в чем сущность нигилизма базарова
Нигилист Базаров
Центральным образом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Базаров-нигилист. Писатель демонстрирует теорию нигилизма, которая развенчивается в ходе повествования. Взгляды главного героя произведения, построенные на отрицании принципов, вступают в конфликт с реальной жизнью.
Принципы Базарова
Мировоззрение Евгения Базарова построено на принципах отрицания. Он считает, что отрицание в его время – это самое полезное, что есть на свете. Базаров отрицает все общепринятые общественные нормы. Все то, что создано обществом, по мнению Базарова, должно отрицаться. Такая позиция тесно связана с зарождающимися революционными взглядами. И. С. Тургеневу удалось показать появление «новых людей», к которым относится и нигилист Базаров. Старые порядки для главного героя романа «Отцы и дети» являются причиной медленного развития России. Базаров считает, что необходимо разрушить все существующее, чтобы затем построить что-то новое, лучше прежнего. Поэтому он так яро выступал против дворянских принципов, спорил с Павлом Петровичем Кирсановым.
Отношение к окружающему миру
Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.
Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.
Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.
Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.
Столкновение теории и реальности
Нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» сталкивается с реальной действительностью. Принципы, которые поставил себе Базаров, оказываются нежизнеспособными в реальности. Отрицая любовь и называя ее белибердой и дурью, Базаров сам оказывается влюбленным в Одинцову. Он постепенно понимает, что его теория терпит крах, что без жизненных ценностей невозможно и существование человека.
И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» проводит своего героя через различные испытания, чтобы показать несостоятельность нигилистической теории Базарова. В несовершенности взглядов главного героя убеждаются не только читатели, но и сам Евгений Базаров. Так, И. С. Тургенев демонстрирует в романе не только внешний конфликт, связанный со спором Кирсанова и Базарова, но и внутренний конфликт, основанный на противоречивом мировоззрении главного героя.
Базаров – нигилист?
Иван Сергеевич Тургенев в центре своего романа «Отцы и дети» поставил личность неординарную – Базарова-нигилиста. Его жизненный путь проходит по кругу, что позволяет не только увидеть положения главного героя, но и показать всю несостоятельность его теории.
Нигилизм
И. С. Тургеневу в романе удалось показать новое, только зарождавшееся течение в те времена – нигилизм. Причем сам автор писал о том, что он не видел до этого в центре повествования образ «новых» людей, однако они были повсюду. Нигилисты отрицали все общепринятые общественные нормы жизни.
Нигилизм для И. С. Тургенева был тесно связан с революционерами. Именно им представлен Базаров. Сталкивая главного героя с Павлом Петровичем, автор показывает конфликт между революционными демократами и либеральными дворянами, не желающими социальных преобразований.
Основные положения
Если Павел Петрович Кирсанов, представитель дворянства, имеет собственные принципы, то Базаров отрицает их существование. Главный герой «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Отрицание становится смыслом жизни Базарова: он отрицает и дворянство, и самодержавие, и вековые традиции, и патриархальное общество. Все, что касается политической стороны жизни, не принималось Базаровым. Он считал, что для развития общества необходимо «очистить место» и только потом начинать все сначала.
Отрицает Базаров не только то, что имеет влияние на общественный строй, но и окружающие его явления, принятые с давних времен за истинное счастье каждого человека. Базаров не верит в любовь, на женщин он смотрит как на кусок мяса, который можно увидеть в анатомическом театре.
Природа для Базарова – всего лишь мастерская, а не что-либо иное, способное принести моральное удовлетворение. Для биолога и медика Евгения природа была некой средой, где он проводит свои опыты.
Искусство главный герой отрицает, считая, что «Рафаэль гроша медного не стоит», что «порядочный химик» в несколько раз лучше любого произведения искусства.
Развенчание
И. С. Тургенев в романе дважды проводит героя по одним и тем же местам. Писатель демонстрирует, как меняются взгляды Евгения Базарова, как жизненные испытания делают теорию героя несостоятельной. Реальная жизнь сама развенчивает положения Базарова.
Базаров, отрицающий романтику, вдруг сам ищет в себе романтические черты, влюбившись в Анну Одинцову. Испытание героя любовью наиболее ярко показывает то, что теория Базарова-нигилиста потерпела крах.
Герой, отрицающий природу, оказывается похоронен в живописном месте, которое писатель описывает точно и детально.
Автор свое прямое отношение по поводу того, кто в споре дворян и разночинцев оказывается в выигрышном положении, не высказывает. Однако то, что он специально устраивает испытания своему герою, в ходе которых происходит развенчание теорий нигилизма, говорит о том, что для автора нигилистические взгляды не имели никакой истинности, что они были ненастоящими и наигранными.
Но неправильно думать, что И. С. Тургенев характеризовал Евгения Базарова как отрицательного персонажа. Он раскрывает и его недостатки, и его достоинства. По мнению писателя, именно такие люди движут общество вперед. Однако Базаров родился слишком рано для своего времени, поэтому он является «лишним» персонажем и типом в литературе.
В ЧЕМ СУЩНОСТЬ НИГИЛИЗМА БАЗАРОВА
В чем сущность нигилизма Базарова? Роман «Отцы и дети» направлен
против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева,
написанное в таком духе (вспомнить хотя бы «Записки охотника»), но
оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не
отдельных дворян,-а весь класс помещиков, доказал его неспособность
вести Россию вперед, завершил его идейный разгром.
Почему именно в начале 60-х годов XIX века появляется это
1861 года подтвердили упадок дворянства,-его несостоятельность в
управлении Россией. В «Отцах и детях» и показано, что старая,
вырождающаяся мораль уступает, хотя и с трудом, место новой,
революционной, прогрессивной. Носителем этой новой морали
Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих
классов и государства, становится на путь нигилизма, то есть
относится к минимальным потребностям человека и к познанию
природы через личный опыт, через эксперименты. Базаров смотрит на
вещи с точки зрения их практической выгоды. Его девиз: «Природа не
храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Евгений не признает авторитеты, условности, любовь, религию,
самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не
борется против того, что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта
нигилизма Базарова. Этот нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все
равно, будет ли он понят и признан или нет. Базаров не скрывает своих
убеждений, но он и не проповедник.
Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей
одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем
раздобыть денег. Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о
его материальном состоянии его не волнует. Пренебрежение Базарова к
признак сильных и умных людей. Отрицание же духовных ценностей
Евгением Васильевичем разочаровывает. Называя духовность
Базаров. Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели
и читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над
Павлом Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой
Мне кажется, Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по
инерции, не разбираясь толком в этих вещах. Он обнаруживает полное
Пушкин и так далее) и неопытность в любви. Любовь к Одинцовой,
скорее всего первая в его жизни, никак не согласовывалась с идеями
Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря на то, что
произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на
любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение
упрямства Евгения и его приверженности к своим идеям.
Базаров любит подчеркивать свое непреклонение перед авторитетами.
Он верит лишь в то, что увидел и пощупал сам. Хотя Евгений и
заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что немецкие
которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и
тот, и другие не признают авторитетов, так почему же Евгению не
доверять этим людям? То, что даже у такого человека, как он, есть
учителя, естественно: самому все познать невозможно, нужно опираться
на уже приобретенные кем-то знания.
Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся,
допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к
героя другого романа Тургенева, Рудина, «скептицизм всегда отличался
бесплодностью и бессилием». Эти слова применимы к Евгению
Сперва нужно место расчистить.
Слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не предлагает.
максималистичен, но тем не менее он ценен и нужен. Он порожден
мужественного и нравственного человека.
У Базарова есть такая особенность, что он принадлежит двум разным
типичен для этого поколения, как любой умный разночинец,
стремящийся к познанию мира и уверенный в вырождении дворянства.
призывал жить не по принципам, а по ощущениям. Это совершенно
верный путь жизни, но тогда, в XIX веке, да и сейчас он невозможен.
Общество слишком испорчено, чтобы порождать неиспорченных
людей, и только. «Исправьте общество, и болезней не будет». Базаров в
этом абсолютно прав, но не думал он, что не так-то просто это сделать.
Я уверен, что человек, живущий не по кем-то придуманным правилам,
Поэтому Базаров и принадлежит в какой-то мере поколению своих
Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим
необычным взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм
незрел, наивен, даже агрессивен и упрям, но все равно он полезен как
средство, заставляющее общество очнуться, оглянуться назад заглянуть
вперед и подумать, куда же оно идет.
БАЗАРОВ И РАСКОЛЬНИКОВ
Из всех изученных нами литературных образов два написаны наиболее
роману Ф.М. Достоевского «Преступление и Романы, в которых
появились эти герои, вышли соответственно в 1863 и 1866 годах.
реформой 1861 года, распространение социалистических идей и
неутихающие споры между западниками с славянофилами. Это было
время надежд и разочарований, время выбора. В такой противоречивой
обстановке и родились такие герои, как Базаров и Раскольников.
Стиль их создателей, Тургенева и Достоевского, различен, и это
определяет различие в способах изображения этих образов. Если в
«Отцах и детях» мы постигали Евгения Базарова в основном по его
большей мере по его душевным переживаниям, мыслям. Мысль
первична, слово вторично, и поэтому образ Родиона Романовича более
живой, ясный и, самое главное, более глубокий.
Что роднит и различает Базарова в Раскольникова? Оба они, молодые
люди, ищут свое место в жизни, оформляют свои взгляды на нее.
Базаров пробует свои силы в естествознании, а Раскольников
испытывает себя на избранность, принадлежность к числу сверхлюдей.
Если первый не придает власти никакого значения, то для Родиона это
чуть ли не самое главное в жизни. Оба героя чрезвычайно самолюбивы,
только Базаров в своем самолюбии стремится к свободе, независимости
от чужого влияния, а Раскольников к власти.
Оба идут по жизне по каким-то, хотя довольно близким ориентирам,
так как у каждого из них есть система взглядов и ценностей.
Руководствуясь своими идеями, они совершают те или иные поступки.
Убеждения Базарова и Раскольникова во многом похожи, хотя это не
бросается сразу в глаза.
Теории обоих подразумевают деление людей на две группы: простых и
сверхлюдей. Только Базаров говорит об этом как бы вскользь («Не
богам же, в самом деле, горшки обжигать!»), а у Раскольникова это
составляет основу всей теории. Кстати, оба считают, что относятся ко
второй категории людей. (У Родиона это до поры до времени). Идея
и религии, духовных и материальных ценностей. Сущность теории
некой цели, а следовательно, отрицание нравственных принципов. На
основе этих признаков можно назвать взгляды Базарова вульгарно
Почему безнравственны идеи Базарова? Ведь призывает он жить по
да, а если на месте Базарова был другой? Жить по совести, а не по
законам, в принципе хороший лозунг, но в то время, да и сейчас,
реакционный: мало ли что может позволить человеку его совесть?
какой нравственности идей Базарова можно говорить, когда он сам
скопом отвергает духовные ценности. Так что эти убеждения выглядят
не такими страшными, как могут, лишь благодаря чистоте души того,
кто их разделяет. Базарову можно позволить жить по такой формуле,
Программы двух героев близоруки. Далеко им можно уйти без каких-
либо ценностей? Что будет делать Родион Романович со своей властью,
на что она ему, конечных целей нет ни у того, ни у другого. Нет у
обоих положительной программы: их идеи базируются на отрицании
чего-либо, будь то авторитеты иди нравственные принципы. И Базаров,
он, по словам одного критика, изобразил не только идеи нигилизма и
его трагедию. Раскольников и есть ее жертва. Не случайно и Иван
Сергеевич «умертвил» своего героя: скорее всего, он не видел будущего
взглядов Базарова доказывать не нужно. Важно то, что его протест
происходит не из-за плохого положения в обществе, а из-за ужасного
состояния самого общества. Евгений Васильевич уверен, в
необходимости его изменения. Бунт Раскольникова же вышел из
нищеты и самолюбия, он пошел не против устройства общества (какое
ему дело до «муравейника»!), а против угнетенности личности и души.
Интересно, что в обоих случаях протест окончился ничем: Базаров
умер, а Раскольников испытал душевные муки. Может быть, финалом
«Отцов и детей» Тургенев хотел показать несостоятельность
призывая к соблюдению покорности. Безусловно, здесь есть доля
истины: последствия таких протестов могут оказаться очень
Базаров презирает, а Раскольников просто ненавидит окружающих
людей, поэтому они оба ушли в себя, неразговорчивы, угрюмы,
одиноки, несмотря на то, что есть товарищи, родители. Родион
Романович к тому же просто «задавлен бедностью», что делает его
совсем мрачным. Но иногда в этих людях просыпается жизнь: у
делал что-нибудь для других и когда полюбил Сонечку. Что мешало
этим двум людям оставаться в таком состоянии жизни навсегда?
Прежде всего, приверженность своим идеям, переходящая в упрямство
и фанатизм. Базаров бросил Одинцову, чтобы сохранить чистоту
построенной им схемы жизни; Раскольников не мог оставаться долго
нормальным, живым человеком, пока оправдывал свое преступление с
точки зрения теории. Пагубные идеи убивали и в том, и в другом
любовь, а следовательно, и жизнь. Базаров не отрекся от своих
убеждений и умер. Раскольников же раскаялся и «ожил».
На примере героя «Преступления и наказания» мы видим, что делает с
человеком ненависть, озлобленность. Базаров вложил свою душу в
познание природы, а Раскольников, обладая способностями к учебе,
даже не открывал книг, чтобы учиться и зарабатывать себе на жизнь
уроками. Базаров полюбил Анну Сергеевну, Раскольников же, пока не
раскаялся, не полюбил Сонечку и не мог, даже если бы хотел этого.
Ненависть (в сочетании с нищетой и порожденная ей) отнимает у
человека способность жить в обществе, стремление и любовь к жизни
вообще. Так и случилось с Раскольниковым, и в этом его наказание.
Еще один пункт, по которому можно сравнить два данных образа, надо
выделить особо, потому что именно в нем кроется трагедия этих людей,
их противоречивость. Это отношение к нравственности, к духовному
фраза «а что дальше?», имеющая тот смысл, что духовные ценности
искусства, религии. Даже любовь не нашла места в его взглядах.
Базаров считает духовное важнее земного, но в то же время не признает
само духовное.. В этом он противоречит сам себе. Евгений столкнулся
на практике с этим несоответствием (история с Одинцовой), что
привело его в замешательство, чуть ли не в испуг. Базаров не выпутался
так как считаю этот факт глубоко символичным).
Раскольников пренебрег нравственными принципами и пошел на
преступление. Побудило его к этому, наверное, то, что все так делали,
все поступались и таким образом выживали. В душе Раскольникова
произошел раскол, борьба двух мнений:, с точки зрения разума,
расчета, теории, преступление было оправданным, с точки зрения
позиций нравственности, и это вернуло его к жизни. (Мы принимаем
Раскольникова таким, каким он изображен Достоевским. В
действительности, образ этого человека в эпилоге далеко не
видим картину развития и упадка нигилизма, прошедшего путь от
безобидной базаровской модели до страшной раскольниковской.
Создателями этих образов вскрыта антигуманная сущность этого
явления, его оторванность от национальных корней, его отрицание и
очернение всей жизни народа, всех ее сторон, отсутствие в нигилизме
каких бы то ни было идеалов, осквернение религии, в которой он
усматривал лишь суеверия и предрассудки, тогда как возможен более
широкий подход к ней (Катерина в «Грозе»). За все это сильно
доставалось Писареву и другим теоретикам нигилизма в полемике с
Достоевским. Несомненно, у этого течения есть положительные черты,
как, например, отношение к общественному устройству, старой морали,
но это не заслоняет отрицательных сторон этого учения.
Базаров и Раскольников очень похожи: у них во многом совпадают
взгляды на жизнь, характеры, они оба способны творить добро, оба
оказываются в противоречии и т.п. Но есть и различия, в основном
обусловленные разными условиями жизни двух героев. Отсюда в
Раскольникове появляется и отчаяние, и обостренное чувство
справедливости, и ненависть. Всего этого нет в Базарове.
Несмотря на ошибочность своих воззрений (а у Раскольникова и
жестокость), оба молодых человека вызывают скорее не ненависть и
познанию, у Раскольникова- способности проявлять благородство и
сострадание в самые тяжелые моменты жизни.
Цели романов «Отцы и дети» и «Преступление и наказание» были
общественных отношений. И большую роль в достижении этой цепи
сыграли образы Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, тем самым
Нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)
Иван Тургенев в романе «Отцы и дети» касается проблемы нигилизма главного героя Евгения Базарова. Нигилизм – это философское направление, сущность которого заключается в отрицании всего иррационального. В первую очередь это касается религии и существования Бога. Главным «ударником» в области нигилизма был известный философ Фридрих Ницше, который провозгласил крылатую фразу: «Бог умер!». Но философия нигилизма – это не только часть атеизма, а также негативное отношение к общественным моральным нормам, устройствам, законам. Каким нигилистом был Базаров, и что Тургенев пытался сказать своим читателям этим образом?
Базаров – образованный молодой дворянин, который учится на лекаря. О нем и его философии нигилизма мы узнаем из рассказов его товарища Аркадия Кирсанова, который привозит друга домой погостить. Сначала Аркадий восхищается молодым человеком и его взглядами на жизнь. Он пытается ровняться на него, поэтому с его уст философия друга звучит, как что-то увлекательное и интересное. Но его родные, как истинные либералы, сразу воспринимают ее в штыки, как собственно позже и самого Базарова.
Евгений относится к миру с легкой насмешкой, порой жестко его критикуя. Он утверждает, что самый лучший выбор в этой жизни – всё отрицать. Чем он и занимается. Но что значит это «всё отрицать»? Под словом «всё» Базаров подразумевает конкретные понятие, которые некоторые боятся произнести вслух. Первое – это религия. Хотя сам Базаров не говорит об этом прямо, но этот факт становится понятным из его разговора с Павлом Петровичем, дядей Аркадия. Павел Петрович в ужасе обрывает Базарова на полуслове, так что он не успевает произнести никакого «богохульства».
Как один из видов иррациональности, Евгений не признает искусства. Для него – это все пусто. Он не видит в нем никакой пользы для человечества, считает, что это обман, в котором люди прячутся от других или же от самых себя. Вспомним, как он отзывается о картинах Рафаэля, которые, по его мнению, «гроша не стоят». Когда Николай Петрович, отец Аркадия, играет на виолончели, все восхищаются им, но не Базаров. Ему кажется, что этот мир построен на лжи. Николай Петрович занимается самообманом, он убегает в мир искусства, скрывая от себя свою настоящую сущность. А на самом деле вокруг него все валится и рушится.
Первым делом Евгений обратил внимание на состояние двора и хозяйства Кирсановых, которые находились в плачевном состоянии, пока отец семейства наслаждался своими музыкальными способностями. Такие люди обманывают себя, живут в мире иллюзий. Но есть те, которые обманывают других в корыстных целях.
Также он не имеет романтических взглядов на природу и ее силу. Для Базарова природа – это «мастерская для человека», место, где он может себя реализовать, используя ее средства. Ей не нужно поклоняться. Он не признает абсолютно никаких авторитетов.
Евгений Базаров, несмотря на то, что был дворянином, провел нелегкое детство и сам добивался всего в юности. Возможно, именно поэтому он думает, что всего можно достичь только трудом. Будучи очень способным, он хорошо изучал науку и теперь верит только ей и научным фактам. Для него химик – более ценен, нежели поэт. С поэта нет никакого толку, а вот химик может быть полезен.
Еще одним романтическим «вздором» Евгений считает любовь. Он смеялся над «огнем, который горит в душе» и прочими любовно-страстными проявлениями. Ведь все эти чувства никаким образом не вписывались в его материалистическую теорию. Интересно, что автор подверг сомнению эту мысль своего героя и позволил ему прочувствовать всю эту «романтическую чушь». Базаров познакомился с прекрасной девушкой Анной Сергеевной Одинцовой и вскоре влюбился в нее. Он сразу отметил, что Анна не похожа на других, что ее высказывания действительно имеют смысл.
В тот момент Евгению было особо тяжело, ведь его томили чувства к Одинцовой, и одновременно рушился мир его нигилистической теории существования. Тогда он понял, что все-таки бывают исключения. Одним из них является любовь. Эта «романтическая дурь» существует, вот только ею можно управлять, что и сделал главный герой. После открытого отказа Анны, со временем он смог успокоить огонь внутри, полыхавший к ней.
Тем не менее, для Базарова мир начал терять свое равновесие. Возможно, это стало одной из причин его гибели.
Евгений отрицал и социальные порядки. Хотя сам он был дворянином, Базаров насмехался над дворянством и их манерами поведения. Он чувствовал, что этой стране нужны перемены. Прежнее уже отжило свое, а новое еще не пришло. Старики-либералы все также хватались за старое и не желали ничего менять. Так будет всегда. Это вечная проблема поколений.
Евгений Базаров твердо держался земли. Его нигилизм привел к тому, что он верил только в материальное и доверял исключительно достоверным научным фактам. Все, что нельзя подтвердить, для него просто не существовало. Он готов был жить здесь и сейчас, приносить пользу этой земле и стоять твердо на ней.
Базаров мне напоминает Родиона Раскольникова из романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Они оба имеют свою философскую теорию, по которой пытаются жить, и оба получают наказание за дерзновение признать себя «право имеющими». Базаров воспринимает себя как человека с ясным разумом, а потому считает окружающих только тенью, фоном для его утверждения. Это также роднит его с Раскольниковым, который возомнил себя «Наполеоном».