в чем суть балансового метода финансового планирования
Организация финансового планирования и бюджетирования
В чем заключается сущность финансового планирования и прогнозирования?
Финансовое планирование — деятельность экономически активного субъекта (предприятия, государственной структуры, банка, НКО), связанная с распределением денежных средств в соответствии с его актуальными потребностями. Финансовое планирование предполагает выстраивание алгоритма расходования текущих финансовых средств, а также тех, которые переходят в распоряжение экономически активного субъекта в соответствии с аналитическими расчетами (либо исходя из текущих контрактов, ассигнований, инвестиций и иных надежных источников).
Финансовое планирование имеет следующие основные признаки:
В свою очередь, финансовое прогнозирование — деятельность экономически активного субъекта, которая также связана с распределением денежных средств в корреляции с его потребностями, однако соответствующий алгоритм расходования капитала при прогнозировании выстраивается исходя из предполагаемого дохода, не подкрепленного надежными источниками. Таковым может быть, к примеру, рост выручки вследствие ожидаемых валютных колебаний либо роста биржевых цен на тот или иной товар, экспортируемый организацией.
Основные признаки финансового прогнозирования будут существенно отличаться от отмеченных нами выше и характеризующих планирование в силу того, что неопределенность в источниках доходов не позволяет определить целевые статьи расходов. Выстроить график доходов и расходов также в этом случае проблематично. Однако, как и в случае с финансовым планированием,прогнозирование обычно применяется в отношении конкретного периода осуществления предполагаемых операций с капиталом, а также допускает задействование расчетных показателей.
Что представляет собой бюджетирование как инструмент финансового планирования?
В ряде случаев наряду с термином «финансовое планирование» в экономической теории, а также в практике менеджмента используется понятие финансового бюджетирования. Это вполне объяснимо. Дело в том, что бюджетирование, в соответствии с одной из трактовок данного термина, правомерно рассматривать как один из компонентов финансового планирования. Главный его критерий — определение и утверждение экономически активным субъектом различных статей доходов и расходов предприятия, определение последовательности, структуры либо графика их исполнения. Соответствующий график может формироваться в виде бюджета или, например, сметы.
Под бюджетированием может также пониматься технология или инструмент финансового планирования, с помощью которых осуществляется анализ расчетных и фактических финансовых показателей. Данная технология предполагает проведение работы сразу в нескольких направлениях. А именно:
Данная трактовка понятия бюджетирования применяется экономистами при разработке сценариев сбора, анализа и интерпретации финансовой информации, позволяющей отразить динамику движения капитала на предприятии, расходования и пополнения ресурсов, статистику наиболее расходных и доходных статей. Данная информация может запрашиваться собственниками, инвесторами, банками.
Как соотносятся финансовое планирование и бюджетирование на предприятии?
Попробуем резюмировать, как соотносятся между собой финансовое планирование и бюджетирование.
Главное, что следует отметить, — термин «бюджетирование» имеет 2 основные трактовки:
В зависимости от текущих задач финансового менеджмента может применяться либо первый, либо второй подход к пониманию сущности бюджетирования.
Является ли бюджетирование неотъемлемым компонентом финансового планирования?
Как правило, финансовое планирование обязательно включает бюджетирование, поскольку определение целевых статей доходов и расходов в процессе соответствующего направления деятельности менеджмента является одним из главных признаков финансового планирования. Более того, в большинстве случаев допустимо рассматривать в едином контексте финансово-бюджетное планирование и прогнозирование.
Вместе с тем для того, чтобы алгоритм управления капиталом был полноценным, финансовое планирование требует дополнения иными компонентами. Их удобнее всего рассмотреть в корреляции с основными принципами финансового планирования.
Каковы основные принципы финансового планирования в организации?
Современные российские эксперты выделяют следующий перечень ключевых принципов:
Рассмотрим их специфику, а также особенности соответствующих им компонентов финансового планирования подробнее.
