в чем сущность принципа гуманизма
Принцип гуманизма
Понятие «гуманизация», широко используемое в наше время, подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Понятие гуманизма развивается во взаимосвязи с понятием «человек». В современном определении гуманизма мы возвращаемся к философским, психологическим, педагогическим гуманистическим традициям (Н. Бердяев, В. Соловьев, В. Вернадский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, К. Ушинский, В. Сухомлинский и др.), согласно которым сущность человека никогда не сводилась только к биологическим или социальным сторонам, она всегда наполнена духовными отношениями.
Наибольшего расцвета идеи гуманизма в педагогике и социальной педагогике получили свое развитие в период Возрождения, хотя идеи гуманистического воспитания прослеживаются в высказываниях еще античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля и др.).
Современное понятие гуманизма в педагогике и социальной педагогике отражает процесс обновления воспитания на основе ценностей общечеловеческой и национальной культуры, установки на воспитание личности с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями.
Итак, принцип гуманизма в социальной педагогике полагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе. Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:
• достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;
• помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам », желания самому решать свои проблемы;
• понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей и дети открыты для общества;
• стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей; если мы хотим подготовить детей-инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких детей со взрослыми и детьми.
Контрольные вопросы
1.Что представляет собой понятие «принцип»?
2. Кем впервые был сформулирован принцип природосообразности?
3. Какие правила требует соблюдать принцип природосообразности?
4.Кем был выдвинут принцип культуросообразности?
5.В какой идее отражен принцип культуросообразности?
6. Какие правила требует соблюдать принцип культуросообразности?
7.Что такое гуманизм? Какие правила требует соблюдать данный принцип?
Литература
2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардерини, 2005. – 269 с.
4. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528 с.
Гуманизм: понятие, основные идеи, виды гуманизма, сторонники
Что такое гуманизм?
Гуманизм – это мировоззрение, согласно которому наивысшей ценностью считается человеческая жизнь, и все доступные ресурсы должны использоваться для её сохранения и улучшения её качества. В более широком смысле гуманизм – это система устройства человеческого общества, в основе которой лежит данное мировоззрение.
Термин «гуманизм» образован от латинского слова humanitas, которое переводится как «человечность». Однако в русском языке эти понятия не тождественны. Словом «гуманизм» обозначают систему взглядов, тогда как человечность – это характеристика личности, подразумевающая доброту и уважение к окружающим.
Термин «гуманизм» имеет несколько разных значений. Он может употребляться по отношению к мировоззрению, жизненной позиции, системе устройства общества, философской концепции или общественному движению. Но при этом он всегда сводится к идее человеколюбия. Его ключевая идея заключается в том, что каждый человек имеет полное право самостоятельно определять смысл и форму своей жизни при условии, что он соблюдает данный принцип в отношении других людей.
Гуманисты убеждены, что каждый здравомыслящий человек способен отличать добро от зла, основываясь на собственных представлениях о морали и нравственности. Все его действия должны быть направлены на то, чтобы приносить благо себе и окружающим, и за каждый свой поступок он несёт личную ответственность.
Принципы гуманизма
Чтобы лучше понять, что такое гуманизм, следует ознакомиться с основными идеями, на которых основывается данная концепция. Основные идеи гуманизма можно сформулировать следующим образом:
Основная идея гуманизма состоит в том, что высшей ценностью является человеческая жизнь, и при этом каждый человек имеет право на счастье, благополучие и возможность самореализации.
Виды гуманизма
Основные идеи данной концепции можно найти в трудах Сократа, Аристотеля, Демокрита, Конфуция и других мыслителей древности. И всё же принято считать, что в относительно современном виде гуманизм зародился в эпоху Возрождения. С тех пор он менялся и развивался, в связи с чем можно выделить следующие его виды:
Израильский историк Юваль Харари предлагает свою классификацию, согласно которой существует 3 вида гуманизма:
Представители гуманизма
Сторонниками данного мировоззрения были многие философы и писатели. Мы рассмотрим нескольких из них – тех, чей вклад можно считать наиболее значимым.
Франческо Петрарка (1304-1374)
Это выдающийся итальянский поэт, творивший в эпоху Проторенессанса (период, непосредственно предшествовавший Ренессансу). Его считают первым гуманистом, поскольку он в своих произведениях уделял пристальное внимание жизни и персональным потребностям человека, превозносил любовь и другие чувства.
Он привнёс в литературу следующие идеи:
В средние века человека считали «сосудом греха», в котором божественная душа заключена для прохождения земных испытаний всевозможными искушениями. Петрарка же популяризировал идею, что человек – это самое совершенное творение Бога. Будучи созданным по подобию Бога, он также является творцом и поэтому получает радость от творчества.
Джаноццо Манетти (1396-1459)
Это выдающийся флорентийский гуманист, государственный деятель, оратор и писатель эпохи Возрождения. Он был христианином, однако отрицал при этом все формы принижения человеческого достоинства и подавления свободы, встречающиеся в христианстве. Также он был противником религиозного аскетизма, выступая за активную жизнь, построенную на развитии личности, познании и творчестве.
Одна из важнейших идей Манетти заключалась в том, что человека нужно оценивать по его личным качествам и достижениям, а не по социальному статусу и богатству. Звучит обыденно, однако в XV веке подобное утверждение звучало весьма смело, ведь тогда большое значение имели происхождение, титул и достаток.
Лоренцо Валла (1407-1457)
Этот итальянский историк и гуманист считал естественным и правильным всё, что служит для самосохранения человека, а также для удовлетворения его потребностей, получения удовольствия и достижения счастья. Его религиозные взгляды были близки к пантеизму, поэтому он считал, что удовлетворение человеком своих потребностей – это требование природы.
Одно из важнейших его достижений заключалось в доказательстве того, что «Константинов Дар» – фальшивка. Это документ, который якобы составил император Константин, завещавший папам власть в Римской империи. Именно благодаря ему папы претендовали на светскую власть. Однако Лоренцо Валла смог доказать, что документ не был составлен лично Константином в III веке, а был сфальсифицирован гораздо позже – в VIII веке.
Эразм Роттердамский (1466-1536)
Дезидерий Эразм из Роттердама называл себя учеником Лоренцо Валлы. Будучи очень образованным человеком, он уделял много внимания популяризации грамотности среди населения. При этом он всячески высмеивал глупость и невежество, в частности, написал сатирическое произведение «Похвала глупости» (которое считается самым известным образцом его творчества). Высмеивая невежество, он считал, что распространение образования – это и есть путь к достижению всеобщего счастья.
Мишель Монтень (1533-1592)
Монтень считается крупнейшим учёным Северного Возрождения и одним из величайших гуманистов в истории. Он был убеждённым скептиком и считал что вся суть философии сводится к тому, чтобы сомневаться. Значительную часть своей жизни он посвятил борьбе со средневековым догматизмом. Путешествуя по Европе, он встретился и подружился со многими гуманистами.
Современный гуманизм
Достаточно подробное описание того, что представляет собой данная философская концепция сегодня, даёт Юрий Чёрный в работе «Современный гуманизм». Описывая историю развития гуманизма, он выделяет 3 периода:
Сегодня гуманизм включает множество разных направлений, но его основу составляет светский гуманизм. Его суть сводится к тому, что не существует никаких сверхъестественных сущностей, ради примирения с которыми следовало бы отказываться от удовольствий и удовлетворения потребностей. Вместо религиозных обрядов светский гуманизм требует соблюдения законов морали.
Отличия гуманизма от гуманности
Многие люди не понимают, чем гуманизм отличается от гуманности, и даже отождествляют эти понятия. Конечно же, они взаимосвязаны, однако обозначают совершенно разные вещи.
Заключение
Гуманизм – это одна из самых перспективных систем построения человеческого общества. Он задаёт моральные и нравственные ориентиры, не позволяющие людям причинять вред другу другу и в то же время подталкивающие человечество к развитию. Существует много направлений в гуманизме, но в основе большинства из них лежит право человека самостоятельно определять смысл и форму своей жизни.
Общая теория юридической ответственности
Принцип гуманизма
«Гуманизм» в переводе с латинского означает «человечность». Гуманизм — прежде всего признание человека как личности, индивида, его прав на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм отражает нравственную позицию общества, признающего ценность человека как личности (индивида), уважающего его достоинство, стремящегося к его благу как цели своего развития.
Принцип гуманизма вытекает из положений Конституции России, в которых провозглашается приоритет человеческой личности. Как гласит ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
«Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ), — это не что иное, как нормативное закрепление одного из проявлений принципа гуманизма. Данный принцип при реформировании законодательства нашел свое закрепление в ч. 2 ст. 7 УК РФ и ст. 8 УИК РФ, а также в других нормативно-правовых актах. Например, гуманизм является принципом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, принципом деятельности милиции. Правоприменители в своих решениях часто обращаются к понятию гуманизма.
А. С. Мордовец отмечает: «Гуманизм юридической ответственности находит свое выражение в закреплении и защите широких социальных и политических прав и свобод. В гуманизме ответственности как выражении гуманизма права заключено рациональное отношение к человеку. В гуманности же выражено в большей степени чувство — сочувствие, милосердие». По мнению И. А. Галагана, «гуманизм в применении мер административной ответственности означает прежде всего, что эти меры должны быть справедливыми, разумными.
Они могут применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо для воспитания самого правонарушителя и других неустойчивых членов общества, и не должны быть жестокими, связанными с излишними правоограничениями виновного. Принцип гуманизма подразумевает защиту интересов не только отдельной личности, но и всего общества в целом».
О. В. Рагузина полагает, что «гуманизм юридической ответственности — это система нормативно закрепленных нравственно-правовых требований, выражающих признание человека высшей ценностью, охраняющих интересы общества, права, свободы, честь и достоинство человека и гражданина в юридически значимых обстоятельствах».
Сам гуманизм как принцип юридической ответственности, по мнению О. В. Рагузиной, проявляется в следующих требованиях: отсутствия обратной силы действия у закона, устанавливающего или усиливающего ответственность; сочетания убеждения и принуждения; воспитания граждан; непричинения физических страданий или унижения человеческого достоинства; охраны и защиты нематериальных благ человека и гражданина; признания человека, его прав и свобод высшей ценностью; гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.
По нашему мнению, существует несколько аспектов проявления гуманизма, причем именно такое понимание гуманизма позволяет выделить его среди других принципов юридической ответственности. Первый аспект вполне ясно и недвусмысленно выражен в требованиях о запрете применения пыток, насилия, унижающего человеческое достоинство обращения.
Как нравственно-юридическая категория гуманизм юридической ответственности предполагает уважительное, человеколюбивое отношение к субъектам юридической ответственности, независимо от того, каким было поведение самого субъекта — правомерным или противоправным. В этом смысле гуманизм очень тесно соприкасается с принципом справедливости, так как гуманизм и справедливость являются нравственно-юридическими категориями. В ч. 1 ст. 7 (принцип гуманизма) УК РФ отмечается, что «уголовное законодательство обеспечивает безопасность человека».
Обеспечение безопасности человека так или иначе выражается в совокупности всех норм, предусматривающих юридическую ответственность, а гуманизм в этом смысле заключается в охране прав и свобод человека. Реально действующий гуманизм — это гуманизм, способный себя защитить. Гуманизм должен выражаться как по отношению к правонарушителю и к потерпевшему, так и по отношению к обществу в целом.
Конституция РФ, руководствуясь принципом гуманизма, ограничила карательное воздействие, установив, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни» (ч. 2 ст. 20). Это установление повлекло изменения в Действовавшем тогда УК РСФСР.
Так, из санкций норм, предусматривающих наказание в виде смертной казни за преступления, не посягающие на жизнь человека, этот вид наказаний был исключен. Категория гуманизма не есть нечто неизменное. Метаморфозы понятия «гуманизм» объясняются изменчивым характером принципов юридической ответственности.
Принцип гуманизма юридической ответственности реализуется прежде всего путем защиты человека, его прав, законных интересов, его безопасности от правонарушений. Система норм, устанавливающих юридическую ответственность, представляет собой юридическую базу для сложной и ответственной работы суда, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов по выполнению этой задачи.
Гуманистическая цель юридической ответственности и его направленность на защиту потерпевшего находят свое выражение в первую очередь в формулировках составов правонарушений против личности, предусмотренных в различных нормативно-правовых актах (в повышенной охране интересов несовершеннолетних, беременных женщин, лиц, находящихся в беспомощном состоянии, и т.д.). Однако часть граждан связывает гуманизм с жесткостью наказаний. Ответы на вопрос о том, необходимо ли сохранение смертной казни как вида наказания распределились так: 77,5% — за сохранение смертной казни; 18,75% — против смертной казни; 6,25% — затруднились ответить.
Не только жертва правонарушения, но и правонарушитель обладает правами и обязанностями, является личностью и находится под защитой закона. В этом смысле к нему необходимо проявлять человеческое, гуманное отношение. Именно гуманное отношение к лицу, совершившему правонарушение, является общепризнанным в мировой практике показателем реализации гуманистических начал юридической ответственности. Примечательно, что по мнению 41% опрошенных, суровое наказание не способствует исправлению преступника, а 34% проанкетированных полагают, что суровое наказание не способствует и предупреждению правонарушений.
Гуманизм распространяется не только на государственно-принудительную форму реализации юридической ответственности, но и на всю юридическую ответственность в целом. Само установление юридической ответственности, ее функции и цели должны отражать идеалы человеколюбия, свидетельствовать об уважении прав человека, об отношении к человеку как к высшей ценности.
Поскольку гуманизм является не только юридической, но и нравственной категорией, его невозможно закрепить в одной юридической формулировке. В связи с этим нельзя согласиться с учеными (В. М. Романовым и др.), практически отождествляющими гуманизм с запретом применения насилия, пыток и жестокого обращения с правонарушителями. Гуманизм в подобной трактовке практически сливается с принципом законности юридической ответственности, из понятия гуманизма выхолащивается нравственное, этическое содержание. Гуманизм отрывается от милосердия, человеколюбия и уважения.
Другой аспект принципа гуманизма заключается в особенностях его соотношения с принципами неотвратимости юридической ответственности и формального равенства. В нравственно-этическом плане речь идет о прощении, милосердии по отношению к правонарушителю. Здесь гуманизм выражается в предоставлении льгот отдельным субъектам правонарушения или в применении к ним амнистии и помилования.
Льготы, как правило, заключаются в смягчении мер государственного принуждения, которым лицо обязано подвергнуться в связи с совершенным правонарушением. Беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания (ст. 82 УК). Уголовный закон устанавливает льготные условия уголовной ответственности несовершеннолетних (гл. 14 УК). Ряд наказаний не назначается женщинам и престарелым мужчинам (смертная казнь, пожизненное лишение свободы).
Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, административный арест не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам первой и второй групп (ч. 2 ст. 3.9). В этом смысле принцип гуманизма необходимо отличать от принципа индивидуализации ответственности.
Если принцип индивидуализации юридической ответственности характер карательного воздействия ставит в зависимость от поведения правонарушителя до и после совершения правонарушения, формы вины, общественной опасности правонарушения, то принцип гуманизма — в зависимость от особых характеристик субъекта правонарушения, которые требуют проявить к нему милосердие.
Гуманизм может выражаться в освобождении от юридической ответственности или наказания на основании актов амнистии и помилования. В самих актах амнистии подчеркивается, что законодатель, принимая постановление об амнистии, руководствуется принципом гуманизма. Например, в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 декабря 1999 г. «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе», указывается: «В целях достижения гражданского мира и согласия в Российской Федерации, руководствуясь принципом гуманизма».
Итак, принцип гуманизма — это основополагающее начало (идея), закрепленное в действующем законодательстве, человечное, милосердное, уважительное отношение к субъектам юридической ответственности при ее установлении и применении.
Основными требованиями принципа гуманизма выступают: запрет применения пыток, насилия и унижающего человеческое достоинство обращения; установление юридической ответственности с учетом уважения прав человека и нравственных норм; функциональное осуществление юридической ответственности на основании критериев человеколюбия, милосердия, уважения; установление системы льгот (изъятий из принципов неотвратимости, равенства) в зависимости от особых характеристик субъекта (старость, инвалидность, несовершеннолетие, болезнь и т.д.) или вне зависимости от них, проявляющихся в актах амнистии и помилования.
Принцип справедливости юридической ответственности — это идея, основополагающее начало, закрепленное в системе норм, предусматривающих юридическую ответственность, заключающееся в равенстве, уважении и защите прав и свобод человека, соответствии правовых норм моральным нормам, категориям разумности и добросовестности, учете иерархии личных, общественных и государственных интересов.
Гуманизм в уголовном праве
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика гуманизма как принципа современного уголовного права
Для характеристики уголовного права, в качестве самостоятельного элемента правовой системы и определения ключевых признаков рассматриваемой отрасли, важнейшее значение имеет изучение принципов уголовного права:
Принципы уголовного права – это выраженные в положениях действующего уголовного законодательства и практической правоприменительной и правоохранительной деятельности уполномоченных субъектов, основные руководящие начала, выражающие социально-экономические и политические закономерности развития общества, а также ключевые этико-правовые представления людей относительно вопросов, связанных с применением мер уголовной ответственности за совершение общественно-опасных деяний.
Преимуществом именно такого понимания принципов уголовного права выступает то, что таким образом одновременно охватываются объективная составляющая принципов уголовного права – выражение в нормах уголовного законодательства, и субъективный аспект, связанный с тем, что в принципах находит своего отражение общественное и индивидуальное правосознание граждан и компетентных субъектов.
Одним из таких принципов, установленных в ст. 7 УК РФ выступает принцип гуманизма, нашедший свое выражение и воплощение во многих элементах современного уголовного права.
Готовые работы на аналогичную тему
Кроме того, идеи гуманизма положены в основу формирования общих начал назначения уголовных наказаний, предусматривающих правила о применении к преступнику минимально достаточной меры воздействия, а более строгий из возможных к назначению вид наказания назначается виновному только тогда, когда менее строгий вид не сможет обеспечить достижение целей привлечения к уголовной ответственности.
Понятие и признаки принципа гуманизма
Как было отмечено выше, легальная характеристика принципа гуманизма в современном уголовном праве закреплена в норме ст. 7 УК РФ, в соответствии с которой:
Принцип гуманизма – это одно из основных начал современного уголовного права, предусматривающее необходимость обеспечения безопасности человека путем реализации положений уголовного законодательства, а также закрепляющее правило о недопустимости использования уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, применяемых к лицу, совершившему преступление, имеющих целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства виновного.
Из приведенного определения и анализа точек зрения, существующих в уголовно-правовой доктрине, представляется возможным сделать вывод о том, что принцип гуманизма характеризуется одновременным наличием двух сторон, к которым он обращен – лицо, потерпевшее от преступного посягательства, и сам виновный:
Необходимо также обратить внимание на то, что суть гуманизма, гуманного отношения к людям состоит в осознании и фактической реализации конституционного положения о признании прав и свобод человека высшей ценностью. В этой связи, уголовное право, как самостоятельный элемент правовой системы современной России приобретает особую значимость, поскольку только оно способно в полной мере защитить государство и сложившиеся общественные отношения от разного рода преступных посягательств.
Механизм обеспечения принципа гуманизма в уголовном праве
Рассмотрение отдельных признаков, особенностей и точек зрения относительно понимания гуманизма в юридической науке и уголовном праве позволяет сформулировать основные элементы механизма обеспечения соответствующего принципа в рамках рассматриваемой отрасли права: