в чем суть акмеизма

Акмеизм

Вы будете перенаправлены на Автор24

История акмеизма начинается в России в начале прошлого века. Течение возникает в литературе в качестве протеста символизму с его недосказанностью, туманностью и загадочностью. Поэты-акмеисты видели поэзию совсем по-другому. По их словам она должна быть конкретной, точной и понятной обычному читателю. Некоторые считают, что слово «акмеизм» было образовано от фамилии Анны Ахматовы, которая была одним из главных участников движения. Но самым распространённым толкованием слова является то, что оно образовано от греческого слова «цветение». По мнению же Андрея Белого название вообще было выбрано случайно во время споров и обсуждений на собрании общества.

Истоки акмеизма

Возникновение этого литературного течения было во многом обусловлено событиями, которые происходили на стыке XIX и XX столетий в России и мире. В это время люди разочаровались в идеалах прошлого и не видели ни будущего своей страны, ни своего места в этой стране. В качестве основных социальных предпосылок становления акмеизма можно назвать следующие:

Как раз в это время в России (да и не только в ней), образовывается огромное количество разнообразных движений. Теперь люди собираются, обсуждают свои идеи и формируют новую философию искусства и жизни. Акмеизм не стал исключением. По своей сути, становление литературного течения стало своеобразным ответом людей на глубокие социальные изменения, происходящие в мире. Представители акмеизма не хотели закрывать глаза на социальную и политическую жизнь страны, они хотели говорить об этом и говорить громко. Поэтому акмеизм становится не просто литературным течением, которое борется с символизмом в литературных кругах, а целым общественным движением со своей идеологией.

Готовые работы на аналогичную тему

Теоретическое обоснование акмеизма

Многие теоретические статьи на тему акмеизма писал Гумилёв. Например, в 1913 году вышла его статья «Наследие символизма и акмеизма», где автор очень точно охарактеризовал оба течения – и символизм и акмеизм.

Кроме теоретических разработок, выпускался литературный журнал «Гиперборей», в котором поэты-акмеисты представляли на суд читателей своё творчество. Журнал просуществовал пять лет, и за это время было выпущено десять его номеров со стихотворениями таких поэтов, как:

Также интересно само название журнала, которое выбрано неслучайно. Гипербореями в греческой мифологии называют людей, которые живут в постоянном празднике, остаются вечно молодыми и приближены к богам. А как только гипербореям надоедает такая жизнь, они бросаются в море и умирают. Создатели журнала отмечали, что в этом названии сформирована вся идея акмеизма.

В первой работе об акмеизме «О прекрасной ясности» Кузьмин яро критикует символистский подход к жизни и литературе. Он обличает символизм, показывает всю его несостоятельность и пессимистичность. Ещё сильнее критикует символизм Гумилёв своей знаменитой работе «Наследие символизма и акмеизма».

И Гумилёв, и Кузьмин предлагают отказаться от неясных идей и обратиться к действительности и реальным проблемам общества. Ещё один теоретик акмеизма Городецкий вообще представляет борьбу этих течений как битву за мир и всю планету Земля.

Ощущением гармонии и целостности пронизаны произведения поэта-акмеиста Мандельштама. В своей работе «Утро акмеизма» он сравнивает литературу с архитектурой. Сходство он видит преимущественно в огромном скрытом потенциале, как произведений литературы, так и архитектурных памятниках. Он восхищается архитектурой, законы которой так перекликаются с природными. По мнению Мандельштама человек должен стремиться к порядку и гармонии, которые были утрачены, и тоска по которым прослеживается во всём наследии акмеизма.

Особенности акмеизма как литературного течения

Основная ценность для акмеистов была не в мимолётном мгновении и чувстве, как у символистов, а в простых предметах и событиях жизни. Много общего со своей поэзией акмеисты видели в скульптуре и архитектуре. Слова и образы у них словно статуи или архитектурные сооружения – они непоколебимы и самодостаточны, они стоят на одном месте, они надёжные и крепкие, как камень.

Меняется и сама сущность поэзии: в то время как символисты в основном подмечают негативные стороны вещей, акмеизмы стараются найти что-то светлое и по-своему радостное в простых вещах.

Основой своей системы акмеисты видят самого человека. Вера в то, что человек способен отстоять свою уникальность и значимость перекликается с идеями Л.Н. Толстого. Так, лирические герои акмеистов в чём-то схожи с героями известного писателя – они также живут в гармонии с собой, миром и окружающей действительностью, также сильно выражена связь природы и души человека. Акмеисты видят мир цельным и наполненным смыслом.

Таким образом, благодаря трудам теоретиков акмеизма и их творческим экспериментам появляется абсолютно новое направление в литературе. Именно благодаря новаторству и смелым идеям искусство и движется вперёд (акмеизм как раз и является одним из новаторских подходов к знакомым формам и выражениям смысла).

Источник

в чем суть акмеизма. Смотреть фото в чем суть акмеизма. Смотреть картинку в чем суть акмеизма. Картинка про в чем суть акмеизма. Фото в чем суть акмеизма

Терминология движения

Название акмеизма в литературе происходит от греческого слова «akme», что в переводе на русский означает расцвет. По мнению основоположников творчества, символизм, переживающий в 1912 г. кризис, требовал прихода нового цветущего направления, обобщающего творчество поэтов-предшественников. Особенности и признаки акмеизма:

В 1912 г. Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам и другие поэты Серебряного века основали школу «Цех поэтов». Цель объединения — возрождение жизни.

в чем суть акмеизма. Смотреть фото в чем суть акмеизма. Смотреть картинку в чем суть акмеизма. Картинка про в чем суть акмеизма. Фото в чем суть акмеизма

Символизм, в отличие от акмеизма, имеет общие характеристики с музыкой:

Структура направления

При анализе акмеизма используются черты пространственных трехмерных направлений (живопись, архитектура, скульптура). Стихи акмеистов, в отличие от символистов, наполнены красотой, точностью, простым изложением. Основные слова передают тот смысл, который в них заложил поэт.

в чем суть акмеизма. Смотреть фото в чем суть акмеизма. Смотреть картинку в чем суть акмеизма. Картинка про в чем суть акмеизма. Фото в чем суть акмеизма

В стихах нет сравнительных оборотов, преувеличений, метафор. Принцип лирики — отсутствие агрессии, политики, социальных вопросов. На первой позиции находился духовный мир людей. Стихотворения состоят из кратких предложений, которые легко воспринимаются слухом, быстро запоминаются. Для сравнения с символистами, акмеисты были сплоченными между собой. У них отсутствовала конкретная литературная платформа со стандартами, на которые могли опираться единомышленники при создании произведений.

Несмотря на сплочённость и дружбу единомышленников, между Городецким и Гумилёвым возник конфликт. В 1914 году школа распалась. Из её наследия можно выделить 10 выпусков журнала «Гиперборей». Взгляд Гумилёва продолжили следующие молодые поэты:

в чем суть акмеизма. Смотреть фото в чем суть акмеизма. Смотреть картинку в чем суть акмеизма. Картинка про в чем суть акмеизма. Фото в чем суть акмеизма

Западноевропейские современники считают, что уникальная особенность акмеизма заключается в зарождении и получении развития движения только на территории России. Явление оказало значительное влияние на последующее развитие отечественной поэзии. К заслугам представителей акмеизма относится изобретение тонкого и особенного способа передачи духовного мира персонажей.

Для определения и узнаваемости стиля изложения поэты использовали простую своеобразную «материализацию» чувств. Свои произведения они публиковали в двух журналах: «Гиперборей» и «Аполлон».

Творчество писателей

В современной литературе течение называется акмеизмом. В двадцатые века направление имело следующие названия: адамизм (от имени первого мужчины — Адам) и кларизм (от французского слова «кларе» — ясность). Черты акмеизма как движения в литературе:

в чем суть акмеизма. Смотреть фото в чем суть акмеизма. Смотреть картинку в чем суть акмеизма. Картинка про в чем суть акмеизма. Фото в чем суть акмеизма

Например, Мандельштам восхищался природой, сравнивая её с русским «номинализмом». В отличие от символистов, он не мыслил циклами, а стремился освободить поэзию от дезинтеграции. В 1910 году его стихи впервые опубликовали в журнале «Аполлон». В 1913 году вышло в свет стихотворение «Камень» с одноимённым сборником. Позже Мандельштам решил дописать книгу. Через три года писатель познакомился с Цветаевой, а через год его избрали членом Всероссийского общества литераторов.

Николай Гумилёв — ещё один представитель акмеизма. Лирик родился в Кронштадте, а вырос в Царском селе. В 1902 году вышло его первое стихотворение «Я в лес бежал из городов…». Через год он познакомился со своей будущей женой — Анной Ахматовой. Из-за расставания с ней писатель сильно переживал, что часто отражал в своих произведениях. После гимназии Николай уехал в Париж, поступив в Сорбонну.

Во Франции он работал над сборником «Романтические цветы». После поездки в Россию писатель уехал с экспедицией в Стамбул, Египет, Грецию. В 1912 году поэт объявил о появлении современного течения «акмеизм», а через год он уехал на Восток. С первых дней войны писатель находился на фронте. За храбрость его награждали дважды Георгиевским крестом.

В 1917 году уехал в Париж, где познакомился с Еленой дю Буше. Для неё был написан сборник «К синей звезде». В 1921 году Гумилёва арестовали, обвинив в участии в антиправительственном заговоре. Через 3 недели ему вынесли приговор — расстрел, а на следующий день его исполнили.

Анна Ахматова

В 1889 году в Одессе родилась Анна Ахматова. Яркая представительница акмеизма училась в Мариинской гимназии, а позже поступила в Фундуклеевскую гимназию в Киеве. На протяжении всей своей жизни она училась, посещая исторические и литературные курсы. В 1910 году писательница вышла замуж за Гумилёва.

в чем суть акмеизма. Смотреть фото в чем суть акмеизма. Смотреть картинку в чем суть акмеизма. Картинка про в чем суть акмеизма. Фото в чем суть акмеизма

Первое стихотворение было опубликовано в 1911 году, а через год она выпустила книгу «Вечер». В 1914 году вышел второй сборник «Четки» с тиражом 1000 экземпляров. Через 3 года Ахматова издала третью книгу «Белая стая». В 1918 году поэтесса развелась с Гумилёвым и вышла замуж за учёного Шилейко. Через несколько лет они рассталась. В 1922 году Ахматова познакомилась с Пуниным.

Можно выделить период 1935—1940. В эти годы Анна Ахматова затрагивала трагические темы, посвящённые арестам Николая Пунина, заключению сына Льва.

В поэме «Реквием» она отразила нелёгкую судьбу женщины, чьи родные люди страдали от репрессий. В 1941 году Ахматова встретилась с Мариной Цветаевой.

в чем суть акмеизма. Смотреть фото в чем суть акмеизма. Смотреть картинку в чем суть акмеизма. Картинка про в чем суть акмеизма. Фото в чем суть акмеизма

С помощью стихов Анна Ахматова рассказывала людям правду. Она проявляла себя как знаток души, искусный психолог. В её творчестве о любви проявлялась высокая нравственность. Особое внимание Ахматова уделяла трагедиям русского народа.

Несмотря на ясность, направление долго отстаивали поэты. На протяжении десятилетий советской истории о представителях акмеизма не говорили. Судьба самого акмеизма, как одного из многих литературных движений Серебряного века, трагична: Н. Гумилева расстреляли, В. Нарбута и О. Мандельштама уничтожили как писателей и личностей. Трагедия присутствовала и в жизни А. Ахматовой. Американский профессор-русист О. Ронен считает, что с акмеизмом исчез «платиновый век» русской поэзии.

Источник

Акмеизм

Что такое акмеизм

Акмеизм — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

Основные характеристики: простота и ясность, отсутствие многозначных символических смыслов, стремление описать мир конкретных вещей и образов.

Происхождение понятия спорно. По одной версии, автором названия является поэт Вячеслав Иванов, по другой — Николай Гумилев. Существуют 3 основных объяснения термина:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Все три версии имеют право на существование. Акмеисты считали, что их течение — это вершина поэтического творчества, расцвет поэзии. Анна Ахматова — наиболее талантливая представительница данного направления.

Акмеизм в литературе Серебряного века

Возникновение акмеизма произошло в рамках другого литературного течения — символизма.

По средам одаренные писатели и поэты собирались в «Башне» — петербургской квартире В. Иванова. Между ними часто возникали споры. Группа молодых поэтов, для которых стали узки рамки символизма, решила отделиться. В 1911 г. они образовали союз «Цех поэтов». У его истоков стояли Н. Гумилев и С. Городецкий. Секретарем объединения выбрали А. Ахматову. В «Цех» входили М. Зенкевич, Е. Кузьмина-Караваева, О. Мандельштам и другие поэты. В этом объединении были сформулированы основные принципы нового литературного движения.

По одной из версий, во время спора В. Иванов окрестил отсоединившихся поэтов «адамистами» и «акмеистами». Н. Гумилеву понравилось последнее слово, и он предложил его использовать для представителей нового направления поэзии.

«Адамистами» их называли потому, что они считали первым поэтом ветхозаветного персонажа Адама. Согласно Библии, первый человек на Земле придумывал имена всем живым созданиям. Акмеисты были убеждены, что это первый в истории поэтический акт.

По отношению к акмеистам использовался также термин «кларизм». Название происходит от французского слова «clair» — «ясный, светлый, чистый». Это определение подчеркивает один из главных признаков акмеизма — стремление к максимальной ясности в поэзии.

Русский акмеизм как литературное направление

Акмеизм существовал только в русской литературе. Подобных ему аналогов не было ни в одной стране мира. Он оказал значительное влияние на русскую поэзию XX в., хотя просуществовал совсем недолго.

Началом акмеистического движения считают создание «Цеха поэтов», окончанием — период накануне Первой мировой войны.

Впервые для широкой публики художественная и эстетическая программа акмеистов была озвучена в декабре 1912 г. Это произошло в известном петербургском литературном кафе «Бродячая собака». Уже в 1914 г. в движении акмеистов произошел раскол. Главной его причиной стала невозможность существования в рамках одного течения таких талантливых и самобытных личностей. В 1916 г. и 1920 г. делались попытки возродить «Цех поэтов», но это не имело большого успеха.

В 1930-е гг. многие представители движения были подвергнуты политическим репрессиям. На несколько десятилетий их имена были вычеркнуты из истории русской литературы. В 1990-е гг. возродился интерес к этому оригинальному поэтическому течению.

Теоретическое обоснование акмеизма

Программные заявления и стихотворения акмеистов публиковались в основном на страницах двух журналов — «Аполлон» и «Гиперборей». Одной из первых статей, где были изложены художественные принципы акмеизма, является публикация Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Она была напечатана в 1913 г.

Основные принципы акмеизма:

В качестве примера ранние акмеисты рассматривали творчество Иннокентия Анненского. Он начинал как символист, но затем перешел к более простым и конкретным образам.

Основные представители акмеизма

Важной чертой акмеистического движения была его сплоченность. Представители «Цеха поэтов» дружили между собой и обменивались опытом.

Творчество писателей

Один из основателей акмеизма — Николай Гумилев. Он прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. Много странствовал, совершил несколько экспедиций в Северо-Восточную Африку. В его стихотворениях присутствуют восточные образы, прослеживается тяга к экзотике, открытию новых миров. Он часто описывал в произведениях свои конкретные впечатления от путешествий.

Другой характер носит акмеистическая поэзия Анны Ахматовой. Она одухотворяет мир предметов и поразительно точно воспроизводит психологический настрой своих героев с помощью предметов. Ее стихотворения предельно лаконичны и имеют отточенные формулировки.

Осип Мандельштам передает вещественный мир через культурные образы: готические башни, древнегреческие корабли, ветхозаветные персонажи. Его поэзия насыщена представлением о хрупкости человеческой жизни. Маленький человек перед лицом безликой вечности — одна из его основных тем.

Сергея Городецкого называют представителем натуралистического крыла акмеизма. В его стихотворениях — мечта о первобытном рае и об обретении единства человека с природой.

Интересно творчество Владимира Нарбута. Он уходит от привычной для акмеистов эстетики и изображает мир безобразных вещей.

Развитие акмеизма продолжилось в среде русской эмиграции. Г. Адамович, Г. Иванов, И. Одоевцева, Н. Оцуп заимствовали у лучших представителей акмеистического движения основные черты их поэзии: тонкий лиризм, сдержанность изложения, выразительность.

Источник

В чем суть акмеизма

Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.

Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью. То есть «преодоление» символизма происходило не столько в сфере общих идей, сколько в области поэтической стилистики. В этом смысле акмеизм был столь же концептуален, как и символизм, и в этом отношении они, несомненно, находятся в преемственной связи.

Отличительной чертой акмеистского круга поэтов являлась их «организационная сплоченность». По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. У символистов ничего подобного не было: попытки Брюсова воссоединить собратьев оказались тщетными. То же наблюдалось у футуристов — несмотря на обилие коллективных манифестов, которые они выпустили. Акмеисты, или — как их еще называли — «гиперборейцы» (по названию печатного рупора акмеизма, журнала и издательства «Гиперборей»), сразу выступили единой группой. Своему союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов». А начало новому течению (что в дальнейшем стало едва ли не «обязательным условием» возникновения в России новых поэтических групп) положил скандал.

Осенью 1911 года в поэтическом салоне Вячеслава Иванова, знаменитой «Башне», где собиралось поэтическое общество и проходило чтение и обсуждение стихов, вспыхнул «бунт». Несколько талантливых молодых поэтов демонстративно ушли с очередного заседания «Академии стиха», возмущенные уничижительной критикой в свой адрес «мэтров» символизма. Надежда Мандельштам так описывает этот случай: «„Блудный сын“ Гумилева был прочитан в „Академии стиха“, где княжил Вячеслав Иванов, окруженный почтительными учениками. Он подверг „Блудного сына“ настоящему разгрому. Выступление было настолько грубое и резкое, что друзья Гумилева покинули „Академию“ и организовали „Цех Поэтов“ — в противовес ей».

А через год, осенью 1912 года шестеро основных членов «Цеха» решили не только формально, но и идейно отделиться от символистов. Они организовали новое содружество, назвав себя «акмеистами», т. е. вершиной. При этом «Цех поэтов» как организационная структура сохранился — акмеисты остались в нем на правах внутреннего поэтического объединения.

Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в журнале «Аполлон» (1913, № 1), издававшемся под редакцией С. Маковского. В первой из них говорилось: «На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme — высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».

С. Городецкий считал, что «символизм… заполнив мир „соответствиями“, обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он… просвечивает иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще».

В 1913 г. была написана и статья Мандельштама «Утро акмеизма», увидевшая свет лишь шесть лет спустя. Отсрочка в публикации не была случайной: акмеистические воззрения Мандельштама существенно расходились с декларациями Гумилева и Городецкого и не попали на страницы «Аполлона».

Однако, как отмечает Т. Скрябина, «впервые идея нового направления была высказана на страницах „Аполлона“ значительно раньше: в 1910 г. М. Кузмин выступил в журнале со статьей „О прекрасной ясности“, предвосхитившей появление деклараций акмеизма. К моменту написания статьи Кузмин был уже зрелым человеком, имел за плечами опыт сотрудничества в символистской периодике. Потусторонним и туманным откровениям символистов, „непонятному и темному в искусстве“ Кузмин противопоставил „прекрасную ясность“, „кларизм“ (от греч. clarus — ясность). Художник, по Кузмину, должен нести в мир ясность, не замутнять, а прояснять смысл вещей, искать гармонии с окружающим. Философско-религиозные искания символистов не увлекали Кузмина: дело художника — сосредоточиться на эстетической стороне творчества, художественном мастерстве. „Темный в последней глубине символ“ уступает место ясным структурам и любованию „прелестными мелочами“». Идеи Кузмина не могли не повлиять на акмеистов: «прекрасная ясность» оказалась востребованной большинством участников «Цеха поэтов».

Другим «предвестником» акмеизма можно считать Ин. Анненского, который, формально являясь символистом, фактически лишь в ранний период своего творчества отдал ему дань. В дальнейшем Анненский пошел по другому пути: идеи позднего символизма практически не отразились на его поэзии. Зато простота и ясность его стихов была хорошо усвоена акмеистами.

Спустя три года после публикации статьи Кузмина в «Аполлоне» появились манифесты Гумилева и Городецкого — с этого момента принято вести отсчет существованию акмеизма как оформившегося литературного течения.

Акмеизм насчитывает шестерых наиболее активных участников течения: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут. На роль «седьмого акмеиста» претендовал Г. Иванов, но подобная точка зрения была опротестована А. Ахматовой, которая заявляла, что «акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было». С ней был солидарен О. Мандельштам, считавший, впрочем, что и шесть — перебор: «Акмеистов только шесть, а среди них оказался один лишний…» Мандельштам объяснил, что Городецкого «привлек» Гумилев, не решаясь выступать против могущественных тогда символистов с одними «желторотыми». «Городецкий же был [к тому времени] известным поэтом…». В разное время в работе «Цеха поэтов» принимали участие: Г. Адамович, Н. Бруни, Нас. Гиппиус, Вл. Гиппиус, Г. Иванов, Н. Клюев, М. Кузмин, Е. Кузьмина-Караваева, М. Лозинский, В. Хлебников и др. На заседаниях «Цеха», в отличие от собраний символистов, решались конкретные вопросы: «Цех» являлся школой овладения поэтическим мастерством, профессиональным объединением.

Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между этими тремя выдающимися его представителями. Вместе с тем от «чистого» акмеизма вышеназванных поэтов существенно отличался адамизм Городецкого, Зенкевича и Нарбута, которые составили натуралистическое крыло течения. Отличие адамистов от триады Гумилев — Ахматова — Мандельштам неоднократно отмечалось в критике.

Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов.

«Символизм угасал» — в этом Гумилев не ошибся, но сформировать течение столь же мощное, как русский символизм, ему не удалось. Акмеизм не сумел закрепиться в роли ведущего поэтического направления. Причиной столь быстрого его угасания называют, в том числе, «идеологическую неприспособленность направления к условиям круто изменившейся действительности». В. Брюсов отмечал, что «для акмеистов характерен разрыв практики и теории», причем «практика их была чисто символистской». Именно в этом он видел кризис акмеизма. Впрочем, высказывания Брюсова об акмеизме всегда были резкими; сперва он заявил, что «…акмеизм — выдумка, прихоть, столичная причуда» и предвещал: «…всего вероятнее, через год или два не останется никакого акмеизма. Исчезнет самое имя его», а в 1922 г. в одной из своих статей он вообще отказывает ему в праве именоваться направлением, школой, полагая, что ничего серьезного и самобытного в акмеизме нет и что он находится «вне основного русла литературы».

Однако попытки возобновить деятельность объединения впоследствии предпринимались не раз. Второй «Цех поэтов, основанный летом 1916 г., возглавил Г. Иванов вместе с Г. Адамовичем. Но и он просуществовал недолго. В 1920 г. появился третий «Цех поэтов», который был последней попыткой Гумилева организационно сохранить акмеистическую линию. Под его крылом объединились поэты, причисляющие себя к школе акмеизма: С. Нельдихен, Н. Оцуп, Н. Чуковский, И. Одоевцева, Н. Берберова, Вс. Рождественский, Н. Олейников, Л. Липавский, К. Ватинов, В. Познер и другие. Третий «Цех поэтов» просуществовал в Петрограде около трех лет (параллельно со студией «Звучащая раковина») — вплоть до трагической гибели Н. Гумилева.

Творческие судьбы поэтов, так или иначе связанных с акмеизмом, сложились по-разному: Н. Клюев впоследствии заявил о своей непричастности к деятельности содружества; Г. Иванов и Г. Адамович продолжили и развили многие принципы акмеизма в эмиграции; на В. Хлебникова акмеизм не оказал сколько-нибудь заметного влияния. В советское время поэтической манере акмеистов (преимущественно Н. Гумилева) подражали Н. Тихонов, Э. Багрицкий, И. Сельвинский, М. Светлов.

В сравнении с другими поэтическими направлениями русского Серебряного века акмеизм по многим признакам видится явлением маргинальным. В других европейских литературах аналогов ему нет (чего нельзя сказать, к примеру, о символизме и футуризме); тем удивительнее кажутся слова Блока, литературного оппонента Гумилева, заявившего, что акмеизм явился всего лишь «привозной заграничной штучкой». Ведь именно акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы. Ахматовой и Мандельштаму удалось оставить после себя «вечные слова». Гумилев предстает в своих стихах одной из ярчайших личностей жестокого времени революций и мировых войн. И сегодня, почти столетие спустя, интерес к акмеизму сохранился в основном потому, что с ним связано творчество этих выдающихся поэтов, оказавших значительное влияние на судьбу русской поэзии XX века.

Основные принципы акмеизма:

— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

— стремление придать слову определенное, точное значение;

— предметность и четкость образов, отточенность деталей;

— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *