в чем сущность педагогического мониторинга
Сущность педагогического мониторинга
Тезаурус темы
Задача – совокупность образной, вербальной и аналитической информации, отражающая конкретный процесс, протекание которого и результат представляет интерес для человека.
Концепция– способ интерпретации явления, события, предмета, процесса, объясняющая их суть.
Моделирование –исследование объектов или явлений на их моделях.
Педагогическая задача – поиск необходимых методов и средств, в ходе которого субъекты обучения и воспитания могут перейти в более высокий качественный уровень.
Педагогическое конструирование –выявление и разработка системы разнообразных связей, лежащих в основе пе5дагогического проектирования
Педагогическое проектирование –деятельность, в основе которой лежит изменение педагогической реальности.
Предмет проектирования –предполагаемый продукт, получаемый в ходе проектной деятельности.
Проблема – явление невозможности разрешения значимой для человека ситуации имеющимися в наличии средствами.
Прогнозирование –исследование перспектив о возможном состоянии явлений или процессов, в основе которого лежит предвидение.
Продуктивное мышление – организованный процесс, отличающийся определенной последовательностью осознаваемых шагов.
Проектирование –разработка комплексной документации, содержащей обоснование, расчеты, смету, чертежи, макеты и пояснительную записку.
Проектная деятельность – инвариантная деятельность, имеющая свои средства, методы, технологии и призванная спрогнозировать и оценить последствия реализации творческих замыслов проектирующего.
Глава 4. Технология педагогического мониторинга
В практической педагогической деятельности всегда присутствовал интерес к изучению личности ребенка. К.Д.Ушинский писал в свое время: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». (22, С.237.). Сложность этого процесса заключается, прежде всего, в том, что современное общество характеризует большой объем информации о ходе и промежуточных результатах педагогического процесса. Педагогический мониторинг позволяет справиться и с этой проблемой. Более того, он содействует упорядочению полученной информации. Дело в том, что содержание информации может быть неизменным, но вот форма ее представления может меняться. Но именно изменение формы предоставляет возможность оценивать промежуточные результаты педагогического процесса.
Нельзя сказать, что педагогический мониторинг полностью изученное явление в педагогике. Пока идет становление этого феномена и поиск адекватных путей применения педагогического мониторинга в единстве его компонентов. Такие авторы как Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н.Мельникова представляют педагогический мониторинг как систему педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Как отслеживание инновационных процессов в школе характеризуют педагогический мониторинг авторы А.А.Орлов, В.А.Сластенин, Т.И.Шамова и др. Мониторинг воспитательной работы нашел свое отражение в работах Е.Н.Степанова, М.И.Шилова. Мониторингом в управлении занимаются авторы: В.С.Лазарев, Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова, В.П.Кузьмин, В.Г.Афанасьев и др. В.И.Звонников и М.Б.Челышкова рассматривают мониторинг как одно из средств оценивания результатов образовательного процесса. Основная ценность использования педагогического мониторинга в том, что с его помощью можно создать информационную базу для идентификации возникающих в образовательном пространстве проблем. Собранная система сведений способствует правильной оценке протекающих в школах и других образовательных учреждениях процессов. К примеру, соответствуют ли принятые и внедряемые школой инновации условиям организации учебно-воспитательного процесса в данной, конкретной школе? Или, мотивируют ли данные педагогического мониторинга руководителей образовательных учреждений к улучшению своей профессиональной деятельности? Дает ли мониторинг, осуществляемый учителем или воспитателем возможность получения детальной информации об учениках? Это очень важные вопросы и решить их можно с помощью грамотно проводимого педагогического мониторинга, поскольку важным условием успешности педагогической деятельности является своевременное получение и анализ данных, способствующих становлению личности школьника и организации учебно-воспитательного процесса в школе. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности действий педагогического коллектива и руководителей школы.
