал».
Роль подтекста. В чеховских пьесах ослаблена роль интриги, действия.
На смену сюжетной напряженности пришла психологическая, эмоциональная напряженность, выражающаяся в «случайных» репликах, разорванности диалогов, в паузах (знаменитые чеховские паузы, во время которых персонажи как бы прислушиваются к чему-то более важному, чем то, что они переживают в данный момент). Все это создает психологический подтекст, являющийся важнейшей составной частью спектакля.
Язык чеховских пьес символичен, поэтичен, мелодичен, многозначен. Это необходимо для создания общего настроения, общего ощущения подтекста: в пьесах Чехова реплики, слова, помимо прямых значений, обогащаются дополнительными контекстуальными смыслами и значениями. Эти пьесы рассчитаны на тонкого, подготовленного зрителя.
Пьеса Чехова «Чайка»: проблематика, особенности драматургической поэтики.
В пьесе «Чайка» затронуто много жизненных проблем. Вместе из тем за бытовыми деталями кроется чрезвычайный лиризм. «Чайка» построена не на остросюжетном драматическом действии, а на глубоком психологическом анализе характеров. Чехов открыл трагедию будничности, показал ее в сценических образах.
Он изображает не события, а людей, чье поведение, жизненная позиция становится фактором определенных событий. Чехов выносит сценически «удобные» эпизоды за сцену. Например, в пьесе есть по меньшей мере два эпизода, которые в традиционной драматургии были бы обыграны.
Первый – попытка Треплива покончить жизнь самоубийством после провала его спектакля и «измены» Нины. Второй – самоубийство Треплива «в конце пьесы». Такой отказ от эффектных сцен был подчинен авторскому замыслу: показать характеры людей, их отношения, проблемы, которые возникают по недоразумению.
Каждый герой имеет свою задачу в творческом замысле автора. Поэтому он избегает внешних эффектов, а принуждает внимательно следить за всеми героями. Язык каждого персонажа имеет «подтекст».
Важную роль в чеховских пьесах сыграют паузы. Они будто дополняют подтекст и возникают тогда, когда герои не могут и не хотят говорить о сокровенном. В третьем действии, например, Нина и Тригорин прощаются перед отъездом. Нина дарит ему медальон на память. Тригорин обещает помнить девушку такой, которой увидел ее впервые.
Нина задумчиво повторяет: «Да, чайка». Пауза. «Больше нам говорить нельзя, сюда идут». Пауза помогает сосредоточиться на оскорблении чайки. Зритель припоминает предыдущий разговор героев, когда Тригорин записал в блокнот «сюжет для небольшого рассказа» о девушке, которую походом потерял «один мужчина».
Но содержательность разговора героев выясняется значительно позднее. Пауза создает определенное эмоциональное напряжение. Зритель будто ожидает, что герои раскроют что-то очень важное, а этого не происходит. И зритель должен сам додумать, что скрывается за этим молчанием. Особую атмосферу создают ремарки. Вот сцена Треплива и Нины.
Читатель понимает, что гибнет что-то очень важное для Треплива, возможно, гибнет его мечта, а возможно, гибнет чистая и доверчивая Нина. Здесь нельзя стоять в шляпе.
Называя это произведение комедией, Чехов будто подчеркивает, что главная героиня его пьесы – будничность, которая расточает лучшие человеческие чувства и отношения, которая разрушает личность и делает характеры мелочными, почти комическими. «Чайка» была той «первой птицей», что принесла обновление в русскую драматургию.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
«Чайка». Чехов. Краткое содержание пьесы
Пьеса «Чайка» была закончена Чеховым в 1896 году. В этом же году она была опубликована и поставлена в петербургском Александринском театре.
Если сделать анализ «Чайки» Чехова, то это произведение вроде бы с незамысловатым житейским сюжетом: извечная проблема детей и родителей и старый как мир любовный треугольник.
Но практически за каждой репликой героев можно рассмотреть не только их судьбу и характер, перед вами возникает целая человеческая жизнь. Каждое действие показывает простую жизнь обычных людей, при этом нам раскрывает сложность их взаимоотношений Чехов.
«Чайка» (краткое содержание пьесы вы прочтете ниже) обозначается как комедия, только в ней нет смешных героев. Вы не найдете там ни одной веселой сцены или курьезного случая. Вся пьеса построена на столкновении поколений между уверенными и маститыми взрослыми персонажами и еще непризнанной и неопытной молодежью.
«Чайка». Чехов. Краткое содержание первого действия
В имении Петра Сорина проживает сам отставной статский советник и его племянник Константин Треплев. Мать Константина, Ирина Николаевна Аркадина – это маститая актриса, которая приехала сюда погостить. Вместе с ней прибыл и ее любовник Тригорин, известный в то время беллетрист.
Константин увлечен писательством. Он для показа приготовил пьесу, в которой единственную роль будет играть дочь соседских помещиков Нина Заречная. Девушка мечтает о сцене, но ее родители считают это неприличным и решительно противятся увлечению дочери. Константин влюблен в Нину, а вот в него влюблена Маша – дочь отставного поручика Шамраева. Его семья тоже приглашена на просмотр пьесы.
Все рассаживаются перед наскоро сколоченной сценой, на которой Нина, одетая во все белое, произносит довольно странный монолог в декадентском стиле.
У Аркадиной он вызывает прямой протест, ей видится, что сын пытается ее учить, как нужно писать и что играть. Константин, вспылив, уходит.
Нина за ним не следует, она с удовольствием принимает комплименты в адрес своего таланта. Особенно в этом старается Тригорин.
«Чайка». Чехов. Краткое содержание второго действия
Через два дня те же лица вновь собираются в имении. Нина удивляется, что такие известные люди, как Аркадина и Тригорин, в жизни ничем не отличаются от обычных.
Девушка влюбляется в Тригорина и начинает избегать Константина, который связывает все с провалом своей пьесы. Он пытается объясниться с ней, но у Нины это вызывает только раздражение. Тригорин – вот новый ее кумир, ради которого она готова на все.
Появляется Константин, он несет в руке убитую чайку и кладет ее к ногам Нины с заявлением, что скоро убьет и себя.
«Чайка». Чехов. Краткое содержание третьего действия
Через неделю Константин совершает неудачную попытку самоубийства. Мать решает, что причиной тому стала ревность. Она уверена, что нужно увезти Тригорина в Москву.
Но тот не хочет покидать имение, он увлечен Ниной, ему кажется, что именно ее он искал всю свою жизнь. Об этом он откровенно рассказывает Аркадиной, но та не верит в серьезность его увлечения и убеждает Тригорина ехать.
Перед самым отъездом тот все-таки сталкивается с девушкой. Она тоже собирается уезжать в Москву, и они договариваются, что тайно там встретятся.
«Чайка». Чехов. Краткое содержание четвертого действия
Прошло два года. Константин по-прежнему пишет, и его произведения печатаются. Маша вышла замуж, но, не обращая внимания на мужа и своего ребенка, много времени проводит в доме Треплевых.
Нина в Москве сошлась с Тригориным, у них даже родился ребенок, но вскоре умер. Супруг бросил ее и вернулся к Аркадиной. Карьера актрисы у Нины не удалась, так как игра ее была грубой и безвкусной.
Родители о ней ничего не хотят знать и не пускают ее на порог дома.
В имение опять приезжают погостить Аркадина и Тригорин. Они вместе с гостями играют в лото. А Константин находится в своем кабинете. Неожиданно к нему приходит Нина.
Теперь это усталая и разочарованная женщина, которая потеряла веру в свое признание. Но Константин по-прежнему ее любит и хочет поехать вместе с ней в провинциальный театр, где она будет играть.
Нина его как будто не слышит: из другой комнаты доносится голос Тригорина, а она его любит еще больше, чем прежде.
Все играющие в лото слышат звук, похожий на выстрел. Гостивший в имении врач предположил, что это разорвалась одна из его склянок. Он выходит из комнаты, а когда возвращается, то просит Тригорина куда-нибудь увести Аркадину, так как Константин Гаврилович застрелился…
11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.
9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.
20 фактов, которых вы не знали о фильме “Красотка” В 1990 году на экраны вышла любимая романтическая комедия, мгновенно ставшая хитом и не потерявшая своего шарма даже спустя четверть века. Фильм «Крас.
10 самых “фотогеничных” нарядов Вы прекрасно себя чувствуете в своем любимом свободном платье или огромном вязаном свитере и наслаждаетесь жизнью. Однако все меняется, как только вы.
Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.
10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе Время летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с.
Символическое значение образа чайки в пьесе А.П. Чехова «Чайка»
/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Символическое значение образа чайки в пьесе А.П. Чехова «Чайка»
Скачать сочинение |
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
Тенденцией культурного сознания XIX века было освоить противоречивость жизни со всей возможной полнотой, мужественно и честно принимая самые острые вопросы и нерешенные проблемы. А самое главное – не удовлетворяться приблизительными ответами. Все это в полной мере нашло отражение в творчестве Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.
Но не менее актуальна и иная тенденция – потребность современного человека найти в сложном и меняющемся мире стабильные ориентиры, стремление опереться на что-то простое и ясное. Эти попытки «укоренится», найти опору для нравственной жизни и отражены в комедии Антона Павловича Чехова «Чайка».
История написания «Чайки» – насколько можно судить по записным книжкам – показывает, что в начале черновые заметки группировались вокруг Треплева, его бунта против засилья рутинеров в искусстве.
Но вскоре другие персонажи, с которыми сталкивался молодой художник, обретают самостоятельность, выходят из окружения главного героя и образуют новые центры, новые «очаги» сюжета. И в конце концов полностью укореняется образ чайки, который станет настолько главным, что затмит собой всех героев.
У Чехова в пьесе исследуется только человек и его душа, его совесть, его идеалы, его понимание жизни, его чувства. Отсюда и понимание смысла названия пьесы: «Чайка» – одинокая, несчастная птица, обреченная непрестанно с криком кружить над водой. Из-за этой духовной ущербности возникают все беды героини – чайки. Символично заглавие пьесы.
Всем известно, что у художников слова заглавия находятся в тесной связи с объектом изображения, с конфликтом, сюжетом, центральной ситуацией, героями, с формой повествования, с господствующей в этом произведении авторской интонацией.
Мы с детства привыкли к Чеховским заглавиям и порой не замечаем, что уже в них не только обозначен объект изображения, но и дана неоднозначная авторская оценка. В интонации Чеховских заглавий выражается отношение писателя к изображаемому в произведении.
Что такое чайка в одноименной пьесе Чехова, какое место этот образ занимает в произведении? Чайка – это убитая Треплевым из ружья птица и записанный Тригориным сюжет для небольшого рассказа. Это и сама Нина, сначала соединившая себя с образом убитой чайки, а затем нашедшая свою дорогу.
Этот образ-мотив содержит заряд всеобъемлющего чувства – трагически-напряженного, философского и глубокого. Под воздействием его «силового поля» одни персонажи становятся крылатыми, музыкальными, другие – бескрылыми, прозаическими.
Образ Чайки восходит к народно-поэтическим представлениям о душе белой и черной, крылатой и бескрылой, живой и погибшей, вместилищем которой служит чайка, любая вольная птица.
Образ вольной птицы – символ свободы человека, выражение протеста против гнетущей действительности, намек на силу или слабость, незащищенность страдающей личности.
Но Чайке также неизменно сопутствует и образ воды: у Чехова – озеро. Как указывается в энциклопедии «Мифы народов мира», вода – одна из фундаментальных стихий мироздания. В самых различных языческих верованиях вода – первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса. Вода – это среда, агент и принцип всеобщего зачатия.
Вода как «влага» вообще, как простейший род жидкости выступил элементом всех жизненных «соков» человека. С мотивом воды как первоначала соотносится значение воды для акта омовения, возвращающего человека к исходной чистоте. И ритуальное омовение – как бы второе рождение. В сознании любого человека вода ассоциируется с жизнью, с чем-то чистым, с омовением при крещении.
Вероятно поэтому нашу героиню – чайку так манит к себе вода.
Нина Заречная, появляясь впервые на сцене, говорит Треплеву: «…меня тянет сюда к озеру, как чайку …мое сердце полно воли…». Нину тянет к воде, которая способна смыть, очистить грязь не только с тела, но и с души, дать новых сил, возродить духовно.
В финале героиня снова приходит к воде. Нина снова приходит к озеру, к Треплеву и снова – сбиваясь и путаясь в словах – сравнивает себя с чайкой: «Я – чайка». В сущности, действия пьесы развертываются между двумя приходами Нины-чайки к озеру.
«Отчего люди не летают? …» – говорит Катерина из «Грозы». Героиня «Чайки» также собралась взлететь на крыльях любви, но обломала их. С чайкой сравнивает себя Чеховская Нина Заречная, с чайкой, убитой равнодушной рукой. Так встал образ вольной птицы в произведении русского драматурга, птицы, поднявшейся над бытом и погубленной физически и морально.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Символическое значение образа чайки в пьесе А.П. Чехова «Чайка»
Смотрите также по разным произведениям Чехова:
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.