в чем сущность проблемы выбора

Проблема экономического выбора

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность экономического выбора

Выбор экономического субъекта является поиском способов эффективного использования ресурсов для максимального удовлетворения своих потребностей.

Основное противоречие общественного производства заключается в безграничных потребностях и ограниченных ресурсах, которые обуславливают необходимость выбора направления, включая способы распределения ограниченных ресурсов между определенными целями, конкурирующими друг с другом.

Ученый Мальтус По данной теме мы уже выполнили реферат Томас Мальтус подробнее в своем труде «Опыт о законе народонаселения» предполагал, что ограниченность обрабатываемой земли не способна обеспечить население продуктами в достаточной мере, поскольку население растет в геометрической прогрессии, а выпуск продуктов питания в арифметической прогрессии. В итоге Мальтус отметил, что скоро возможно наступление массового голода.

Данные прогнозы для всех государств мира к счастью не оправдались, поскольку постоянно проходит поиск эффективных способов использования ограниченности ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей.

В процессе осуществления выбора любое общество рано или поздно сталкивается с решением вопросов что, как, для кого производить. Именно этими вопросами обусловлена проблема экономического выбора.

Кривая производственных возможностей

Проблему экономического выбора экономисты предлагают решать с помощью кривой производственных возможностей, все точки которой отражают максимальное количество двух товаров, возможных для выпуска при условии полного использования ресурсов.

Кривая производственных возможностей имеет выпуклый характер, поскольку отражает, что одни ресурсы используются эффективно при производстве потребительских благ, а другие используются эффективно при выпуске ресурсов.

Готовые работы на аналогичную тему

Если произвести движение вправо вниз, изменяя структуру производства в пользу предметов потребления, то начнется привлечение всё большего количества малоэффективных ресурсов. При этом альтернативные издержки растут. Эта закономерность является верной для роста экономических ресурсов.

Закономерность ученые выразили в действии закона убывающей отдачи, который гласит, что рост производства одного товара приведет к росту затрат на каждую единицу товара, которые выражены в количестве других товаров.

Если учитывать действие закона, то можно сказать, что общество всегда стремится к оптимуму, которое представляет собой состояние равенства дополнительного дохода и дополнительных издержек. Такое состояние определяется в качестве Парето эффективного или как экономически эффективное состояние.

Экономическая эффективность представляет собой состояние, в котором нельзя увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного индивида, не ухудшая при этом положения другого индивида в обществе.

В целом выбор производится через решение вопросов:

При решении данных вопросов общество несёт альтернативные издержки при сопоставлении с получаемым доходом. Когда существует ограничение времени и средств для достижения целей, которые допускают альтернативное использование, поведение индивидов в любом случае примет форму выбора.

Особенности выбора

Для осуществления любой деятельности необходимо затрачивать время, которое всегда ограничено. Чем большим временем располагает субъект, тем меньше его ограничение в выборе.

Предельный анализ предполагает рассматривать экономические явления и процессы в постоянно изменяющемся виде при сопоставлении дополнительной выгоды и дополнительных издержек.

Когда предельные или дополнительные издержки будут больше предельной выгоды, то нужно отказываться от этой цели. Если же дополнительные издержки будут меньше предельной выгоды, то цель можно реализовать. Когда дополнительные издержки приравняются к дополнительному доходу, то мы получаем максимально возможный результат или состояние оптимума.

Проблемой выбора можно считать проблему принятия любого экономического решения. Выбор чаще всего является персональным, поскольку логика функционирования любого общества в своём истоке имеет логику индивидуального выбора.

В случае, когда появляется необходимость согласовать предпочтения и поведение экономических субъектов, на основе индивидуального выбора может формироваться двусторонний или коллективный выбор.

При осуществлении индивидуального выбора индивид сам принимает решения, самостоятельно реализуя их. Индивидуальный выбор может осуществлять индивидуальный предприниматель или потребитель.

Двусторонний выбор представляет собой выбор, при котором для принятия решения, включая его реализацию, нужно согласовать предпочтения двух субъектов.

Примером двухстороннего выбора может быть оказание услуг парикмахера, сделка купли-продажи.

При коллективном выборе решения принимают и реализуют индивиды в составе группы. Среди форм коллективного выбора можно выделить общественный или олигополистический выбор, при котором решение принимают субъект в составе латентной группы.

Латентная группа представляет собой действие одного участника, которое не отражается на других в такой мере, что у них появляются причины реагировать на эти действия.

Общественный выбор осуществляют политики от лица собственных избирателей. Основным условием общественного выбора является характер воздействия экономических субъектов, который определяет выбор механизма для согласования предпочтений.

Олигополистический выбор представляет собой выбор, при котором все участники являются зависимыми друг от друга, поэтому принятие решения индивид осуществляет при учете возможных решений других индивидов.

Источник

Чем обусловлены проблемы экономического выбора

Понятие экономического выбора — в чем проблема

Экономический выбор – это поиск экономическим субъектом способов оптимального использования ресурсов для удовлетворения собственных потребностей.

Основной проблемой выбора является сочетание ограниченных ресурсов и безграничных потребностей. При этом неважно, является ли субъект на момент выбора производителем экономических благ или их потребителем. В обоих случаях выбор приходится делать в условиях ограниченных ресурсов и возможностей.

Английский экономист Томас Роберт Мальтус еще в 18 веке обозначил проблему экономического выбора, отметив, что производство продуктов питания растет в арифметической прогрессии, а население – в геометрической: обрабатываемая земля, как ограниченный ресурс, не может в полной мере обеспечить население продуктами.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

По мнению ученого, в скором времени должен был бы наступить массовый голод. Но, благодаря постоянному поиску способов нивелирования ограниченности ресурсов, для большинства государств его прогнозы не оправдались.

Причины появления ситуации, какие три вопроса возникают

Причиной появления ситуации является необходимость установления очередности удовлетворения потребностей. Именно правильно выстроенный алгоритм позволяет сделать абсолютную ограниченность ресурсов относительной, подчинить производство основным законам экономики.

Определить очередность помогают ответы на три вопроса, которые неизменно возникают в процессе производства:

Характер ответов на вопросы зависит от уровня развития общества, особенностей мышления его членов. В слаборазвитом обществе решение основывается на традициях, обычаях. Антирыночная экономика опирается на директивное планирование. Рынок предполагает наличие самостоятельных субъектов, рассчитывающих получить прибыль от реализации своего продукта.

Кривая производственных возможностей

Экономисты решают проблему выбора при помощи кривой производственных возможностей.

Кривая производственных возможностей – это графическое отображение комбинаций максимальных объемов производства нескольких услуг или товаров, которые могут создаваться при полной занятости, с использованием всех имеющихся ресурсов.

Каждая комбинация отражает отдельную версию использования ограниченных ресурсов.

Труд используется в производстве различных благ. Используя единицу труда в производстве одного блага, невозможно задействовать ее в производстве другого. Как следствие, увеличение объемов одного сектора экономики приводит к уменьшению объемов в другом.

В различных секторах ресурсы используются с разной эффективностью. К тому же интенсивность использования ресурса находится в зависимости от наличия или отсутствия остальных факторов производства. Поэтому на кривой можно отследить нелинейную зависимость между разными комбинациями.

Сущность метода состоит в допущении ряда предположений о том, что экономика эффективна и является двусторонней, уровень технологий постоянен, качество и количество ресурсов неизменно на определенном временном отрезке.

В чем заключается решение проблемы выбора

Для хозяйствующего субъекта решение проблемы выбора означает максимизацию прибыли, расширение границ производственных возможностей, обеспечение экономического роста. На кривой экономический рост отображается сдвигом графика вправо и вверх.

Для страны приоритетным является больший расход ресурсов для выпуска товаров производственного назначения, нежели расход на выпуск товаров потребительского назначения. Соответственно, решение проблемы выбора для государства заключается в нахождении оптимального баланса между этими двумя категориями.

Фундаментальный анализ показывает, что в современном мире наиболее успешно проблему выбора решают государства с развитой рыночной экономикой. Различие между ними и менее развитыми странами заключается в наличии здоровой конкуренции, опоре на соотношение спроса и предложения, адаптивности рынка к изменчивости потребительского поведения.

Источник

Проблема выбора в экономике

в чем сущность проблемы выбора. Смотреть фото в чем сущность проблемы выбора. Смотреть картинку в чем сущность проблемы выбора. Картинка про в чем сущность проблемы выбора. Фото в чем сущность проблемы выбора в чем сущность проблемы выбора. Смотреть фото в чем сущность проблемы выбора. Смотреть картинку в чем сущность проблемы выбора. Картинка про в чем сущность проблемы выбора. Фото в чем сущность проблемы выбора в чем сущность проблемы выбора. Смотреть фото в чем сущность проблемы выбора. Смотреть картинку в чем сущность проблемы выбора. Картинка про в чем сущность проблемы выбора. Фото в чем сущность проблемы выбора в чем сущность проблемы выбора. Смотреть фото в чем сущность проблемы выбора. Смотреть картинку в чем сущность проблемы выбора. Картинка про в чем сущность проблемы выбора. Фото в чем сущность проблемы выбора

в чем сущность проблемы выбора. Смотреть фото в чем сущность проблемы выбора. Смотреть картинку в чем сущность проблемы выбора. Картинка про в чем сущность проблемы выбора. Фото в чем сущность проблемы выбора

в чем сущность проблемы выбора. Смотреть фото в чем сущность проблемы выбора. Смотреть картинку в чем сущность проблемы выбора. Картинка про в чем сущность проблемы выбора. Фото в чем сущность проблемы выбора

Поскольку потребности безграничны, а ресурсы редки, мы не в состоянии удовлетворить все потребности общества. Единственное, что остается, это добиться возможно большего удовлетворения этих потребностей при ограниченности ресурсов. Приходится решать, какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться.

Отмеченное противоречие разрешается путем ВЫБОРА.

Вся человеческая жизнь – сплошной выбор, причем выбирая одно, приходится отказываться от чего то другого. Например, покупатель не может скупить все товары магазина из-за ограниченности его финансовых ресурсов. При этом он не будет покупать только хлеб или только молоко; его задача получить за свои деньги оптимальный набор благ. Со своей стороны фирма не может производить все по причине той же ограниченности своих производственных ресурсов; ей надо выбрать ассортимент товаров, максимизирующий ее прибыль. Местные власти не в состоянии построить одновременно и школу, и дорогу, и больницу. Им также приходится выбирать.

Тем, как отдельные индивиды, фирмы, общество в целом делают свой выбор, и занимается экономика (экономическая теория). Не случайно одно из определений экономики как общественной науки гласит: экономика описывает и анализирует выбор из ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей.

Таким образом, обществу (фирме, индивидууму приходится выбирать: какие потребности удовлетворить полностью, какие – частично, а от удовлетворения которых следует отказаться в связи с недостатком ресурсов.

Предметом выбора являются экономические (редкие) блага, т.е. блага, количество которых ограничено в сравнении с потребностью в них. Редкие блага можно разделить на два типа: производственные ресурсы и производимые на их основе потребительские блага (товары).

Выбор предполагает ответ на три основных вопроса:

1). Что и сколько производить?

Например, местные власти остановились на строительстве дороги.

2). Как производить?

Дорогу можно строить по-разному. Можно нанять кучу землекопов с лопатами, а можно использовать поменьше ручного труда и побольше машин. Речь, следовательно, идет о выборе производственной технологии.

3). Для кого производить?

В применении к дороге это означает решение вопросов, каким машинам разрешать движение по ней, делать ли проезд платным, либо бесплатным, кому предоставить льготы по проезду и т.п.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА всегда была и будет. При этом возникает проблема рационального ведения общественного хозяйства.

Эффективность характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате этого процесса количеством какого-либо продукта, т.е. охватывает проблему «затраты – выпуск». Большее количество продукта, получаемого от данного объема ресурсных затрат, означает повышение эффективности.

Выводы по 2 вопросу:

Таким образом, экономика призвана ответить на три основных вопроса:

2. Как произвести товары и услуги?

3. Для кого производить?

Ответ на эти три вопроса связан с проблемой ограниченности ресурсов и выбора вариантов хозяйствования, т.е. с рациональным поведением человека в экономической деятельности. Суть рационального поведения – в минимизации затрат и максимизации выгод, соотношение выгоды/затраты – не что иное, как показатель эффективности хозяйствования.

Экономическая наука исходит из посылки о рациональном экономическом поведении потребителя, производителя, государства.

Рациональное экономическое поведение потребителя означает, что, приобретая товары на рынке, он стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к возможно большей полезности.

Рациональное экономическое поведение производителя в том, что фирмы всегда стремятся к максимизации дохода.

Рациональное экономическое поведение государства в том, что правительство всегда стремится к максимизации благосостояния населения, к устойчивому экономическому росту.

Источник

Проблема выбора

Каждый день мы встаем перед выбором. Иногда мы этого даже не замечаем, иногда необходимость этого приводит нас в отчаяние. Так или иначе, почти вся человеческая жизнь состоит из выбора, и это отражается в истории и культуре. Множество наук изучают этот вопрос, в основном опираясь на выгоды, наиболее оптимальные пути и т.д. Психология подходит к этой проблеме несколько по-другому. Она изучает, что происходит в голове человека во время совершения выбора, в каких состояниях он находится, что обуславливает сложность выбора и как избежать стресса в таких условиях. А самое главное – как сделать выбор?

Когда возникает проблема выбора?

Сперва необходимо разобраться, что же такое проблема? В психологии есть отдельное направление, которое занимается исследованием проблем и задач. Согласно ему, проблема – это некое затруднение на пути к не совсем ясной цели. За таким расплывчатым определением кроется главное отличие проблемы от задачи – неблагоприятных условий для достижения конкретного результата. То есть, задача имеет правильный ответ, для получения которого нужно всего лишь подобрать нужный инструмент и изменить с его помощью условия. В свою очередь, проблема – это некое поле, в котором есть разного рода явления. Пока мы не упорядочим это поле, мы не сможем найти решение, и не будем чувствовать себя комфортно. Чаще всего проблема представлена в виде противоречия или, если точнее, выбора.

Но это все теория, а нам нужно приблизиться к жизни. На практике люди постоянно встречаются с проблемами выбора и в большинстве случаев прекрасно их решают. Однако рано или поздно наступают моменты, когда противоречащие желания одинаково сильны. Определиться с чем-то одним кажется невыносимым, а внутри накапливаются неудовлетворенность, раздражение и другие негативные эмоции.

Курт Левин, известный психолог прошлого столетия, выделял три вида таких конфликтов. В первом случае человек выбирает между двумя одинаково привлекательными объектами. Второй вид – то, что называется «и хочется и колется»: один объект и притягивает, и пугает. Третий конфликт – конфликт избегания, когда нужно выбрать наименьшее из двух зол. Наверное, большинству из нас все три ситуации знакомы не понаслышке.

Почему выбор – это так мучительно?

Выбор – это всегда не только приобретение, но и потеря. Остановившись на чем-то одном, мы отказываемся от другого варианта, и часто именно с этим связаны наши страдания. Дело в том, что люди склонны переживать потери интенсивнее, чем получаемые выгоды. Все наше внимание концентрируется на том, что мы упустили: мы начинаем сожалеть, сомневаться в верности своего решения. На это уходит много сил. Этот страх упустить что-то, оставить привычное часто вгоняет людей в ступор и блокирует возможность сделать важный шаг. Человек может бояться разорвать отношения с близкими, потерять место работы, получить негативную оценку от педагога или сверстников и т.д. В таких ситуациях важно уметь отказаться от одного объекта в пользу другого. Поэтому при выборе рекомендуется сосредотачиваться на приобретении и тратить ресурсы на его реализацию – ведь именно для этого и принималось решение.

Установки как препятствия

Какие еще преграды стоят перед людьми при решении таких сложных проблем? Часто нами руководят не страхи, а установки. Это может быть что угодно: от убеждения, что нужно получить высшее образование, до культового поклонения вождю. Источником таких устойчивых мысленных схем является окружающая среда: семья, общество, культура. При возникновении проблемы выбора установки вступают в конфликт с желаниями и приводят к неприятным последствиям в виде тревоги, самоуничижения и т.п. Порой они фактически лишают людей свободы. Поэтому, принимая решения, необходимо отдавать себе отчет в самостоятельности своих действий, уметь вовремя отслеживать привитые извне установки и отделять их от собственных потребностей.

Ответственность за свои решения

Как часто мы пытаемся объяснить свои успехи или неудачи внешними силами? Как часто мы говорим себе: «Что ж, такова судьба». В обычной жизни люди редко задумываются об ответственности, если она не прописана в документах или не обговорена с начальством. Но правда в том, что любой поступок, любое решение несет за собой ответственность. Совершая выбор, мы принимаем ее на себя, однако не всегда осознаем это. Страх ответственности, неосознанная попытка избежать ее нередко приводит к невозможности сдвинуться с мертвой точки.

Представим, что человек выбирает между походом с друзьями в лес и поездкой к родителям в деревню. Такая ситуация накладывает на него ответственность либо за расстроенных папу с мамой, либо за упущенную возможность получить незабываемые впечатления от похода. И в том, и в другом случае придется нести довольно тяжкий груз. Страх ответственности приводит человека к попыткам переложить её на других, а это может обернуться обидой и испорченными отношениями. Поэтому важно понимать, что, несмотря на существующие объективные обстоятельства, в большинстве случаев мы сами отвечаем за свою жизнь. Сложно принимать здравые решения, если нами руководит нежелание принять это.

Почему умение совершать выбор так важно?

Жизнь современного человека полна неожиданностей, огромного количества событий и знакомств. При этом культура города такова, что мы фактически предоставлены сами себе. Безусловно, семейные узы сохраняются, существует иерархия на службе, но они уже не несут той контролирующей жизнь функции, как когда-то. Выходит, что во всем этом сумбуре нам нужно как-то ориентироваться и опираться мы можем практически только на себя. В такой ситуации умение совершать выбор, отказываясь от чего-то, представляется совершенно необходимым. Это обеспечивает человеку твердую платформу, на которой он может строить свою жизнь. Проиллюстрировать это можно следующим примером.

На прием к психологу пришел молодой человек, Арсений, 26 лет. Жалуясь на тревогу о будущем, он вскользь упомянул о нескольких возможностях. В процессе разговора со специалистом выяснилось, что основная проблема Арсения заключается в том, что он не знает, чего он хочет больше. Завершив основное обучение в университете, он встал перед несколькими вариантами: уехать в свой родной город, где родители и гарантированная работа; продолжать работать не по профессии за достаточно большие деньги; пойти в аспирантуру и начать профессиональную деятельность, получая, однако непривычно низкую зарплату. Каждый из трех вариантов имеет свои преимущества, и все кажутся одинаково привлекательными. Таким образом, Арсений не предпринимает ничего уже почти год. При этом тревога и сниженное настроение все отчетливее проявляются в его жизни: появились проблемы на работе, нарушаются отношения с друзьями, близкими и т.д.

В ходе терапии были выявлены факторы, мешающие сделать выбор: страх перемен и убеждения относительно своего обеспечения. Выяснилось, что детство Арсения прошло в постоянных переездах, кратковременных обогащениях семьи и наступающей после бедности. Все это привело к устойчивому мнению, что любой неверный шаг может привести к краху и одновременно молодой человек очень нуждался в гарантиях, что в его жизни все будет стабильно. Каждый выбор мог обозначать проигрыш и ошибку. Отследив и проработав подобные установки, Арсений вместе с психологом смог выделить свои реальные желания и потребности, превратив проблему выбора в цепь задач. Все это сделало возможным направить силы на поиск необходимых для их решения ресурсов.

Описанная ситуация может иметь различные вариации в зависимости от личности человека, особенностей его жизни, окружающей культуры. Очевидным остается одно: большинство людей периодически сталкиваются со сложным выбором, не представляя, на что опираться при принятии решения. Психологи, психотерапевты и коучи работают, в том числе, и с этой проблемой, помогая клиентам осознать свои действительные цели, найти источники ресурсов и совершить первый шаг, принимая ответственность и радуясь новому.

в чем сущность проблемы выбора. Смотреть фото в чем сущность проблемы выбора. Смотреть картинку в чем сущность проблемы выбора. Картинка про в чем сущность проблемы выбора. Фото в чем сущность проблемы выбораНаша группа ВКонтакте

в чем сущность проблемы выбора. Смотреть фото в чем сущность проблемы выбора. Смотреть картинку в чем сущность проблемы выбора. Картинка про в чем сущность проблемы выбора. Фото в чем сущность проблемы выбораНаша группа в Facebook

в чем сущность проблемы выбора. Смотреть фото в чем сущность проблемы выбора. Смотреть картинку в чем сущность проблемы выбора. Картинка про в чем сущность проблемы выбора. Фото в чем сущность проблемы выбораFidem в Instagram

в чем сущность проблемы выбора. Смотреть фото в чем сущность проблемы выбора. Смотреть картинку в чем сущность проблемы выбора. Картинка про в чем сущность проблемы выбора. Фото в чем сущность проблемы выбора в чем сущность проблемы выбора. Смотреть фото в чем сущность проблемы выбора. Смотреть картинку в чем сущность проблемы выбора. Картинка про в чем сущность проблемы выбора. Фото в чем сущность проблемы выбора

Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда

Источник

Проблема выбора: заметки по следам консультаций

Проблема выбора: заметки по следам консультаций

Содержание статьи «Проблема выбора: заметки по следам консультаций»:

Выбор – не поиск идеального решения

в чем сущность проблемы выбора. Смотреть фото в чем сущность проблемы выбора. Смотреть картинку в чем сущность проблемы выбора. Картинка про в чем сущность проблемы выбора. Фото в чем сущность проблемы выбораСама ситуация выбора уже не предполагает никаких идеальных решений. Когда у вас есть идеальное решение — проблема выбора не имеет смысла: вы просто активно идете по той ковровой дорожке жизни, которую вы уже нашли/собрали/получили в дар от вселенной — как угодно. Но если у вас все в целом хорошо, вы знаете, куда идете, зачем и с кем — то какой к черту выбор? Тут и выбирать нечего.

Если же вы оказались в ситуации выбора, то значит, уже нет никакой ковровой дорожки. И поэтому на все вопросы типа «как выйти замуж за того, кто не нравится родителям, и при этом не поссориться с ними», «как поменять работу чтоб не мучиться адаптацией, сомнениями и необходимостью завоевывать авторитет», «как просчитать все риски, не имея достаточно информации, но так, чтоб с гарантией успеха», и, в итоге, «как так все поменять, чтоб ничего при этом не менять», ответ один — никак.

Выбор — это вообще довольно больно, если кто не понял.

А поиск «идеального решения с гарантией» может затянуться на годы. Или на всю жизнь. И жизнь, состоящая из цепочки несделанных выборов, непринятых решений и отказов распоряжаться собой, в итоге будет скорее напоминать путешествие в телеге, где лошадь управляет вами, а вам остается только недоумевать, почему телегу так мотает, а вас — так тошнит….

Почему бессмысленно жалеть о выборе

в чем сущность проблемы выбора. Смотреть фото в чем сущность проблемы выбора. Смотреть картинку в чем сущность проблемы выбора. Картинка про в чем сущность проблемы выбора. Фото в чем сущность проблемы выбораЧасто слышу: «сделаю выбор — потом буду мучительно жалеть». На самом деле сожаление — лишь способ замаскировать конструктивную работу с результатом выбора.

Скажем, встала проблема выбора, и вы выбрали. Потом вам что-то не понравилось в результате. Вместо того, чтобы обратить внимание на суть проблемы — что именно не понравилось и как это можно исправить сейчас, человек начинает рефлексировать о том, как было бы правильно и хорошо сделать другой выбор, в котором бы этого неприятного результата не случилось бы, и какой он нехороший человек, что поступил неверно.

Мастурбировать на это можно ну очень долго. Только с нулевым результатом, увы. Потому что невозможно достигнуть никакого удовлетворения в том, чего не существует. А вашего другого выбора и вытекающих из него последствий уже не существует — нигде и никогда.

Сделав выбор, вы отметаете вторую (третью, десятую) вероятность. Тем, порой, кажется приятнее затягивать удовольствие от выбора: ведь на момент выбора у вас возможностей как минимум две (или больше), а в момент совершения выбора у вас остается одна. Только это тоже ментальная ловушка: пока возможностей много, ни одна из них, тем не менее, не работает на вас. Работать на вас она начнет как только вы отдадите ей предпочтение, но при этом отбросите все другие.

Вы не можете «губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича», не можете из каждой вероятности вырвать нужную вам часть и слепить из них идеальное. Если бы для вас существовало некое идеальное решение в принципе — то проблема выбора бы не возникла.

Но коль вопрос выбора стоит остро, это означает, что у любого варианта есть свои минусы, и вы обязательно с ними столкнетесь. И вероятно, что-то вам не понравится, да. Но это совсем не будет означать, что в другой вероятности вам бы абсолютно все понравилось.

«Если бы я мог все вернуть назад и сделать другой выбор» — не означает, что у вас все тогда было бы хорошо. Это означает, что вас сейчас не устраивает результат. И вот это сожаление маскирует лишь ваше сопротивление принятию того, что вам придется разгребать последствия своего выбора. Сожаление о сделанном — способ оттянуть решение реальных проблем, возникших вследствие вашего выбора. Ведь так можно сожалеть и страдать, но не делать.

Вот только пока вы отдаете энергию сожалению и фантазиям о том, как могло бы быть если бы, — реальные проблемы не решаются. А самобичевание, как известно, отнимает силы, и их в итоге просто не остается на разгребание последствий выбора, которые, в том или ином варианте, все равно были бы….

В жизни, увы или к счастью, нет никаких задач с неким «предустановленным» ответом, ответы всегда будут индивидуальными и не очень предсказуемыми. Жизнь — это эксперимент, в котором вы, получая любой промежуточный результат, вместе с ним получаете и новые условия «игры», то есть, на каждый сделанный выбор появится в итоге новая проблема выбора.

У вас, как обычно, есть варианты.

Вы можете встретиться с правдой о том, что многие процессы в нашей жизни — непредсказуемы, и, начав играть по одним правилам, вы можете закончить игру в совсем других правилах, на другом поле и в другом составе. Но у вас на каждом витке всегда будет право решать, как поступать с открывшейся реальностью именно сейчас, в данный момент.

А можно построить обширные и крепкие иллюзии по поводу предсказуемости жизненных процессов и соответствия их каким-то вашим убеждениям (в мировой справедливости или в наличии «правильных ответов», в наличие верного для всех пути и т.д.). Тогда, вероятно, получится какое-то время хотя бы верить в то, что вы играете по своим правилам. Но потом придется обнаружить себя в совершенно незнакомой и не подвластной вам реальности.

Потому что другие люди тоже пытались играть с вами по своим правилам из своей же головы. А они редко совпадают с вашими, даже если иллюзии говорили вам обратное.

И вряд ли люди, которые играют в своей голове по своим правилам, могут построить удовлетворительную реальность, скажем, хотя бы на двоих, не говоря уж о большем числе людей….

Проблема выбора: ресурсы и судьба

в чем сущность проблемы выбора. Смотреть фото в чем сущность проблемы выбора. Смотреть картинку в чем сущность проблемы выбора. Картинка про в чем сущность проблемы выбора. Фото в чем сущность проблемы выбораРаньше я нередко говорил о том, что у человека есть выбор во многом (и в целом продолжаю так думать), но со временем это «многое» и его нюансы стали для меня более ясно очерчены определенными рамками.

Вот например, нередко слышу, что если человек говорит «не судьба» или «мне не повезло» (и потому я не могу изменить жизнь в этом аспекте, не смогу справиться с… и т.д.), то многие ему начинают продвигать мысль о том, что он сам может выбирать судьбу и изменить многое.

Потенциально может. Но я предлагаю вот о чем задуматься: это ведь НАМ кажется, что в данном случае есть поле для выбора и возможность что-то изменить. Это означает, что у НАС есть на это ресурс, вероятно. И поэтому мы в этой плоскости можем позволить себе выбирать, «менять судьбу» или «создавать судьбу».

Однако, если этот ресурс там есть у нас — это не означает автоматически, что он там есть у всех остальных. Иногда перед человеком просто не стоит проблема выбора только потому, что у него нет ресурса даже ставить вопрос таким образом.

Если другой человек определяет нечто как «не судьба» — это чаще всего означает, что у него и нет ресурса на изменения в этой плоскости, по крайней мере сейчас. Нет сил на другой выбор, на поиски и борьбу.

И если в этом состоянии активно внушать ему, что он может «изменить судьбу», то он, вероятно, почувствует себя еще хуже: он окажется в глазах побуждающего «недостаточно сильным», «недостаточно хорошим» чтобы сделать отличный от сегодняшнего выбор.

А реальные изменения в судьбе — это возможно, да. Но уже там, где есть ощущение принятия судьбы. Ощущение, что не со всеми ограничениями и всегда ты сможешь справиться. Что проблема выбора бывает порой не в том, чтобы найти какой-то другой способ действий, а в том, например, как именно проживать существующую реальность, не имея возможности ее капитально изменить. И только на это у человека в данный момент есть силы.

И, пожалуй, самое главное — изменения судьбы возможны всерьез там, где ты сам уже хорошо изучил свою судьбу, которая вытекает как минимум из твоих собственных и неизменных уже данностей…

Можем ли мы выбирать свои мысли?

в чем сущность проблемы выбора. Смотреть фото в чем сущность проблемы выбора. Смотреть картинку в чем сущность проблемы выбора. Картинка про в чем сущность проблемы выбора. Фото в чем сущность проблемы выбораИнтересный момент, который у меня нередко всплывает в работе. Когда мы говорим с клиентами о беспокоящих мыслях и вытекающих из них чувствах, особенно — в тех ситуациях, где на разборки с ними, панику, истерику, «побудь в этом» и т.д. нет времени, то я нередко слышу удивленный вопрос — «а что, разве я могу усилием воли решить, думать мне об этом или нет?»

Страшную вещь скажу – можете. Более того, вам никто и не запрещал. Это ж ваша голова.

Откуда у людей убеждение, что своим внутренним состоянием управлять нельзя? А если и можно, то это – подавление чувств?

Вероятно, не последнюю скрипку тут играет масса родительских примеров, где нередко вместе с посланием «думай головой» поступает и послание «ну что я мог/ла поделать со своими чувствами?»

Мама твердит ребенку, что он должен думать головой, сама при этом живет с тираном-алкоголиком и убеждает всех вокруг, что «не может ничего поделать с чувствами, любит она его». Люди вокруг «ничего не могут поделать» с кучей зависимостей, с постоянными страданиями, с собственным телом… Трансляция тотальной беспомощности в отношении саморегуляции начинается прямо с пеленок.

И при этом от ребенка как раз наоборот, требуют умения владеть своими чувствами, телом, реакциями фактически так, как не умеют сами взрослые. Воистину, незамутненный механизм проекции – требовать от собственных детей именно то, что не можешь выполнить сам….

Ребенок, конечно, еще не может владеть никакой саморегуляцией, потому что он просто еще не познакомился в достаточном объеме с тем, что именно ему предстоит регулировать. И да, его чувства в детстве можно только подавить. Что, видимо, потом и становится для него примером «регуляции».

А протестом против этой «регуляции» в итоге служит отказ вообще как-либо регулироваться, отсюда нередко и убеждение в том, что «подавлять чувства — плохо» (ну, кто бы спорил). Вот только альтернативой остается выплескивание хаотичного и абсолютно неконтролируемого потока на всех подряд, жизнь в зависимостях, ощущение беспомощности перед собственной психикой и телом. И когда это очень достает — в ход снова пускается все та же родительская «регуляция» путем подавления….

Так вот регуляция — это когда вы ПРИНИМАЕТЕ РЕШЕНИЕ что-то делать с какой-либо неудовлетворительной внутренней реальностью. Делать можно экологично, не обязательно подавляя чувства. Проблема выбора не стоит как «чувствовать или не чувствовать», она состоит в том, как именно поступать с уже имеющимися чувствами и что именно по поводу них думать и предпринимать.

Но принимаете решение вы все равно на уровне своей взрослой воли.

Если вы начнете ждать, что мотив и энергия к действию сами образуются — то это опять про полное отсутствие регуляции и неспособность управлять собой, про беспомощность и про ожидание манны с неба.

А вот если вы РЕШИТЕ делать что-то со своими мыслями, чувствами, внутренними и телесными процессами, которые вас не устраивают, решите больше не быть беспомощным, освободиться от мифа о том, что ваша внутренняя реальность неподвластна вашим же собственным намерениям, то вы найдете.

Найдете способ экологично обойтись со своими чувствами и потребностями. Найдете способ регуляции, который будет вам максимально удобен. Найдете «своих» учителей, помогающих практиков и т.д.

Но в начале все равно придется решить. Ибо «побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *