в чем сущность основных аспектов понятия качество
Управление качеством
Сущность основных аспектов понимания категории «качества». Причины необходимости повышения качества продукции и услуг. Значение управления качеством на современном этапе. Деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
Рубрика | Маркетинг, реклама и торговля |
Вид | краткое изложение |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.04.2011 |
Размер файла | 10,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Вопрос № 1. Что представляет собой качество продукции или услуги?
Имеет первостепенное значение для потребителей, так как именно оно определяет ее потребительскую стоимость.
Требования к качеству продукции включены в систему государственных стандартов РФ и включают:
— стандарты общих технических условий, содержащих общие требования к группам однородной продукции;
— стандарты технических условий, которые содержат требования к конкретной продукции.
Уровень качества продукции складывается из технического уровня изделия или качества модели.
В показатели «качество» высший приоритет имеет полнота удовлетворения потребностей и интересов потенциальных покупателей, которая обеспечивает прибыль.
Понятие «качество» многогранно. Оно включает организации, экономических расчетов, технологического оборудования и технологии производства, экологических параметров, социально-психологических отношений, этических норм, правовых, политических отношений.
Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям:
Вопрос № 2. В чем сущность основных аспектов понимания категории «качества»
Оценка качества производится на основе показателей, отражающих:
Вопрос № 3. Какие причины обуславливают необходимость повышения о обеспечения качества продукции/услуги?
Существует множество классификаций заинтересованных сторон:
2. Акционеры, владельцы бизнеса.
5. Общество и государство.
Вопрос № 4. В чем заключается значение управления качеством на современном этапе?
Большую роль играют экономические методы, охватывающие такие системы производственной деятельности. Как планирование, стимулирование, ценообразование.
Вопрос № 5. Проанализируйте соотношение таких категорий, как качество, ценность, стоимость
Данные категории совместимы. Качественный продукт имеет свою цену, и цена зависит от того, насколько он будет качественным и соответственно стоимость товара должна быть высокой для покупателя, для того чтобы он мог купить его.
Вопрос № 6. Совпадает ли подход к качеству с точки зрения потребителя и производителя
То есть потребителю нужно, чтобы продукция соответствовала его представлениям.
Производители заинтересованы в выборе клиента его продукции и получении выручки от продажи.
Вопрос № 7. В чем различие и сходство понятий «управление качеством» и «менеджмент качества»?
Вопрос № 8. Как соотносятся принципы конкурентоспособности и качества продукции
управление качество продукция услуга
Качество продукции напрямую будет зависеть от конкурентоспособности. Если товар конкурента будет лучше по качеству по той же самой цене, то «наш» товар покупать никто не будет. Соответственно конкурентоспособность на прямую влияет на качество продукции и чем больше конкурентов, тем выше качество продукции.
Вопрос №9. Назовите основные модели системы управления качеством в развитых с странах
Характерной чертой управления в Японии сбор и использование данных о качестве эксплуатационной продукции у потребителя («прослеживаемость» продукции у потребителей). Сбор данных отслеживается не только у покупателей, но и у конкурентов. Эти данные помогают оценить качество продукции у фирмы и определить контрольные показатели для улучшения собственной продукции по сравнению с конкурирующими фирмами. Вторая особенность Японской модели это оперативность управляющих воздействий в деле внедрения новых и модернизированных технологий. В 1950 году активно функционировали « кружки качества» обучение рабочих и мастеров. Программа обучения бригадиров статистическим методам контроля качества.В этой программе были выдвинуты 3 главные цели:
-Вносить вклад в совершенствование производства и развитие фирмы.
-На основе уважения к человеку создавать достойную и радостную обстановку на рабочих местах.
-Создавать благоприятную обстановку для проявления особенностей человека и безграничных способностей. Японцы выдвинули концепция полного контроля качества. В движении должен был участвовать каждый от директора до уборщицы.
Управление качеством в США и его характерные особенности в области качества:
-Жесткий контроль качества изготовления продукции с использование методов математической статистики.
-Внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административный контроль за использование планов.
-Совершенствование управление фирмой. Принимаемые в США меры, направленные на постоянное повышение качества продукции.
В настоящее время характерной чертой является наличие четко оформленных систем управления качеством. Хорошо отлаженные программы по внедрению комплекса мероприятий по схеме: «человек-машина-информация».
Вопрос № 10. Перечислите основные особенности японского опыта управления качеством
1. Воспитание у каждого изготовителя исключительно уважительного отношения к заказчикам и потребителям.
2. Реальное выполнение принципов комплексного управления качеством.
