в чем сущность материи
Философия: конспект лекций
Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция № 10. Материя
Материя (от лат. material — «вещество») — философская категория для обозначения некой пространственной телесности, «мертвое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В области мировоззрения она оформилась как материализм, а в сфере науки — как естествознание. Это объективная реальность, которая существует независимо от сознания и отражается в нем. Материя — это бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, взаимодействий и форм движения. Материя существует во множестве конкретных форм, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является элементом более общей системы. Поэтому было бы неправильно понимать материю как таковую, как некоторую неизменную первичную субстанцию вне ее конкретных форм. Сущность материи раскрывается через ее многообразные свойства и взаимодействия, познание которых и означает познание самой материи. Чем более сложной является материя, тем более разнообразны и дифференцированы ее взаимосвязи и свойства. На высшем уровне сложности, в связи с появлением разумных существ некоторые из свойств материи, такие как сознание, кажутся необычными, непохожими на неё и на первый взгляд представляются не связанными с ней. Утверждение безусловности такого представления, неспособность раскрыть связь сознания с материей постоянно приводили к возникновению различных монистических и дуалистических учений.
В диалектическом материализме противопоставление материи и сознания условно. Оно имеет смысл только для постановки и решения основного вопроса философии, а за его пределами утрачивает абсолютное значение, поскольку сознание, общественные идеи и так далее могут выступать в отношении какого-либо материального процесса как нечто определяющее его и в этом смысле первичное. Активная преобразующая деятельность общества приводит к тому, что в окружающем нас мире определенная группа материальных объектов: средства производства, здания, продукты химического синтеза, предметы потребления и т. п. — по своему происхождению и форме организации в какой-то мере зависят от сознания человека, поскольку в них воплощается человеческий замысел. По мере развития науки и техники будет все более расширяться множество материальных объектов, свойства, формы организации и даже происхождение которых будут зависеть от преобразующей сознательной деятельности людей.
Философское понимание материи как объективной реальности конкретизируется и дополняется естественно-научными воззрениями на строение и свойства материи. Но было бы неправильно отождествлять материю как философскую категорию с теми или иными воззрениями на строение материи, так как они изменяются в зависимости от новых открытий науки, в то время как философское определение материи остается незыблемым. Точно так же ошибочно отождествлять материю как философскую категорию с каким-нибудь конкретным ее видом, например с веществом.
Сущность и формы материи.
Дисциплина «Основы философии»
Тема: Философское учение о бытии
Цель – сформулировать и раскрыть смысл основного философского понятия.
1. Бытие как проблема философии
2. Сущность и формы материи
3. Философия развития
Дидактические единицы: Проблемы материи в философии. Понятие материи. Основные формы материи. Философское обоснование бытия. Проблема субстанции. Объективность и реальность как свойства материальных объектов. Идеально-духовные начала бытия. Проблема движения и покоя в философии. Пространство и время как философские категории, их общие и специфические черты. Всеобщие законы бытия и движения мира. Диалектические законы Г. Гегеля. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений. Закон отрицания отрицания. Понятие регресса и прогресса. Философские категории. Их роль в познании.
Можно воспользоваться учебниками колледжа:
1.Новая философская энциклопедия:
2. Интернет-энциклопедия философии: https://www.iep.utm.edu/
3. Портал «Все о философии»: http://intencia.ru
Дополнительные материалы
Бытие как проблема философии
Онтология – философская дисциплина о наиболее общих и фундаментальных закономерностях существования и развития мира.
Проблема бытия в философии:
— У большинства людей есть естественная потребность в существовании мира.
— Изменчивость мира порождает сомнение в вечном и неизменном его существовании.
— Мир имеет логику существования и развития.
— При осмыслении целостности мира, поиске его закономерностей, определении категорий, наиболее полно его отражающих, возникает множество разночтений и трактовок.
— Онтологические вопросы всегда зависят от сознания, вне которого их постановка невозможно.
Сущее – всё, что существует. Существование – фундаментальное свойство всякого бытия наличествовать и проявлять себя.
