в чем сущность теории ожидания
Теория ожиданий Виктора Врума: применение на практике
Теория ожидания Виктора Врума раскрывает суть мотивации. А что вас побуждает активно работать? Мотивирует ли вас материальное вознаграждение? Возможно, для вас важнее перспектива карьерного роста. И в том, и в другом случае при получении желаемого вы испытаете чувство удовлетворения. Как его сохранить? Как мотивировать себя или своих подчиненных к повышению производительности?
Теория ожидания Виктора Врума
Виктор Врум – известный психолог из Канады. Многие годы он посвятил изучению мотивации человека. В 1964 году была опубликована его книга под названием «Труд и мотивация». Уже в следующем году вышла «Мотивация в управлении». И одно, и другое издание являются настольными книгами в современном менеджменте.
В чем суть теории ожидания Врума? Человек успешно достигает поставленные цели только в том случае, когда у него есть активная потребность. Он твердо уверен в том, что прикладываемые усилия и совершаемые действия помогут получить желаемое.
Теория мотивации Врума основана на 3 типах связей. Первая – затраты-результат. Ничего нового здесь нет. Вполне логично ожидать, что результат работы будет стоить приложенных усилий. Если такой взаимосвязи нет, мотивация сотрудников сильно падает. Так происходит по 3 причинам:
Вторая взаимосвязь устанавливается между результатом и вознаграждением. В желании его получить нет ничего плохого. Взять, к примеру, менеджера по продажам, ожидающего процент от успешных сделок.
В этом случае связь результата и вознаграждения должна быть максимально очевидной, иначе сотрудники также утратят мотивацию работать. Например, все тот же менеджер. Будет ли он искать новых клиентов и повышать продажи, если не получит награду за уже заключенные сделки?
Если работник знает, что заработная плата не соответствует затраченным усилиям, он вряд ли будет стремиться работать лучше, развиваться в своей сфере.
Последняя взаимосвязь – удовлетворение-вознаграждение. Показывает, насколько человек доволен тем, что получил за свою работу.
У людей разные ожидания. То вознаграждение, которое ценно для одного человека, ничего не значит для другого. Для наглядности вспомним все того же менеджера по продажам. Допустим, он заключил ряд выгодных сделок и получил за это солидную прибавку к зарплате. Однако на самом деле ожидал повышение.
Основная идея теории Врума
Если говорить кратко, по теории ожидания Врума наличие у человека активной потребности недостаточно для эффективной работы по ее удовлетворению. Иметь желание – еще не значит исполнить его.
По мнению Виктора Врума, каждый индивид оценивает свои поступки с точки зрения будущих достижений. Он задумывается над вероятностью того, что его нынешнее поведение поможет удовлетворить какие-либо потребности.
Приведем пример. Представьте школьника, который хочет поступить в престижный ВУЗ. Это желание – мотивация для того, чтобы уже сейчас больше времени посвящать урокам. Ученик понимает, что если будет хорошо учиться в школе, вероятность поступления в нужное учебное заведение будет выше.
Формула теории мотивации Врума
Общая формула теории ожидания Врума выглядит так: ожидание результата от затраченных усилий + ожидание вознаграждения за результат + ценность вознаграждения и удовлетворенность им = мотивация.
Как применять теорию на практике
Применение теории ожиданий Врума возможно в любой сфере бизнеса. Для примера возьмем продавцов. Допустим, главная задача работников торговли – повысить продажи какого-то конкретного изделия или продукта. Знание того, каким будет вознаграждение за хорошую работу, побуждает использовать все свои навыки и умения, является мотиватором.
Или другой пример – работник на конвейере. Ему нужно приложить усилия для повышения качества продукции. Усилия дадут результат: уменьшение брака. Результат приведет к хорошему вознаграждению: премии.
Преимущества и недостатки теории ожидания Врума
Разработанная Виктором Врумом теория имеет свои плюсы и минусы. К плюсам относятся несколько пунктов:
Еще одним плюсом теории является возможность применять ее при любой политике ведения бизнеса. Она позволяет менеджерам креативно подходить к вопросу управления персоналом.
Есть у теории ожидания и ряд минусов:
Последний минус – теория мотивации Врума учитывает массовое сознание, общие данные. Тогда как обращать внимание надо на сознание каждой отдельной личности.
Заключение
Теория ожидания Врума в менеджменте утверждает, что человек действует только тогда, когда у него есть какая-либо активная потребность. Но это не значит, что работа приносит ему удовлетворение. Оно появится только при взаимодействии нескольких факторов. Это соответствие приложенных усилий результату и последующему вознаграждению. Если они успешно сочетаются, работник получает мотивацию к дальнейшему росту.
Теория ожиданий Виктора Врума
Теория ожидания Виктора Врума рассчитана на определение самой сути мотивации. Что побуждает человека работать? И как мотивировать себя к повышению производительности? Кратко рассмотрим суть теории и основные ее элементы.
Три типа связей
Канадский психолог много времени посвятил изучению мотивации человека. Сущность его теории заключается в эффективном достижении целей при условии активной потребности. Он настаивает на том, что если у человека есть активная потребность, то он прикладывает усилия и совершает действия, что и помогает добиться желаемого результата.
В своей процессуальной теории Врум упоминает 3 типа связей. На первом месте — затраты-результат. Надо понимать, что результат работы должен соответствовать приложенным усилиям. В этом есть справедливость. При отсутствии такой взаимосвязи мотивация сотрудников заметно снижается. Этот момент зависит от следующих причин:
Второй тип взаимосвязи устанавливается между результатом и вознаграждением. Нет ничего плохого, например, в ожидании процента от успешных сделок менеджером по продажам. Если он не получит награду за проведенные сделки, будет ли дальше пополнять базу клиентов и повышать продажи? Несоответствие заработной платы затраченным усилиям ведет к снижению желания работать лучше.
Третья взаимосвязь — удовлетворение-вознаграждение. Она определяется степенью удовлетворения от вознаграждения за свой труд. Следует учесть, что для разных людей важны различные методы поощрения. Допустим, тот же менеджер по продажам получил прибавку к жалованию, а на самом деле ждал повышения в должности.
Одной потребности мало
Если выразить идею теории ожидания Врума кратко, то она доказывает, что одних потребностей мало для эффективных действий по ее удовлетворению. Каждый человек задумывается, насколько его нынешнее поведение удовлетворит потребности в будущем.
Например, школьник хочет поступить в престижный вуз. Его желание работает как мотивация больше времени уделять занятиям уже сейчас. Он понимает, что хорошая успеваемость повысит шансы на успешное поступление.
Применение теории на практике
Модель теории можно представить так: результат от затраченных усилий в сумме с ожиданием вознаграждения за результат и удовлетворенностью им составляют мотивацию.
Теорию ожиданий Врума можно применить в любой сфере бизнеса. К примеру, главная задача продавца — повышение продаж конкретного продукта. Ожидание вознаграждения за работу является мотиватором и побуждает его применять в работе все навыки и умения.
Плюсы и минусы
Созданная Виктором Врумом теория не лишена своих преимуществ и недостатков. К плюсам относится научное обоснование рассуждений. Являясь психологом, Врум знает методы воздействия на психологическое и эмоциональное состояние человека. По отношению к работе теория учитывает желание сотрудника активно действовать. Согласно идее, производительность труда каждого сотрудника зависит от его удовлетворения работой. Снизить недовольство в коллективе можно путем решения проблем, поощрения работников, мотивирования их на дальнейшее продвижение.
Также вознаграждение взаимосвязано с затраченными усилиями. Допустим, два официанта работают в одну смену и получают одинаковую зарплату, хотя первый успевает обслуживать 10 столиков, а второй — 5. Из теории следует, что вознаграждение должно соответствовать затраченным усилиям и стараниям работника. Но получается, что один работает меньше, а зарабатывает столько же. Так зачем тому, кто работает больше, в следующий раз стараться обслужить больше столиков?
Среди недостатков можно отметить поверхностное разъяснение сути мотивации. Это затрудняет применение теории на практике. Также теория мотивационных ожиданий Врума основывается на массовом сознании и общих данных, тогда как каждая отдельная личность требует особого внимания.
Согласно теории ожидания Врума человек заинтересован, когда у него есть активная потребность. При этом совершенно не обязательно, чтобы работа приносила ему удовлетворение. Его появление возможно при взаимодействии нескольких факторов, например, соответствия усилий результату и вознаграждению. Если они сочетаются между собой, у работника появляется мотивация к дальнейшему совершенствованию.
Если есть активная потребность, значит, есть и мотивация к действиям. Однако для достижения успеха нужна не только мотивация, но и грамотная постановка цели. Курс Викиум «Целеполагание» помогает научиться грамотно ставить цели и строить планы. Это способствует успеху как в личной жизни, так и в профессиональной сфере.
Теория ожиданий Врума: формулировка и объяснение
Приветствую Вас, друзья!
Виктор Врум является крайне известным психологом из Канады. Одним из главных достижений его деятельности является создание теории, которая позволяет наиболее конкретно объяснить мотивацию и ее принципы. Данная теория была названа «Теорией ожиданий Врума». Данная теория актуальна и по сей день.
В чем заключается суть теории ожиданий Врума
Согласно Теория ожиданий Врума, ключевыми факторами мотивации является осознание того, что приложенные усилия приведут к успешному выполнению поставленных целей, а достигнутые цели обеспечат получение желаемого результата. Таким образом, наличие одной только потребности не является достаточным источником мотивации для достижения цели. Проще говоря, человек должен понимать, что его усилия приносят результат и направлены в нужное русло.
При этом Врум полагал, что поведение каждого конкретного человека регулируется его персональной системой потребностей и ценностей, исходя из которой, он и осуществляет тот или иной выбор. То есть, среди самого большого разнообразия вариантов и возможностей человек должен делать постоянный выбор. Таким образом, именно выбор оказывает огромное влияние на жизнь человека. При этом стоит понимать, что человек, оказываясь перед необходимостью выбора, всегда будет делать его в пользу той стратегии, которая принесет ему наибольшую выгоду в краткосрочной или длительной перспективе. Однако ученый дополнительно отметил, что мотивация является результатом мыслительного процесса, когда человек проводит анализ желанности конкретной цели, а также степени ее достижимости.
Формула теории ожиданий Врума
Основным посылом теории ожиданий Врума является тот факт, что интенсивная потребность не может быть единственным или основным условием мотивации конкретного человека по достижению поставленных им целей. Следовательно, существуют другие факторы, которые определяют мотивацию. Теория Врума предлагает выделять три основных фактора:
Рассмотрим каждый из терминов подробнее.
Исследования показывают, что мотивация формируется только при наличии всех трех факторов. Таким образом, она будет высокой только в том случае, когда все три данных компонента присутствуют. Если же хотя бы один из компонентов данной системы является нулевым, то и общая мотивация человека будет стремиться к нулу. Здесь можно рассмотреть следующий пример. Рабочий может верить, что его усилия приведут к определенному результату, за который подразумевается вознаграждение, однако общая мотивация будет нулевой, если валентность ожиданий от вознаграждения нулевая.
Также нельзя сопоставлять мотивацию и результаты работы, поскольку это разные вещи. Тем не менее, разумеется, мотивация является одним из ключевых параметров, за счет которого и определяется результат. Навыки и способности конкретного человека вносят значительный вклад в итоги трудовой деятельности, здесь следует понимать, что один человек может быть более приспособлен к конкретным условиям труда, чем другой, за счет характеристик и свойств личности, присущих конкретно ему.
Огромную роль в контексте конечного результата играет восприятие человеком собственной роли. Продуктивная деятельность невозможна до тех пор, пока между людьми имеются разногласия в вопросах определения их служебных обязанностей.
Основные принципы теории ожидания Врума
Существует четыре основных принципа теории ожидания Врума, однако перед их рассмотрением следует сделать одну важную ремарку. Данная теория относится к категории процессуальных, а не содержательных мотивационных теорий, то есть, она заключается не в демонстрации механизма или элемента конкретной структуры, а в принципах и процессах, которые заставляют функционировать данную структуру. Это становится возможным за счет принятия конкретных решений человеком под воздействием обстоятельств. Череда подобных решений во многом определяет поведение каждого человека.
1. Для повышения шансов на получение желаемого результата требуются рациональные действия
Рациональные действия человека обретают его на успех в конечном итоге. То есть, последовательность таких действий в один из моментов обязательно приведет к получению желаемого результата. Стоит отметить, что здесь нет стопроцентной гарантии получения результата из-за всех имеющихся альтернативных вариантов поведения. Все дело заключается в большой вариативности цепочек достижения цели, которые колеблются, исходя из поведения человека. Однако рациональные действия в любом случае существенно повышают шансы на успех для человека.
2. Привлекательность и желанность поставленных целей во многом определяет мотивацию и выбор человека
Желанность конечной цели во многом определяет конкретный выбор человека. При этом стоит учитывать, что это желание может изменяться и колебаться с течением времени, потому следует учитывать результат за конкретный промежуток времени. Изменяя данный параметр, можно существенно повысить мотивацию человека.
3. Уровень ценности и привлекательности поставленных целей определяется валентностью
Для вычисления, понимания и создания описания приоритетных целей конкретного индивидуума Врум предложил использование терминологии субъективной ценности или валентности. Использование данного определения позволяет отразить комплекс оценок и суждений субъективного характера. Это позволяет не задействовать объективный характер при использовании определения валентности.
При этом Врум определил, что именно валентность является тем показателем, который позволяет продемонстрировать конкретный уровень ценности и привлекательности на пути достижения поставленной цели. Однако здесь следует учитывать тот факт, что человек, стремящийся получить желаемое, может начать совершать иррациональные поступки, которые будут только мешать ему в достижении поставленной цели. Это значит, что человек хоть и определился с целью, но неверно избрал путь к её достижению.
По мере роста важности и полезности конкретного результата будет увеличиваться возможность использования этих желаний в качестве инструмента по употреблению потребностей человека. Стоит понимать, что если валентность конкретного значения выше нуля, то значит, данный результат интересует конкретного человека, который будет пытаться прикладывать определенные усилия для его достижения. Количество усилий будет зависеть от степени желанности. По мере роста валентности человек будет прикладывать все большее количество усилий для достижения поставленных им целей.
4. Важнейшим аспектом мотивации индивида является субъективная вероятность
Виктор Врум высказал предположение, согласно которому существует лишь определенная вероятность наступления положительного результата. При проведении анализа ценности конкретного результата каждый индивидуум также проводит оценку потенциальной достижимости данного результата, то есть вероятности получения положительного итога. Именно эта оценка получила название субъективной вероятности или ожидания.
Заключение
Мотивационная сила определяется Врумом в виде соотношения между необходимыми усилиями для достижения цели и теми усилиями, которые прикладывает конкретный человек. При этом направленная сила действия является функцией, которая является монотонной и возрастающей на всем промежутке.
Положительная мотивация формируется исходя из положительной оценки досягаемости результата, а негативная мотивация – из неудовлетворительных ожиданий.
Несмотря на свою не идеальность, теория мотивации Врума является одной из базовых в западном менеджменте. Большинство курсов формируются именно исходя из этой теории. Также она используется для объяснения конкретного поведения людей в организации.
Теория ожидания и мотивации Врума: что это такое?
Все существующие в мире мотивационные теории можно разделить на две большие группы: процессуальные и содержательные. Процессуальные мотивационные теории направлены на рассмотрение механизмов переработки внешних сигналов в решения. Базисом и основой же содержательных теорий мотивации является иерархия потребностей.
Процессуальные мотивационные теории не только рассматривают вышеуказанные механизмы, но и чаще всего основываются на таком важном аспекте, как целесообразность: индивид сравнивает поставленные перед собой цели (ожидаемые результаты) с имеющимися в его распоряжении средствами достижения этих целей (путями достижения). Проведя сравнительный анализ ожидаемых результатов и путей достижения поставленных целей, человек может сделать определенные выводы и понять, нужно ли ему начинать то или иное дело или же не стоит и браться за это, так как никаких успехов в этой сфере он не достигнет.
Теория ожидания и мотивации Врума относится к процессуальным мотивационным теориям. Виктор Врум, канадский психолог и создатель теории ожидании и мотивации, в отличие от авторов многих других мотивационных теорий, утверждал, что активная потребность – это далеко не единственное необходимое мотивационное условие, благодаря которому человек стремится достичь той или иной поставленной перед собой цели. Важную роль в этом вопросе, согласно Вруму, играет не только возникшая активная потребность, но и надежда индивида на то, что он, отдав предпочтение определенному типу поведения, реально сможет достичь желаемого результата.
Что такое теория ожидания и мотивации Врума? В чем заключается её суть? Из каких основных элементов состоит эта мотивационная теория? В данной статье рассмотрим эти и некоторые другие вопросы, касающиеся теории ожидании и мотивации Врума и её применения на практике.
Несколько интересных фактов из биографии Виктора Врума
☑ Американо-канадский исследователь человеческой мотивации, эксперт по вопросам организационной и промышленной психологии Виктор Врум родился 9 августа 1932 года в Монреале. Сначала юноша учился в монреальском колледже сэра Джорджа Уильямса, а затем поступил в университет Макгилла на психологический факультет. В 1953 году получил степень бакалавра, а в 1955 году – степень магистра по проблематике индустриальной психологии.
☑ В 1958 году, двадцатишестилетний Виктор Врум защитил в Мичиганском университете докторскую диссертацию, в которой рассматривал взаимосвязь между высоким уровнем производительности и положительным отношением человека к своей работе. После защиты докторской мужчина остался в Мичиганском университет и начал преподавательскую деятельность на психологическом факультете.
☑ С 1960 года по 1963 год Врум занимал должность старшего преподавателя психологического факультета в Пенсильванском университете. В 1964 году психолог опубликовал свой фундаментальную работу «Труд и мотивация». В 1965 году был опубликован еще один труд под названием «Мотивация в управлении». И первая, и вторая книги оказали огромное влияние на развитие не только теории, но и практики современного менеджмента.
☑ С 1966 года по 1972 год Врум работал профессором психологии в университете Карнеги-Меллон. В 1972 году Виктор получил должность главы Департамента административных наук и начал выполнять обязанности ассистента директора Института социальных и политических исследований в Йельском университете.
☑ Сейчас Виктор Врум вместе с женой Джулией и двумя сыновьями проживает в Гилфорде, штат Коннектикут.
Теория ожидания и мотивации Врума: что это такое?
Теория ожидания и мотивации Врума – это процессуальная мотивационная теория, согласно которой мотивация человека будет ослабевать в том случае, если он почувствует, что не существует никакой прямой связи между затрачиваемыми им усилиями и реально достигаемыми результатами.
В основе мотивационной теории Врума лежит понятие выбора. Психолог утверждал, что поведение того или иного индивида не может раз и навсегда обуславливаться только имеющейся у него жесткой иерархией потребностей.
Человек, имея колоссальное количество самых разнообразных альтернативных вариантов, вынужден постоянно делать выбор. Именно поэтому выбор как феномен имеет такое огромное значение для людей. Индивид, оказавшись перед выбором, практически всегда будет отдавать предпочтение той стратегии действий, которая позволит получить ему максимальные результаты.
Является ли такое обусловленное определенными мотивационными аспектами поведение рациональным? Такое поведение можно назвать рациональным, но только в том случае, если рассматривать его сквозь призму поиска самых подходящих для достижения поставленных целей средств. Такое положение вещей свидетельствует о том, что практически все действия, совершаемые человеком на протяжении его жизни, происходят на осознанном уровне и являются результатом того или иного сделанного выбора.
Согласно теории ожидания и мотивации Врума, имеющаяся у индивида иерархия потребностей не оказывает на него мотивационного эффекта. Мотивирует же человека на те или иные действия мыслительный процесс, благодаря которому человек может относительно объективно оценить реальность достижения поставленных перед собой целей и реальность получения желаемых результатов.
Суть теории ожидания и мотивации Врума
Так как теория ожидания и мотивации Врума относится к процессуальным, а не содержательным мотивационным теориям, то её суть заключается в том, чтобы продемонстрировать не сам механизм или элементы его структуры, а тот процесс, который приводит этот механизм в действие. Происходит это благодаря тем принимаемым в определенных жизненных обстоятельствах решениям, которые в дальнейшем значительно воздействуют на поведение индивида.
✔ Рациональные действия повышают шансы на получение необходимых результатов
Если человек совершает рациональные действия, то он может рассчитывать на то, что в будущем они принесут ему желаемые результаты. Хотя стопроцентной гарантии достижения нужных результатов такой человек не получит, так как учесть все существующие альтернативные варианты поведения и быть готовым к любым возможным последствиям просто-напросто невозможно, но шансы на реализацию поставленных перед собой целей у совершаемого рациональные действия индивида существенно повышаются.
Человек может четко понимать поставленную цель или ясно осознавать суть требуемых результатов, но этого однозначно мало для правильной интерпретации совершаемых им действий.
Чтобы правильно спрогнозировать поведение того или иного индивида, нужно хорошо разбираться не только в его мотивах, желаниях и предпочтениях, но и быть в курсе тех его убеждений, которые имеют непосредственное и приоритетное отношение к одному пути или нескольким путям достижения нужных ему результатов.
✔ На выбор человека влияют сила его желания и привлекательность поставленных перед ним целей
Выбор человека завит от того, насколько привлекательной и желаемой является для него цель и насколько сильным желанием добиваться нужных результатов он обладает. В каждый период времени у индивида возникает возможность выбрать один результат из некоторого количества существующих результатов.
Если существует два результата А и Б, то человек может выбрать либо А, либо Б. Случается и такое, что индивиду совершенно безразлично то, какой именно результат он получит в конечном итоге.
✎ Пример. Если у человека сдельная оплата труда и он отдает предпочтение результату А, то ему будет выгодно выполнить А-объем работы, чтобы рассчитывать на увеличение заработной платы до того или иного определенного показателя. В противном же случае ему будет не очень-то и выгодно улучшать свои рабочие показатели и трудиться еще более усердно, так как такая максимальная производительность станет причиной понижения уровня оплаты труда.
Коллегам такого трудолюбивого и усердного трудоголика придется за ту же зарплату выполнять намного больше работы. Из-за этого такой стремящийся к идеалу человек может быстро потерять уважение и любовь работающих вместе с ним людей. Поэтому рано или поздно индивид начнет отдавать предпочтение результату Б.
✔ Валентность – показатель уровня ценности и привлекательности поставленных целей
Чтобы вычислить приоритетные цели индивида, понять и описать их, Врум предлагает использовать понятие субъективной ценности или валентности. Данное понятие отображает только оценки субъективного характера, к критериям же объективного характера валентность не имеет никакого отношения.
✎ Пример. Обладающая объективной привлекательностью цель (повышение уровня материального показателя жизни и т.д.) для определенных индивидов в определенных ситуациях может не иметь приоритетного значения, так как они отдадут предпочтение меньшому уровню дохода при более интересной деятельности.
Рост субъективной ценности самым непосредственным образом влияет на рост субъективной значимости или индивидуальной ценности нужного результата. Некоторые люди мечтают о самореализации, другие стремятся к покорению карьерной лестницы, третьим же важно приносить пользу обществу и т.д.
Чем выше уровень показателя полезности получаемого результата, тем проще его использовать в виде инструмента, удовлетворяющего потребности индивида. Если валентность результата больше нуля (согласно интерпретации Виктора Врума), то это свидетельствует о том, что данный результат является предпочтительным для индивида, поэтому он будет прилагать определенные усилия для достижения этого результата. Чем выше валентность, тем больше усилий будет прилагать человек, чтобы добиться поставленных целей.
Если же валентность результата меньше нуля, то такой результат для индивида является нежелательным, поэтому он не будет прилагать никаких усилий для его достижения. Равная же нулю валентность свидетельствует о том, что человек к результату не испытывает никаких, кроме безразличия, чувств и эмоций.
Валентность следует рассматривать не только как субъективное, но и как ситуативное понятие, так как её показатель зависит и от внешних, и от внутренних факторов.
✎ Пример. Индивид, работая посменно и выполняя определенный объем работы, рассчитывает на получение определенной суммы денег, благодаря которой он сможет приобрести нужные ему товары. Чем больше денег за выполненную работу человек получит, тем больше товаров он сможет позволить себе приобрести. Высокий уровень доходов для такого человека будет иметь высокий уровень валентности. Если же на рынке будет наблюдаться нехватка нужных индивиду товаров, то для человека уровень доходов не будет иметь такой же высокий уровень валентности, как прежде.
Согласно Вруму, валентность – это показатель, который демонстрирует степень ценности и привлекательности той или иной определенной цели. Но не стоит забывать, что человек, который хочет достичь того или иного результата и получить желаемое, далеко не всегда будет совершать рациональные и направленные на достижения этих результатов действия.
Действия человека зависят от мотивационной силы
Если у индивида есть право выбора, то чаще всего его действия зависят от силы, которая подталкивает его к совершению этих действий. Данная сила имеет мотивационный характер.
На уровень мотивационной силы влияют такие аспекты, как субъективная привлекательность результата для индивида и уровень успешности или необходимости предпринимаемых им действий. Зависит мотивационная сила и от неподвластных контролю человека событий, так как во многих случаях, которые требуют принятия решений, практически всегда в том или ином виде присутствует элемент риска.
Субъективная вероятность – один из важных аспектов мотивации индивида
Виктор Врум предположил, что предсказуемость положительного результата определяется лишь с некой долей вероятности. Индивид оценивает не только привлекательность нужного ему результата, но и делает оценку вероятности получения этого результата при помощи тех действий, которые он собирается предпринять. Такая деятельность индивида называется субъективной вероятностью или ожиданием.
✎ Пример. Человек, добросовестно выполнив определенный объем работы, ожидает получить 15% прибавки к своей зарплате. Но нет никаких гарантий, что работник получит эту прибавку. Если же прибавка и будет, то не факт, что её размер будет равен 15%, ведь у предприятия, на котором работает этот человек, может просто-напросто не быть денежных средств или же руководство этого предприятия планирует потратить свободные денежные средства на совершенно другие цели, поэтому прибавка к зарплате сейчас находится в конце списка расходов этого предприятия и т.д.
Зависит ли субъективная вероятность от жизненного опыта индивида? В некоторых случаях можно увидеть тесную связь между этими аспектами. Результаты одного из научных исследований свидетельствуют о том, что между ожиданиями и производительностью существует достаточно четкая взаимосвязь, основными элементами которой являются уровень продуктивности работника на предыдущих местах работы и результаты его былой производительности.
Ожидание, как и любую другую характеризующуюся вероятностью величину, измеряют в промежутке от нуля до единицы. Если показатель ожидаемой вероятности равен или немного меньше единицы, то это свидетельствует о том, что человек искренне убежден в том, что благодаря своим действиям он сможет достичь нужных ему результатов.
Если же ожидаемая вероятность индивида равна нулю, то такой человек практически не верит в то, что у него есть хоть какие-то шансы на достижение нужных ему результатов. Он практически не сомневается в том, что предпринимаемые им действия не помогут добиться поставленных целей.
Применение теории ожидания и мотивации Врума на практике: несколько важных правил
Правило №1. Сопоставляйте предлагаемое вознаграждение с истинными потребностями сотрудников
Чтобы успешно применить теорию мотивации Врума на практике, руководству компании необходимо не только сопоставить истинные потребности сотрудников с предлагаемым вознаграждением, но и привести их в полное соответствие. Не стоит предлагать вознаграждение до тех пор, пока сами работники его не оценят.
✎ Пример. Руководство одной страховой компании, желая мотивировать своих сотрудников, объявило, что те агенты, которые своевременно выполнят свой план, вместе с женами и детьми проведут 14 дней на Гоа. Некоторые сотрудники, которые раньше без проблем выполняли, а иногда и перевыполняли свой план, отказались принимать участие в этом конкурсе, так как двухнедельный отпуск с семьей они восприняли не как награду, а как наказание.
Правило №2. Устанавливайте четкое соотношение между вознаграждением и полученными результатами
Чтобы у сотрудников появилось желание добиваться нужных результатов, руководству следует установить соответствующее вознаграждение. Усилить мотивацию работников можно и при помощи дополнительного обучения, благодаря которому люди начнут более эффективно работать, а уровень их продуктивности значительно повысится.
Если работники предлагают изменить те или иные не устраивающие их условия работы, то руководству следует прислушаться к такого рода предложениям. Если же руководство проигнорирует разумные требования сотрудников, то решить проблемы с мотивацией и повысить уровень производительности будет достаточно сложно.
Правило №3. Регулярно повышайте уровень мотивации сотрудников
Чтобы повысить уровень мотивации сотрудников, руководству необходимо не только заняться формированием высокого, но реалистичного уровня ожидаемых от сотрудников результатов, но и внушить подчиненным, что они способны добиться поставленных перед ними целей, если только сами захотят этого. Многие работники, оценивая свои силы и возможности, на подсознательном уровне отталкиваются от того, чего именно ожидает от них начальство.
Если у руководителя высокий уровень ожиданий, то его подчиненные практически всегда будут показывать высокий уровень производительности. Если же у руководителя не слишком высокий уровень требований, то производительность его подчиненных будет не слишком высокой.
Не стоит забывать о том, что обеспечить высокий уровень продуктивности смогут только те работники, которые обладают достаточным уровнем профессиональных навыков и необходимым уровнем делегированных им полномочий.