Принцип обоснованности предполагает утверждение тех статей расходов, что отражают объективные потребности бизнеса, а также тех статей доходов, которые подтверждаются юридическими гарантиями либо данными объективного расчета. Те издержки, что не нужны бизнесу или необязательны в рамках периода, соответствующего финансовому плану, должны исключаться либо получать статус второстепенных. В свою очередь, доходы, извлечение которых не гарантировано, также не должны рассматриваться как обязательный элемент финансового плана.
Следование принципу системности в финансовом планировании предполагает определение статей расходов, которые формируют общность издержек, так или иначе связанных между собой и призванных становиться логическим элементом инвестиционной политики фирмы. В эффективной организации крайне редко бывает так, что какая-либо статья расходов не связана с другими, хотя бы с точки зрения направленности на решение общих задач бизнеса.
Финансовые планы должны выстраиваться сбалансировано с точки зрения нахождения оптимального соотношения реальных потребностей фирмы и тех ресурсов, которыми она располагает. Еще один аспект сбалансированности — проработанность сценариев появления различных дисбалансов в бизнес-модели фирмы, продиктованных, к примеру, внешними факторами.
Финансовое планирование должно быть прозрачным для всех участвующих в его формировании субъектов и иных заинтересованных лиц. Прозрачность может выражаться в аспекте наличия полного доступа к цифрам, указываемым в статьях доходов и расходов, к методам их определения, интерпретациям данных методов — чтобы все, кто участвует в финансовом управлении компанией, понимали, чем обусловлена структура того или иного финансового плана.
Таким образом, бюджетирование как процесс составления статей доходов и расходов, а также как один из неотъемлемых в большинстве случаев элементов финансового планирования дополняется перечнем методов, которые:
Рассмотрим подробнее специфику соответствующих методов, одновременно сопоставляя их со спецификой финансового прогнозирования.
Основные методы финансового планирования и прогнозирования
Итак, выше мы определили 4 основные группы методов, которые следует рассматривать как неотъемлемые элементы финансового планирования.
Первой группе методов — тех, что направлены на выявление обоснованности статей доходов и расходов фирмы, — могут соответствовать:
С помощью расчетно-аналитических и статистических инструментов экономически активный субъект определяет ключевые и второстепенные статьи доходов и расходов, а посредством нормирования — фиксирует предельные значения издержек по каждой из статей.
Ко второй группе методов — тех, что предназначены для обеспечения следования принципу системности, — можно отнести:
Задействуя экономический анализ и финансовую математику, экономический субъект исследует на предмет сбалансированности текущие финансовые планы. Используя экстраполяцию, финансист может улучшить критерии оценки системности планов за счет использования данных, отражающих эффективность планирования в предыдущие периоды.
Третья группа методов финансового планирования — тех, что направлены на выстраивание сбалансированных финансовых планов, — может включать:
Используя метод балансового расчета, экономический субъект определяет идеальные сценарии соотношения доходов и расходов в рамках тех или иных отчетных периодов — на теоретическом уровне. Моделирование и многовариантность расчетов призваны приблизить данную теорию к практике.
К четвертой группе методов финансового планирования — тех, что направлены на обеспечение прозрачности выстраивания планов, — можно отнести:
Посредством правовой экспертизы источников, используемых при финансовом планировании, экономический субъект определяет уровни доступа к ним со стороны тех или иных сотрудников фирмы. Задействуя экспертную оценку инфраструктуры документооборота, финансист определяет, насколько оперативно и эффективно с точки зрения трудозатрат и расходования иных значимых ресурсов такой доступ может быть реализован. Внутрикорпоративные коммуникации — общение с подчиненными, анкетирование, планерки — позволят выяснить, как идет освоение работы с документами при имеющейся инфраструктуре и уровнях доступа на практике.
Как правило, в прогнозировании данные методы не задействуются, так как перед сотрудниками фирмы не ставится каких-либо практических задач. Прогнозы используют сами финансисты.
Основные этапы финансового планирования
Давайте рассмотрим, в рамках каких этапов осуществляется организация финансового планирования на предприятии. Есть большое количество подходов к их определению. Многие современные российские специалисты предпочитают придерживаться концепции, по которой правомерно выделять 3 этапа:
В рамках стратегического этапа планирования формируются финансовые планы на долгосрочную перспективу, как правило, на несколько лет. Прорабатываются концептуальные основы работы предприятия, ключевые цели, задачи бизнеса. Бюджетирование на данном этапе планирования выполняет не слишком важную функцию: в источниках, в которых фиксируются бюджеты и сметы, информация по статьям доходов и расходов отражается, как правило, довольно поверхностно. Главная роль в составлении стратегических финансовых планов обычно принадлежит собственникам и топ-менеджерам компании.
Тактическое планирование, в свою очередь, предполагает формирование финансовых планов на среднесрочную перспективу, чаще всего в пределах года. Прорабатывается содержание отдельных корпоративных проектов, конкретных направлений развития предприятия. Главную роль в формировании тактических финансовых планов, как правило, играют менеджеры среднего звена — руководители отделов, подразделений. Однако может потребоваться согласование соответствующих планов на уровне топ-менеджеров и собственников фирмы.
Оперативное финансовое планирование предполагает проработку краткосрочных алгоритмов управления капиталами компании, обычно в пределах квартала. Бюджетирование на данном этапе выполняет важнейшую функцию — статьи доходов и расходов в рамках оперативного планирования определяются как можно более детально и локализовано. Главную роль в оперативном планировании играют рядовые сотрудники, которые в ряде случаев намного лучше своих руководителей разбираются в тонкостях локальных бизнес-процессов. Роль менеджеров опять же может сводиться к утверждению соответствующих планов.
Внутрифирменное финансовое планирование (на предприятии на примере завода)
Рассмотрим, каким может быть сценарий практической реализации планирования, на примере завода.
Первый этап финансового планирования, если придерживаться концепции, которая рассмотрена нами выше, — стратегический. В его рамках руководство завода:
Поскольку экономическим субъектом в нашем примере выступает завод, то перечисленным выше пунктам могут соответствовать следующие показатели:
Узнать больше об особенностях расчета дивидендов в бизнесе вы можете в статьях:
На тактическом этапе компетентные сотрудники предприятия:
В свою очередь в рамках оперативного планирования компетентные сотрудники завода, как мы отметили выше, особенно активно задействуют методы бюджетирования, поскольку в данном случае важна детализация хозяйственных процессов. Работа в данном направлении главным образом связана с разработкой различных типов документации. В основном это источники, используемые с целью:
Данные документы, таким образом, призваны транслировать на уровень локальных хозяйственных процессов те показатели, что определены на тактическом этапе планирования.
Финансовая работа и финансовое планирование в системе управления предприятием
Оглавление
Цель — раскрыть содержание и назначение финансового планирования на предприятии, основные приемы и методы, применяемые на предприятиях при осуществлении финансового планирования. Также для более полного раскрытия темы вводится анализ финансового состояния предприятия с определением и анализом основных финансовых коэффициентов.
Задачи
1. Раскрыть содержание и назначение финансового планирования на предприятии.
2. Определить основные цели и задачи проведения финансового планирования на предприятии.
3. Дать характеристику основным методам финансового планирования и основным видам финансовых планов.
4. Раскрыть содержание анализа финансового состояния предприятия.
5. Дать характеристику и порядок расчета основных финансовых коэффициентов, характеризующих финансовое состояние предприятия.
6. Рассмотреть порядок проведения финансового планирования в зарубежных странах.
1. Содержание и назначение финансового планирования
Эффективное управление финансами на предприятии возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта.
Планирование финансов на предприятии осуществлялось и в период существования СССР. В условиях существования административно-командной экономики пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся заданиями отраслевого министерства, а годовые финансовые платы составлялись на основе контрольных цифр, которые доводились до предприятий вышестоящими организациями. Утверждаемые предприятием годовые финансовые планы, тем не менее, были регламентированы «сверху» по важнейшим показателям: объему реализуемой продукции, номенклатуре выпускаемых изделий, сумме прибыли, рентабельности, платежам в бюджет. Такие планы были громоздкими и трудноисполнимыми.
Рыночная экономика как более сложная и организованная социально-экономическая система требует качественно иного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового положения.
В ходе составления финансового плана предприятия решаются следующие задачи:
С одной стороны, финансовое планирование связано с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой — с уменьшением числа неиспользованных возможностей.
Финансовый план — обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) периоды. Он включает в себя составление операционных и текущих бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два-три года. Обычно составляется в форме баланса доходов и расходов.
Разработка финансовых планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабилизации их денежного хозяйства.
2. Цели, задачи и принципы финансового планирования
Несмотря на то что в условиях цивилизованного рынка финансовое планирование на предприятиях не носит обязательного характера, большая часть предприятий ставит перед собой цели и задачи, для достижения и решения которых применяется финансовое планирование.
Цели финансового планирования — обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движение его денежных средств. Исходя из этих целей можно определить финансовое планирование как многоплановую работу, состоящую из ряда взаимосвязанных этапов:
1) анализ финансовой ситуации и проблем;
2) прогнозирование будущих финансовых условий;
3) постановка финансовых задач;
4) выбор оптимального варианта;
5) составление финансового плана;
6) корректировка, увязка и конкретизация финансового плана;
7) выполнение финансового плана;
8) анализ и контроль выполнения плана.
В ходе составления финансового плана предприятия должны решаться следующие задачи:
1) определение основных финансовых показателей предприятия на плановый период;
2) увязка финансовых показателей с производственными и коммерческими;
3) выявление резервов увеличения доходов и прибыли предприятия;
4) определение путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
Финансовое планирование строится на следующих основных принципах:
Принцип единства. Он предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие «система» означает совокупность элементов (подразделений), взаимосвязь между ними, наличие единого направления их развития для достижения общих целей предприятия. Это возможно в рамках вертикального единства предприятия.
Принцип координации планов отдельных подразделений. Он заключается в том, что нельзя планировать деятельность одних подразделений фирмы вне связи с другими; всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений. Взаимосвязь и одновременность — главные черты координации планирования на предприятии.
Принцип участия означает, что каждый специалист фирмы становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой функции.
Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (план закупок — план производства — план по маркетингу). В то же время неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений внутренней обстановки требуют корректировки и уточнения планов фирмы.
Принцип гибкости тесно связан с предыдущим принципом и заключается в придании планам и процессу планирования в целом способности изменяться в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые «резервы безопасности» (ресурсов, производственных мощностей и т. д.).
Принцип точности предполагает, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
Помимо перечисленных основных принципов, существуют также принципы непосредственно финансового планирования на предприятиях:
Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») — получение и использование средств должны происходить в установленные сроки, капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.
Принцип платежеспособности — планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года. То есть у предприятия всегда должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечивать погашение краткосрочных обязательств.
Принцип рентабельности капиталовложений — для капитальных вложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (финансовый лизинг и др.). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала, т. е. обеспечивается действие эффекта финансового рычага (левериджа).
Леверидж — это некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей.
Финансовый леверидж количественно измеряется как соотношение между заемным и собственным капиталом:
где: ЗК — заемный капитал;
СК — собственный капитал.
Уровень финансового левериджа прямо пропорционально влияет на степень финансового риска компании и требуемую акционерами норму прибыли. Он также связан с решением о выборе тех или иных форм привлечения заемных средств. Эффективное управление заемным капиталом увеличивает рентабельность собственных средств. Перед финансовым менеджером стоят две противоположные задачи — не допустить потери финансовой независимости и вместе с тем увеличить рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств. Механизм оценки влияния заемных средств на рентабельность собственного капитала основан на эффекте финансового рычага, который рассчитывается по формуле:
где: Нс — ставка налога на прибыль;
ЭРа — экономическая рентабельность активов, которая определяется по формуле:
где: ЧП — чистая прибыль;
% к уплате — проценты за кредит, относимые на себестоимость;
ИБ — итог актива баланса.
СП — средний размер процентов за кредит, уплаченных предприятием за привлечение заемных средств.
Если рентабельность активов предприятия выше, чем цена привлечения заемных средств, то возникает положительный эффект финансового рычага, т. е. увеличивается рентабельность собственного капитала.
Принцип сбалансированности рисков — особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений).
Принцип приспособления к потребностям рынка — для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.
Принцип предельной рентабельности — целесообразно выбирать такие капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.
3. Методы финансового планирования
В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности, экономико-математическое моделирование.
Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.
Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Нормативы, применяемые при финансовом планировании, устанавливаются:
Современные методы калькуляции затрат, такие как стандарт-костинг и директ-костинг, основаны на использовании внутрихозяйственных норм.
Метод балансовых расчетов используется для определения будущей потребности в финансовых средствах. Этот метод основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Особое внимание должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.
Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков (см. рис. 1) основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов.
Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.
Методы экономико-математического моделирования используются при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее пяти лет. Эти методы позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и их определяющими факторами; построить экономико-математическую модель по функциональной и корреляционной связи. Процесс разработки плановых показателей с применением экономико-математических моделей финансовых показателей складывается из следующих основных этапов:
1) анализ и оценка отчетных данных за предплановый период, изучение динамики финансовых показателей за определенный отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики;
Рис. 1. Денежные потоки (стрелки, направленные внутрь, показывают приток, а направленные наружу — отток денежных средств)
2) построение экономико-математической модели плановых показателей;
3) прогнозирование показателей на основе экономико-математической модели и разработка вариантов планируемого показателя;
4) анализ и экспертная оценка перспектив изменения планируемых показателей;
5) принятие планового решения.
Применение экономико-математических моделей дает возможность быстро рассчитать несколько вариантов показателей и выбрать оптимальный.
4. Виды финансовых планов
Выделяют три вида финансового планирования (рис. 2):
Стратегическое планирование. Задачами стратегического планирования являются:
Стратегические планы — это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной политики предприятия.
Рис. 2. Теоретическая схема механизма (планирования) на предприятии 1
Одним из наиболее распространенных видов стратегического планирования является бизнес-план.
Бизнес-план может быть представлен в разных формах. В нем отражены следующие основные моменты:
Итогом бизнес-плана является формирование финансового плана и стратегии финансирования. Эти разделы обобщают все разработанные материалы и представляют их в стоимостном выражении. При этом подготавливаются следующие документы:
На основе финансового плана определяются решения, связанные с вопросами стратегии финансирования:
Текущее планирование финансовой деятельности. Главная цель текущего планирования — определение ресурсов, которые будут необходимы предприятию для осуществления стратегических целей.
Ресурсы предприятия могут быть классифицированы по трем категориям:
Планирование материальных и финансовых ресурсов составляет работу финансиста предприятия; ее конечный результат — инвестиционный и финансовый план.
Инвестиционный и финансовый план чаще всего представляет собой таблицу, которая состоит из двух последовательно расположенных частей. В одной из них отражаются по каждому году планируемые инвестиционные расходы, в другой — финансовые источники или ресурсы, которые будут использоваться для оплаты этих расходов.
Основное направление использования средств предприятия в сред несрочном периоде составляет оплата инвестиционных расходов. Однако инвестиционные расходы — это не единственное направление использования средств, приведенное в плане.
Инвестиционные расходы обычно разделяются на расходы, связанные с инвестициями на простое обновление, и расходы, связанные с инвестициями на модернизацию или развитие производства. Эти расходы можно также классифицировать в зависимости от вида инвестиционного имущества: новые здания, оборудование, транспорт, земля и т. д.
Кроме расходов инвестиционного характера у предприятия возникают дополнительные финансовые потребности производственно го цикла. Обычно такие потребности связаны с инвестициями на расширение. Чтобы увеличить объемы продаж, предприятие вынуждено увеличивать свои запасы, а также общий объем кредита, предоставленного своим клиентам, при условии прежних сроков платежей. Отсюда возникает дополнительная потребность в оборотном капитале, которая только частично компенсируется ростом объема кредита поставщиков. Для прогнозирования этой потребности прибегают к методам экстраполяции, сроков оборачиваемости, бюджета денежных средств.
Оперативное планирование (разработка бюджетов (бюджетирование)). Процесс бюджетирования является составной частью финансового планирования, т. е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Бюджеты обеспечивают взаимосвязь доходов и расходов на основе взаимоувязки показателей развития предприятия с его финансовыми ресурсами.
Бюджет — финансовое, количественное выражение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планов.
При составлении бюджетов ставятся следующие цели:
Бюджетный период охватывает, как правило, краткосрочный аспект планирования: год, квартал, месяц.
Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов:
1) подготовка прогноза и бюджета продаж;
2) определение ожидаемого объема производства;
3) расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции;
4) расчет и анализ денежных потоков;
5) составление плановых финансовых отчетов;
6) утверждение бюджетов руководством предприятия;
7) последующий анализ и корректировка бюджетов в соответствии с изменившимися условиями.
В основном используется структура общего бюджета с выделением оперативного и финансового бюджетов.
Общий бюджет — скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.
Процесс бюджетирования может быть условно разбит на две части, каждая из которых является законченным этапом планирования:
1) подготовка операционного бюджета;
2) подготовка финансового бюджета.
Операционный бюджет состоит:
Финансовый бюджет состоит:
Кроме этого финансовая служба составляет еще два документа обще го бюджета: прогноз движения денежных средств и прогнозный баланс.
Как и любое явление, бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.
5. Анализ текущего финансового состояния предприятия
Основой финансового планирования является анализ текущего финансового состояния предприятия. Финансовое положение предприятия и его финансовая устойчивость характеризуются системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.
Целью анализа финансового состояния предприятия является обоснование решения по признанию структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным или, напротив, признание баланса хорошим, а предприятия платежеспособным.
Поэтому основными задачами проведения анализа финансового состояния предприятия являются:
Обычно оценку текущего финансового состояния начинают с анализа ликвидности баланса.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков (табл. 1).
Группировка активов и пассивов
Показатели группи ровки актива баланса | Группировка актива баланса | Данные бухгалтерского баланса (№ строк) | Показатели группировки пассива баланса | Группи ровка пассива баланса | Данные бухгалтер ского баланса (№ строк) |
А1 | Наиболее ликвидные активы | Стр. 250 + стр. 260 (денежные средства + краткосрочные финансовые вложения) | П1 | Наиболее срочные обязательства | Стр. 620 (кредиторская задолженность) |
А2 | Быстро реализуемые активы | Стр. 240 (краткосрочная дебиторская задолженность) | П2 | Кратко срочные пассивы | Стр. 610 + стр. 630 + стр. 660 (краткосрочные заемные средства + задолженность участникам по выплате доходов + прочие краткосрочные обязательства) |
A3 | Медленно реализуемые активы | Стр. 210 + стр. 220 стр. 230 + стр. 270 (запасы + долгосрочная дебиторская задолженность + прочие оборотные активы) | ПЗ | Долгосрочные пассивы | Стр. 590 + стр. 640 + стр. 650 (долгосрочные обязательства + доходы будущих периодов + резервы предстоящих расходов и платежей) |
А4 | Трудно реализуемые активы | Стр. 190 (внеоборотные активы) | П4 | Постоянные пассивы | Стр. 490 (капитал и резервы) |
Исходя из проведенной группировки баланс считается ликвидным, если соблюдаются все четыре соотношения одновременно:
А1 П1;
А2 П2;
A3 ПЗ;
А4 П4.
В случае, если одно из соотношений не соблюдается, баланс считается неликвидным. Такой анализ ликвидности баланса является платежеспособным.
При этом под платежеспособностью понимается способность оплачивать краткосрочные обязательства в установленные сроки. Это важнейший показатель финансового положения предприятия. Степень платежеспособности характеризуется финансовыми коэффициентами, представленным в табл. 2.
Финансовые коэффициенты платежеспособности
Наименование показателя | Способ расчета | Нормальное ограничение | Пояснения | |
1. Общий показатель платежеспособности | — | |||
2. Коэффициент абсолютной ликвидности | Показывает, какую часть текущей краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств и приравненных к ним финансовых вложений | |||
3. Коэффициент «критической оценки» | Допустимое значение: 0,7-0,8 желательно | Показывает, какая часть краткосрочных обязательств организации может быть немедленно погашена за счет денежных средств, средств в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам | ||
4. Коэффициент текущей ликвидности | Необходимое значение: 1,5: оптимальное | Показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства | ||
5. Коэффициент маневренности функционирующего капитала | Уменьшение показателя в динамике — положительный факт | Показывает, какая часть функционирующего капитала обездвижена в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолженности | ||
6. Доля оборотных средств в активах | Зависит от отраслевой принадлежности организации | |||
7. Коэффициент обеспеченности собственными средствами | Характеризует наличие собственных оборотных средств у организации, необходимых для ее текущей деятельности |
Согласно Методическому положению по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (от 12.08.1994 г. № 31-р), оценка неудовлетворительной структуры баланса проводится на основе трех показателей:
Показатели для установления неудовлетворительной структуры баланса
Коэффициент восстановления платежеспособности
Коэффициент утраты платежеспособности
2
Коэффициент восстановления платежеспособности рассчитывается на период, равный 6 месяцам, а коэффициент утраты платежеспособности — на период 3 месяца. Если коэффициент L8 принимает значение меньше 1, то это свидетельствует о том, что у организации в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность.
6. Финансовое планирование за рубежом
В развитых зарубежных странах корпоративное финансовое планирование рассматривают как процесс, состоящий из четырех основных циклов:
1. Цикл стратегического анализа. Этот цикл включает в себя четыре альтернативных варианта развития на год или на более длительный период:
Выбор той или иной альтернативы зависит от прогноза движения денежных потоков, планов доходов и расходов, изменения структуры капитала и, следовательно, платежеспособности предприятия в долгосрочной перспективе.
2. Цикл прогнозирования последствий принимаемых решений. В рамках этого цикла оценивают возможные последствия реакции составленного плана исходя из наиболее вероятного сочетания условий, уточнений, их изменений и допущений.
Некоторые западные специалисты трактуют финансовый план как процесс принятия решений о том, какие риски стоит учитывать, а какие нет.
3. Операционный цикл. На этой стадии финансовые управляющие трансформируют качественные стратегические цели в конкретные планы:
Основными условиями эффективного финансового планирования, по мнению западных исследователей, являются:
4. Цикл бюджетирования. В зарубежной специальной литературе бюджетирование рассматривается как технология планирования, учета и контроля движения денежных средств, образования и использования финансовых ресурсов. Бюджетирование, или процесс разработки бюджетов, отражает суть финансового планирования и способ организации контроля. В основе данного процесса лежит бюджет, который в общем виде представляет собой план распределения ограниченных финансовых ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных конкретными цифрами. Он отражает ожидания менеджеров по поводу будущего состояния бизнеса, уровня продаж, затрат и прибыли, денежных потоков, состояния ликвидности и платежеспособности, структуры капитала и т. д. Таким образом, бюджет:
На предприятиях экономически развитых стран процесс планирования носит жесткий директивный характер. Составляются, в частности, планы, главная задача которых — обеспечение заданного уровня прибыли и рентабельности предприятия. В них намечаются ключевые задачи:
Для решения каждой из задач предусматривается перечень конкретных мероприятий, реализация которых обеспечивает достижение зафиксированного планом уровня, указываются конкретные лица, ответственные за решение отдельных частей поставленной задачи. В рамках общего плана составляется календарный план работы: взаимодействие подразделений осуществляется на основе сетевых графиков и моделей.
Такова в общих чертах методика внутрифирменного планирования в современных зарубежных компаниях, которая в настоящее время все шире применяется многими российскими предприятиями.
Выводы
Таким образом, в теме раскрыты содержание и основные задачи финансового планирования на предприятии. Определены основные принципы, на которых строится финансовое планирование, его методы и виды. Уделено внимание оценке финансового состояния предприятия как одного из основных моментов и источника информации в проведении финансового планирования на предприятии. Раскрыто значение основных финансовых коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость предприятия и платежеспособность. Для проведения сравнительного анализа приведена характеристика финансового планирования в зарубежных странах.