в чем сущность основных аспектов понятия качество

Управление качеством

Сущность основных аспектов понимания категории «качества». Причины необходимости повышения качества продукции и услуг. Значение управления качеством на современном этапе. Деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

РубрикаМаркетинг, реклама и торговля
Видкраткое изложение
Языкрусский
Дата добавления16.04.2011
Размер файла10,5 K

в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть фото в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть картинку в чем сущность основных аспектов понятия качество. Картинка про в чем сущность основных аспектов понятия качество. Фото в чем сущность основных аспектов понятия качество

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Вопрос № 1. Что представляет собой качество продукции или услуги?

Имеет первостепенное значение для потребителей, так как именно оно определяет ее потребительскую стоимость.

Требования к качеству продукции включены в систему государственных стандартов РФ и включают:

— стандарты общих технических условий, содержащих общие требования к группам однородной продукции;

— стандарты технических условий, которые содержат требования к конкретной продукции.

Уровень качества продукции складывается из технического уровня изделия или качества модели.

В показатели «качество» высший приоритет имеет полнота удовлетворения потребностей и интересов потенциальных покупателей, которая обеспечивает прибыль.

Понятие «качество» многогранно. Оно включает организации, экономических расчетов, технологического оборудования и технологии производства, экологических параметров, социально-психологических отношений, этических норм, правовых, политических отношений.

Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям:

Вопрос № 2. В чем сущность основных аспектов понимания категории «качества»

Оценка качества производится на основе показателей, отражающих:

Вопрос № 3. Какие причины обуславливают необходимость повышения о обеспечения качества продукции/услуги?

Существует множество классификаций заинтересованных сторон:

2. Акционеры, владельцы бизнеса.

5. Общество и государство.

Вопрос № 4. В чем заключается значение управления качеством на современном этапе?

Большую роль играют экономические методы, охватывающие такие системы производственной деятельности. Как планирование, стимулирование, ценообразование.

Вопрос № 5. Проанализируйте соотношение таких категорий, как качество, ценность, стоимость

Данные категории совместимы. Качественный продукт имеет свою цену, и цена зависит от того, насколько он будет качественным и соответственно стоимость товара должна быть высокой для покупателя, для того чтобы он мог купить его.

Вопрос № 6. Совпадает ли подход к качеству с точки зрения потребителя и производителя

То есть потребителю нужно, чтобы продукция соответствовала его представлениям.

Производители заинтересованы в выборе клиента его продукции и получении выручки от продажи.

Вопрос № 7. В чем различие и сходство понятий «управление качеством» и «менеджмент качества»?

Вопрос № 8. Как соотносятся принципы конкурентоспособности и качества продукции

управление качество продукция услуга

Качество продукции напрямую будет зависеть от конкурентоспособности. Если товар конкурента будет лучше по качеству по той же самой цене, то «наш» товар покупать никто не будет. Соответственно конкурентоспособность на прямую влияет на качество продукции и чем больше конкурентов, тем выше качество продукции.

Вопрос №9. Назовите основные модели системы управления качеством в развитых с странах

Характерной чертой управления в Японии сбор и использование данных о качестве эксплуатационной продукции у потребителя («прослеживаемость» продукции у потребителей). Сбор данных отслеживается не только у покупателей, но и у конкурентов. Эти данные помогают оценить качество продукции у фирмы и определить контрольные показатели для улучшения собственной продукции по сравнению с конкурирующими фирмами. Вторая особенность Японской модели это оперативность управляющих воздействий в деле внедрения новых и модернизированных технологий. В 1950 году активно функционировали « кружки качества» обучение рабочих и мастеров. Программа обучения бригадиров статистическим методам контроля качества.В этой программе были выдвинуты 3 главные цели:

-Вносить вклад в совершенствование производства и развитие фирмы.

-На основе уважения к человеку создавать достойную и радостную обстановку на рабочих местах.

-Создавать благоприятную обстановку для проявления особенностей человека и безграничных способностей. Японцы выдвинули концепция полного контроля качества. В движении должен был участвовать каждый от директора до уборщицы.

Управление качеством в США и его характерные особенности в области качества:

-Жесткий контроль качества изготовления продукции с использование методов математической статистики.

-Внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административный контроль за использование планов.

-Совершенствование управление фирмой. Принимаемые в США меры, направленные на постоянное повышение качества продукции.

В настоящее время характерной чертой является наличие четко оформленных систем управления качеством. Хорошо отлаженные программы по внедрению комплекса мероприятий по схеме: «человек-машина-информация».

Вопрос № 10. Перечислите основные особенности японского опыта управления качеством

1. Воспитание у каждого изготовителя исключительно уважительного отношения к заказчикам и потребителям.

2. Реальное выполнение принципов комплексного управления качеством.

3. Участие всех подразделений и работников в обеспечении и управлении качеством.

4. Непрерывное систематическое обучение кадров вопросам обеспечения и управления качеством, что гарантирует высокий уровень подготовки в этой обстали всех работников фирм.

5. Эффективное функционирование широкой сети кружков качества на всех стадиях жизненного цикла продукции и сферы услуг.

6. Использование развитой системы инспектирования всей деятельности по обеспечению и управлению качеством.

7. Широкое применение при обеспечении и управлении качеством передовых методов контроля качества, включая статистические, приоритетном контроле качества производственных процессов.

8. Создание и реализация глубоко проработанных комплексных программ по контролю качества и оптимальных планов по их выполнению.

9. Наличие в сфере производства высококачественных средств труда.

10. Наличие исключительно развитой системы пропаганды значения высококачественной продукции и добросовестного труда.

11. Сильное влияние со стороны государства на принципиальные направления повышения уровня качества и обеспечения конкурентоспособности продукции.

Вопрос № 11. При каких условиях в России возможно решение проблемы качества

Необходимо реализовать комплекс обеспечивающих мероприятий, включающий разработку и реализацию системы мер и преимуществ, стимулирующих работу. На это должны быть нацелены создаваемая в стране организационная структура, проводящая оценку и признание системы качества, а также обучение специалистов, способных выполнять все виды работ в области обеспечения, контроля и улучшения качества.

Проанализируйте, к какому из этапов развития философии качества соответствует система качества в вашем предприятии.

Организация OOO «Мебельный дом»

Определите наиболее актуальные направления деятельности менеджеров по управлению качеством.

Улучшение системы взаимоотношения с потребителями.

Система обучения персонала.

Система мотивации персонала.

Система отношений с поставщиками.

Дайте классификацию показателей качества продукции и услуг по важнейшим классификационным показателям.

Показатели качества потребительских свойств продукции.

Показатели качества изготовления продукции.

Показатели эксплуатационных качеств продукции.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основополагающие понятия по управлению качеством: управление, обеспечение, улучшение, прослеживаемость и идентификация качества. Этапы жизненного цикла продукции. Петля качества и ее этапы. Мероприятия снабжения и производства. Система звезд качества.

реферат [588,8 K], добавлен 05.04.2009

Суть и значение качества продукции. Понятие качества труда и качества продукции. Главные аспекты качества продукции. Показатели качества продукции. Понятие и функции управление качеством продукции. Сертификация качества.

реферат [36,1 K], добавлен 22.07.2007

Цели и принципы стратегии, системный подход к управлению качеством продукции. Комплексные системы, нормативно-правовые основы, контроль и регулирование, эффективность управления, принцип вовлеченности персонала организации в процесс обеспечения качества.

реферат [26,2 K], добавлен 25.01.2010

Сущность и основные качества системы управления качеством предприятия. Система управления качеством в ООО «Центрум», анализ ее элементов и форм реализации, внешней и внутренней среды, влияющей на качество, а также предложения по их совершенствованию.

курсовая работа [207,9 K], добавлен 19.11.2009

Качество и конкурентоспособность продукции. Методы оценки качества. Контроль качества продукции. Система управления качеством продукции в мировой практике. Пути повышения качества продукции. Опыт ведущих производителей телевизионной техники.

дипломная работа [590,5 K], добавлен 07.04.2008

Понятие, значение и факторы обеспечения качества продукции. Методы оценки показателей качества. Непрекращающийся процесс обучения (ориентированный на рабочие места) и повышение мотивации персонала. Служба управления качеством продукции на предприятии.

реферат [34,3 K], добавлен 17.10.2009

Понятие «продукция» и «уровень качества». Позиционирование продукции в маркетинговых исследований. Качество продукции как экономическая категория. Эволюция методов управления качеством. Развитие элементов управления качеством на российских предприятиях.

курсовая работа [112,0 K], добавлен 13.01.2009

Источник

СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ «КАЧЕСТВА». мНОГОАСПЕКТНОСТЬ КАТЕГОРИИ «КАЧЕСТВА»

в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть фото в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть картинку в чем сущность основных аспектов понятия качество. Картинка про в чем сущность основных аспектов понятия качество. Фото в чем сущность основных аспектов понятия качество в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть фото в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть картинку в чем сущность основных аспектов понятия качество. Картинка про в чем сущность основных аспектов понятия качество. Фото в чем сущность основных аспектов понятия качество в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть фото в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть картинку в чем сущность основных аспектов понятия качество. Картинка про в чем сущность основных аспектов понятия качество. Фото в чем сущность основных аспектов понятия качество в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть фото в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть картинку в чем сущность основных аспектов понятия качество. Картинка про в чем сущность основных аспектов понятия качество. Фото в чем сущность основных аспектов понятия качество

в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть фото в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть картинку в чем сущность основных аспектов понятия качество. Картинка про в чем сущность основных аспектов понятия качество. Фото в чем сущность основных аспектов понятия качество

в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть фото в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть картинку в чем сущность основных аспектов понятия качество. Картинка про в чем сущность основных аспектов понятия качество. Фото в чем сущность основных аспектов понятия качество

КАЧЕСТВО — ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТИВНОЕ. В БЫТУ ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО» ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПРОДУКЦИИ ИЛИ УСЛУГ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ. В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ В ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО» ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВКЛЮЧЕНЫ ИСТИННЫЕ ЗАПРОСЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ — ТЕКУЩИЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ. ПРИ ЭТОМ НУЖНО ПОНИМАТЬ, ЧТО ОДНО ИЗ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ КАЧЕСТВА КАК «УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОКУПАТЕЛЯ» НЕ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ПРОДУКТА ИЛИ УСЛУГИ.

ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЛАДАНИИ НЕКИМИ СИМВОЛАМИ СТАТУСА ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ПОКУПОК НЕКОТОРЫХ МАРОК МАШИН, ОПРЕДЕЛЕННЫХ КРЕДИТНЫХ КАРТ И Т.Д. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ЯВЛЯЮТСЯ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМ ФАКТОРОМ ПРИ ОЦЕНКЕ ЛЮБОГО ПРОДУКТА ИЛИ УСЛУГИ.

КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО» В КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ТРАКТОВКЕ?

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА СФОРМУЛИРОВАЛА КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМ КАЧЕСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ КАТЕГОРИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОБРАЗ ЖИЗНИ, СОЦИАЛЬНУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.

В СРЕДЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОБЛЕМАМ КАЧЕСТВА СУЩЕСТВУЕТ БОЛЬШОЕ ЧИСЛО ОПРЕДЕЛЕНИЙ ЭТОЙ КАТЕГОРИИ. ЕЩЕ В 1968 Г. БЫЛО ВЫЯВЛЕНО БОЛЕЕ 100 РАЗЛИЧНЫХ ТРАКТОВОК, И С ТЕХ ПОР ИХ ЧИСЛО НЕ УМЕНЬШИЛОСЬ. ЭТО РАЗНООБРАЗИЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СВЯЗАНО С МНОГОАСПЕКТНОСТЬЮ КАТЕГОРИИ КАЧЕСТВА.

ОДИН ИЗ ПАТРИАРХОВ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ, Ф. КРОССБИ, ОПРЕДЕЛИЛ КАЧЕСТВО КАК «СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ», А ЕГО КОЛЛЕГА ДЖ. ДУРАН — КАК «СООТВЕТСТВИЕ НАЗНАЧЕНИЮ». ДЖ. ХАРРИНГТОН ОПРЕДЕЛЯЕТ КАЧЕСТВО КАК «УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ИЛИ ПРЕВЫШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПО ПРИЕМЛЕМОЙ ДЛЯ НЕГО ЦЕНЕ».

БОЛЬШИНСТВО ТРАКТОВОК БЫЛО ОБОБЩЕНО МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ (ISO), ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ КАЧЕСТВО, КАК «СОВОКУПНОСТЬ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТА, ОТНОСЯЩИХСЯ К ЕГО СПОСОБНОСТИ УДОВЛЕТВОРЯТЬ ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ИЛИ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПОТРЕБНОСТИ».

КАК МОЖНО ПРОИЛЛЮСТРИРОВАТЬ ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО» НА ПРАКТИКЕ?

ЕСЛИ ВЫ ПОИНТЕРЕСУЕТЕСЬ МНЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩИХ О КАЧЕСТВЕ ТОВАРА, КОТОРЫЙ ВЫ ПРИОБРЕЛИ, ВЫ УБЕДИТЕСЬ В РАЗЛИЧИИ ВАШЕЙ ОЦЕНКИ И ОЦЕНКИ ОКРУЖАЮЩИХ.

ДОПУСТИМ, ВЫ КУПИЛИ КОСТЮМ. ВЫ ПРИОБРЕЛИ ЕГО, ПОТОМУ ЧТО ОН ВАМ БЫЛ НЕОБХОДИМ. ПОМИМО ЭТОГО ЕГО ПАРАМЕТРЫ (РАЗМЕР, ФАСОН, ЦВЕТ, МАТЕРИАЛ И Т.П.) СООТВЕТСТВОВАЛИ ВАШИМ ПОЖЕЛАНИЯМ ИЛИ, КАК В ДАЛЬНЕЙШЕМ МЫ БУДЕМ НАЗЫВАТЬ, — ВАШИМ ОЖИДАНИЯМ. КРОМЕ ТОГО, ЦЕНА И СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ КОСТЮМА СООТВЕТСТВОВАЛИ ВАШИМ ВОЗМОЖНОСТЯМ. СРЕДИ ОПРОШЕННЫХ МОГУТ БЫТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВООБЩЕ НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ БЫ ЭТИМ КОСТЮМОМ, ПОТОМУ ЧТО ОН ИМ ПРОСТО НЕ НУЖЕН. ДРУГИЕ ПРИОБРЕЛИ БЫ ПОДОБНЫЙ КОСТЮМ, НО ПРИ НАЛИЧИИ ДРУГИХ ПАРАМЕТРОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ИХ ОЖИДАНИЯМ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, КАЖДЫЙ ОПРОШЕННЫЙ ОТВЕЧАЛ БЫ НА ВОПРОС В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОЖИДАЕМОЙ ИМ ЦЕННОСТИ (НЕОБХОДИМОСТИ ИМЕТЬ ПОДОБНУЮ ВЕЩЬ И СООТВЕТСТВИИ ЕЕ ПАРАМЕТРОВ ЕГО ОЖИДАНИЯМ) И СТОИМОСТИ ДАННОГО ТОВАРА.

ИЗ ПРИВЕДЕННОГО ПРИМЕРА СТАНЕТ ПОНЯТНЫМ РАСПРОСТРАНЕННОЕ НА ПРАКТИКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА: «КАЧЕСТВО ПРОДУКТА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕГО СВОЙСТВО (СПОСОБНОСТЬ) УДОВЛЕТВОРИТЬ ПОТРЕБНОСТИ И ОЖИДАНИЯ КОНКРЕТНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ ПО ТАКОЙ ЦЕНЕ, КОТОРУЮ ОН МОЖЕТ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ, И ТОГДА, КОГДА ОН НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕМ ИЗДЕЛИИ ИЛИ ВАШЕЙ УСЛУГЕ».

ЧТО ТАКОЕ «СОСТАВЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВА»?

КАЧЕСТВО ЗАВИСИТ ОТ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СОВОКУПНОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ. СОВОКУПНОСТЬ СОСТОИТ ИЗ РЯДА ЭЛЕМЕНТОВ. ЭТИ ЭЛЕМЕНТЫ НАЗЫВАЮТСЯ СОСТАВЛЯЮЩИМИ КАЧЕСТВА.

ОСНОВНЫМИ СОСТАВЛЯЮЩИМИ КАЧЕСТВА, НА КОТОРЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ЯВЛЯЮТСЯ:

· ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА (КАЧЕСТВО ВЫБОРА ВАШЕГО ПОТРЕБИТЕЛЯ)

· КАЧЕСТВО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОДУКТА

· КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА

· СООТВЕТСТВИЕ КАЧЕСТВА КОНЕЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ПРОЕКТУ

· КАЧЕСТВО ПОСЛЕПРОДАЖНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

ВЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ В ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ КАЧЕСТВА, ГАРАНТИРУЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ ПРОДУКТА С ОЖИДАЕМОЙ ПОТРЕБИТЕЛЕМ ЦЕННОСТЬЮ, РАССМАТРИВАЕТСЯ В СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИНВЕСТИЦИЙ. ПРИЧЕМ ЭТИ ИНВЕСТИЦИИ, ПО ЕДИНОДУШНОМУ МНЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОМПАНИЙ, ВНЕДРЯЮЩИХ В СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ, В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЯВЛЯЮТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЫГОДНЫМИ.

в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть фото в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть картинку в чем сущность основных аспектов понятия качество. Картинка про в чем сущность основных аспектов понятия качество. Фото в чем сущность основных аспектов понятия качество

КАЧЕСТВО ВСЕХ ПРОЦЕССОВ В ЛЮБОЙ УПРАВЛЯЕМОЙ СИСТЕМЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЛЕДСТВИЕМ НЕ ТОЛЬКО ОПРЕДЕЛЕННОГО УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, ТЕХНОЛОГИИ, ЭКОНОМИКИ, ОРГАНИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ, НО И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.

ПРИ РАССМОТРЕНИИ КАЧЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ АСПЕКТЫ:

1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ,- КОТОРЫЙ СВЯЗАН С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ, ВЛИЯЮЩИМИ НА СТАНДАРТЫ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К КАЧЕСТВУ КОМПОНЕНТОВ ИНПОТРЕБНОСТЕЙ И АУТПОТРЕБНОСТЕЙ (РИС.1).

ИНПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, СВЯЗАННЫЕ С ОБЪЕКТАМИ, КОТОРЫЕ ОН ПОТРЕБЛЯЕТ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕТ, ВКЛЮЧАЮТ КАЧЕСТВО СОЗДАННОЙ ГОСУДАРСТВОМ И ЧАСТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, САМООБУЧЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

АУТПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ВКЛЮЧАЮТ ДВА КОМПОНЕНТА – КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАЧЕСТВО ОТДЫХА, БЕЗ КОТОРЫХ НЕЛЬЗЯ СОЗДАТЬ ПОЛНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ КАЧЕСТВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.КАЧЕСТВО ОПРЕДЕЛЯЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, ГОРОДОВ, РЕГИОНОВ И СТРАН. ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЛИЯЕТ НА УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ, СИТУАЦИЮ ВНУТРИ СТРАНЫ, А ТАКЖЕ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ В СТРАНЕ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА СИСТЕМУ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.

3. СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СЛЕДУЕТ РАССМАТРИВАТЬ С ДВУХ ПОЗИЦИЙ. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНПОТРЕБНОСТЕЙ, ПОВЫШАЯ СТЕПЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НАЦИИ, ВЛИЯЕТ НА СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВА. ПОНЯТИЕ «РАЗВИТАЯ СТРАНА» ОТОЖДЕСТВЛЯЕТСЯ С ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПРОИЗВОДИТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЕ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЕ ПРОДУКТЫ И ВЫСОКИМ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИМ УРОВНЕМ ЖИЗНИ, ЧТО НЕВОЗМОЖНО БЕЗ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ КАЧЕСТВЕННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СФЕРАХ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ СОЦИУМОМ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ВЛИЯЕТ НА КАЧЕСТВО ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ.

4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТОМ, ЧТО КАЧЕСТВО ЛЮБОГО ОБЪЕКТА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНО С ЭКОНОМИКОЙ. ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И МЕРОПРИЯТИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ СВЯЗАНЫ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗАТРАТАМИ И ОПРАВДАНЫ, ЕСЛИ ПРИВОДЯТ К ЗАПЛАНИРОВАННОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ЭФФЕКТУ КАЧЕСТВО ЛЮБОЙ СУЩНОСТИ (ОСОБЕННО УР) ДОЛЖНО РАССМАТРИВАТЬСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.

5. ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ И КАЧЕСТВО РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС ПРИВОДИТ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОЗДАЕТ МОЩНУЮ ОСНОВУ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕШЕНИЙ, А БОЛЕЕ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ И РЕАЛИЗУЕМЫХ РЕШЕНИЙ СОЗДАЕТ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УСКОРЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА.

МНОГОАСПЕКТНОСТЬ КАТЕГОРИЙ КАЧЕСТВА ОБУСЛОВЛИВАЕТ ВАЖНОСТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И ОПРЕДЕЛЯЕТ СЛОЖНОСТЬ И НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ ЕЕ ТРАКТОВКИ.

Источник

Сущность, роль, значение и основополагающие понятия в области качества и управления им в условиях рыночной экономики

в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть фото в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть картинку в чем сущность основных аспектов понятия качество. Картинка про в чем сущность основных аспектов понятия качество. Фото в чем сущность основных аспектов понятия качество в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть фото в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть картинку в чем сущность основных аспектов понятия качество. Картинка про в чем сущность основных аспектов понятия качество. Фото в чем сущность основных аспектов понятия качество в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть фото в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть картинку в чем сущность основных аспектов понятия качество. Картинка про в чем сущность основных аспектов понятия качество. Фото в чем сущность основных аспектов понятия качество в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть фото в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть картинку в чем сущность основных аспектов понятия качество. Картинка про в чем сущность основных аспектов понятия качество. Фото в чем сущность основных аспектов понятия качество

в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть фото в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть картинку в чем сущность основных аспектов понятия качество. Картинка про в чем сущность основных аспектов понятия качество. Фото в чем сущность основных аспектов понятия качество

в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть фото в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть картинку в чем сущность основных аспектов понятия качество. Картинка про в чем сущность основных аспектов понятия качество. Фото в чем сущность основных аспектов понятия качество

1.1.1. Сущность и роль качества

в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть фото в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть картинку в чем сущность основных аспектов понятия качество. Картинка про в чем сущность основных аспектов понятия качество. Фото в чем сущность основных аспектов понятия качество

Рис. 1.1. Совокупность основных аспектов, характеризующих категорию «качество»

С философских позиций качество означает существенную опре­деленность рассматриваемого объекта, благодаря которой он стано­вится специфичным и отличается от другого объекта. Вместе с тем качество объединяет многие объекты в совокупность, т.е. делает их однородными. Категория качества выражает соответствующую сту­пень познания человеком объективной реальности. На начальном этапе исследования объект выделяется прежде всего каким-либо от­дельным свойством или рядом свойств. С философской точки зрения

на начальном этапе свойство понимается как способ проявления оп­ределенной стороны качества объекта по отношению к другим объ­ектам, с которыми он может взаимодействовать. В дальнейшем каче­ство приобретает некоторое множество свойств. Поскольку каждый объект взаимосвязан с другими вещами и явлениями, он может обла­дать бесчисленным количеством свойств Однако попытки опреде­лить качество как совокупность свойств не увенчаются успехом. Это в полной мере относится к конкретным материальным объектам. Что касается изделий, то категория качества не может сводиться только к отдельным свойствам, она должна выражать целостную характери­стику функционального единства существенных свойств этого объек­та. Таким образом, при философском подходе качество определяется всем тем, что объективно составляет относительно устойчивую, внутренне определенную сущность объекта.

Социальный аспект качества связан с отношением субъектов и/или всего общества к изучаемому объекту, например, с восприяти­ем и отношением определенных потребителей к соответствующей продукции или услугам. При этом качество может рассматриваться как категория, отвечающая законам спроса и предложения, завися­щая от уровня культуры, доходов потребителей и т.п.

Технический аспект качества обусловлен количественными и качественными изменениями объекта исследования. Так, если фило­софский аспект качества состоит в выделении совокупности качест­венно однородных объектов, то инженер, рассматривая понятие ка­чества, вкладывает в его содержание конкретный смысл. Объектом исследования становятся технические закономерности в образовании и проявлении физических, электромеханических и других свойств предметов одинакового назначения. С инженерных позиций качест­во исследуется в сопоставлении совокупности свойств выбранного объекта с аналогичным объектом, принятым в зависимости от цели исследования за некий эталон.

• С экономических позиций качество рассматривается как резуль­тат потребления или потребительской стоимости исследуемого объ­екта. Поскольку потребности в качестве того или иного объекта разнообразны, постольку это качество оценивается потребителями по-разному. Следовательно, с экономической точки зрения важно знать, насколько качество соответствует потребности, иначе не вся­кое высокое качество — благо, т.е. между техническим и экономи­ческим пониманием качества имеется противоречие, которое носит диалектический характер и обусловливается дополнительной взаи­мосвязью производства и потребления объектов; поэтому целесооб­разно рассматривать совместно технический и экономический ас­пекты качества, тем более что это важно при проведении оценки уровня качества.

Правовой аспект качества относится к выработке НТД, по­рядку ее разработки, утверждения, внедрения и выполнения, а также ее учета. С правовой точки зрения качество выступает как совокупность свойств объекта, отвечающих требованиям, установ­ленным в НТД.

При определении термина «качество» следует учитывать различ­ные аспекты его понимания. Однако из-за одностороннего подхода к этому вопросу в литературе (как в отечественной, так и зарубежной) можно встретить множество его формулировок. Например, в ранних версиях МС ИСО серии 9000 качество определялось как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые по­требности. В версии МС ИСО 2000 г., т.е. по ГОСТ Р ИСО 9000-2001, оно определяется как степень соответствия присущих характеристик (отличительных свойств, оцениваемых качественно или количествен­но) предполагаемым или обязательным требованиям (потребностям или ожиданиям). В ряде зарубежных литературных источников качест­во рассматривается как соответствие требованиям потребителей, а иногда качество объясняется как пригодность к эксплуатации. Однако подобный подход к определению качества отражает только одну его сторону, что, как правило, требует дополнительных пояснений.

в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть фото в чем сущность основных аспектов понятия качество. Смотреть картинку в чем сущность основных аспектов понятия качество. Картинка про в чем сущность основных аспектов понятия качество. Фото в чем сущность основных аспектов понятия качество

Более предпочтительной и отвечающей современным представ­лениям о качестве применительно к продукции и услугам можно признать следующую формулировку: качество — определенная сово­купность свойств продукции или услуги, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребно­стям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

Продукция по МС ИСО версии 2000 г. определяется как резуль­тат процесса, т.е. продукция становится результатом совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, пре­образующих «входы» в «выходы». В любом случае продукция — это совокупность всего многообразия материальных, интеллектуальных и иных ценностей, выступающих в виде существенного результата хозяйственной деятельности и предназначенных для удовлетворения определенных потребностей. В данном определении продукция явля­ется обобщенным понятием и включает изделия, продукты, техноло­гии И Т.П.

Услуги также подпадают под приведенные выше определения продукции. Вместе с тем услуги можно также характеризовать как результат взаимодействия поставщиков (исполнителей, изготовите­лей) и их средств труда с потребителями по удовлетворению потреб­ностей последних. К видам услуг можно отнести, например, транс­портные, информационные, телекоммуникационные и др.

Необходимо также определиться с некоторыми другими поня­тиями и терминами, которые следует воспринимать однозначно. Это необходимо не только для научного познания, но и для практическо­го применения. В настоящее время в развитых странах многие спе­циалисты устойчиво тяготеют к четкой алгоритмизации терминоло­гических определений в области качества и управления для одно­значного их понимания всеми работниками.

В условиях рынка и конкуренции развитые страны мира воспри­нимают высокое качество как стратегический коммерческий импера­тив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению каче­ства в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.

Основные причины, определяющие необходимость повышения и обеспечения качества:

• существенное непрерывное возрастание личных, производст­венных и общественных потребностей;

• возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики и всего мирового сообщества;

• усовершенствование услуг, конструкций выпускаемой продук­ции и повышение значимости выполняемых функций;

• увеличение объемов производства продукции и оказываемых ус­луг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и рекла­маций;

• неприятие потребителями продукции и услуг с относительно не­высоким уровнем качества;

• ужесточение требований к интенсификации производства и по­вышению его эффективности как необходимого фактора благо­получного существования предприятий.

Наряду с перечисленными причинами необходимо отметить так­же усиление конкуренции на мировых рынках. Конкуренция является реальностью не только на внешнем рынке, но и в нашей стране. К этому следует добавить, что в настоящее время большая часть основ­ных фондов промышленности России имеет низкий уровень качест­ва, морально устарела и находится фактически на грани полного фи­зического износа. Например, только около 6—10 % основных фондов всех предприятий по своему «возрастному» уровню соответствуют среднестатистическим показателям мирового хозяйства.

В первые 10—12 лет в постсоветской России во многом снизились темпы обновления выпускаемой продукции и уменьшилось количе-

ство ставящейся на производство продукции, соответствующей луч­шим мировым и отечественным достижениям. Так, в основном лишь каждый десятый образец новой осваиваемой продукции по уровню качества превосходил (или соответствовал) лучшим мировым анало­гам. Кроме того, много нареканий и рекламаций поступало со стороны отечественных потребителей на низкое качество изготовления про­дукции и оказываемых услуг (дефекты, брак, несоответствие эксплуа­тационных показателей качества требованиям НТД и др.). Общее по­ложение в области качества как отечественных, так и импортируемых товаров в нашу страну также нельзя пока признать благополучным.

При ненадлежащем отношении к качеству товаров и услуг, не толь­ко в условиях рынка, конкуренции и сравнительно открытой экономи­ки, но и при иных системах хозяйствования, любое дело, как правило, потерпит неудачу и общество не будет стабильным. Известный философ И.А. Ильин в книге «Путь духовного обновления» 1 отмечал: «Качест­венность исчезает и не восполняется никаким количеством, ибо дурное множество есть не что иное, как обилие дурных вещей, состояний или усилий, которые никому не нужны. Без качества всякое обилие теряет свой смысл; оно прямо становится бедствием и опасностью подобно тому, как в наводнении, в налетах саранчи или в многословии глупца. Жизнь вообще имеет смысл и может совершенствоваться только тогда, когда бережется и растится качество; нет его — и гибель становится не­минуемой. А качество творится и обеспечивается прежде всего и больше всего культурой личного духа. Невозможно создать хорошую ткань из гнилых нитей; нельзя построить прочный дом из трухлявого, рассы­пающегося кирпича; больные и умирающие, стеная в унисон, не созда­дут прекрасного хорового пения. Где личный дух пренебрежен и уни­жен, общественность будет больною и творчески бессильною».

Из приведенного высказывания можно сделать следующие выводы:

• качество должно быть и является главным во всем;

• для создания и обеспечения высокого качества необходимо вы­сококачественные сырье, материалы и т.п.;

• без обеспечения, сохранения и улучшения качества последствия могут быть необратимо тяжелыми;

• высокое качество обеспечивается, сохраняется и совершенству­ется «культурой личного духа», которая прививается и проявля­ется только там, где человеку оказывается подлинное внимание и глубокое уважение.

Ильин И.А. Собр. сом.: В 10 т. Т. 1. — М.: Русская книга, 1993.

Общеизвестно, что во многих странах потребители покупают по достаточно умеренным ценам только такую продукцию, которая со­ответствует мировому уровню или превосходит его, имеет высокое качество изготовления и полностью удовлетворяет их запросам. При этом потребители хотят быть уверенными в том. что продукция имеет стабильное качество и удовлетворяет всем требованиям НТД. т.е. в настоящее время изготовители должны в этом убедить потребителей. Те страны мира, которые уделяют серьезноевнимание качеству, управлению им, а также убеждают в этом потребителей, имеют высо­кие объемные и структурные показатели экспорта. Подтверждением тому могут служить не только традиционно технически развитые го­сударства (США. Япония и страны Западной Европы), но и ряд стран Юго-Восточной Азии

1.1.2. Значение управления качеством в условиях рыночной экономики

В СССР при централизованной плановой экономике, исполь­зующей административно-командные методы, официальной была концепция управления качеством, направленная на достижение ка­чества лучших мировых образцов. Между тем на практике хозяйст­венные руководители применяли более простую концепцию, кото­рую утилитарно называли «лишь бы за ворота». Однако для реализа­ции официальной политики при разработке ряда изделий устанавли­вали такой уровень качества некоторых деталей, узлов, который со­вершенно не был нужен для конечной продукции и увеличивал себе­стоимость выпускаемой продукции. Вместе с тем необходимо при­знать, что большую часть основных положений, заложенных в эту систему, даже в настоящее время трудно переоценить, но для их эф­фективного использования следует осуществить, особенно для пред­приятий, ставящих целью создание конкурентоспособной продукции и выход на внешний рынок, радикальное преобразование КС УК. Необходимо отметить, что наряду с управлением качеством среди других целевых направлений управления предприятием важнейшими следует признать: обеспечение поставок продукции потребителям в срок; увеличение объемов производства продукции; снижение себе­стоимости выпускаемой продукции. Однако значение управления качеством, в частности, и конкурентоспособность в целом исключи­тельно велики в условиях рынка, что подтверждает практика передо­вых фирм зарубежных стран, где на первое место среди направлений менеджмента всегда ставится качество. При этом вся деятельность, особенно по повышению и обеспечению качества, ориентируется только на потребителей.

В ведущих в промышленном отношении странах, где фирмы и компании функционируют в жестких условиях рынка и конкурен­ции. успешно действуют СМК продукции и услуг. Во многом эти системы аналогичны отечествешшм КС УК, но в отличие от наших предыдущих систем более эффективны. Состав и сущность СМК рег­ламентируются рядом МС по управлению качеством. Соответствие такой системы требованиям этих стандартов потребителями призна­ется гарантией того, что изготовитель может поставлять продукцию стабильного качества и выполнять договорные условия. За рубежом стало непреложным правилом обязательное наличие у каждого по­ставщика продукции таких СМК.

Нашим предприятиям без подобного рода СМК, удовлетворяю­щих требованиям МС, не обойтись. Следовательно, на предприятиях необходимо больше внимания уделять системному управлению каче­ством как важнейшему условию создания высококачественной про­дукции, удовлетворяющей требованиям отечественных и зарубежных потребителей.

Таким образом, главным направлением, обеспечивающим ус­пех и определяющим достижение всех целей управления, в на­стоящее время для условии рыночной экономики является управле­ние качеством.

1.1.3. Основополагающие понятия по управлению качеством

Независимо от используемого подхода любое управление, как из­вестно, заключается в выработке управленческих решений и их вы­полнении посредством соответствующих воздействий на управляе­мые объекты. Поэтому управление качеством следует рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объ­екты управления для установления, обеспечения и поддержания необхо­димого его уровня качества, удовлетворяющего требованиям потреби­телей и общества в целом. Здесь процесс следует понимать в качестве совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов дея­тельности, преобразующих входы в выходы.

Такое определение является более универсальным и примени­мо для характеристики управления качеством как для условий рынка, так и для смешанной экономики, чем то, которое дано в ГОСТ Р ИСО 9000-2001: «Часть менеджмента качества, направлен­ная на выполнение требований к качеству». Последнее определение больше подходит к контролю качества.

В теории и на практике широко используется понятие «обеспече­ние качества», согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001 оно характеризует­ся как «часть менеджмента качества, направленная на создание уве­ренности, что требования к качеству будут выполнены». По сущест­ву, это процесс разработки и выполнения совокупности планируе­мых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания этой уверенности. В традиционно сложившемся понима­нии обеспечение качества трактуется применительно только к изго­товлению продукции, но его следует рассматривать значительно ши­ре. Комплекс воздействий по обеспечению качества должен охваты­вать мероприятия по разработке, производству и использованию продукции, удовлетворяющей определенным требованиям по качест­ву на всех стадиях ее производственной деятельности, создающей доверие потребителей к изготовителю.

Для правильного решения проблем в области КП необходимо более четко понимать сущность часто используемых терминов «повышение качества» и «улучшение качества». Принято считать, что повышение качества может осуществляться в основном при разработке продукции или ее модернизации, т.е. при внесении существенных конструктивных изменений, а улучшение качества может достигаться, как правило, из-

менениями технологического характера и более эффективными управ­ляющими воздействиями. Вместе с тем в стандартах на СМК улучшение качества характеризуется как «часть менеджмента качества, направлен­ная на увеличение способности выполнить требования к качеству». Та­кая трактовка улучшения качества, по существу, включает в себя содер­жание термина «повышение качества». Однако очевидно, что объектом управления при улучшении качества может быть любой элемент произ­водственной подсистемы или СМК на каждой стадии жизненного цик­ла продукции.

С введением международных стандартов в качестве государст­венных стали часто применяться такие термины, как «прослеживае-мость», «идентификация», «СМК» и ряд других.

Прослеживаемость понимается как «возможность проследить ис­торию, применение или местонахождение того, что рассматривается» (ГОСТ Р ИСО 9000—2001). Например, применительно к продукции данную категорию следует понимать как возможность проанализиро­вать предысторию создания, использования и местонахождения продук­ции и всех действий по ее созданию и использованию на всех стадиях и этапах ее жизненного цикла. Прослеживаемость продукции во многом обеспечивается ее идентификацией, которая представляет собой про­цедуру маркировки и этикетирования сырья, материалов, комплек­тующих изделий и готовой продукции, а также технической, техноло­гической и эксплуатационной документации на них.

Содержание термина «СМК» по ныне действующему ГОСТ Р ИСО 9000—2001 раскрывается как «система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству». Вместе с тем, более близко к требованиям системного подхода определение системы управления качеством как совокупности взаимосвязанных и взаимо­действующих между собой относительно обособленных элементов и подсистем, обеспечивающих требования к качеству результатов дея­тельности организации. При этом основой достижения требуемых ре­зультатов (качества продукции и т.п.) являются соответствующие ма­териально-технические и информационные средства.

Эффективность функционирования предприятий во многом за­висит от специфического процесса трудовой, общественно необхо­димой деятельности определенной категории профессиональных ра­ботников, направленной на постановку целей и объединение усилий всех работающих с использованием современных принципов, функ­ций, методов, организационных структур, ресурсов технологий для достижения требуемых результатов. При этом приоритет должен быть отдан человеку. Применительно к предприятиям, функциони­рующим в условиях рыночных отношений и конкуренции, и в зару­бежной, и в отечественной литературе указанное выше определяется

как менеджмент. Независимо от некоторых различий в понимании менеджмента очевидно, что во всех формулировках много общего, и они практически адекватны сложившемуся в отечественной литера­туре понятию управления в условиях рыночных отношений. Приме­нительно к органам государственной власти или другим подобным структурам использование термина «управление» также понятно и более привычно, чем термин «менеджмент».

Таким образом, при изучении данной дисциплины целесообразнее и предпочтительнее применять термин «управление» и соответственно «управление качеством», вкладывая в их содержание приоритетность работы с людьми в условиях рыночных отношений. Следовательно, стоит признать при изучении данной учебной дисциплины тождественность понятий «управление качеством» и «менеджмент качества», так как и в том, и в другом случаях для условий рынка понимаются одна и та же современная масштабность и содержание управленческой деятельно­сти в области качества и конкурентоспособности.

В общем случае управление качеством как процесс воздействия на соответствующие объекты управления следует рассматривать в рамках науки управления в целом. Такой подход позволяет графически пред­ставить структуру всей совокупности знаний об УК (рис. 1.1.2).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *