в чем сущность неолитической революции
В чем сущность неолитической революции и ее социкультурные последствия? 1 page
Сущность «неолитической революции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм.
Этот переход сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу земледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью прежде всего изготовлением керамических изделий, а также металлургией и металлообработкой. Производящая экономика к 4-3 тыс. до н. э. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человечества.
Итогом “неолитической революции” явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ. На следующем этапе социального-экономического развития происходит расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации происходит становление раннеклассовых обществ”. Таким образом, “неолитическая революция” переход человечества к производящий экономике приводит первобытное общество объективно в силу своего внутренного развития к финальномк рубежу социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.
3.Ранний железный век. Киммерийцы и тавры
Железный век пришедший на смену бронзовому веку, характеризуется распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Начало I тысячелетия до н. э. в истории России ознаменовалось появлением первых изделий из железа.
В Верхнем Поволжье и в областях Волго-Окского междуречья железный век представлен городищами дьяковской культуры (середина первого тысячелетия до н.э. – середина первого тысячелетия н.э.). Городища её представителей расположены на возвышенных местах, на мысу, укреплены частоколом. На первом этапе металлические предметы встречаются редко, господствует костяная индустрия (стрелы и многозубые гарпуны). Основа хозяйства – оседлое скотоводство, разведение коров, свиней, лошадей/
К началу I тысячелетия до нашей эры киммерийцы перешли к кочевому скотоводству, позволившему с наименьшими затратами труда овладеть обширнейшими и богатейшими пастбищными угодьями. С прекращением оседлости единственными памятниками киммерийцев стали их захоронения в курганах. В течение IX-VIII веков до нашей эры произошли чрезвычайно важные изменения. Киммерийцы овладели секретом получения железа из болотной руды.
4. Скифы: основные этапы формирования этноса, общественный строй, хозяйство, материальная культура. «Малая Скифия» в Крыму. Сарматы на территории Европейской России
По одной из версий, скифы, изначально жившие «в Азии», вследствие давления на них со стороны народа массагетов перешли реку Аракс и вступили в землю, до этого заселенную киммерийцами. Причиной появления скифов в земле киммерийцев была цепная реакция миграций, вызванных рядом межэтнических конфликтов. Царская власть у скифов была наследственной привилегией определенного рода или семьи, в пределах которой она переходила от отца к сыну или другому ближайшему родственнику.
В середине V в. до.н. э. скифы-царские занимали господствующее положение в Северном Причерноморье и всех остальных скифов считали своими рабами, т. е. подвластными себе. Тем не менее, у нас нет никаких данных о существовании у скифов развитого рабовладения.
Кочевое скотоводческое хозяйство скифов не нуждалось в применены рабского труда, так как оно, как правило, осуществлялось коллективно. Скифы кочевали не отдельными хозяйствами, а общинами из семейных хозяйств, вместе передвигались по степи в подвижных домах-кибитках сообща перегоняли животных с пастбища на пастбище и охраняли их от зверей и врагов.
Родство и наследование велось по отцовской линии. Практиковалось многоженство. Жены после смерти мужа переходили к его наследнику, как и имущество. На рубеже IV-III веков до н. э. для скифского государства происходят важнейшие события. В этот период к его границам подходят кочевые племена савроматов (сарматов), которые в VI-IV вв. до н. э. обитали в степях Поволжья и Южного Приуралья. Постепенно продвигаясь на запад, к концу IV века до н. э. сарматы достигают границы Скифии по Танаису (Дону). Все это и приводит к постоянным столкновениям. Скифы встают на защиту своей территории, своих кочевий и зимников, своих очагов.
С этого момента в истории Скифии начинается новый этап. Вытесненные с широких степных пространств и владея относительно небольшой территорией, большая часть которой находилась в Таврике, скифы вынуждены были приспосабливаться к новым условиям, Они постепенно превращались в оседлых земледельцев и скотоводов, живущих в постоянных долговременных поселениях. Коренные изменения в экономике привели к существенным новшествам в образе жизни, в материальной культуре, в социальных отношениях и религиозных представлениях, во многом повлияли на историю скифов.
В этот период на территории Таврики появляется все больше и больше основательных, постоянных поселений и укреплений. В своей «Географии» Страбон упоминает четыре скифские крепости в Таврике — Неаполь, Хабеи, Палакий и Напит. В результате археологических исследований открыты и изучены четыре крупнейших скифских городища: Керменчик, Кермен-кыр, Булганак и Усть-Альминское. Возможно, эти городища и описывал Страбон.
В III веке до н. э. на перекрестке древних торговых путей в долине Салгира скифы основывают значительный укрепленный пункт (на месте современного Симферополя в районе Петровских скал), который становится столицей.
Сарматы принадлежат к северной ветви ираноязычной группы индоевропейских народов, которую также называют скифской ветвью и в которую еще входили саки, жившие в советской части Центральной Азии. Они были ближайшими родственниками древних мидийцев, парфян и персов. Их язык родствен древнему языку Авесты (по крайней мере, язык описанных Геродотом савроматов) и считался диалектом скифского языка, причем более архаичным, чем сам язык.
Сарматы никогда не были единым народом и состояли из нескольких племен, в той или иной степени отличавшихся друг от друга и чьи названия мы находим у историков древности. Первые сарматские народности, известные под этим названием, упоминаются в древних источниках под именем «сарматаи». Сарматы были жителями степей; большинство из них вело кочевой образ жизни, а их экономика основывалась на разведении скота.
5. Греческая колонизация Северного Причерноморья. Причины и основные этапы колонизации.
Начиная со второй половины VII в. до н. э. на северных берегах Черного моря появились греческие поселения, на месте которых затем, в VI в., вырастали города, сыгравшие большую роль в исторических судьбах Причерноморья и Восточной Европы в целом.
Район Керченского пролива занимал выгодное географическое положение, он связывал водным путем бассейны Средиземного и Черного морей с Азовским морем (Меотийское озеро) и устьем Дона. Не случайно поэтому, что по обоим берегам пролива около того же времени возник ряд греческих городов и поселений. Старшим и крупнейшим из них был Пантикапей, на месте современной Керчи, ставший впоследствии столицей Боспорского государства; к югу от Пантикапея, на западном же берегу Керченского пролива, были созданы небольшие города Тиритака и Нимфей, к северу — Мирмекий. Значительным городом была Феодосия, на месте современной Феодосии. Позже, уже во второй половине V в. до н. э., на юго-западном берегу Крыма, у современного Севастополя, возник г. Херсонес, основанный городом южного побережья Черного моря — Гераклеей. Херсонес—единственная дорийская, а не ионийская колония на северном берегу Черного моря.
К востоку от Керченского пролива, на южном берегу Таманского залива, были основаны в VI в. до н. э. Гермонасса, на месте нынешней станицы Таманской, Фанагория (основана в 540 г. теосцами), у современной ст. Сенной, являвшаяся вторым по величине после Пантикапея городом в районе Керченского пролива, Кепы — у восточного угла Таманского залива. Греческая колонизация коснулась и юго-восточного побережья Черного моря, где милетцами были основаны города Диоскуриада, на месте Сухуми, и Фасис, в районе г. Поти.
Все перечисленные города, за исключением находившихся на Керченском и Таманском полуостровах, на протяжении V — начала IV в. вошедших в единое Боспорское государство во главе с Пантикапеем, были самостоятельными отдельными городами-государствами, политически не связанными друг с другом. Поэтому история крупнейших городов и Боспорского государства в дальнейшем будет рассматриваться особо.
Греческие города-колонии возникали не только в виде торговых центров, как это было ранее принято считать. Экономической базой их служили также ремесло и сельское хозяйство. Каждый город имел хотя и небольшую, но хорошо освоенную сельскохозяйственную территорию. Посредническая торговля городов хлебом и другими товарами, продажа продуктов городского ремесла в степь приводили к оживленным связям со скифами, синдами, меотами и другими племенами, оказавшими большое, хотя и неравномерное, влияние на политическое, экономическое и культурное развитие греческих городов. В дальнейшем это влияние неуклонно возрастало. С другой стороны, античные города-государства, основывавшиеся на рабовладельческом способе производства, оказывали значительное влияние на культуру местного населения, они усиливали процесс разложения первобытно-общинных отношений у окружавших их племен.
6. Ольвия, Боспорское царство, Херсонес: основные этапы политической истории и характеристика экономического развития, взаимосвязь с местными племенами. Римское военно-политическое присутствие в Северном Причерноморье.
Боспо́рское ца́рство (или Боспор, Воспорское царство (Н. М. Карамзин), Воспорское тиранство) — античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица — Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах, а также вхождения Синдики. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства.
Херсоне́с Таври́ческий, или просто Херсонес (др.-греч. Χερσόνησος — ἡ χερσόνησος: «полуостров»; в византийское время — Херсон, в Генуэзский период — Сарсона, в славянских летописях — Корсунь) — полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией.
Херсонес с конца II в. до н. э. потерял свою политическую самостоятельность, Ольвпя, разгромленная в середине I в. до н. э. гетами, пришла в упадок. Боспорское царство, подчинившись Митридату, было втянуто в борьбу с Римом. Рим, хотя и не оказал сколько-нибудь серьезного экономического и культурного влияния на античные города Северного Причерноморья, явился здесь новой внешнеполитической силой, сумевшей на время подчинить своей политике ряд городов, особенно западных (Херсонес, Ольвия). I в. до н. э. характеризуется возрастанием военных столкновений.
Певый период длился от второй половины VII и приблизительно к середине І ст. к н.э. Он характеризовался тесными культурными и экономическими связями как с материковой Грецией, так и с окружающими племенами, которые предопределялись относительной стабильностью общеисторического развития.
7. Эпоха великого переселения народов.Готы и гунны в Европейской части России.
Период с IV по VII в. вошел в историю Европы как эпоха Великого переселения народов, названная так потому, что на эти четыре столетия приходится пик миграционных процессов, захвативших практически весь континент и радикально изменивших его этнический, культурный и политический облик. Территория Римской империи, обладавшая плодородными землями, стала объектом постоянных нападений. Те же причины вынуждали степняков искать новые земли под пастбища.
Во время Великого переселения народов конца IV–V вв. произошли в невиданных ранее масштабах перемещения многочисленных народов, племенных союзов и племен Восточной и Центральной Европы. К середине IV в. из объединения готских племен выделились союзы западных и восточных готов (иначе вест- и остготов), занимавшие соответственно земли между Дунаем и Днепром и между Днепром и Доном, включая Крым. В состав союзов входили не только германские, но также фракийские, сарматские, возможно, и славянские племена
Первые люди на территории России – 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились в 7- 5 вв. до н. э. В 5 веке до н. э. большинство этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н. э.
Великое переселение народов и проблема этногенеза восточных славян.
1 век н. э. Тацит говорил о Венедах, которые жили в районах Зап. Польши, Зап. Белоруссии и Зап. Украины. Под венедами ученые понимали неизвестный античному миру народ, который жил за пределами границ государства.
4 век до н. э. – 7 век до н. э. – Великое переселение народов из- за похолодания.
Во II или начале III века после Рождества Христова замечается движение скандинаво-германских дружин под именем готов от берегов Балтийского моря к Черному;
Как после, в XIII веке, русские не знали, откуда пришла на них гроза татарская, так теперь готы не умели определить происхождения гуннов; Поразивши аланов, гунны ударили на готов:
8. Хазарский каганат. Печенеги. Половцы.
§ 2-1. Неолитическая революция
Можно ли «неолитическую революцию» рассматривать как один из важнейших периодов во всей истории человечества?
Каковы причины перехода к производящему хозяйству? Перечислите причины возникновения религии и искусства. (История Древнего мира, 5 класс)
Сайт: | Профильное обучение |
Курс: | Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс |
Книга: | § 2-1. Неолитическая революция |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Четверг, 9 Декабрь 2021, 21:38 |
Оглавление
1. Сущность «неолитической революции»
Изменения климата спровоцировали перемены в жизни людей. Около 11,5 тыс. лет назад на Земле началось резкое потепление, и ледник, который располагался на огромной территории севера Евразии, начал быстро отступать. Вслед за ним стали уходить на север многочисленные стада крупных животных, которые являлись основной пищей человека в период оледенения. Часть людей двинулась за ними, заселяя новые земли, в том числе и освободившуюся из-подо льда территорию современной Беларуси. Человечество осваивало новые территории в поисках наиболее удобных районов для расселения.
Однако многие общины не покинули своих мест проживания. И теперь они вынуждены были искать новые источники пищи в пределах своих регионов. Итогом этого процесса стал переход к новому типу ведения хозяйства.
Около 10 тыс. лет назад на Ближнем Востоке и в Месопотамии начался переход от присваивающего хозяйства (охоты, рыболовства и собирательства) к производящему хозяйству (земледелию и скотоводству). Данные изменения были столь глобальными для жизни человечества, что современные ученые назвали этот процесс «неолитической революцией».
Конечно же, у человека всегда присутствовало стремление обеспечить себя пищей. Когда он вел присваивающее хозяйство, то не мог влиять на восстановление природных ресурсов. Следовательно, все зависело от природы, а человек только использовал уже имеющееся.
В благоприятном климате «плодородного полумесяца» Ближнего Востока и Месопотамии (образующего дугу от Египта до Междуречья и гор Ирана через Палестину и Сирию) удалось организовать производящее хозяйство. Выращивание различных культур было более трудоемким делом, чем собирательство. Однако земледелие стабильно обеспечивало урожай, если, конечно, не происходили природные катаклизмы, например, засухи или проливные дожди. Скотоводство, в свою очередь, гарантировало запасы мяса.
Практически все виды современных культурных растений стали культивироваться именно в период «неолитической революции». На территории «плодородного полумесяца» выращивали пшеницу, ячмень, садоводческие культуры; разводили коз, овец, свиней, крупный рогатый скот.
Во время «неолитической революции» появились и первые ремесла. Выращивание льна дало возможность производить легкую и удобную одежду. Использование глиняной посуды позволяло сохранять запасы еды и готовить разнообразные блюда.
Переход к земледелию способствовал формированию оседлого образа жизни. Появились большие поселения с постоянными жилищами, хранилищами для сельскохозяйственных продуктов, строениями для содержания скота. Процветающие поселения земледельцев привлекали желающих жить здесь из других родов. На смену родовым общинам пришли соседские общины. Они состояли из больших патриархальных семей во главе со старейшиной рода — патриархом, рядом с которым жили семьи его сыновей. Такое устройство общества давало возможность наиболее эффективно вести производящее хозяйство.
2. Основные центры ранних земледельческих культур Азии и Африки
Самым известным регионом культивирования сельскохозяйственных растений и одомашнивания животных является «плодородный полумесяц» на Ближнем Востоке. Первоначально эти процессы происходили в районах предгорий современных Турции, Израиля, Ирака и Ирана, где существовали благоприятные условия для развития земледелия. Несколько позже земледелие было освоено в Древнем Египте, Месопотамии, на территории современного Туркменистана, на Кавказе; постепенно оно распространилось в Европе — сначала на Балканском полуострове, а затем практически по всей территории.
Однако «плодородный полумесяц» был не единственным регионом, где происходило окультуривание растений. Выдающийся русский ученый Н. И. Вавилов создал учение о центрах происхождения культурных растений. Независимо друг от друга в разных регионах мира произошло освоение сельскохозяйственных культур. При этом везде одомашнивались животные, а также культивировались местные виды растений. Это были разные растения или одно растение, но разных сортов, как, например, пшеница.
Для получения наиболее урожайных сортов люди начали использовать селекцию — отбирали и выращивали самые плодоносящие и стойкие растения.
Другими центрами окультуривания были Индийский, Среднеазиатский, Китайский регионы и регион Юго-Восточной Азии. Средиземноморский центр хоть и испытал первоначальное влияние Ближнего Востока и его «плодородного полумесяца», но впоследствии здесь было освоено очень много растений.
Важнейшим и единственным центром происхождения культурных растений в Африке стал Эфиопский. Зато в Америке возникло несколько значительных центров, прежде всего Центральноамериканский и Южноамериканский (Андийский). Современные исследователи выделяют и Североамериканский центр на юго-востоке современных США.
3. Первые протогородские поселения
Первые протогородские поселения возникли около 10–9,5 тыс. лет назад на Ближнем Востоке. Это были Иерихон, Гёбекли-Тепе и Чатал-Хююк. Протогородскими называют постоянные поселения, жители которых строили дома и вели развитое земледельческое и скотоводческое хозяйство, постепенно осваивали ремесла и использовали торговлю. Население этих протогородов еще не было социально разделено, не имело социальной структуры или государственной организации. Населяли такие поселения до нескольких тысяч человек, а количество домов в пору расцвета составляло более 2 тыс. Протогородские поселения определили необходимость оседлого образа жизни в новых условиях ведения земледельческого хозяйства.
Первым протогородом сейчас признают Иерихон в Палестине. Он возник более 10 тыс. лет назад и долгое время являлся уникальным. На начальном этапе существования протогорода его жители не использовали керамику, то есть даже не знали гончарства. Таким образом, еще не были освоены все достижения «неолитической революции». Зато Иерихон был окружен стеной, возможно, для защиты от врагов, хотя это исключение для протогородских поселений. Вокруг города располагалась земледельческая зона, где использовалось примитивное орошение. Что касается скотоводства, то уже были одомашнены овцы.
В протогородах, судя по всему, начали впервые изготавливать изделия из металла. Первым металлом, который начали обрабатывать 8 тыс. лет назад, была медь. Ее выплавляли в специальных формах. Этот металл сложно было использовать для тяжелых работ из-за его мягкости, зато легко было перековать или переплавить. Спустя еще две тысячи лет научились делать твердый сплав меди и олова — бронзу.
Именно в таких протогородских поселениях в «плодородном полумесяце» были освоены многие достижения «неолитической революции», а земледелие стало основным источником получения пищи.
4. Начало использования календаря
Календарь — это система вычисления времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Луны и Солнца.
Первый календарь, который начали использовать люди, был лунным. Луна каждую ночь немного изменяет свой вид, и это легко наблюдать любому человеку. Полное изменение фаз Луны составляет почти 30 дней, и это достаточно легко запомнить или отметить. Найдено немало свидетельств тому, что люди делали календарные заметки, связанные с движением Луны, еще в палеолите. То есть уже тогда появились знания о лунном календаре.
До сих пор при счете времени мы используем месяц, который в среднем состоит из 30 дней. Возникла эта традиция в очень далекой древности.
Наблюдения за солнечным календарем значительно сложнее, так как их надо вести на протяжении 365 дней. При этом уже в эпоху неолита люди пользовались этим календарем. Они могли использовать свои знания для создания сложных сооружений, которые позволяли им проводить празднования летнего и зимнего солнцестояний.
Доказательством отличного знания календаря является знаменитое сооружение Стоунхендж на юге современной Англии, составленное из огромных каменных блоков — мегалитов. Его строительство началось около 5 тыс. лет назад и растянулось на сотни лет. Мегалиты расположены таким образом, что можно определить время летнего и зимнего солнцестояния. Считается, что это было необходимо для проведения религиозных обрядов.
Важное значение календарные знания приобрели в связи с развитием земледелия. Ведь земледельцу надо было точно знать, когда готовиться к началу работ, учитывать развитие погодных явлений для каждого сезона, например, чтобы вовремя собирать урожай перед наступлением неблагоприятных периодов. Использование календаря стало необходимым итогом «неолитической революции».
Дальнейшее формирование календарей происходило в период становления первых цивилизаций. Календарные знания наших далеких предков мы используем до сих пор.
5. Появление искусства
У кроманьонцев стало зарождаться искусство, в том числе возникло развитое изобразительное искусство, отличавшееся очень реалистичными формами. Человек прежде всего изображал животных, на которых охотился: бизонов, оленей, лошадей, мамонтов, кабанов и др. Известно свыше 70 древних пещер, где были найдены рисунки. Самыми знаменитыми являются росписи в пещерах Франции и Испании, например, в пещере Трех братьев во Франции, пещере Альтамира в Испании.
Стены и потолок пещер сплошь покрыты рисунками. Считается, что при свете факелов здесь проводили религиозные обряды, а некоторые изображения имели магическое значение.
В каменном веке зародился еще один вид изобразительного искусства — скульптура малых форм. Из камня, кости, дерева изготавливали различные статуэтки. Археологи находят много фигурок животных и птиц на местах стоянок древнего человека и в погребениях. Нередко на орудиях труда, украшениях из кости или дерева выцарапывались изображения зверей. Появился примитивный орнамент. Таким образом, человек не просто изготавливал орудия труда, но и украшал их. Значит, у него сформировался художественный вкус, благодаря которому он стремился эстетически оформлять используемые вещи. Кроманьонец стал внимательно относиться и к своей внешности. Мужчины и женщины носили различные украшения, раскрашивали тела, декорировали одежду.
Особое место в искусстве кроманьонца занимают женские статуэтки. Популярностью пользовалось изображение первого божества в истории человечества — богини-матери, которая, как считалось, дает плодородие, порождает всех живых существ.
Возникновение искусства свидетельствовало о формировании у человека абстрактного мышления, а следовательно, творчества в самых разных формах. Первобытные художники были основателями многих видов изобразительного искусства: живописи, скульптуры, графики, декоративного искусства.
6. Развитие религиозных идей
Очень сложно определить время появления у первобытного человека абстрактных идей, в том числе религиозных представлений. В этом ученым помогают археологические находки, в которых отразились первобытные верования.
Первые свидетельства существования религии относятся к 300 тыс. лет назад. У неандертальцев многие религиозные идеи уже достигли достаточно высокого уровня развития. Например, был широко распространен обряд погребения умерших. Обряды свидетельствуют о появлении представления о душе и, возможно, о ее возрождении в будущих поколениях. Также неандертальцам была известна «охотничья магия» — религиозные обряды для обеспечения удачи во время охоты.
Религия как явление духовной жизни общества возникла в результате действия многих факторов. В древности человек не мог объяснить явления окружающего мира. Какие-то из них его удивляли, другие пугали, третьи радовали. Он пытался их осмыслить, но многое не поддавалось объяснению. Например, не так просто было понять, как рождаются новые люди. А что происходит с человеком, когда он умирает? В движении небесных светил человек видел постоянное повторение, но кто это организовал? Стремясь объяснить происходящее в мире, человек считал, что жизнь сотворена высшими силами. При этом он не мог повлиять на окружающую среду, так как его возможности были очень ограничены. Человек вполне понимал свою зависимость от природы: от жестоких ураганов, засухи, смены климата и т. д. Это заставляло поклоняться сверхъестественным силам и почитать их.
Первой формой религиозных верований был анимизм — вера в существование духа, души в каждом живом существе, в каждой вещи, явлении природы и др. Люди верили, что духи могут влиять на их жизнь, поэтому с ними необходимо было «поддерживать хорошие отношения» через проведение обрядов. А в само́м человеке, по древним верованиям, существовала душа. Ведь он не мог понять, что происходит во время его сна или как работает его фантазия.
Религия являлась важным фактором социальной консолидации. Обряды люди проводили сообща, считая, что только их совместные действия могут повлиять на духов. Именно религия требовала соблюдения нравственных норм внутри коллектива.
Первые религиозные идеи ученые обнаружили еще у неандертальцев. Погребальный обряд у неандертальцев свидетельствует о том, что у них уже сформировалось понятие о душе человека — нематериальной субстанции, которая, как они думали, существует в нем при его жизни.
Исследования подтверждают, что уже в неолите повсеместно существовали обряды поклонения предкам. В основе культа предков — поклонение умершим прародителям и сородичам и вера в то, что предки магически участвуют в жизни своих потомков. В поселениях земледельцев рядом с домами потомков стали хоронить предков, чтобы получать от них религиозную помощь. Иногда люди создавали примитивные изображения предков, которые впоследствии становились частью религиозных ритуалов рода.
В Ирландии сохранилось погребение времен неолита в виде пещеры. Только в день зимнего солнцестояния солнечный свет проникает в самую ее глубину и попадает на алтарь в честь умерших. Такое сложное строение погребения безусловно свидетельствует о совмещении культа предков и почитания Солнца.
В период неолита начал формироваться политеизм. Возникла вера не только в духов, но и в богов, контролирующих, по мнению верующих, целые стихии или сферы деятельности. В разных протогородских поселениях появились изображения богов. Впервые стали строиться целые храмы в честь богов. Храмы острова Мальта — одни из древнейших в мире сооружений, сохранившихся до наших дней.
В период «неолитической революции» произошел переход к производящему хозяйству, что позволило сделать стабильным получение пищи и меньше зависеть от природы. Человечество переходило к земледелию и скотоводству в разных регионах мира, что дало возможность культивировать различные сорта растений и одомашнить некоторых животных. Календарные знания сыграли большую роль в развитии земледелия. В первых протогородских поселениях происходили многие открытия, важные для развития ремесел. Усложнение жизни человеческих коллективов привело и к усложнению форм религиозной жизни.
Вопросы
1. Сформулируйте определение понятия «неолитическая революция». Объясните, почему этот процесс называют революцией и почему неолитической. Как повлиял на жизнь людей переход к земледелию?
2. Что такое «плодородный полумесяц»? Почему именно там произошло первоначальное культивирование сельскохозяйственных культур? Что повлияло на этот процесс?
3. Объясните причинно-следственные связи между историческими фактами.
4. Используя дополнительные источники информации (в том числе карты), впишите в таблицу названия наиболее известных стоянок древнейших людей (не менее трех), в том числе на территории Беларуси (если таковые были).
5. Как вы думаете, почему переход к производящему хозяйству привел к появлению обмена?
6. Для чего был необходим календарь в древности? Есть ли различия в использовании календаря современными людьми и древними? Какие доказательства существования и использования календаря в древности приведены в параграфе?
7. Назовите отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации.
8. Определите и объясните закономерности появления: а) искусства, б) религии.
9. Как религия в первобытном обществе была связана с повседневной жизнью человека?
10. Охарактеризуйте последствия «неолитической революции» для развития всего человечества. В каких сферах жизни общества произошли изменения и как вы можете оценить эти перемены?
11. Найдите подтверждения существования первых религиозных верований в сказках народов мира.