Определение педагогического мониторинга дается достаточно большим числом авторов. В психолого-педагогическом словаре педагогический мониторинг представлен как контроль с периодическим слежением за объектом мониторинга и обязательной обратной связью. Такие авторы, как А.Н.Майоров, Л.Б.Сахарчук, АП.В.Сотов считают, что основное назначение педагогического мониторинга – это сбор, переработка и распространение собранной информации, обеспечивающий непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. Той же идеи с незначительными изменениями придерживаются В.В.Гузеев, Д.Ш.Матрос, Д.М. Полева, Н.Н.Мельникова и др. В.И.Звонников, М.Б.Челышкова под мониторингом подразумевают «…стандартизованное наблюдение за образовательным процессом и его результатами, позволяющее создавать историю состояния объекта во времени, количественно оценивать изменение субъектов обучения и образовательной системы, определять и прогнозировать направления их развития» (9, С.203).
Педагогический мониторинг позволяет решать многоплановые образовательные задачи. Но следует помнить, что только грамотно выстроенная система принесет ожидаемые плоды. Мониторинг только тогда может быть эффективным, когда его участники, проводящие исследования придерживаются некоторых правил. Воспользуемся разработанными В.И.Звонниковым и М.Б.Челышковой условиями эффективного проведения мониторинга (9, С.204):
· использование системного подхода, обеспечивающего слаженную работу механизма по сбору, обработке, анализу и интерпретации информации;
· сочетание количественных и качественных методов измерения в мониторинге;
· репрезентативная совокупность показателей мониторинга, учет различных, в том числе и косвенно влияющих на результаты обучения, факторов;
· корректная интерпретация данных мониторинга с учетом различных влияний и связей между показателями;
· репрезентативность выборочных совокупностей учащихся, принимающих участие в мониторинге;
· привлечение к проведению мониторинга квалифицированных специалистов и преподавателей школ;
· использование качественного инструментария и современного программного обеспечения для обработки и анализа, данных мониторинга;
· методическая и финансовая помощь со стороны органов управления образованием разного уровня.
Таким образом, мы видим, что успешность мониторинга зависит от многих составляющих, в том числе и от активности самих субъектов, его проводящих. Педагогический мониторинг можно представить в виде следующей схемы:
Исследовательская работа по теме » Педагогический мониторинг»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Малева Ольга Николаевна
I. Глава. Педагогический мониторинг.
§ 1. Проблема создания системы педагогического мониторинга.
§ 2. Методология педагогического мониторинга.
§ 3. Педагогический мониторинг развития учебных групп.
II. Глава. Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования.
§ 1. Комплексный мониторинг: его составляющие.
Список использованной литературы
В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели. Мониторинговая деятельность как вид деятельности перестала быть прерогативой только технических профессиональных сфер, она активно внедряется в управленческие, социологические, психологические и педагогические профессиональные области.
Современный специалист, практически в любой сфере деятельности должен уметь проектировать и создавать хотя бы не сложные базы данных. Это поможет автоматизировать и ускорить процесс решения многих рутинных задач.
Глава 1. Педагогический мониторинг
§ 1. Проблема создания системы педагогического мониторинга
Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур. Это понятие стали использовать в педагогике, рассматривающей мониторинг как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовании для проведения научного исследования или организации управленческого контроля (набора методик оценки состояния системы). В любой сфере человеческой деятельности невозможно добиться позитивной динамики без осознаваемой (всеми или многими) и принимаемой системы. Появилась возможность определить рейтинг учебных заведений, обозначить направления, нуждающиеся в особом внимании преподавателей. Вместе с тем проявились и значительные трудности. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно было сразу организовать такой мониторинг, который позволил бы объективно судить о состоянии дел.
На разных уровнях образования предпринимаются попытки создания системы педагогического мониторинга, исследуются разные аспекты педагогического труда. Об огромном интересе к этой проблеме свидетельствуют многочисленные монографии и статьи. Отсутствие определенности по некоторым вопросам, многообразие существующих точек зрения позволяют исследователю действовать в режиме поиска, инноваций. Этим определяется и цель многочисленных трудов и разработок ученых: обобщить и систематизировать имеющиеся подходы, на их основе выстроить теоретическую модель, которая может показать свою эффективность или неэффективность в процессе апробации. Показателем эффективности действия модели должно стать повышение качества образования. Однако это возможно только при условии совершенствования процесса на основе собранной объективной информации. Таким образом, о повышении качества образования можно говорить только тогда, когда результаты мониторинга станут основой для инновационной деятельности всех участников (субъектов) образовательного процесса.
В рамках мониторинга его субъектами выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и преподаватели, и студенты, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. Например, социум получает сведения об образовательном учреждении. На основании этой информации формируется общественное мнение. Изучив его, студент вбирает это учреждение и т.д.
В свою очередь, каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного уровня.
Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.
На уровне образовательной программы объектами мониторинга могут быть:
* процесс освоения программы, предмета;
* интеграционные процессы в обучении;
* процесс обновления, совершенствования, содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала;
* качество образовательного процесса и т.д.
Процессу внедрения разработанной системы педагогического мониторинга должны предшествовать обсуждение и корректировка.
При организации системы педагогического мониторинга могут возникать как объективные, так и субъективные трудности, препятствия. Необходимо учитывать: качество используемых методик, подготовленность специалистов, возможность совершенствования их профессиональных умений. Об этих факторах нельзя забывать, более того, необходимо минимизировать негативные воздействия, учесть возможные проблемы.
Мониторинг как педагогическая технология не только позволяет систематизировать информацию, но и может стать действенным механизмом материального поощрения эффективно работающих педагогов и служить основанием для повышения их квалификации.
Существующая на данный момент некоторая неопределенность в плане оценки деятельности того или иного субъекта образовательного процесса открывает больше возможности для обобщения и инноваций. Еще больше возможностей предоставляет теория воспитания, поскольку понятие «воспитание» является многоаспектным, трудно поддающимся количественным измерениям. Аналогичным образом обстоит дело с понятием «компетенция». Трудность состоит в том, что нет целенаправленной системы действий, методики работы. Принцип непрерывности образования предполагает активное участие учреждений среднего профессионального образования в этом процессе.
Мониторинг педагогический: значение, актуальность
Каролина Потапенко
Мониторинг педагогический: значение, актуальность
Мониторинг – это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития.
В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.
Рассматривание мониторинга как самостоятельной функции управления образовательным процессом носит условный характер. В реальном образовательном процессе мониторинг тесным образом связан со всеми функциями и стадиями управления, поэтому его существенные характеристики могут быть полно рассмотрены только в соотнесении с другими звеньями процесса управления в дошкольных образовательных учреждениях.
Мониторингвсегда рассматривается в соотношении с другими видами деятельности: это мониторинг, исследование, экспертиза, измерение, диагностика.
Педагогический мониторинг должен соответствовать целому ряду требований. Это подбор и апробация разных методов и методик Место исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку. Техническое освещение должно соответствовать решаемым задачам. Инструкция должна быть четкой и краткой. Протокол полным и целенаправленным.
Кроме этого при соблюдении обозначенныхтребований необходимо учитывать: комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, длительность процесса наблюдения, многократность обследования и т. д.
Комплекс методов исследования, которыми пользуются ученые, исследуя процесс возрастного развития ребенка, состоит из нескольких блоков методик.
Из социальной психологии в психологию возрастного развития при-шла группа методик, посредством которых изучаются межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между деть-ми и взрослыми людьми.
Существуют такие методы исследования, как наблюдение, опрос, эксперимент и тестирование в возрастной психологии
Актуальность нетрадиционных техник изодеятельности в детском саду «Рисуя, познаём…» Рисование является одним из важнейших средств познания мира. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно.
Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов.
Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников Маленькая Родина все равно, Большая, ведь она единственная. Ж. Ренар Моя малая.
Актуальность речевого развития детей в ДОУ в соответствии ФГОС С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности.
Актуальность созданиямини-музея Актуальность создания мини – музея /группа компенсирующего вида старшего дошкольного возраста (ОНР) Происходящие социокультурные изменения.
Актуальность проблемы интеграции дошкольного образования Дошкольный возраст – это сензивный период для формирования фонематического восприятия детей, развитие всех сторон речи, расширение и обогащение.
Мониторинг с позиции ФГОС дошкольного образования Мониторинг с позиции ФГОС дошкольного образования Слайд В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.
Психолого-педагогический мониторинг в первой младшей группе «В гостях у Зайчика» Психолого-педагогический мониторинг в первой младшей группе «В гостях у Зайчика» Цель: сравнение уровня развития детей раннего возраста.
Театрализация в ДОУ. Новый уровень. Семейный театр: актуальность Вопросы взаимодействия педагога с семьей, роль семьи в воспитании детей являются актуальны всегда. В советские годы ответственность за образование.
Статья «Педагогический мониторинг. Образовательный мониторинг. Принципы образовательного мониторинга
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Педагогический мониторинг. Образовательный мониторинг. Принципы образовательного мониторинга
Ликвидация монополий государства на образование и переход к общественно-государственной системе, четкое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления, самостоятельность образовательных учреждений в выборе стратегии своего развития, цели содержания, организации методов работы, право педагогов на творчество, на свободу выбора педагогических концепций и технологий, учебников и учебных пособий, право учащихся на выбор школы и профиля образования, на домашнее образование, обучение в негосударственных учебных заведениях, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным планам ставят новые и более сложные задачи подготовки специалистов в области образования, а вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса.
Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур. Однако потребность общества в объективной информации способствовала расширению мониторинга. Это понятие стали использовать в педагогике, рассматривающей мониторинг с двух позиций: как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе и как средство получения информации в процессе проведения научного исследования или организации контроля (набор методик оценки).
О мониторинге говорят, когда в ходе какой либо деятельности постоянно отслеживаются происходящие в реальной предметной среде процессы и явления, с тем, чтобы тут же включить результаты текущих наблюдений в управленческую деятельность.
Самым общим образом мониторинг можно определить как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению».
В качестве рабочего определения мониторинга можно принять следующее:
Мониторинг — это систематическое стандартизированное наблюдение за каким-либо процессом.
1. Педагогический мониторинг
Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая
Педагогический мониторинг — это система целенаправленной деятельности педагогов общеобразовательных учреждений по сбору, хранению, систематизации, обобщению и использованию для проектирования и коррекции информации о
состоянии и тенденциях в образовательной системе
Мониторинговые исследования в школе включает исследование следующих задач:
– отбор направлений, объектов мониторинга;
– создание диагностической базы по каждому направлению;
– обобщенный анализ результатов и принятие управленческого решения.
Прибегнем к осмыслению самой дефиниции «педагогический мониторинг». Во-первых, мониторингу присущи основные характеристики общенаучного метода теории познания мира:
этапность исследования, получение и интерпретация данных,
прогнозирование дальнейшего развития,
постоянная обратная связь между теорией и практикой исследования.
Во-вторых, мониторингу присуща многомерность: он может исследоваться в любой области знания;
интегративность в процессе изучения собственных объектов.
Педагогический мониторинг подразумевает длительное и систематическое научно обоснованное отслеживание результатов исследования и сравнение их с заданным эталоном.
В рамках мониторинга его субъектами выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и преподаватели, и студенты, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. Например, социум получает сведения об образовательном учреждении. На основании этой информации формируется общественное мнение. Изучив его, студент вбирает это учреждение и т.д.
В свою очередь, каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного уровня.
Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.
На уровне образовательной программы объектами мониторинга могут быть:
• процесс освоения программы, предмета;
• интеграционные процессы в обучении;
• процесс обновления, совершенствования, содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала;
• качество образовательного процесса и т.д.
Процессу внедрения разработанной системы педагогического мониторинга должны предшествовать обсуждение и корректировка.
При организации системы педагогического мониторинга могут возникать как объективные, так и субъективные трудности, препятствия. Необходимо учитывать: качество используемых методик, подготовленность специалистов, возможность совершенствования их профессиональных умений. Об этих факторах нельзя забывать, более того, необходимо минимизировать негативные воздействия, учесть возможные проблемы.
Мониторинг как педагогическая технология не только позволяет систематизировать информацию, но и может стать действенным механизмом материального поощрения эффективно работающих педагогов и служить основанием для повышения их квалификации.
2. Образовательный мониторинг
В содержание мониторинга школьного образования включаются педагогические измерения:
качества преподавания и уровня профессионального развития учителей;
качества воспитательной работы и уровня профессионального развития педагогов-воспитателей;
уровня организации и эффективности педагогического и ученического труда в образовательном учреждении;
уровня физической культуры и медицинского обслуживания детей;
степени учебно-методического обеспечения процесса стандартизации школьного образования и др.
Современные условия предполагают не только достижение нового качества образования, но и активизацию внутренних резервов школы, которые невозможно выявить традиционными формальными способами контроля за процессом и результатами учебно-воспитательного процесса. Выявление ресурсов, обеспечивающих дальнейшее развитие ОУ, невозможно без грамотной организации исследовательской работы внутри школы, составной часть которой
является проведение и мониторинговых исследований.
Организация подобных исследований накладывает дополнительные обязанности на педагогический коллектив. Учителя должны систематически заносить информацию в компьютер и обрабатывать ее, а для этого нужна
минимальная компьютерная грамотность и заинтересованность участников процесса в результатах своей деятельности.
Фактически такой мониторинг ориентирован на ученика и позволяет в динамике выявить его достижения, что является важным и для родителей, и для самого учащегося, который получает информацию о своих достижениях по каждой
теме каждого предмета.
Мониторинг является одним из важнейших средств контроля и оценивания, благодаря которому изменяется само информационное пространство, так как повышается оперативность, объективность и доступность информации. Поэтому
цель мониторинга – оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в учебном процессе. Полученные объективные данные являются
основанием для принятия решений.
Несомненным достоинством педагогического мониторинга является его универсальность, адаптированность к системе среднего образования, валидность в условиях создания системы непрерывного образования. Простота в использовании, объективность получаемых сведений, применимость используемого инструментария – необходимые условия мониторинга. Однако нельзя не учитывать региональных особенностей. Данный компонент должен стать одним из критериев оценки эффективности.
Обзор реальной картины формирования и функционирования образовательного мониторинга позволяет выделить несколько уровней, иерархия
которых предстает в следующем виде:
1.Внутришкольный уровень
На этом уровне образовательный мониторинг фиксируется в виде обобщенного системного представления о деятельности школы, по достижению поставленной перед ней цели, а также о деятельности каждого ученика. Кроме этого здесь вырабатывается соответствующая прогнозная информация психолого-
педагогическойинтерпретации.
2.Муниципальный уровень
Здесь развернуто представление о деятельности муниципальной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом
специфических функций каждого элемента (лицеи, колледжи, гимназии, школы для детей с определенными отклонениями и т.п.). Вырабатывается прогноз о развитии
системы образования на данной теории.
3.Региональный уровень
На этом уровне образовательный мониторинг фиксирует представление о деятельности региональной системы образования в целом и ее элементах (муниципальных образованиях) в сравнении друг с другом, а также с учетом
специфических функций разного типа школ региона. Вырабатывается прогноз о
развитии системы образования в регионе.
4.Федеральный уровень
Здесь разворачивается представление о деятельности федеральной системы образования и вырабатывается соответствующий прогноз по аналогии с
На федеральном уровне контроль должен строиться на основе базисного компонента государственного стандарта для начальной, основной и средней школы, т.е. имеет место итоговый контроль. На региональном и на муниципальном уровнях контроль знаний учащихся также должен строиться на основе государственного стандарта, но к базисному компоненту государственного стандарта добавляется еще и региональный.
Педагогический мониторинг должен быть построен так, чтобы проверка на нижних уровнях образованием гарантировала выполнение требований более вы соких уровней. Это можно достичь с помощью согласованных критериев оценивания на всех уровнях проведения мониторинга, следовательно, уровни формирования мониторинга также должны быть связаны между собой. Таким образом, мы построили систему многоуровневого педагогического мониторинга с согласованными критериями, так как на каждом уровне требования, предъявляемые к знаниям учащихся, согласованы и соответствуют требованиям
государственного общеобразовательного стандарта.
Принципы образовательного мониторинга
К мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов.
Первый – объективность информации.
Второй – сравнимость данных.
Реализация обозначенных принципов осуществляется в ходе прохождения следующих обязательных этапов мониторинга: