в чем сущность товара
В чем сущность товара
В условиях товарного производства продукт труда приобретает новые специфические свойства, превращающие его в товар.
Товар – это продукт труда (вещь или услуга), созданный человеком не для собственного потребления, а для удовлетворения потребностей общества и его членов, и поступающий в потребление посредством купли-продажи.
Товар является ключевой категорией товарного производства. Существуют различные подходы к пониманию его сущности.
1. В марксистской теории товар рассматривается как полезный человеку продукт труда, предназначенный для продажи. Из этого определения следует, что:
1) товаром является только то, что удовлетворяет какую-либо потребность человека;
2) товаром является то, что апробировано трудом; например, ягоды в лесу для их собирателя не являются товаром, но могут стать ими после того, как затрачен труд на их сбор;
3) товаром является то, что предназначено для продажи.
2. В австрийской экономической школе (ее видным представителем является К. Менгер) товар определяется как специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.
К экономическим благам Менгер относит те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности и которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями.
Общим между этими определениями является то, что в них товар рассматривается как результат труда. Отличие состоит в том, что второе определение учитывает соотношение между потребностью в благе и доступностью этого блага, а первое — не учитывает.
Несмотря на различие подходов, и той и другой школой признается, что товаром могут стать и созданные трудом полезные продукты, и апробированные трудом дары природы и разного вида услуги.
Специфика услуги заключается в том, что она не имеет вещественной формы, но является результатом деятельности человека, имеющим полезный эффект.
Товар обладает двумя свойствами:
• способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;
• способностью обмениваться на другие товары.
Способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность называется потребительной стоимостью.
Каждый товар обладает потребительной стоимостью. Она удовлетворяет потребности не только самого его создателя, но и других людей, т. е. является общественной потребительной стоимостью. А самого товаропроизводителя она интересует лишь потому, что связана со способностью товара обмениваться на другие товары.
Способность товара обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции есть меновая стоимость.
По мнению сторонников трудовой теории стоимости, обмениваемые товары имеют общую основу в виде трудовых затрат, которые и определяют стоимость. Следовательно,
Стоимость – это овеществленный в товаре общественный труд товаропроизводителей.
По мнению сторонников теории предельной полезности, в основе обмена лежит полезность.
Представители затратной концепции сводят стоимость к издержкам производства.
Понятие и сущность товара
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине
На тему «Товар как элемент комплекса маркетинга»
Содержание
1 Товар в маркетинге
2 Понятие и сущность товара
2.1 Определение товара и его характеристики
2.2 Товар и его уровни
2.3 Классификация товаров в условиях маркетинга
2.4 Потребительские свойства товара
2.5 Товарный ассортимент и номенклатура
3 Бренд, марка, знак, упаковка и маркировка товара
3.1 Бренд, товарные марки и товарные знаки
3.1.1 Приверженность товарному знаку
3.1.2 Разработка товарного знака
3.2 Упаковка и маркировка товара
4 Жизненный цикл товара и стратегия маркетинга на каждом его этапе
4.1 Этап внедрения (зарождения) на рынок
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Поэтому он автоматически включает все составные элементы, необходимые для материального удовлетворения нужд потребителя[1].
Потребительская ценность товара выступает как совокупность свойств, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами. Эти свойства, так или иначе, предстают перед покупателем и определяют его намерение купить товар и стать постоянным клиентом данного производителя. И поскольку для стабильного успеха предприятия необходимо заботиться о формировании постоянной клиентуры, особое внимание на конкурентном рынке придается таким качествам, как: цвет, упаковка, дизайн, эргономические особенности (удобство пользования, обслуживания, ремонта), сопровождающая документация (описание, инструкции по эксплуатации)[2].
Вместе с тем великолепный дизайн автомобиля, трактора, станка при плохом техническом обслуживании не спасет их от провала на «рынке покупателя».
Для понимания возможностей продукта как товара производителю следует рассматривать и оценивать его в трех измерениях: конкретно, расширенно и обобщенно.
Продукт должен быть доведен до степени коммерциализации. Это означает полное освоение его в серийном производстве, успешное завершение всех необходимых испытаний, получение соответствующих сертификатов и других нормативно-технических документов, создание сети обслуживания.[3]
Данная курсовая работа и посвящена, прежде всего, изучению товара как элемента комплекса маркетинга.
Данная тема является актуальной в настоящее время, так как товара в системе маркетинга имеет большое, практически основное значение. Во-первых, он ориентирует руководителей на проведение анализа деятельности предприятия с точки зрения как настоящих, так и будущих позиций. Во-вторых, жизненный цикл товара нацеливает на проведение систематической работы по планированию и разработке новой продукции. В-третьих, данная тема помогает формировать комплекс задач и обосновывать стратегии и мероприятия маркетинга на каждом этапе жизненного цикла, а также определить уровень конкурентоспособности своего товара по сравнению с товаром конкурентной фирмы. Понимание значения товара в маркетинге является обязательной задачей предприятия в целях эффективной деятельности и продвижения товара на рынок.
Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Основы маркетинга», рассмотрение разработки товаров.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть значение товара в комплексе маркетинга.
2. Рассмотреть понятие и сущность товара.
3. Рассмотреть уровни, классификацию, потребительские свойства, ассортимент товара.
4. Объяснить смысл создания торговой марки и дать определение основных решений, принимаемых при ее создании
5. Рассмотреть сущность и значение упаковки и маркировки товара, а так же их влияние на выбор потребителя.
6. Рассмотреть жизненные циклы товара и маркетинговую стратегию на каждой фазе жизненного цикла товара.
Курсовая выполнена с помощью различных источников, таких как: нормативно-правовые акты РФ, учебники для Вузов, выдержки статей из Интернета (публикации в области маркетинга, сайты маркетинг журналов, сайты информационных агентств), основные понятия работы даны с помощью словарей.
Товар в маркетинге
Поскольку товаров существует великое множество, постольку необходимо знать их отличительные признаки, потому что именно они влияют на особенности маркетинговой деятельности.
В маркетинге основную роль уделяют характеристикам товара, которые определяют степень удовлетворения потребности потребителей. К ним относятся:
· показатели функционального назначения;
· показатели стандартизации и унификации;
· наличие сопроводительной документации;
· послепродажное обслуживание и др.
Чем в более полной мере товар удовлетворяет покупателя по своим потребительским свойствам, тем выше его потребительская способность.
Стремиться к обеспечению наилучших характеристик товара необходимо, однако это не всегда возможно, потому что:
· удовлетворение всех требований, которые предъявляются к товару, возможно, но экономически невыгодно, поскольку очень дорого обойдется его изготовление, и покупатель не признает этот товар;
· претензии отдельных покупателей взаимно исключены;
· меняется мода, вкусы, и пока товар будет изготовлен, он может не соответствовать времени.
Вывод: Товар в маркетинге рассматривается в технологическом, экономическом и психологическом аспектах. В технологическом аспекте под товаром понимается объект, обладающий разнообразными физическими, химическими и прочими техническими свойствами и описываемыми параметрами, отражающими уровень этих свойств. В экономическом аспекте товар является материальным или нематериальным объектом, обладающим определенным потенциалом полезности и удовлетворяющим тем самым потребности потребителей. В психологическом аспекте товар рассматривается как комплекс представлений потребителя существующий в его индивидуальном воображении как имидж продукта. Эти три стороны рассматриваются и представляются на рынок в комплексе, и, в конечном счете, определяют конкурентоспособность продукта.
В связи с этим предприятия, которые работают по концепции маркетинга должны:
— обеспечить потребительские свойства на экономически оправданном уровне;
— работать с опережением, то есть прогнозировать спрос, внедрять моду, вкусы и др.
— работать не на покупателей вообще, а на конкретные группы и на полные рынки.
Товар: экономическая сущность и свойства
В настоящее время товар – одна из важнейших категорий рынка. Товарная форма благ – это явление историческое. Первым в истории было нетоварное производство (натуральное хозяйство), которое объективно трансформируется в товарное производство и существует вместе с ним. С древних времен человек производит предметы для своего потребления, называемые продуктами, не товарами. Однако с развитием отношений между людьми появляется обмен, т.е. продукт начинает использоваться для обмена. Так появляется понятие товар. С развитием капиталистического производства товар становится всеобщей формой продукта.
Товар представляет собой конечный продукт вложенного в него труда, производимый для обмена на другие различные продукты, а не для собственного потребления. Иными словами, товар представляет собой способ удовлетворения потребностей экономических субъектов, которые согласно своим предпочтениям и вкусам выбирают его для потребления. По степени и характеру удовлетворения все экономические блага могут быть распределены на три группы.
Товары, которые могут заменять друг друга (товары-субституты). Иными словами, если потребитель на рынке не может найти необходимый ему тип товара, его предлагают заменить аналогичным, с теми же свойствами, но, может быть, иной формой и величиной стоимости.
Товары, взаимодополняющие друг друга (комплементарные товары). Их потребление представлено единым процессом, поэтому потребность в них растет или снижается параллельно.
Независимые товары, которые на данном рынке не имеют аналогов и дополнителей. Они сочетают в себе все необходимые свойства и приобретаются индивидом или группой в отдельности для текущего потребления.
Можно выделить ряд экономических отношений, возникающих по поводу товаров:
− отношения собственности. Любой товар выступает в качестве объекта собственности. Собственник товара предстает как субъект, готовый к его передаче другому в обмен на нечто равноценное;
− отношения по поводу производства товара. К ним можно отнести отношения, обеспечивающие специализацию на производстве того или иного товара и возможность возникновения на ее основе кооперации. При этом важно видеть частный характер производства отдельных товаров, который обусловлен обособленностью производителей;
− отношения обмена в форме купли-продажи товара. Эти отношения предполагают, с одной стороны, отчуждение товара от его производителей через его продажу, а с другой, присвоение чужого товара через его куплю;
− отношения распределения. Поскольку каждый товар выступает как часть общественного продукта, то, продавая и покупая товары, люди тем самым участвуют в распределении этого продукта;
− отношения потребления. Речь идет об отношениях производственного потребления, если товар относится к средствам производства, и об отношениях личного потребления, если товар относится к предметам потребления.
Товар имеет два свойства: потребительную стоимость и стоимость.
Потребительная стоимость – это способность товара удовлетворять общественные потребности, т.е. потребности не создателя товара, а других людей. Потребительная стоимость осуществляется лишь в пользовании или потреблении.
Стоимость – это свойство товара обмениваться на другие товары в определенном соотношении. Это свойство товара проявляется в обмене, поэтому его называют меновой стоимостью: «Меновая стоимость… представляется в виде количественного соотношения, в виде пропорции, в которой потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. »
То есть первое свойство товара характеризует его со стороны качества, а второе – со стороны количества.
Цена товара – это фундаментальная экономическая категория, которая обычно обозначает количество денег, в обмен на которое продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара.
Определение понятия товар
Важно! Любой товар является предметом собственности. Владелец готов обменять его на что-то равноценное, а покупатель, передав указанную плату, сам становится собственником товара, полученного в результате обмена. Если речь идет об услуге, у покупателя не получится продать ее другому человеку, но и забрать купленный объект сделки у владельца никто не сможет.
Виды товара
Важно! Неосязаемые товары являются примером очень специфической продукции, которая не всегда приносит ожидаемую пользу и особенно нестабильна по качеству. В оказании услуг огромную роль играет человеческий фактор, от которого, в первую очередь, зависят характеристики продаваемого объекта. А такие неосязаемые объекты сделки, как продажа информации или электронные валюты, подвержены множеству факторов риска.
Важно! В зависимости от вида товара, его назначения и характеристик, устанавливаются цена и минимальные требования, которым результат труда должен соответствовать, а также обозначается круг потенциальных клиентов.
Основные свойства товара
Важно! Этими основополагающими свойствами должны обладать как материальные, так и неосязаемые товары. Остальные параметры заметно отличаются и зависят от вида предмета обмена.
Свойства нематериальных товаров
Важно! Чтобы информация из объема данных превратилась в товар, она должна нести какую-то ценность для потенциального покупателя. Своевременно предложенная, интересная, полная и востребованная в данный момент времени информация становится объектом экономических отношений. К такому предмету сделки можно отнести различные консультации, тренинги, курсы, а также продажу компромата.
Свойства осязаемых товаров
Понятие товара, его свойства и классификация
Объектом рыночной деятельности является товар. Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. Под благом подразумевается все то, что заключает в себе положительный смысл. Товар – все то, что способно удовлетворять нужду или потребность и предлагается на рынке с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления, выступая в виде физического объекта, услуги, идеи, цели, места, организации и даже определенной личности в том или ином ее проявлении. Товаром могут быть, таким образом, материально-вещественные предметы (изделие, сооружение, здание, земельный участок, природное сырье), а также нематериальные формы результатов трудовой деятельности (интеллектуальный продукт – идея, научное и художественное произведение, патент, информация; коммерческий продукт – предприятие, товарная марка, имидж фирмы и т.д.)
В маркетинговой литературе распространена точка зрения, что продается не товар как таковой, а те полезные свойства, которые нужны потребителю. Так, Ф.Котлер утверждает, что потребителю не нужен коловорот, ему нужна дырочка во льду. Теодор Левит отмечает: «Товар – это не то, о чем подробно рассказывает инженер, а то, чего подспудно требует от него потребитель. Так, потребитель покупает не вещи, а ожидаемые от них выгоды». Полезные свойства товара – инструмент маркетинга, с помощью которого можно регулировать спрос.
К полезным свойствам товара относятся:
Символическиекачества выражают те свойства, которые им приписывает сам потребитель. Товар для данного покупателя имеет ценность не потому, что обладает действительно полезными потребительскими качествами, а потому, что он придает потребителю определенный социальный статус, позволяет занять в собственных глазах или в общественном мнении более высокую ступень в социальной иерархии.
Дополнительные свойства товарасвязаны с понятием сервиса (предпродажное и послепродажное обслуживание: наличие инструкции к товару, гарантия безотказной работы в течение определенного времени, дополнительное оборудование и запасные части, продажа сопутствующих товаров, монтаж изделия, ремонт и т.д.).
Для того чтобы продукт труда, предназначенный для обмена, стал товаром, необходимо, чтобы этот продукт обладал двумя другими свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость – это полезность вещи, ее способность удовлетворять ту или иную потребность человека. В потребительной стоимости выражены не сами по себе свойства вещи, а отношения людей к этим свойствам. Как только определенная вещь перестает удовлетворять определенные потребности, она теряет потребительскую стоимость. При этом сама по себе вещь может не изменяться, а изменяется отношение к ней людей. Таким образом, потребительная стоимость – это динамичное, постоянно изменяющееся общественное свойство вещи. Один и тот же предмет, услуга в зависимости от места, времени и обстоятельств может иметь различные потребительные стоимости или вовсе их не иметь. На рынке товаропроизводители вступают в обмен не по принуждению, а по экономической необходимости. Каждый из них создает потребительную стоимость для других и только так может удовлетворить свои потребности. Все товаропроизводители так или иначе работают друг для друга. Тот, кто не продал, не может купить. Стоимость– это труд, воплощенный в товаре. Потребительная стоимость определяет потребность в вещи, стоимость – количественную определенность, в которой одна вещь обменивается на другую. Величина стоимости определяется количеством труда, материализованного в потребительной стоимости товара, рабочим временем, общественно необходимым для его производства. Этим же определяется и стоимость услуг, хотя там труд чаще всего не материализуется. Стоимость товара определяется затратами не индивидуального, а общественного труда. Над производством одного и того же продукта трудится множество производителей. Стоимость формируется средними общественными затратами труда на единицу продукции. Под общественно необходимым трудом понимается труд, затраченный с целью удовлетворения общественной потребности при данных условиях производства.
В самом общем виде все товары, представленные на рынке, делятся на потребительские (товары широкого или народного потребления), товары производственно-технического назначения и услуги.
Товары широкого потребленияможно подразделить на:
— Товары повседневного спроса – это товары кратковременного пользования, которые потребитель покупает регулярно и без затрат специальных усилий на их выбор. Эти товары можно дополнительно подразделить на основные товары постоянного спроса, товары импульсной покупки и товары для экстренных случаев. Основные товары постоянного спроса люди покупают часто и с устойчивой периодичностью (например, чай, сахар, соль, сигареты и т.п.).
— Товары импульсной покупки – это товары, которые покупают без какого-либо предварительного намерения или поиска. Как правило, их приобретают попутно, сталкиваясь с ними при совершении других, запланированных покупок. Такого рода товары опытные продавцы выкладывают обычно рядом с расчетным узлом. Товары для экстренных случаев покупают при более или менее неожиданном возникновении потребности. Это могут быть фонари и свечи при авариях на электросетях или непромокаемая обувь и зонтики при затяжных дождях.
— Товары предварительного выбора, покупка которых связана с определенными усилиями сравнения и выбора из существующего многообразия товаров, удовлетворяющих один и тот же потребительский интерес, можно подразделить на схожие и несхожие. Схожие – одинаковые по виду и качеству, но отличающиеся ценой. При продаже таких товаров продавец должен уметь обосновать разницу их цен. Схожими товарами являются, например, утюги, кастрюли, кофемолки и т.д. Несхожие – те, ради специфических свойств которых покупатель готов идти на дополнительные (по сравнению с другими аналогичными товарами) расходы. Так, если потребителю нужен мебельный гарнитур, то стиль, цвет и отделка имеют для него более важное значение, чем высокая цена по сравнению с другим гарнитуром, который не в его вкусе. При продаже несхожих товаров (одежда, мебель, обувь, украшения и т.д.) важно иметь широкий ассортимент товаров на любой вкус и квалифицированных продавцов, готовых ответить на возможные вопросы потребителя и при необходимости дать ненавязчивый совет.
— Товары особого спроса – это товары ради приобретения которых покупатель готов затратить дополнительные усилия и время. Ими могут быть модные и дефицитные изделия. Товары особого спроса потребитель обычно ищет сам, и продавцу бывает достаточно просто оповестить возможных клиентов о своем местоположении.
— Товары пассивного спроса – те, о которых потребитель обычно не задумывается и которые он покупает, как правило, только после всестороннего взвешивания всех внешних (реклама) и внутренних (убеждение) доводов «за» и «против». Примерами таких товаров являются противогазы, пуленепробиваемые жилеты, спортивные тренажеры и т.д. Сбыт таких товаров требует больших маркетинговых усилий, включая рекламу и искусство личной продажи.
Товары промышленного назначения можно подразделить на три группы: материалы и детали, капитальное имущество и вспомогательные материалы.
Материалы и детали – это товары, непосредственно составляющие готовое изделие. Их можно разделить на две группы: сырье, полуфабрикаты и детали. К сырью относятся продукты добычи (нефть, уголь, руда, рыба, лес) и сельскохозяйственного производства (зерно, фрукты, лен, яблоки и т.п.). Полуфабрикаты и детали включают в себя частично обработанное сырье (цемент, пряжа, предельный чугун и т.п.) и готовые изделия, являющиеся элементами более сложных изделий. Полуфабрикаты обычно подвергаются дальнейшей доработке, а детали входят в состав конечного продукта без изменений (например, на мотоцикл ставят мотор).
Капитальное имущество – это товары, присутствующие в готовом изделии лишь частично и опосредованно. Различают стационарные сооружения (производственные изделия и стационарные установки) и вспомогательное оборудование. Вспомогательное оборудование – это движимое производственное оборудование.
Вспомогательные материалы можно подразделить на рабочие материалы (нефть, бумага, чернила, смазочные масла и т.п.) и материалы для технического обслуживания и ремонта.
Товар–услуга представляет собой действие, направленное на удовлетворение определенных потребностей. Она проявляется в виде какого-либо эффекта, результата или выгоды, которые получает потребитель. Главное отличие услуги – это то, что она обеспечивает удовлетворение потребности не в вещественной форме. Хотя оказание услуги часто основывается на использовании материальных носителей (оборудования, расходных материалов), непосредственным объектом купли-продажи являются не эти предметы, а те выгоды, ощущения, мероприятия, которые создаются на их основе и (или) с их помощью. С точки зрения понятия, сложившегося на мировом рынке услуг, к ним можно отнести все, что не связано с промышленным и сельскохозяйственным производством, с добычей полезных ископаемых. В литературе даются разные определения классификации услуг в структуре мирового рынка в системе международных экономических отношений. Наиболее распространенная классификация предлагает разделение услуг на потребительские (туризм, гостиничный сервис), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговля, транспорт, фрахт). Услуги обладают рядом особых свойств:
— Неосязаемость. Услугу невозможно показать или оценить до момента потребления (покупки). В этой связи сложно достаточно убедительно донести до потребителя качественные характеристики услуги, выделив себя на фоне конкурентов, и побудить его сделать покупку, что предполагает использование особых маркетинговых усилий;
— Неотделимость от того, кто ее предоставляет. Услуга часто ассоциируется с тем, кто ее оказывает, а ожидаемое качество выполнения, прежде всего, основывается на оценках квалификации исполнителя, его умении подать себя, а посредством этого и свой товар;
— Неспособность к хранению. Услугу нельзя заготовить впрок, она либо предоставляется, либо нет, потерянное время при этом восполнить невозможно. Поэтому здесь часто используется принцип расчетов с потребителем, основанный на предварительной оплате;
— Непостоянство качества. Поскольку услуга – это некое действие, повторяемое по мере возникновения спроса, невозможно по объективным причинам обеспечить абсолютную идентичность качественных параметров ее выполнения даже при высоком уровне квалификации специалиста;
— Процесс оказания услуг зачастую требует участия самого потребителя, иногда достаточно активного, чего никогда не бывает у товара в овеществленной форме.
До недавнего времени в нашей стране услуги не рассматривались «всерьез» наравне с материальными товарами и воспринимались как нечто второстепенное. В то же время на Западе, где услуги составляют более половины валового внутреннего продукта, накоплен большой опыт по их производству и продвижению, который нашел свое отражение в концепции маркетинга в этой сфере экономики. Ее суть состоит в том, что люди, работающие в сфере маркетинга услуг, не должны упускать из виду специфические черты данного товара. Для этого предприятия производители услуг разработали определенную стратегию поведения, которая включает в себя следующие составляющие.
1. Материализацию неосязаемого товара, включающую в себя снабжение возможных клиентов материалами, помогающими зрительно представить себе предлагаемые услуги (рекламные плакаты, внешний вид помещений, служащих). Для того чтобы успешно бороться с конкурентами на современном рынке, руководство предприятия разрабатывает свое фирменное оформление.
Наряду с понятием «услуги» в учебной и научной литературе, на практике широко используется понятие «сервис». Зачастую они смешиваются и отождествляются. Сервис – это вид деятельности, связанный с предоставлением особой продукции – услуг, удовлетворяющих общие (типовые, стандартные) или индивидуальные запросы потребителей. В отличие от любого другого вида деятельности специфика сервиса заключается в наличии обязательного условия – непосредственного участия в этой деятельности (в процессе ее осуществления) потребителя. Сервис включает в себя всю помощь, советы, предоставляемые до получения заказа, обслуживание во время продаж и послепродажный сервис.
Совокупность услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией продукции, становятся основным условием конкурентоспособности фирм, что особенно заметно в отношении технологического оборудования. На современном этапе договоренность о предоставлении услуг является одним из важнейших условий приобретения товара. Производители должна осознать, что вопрос о продаже решается не однократным актом покупки их товара, а созданием предпосылок для приобретения этой продукции в будущем.
Существует ряд общепринятых норм в сервисном обслуживании, соблюдение которых предостерегает от ошибок:
1. Обязательность предложения. Компании, производящие высокотехнологичные товары, но плохо обеспечивающие их сопутствующими товарами и услугами, ставят себя в очень невыгодное положение.
2. Эластичность сервиса. Желательно, чтобы пакет сервисных мероприятий был достаточно широк.
3. Необязательность использования. Фирма не должна навязывать клиенту сервис.
4. Удобство сервиса. Сервис должен предоставляться в том месте, в такое время и в такой форме, которые устраивают покупателя.
5. Техническая адекватность сервиса. Технический уровень оборудования и технологии сервиса должен быть адекватен производственному.
6. Информационная отдача сервиса. Необходимо прислушиваться к информации, которую может выдать служба сервиса относительно эксплуатации товаров, о мнениях клиентов, поведении конкурентов и т.д.
7. Разумная ценовая политика. Сервис должен быть не столько источником прибыли, сколько стимулом для приобретения товаров фирмы и инструментом укрепления доверия покупателей.
8. Гарантированное соответствие производства сервису. Heобходимо строго соразмерять производственные возможности с возможностями сервиса.
Сервисная политика охватывает систему действий и решений, связанных с формированием у потребителя убеждения, что с покупкой конкретного изделия его потребности будут удовлетворены без дополнительных проблем.
Опишем основные подходы к осуществлению сервисного обслуживания.
2. Исследовательский подход. Акцент делается на сбор и обработку информации о дефектах используемой продукции для улучшения в дальнейшем ее качества.
3. Сервис как предпринимательская деятельность. Такой подход порождает определенное противоречие, поскольку повышение надежности продукта сокращает доходы от сервиса, но, в то же время создает предпосылки для успеха в конкурентной борьбе.
6. Ограниченная ответственность. Производитель и поставщики имеют определенные обязанности по техническому обслуживанию до конца гарантированного ремонта. После этого сервис осуществляется независимыми фирмами.
8. Цель – оптимальное качество. Основное внимание направлено на исследование реальных потребностей и условий потребителей и на приспособление к ним технико-эксплуатационных показателей продукции.
Для обеспечения высокого качества технического обслуживания фирмами разрабатываются специальные стандарты или правила обслуживания, которые предусматривают систематическое обучение и тренировку занятого в сервисе персонала, обеспечивают идентичный уровень обслуживания во все сервисной сети и являются безусловными для исполнения. Таким образом, под стандартами обслуживания понимаются правила для сотрудников сервисного предприятия, закрепленные в специальных документах, содержащих требования к целям, организации, технологии и обеспечению отдельных видов сервисных работ, выполнение которых гарантирует высокую степень удовлетворенности потребителя.