3. Участие всех подразделений и работников в обеспечении и управлении качеством.
4. Непрерывное систематическое обучение кадров вопросам обеспечения и управления качеством, что гарантирует высокий уровень подготовки в этой обстали всех работников фирм.
5. Эффективное функционирование широкой сети кружков качества на всех стадиях жизненного цикла продукции и сферы услуг.
6. Использование развитой системы инспектирования всей деятельности по обеспечению и управлению качеством.
7. Широкое применение при обеспечении и управлении качеством передовых методов контроля качества, включая статистические, приоритетном контроле качества производственных процессов.
8. Создание и реализация глубоко проработанных комплексных программ по контролю качества и оптимальных планов по их выполнению.
9. Наличие в сфере производства высококачественных средств труда.
10. Наличие исключительно развитой системы пропаганды значения высококачественной продукции и добросовестного труда.
11. Сильное влияние со стороны государства на принципиальные направления повышения уровня качества и обеспечения конкурентоспособности продукции.
Вопрос № 11. При каких условиях в России возможно решение проблемы качества
Необходимо реализовать комплекс обеспечивающих мероприятий, включающий разработку и реализацию системы мер и преимуществ, стимулирующих работу. На это должны быть нацелены создаваемая в стране организационная структура, проводящая оценку и признание системы качества, а также обучение специалистов, способных выполнять все виды работ в области обеспечения, контроля и улучшения качества.
Проанализируйте, к какому из этапов развития философии качества соответствует система качества в вашем предприятии.
Организация OOO «Мебельный дом»
Определите наиболее актуальные направления деятельности менеджеров по управлению качеством.
Улучшение системы взаимоотношения с потребителями.
Система обучения персонала.
Система мотивации персонала.
Система отношений с поставщиками.
Дайте классификацию показателей качества продукции и услуг по важнейшим классификационным показателям.
Показатели качества потребительских свойств продукции.
Показатели качества изготовления продукции.
Показатели эксплуатационных качеств продукции.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Основополагающие понятия по управлению качеством: управление, обеспечение, улучшение, прослеживаемость и идентификация качества. Этапы жизненного цикла продукции. Петля качества и ее этапы. Мероприятия снабжения и производства. Система звезд качества.
реферат [588,8 K], добавлен 05.04.2009
Суть и значение качества продукции. Понятие качества труда и качества продукции. Главные аспекты качества продукции. Показатели качества продукции. Понятие и функции управление качеством продукции. Сертификация качества.
реферат [36,1 K], добавлен 22.07.2007
Цели и принципы стратегии, системный подход к управлению качеством продукции. Комплексные системы, нормативно-правовые основы, контроль и регулирование, эффективность управления, принцип вовлеченности персонала организации в процесс обеспечения качества.
реферат [26,2 K], добавлен 25.01.2010
Сущность и основные качества системы управления качеством предприятия. Система управления качеством в ООО «Центрум», анализ ее элементов и форм реализации, внешней и внутренней среды, влияющей на качество, а также предложения по их совершенствованию.
курсовая работа [207,9 K], добавлен 19.11.2009
Качество и конкурентоспособность продукции. Методы оценки качества. Контроль качества продукции. Система управления качеством продукции в мировой практике. Пути повышения качества продукции. Опыт ведущих производителей телевизионной техники.
дипломная работа [590,5 K], добавлен 07.04.2008
Понятие, значение и факторы обеспечения качества продукции. Методы оценки показателей качества. Непрекращающийся процесс обучения (ориентированный на рабочие места) и повышение мотивации персонала. Служба управления качеством продукции на предприятии.
реферат [34,3 K], добавлен 17.10.2009
Понятие «продукция» и «уровень качества». Позиционирование продукции в маркетинговых исследований. Качество продукции как экономическая категория. Эволюция методов управления качеством. Развитие элементов управления качеством на российских предприятиях.
курсовая работа [112,0 K], добавлен 13.01.2009
СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ «КАЧЕСТВА». мНОГОАСПЕКТНОСТЬ КАТЕГОРИИ «КАЧЕСТВА»
КАЧЕСТВО — ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТИВНОЕ. В БЫТУ ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО» ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПРОДУКЦИИ ИЛИ УСЛУГ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ. В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ В ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО» ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВКЛЮЧЕНЫ ИСТИННЫЕ ЗАПРОСЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ — ТЕКУЩИЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ. ПРИ ЭТОМ НУЖНО ПОНИМАТЬ, ЧТО ОДНО ИЗ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ КАЧЕСТВА КАК «УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОКУПАТЕЛЯ» НЕ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ПРОДУКТА ИЛИ УСЛУГИ.
ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЛАДАНИИ НЕКИМИ СИМВОЛАМИ СТАТУСА ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ПОКУПОК НЕКОТОРЫХ МАРОК МАШИН, ОПРЕДЕЛЕННЫХ КРЕДИТНЫХ КАРТ И Т.Д. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ЯВЛЯЮТСЯ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМ ФАКТОРОМ ПРИ ОЦЕНКЕ ЛЮБОГО ПРОДУКТА ИЛИ УСЛУГИ.
КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО» В КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ТРАКТОВКЕ?
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА СФОРМУЛИРОВАЛА КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМ КАЧЕСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ КАТЕГОРИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОБРАЗ ЖИЗНИ, СОЦИАЛЬНУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.
В СРЕДЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОБЛЕМАМ КАЧЕСТВА СУЩЕСТВУЕТ БОЛЬШОЕ ЧИСЛО ОПРЕДЕЛЕНИЙ ЭТОЙ КАТЕГОРИИ. ЕЩЕ В 1968 Г. БЫЛО ВЫЯВЛЕНО БОЛЕЕ 100 РАЗЛИЧНЫХ ТРАКТОВОК, И С ТЕХ ПОР ИХ ЧИСЛО НЕ УМЕНЬШИЛОСЬ. ЭТО РАЗНООБРАЗИЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СВЯЗАНО С МНОГОАСПЕКТНОСТЬЮ КАТЕГОРИИ КАЧЕСТВА.
ОДИН ИЗ ПАТРИАРХОВ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ, Ф. КРОССБИ, ОПРЕДЕЛИЛ КАЧЕСТВО КАК «СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ», А ЕГО КОЛЛЕГА ДЖ. ДУРАН — КАК «СООТВЕТСТВИЕ НАЗНАЧЕНИЮ». ДЖ. ХАРРИНГТОН ОПРЕДЕЛЯЕТ КАЧЕСТВО КАК «УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ИЛИ ПРЕВЫШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПО ПРИЕМЛЕМОЙ ДЛЯ НЕГО ЦЕНЕ».
БОЛЬШИНСТВО ТРАКТОВОК БЫЛО ОБОБЩЕНО МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ (ISO), ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ КАЧЕСТВО, КАК «СОВОКУПНОСТЬ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТА, ОТНОСЯЩИХСЯ К ЕГО СПОСОБНОСТИ УДОВЛЕТВОРЯТЬ ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ИЛИ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПОТРЕБНОСТИ».
КАК МОЖНО ПРОИЛЛЮСТРИРОВАТЬ ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО» НА ПРАКТИКЕ?
ЕСЛИ ВЫ ПОИНТЕРЕСУЕТЕСЬ МНЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩИХ О КАЧЕСТВЕ ТОВАРА, КОТОРЫЙ ВЫ ПРИОБРЕЛИ, ВЫ УБЕДИТЕСЬ В РАЗЛИЧИИ ВАШЕЙ ОЦЕНКИ И ОЦЕНКИ ОКРУЖАЮЩИХ.
ДОПУСТИМ, ВЫ КУПИЛИ КОСТЮМ. ВЫ ПРИОБРЕЛИ ЕГО, ПОТОМУ ЧТО ОН ВАМ БЫЛ НЕОБХОДИМ. ПОМИМО ЭТОГО ЕГО ПАРАМЕТРЫ (РАЗМЕР, ФАСОН, ЦВЕТ, МАТЕРИАЛ И Т.П.) СООТВЕТСТВОВАЛИ ВАШИМ ПОЖЕЛАНИЯМ ИЛИ, КАК В ДАЛЬНЕЙШЕМ МЫ БУДЕМ НАЗЫВАТЬ, — ВАШИМ ОЖИДАНИЯМ. КРОМЕ ТОГО, ЦЕНА И СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ КОСТЮМА СООТВЕТСТВОВАЛИ ВАШИМ ВОЗМОЖНОСТЯМ. СРЕДИ ОПРОШЕННЫХ МОГУТ БЫТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВООБЩЕ НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ БЫ ЭТИМ КОСТЮМОМ, ПОТОМУ ЧТО ОН ИМ ПРОСТО НЕ НУЖЕН. ДРУГИЕ ПРИОБРЕЛИ БЫ ПОДОБНЫЙ КОСТЮМ, НО ПРИ НАЛИЧИИ ДРУГИХ ПАРАМЕТРОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ИХ ОЖИДАНИЯМ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, КАЖДЫЙ ОПРОШЕННЫЙ ОТВЕЧАЛ БЫ НА ВОПРОС В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОЖИДАЕМОЙ ИМ ЦЕННОСТИ (НЕОБХОДИМОСТИ ИМЕТЬ ПОДОБНУЮ ВЕЩЬ И СООТВЕТСТВИИ ЕЕ ПАРАМЕТРОВ ЕГО ОЖИДАНИЯМ) И СТОИМОСТИ ДАННОГО ТОВАРА.
ИЗ ПРИВЕДЕННОГО ПРИМЕРА СТАНЕТ ПОНЯТНЫМ РАСПРОСТРАНЕННОЕ НА ПРАКТИКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА: «КАЧЕСТВО ПРОДУКТА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕГО СВОЙСТВО (СПОСОБНОСТЬ) УДОВЛЕТВОРИТЬ ПОТРЕБНОСТИ И ОЖИДАНИЯ КОНКРЕТНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ ПО ТАКОЙ ЦЕНЕ, КОТОРУЮ ОН МОЖЕТ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ, И ТОГДА, КОГДА ОН НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕМ ИЗДЕЛИИ ИЛИ ВАШЕЙ УСЛУГЕ».
ЧТО ТАКОЕ «СОСТАВЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВА»?
КАЧЕСТВО ЗАВИСИТ ОТ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СОВОКУПНОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ. СОВОКУПНОСТЬ СОСТОИТ ИЗ РЯДА ЭЛЕМЕНТОВ. ЭТИ ЭЛЕМЕНТЫ НАЗЫВАЮТСЯ СОСТАВЛЯЮЩИМИ КАЧЕСТВА.
ОСНОВНЫМИ СОСТАВЛЯЮЩИМИ КАЧЕСТВА, НА КОТОРЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ЯВЛЯЮТСЯ:
· ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА (КАЧЕСТВО ВЫБОРА ВАШЕГО ПОТРЕБИТЕЛЯ)
· КАЧЕСТВО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОДУКТА
· КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА
· СООТВЕТСТВИЕ КАЧЕСТВА КОНЕЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ПРОЕКТУ
· КАЧЕСТВО ПОСЛЕПРОДАЖНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ВЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ В ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ КАЧЕСТВА, ГАРАНТИРУЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ ПРОДУКТА С ОЖИДАЕМОЙ ПОТРЕБИТЕЛЕМ ЦЕННОСТЬЮ, РАССМАТРИВАЕТСЯ В СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИНВЕСТИЦИЙ. ПРИЧЕМ ЭТИ ИНВЕСТИЦИИ, ПО ЕДИНОДУШНОМУ МНЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОМПАНИЙ, ВНЕДРЯЮЩИХ В СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ, В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЯВЛЯЮТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЫГОДНЫМИ.
КАЧЕСТВО ВСЕХ ПРОЦЕССОВ В ЛЮБОЙ УПРАВЛЯЕМОЙ СИСТЕМЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЛЕДСТВИЕМ НЕ ТОЛЬКО ОПРЕДЕЛЕННОГО УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, ТЕХНОЛОГИИ, ЭКОНОМИКИ, ОРГАНИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ, НО И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.
ПРИ РАССМОТРЕНИИ КАЧЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ АСПЕКТЫ:
1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ,- КОТОРЫЙ СВЯЗАН С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ, ВЛИЯЮЩИМИ НА СТАНДАРТЫ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К КАЧЕСТВУ КОМПОНЕНТОВ ИНПОТРЕБНОСТЕЙ И АУТПОТРЕБНОСТЕЙ (РИС.1).
ИНПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, СВЯЗАННЫЕ С ОБЪЕКТАМИ, КОТОРЫЕ ОН ПОТРЕБЛЯЕТ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕТ, ВКЛЮЧАЮТ КАЧЕСТВО СОЗДАННОЙ ГОСУДАРСТВОМ И ЧАСТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, САМООБУЧЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
АУТПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ВКЛЮЧАЮТ ДВА КОМПОНЕНТА – КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАЧЕСТВО ОТДЫХА, БЕЗ КОТОРЫХ НЕЛЬЗЯ СОЗДАТЬ ПОЛНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ КАЧЕСТВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.КАЧЕСТВО ОПРЕДЕЛЯЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, ГОРОДОВ, РЕГИОНОВ И СТРАН. ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЛИЯЕТ НА УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ, СИТУАЦИЮ ВНУТРИ СТРАНЫ, А ТАКЖЕ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ В СТРАНЕ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА СИСТЕМУ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.
3. СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СЛЕДУЕТ РАССМАТРИВАТЬ С ДВУХ ПОЗИЦИЙ. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНПОТРЕБНОСТЕЙ, ПОВЫШАЯ СТЕПЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НАЦИИ, ВЛИЯЕТ НА СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВА. ПОНЯТИЕ «РАЗВИТАЯ СТРАНА» ОТОЖДЕСТВЛЯЕТСЯ С ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПРОИЗВОДИТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЕ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЕ ПРОДУКТЫ И ВЫСОКИМ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИМ УРОВНЕМ ЖИЗНИ, ЧТО НЕВОЗМОЖНО БЕЗ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ КАЧЕСТВЕННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СФЕРАХ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ СОЦИУМОМ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ВЛИЯЕТ НА КАЧЕСТВО ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ.
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТОМ, ЧТО КАЧЕСТВО ЛЮБОГО ОБЪЕКТА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНО С ЭКОНОМИКОЙ. ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И МЕРОПРИЯТИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ СВЯЗАНЫ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗАТРАТАМИ И ОПРАВДАНЫ, ЕСЛИ ПРИВОДЯТ К ЗАПЛАНИРОВАННОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ЭФФЕКТУ КАЧЕСТВО ЛЮБОЙ СУЩНОСТИ (ОСОБЕННО УР) ДОЛЖНО РАССМАТРИВАТЬСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.
5. ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ И КАЧЕСТВО РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС ПРИВОДИТ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОЗДАЕТ МОЩНУЮ ОСНОВУ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕШЕНИЙ, А БОЛЕЕ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ И РЕАЛИЗУЕМЫХ РЕШЕНИЙ СОЗДАЕТ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УСКОРЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА.
МНОГОАСПЕКТНОСТЬ КАТЕГОРИЙ КАЧЕСТВА ОБУСЛОВЛИВАЕТ ВАЖНОСТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И ОПРЕДЕЛЯЕТ СЛОЖНОСТЬ И НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ ЕЕ ТРАКТОВКИ.
Сущность, роль, значение и основополагающие понятия в области качества и управления им в условиях рыночной экономики
1.1.1. Сущность и роль качества
Рис. 1.1. Совокупность основных аспектов, характеризующих категорию «качество»
•С философских позиций качество означает существенную определенность рассматриваемого объекта, благодаря которой он становится специфичным и отличается от другого объекта. Вместе с тем качество объединяет многие объекты в совокупность, т.е. делает их однородными. Категория качества выражает соответствующую ступень познания человеком объективной реальности. На начальном этапе исследования объект выделяется прежде всего каким-либо отдельным свойством или рядом свойств. С философской точки зрения
на начальном этапе свойство понимается как способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он может взаимодействовать. В дальнейшем качество приобретает некоторое множество свойств. Поскольку каждый объект взаимосвязан с другими вещами и явлениями, он может обладать бесчисленным количеством свойств Однако попытки определить качество как совокупность свойств не увенчаются успехом. Это в полной мере относится к конкретным материальным объектам. Что касается изделий, то категория качества не может сводиться только к отдельным свойствам, она должна выражать целостную характеристику функционального единства существенных свойств этого объекта. Таким образом, при философском подходе качество определяется всем тем, что объективно составляет относительно устойчивую, внутренне определенную сущность объекта.
• Социальный аспект качества связан с отношением субъектов и/или всего общества к изучаемому объекту, например, с восприятием и отношением определенных потребителей к соответствующей продукции или услугам. При этом качество может рассматриваться как категория, отвечающая законам спроса и предложения, зависящая от уровня культуры, доходов потребителей и т.п.
• Технический аспект качества обусловлен количественными и качественными изменениями объекта исследования. Так, если философский аспект качества состоит в выделении совокупности качественно однородных объектов, то инженер, рассматривая понятие качества, вкладывает в его содержание конкретный смысл. Объектом исследования становятся технические закономерности в образовании и проявлении физических, электромеханических и других свойств предметов одинакового назначения. С инженерных позиций качество исследуется в сопоставлении совокупности свойств выбранного объекта с аналогичным объектом, принятым в зависимости от цели исследования за некий эталон.
• С экономических позиций качество рассматривается как результат потребления или потребительской стоимости исследуемого объекта. Поскольку потребности в качестве того или иного объекта разнообразны, постольку это качество оценивается потребителями по-разному. Следовательно, с экономической точки зрения важно знать, насколько качество соответствует потребности, иначе не всякое высокое качество — благо, т.е. между техническим и экономическим пониманием качества имеется противоречие, которое носит диалектический характер и обусловливается дополнительной взаимосвязью производства и потребления объектов; поэтому целесообразно рассматривать совместно технический и экономический аспекты качества, тем более что это важно при проведении оценки уровня качества.
• Правовой аспект качества относится к выработке НТД, порядку ее разработки, утверждения, внедрения и выполнения, а также ее учета. С правовой точки зрения качество выступает как совокупность свойств объекта, отвечающих требованиям, установленным в НТД.
При определении термина «качество» следует учитывать различные аспекты его понимания. Однако из-за одностороннего подхода к этому вопросу в литературе (как в отечественной, так и зарубежной) можно встретить множество его формулировок. Например, в ранних версиях МС ИСО серии 9000 качество определялось как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. В версии МС ИСО 2000 г., т.е. по ГОСТ Р ИСО 9000-2001, оно определяется как степень соответствия присущих характеристик (отличительных свойств, оцениваемых качественно или количественно) предполагаемым или обязательным требованиям (потребностям или ожиданиям). В ряде зарубежных литературных источников качество рассматривается как соответствие требованиям потребителей, а иногда качество объясняется как пригодность к эксплуатации. Однако подобный подход к определению качества отражает только одну его сторону, что, как правило, требует дополнительных пояснений.
Более предпочтительной и отвечающей современным представлениям о качестве применительно к продукции и услугам можно признать следующую формулировку: качество — определенная совокупность свойств продукции или услуги, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.
Продукция по МС ИСО версии 2000 г. определяется как результат процесса, т.е. продукция становится результатом совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих «входы» в «выходы». В любом случае продукция — это совокупность всего многообразия материальных, интеллектуальных и иных ценностей, выступающих в виде существенного результата хозяйственной деятельности и предназначенных для удовлетворения определенных потребностей. В данном определении продукция является обобщенным понятием и включает изделия, продукты, технологии И Т.П.
Услуги также подпадают под приведенные выше определения продукции. Вместе с тем услуги можно также характеризовать как результат взаимодействия поставщиков (исполнителей, изготовителей) и их средств труда с потребителями по удовлетворению потребностей последних. К видам услуг можно отнести, например, транспортные, информационные, телекоммуникационные и др.
Необходимо также определиться с некоторыми другими понятиями и терминами, которые следует воспринимать однозначно. Это необходимо не только для научного познания, но и для практического применения. В настоящее время в развитых странах многие специалисты устойчиво тяготеют к четкой алгоритмизации терминологических определений в области качества и управления для однозначного их понимания всеми работниками.
В условиях рынка и конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.
Основные причины, определяющие необходимость повышения и обеспечения качества:
• существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;
• возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики и всего мирового сообщества;
• усовершенствование услуг, конструкций выпускаемой продукции и повышение значимости выполняемых функций;
• увеличение объемов производства продукции и оказываемых услуг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций;
• неприятие потребителями продукции и услуг с относительно невысоким уровнем качества;
• ужесточение требований к интенсификации производства и повышению его эффективности как необходимого фактора благополучного существования предприятий.
Наряду с перечисленными причинами необходимо отметить также усиление конкуренции на мировых рынках. Конкуренция является реальностью не только на внешнем рынке, но и в нашей стране. К этому следует добавить, что в настоящее время большая часть основных фондов промышленности России имеет низкий уровень качества, морально устарела и находится фактически на грани полного физического износа. Например, только около 6—10 % основных фондов всех предприятий по своему «возрастному» уровню соответствуют среднестатистическим показателям мирового хозяйства.
В первые 10—12 лет в постсоветской России во многом снизились темпы обновления выпускаемой продукции и уменьшилось количе-
ство ставящейся на производство продукции, соответствующей лучшим мировым и отечественным достижениям. Так, в основном лишь каждый десятый образец новой осваиваемой продукции по уровню качества превосходил (или соответствовал) лучшим мировым аналогам. Кроме того, много нареканий и рекламаций поступало со стороны отечественных потребителей на низкое качество изготовления продукции и оказываемых услуг (дефекты, брак, несоответствие эксплуатационных показателей качества требованиям НТД и др.). Общее положение в области качества как отечественных, так и импортируемых товаров в нашу страну также нельзя пока признать благополучным.
При ненадлежащем отношении к качеству товаров и услуг, не только в условиях рынка, конкуренции и сравнительно открытой экономики, но и при иных системах хозяйствования, любое дело, как правило, потерпит неудачу и общество не будет стабильным. Известный философ И.А. Ильин в книге «Путь духовного обновления» 1 отмечал: «Качественность исчезает и не восполняется никаким количеством, ибо дурное множество есть не что иное, как обилие дурных вещей, состояний или усилий, которые никому не нужны. Без качества всякое обилие теряет свой смысл; оно прямо становится бедствием и опасностью подобно тому, как в наводнении, в налетах саранчи или в многословии глупца. Жизнь вообще имеет смысл и может совершенствоваться только тогда, когда бережется и растится качество; нет его — и гибель становится неминуемой. А качество творится и обеспечивается прежде всего и больше всего культурой личного духа. Невозможно создать хорошую ткань из гнилых нитей; нельзя построить прочный дом из трухлявого, рассыпающегося кирпича; больные и умирающие, стеная в унисон, не создадут прекрасного хорового пения. Где личный дух пренебрежен и унижен, общественность будет больною и творчески бессильною».
Из приведенного высказывания можно сделать следующие выводы:
• качество должно быть и является главным во всем;
• для создания и обеспечения высокого качества необходимо высококачественные сырье, материалы и т.п.;
• без обеспечения, сохранения и улучшения качества последствия могут быть необратимо тяжелыми;
• высокое качество обеспечивается, сохраняется и совершенствуется «культурой личного духа», которая прививается и проявляется только там, где человеку оказывается подлинное внимание и глубокое уважение.
Ильин И.А. Собр. сом.: В 10 т. Т. 1. — М.: Русская книга, 1993.
Общеизвестно, что во многих странах потребители покупают по достаточно умеренным ценам только такую продукцию, которая соответствует мировому уровню или превосходит его, имеет высокое качество изготовления и полностью удовлетворяет их запросам. При этом потребители хотят быть уверенными в том. что продукция имеет стабильное качество и удовлетворяет всем требованиям НТД. т.е. в настоящее время изготовители должны в этом убедить потребителей. Те страны мира, которые уделяют серьезноевнимание качеству, управлению им, а также убеждают в этом потребителей, имеют высокие объемные и структурные показатели экспорта. Подтверждением тому могут служить не только традиционно технически развитые государства (США. Япония и страны Западной Европы), но и ряд стран Юго-Восточной Азии
1.1.2. Значение управления качеством в условиях рыночной экономики
В СССР при централизованной плановой экономике, использующей административно-командные методы, официальной была концепция управления качеством, направленная на достижение качества лучших мировых образцов. Между тем на практике хозяйственные руководители применяли более простую концепцию, которую утилитарно называли «лишь бы за ворота». Однако для реализации официальной политики при разработке ряда изделий устанавливали такой уровень качества некоторых деталей, узлов, который совершенно не был нужен для конечной продукции и увеличивал себестоимость выпускаемой продукции. Вместе с тем необходимо признать, что большую часть основных положений, заложенных в эту систему, даже в настоящее время трудно переоценить, но для их эффективного использования следует осуществить, особенно для предприятий, ставящих целью создание конкурентоспособной продукции и выход на внешний рынок, радикальное преобразование КС УК. Необходимо отметить, что наряду с управлением качеством среди других целевых направлений управления предприятием важнейшими следует признать: обеспечение поставок продукции потребителям в срок; увеличение объемов производства продукции; снижение себестоимости выпускаемой продукции. Однако значение управления качеством, в частности, и конкурентоспособность в целом исключительно велики в условиях рынка, что подтверждает практика передовых фирм зарубежных стран, где на первое место среди направлений менеджмента всегда ставится качество. При этом вся деятельность, особенно по повышению и обеспечению качества, ориентируется только на потребителей.
В ведущих в промышленном отношении странах, где фирмы и компании функционируют в жестких условиях рынка и конкуренции. успешно действуют СМК продукции и услуг. Во многом эти системы аналогичны отечествешшм КС УК, но в отличие от наших предыдущих систем более эффективны. Состав и сущность СМК регламентируются рядом МС по управлению качеством. Соответствие такой системы требованиям этих стандартов потребителями признается гарантией того, что изготовитель может поставлять продукцию стабильного качества и выполнять договорные условия. За рубежом стало непреложным правилом обязательное наличие у каждого поставщика продукции таких СМК.
Нашим предприятиям без подобного рода СМК, удовлетворяющих требованиям МС, не обойтись. Следовательно, на предприятиях необходимо больше внимания уделять системному управлению качеством как важнейшему условию создания высококачественной продукции, удовлетворяющей требованиям отечественных и зарубежных потребителей.
Таким образом, главным направлением, обеспечивающим успех и определяющим достижение всех целей управления, в настоящее время для условии рыночной экономики является управление качеством.
1.1.3. Основополагающие понятия по управлению качеством
Независимо от используемого подхода любое управление, как известно, заключается в выработке управленческих решений и их выполнении посредством соответствующих воздействий на управляемые объекты. Поэтому управление качеством следует рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого его уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом. Здесь процесс следует понимать в качестве совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.
Такое определение является более универсальным и применимо для характеристики управления качеством как для условий рынка, так и для смешанной экономики, чем то, которое дано в ГОСТ Р ИСО 9000-2001: «Часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству». Последнее определение больше подходит к контролю качества.
В теории и на практике широко используется понятие «обеспечение качества», согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001 оно характеризуется как «часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены». По существу, это процесс разработки и выполнения совокупности планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания этой уверенности. В традиционно сложившемся понимании обеспечение качества трактуется применительно только к изготовлению продукции, но его следует рассматривать значительно шире. Комплекс воздействий по обеспечению качества должен охватывать мероприятия по разработке, производству и использованию продукции, удовлетворяющей определенным требованиям по качеству на всех стадиях ее производственной деятельности, создающей доверие потребителей к изготовителю.
Для правильного решения проблем в области КП необходимо более четко понимать сущность часто используемых терминов «повышение качества» и «улучшение качества». Принято считать, что повышение качества может осуществляться в основном при разработке продукции или ее модернизации, т.е. при внесении существенных конструктивных изменений, а улучшение качества может достигаться, как правило, из-
менениями технологического характера и более эффективными управляющими воздействиями. Вместе с тем в стандартах на СМК улучшение качества характеризуется как «часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству». Такая трактовка улучшения качества, по существу, включает в себя содержание термина «повышение качества». Однако очевидно, что объектом управления при улучшении качества может быть любой элемент производственной подсистемы или СМК на каждой стадии жизненного цикла продукции.
С введением международных стандартов в качестве государственных стали часто применяться такие термины, как «прослеживае-мость», «идентификация», «СМК» и ряд других.
Прослеживаемость понимается как «возможность проследить историю, применение или местонахождение того, что рассматривается» (ГОСТ Р ИСО 9000—2001). Например, применительно к продукции данную категорию следует понимать как возможность проанализировать предысторию создания, использования и местонахождения продукции и всех действий по ее созданию и использованию на всех стадиях и этапах ее жизненного цикла. Прослеживаемость продукции во многом обеспечивается ее идентификацией, которая представляет собой процедуру маркировки и этикетирования сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции, а также технической, технологической и эксплуатационной документации на них.
Содержание термина «СМК» по ныне действующему ГОСТ Р ИСО 9000—2001 раскрывается как «система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству». Вместе с тем, более близко к требованиям системного подхода определение системы управления качеством как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих между собой относительно обособленных элементов и подсистем, обеспечивающих требования к качеству результатов деятельности организации. При этом основой достижения требуемых результатов (качества продукции и т.п.) являются соответствующие материально-технические и информационные средства.
Эффективность функционирования предприятий во многом зависит от специфического процесса трудовой, общественно необходимой деятельности определенной категории профессиональных работников, направленной на постановку целей и объединение усилий всех работающих с использованием современных принципов, функций, методов, организационных структур, ресурсов технологий для достижения требуемых результатов. При этом приоритет должен быть отдан человеку. Применительно к предприятиям, функционирующим в условиях рыночных отношений и конкуренции, и в зарубежной, и в отечественной литературе указанное выше определяется
как менеджмент. Независимо от некоторых различий в понимании менеджмента очевидно, что во всех формулировках много общего, и они практически адекватны сложившемуся в отечественной литературе понятию управления в условиях рыночных отношений. Применительно к органам государственной власти или другим подобным структурам использование термина «управление» также понятно и более привычно, чем термин «менеджмент».
Таким образом, при изучении данной дисциплины целесообразнее и предпочтительнее применять термин «управление» и соответственно «управление качеством», вкладывая в их содержание приоритетность работы с людьми в условиях рыночных отношений. Следовательно, стоит признать при изучении данной учебной дисциплины тождественность понятий «управление качеством» и «менеджмент качества», так как и в том, и в другом случаях для условий рынка понимаются одна и та же современная масштабность и содержание управленческой деятельности в области качества и конкурентоспособности.
В общем случае управление качеством как процесс воздействия на соответствующие объекты управления следует рассматривать в рамках науки управления в целом. Такой подход позволяет графически представить структуру всей совокупности знаний об УК (рис. 1.1.2).