в чем суть анархии
Что такое анархизм: идеи и политика, русский анархизм и его основоположники
Анархизм – это идеология безвластия. Анархизм предполагает отсутствие в обществе какой-либо власти, в том числе государственной.
Анархисты стремятся уничтожить любые формы эксплуатации людей друг другом. Вместо этого они предлагают установить сотрудничество индивидов, чтобы общественные отношения и социальные институты строились на личной заинтересованности всех их участников.
Анархистов наряду с социалистами и коммунистами относят к представителям левой идеологии, противопоставляя их правым – либералам и консерваторам.
Идеи анархизма
Анархистский идеал – это:
свобода от принуждения;
Говоря об отсутствии власти, анархисты имеют в виду, что один человек или группа не могут навязывать другим свое мнение или волю. В этой идеологии нет места иерархии, представительной (непрямой) демократии и авторитарному правлению.
Каждая отдельная личность должна максимально развиваться, полагают анархисты. Согласно их философии, проблемы и потребности любого человека решаются индивидуально. Полноценной жизни можно достичь только за счет разнообразия рабочего процесса.
Любые общественные структуры должны создавать люди, которые объединились по личной инициативе и имеют равные права на определение будущего общества.
По мнению анархистов, чтобы деятельность была максимально эффективной, в ее основе должна лежать взаимопомощь. То есть в подобном обществе одиночная работа считается непродуктивной.
Под братством анархисты подразумевают, что интересы и потребности всех людей одинаково важны и ценны.
Основоположники анархизма
Анархизм сложился в середине XIX века. Его основоположниками и теоретиками являются немецкий философ Макс Штирнер и французский мыслитель Пьер Прудон. Русский анархизм ассоциируется с именами Михаила Бакунина и Петра Кропоткина. Наиболее известным деятелем анархистского движения в России был Нестор Махно, сражавшийся на полях Гражданской войны (1918-1920 годы).
Пьер Прудон первым изложил целостную концепцию анархизма. Ее основные идеи: уничтожение централизованной государственной бюрократии и установление вместо нее федерации автономных регионов, в которые должны войти самоуправляющиеся объединения трудящихся и территориальные коммуны.
Производство из собственности государства и предпринимателя, по Прудону, должно передаваться во владение трудящихся. Объединения работников для решения общих вопросов создают союзы, которые, в свою очередь, объединяются в федерации.
Пьер Жозеф Прудон. herzenlib.ru
Макс Штирнер основал анархо-индивидуализм: он выступал за абсолютную свободу личности. Некоторые анархисты допускали, что государственную власть можно использовать для борьбы за идеалы анархии.
В качестве путей борьбы за свою идеологию анархисты выбирали пропаганду, организацию восстаний и терактов, создание производственных коммун, кооперативов и профсоюзов.
Русский анархизм: Бакунин, Кропоткин и Махно
Русский анархизм в первую очередь ассоциируется с именами Михаила Бакунина (1814-1876) и Петра Кропоткина (1842-1921).
Михаил Бакунин создал и распространил идеи так называемого коллективистского анархизма. По Бакунину, все юридические законы, в отличие от законов природы и «заурядного правила общежития», – внешне навязанные и потому деспотические. Политическое законодательство враждебно свободе и противоречит естественным для природы человека законам.
Михаил Бакунин
Социальная революция, как ее определял Бакунин, – это разрушение всех учреждений неравенства и насилия, в первую очередь – государства. Социальная революция, в отличие от политической, совершается с помощью не одной только революционной власти, а народной силы.
Петр Кропоткин – создатель анархокоммунизма, основной принцип которого – социальная кооперация и взаимопомощь. В его учении идея взаимопомощи между людьми, которая занимает главенствующее место, тесно переплетена с идеями философии природы. Этика анархокоммунизма строится на правиле: не обращайся с человеком так, как не желаешь, чтобы обращались с тобой.
Петр Кропоткин
Другое базовое положение Кропоткина – необходимо стремиться к наибольшему счастью для наибольшего числа людей (утилитаризм). Как считал Кропоткин, это возможно на основе всеобщего равенства, из которого вытекают солидарность и взаимопомощь.
Право и закон должны быть обособлены друг от друга, считал Кропоткин. Он отмечал, что существуют естественные основы права – инстинкты, естественные права, в том числе право на минимум социальных благ, и естественное право, основанное на обычае.
Махно возмущался тем, что в результате «позорного» Брестского мира Украину оккупировали немцы и австро-венгры. Его последователи нападали на имения и хутора немцев, убивали их и офицеров армии номинального правителя Украины гетмана Скоропадского.
Нестор Махно. РИА «Новости
С осени 1918 по июль 1919 года в Гуляйполе строилось анархистское сообщество, которое позже назвали Вольной территорией. Она простиралась от современного Днепропетровска до Бердянска и Мариуполя. Там проживало примерно семь миллионов человек.
Экономика Вольной территории представляла собой свободный обмен между сельскими и городскими общинами. Махновцы сопротивлялись продразверстке (политике обложения крестьян налогом в виде зерновых и других продуктов). Необходимые ресурсы они получали посредством набегов. В Гуляйполе можно было расплачиваться трофейным золотом и советскими деньгами.
История этого анархистского государства внутри государства закончилась уничтожением махновцев. При этом сам Махно бежал в Париж, где провел остаток своей жизни. Там он активно пропагандировал идеи анархизма и издавал брошюры.
Виды анархизма
Под термином «социальный анархизм» обычно подразумевается сотрудничество. Последователи этой философии отрицают частную собственность на средства производства и капиталистические отношения.
Базовый принцип анархо-индивидуализм а заключается в праве свободно распоряжаться собой. Это право любой человек получает при рождении вне зависимости от его пола. Согласно этой философии, новое общество должно быть бесконфликтным.
Представители индивидуалистического анархизма утверждают, что люди должны быть независимы от общества. Все теории о том, что индивиды могут работать вместе, должны подтвердиться на практике. Последователи такой идеологии должны стремиться не к утопии, а к реальной справедливости.
Христианский анархизм – это традиция в религиозной, философской и общественно-политической мысли. Она развивает заложенные в учении Иисуса Христа философские, этические идеи о стремлении к духовному, политическому и социально-экономическому освобождению человека от общественных отношений, базирующихся на насилии и угнетении.
Христианские анархисты выступают за немедленное воплощение в жизнь принципов гармонии и свободы. С их точки зрения, личность – первичный и единственный полноценный субъект общественной жизни. Главный фактор перемен в христианском анархизме – этическое развитие личности. Преодоление социальной несправедливости и угнетения возможно в результате не захвата власти, а только изменения общественных отношений.
Анархо-коммунизм нацелен на установление безвластного общества без иерархии и принуждения, основанного на взаимопомощи и солидарности всех людей. Анархо-коммунисты стремятся к децентрализации, свободе, равенству и взаимопомощи.
Анархия – это хорошо или плохо?
В фильмах или книгах анархист обычно показан агрессивной личностью, опасной для общества, покушающейся на чужое имущество в целях его уничтожения. Образ такого человека ассоциируется с террористами. На Западе множество организаций, считающих себя анархичными, давно перешли к тактике создания массовых беспорядков и убийств.
Истоки анархизма
Теория современного анархизма начинается с 1793 года, когда Уильям Годвин написал свой труд «Политическая справедливость». В 1844 году Максом Штирнером была определена базовая ценность анархиста – эгоизм.
В русской литературе понятие анархии появилось в XIX веке. В то время многие политические деятели и мыслители стали рассматривать идею анархии как новый тип политического сознания. Некоторые считали, что принцип данного понятия необходимо внедрять в деятельность самого государства, а другие мыслители и философы доказывали, что анархия и государство – понятия несовместимые.
Профессор Б. А. Кистяковский считал, что государство – это инструмент по преодолению анархизма.
С. Л. Франк, профессор университетов (Московского и Саратовского), юрист, называл анархизм своеобразным взрывчатым веществом для разрушения «здравого государственного смысла».
Петр Кропоткин
Пожалуй, самым известным представителем политической теории анархизма является Петр Кропоткин. Он был князем, представителем российской интеллигенции, ученым и философом. Хоть его политические взгляды были утопичны, он вложил немалый вклад в развитие идей социализма и коммунизма, основанных на анархизме. Он писал, что анархизм – это альтернатива социализму, или следующая за ним ступень. Анархическая утопия вдохновляла князя Кропоткина, но в то же время он всегда оставался реалистом, полагая, что до такого уровня сознания необходимо «дорасти». Философ и ученый был против любого террора, даже осуществляемого ради коммунизма.
Петр Алексеевич Кропоткин считал, что каждый может ради великих целей пожертвовать своей жизнью, но играть судьбами миллионов непозволительно никому.
Кропоткин всегда оставался борцом за безвластие и свободу, выступал против любой диктатуры. Духовные ценности, за которые боролся князь, имеют всечеловеческое значение.
Итальянский ученый Ломброзо и его работы
До недавнего времени работы итальянского ученого не воспринимались всерьез российскими мыслителями и философами. Однако его работы внесли значительный вклад в развитие теории анархизма. Он рассматривал анархизм как возвращение назад, к первобытному, но уточнял, что так как развитие общества происходит по спирали, возвращение – это не всегда регресс.
Ломброзо видел в идее анархии как положительные качества, так и отрицательные. Он считал, что все анархисты – это ярые фанатики, готовые далеко пойти ради своей цели. В своих работах он рассматривал отдельные пласты населения и говорил, что к анархизму более склонны молодые люди, чем зрелые и состоявшиеся. В то же время в неблагополучных районах анархии подвержена большая часть населения, так как людям нечего терять и они борются за свободу и безвластие.
Понятие анархии в марксизме
Большевистская и социал-демократическая литература внесла ряд уточнений в понимание анархизма. Марксисты относились резко негативно к самой идее анархии.
В. И. Ленин в своих работах уделил достаточно много внимания анархизму. Его интерпретация данного понятия весьма любопытна и дает нам возможность увидеть отношение к анархии и самому анархизму революционеров того времени.
Так что же такое анархия?
Хотя под анархизмом обычно понимают какое-либо антигосударственное движение, на самом деле анархизм — намного более тонкое и полное своих нюансов понятие. Это целая философия, которой посвятили свои жизни ряд мыслителей. Это сложнее, чем просто оппозиция государственной власти. Анархисты противостоят идее о том, что власть и доминирование необходимы для общества, и вместо них предлагают анти-иерархические формы политической, общественной и экономической организации.
Таким образом, по убеждению анархистов, власть должна быть ликвидирована во всех её проявлениях.
Анархия – это такой образ жизни. Анархизм – это политический строй.
Структура анархичного общества
При анархии, чем выше организация, тем меньше ответственности ей дается снизу. Конечно, это утопия, общество должно дойти до такого уровня сознания, когда ему не нужна будет чья-либо помощь в управлении. Истории известны анархичные государства, правда, существовали они достаточно давно.
Существует несколько направлений анархизма:
Главными представителями данного направления являются Б. Таккер, А. Боровой, М. Штирнер. Главной идеей анархо-индивидуализма является поддержание понятия частной собственности.
Данное направление было создано в XVIII веке французскими рабочими. Главными идеями мутуализма является поддержание свободы ассоциаций, взаимопомощь, федерализм. Согласно этому направлению анархизма, каждый рабочий должен получать достойную оплату за свой труд.
Это одно из основных направлений анархизма. Главные принципы: отказ от частной собственности, взаимопомощь.
Другое название данного направления – революционный социализм. Представители: И. Мост, М. Бакунин. Они считали, что всю частную собственность нужно сделать коллективной.
Представители этого направления считали, что какая-либо работа должна выполняться людьми добровольно, в результате осознания выгоды общественного владения предприятиями.
Представитель – Рудольф Рокер. Главные принципы: самоуправление рабочих, рабочая солидарность.
Представители: С. Ньюман, Т. Мэй, Ф. Гваттари. Включает в себя сочетание принципов постмодернизма, постлевого анархизма, ситуационизма и др.
Представители: Ф. Перлман, М. Букчин, Б. Моррис и др. Они уделяют особое внимание проблемам окружающей среды и экологии.
Вместо заключения
Таким образом, можно сказать, что анархия – это философия масс народа в кризисные периоды. В спокойное время политика анархизма не оказывает особого влияния на сознание людей.
Кто такие анархисты и что они делают: примеры, флаг
Анархия
Что такое анархия простыми словами? Под анархией сегодня понимают несколько значений.
Все вышеперечисленные утверждения не верны.
Теория анархии включает ряд основополагающих принципов.
Анархизм в России
Самые известные анархисты, первые идеологи и основатели направления, родились в России. М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин еще в Царской России, в период с 1860 по 1970-е годы сформировали основные принципы движения и занимались активной пропагандой идей среди молодежи. И, если Бакунин призывал народ к немедленной революции, то Кропоткин пошел дальше и разработал анархо-коммунизм. Он считал, что революция на данном этапе бессмысленна, и сначала необходимо создать мощное народное движение. Его идеи нашли поддержку у русских эмигрантов за границей, и группы стали расти:
Год | Название ответвления | Лидер | Основные идеи и методы достижения |
1905 | Синдикалисты | Я. И. Кирилловский | Борьба с капиталистами любыми способами Теракты и нападения привели к массовым арестам и казням, а Первая мировая война стала причиной раскола анархистского движения. К 1917 году, моменту Февральской революции, анархистов насчитывалось всего несколько сотен. 1917-1921 годы анархистские группировки попеременно то выступали за Советскую власть и оказывали всяческую поддержку РКП(б), то боролись против нее. Со смертью основателя П. Кропоткина анархисты в России практически перестали существовать. Многие были арестованы, расстреляны, высланы, отправлены на принудительные работы. Последним оплотом анархистов, просуществовавшим до 1939 года, был музей памяти Кропоткина. С 1939 года, после ареста и казни последних лидеров, движение заглохло. В 1988 году в СССР стали появляться новые сторонники анархии. С января 1988 по август 1991 года действовала Конфедерация анархо-синдикалистов под управлением А. Исаева, И. Подшивалова, А. Шубина. Идея объединения – децентрализация механизмов власти, народное управление. Флаг анархо-коммунистов. С 1991 года анархисты разделились на «правых» и «левых». Правый анархизм выступал за возврат к капитализму и буржуазной демократии. Левый анархизм – за децентрализацию власти КПСС, многопартийность, самоуправление. Флаг анархо-капиталистов. В 1995 году появилась Конфедерация революционных анархо-синдикалистов (КРАС-МАТ), в 2002 она стала Автономным объединением либертарных коммунистов, а к 2016 – отошла от политики, трансформировавшись в медиа проект. Сегодня Анархия – это философское течение, нежели модель государственного устройства. Однако в мире есть примеры удачно выстроенного на изначальных принципах анархизма. Анархия: примеры в миреШинминКитайская провинция Шинмин в 1929 году отделилась от Китая, установив близкий к анархии режим. Вопросы по финансовой, хозяйственной, социальной части решались на многоуровневых советах путем съездов и обсуждений через добровольное сотрудничество между собой. В 1931 году партия прекратила самоуправство, провинция была упразднена, а ее территория поделена между другими регионами. ЗомияТерритория, в которую входит северный Индокитай, Вьетнам, Лаос, Таиланд, горы Шан, Мьянма, юго-запад Китая, Тибет, север Индии, Пакистан и Афганистан. Общая численность народа составляет более 100 млн человек. Историческая Зомия – симбиоз государств и народов, основанный на взаимной выгоде и доверии, жители местности сохраняют свободу и независимость. Любые попытки государственной власти подчинить их себе неизменно вызывают постоянные восстания против попыток подчинения. Этнические меньшинства сохраняют аутентичный уклад жизни, а в сообществах народностей сохраняется равноправие. ШвейцарияВ государстве реализована мощная система местного самоуправления, а жители позиционируют себя сначала как граждане своей коммуна (сообщества), затем граждане кантона (региона), и в последнюю очередь – как граждане своей страны. ИзраильЗдесь есть местности, где процветает библейский анархизм. Небольшие города и поселения не имеют государственного управления. В каждом городе есть составленные и общепринятые законы, ценности и правила, которые приняты путем участия всех членов общества в их создании. Любой вправе выбрать комфортную для себя политическую систему. Рассмотрев многообразие проявления анархии как политического и философского движения, ответим на главный вопрос статьи, кто такие анархисты и что они делают? Анархисты – приверженцы анархии или одного из ее течений, которые считают свое направление единственной наилучшей формой взаимодействия с окружающими. АНАРХИЯ — что это. Анархия в современном обществеАнархия. Вопрос на засыпку: какие ассоциации у вас вызывает слово «анархия»? Если вы представили смятение, хаос, опустошение и толпы пьяных матросов с яростью метающихся в поисках наживы – поздравляю, вы стали жертвой старого доброго стереотипа. Давайте попробуем его развенчать и разобраться, что же из себя на самом деле представляет анархия. Прежде всего, имеет смысл рассмотреть сам термин «анархия» и определить его этимологию. Слово анархия имеет древнегреческое происхождение. Оно состоит из приставки «ан», которая указывает на отрицание и слова «архос» в значении «господин, начальник, правитель». То есть анархия – это своего рода безначалие. Кстати, отсюда можно проследить этимологию и других терминов, содержащих слово «архос». Например, монархия (монос + архос = один правитель) или патриарх (патер + архос = отец господин). Также интересна этимология самого слова «архос», которая исходит из слова «архэ» – «начало, принцип». Известно, что термин «архэ» использовал Аристотель в качестве характеристики первоначал у своих предшественников. К примеру, у Фалеса архэ – это вода, у Гераклита – огонь, у Пифагора – число и так далее. Я полагаю, что из «архэ» в значении начало образовалось слово «архос» как «началие», господство. Впрочем, лингвистом я не являюсь, а посему могу и ошибаться. Что же касается термина «анархизм» то он был введен в гуманитарную науку французским публицистом, политиком и философом Жаном Жозефом Прудоном в 1840 году. Итак, анархия представляет собой идею безначалия, безвластия. Однако это не стихийное, хаотичное безвластие, при котором всем позволено всё, кстати, именно этот стереотип об анархии дискредитирует её идею. Суть же заключается в отсутствии власти одного человека над другим или одной группы людей над другими группами. Порядок же при этом организуется не сверху, через принципы подчинения и подавления, а снизу через принципы самоорганизации и взаимовыгодного сотрудничества. Следствия анархической идеиИсходя из базовой анархической идеи об отсутствии власти одних над другими вытекает ряд интересных следствий. Самым фундаментальным из них является альтернативная государству самоорганизация общества. Действительно, существующая система организации общества в виде государств построена на принципах доминирования политических элит над всеми остальными членами общества. Все важные вопросы, которые касаются жизнедеятельности миллионов людей, решаются «наверху» небольшой горсткой политиков и спускаются для выполнения вниз. Причем форма общественно-политического устройства особой роли не играет, меняются лишь методы и степень доминирования. При тоталитаризме, к примеру, государство получает всеобщий контроль над всеми сторонами жизнедеятельности, ограничение свободы при этом становится очевидным. При демократии ограничения свободы проявляются не так явно, но как уже было сказано ранее, все решения принимаются не обществом, а начальством, стоящим над ним. Участие же простого человека в организации жизнедеятельности общества и принятии решений, которые на эту жизнедеятельность влияют, нивелирована до единственной элементарной функции раз в четыре года выбрать своего лидера. Но делает ли свободным раба право выбирать себе господина? Анархия же предлагает альтернативный вариант создания федеративных сообществ снизу вверх, то есть все важные решения будут приниматься всеми участниками общества. Для решения же более важных и сложных вопросов, затрагивающих интересы широких групп, предлагается использование системы делегирования с применением принципа императивного мандата. То есть если делегат по какой-то причине не справляется с порученным заданием или не может в силу каких-то причин или ограничений исполнять возложенные на него функции – он отзывается и на его место определяется другой. Причем функцией такого делегата не является принятие решений за группу, он лишь выполняет функцию посредника для выражения интересов группы и донесения для данной группы интересов и предложений других групп. Также из идеи отсутствия власти вытекает ряд анархических принципов. Равенство всех людейЭто один из ключевых принципов, который подразумевает, что все люди независимо от их социального статуса, финансового благополучия и других факторов равны между собой. Может показаться, что этот принцип работает и при демократии, но на практике это не так. Достаточно взглянуть на отношение простых людей к своим руководителям. Если боженька снизойдет и позволит воочию узреть президента, то событие сие будет передаваться из поколения в поколение как великое достижение семьи, а если он еще и руку тебе пожмет – так это вообще сравнимо с божественной благодатью. КосмополитизмАнархист – это гражданин мира, для которого равными являются не только граждане страны, в которой он живет, но и все люди на планете. Согласитесь, нелепо относиться к одному человеку лучше только потому, что он говорит на одном с тобой языке и проживает чуть ближе к тебе, чем кто-то другой. Сотрудничество и взаимопомощь. Для лучшего и более эффективного удовлетворения своих личных потребностей в различных сферах, а также для решения возникающих проблем целесообразнее использовать сотрудничество и взаимопомощь, чем систему «начальник-подчиненный». Анархия vs анархизмПонятия анархия и анархизм часто отождествляются друг с другом, но всё же это «две большие разницы». Давайте попробуем разобраться, что же в них общего и в чём состоит различие. Объединяет их общая идея, как уже было сказано выше, она заключается в продвижении идей о свободной самореализации личности, отсутствии власти одних людей над другими и всеобщего равенства. Но если анархия – это скорее образ жизни, мысли и некая философская система ценностей и мировоззрений, то прибавленный к слову суффикс «изм» превращает его в некое движение, с присущими признаками, свойствами и атрибутами. Таким образом, анархизм – это скорее некое внешнее проявление анархических идей. Оно может быть выражено в продвижении анархии как системы ценностей, участие в анархических объединениях, съездах анархистов и так далее. Панки, бегающие с черно-красными флагами, рисующие букву «А» в подъездах и поющие песню «мама-анархия» тоже некоторое проявление анархизма, хотя я не уверен, что они понимают философию и истинный смысл анархии. Анархия в современном обществеЧасто анархические идеи упрекают в утопичности. Дескать, невозможно организовать общество без государства. Действительно, это довольно спорный философский вопрос. Однако анархия не выражается в одной лишь конечной цели – упразднении государства как социального института. Напомню, что анархия – это образ жизни, некое мировоззрение, которое весьма успешно развивается в современном обществе в виде отдельных проявлений. Например, в последнее время огромное развитие приобретают анархические сервисы, такие как каучсерфинг, блаблакар и многие другие. Их суть заключается в совместном кооперировании для более эффективного результата. Благодаря подобным сервисам у людей появляется возможность бесплатно переночевать практически в любом городе мира, экономя огромные средства на гостиничных номерах или добраться до нужного места по минимальной стоимости просто скооперировавшись с водителем, который едет по данному направлению по своим делам. Мое отношение к анархииЯ практически полностью разделяю анархические идеи и принципы. Они способствуют развитию личности, раскрытию заложенного в человеке потенциала, культивируют идеалы справедливости, свободолюбия и равенства. Однако, к сожалению, нельзя отрицать и действительную утопичность анархии. На мой взгляд, построение анархичного общества возможно лишь тогда, когда основная масса людей избавится от рабской психологии и сможет взять на себя ответственность за принятие решений. Для этого общество должно состоять из самодостаточных, интеллектуально развитых людей, которые могут договариваться друг с другом и решать общие проблемы через эффективное совместное сотрудничество без посредника в лице государства. Однако же современное общество потребления появлению таких людей явно не способствует.
|