1). Философская категория, фиксирующая основу существования, целостности, все сущее, которое пребывает в непрерывном движении, имея внутренний источник развития.
2).Всё, что реально существует, и представления об этой реальности.
Процесс понимания бытия равнозначен освоению окружающей действительности и самопознанию.
Категория бытия в истории философии:
Древняя Индия: бытие определяется активностью Брахмы-космоса.
Древний Китай: Дао порождает бытие.
Ранняя античность: бытие есть сочетание стихий, в основе которого лежит единая субстанция.
Средневековье: бытие есть Бог и сотворенный им мир.
Новое время: акцент на возможность адекватного отражения бытия.
Иррационализм: бытие – бытие конкретного человека.
Позитивизм: бытие – это то, что подтверждается научными фактами.
Небытие – категория для обозначения того, чего нет, что не существует, это отсутствие, отрицание бытия, несуществующая реальность. Ничто – способ существования небытия.
Доказательства обоснованности понятия небытия:
От времени: существование настоящего предполагает небытие прошлого и будущего.
От пространства: бытие вещи в одном месте предполагает отсутствие (небытие) в другом.
От движения: движущееся тело есть там, где его уже нет, и его нет там, где оно еще есть.
От случайности: случайно то, что может быть, а может и не быть. Существование случайности предполагает существование небытия.
От противоположностей: всякое явление имеет свою противоположность, бытие которого есть одновременно его небытие («добро» и «зло», «+» и «-»).
Основные формы бытия:
Сущность и формы материи.
Одно из проявлений бытия – материя. Материя с латинского (materia) переводится как «вещество».
Основные подходы к трактовке материи.
1. Материалистический подход: материя – это весь окружающий мир. Она вечна, несотворима и неуничтожима; материя обладает качествами субстанции; идеальное становится возможным в результате развития материи, оно присуще только людям.
2. Объективно-идеалистический подход: признается существование материи, но лишь как результат активности (творения) высшего идеального начала (Бог, Абсолют, Мировой разум…); материя не обладает качествами субстанции.
3. Субъективно-идеалистический подход: существование материи ставится под сомнение или отрицается; материальный мир – совокупность ощущений человека, привычка так воспринимать действительность.
Современное понимание материи.
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая отражается в ощущениях человека, существуя независимо от них.
Материя – субстанция, обладающая статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности).
1. Материя существует в виде вещества и поля.
Вещество (газ, твердое, плазма, жидкость) – обладает массой покоя.
Физические поля (гравитационное, электромагнитное) обладают энергией и импульсом.
2. Существуют уровни (формы) материи:
— биологический (клетки, организмы)
— социальный (социальные структуры)
3. Материя существует как …
— неживая (микромир; мир, привычный человеку; макромир)
Материя существует в пространстве и времени. Пространство и время – это всеобщие формы материи, это атрибуты материи.
Пространство – категория, которой обозначают всеобщую форму бытия материи, характеризующую ее протяженность, структурность.
Свойства пространства: протяженность, размерность, соотнесенность.
Время – философская категория, обозначает всеобщую форму бытия материи, выражающую порядок необратимой смены событий, последовательность и длительность существования различных объектов, явлений, процессов.
Свойства времени: необратимость, длительность.
Философия развития.
С древних времен философы спорят о том, что такое движение, существует ли оно или это иллюзия. Существует два основных подхода философов к движению и развитию в окружающем мире: диалектика и метафизика.
Диалектика – учение о закономерностях развития, об изменчивости бытия, о взаимосвязанности всех его проявлений и форм, а также философский метод осмысления и изучения окружающей действительности.
Метафизика. Бытие в метафизике понимается как состоящее из отдельных объектов, связь между которыми неочевидна и необязательна.
Движение – понятие, которым обозначаются всякие изменения объектов, систем, отношений. Движение в той или иной форме существует всегда.
Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние данных объектов. Развитие может быть 1) прогрессивным и регрессивным; 2) постепенным и скачкообразным.
Диалектические представления о мире формировались на протяжении тысячелетий. В европейской философии первым диалектиком обычно называют Гераклита. В период развития классической философии наиболее завершенный вид диалектическая система получила в творчестве Г. Гегеля, а затем приобрела материалистический характер в марксизме.
Закон диалектики по Гегелю:
Источник развития находится не вовне, а внутри развивающегося объекта.
Механизм развития: развитие происходит путем перехода количественных изменений в качественные.
Результат развития: развитие – не простое отрицание прошлого, а отрицание отрицания, итогом которого является как бы возвращение к исходному состоянию, но на новом, более высоком уровне.
Диалектика имеет свою структуру:
1). Принципы диалектики
— принцип всеобщей связи;
— принцип всеобщего развития
2). Законы диалектики
— закон единства и борьбы противоположностей;
— закон перехода количественных изменений в качественные;
— закон отрицания отрицания
3). Категории диалектики
— сущность и явление;
— содержание и форма;
— причина и следствие
— возможность и действительность
— необходимость и случайность
Вопросы для самоконтроля:
1). Какие типы трактовок бытия встречаются в истории философии?
2). Какие формы имеет человеческое бытие?
3). Какова специфика живой материи?
4). Какие известны исторические типы трактовки понятий «диалектика» и «метафизика»?
Понятие материи. Виды и свойства материи
Материя (лат. materia) – вещество, субстанция, то, из чего состоит материальный мир.
Представление о материи развивалось с самого начала формирования философской и естественнонаучной мысли. В развитии представления о материи немалый вклад внесли древнегреческие философы-материалисты. В качестве материальной первоосновы (архэ) в Древней Греции принимали различные состояния вещества. Так Фалес (из Милета) за материальную первооснову принимал воду, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы и пустоту. Эти наивные положения древнегреческих материалистов можно считать первым шагом к формированию понятия материи. Вообще, само слово материя было введено Аристотелем. По-гречески материя – hyle – «дерево», в переводе Цицерона на латинский – материя.
В эпоху Возрождения первым философом, у которого понятие материя имеет новое содержание, является итальянец Бернардино Телезио (1509–1588). Он считал, что мир наполнен материей, которая является однородной; она вечна, никем не создана, а ее количество в мире неизменно. Джордано Бруно понимал материю как субстанцию всего, как некоторую первичную субстанцию, свойств, явлений. Он также тверждал, что материя однородна и вечна.
Французский философ-просветитель Поль Анри Гольбах дал такое определение материи: «Материя – это все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства».
Ломоносов: «Материя – это то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Она существует независимо от чувств и разума человека».
В целом, в классической философии было высказано много глубоких положений о свойствах материи, сохраняющих свое значение и в современном знании:
материя как всеобщая субстанциональная основа всех явлений.
вечность существования материи во времени и бесконечности в пространстве.
независимость её существования от человеческого сознания.
неразрывность материи и движения, представление о движении как атрибуте материи.
Вместе с тем высказывались идеи о материи, которые позже были опровергнуты наукой: первичная материальная субстанция представлялась как качественно однородная и неизменная основа, изменяются только сами вещи (возникают и исчезают).
Диалектическое представление о материи, опираясь на достижения естествознания XIX века, было сформулированоК.МарксомиФ.Энгельсом. Они обосновали сущность философского понятия материи, дали характеристику многообразных видов и состояний материи. В работе «Анти-Дюринг» Энгельс сформулировал и обосновал важнейший тезис материализма о единстве мира: «Единство мира состоит в его материальности»; Энгельс разработал основы диалектико-материалистическое понимание пространства и времени, как основных форм существования материи.
Однако, специального определения понятия материи Маркс и Энгельс не дали. Это было сделано В.И.Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В этом определении выражается всеобщее свойство всех вещей и явлений окружающего нас мира: существовать объективно, вне и независимо от сознания человека. «…Единственное «свойство» материи, – указал Ленин, – с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».
Наряду с понятием материи, важнейшей категорией в философии является категория «движение». В своем большинстве философы-материалисты отождествляли движение с механическим движением, т.е. с перемещением в пространстве неизменных материальных объектов. Были и такие философы, которые понимали движение шире, но ограничивали его конечным числом видов движения. Например, Аристотель понимал движение как изменение. Он выделил 4 вида движения:
1. Качественное изменение.
2. Количественное изменение.
3. Возникновение и уничтожение
Ф.Бэкон насчитывал 19 видов движения.
Обобщая достижения естествознания середины XIX века, Ф.Энгельс в «Диалектике природы» дал такое понятие движения: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле, обнимает собой все происходящие во Вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» («Диалектика природы»). В таком понимании движение выступает как неотъемлемое свойство материи, т.е. как атрибут материи. Поэтому в работе «Анти-Дюринг» Энгельс формирует важнейшее положение материалистической философии: «Движение есть способ существования материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения». «Всякий покой, – говорит здесь же Энгельс, – всякое равновесие только относительны» Таким образом, Энгельс развивает идею неразрывности материи и движения: 1) Материя не может существовать без движения. 2) Движение не может существовать без материи.
Энгельс показал, что в природе существуют различные по качеству формы движенияматерии и каждая форма движения соответствует определенному виду материи. Он выделил 5 форм движения материи:
Все формы движения материи взаимосвязаны. В мире происходит непрерывный процесс взаимного превращения одних форм движения в другие. В процессе развития происходило образование на основе одних форм движений (более низших) – другие, более высоких форм движения. Так химические формы движения образуются на основе физических; на основе физических и химических формы движения формируется биологическая; на основе всех перечисленных выше форм движения происходит такое движение, как общественная жизнь. Каждая более высокая форма движения, качественно отличается по своим, особым законам.
Людвиг Фейербах в своем сочинении «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842) сделал вывод о том, что «пространство и время составляют формы бытия всего сущего». Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг» развил и обобщил материалистическую интерпретацию пространства и времени. Он формирует положение: «Основные формы всякого бытия суть пространство и время». Что же выражают категории пространства и времени?
Категорияпространства выражает сосуществование и определенность вещей друг от друга, их протяженность, порядок их расположения относительно друг от друга. Категория время характеризует последовательность развертывания материальных процессов, отдаленность друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность, их развитие.
Пространство и время обладают определенными свойствами.
Пространство
1. Протяженность (основное свойство):
— Все материальные объекты обладают определенной протяженностью, определенной пространственной структурой, определенным объемом.
— Совершенно непротяженных, бесструктурных, безобъемных объектов мы не обнаруживаем в природе. Их нет.
— Беспространственных объектов не существует.
— Пространство трехмерно. Это означает, что для определения положения материальных точек в пространстве оказалось необходимым и достаточным заданием трех расстояний, численное значение которых называют координатами точки.
— Означает, что одно и тоже событие при одинаковых начальных условиях протекают одинаковым образом в различных точках пространства.
Например: известный закон Архимеда. На тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила равная весу жидкости вытесненное телом. Этот закон в Риме, Москве, Ставрополе и т.д. проявляется одинаково, при одинаковых условиях.
Время
Время однородно. Это означает, что при наличии начала отсчета любой момент времени, может быть задан с помощью одного числа.
Одно и тоже событие при одинаковых начальных условиях протекает одинаковым образом в различные периоды времени. Так, действие выталкивающий силы на тело погруженное в жидкость было открыто Архимедом в Древней Греции более 2,5 тыс. лет назад, а мы в XX веке наблюдаем тот же опыт, при тех же начальных условиях.
Время необратимо. Это означает, что невозможно движение, развитие вспять (закон отрицания отрицания). Хотя в теории относительности, в четырех мерном мире (три координаты пространства и одна временная (пространство Минковского)) рассматривается случай с отрицательным временем (с обратным течением), но в практике мы не встречаемся с такими явлениями.
Дата добавления: 2017-06-02 ; просмотров: 8300 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Понятие материи: его эволюция, атрибуты материи
Материалистическая философия в качестве субстанции рассматривает только материю. Объективный идеализм материю не отрицает, но считает ее порождением духовного начала (Гегель). Субъективный идеализм рассматривает материю как совокупность ощущений познающего субъекта (Д.Беркли).
В материализме понятие материи прошло три этапа развития:
· наглядно-чувственное понимание существовало в древнегреческой философии (Фалес, Анаксимен, Гераклит и др.): материя понималась как конкретная природная стихия или их совокупность (вода, огонь, земля, воздух), все вещи и явления – это проявление этих начал или одного из них;
· вещественно-субстратное понимание распространилось в эпоху Нового времени и сложилось благодаря успехам науки. Материя рассматривалась как конкретное вещество (твердое, жидкое, газообразное), состоящее из неделимых и неизменных атомов. Материальным считалось только то, что воспринимается органами чувств, то, что имеет форму, объем, цвет, запах и т.д. Свойства материи сводились к конкретным физическим свойствам и состояниям.
На этих этапах материя рассматривалась как нечто конкретное, в рамках третьего этапа она стала пониматься абстрактным образом:
· философско-гносеологическое понимание: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от сознания человека и отображающейся в его органах чувств (В.И.Ленин). Эта идея возникла в начале XX века в связи с революцией в естественных науках.
СРАВНЕНИЕ | МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА | НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-НАЧАЛА XX ВЕКОВ |
Физические свойства материи | Материя есть вещество | Поле как невещественная форма материи |
Атомы – это конечный пункт делимости материи, и сами атомы неделимы | Открытие микромира и частиц меньше атома (электрон и др.), делимости атома и его ядра | |
Атомы неизменны | Атомы изменяются (явление радиоактивности) | |
Материя непроницаема | Материя проницаема (рентгеновское излучение) | |
Масса тела – величина постоянная | Масса тела – величина переменная и зависит от скорости его движения (теория относительности) | |
Взгляд на мир | Действие законов механики Ньютона универсально для всего мироздания | Действие законов механики Ньютона ограничено пределами макромира |
Абсолютность свойств пространства и времени | Относительность свойств пространства и времени | |
Механистический детерминизм | Вероятностный детерминизм | |
Материя исчерпаема: сводится к конкретным физическим состояниям | Материя неисчерпаема: не сводится к конкретным физическим состояниям |
Были обнаружены формы материи, не имеющие вкуса, цвета, запаха – тех привычных свойств, с которыми ассоциировалась материя в рамках вещественно-субстратного понимания. В начале XX века в физике возник кризис: из факта, что не все материальные явления воспринимаются органами чувств, был сделан вывод, что эти явления не материальны. Возникла идея, что «материя исчезла» или является совокупностью наших ощущений (эмпириокритицизм – Э.Мах).
Материалистическое возражение состояло в том, что исчезла не материя: открытия показали, что вещественно-субстратное понимание материи устарело, ее нельзя сводить к конкретным физическим формам, уровням, свойствам, состояниям: у всех них существует нечто общее – то, что все они существуют объективно. На основе этого взгляда В.И.Ленин и сформулировал философско-гносеологическое понимание материи в противовес эмпириокритицизму.
Материя в современном понимании – это все бесконечное множество существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция, основа всего многообразия явлений, свойств, процессов, форм движения. Материи присущи:
· вечность и бесконечность в пространстве;
· неисчерпаемость, многообразие форм ее бытия;
Атрибут – это совокупность неотъемлемых качеств объекта, без которых он перестает быть тем, чем является, утрачивает свою сущность.
Атрибуты материи:
· пространство и время;
Системность (структурность) материи:
· основные и не основные виды материи: первый образуют вещество, поле и физический вакуум, вторые – антивещество и антиполе;
· уровни организации материи – микромир(элементарные частицы и поля), макромир (тела, размерные человеку), мегамир(видимая часть Вселенной);
· сферы – неживаяиживая, социально-организованная материя.
Фундаментальные отличия живого от неживого:
· в вещественном плане в состав живого обязательно входят высокоорганизованные макромолекулярные органические соединения – биополимеры, к ним относятся белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК);
· в структурном плане для живого характерно клеточное строение;
· в функциональном плане для живых тел характерно воспроизводство самих себя: воспроизведение есть и в неживых системах, но в живых телах имеет место процесс самовоспроизводства – не что-то воспроизводит их, а они сами;
· в плане активности живые организмы способностью совершать определенные действия (эта способность у различных форм живого разнится в зависимости от уровня сложности живого организма);
· у живых тел существует обмен веществ, способность к росту и развитию, движению, приспособлению к среде, регуляции своего состава и функций.
Если в трактовке философии и науки эпохи Нового времени материя сводилась к веществу, то в настоящее время понятие материи резко расширилось и охватывает все ее виды, уровни организации и сферы.
Пространство и время. Существуют два противоположных подхода:
· пространство и время – это объективные характеристики самого мира;
· пространство и время – субъективные формы восприятия мира (И.Кант).
Среди сторонников первого подхода долгое время имелись разногласия по вопросу свойств пространства и времени и их соотношения с материей.
СРАВНЕНИЕ | СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ | РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ |
Отношение пространства и времени | Пространство и время существуют независимо друг от друга, между ними не существует взаимосвязи | Пространство и время неразрывно связаны друг с другом и образуют единый континуум «пространство-время» |
Отношение пространства и времени к материи | Пространство и время существуют сами по себе наряду с материей как самостоятельные субстанции; если материя исчезнет, то пространство и время продолжат существовать | Пространство-время неразрывно связано с материей, зависит от процессов, происходящих в ней. Если материя однажды исчезнет, то пространство-время прекратит существование |
Сторонники – философы | Демокрит, Эпикур | Аристотель, Г.Лейбниц |
Сторонники – ученые | И.Ньютон обосновал понятия абсолютного пространства как бесконечной протяженности, вмещающей в себя материю и не зависящей от процессов в ней, и абсолютного времени как текущей равномерной длительности безотносительно к изменениям материальных систем | А.Эйнштейн отверг понятия абсолютного пространства и абсолютного времени и показал в рамках теории относительности, что они представляют собой не самостоятельные сущности, а особые отношения, связанные с динамикой материальных систем |
СРАВНЕНИЕ | Пространство | Время |
Определение | Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование материальных объектов и систем | Форма бытия материй, характеризующая длительность ее существования, последовательность состояний в развитии материальных систем |
Специфические свойства | Протяженность, трехмерность, изотропность | Длительность, одномерность, необратимость |
Универсальные свойства | Присущи и пространству, и времени: объективность существования, зависимость от строения и развития материальных систем, единство прерывности и непрерывности, бесконечность |
Движение. Наибольшую разработку проблема движения получила в эпоху Нового времени. В XVII-XIX веках сложились три концепции движения.
СРАВНЕНИЕ | Механицизм | Энергетизм | Диалектический материализм |
Движение | Движение – это перемещение тела в пространстве по законам механики | Движение – результат превращение одной формы энергии в другую | Движение – это не только перемещение тела в пространстве, это любое изменение |
Движение и материя | Движение – внешнее свойство материи, результат воздействия на тело внешней силы, к самодвижению материя не способна | Между материей и движением не существует взаимосвязи, материя превращается в энергию | Критика механицизма: движение – внутреннее свойство материи, она способна к самодвижению, источник – разрешение противоречий. Критика энергетизма: любая форма движения имеет материальный носитель. Механическое движение присуще неживым телам, физическое – атомам, химическое – молекулам, биологическое – живым телам, социальное – людям и обществу |
Соотношение форм движения | Редукционизм – высшие, сложные формы движения (биологическое и социальное) объясняются по аналогии с простой, низшей формой (механической), механическая форма универсальна | Высшие, сложные формы движения нельзя объяснять по аналогии с простыми, низшими формами: высшие, сложные возникают на основе простых, низших форм и включают их в себя, однако каждая форма движения обладает только ей присущими специфическими закономерностями |
Ф.Энгельс в работе «Диалектика природы» изложил основную идею концепции диалектического материализма: материя может существовать только в движении, движение – это атрибут, способ существования материи. Движение абсолютно, покой – относителен: покой – это момент, сторона движения.
Тема 2. СистемА – детерминизм – развитие