в чем сущность интеграции педагогики с экологией
Сообщение «Сущность экологического подхода в педагогике»
Сущность экологического подхода в педагогике состоит в том, что предметы и явления объективной действительности рассматриваются как среда того или иного «субъекта». Экологический подход направлен на изменение приоритетов образования. По выражению академика Моисеева Н. Н. это «такое изучение собственного дома, такое изучение возможного поведения в нем человека, которое позволило бы жить ему в этом доме, то есть выжить на планете Земля» и устойчиво развиваться в согласии с Природой.
Огромное значение в развитии экологического подхода в теории и практике психолого-педагогической деятельности сыграло представление об открытых системах. Под открытой системой В. М. Зеличенко понимает систему, которая обменивается с окружающей средой энергией, веществом и информацией.
Природные материалы, скорее всего, являются самыми древними игровыми пособиями на нашей планете, однако не теряют своей актуальности. Более того, в связи с необходимостью отвлечения детей от экранов различных гаджетов и привлечению их внимания к красоте окружающего мира, играм с природными материалами отводится всё большее внимание.
Мой интерес к играм с природными материалами обусловлен тем,что:
— это исключительно полиморфный игровой комплект, количество игр ограничивается только фантазией;
-каждое создание природы уникально, а значит каждый раз ребенок будет держать в руках новый предмет, отличный от предметов других детей;
— приобретение природных материалов не требует материальных затрат и легко восполняется;
— использование природных материалов на занятиях соответствует требованиям ФГОС.
Природные материалы уникальны тем, что одна и та же игра способствует решению сразу нескольких педагогических задач, один и тот же материал может использоваться в разных играх. В своей работе учитель-логопед может использовать природные материалы для развития неречевых психических процессов, общих речевых навыков, для развития мелкой моторики, в работе над звукослоговой структурой слов, для развития лексико- грамматического строя речи и связной речи а так же при закреплении правильного звукопроизношения. Таким образом,игры с природными материалами прошагали практически по всем направлениям работы логопеда. Остановлюсь подробнее на конкретных примерах игр и приемов.
Для развития слухового восприятия используется традиционная игра «отхлопай ритм», однако за счёт использования разных косточек (персиковых, абрикосовых, каштанов, желудей, камешков в разнообразных сочетаниях, игра получает новое звучание каждый раз, чем привлекает внимание детей.Также внутри косточки использую в играх: слушаем, как стучит у левого уха, а как – у правого, как стучат семена в разных косточках, пробуем постучать громко и тихо, угадываем на слух, какое семя стучало. Также для развития слухового восприятия используется игра «Шумелка».Банки заполнены природными материалами: опилками, большими и маленькими камнями, водой, ёлочными иголками и песком. Дети слушают, как шумят разные баночки, закрывают глаза и после того, как логопед чем-то пошумел, угадывают баночку.
Традиционная игра «Помоги Золушке» способствует развитию зрительного внимания и мелкой моторики. Ребенку предлагается рассортировать смешанные мелкие материалы по цвету, по форме или друг от друга. За счёт уменьшения размеров предметов увеличивается сложность выполнения заданий: начинать можно с желудей, каштанов, маленьких шишек, персиковых косточек и камней, а далее использовать ракушки, мелкие камешки, косточки от абрикосов и фиников. Также для развития зрительного внимания, логического мышления и мелкой моторики детям предлагается установить последовательность чередования предметов и продолжить ряд по образцу логопеда. Разнообразие материалов позволяет выполнять чередование по цвету, форме и размеру.
Все игры с природными материалами способствуют развитию тактильного восприятия, не исключение и игра «Волшебный мешочек». Мешочек заполняется желудями, в которые добавляются косточки, каштаны, маленькие шишки. Необходимо с закрытыми глазами на ощупь найти то, что потерялось в желудях. Запускание рук в мешок с желудями также способствует расслаблению, созданию положительного эмоционального фона, является массажем рук, проведенным природой.
Игра «Накорми белочку шишкой» используется для развития силы, направленности выдоха, т. е. для развития общих речевых навыков. Предлагается подуть на шишку так, чтобы она докатилась к белочке. Для игры используются круглые шишки от туи.
Взаимодействие с природными материалами развивает мелкую моторику. Например, игра «Подарок от белочки». Ребенку предлагаются для сравнения на ощупь разные шишки (от лиственницы, сосны, ёлки, туи, а также столбики от съеденных белками шишек. Вращая шишки в руках, ребенок осуществляет самомассаж и развивает тактильное восприятие. Очень тонких движений пальцев требует игра «Иголки для кактуса». Ребенку предлагается втыкать еловые иголки в пенопластовый кактус так, чтобы кактус стал колючим. Еловыми иголками можно рисовать – заполнять шаблоны, писать как по манной крупе.
Игр с ракушками очень много: их можно погладить с двух сторон и выяснить, что одна сторона шершавая, а другая – гладкая, можно искать одинаковые пары среди нескольких ракушек, закрученные ракушки можно накручивать на пальчики, а можно разнообразить игру «Пальчиковые шаги», надев на пальчики по ракушке, что усложняет выполнение задания, т. к. необходимо удержать ноги в туфельках.
В работе над звукослоговой структурой слов используется игра «Магазин». Ребенку предлагаются слова, которые нужно разделить на слоги и соответствующее количество косточек опустить в кассу. Дырочка в кассе узкая и пролезают в нее только финиковые косточки, то есть ребенку параллельно нужно дифференцировать косточки. Для развития лексико-грамматического строя речи сравниваем разные шишки по степени колючести, по форме, по размеру. Закрепляем умение подбирать антонимы, подбирать прилагательные к существительным Для закрепления правильного звукопроизношения используются песочные часы. Ребенок набирает в ложку песок и аккуратно высыпает его в воронку, развивая координацию и мелкую моторику. Пока песок сыпется, ребенок произносит отрабатываемый звук или слоги.
Опыт работы показал, что использование природных материалов в работе способствует развитию мелкой моторики; созданию положительного эмоционального фона и снятию напряжения; создает условия, мотивирующие ребенка к обучению; поддерживает интерес ребенка к занятиям за счёт огромного разнообразия и взаимодополняемости природных материалов. Игры с природными материалами позволяют одним упражнением решать несколько коррекционных задач.
Конспект экологического занятия на основе интегрированного подхода «Зимушка-зима» Конспект экологического занятия на основе интегрированного подхода. Тема: «Зимушка-зима». Возраст детей: для детей второй младшей группы.
Консультация «Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях» «Берегите семью; в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки. Охраняйте это сокровище. В семейном счастье –.
Понятия и сущность трудной жизненной ситуации ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, КАК ПРИЧИНА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ.
Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников 2–3 лет в процессе экологического воспитания» Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в.
Сущность дидактической игры и её основные направления Дидактическая игра– такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей.
Сущность и содержание семейного воспитания Семья представляет собой социально-педагогическую группу людей, которая предназначена для оптимального удовлетворения потребностей в продолжении.
Сущность понятий «самостоятельность», «познавательно-исследовательская деятельность» Сущность понятий «самостоятельность», «познавательно-исследовательская деятельность». Проблема самостоятельности имеет достаточно давнюю.
Сущность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно.
Эссе «Актуальные проблемы в современной педагогике» Я думаю, что трудно переоценить важность темы «Актуальные проблемы в современной педагогике». Поскольку образование является одним из основных.
В чем сущность интеграции педагогики с экологией
Экологическая педагогика это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности формирования экологичной личности, характеризующейся экологической воспитанностью, экологическим мировоззрением, экологическим сознанием, экологическим мышлением, экологической культурой.
Экологическая педагогика руководствуется следующими основными методологическими подходами: коэволюционный ( идеи универсального эволюционизма), цивилизационный, генетический, системный, культурологический, социологический, аксиологический, личностно-ориентированный, деятельностный, контекстный, проблемно-ориентированный, технологический.
К настоящему времени в экологической педагогике разработана Теория экологического образования, которая опирается на фундаментальные основания, уже имеет достаточно сложную структуру и характеризуется наличием методологической основы и ведущих принципов, специфических законов и закономерностей, системы научных категорий и понятий, гипотез и фактов. Одной из первых закономерностей экологической педагогики является: переход экологического образования от природоохранного к образованию для устойчивого развития. Вторая закономерность, отражающая усиление интеграционных процессов, проявляющихся во взаимосвязи общего, профессионального и экологического образования, и реализующихся на практике как через экологизацию существующих образовательных программ и образовательных стандартов, так и путем введения в учебные планы специальных предметов экологического содержания. Третьей важной закономерностью является единство содержательной и процессуальной сторон экологического образования, которое обеспечивается единством теоретических и практических составляющих образовательного процесса на основе универсального подхода, определяющего его успешное функционирование. Соотношение классической( традиционной ) педагогики и экологической педагогики можно определить по принципу соответствия Н.Бора. Четвертой закономерностью является формирование и развития региональных систем экологического образования. К закономерностям экологического образования можно также отнести: повышение роли школьных учителей, переход к проблемно-ориентированному и программно-целевому обучению, использование интерактивных и личностно-ориентированных методов обучения, укрепление международного сотрудничества. Экологическая педагогика рассматривает экологическое образование с одной стороны как историческое явление, как непрерывный образовательный процесс и как организационную структуру.
Таким образом, науковедческий анализ показывает, что в настоящее время экологическая педагогика с теорией экологического образования является развитым научным направлением и ведущей отраслью педагогической науки.
В чем сущность интеграции педагогики с экологией
Как педагогическая наука экологическая педагогика должна определить методологические подходы к экологическому образованию. Экологическое образование как самостоятельное направление в теории и практике общеобразовательной школы стало развиваться на рубеже 60–70-х гг. и характеризовалось включением экологических и природоохранительных знаний в учебные программы по биологии. Однако с течением времени целью экологического образования становится не столько формирование экологических знаний, сколько развитие экологической культуры. Это особенно актуально в условиях новой парадигмы образования, согласно которой образованию придается приоритетная функция культуры, и гуманистической парадигмы общественного сознания, содержащей идею благоговения перед жизнью как явлением. Можно определить особую системообразующую функцию в новой образовательной парадигме экологической культуры как процесс и результат воспроизводства в обществе духовного и материального продукта экологической деятельности, оптимизации взаимодействия общества и природы. Осмысление новой социально-экологической функции образования, социального заказа общества образовательным системам, позволяет сформулировать его как воспроизводство экологической культуры в обществе, экологическое воспитание, формирование экологического сознания личности.
Экологическая педагогика это отрасль педагогической науки, изучающей закономерности формирования экологической личности, характеризующейся экологической воспитанностью, экологическим мировоззрением, экологическим сознанием, экологическим мышлением, экологической культурой.
В монографии определены задачи экологической педагогики. Установление законов и закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее состояние экологического образования, экологической культуры; разработка объективных методов исследования, создание учебно-методической базы развития системы непрерывного экологического образования; разработка методологических подходов и принципов развития экологического образования и экологической личности. Определены интегрирующая и системообразующая роль экологического образования в системе общего образования; выявлены закономерности экологизации среды образовательных учреждений. Задачами экологического образования являются:
Формирование системы экологических знаний. Системы представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов. Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества. формирование экологического отношения (положительного, бережного, ответственного) к природе. Формирование потребности общения с ней. Формирование навыков природоохранительной деятельности. Освоение стратегий и технологий взаимодействия с природной и социальной окружающей средой. Развитие альтернативного и прогностического мышления, экологического сознания, экологической культуры при анализе природных объектов и деятельности в природе.
В монографии выявлены факты, определены механизмы и закономерности формирования экологической личности, обладающей экологическими знаниями, умениями, отношениями на основе закона о коэволюционном развитии как оптимальном взаимодействия Человека и изменяемой им природной среды.
Рассмотрение теоретических основ экопедагогики и экологического образования на философском, методологическом, общенаучном и конкретно-научном уровнях, позволяет уточнить определение категорий, понятий и терминов: «экологическая педагогика» «природоохранительное просвещение», «экологическое воспитание», «образование в области окружающей среды (инвайронментальное)», «экологическое образование», «экологичная личность», «экологическое мировоззрение», «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура» и их категориальный аппарат (цели, задачи, принципиальные положения ) с учетом мировых процессов, оказывающих влияние на развитие современной педагогической науки в целом, а также насущных национально-региональных природных, социокультурных и экономических проблем геополитического значения.
В нашем понимании: экологическое образование есть непрерывный процесс обучения, воспитания и развития экологической личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды. Нами принято следующее определение: «экологическое образование – система социальных норм, правил, знаний, навыков и институтов, направленных на обеспечение долгосрочных интересов человека в биосфере».
Экологическое образование – это не узкая частная область общего образования, ограниченная рамками классической биоэкологии, а привносящая новый смысл и цель в современный образовательный процесс. В отличии от образования в области окружающей среды экологическое образования осуществляется по законам педагогики, а точнее по законам экологической педагогики. Анализируя различные концепции экологического образования: общего среднего экологического образования, общего школьного экологического образования, основ экологического мировоззрения как задачи народного образования, организации и развития непрерывного экологического образования – можно сделать вывод, что однозначного и общеприемлемого определения главной цели экологического образования нет. В одних случаях под целью понимают формирование экологически грамотного человека, в других – воспитание ответственного отношения к природе, в третьих – формирование экологического сознания, в четвертых – формирование экологической культуры, в пятых – формирование экологического мировоззрения, в шестых – формирование экологичной личности и т.д. Таким образом, экологическая культура, по- нашему мнению, должна явиться целью экологического образования и главной задачей экологической педагогики. Отсюда выведена стратегическая цель экологической педагогики и образования – это воспитание ответственного сознания, экологической ответственности как меры свободы человека в условиях экологической необходимости.
Б.Т. Лихачев выделяет три направления экологического образования. Это научно-образовательное, природопользовательно-природоохранительное и воспитательное этико-эстетическое. Такой подход охватывает все основные аспекты экологического сознания, формирует их в единстве, ставя экологическое сознание на прочный фундамент деятельно-практического, эмоционально-практического и эмоционально – чувственного отношения к окружающей среде. Это позволяет в формировании экологической культуры личности избежать опасного разрыва между сознанием и поведением, словом и делом, убеждениями и деятельностью. Проблема формирования отношения школьников к природе признается педагогической общественностью многих стран в качестве одной из центральных в экологическом образовании, и она получила фундаментальное развитие в работах. Определены принципы экологической педагогики и экологического образования.
Изучение литературных источников и материалов по вопросам педагогической экологии и экологической педагогики, которые издаются и публикуются в развитых странах, позволило, несмотря на некоторые частные различия редакционного, количественного и страноведческого характера, выделить общие для многих стран принципы экологического образования: целостность окружающей среды; междисциплинарность; непрерывность; взаимосвязь краеведческого, национального, регионального и глобального подходов к раскрытию проблем окружающей среды; направленность образования на развитие ценностно-мотивационной сферы личности, гармонизацию отношений с окружающей средой.
Монография есть результат фундаментального исследования, которое проводится в Уральском государственном педагогическом университете, под руководством автора научной школы «Экологическая педагогика» с 1987 года.
ЭКОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
В совр. науке понятие «экология» не ограничивается только биол. рамками. Выделяют социальную, техн., мед. экологию и др., к-рые вместе с экологией природных систем составляют совр. комплексную экологию, призванную обеспечить равновесно-динамич. состояние природы, а также оптимальное взаимодействие природы и общества при условии рационального использования природных ресурсов и регулирования природных процессов на основе знания объективных законов и закономерностей развития природы. Элементами окружающей человека среды и его жизни считаются социально-экон., технико-технол., природные, культурные, информац. условия. Состояние окружающей среды во многом обусловливает здоровье человека. Проблемы социальной экологии учёные рассматривают как проблемы отношения человека к человеку, человека к природе. Разл. аспекты экологич. знаний направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, достижение гармонии отношений между обществом и природой. Решению этой задачи благоприятствует процесс экологизации всех областей науки, произ-ва, иск-ва, морали, права и образования.
Становление и теоретич. осмысление экология, проблем в науке, их актуальность и значимость для х-ва определили развитие пед. аспекта этих проблем, формирование нового направления в пед. теории и шк. практике. Связанное с раскрытием в уч.-воспитат. процессе экологич. проблем (сохранение окружающей природной среды), это направление определяется целым рядом терминов («природоохранит. просвещение», «при-родоохранит. образование», «экологич. образование», «экологич. воспитание»).
Понятие «экологич. культура» касается всех сфер материальной и духовной жизни нашего общества, каждого человека и выражается в тех видах науч. и практич. деятельности, к-рые обеспечивают сохранение и обогащение окружающей среды, создают благоприятные условия для жизни и развития человека. Формирование экологич. культуры должно стать составной частью деятельности всей системы непрерывного образования. Это возможно при условии, если в содержание образования будут входить след, ведущие элементы: система знаний о взаимодействии общества и природы; ценностные экологич. ориентации; система норм и правил отношения к природе, умения и навыки по её изучению и охране.
В классич. педагогике обоснованы и развиты положения о месте и значении общения ребёнка с природой и системе его образования, о содержании науч. знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения в процессе познания природы, о нравств.-эстетич. развитии школьника под воздействием природы. Значение природы в воспитании гуманных чувств ребёнка подчёркивали Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Дистервег. Впервые Руссо, а затем А. Гумбольдт и др. педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущения её облагораживающего влияния на человека. Против узкого практицизма и утилитаризма, а также формально-словесного изучения природы и бездушного к ней отношения выступали мн. рус. обществ. деятели, к-рые ратовали за введение в школе полноценных знаний о природе, подчёркивали их влияние на формирование моральных качеств личности. К. Д. Ушинский, призывая расширить общение ребёнка с природой, сетовал: «странно, что воспитат. влияние природы так мало оценено в педагогике». Его идеи о воспитат. ценности общения ребёнка с природой развивали и обогащали А. Я. Герд, А. П. Павлов, Б. Е. Райков и др. педагоги-естественники, создавшие ряд ориг. пособий по методике естествознания, в к-рых обосновывалась организация уч. деятельности школьников с учётом взаимосвязи науч. знаний и чувственного восприятия природных объектов и явлений.
Проблема изучения природы и формирования отношения к ней в 20—40-х гг. были в основном предметом методики естествознания; создана обширная метод. лит-ра. Особое место уделялось организации деятельности школьников по «преобразованию» природы, участию их в общественно полезном труде, в с. х-ве. Однако уч. и практич. работа учащихся, предусмотренная программой, испытывала Значит. влияние идеи «покорения» природы, стремления «бороться с её силами», использования её богатств как «неисчерпаемой кладовой».
В 60-х гг. усилился природоохранит. аспект шк. образования, к-рый выступает в тесной связи со всей общенац. системой охраны природы.
Одним из важнейших факторов гармонизации взаимодействия общества и природы является формирование у учащихся и молодёжи глубокого понимания многогранного значения природы для жизни, здоровья, физич. и духовного совершенствования. Ведущее место в реализации этой задачи занимает школа. Характерные черты положит. опыта школ в этом направлении: общественно полезная направленность работы учащихся по охране объектов и комплексов природы и воспроизводству её богатств; обусловленность характера деятельности местными природными условиями и социально-экон. потребностями (крае-ведч. принцип); взаимосвязь практич. работы с накоплением и расширением знаний о природе; многообразие видов деятельности и форм её организации в рамках внеклассных и внешк. занятий; развитие творческой активности и самостоятельности учащихся при выполнении общественно полезных дел, осознание их обществ. ценности и значимости.
Совр. этап развития экологич. образования строится на принципах единства, ист. взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отношений человека к природе, на стремлении к гармонизации этих отношений. Много-аспектность взаимодействия общества и природы определяет комплексность экологич. образования, его осн. принципы: междисциплинарный подход в формировании экологич. культуры школьников; систематичность и непрерывность изучения уч. материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобальных, региональных и краеведч. экологич. проблем. Принципы экологич. образования реализуются в практике школы через усвоение осн. понятий и науч. фактов о природе. На основе этих принципов определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с её законами; понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека; овладение прикладными знаниями и практич. умениями изучения и оценки состояния окружающей среды; развитие потребности общения с природой, сознат. соблюдение норм поведения в природе; активизация деятельности по улучшению окружающей природной и преобразованной среды.
Первые представления детей о природе закладываются в семье и дет. саду. Дошкольники получают конкретные представления о растениях и животных, учатся их распознавать и классифицировать; ведут наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, их влиянием на жизнь растений, животных и человека. В дет. саду у детей формируется привычка заботиться о растениях и животных, зимующих птицах. Знания о доступных пониманию детей объектах и явлениях природы используются для воспитания любви к природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, бережного отношения к растениям и животным. В школе важнейшую роль в этом процессе играет изучение природоведения. Определённый настрой при знакомстве с природной и социальной средой дают уроки чтения, обогащающие знания детей о природе, жизни людей, развивающие эмоциональную восприимчивость и понимание жизни природы. Общность задач уч.-воспитат. работы на уроках природоведения, изобразит, иск-ва (рисования), чтения, музыки (пения) позволяет развивать оптимальные взаимосвязи между этими уч. предметами. Специфич. условия обучения в нач. школе позволяют осуществить взаимосвязи уч. предметов так, что уч.-воспитат. воздействие, начатое на одном уровне, продолжается на других. Природо-ведч. знания, полученные учащимися нач. классов, широко используются на уроках труда.
Одной из фундам. идей в содержании экологич. образования является идея развития и целостности природы, раскрываемая в цикле естеств.-науч. и обществ.-ист. предметов. наиб. полно целостность природы выражается в учении о биосфере (её составе, структуре, энергетике и развитии), физ.-хим. факторы биосферных процессов рассматриваются как взаимосвязи, обеспечивающие существование экологич. систем. Эти понятия включены в программу курсов биологии и географии.
Экология стремится дать науч. решения практич. задач повышения продуктивности биосферы, сохраняя её структуру и равновесное функционирование всех её элементов, т.е. служит науч. основой управления природными системами. Это науч. положение приобретает интегральный характер в содержании образования в школе.
С позиций оптимизации взаимодействия общества и природы в школе вводится изучение рационального использования природных ресурсов, как минерального, так и биол. происхождения, принципов социально-безвредной технологии, включающей комплексное произ-во, замкнутые (безотходные) системы, работу осн. техн. устройств по защите среды от загрязнения, ознакомление с реальным произ-вом на экскурсиях, практикумах и т. п.
Содержание экологич. образования связано с утверждением идеала человека, для к-рого органично умение сохранять биол. равновесие среды. Такой подход требует не только навыков эффективной производств. деятельности, но и воспитания чувства ответственности за её последствия. В связи с этим правомерно говорить об освоении школьниками экологич. культуры произ-ва в процессе изучения мн. уч. предметов.
Одной из задач экологич. образования является формирование у учащихся умений оценивать состояние окружающей среды, ближайшего природного окружения. Для этого используются наблюдения учащихся во время экскурсий, полевого практикума, участие в мониторинге среды и др. Реальное значение в жизни имеет умение защищать природную среду от загрязнения и разрушения. Здесь важная роль принадлежит умениям трех видов. Первый связан с соблюдением культуры личного поведения; второй направлен на предотвращение негативных последствий в природном окружении в результате поступков др. людей; третий связан с выполнением посильных трудовых операций по ликвидации уже возникшего нежелат. явления. Умения и навыки по пропаганде совр. проблем экологии и охраны природы в известной мере отражают гражд. позицию личности.
Лит.: Захлебни и А. Н., Зверев И. Д, Суравегина И. Т., Охрана природы в шк. курсе биологии, М., 1977; Зверев И. Д., Экология в шк. обучении, М.,
1980; его же, Проблемы социальной экологии (дидактич. материалы для школьников), М., 1994; его же, Введение в экологии, системы, М., 1995; Захлебный А. Н., Школа и проблемы охраны природы, М., 1981; Экология, образование школьников, М., 1983; Отношение школьников к природе, М., 1986.