в чем сущность и значение философии марксизма
Философия марксизма и его основные идеи
Основные идеи философии
Теоретики марксизма разработали экономическое учение, основанное на диалектике Г. Гегеля и материализме Л. Фейербаха. Согласно их концепции, производство — это первичный фактор общества, иным словом, базис, а всё остальное (социальная психология, право, политика) — вторично, и образует надстройку.
Стремление к преодолению противоречия общества привели основоположников теории к своей политической программе, которая предлагала радикально изменить капиталистическое общество и призывала к революционному свержению. В качестве альтернативы предлагался новый общественный строй, получивший название «коммунизм» — общество с отсутствием классовых противоречий и управлением из центра по единой концепции или плану.
Для борьбы за установление нового общественного строя и диктатуры пролетариата необходимо создать политическую организацию: партию (коммунистическую или социал-демократическую), которая бы выражала интересы рабочего класса.
Труды основоположников
Философия марксизма и его основные идеи были сформулированы в главном произведении Карла Маркса «Капитал».
А также социология и концепция отражается в основных трудах К. Маркса:
Его соратник Ф. Энгельс, написавший книги «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886), также активно пропагандировал эту теорию.
Материалистическое понимание истории
В обществе отношения должны строиться на производстве материальных благ. Задачей людей всегда было получение средств для существования.
В основных положениях марксизма кратко и понятно принято выделять такие пункты:
Философская категория понимания бытия предполагает, что материя первична и определяет сознание.
Суть марксисткой идеологии заключалась в создании лучших жизненных условий. Немаловажную роль в этом играла практика. Производственная практика — это изменение человеком природы, руководствуясь своими потребностями и используя навыки и знания, полученные в результате научно-технического прогресса. Идеи были развиты в период роста промышленности и экономики в Европе, что относится к середине XIX века.
Для появления марксисткой теории было много предпосылок. Бурный рост промышленности, возникновение заводов и фабрик вызвало рождение нового класса — пролетариата, благодаря чему изменились социальные и общественные отношения. Активная эксплуатация трудящихся масс привела к ухудшению условий существования, их экономического уровня. Ведь основной целью капитализм ставил перед собой получение прибыли. Для достижения этой задачи правящий класс, стоящий у власти, не считался с правами трудящихся. Это приводило к недовольству. Назревал кризис и революционная ситуация.
Наиболее известными русскими приверженцами теории Маркса стали В. И. Ленин, И. В. Сталин. Они способствовали активной пропаганде и созданию марксисткой школы в России. Именно в этот момент нужна была партия, способная развивать теорию Маркса и возглавить борьбу за свободу рабочего класса. Ленин и его соратники объединились в кружки и группы.
В конце XIX века был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Позднее на его базе появилась Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП).
Деление на формации
Карл Маркс предложил два основных класса — эксплуатируемые и эксплуататоры. К первой группе относятся трудящиеся массы или пролетариат. Вторые — это капиталисты. Взаимодействия между этими двумя группами основаны на товарно-денежных отношениях. Экономические отношения между классами и методика их изучения называется «диалектический материализм». Постулатом этой теории стало утверждение о том, что экономические отношения первичны и являются базисом для всего общества.
Выражаясь простыми словами, изготовление и производство предметов, средств производства и продуктов питания, а затем их реализация и перераспределение являются главенствующими в товарно-денежных и производственных отношениях.
Марксистская теория разделила разные исторические ступени развития человечества на формации. Они основываются на принципе производства. Всего существует шесть формаций:
В истории человечества полностью построить коммунистическое общество ещё никому не удалось, хотя движение в этом направлении было во многих европейских государствах, в России, на Кубе. Зачастую это направление называют утопическим.
Своё прикладное значение теоретические выкладки Маркса получили в СССР. На протяжении 70 лет движение к созданию коммунистического общества было довольно успешным, однако был построен только развитой социализм — первая фаза коммунизма. Дальнейшие попытки были сведены на нет.
Распространение идей Маркса, Энгельса и их последователей оказали огромное влияние на положение рабочих во всём как социалистическом, так и капиталистическом мире, повысив социальный статус трудящихся масс.
Основные моменты марксистской философии
Карл Маркс — основоположник марксизма: революционной идеи устройства общества. Философия марксизма базируется на принципах коллективного труда и отказа от иерархической системы общества. Мировая история марксизма неразрывно связана с ленинизмом — социально-политическим учением, направленным на борьбу с капитализмом.
Ключевые моменты биографии
Карл Маркс родился в 1818 г, в семье потомственного раввина. Незадолго до рождения Карла его родители приняли лютеранство. Карл учился в гимназии, после поступил в университет. Он углубленно изучал историю, философию, языки. Во время учебы Карл присоединился к клубу гегельянцев — приверженцев философии Гегеля. Он собирался стать преподавателем философии, но изменения в политическом курсе Германии заставили его изменить планы.
Окончив университет, Маркс стал работать журналистом. В своих статьях он жестко критиковал власть и призывал к восстанию. Опасаясь ареста, он вынужден был вместе с семьей переехать в Париж. Там он встретил много единомышленников среди радикально настроенных пролетариев, съезжавшихся во Францию со всего мира. После парижской революции Маркс уехал в Берлин, и начал выпускать собственную газету. Чтобы подавить зарождающее восстание, философа снова выслали из Германии. Он переехал в Лондон и занялся разработкой новой экономической теории.
Карл активно участвовал в общественной деятельности, и вскоре стал известен далеко за пределами Франции. С ним стремились сотрудничать представители всех «левых» движений. В 1867 г. философ опубликовал свой главный рукописный труд — «Капитал». В нем он изложил основные идеи относительно необходимости революции для становления социализма. К величайшему разочарованию мыслителя, его революционные идеи остались только теорией. Его сторонники из разных политических движений не смогли прийти к компромиссу, постепенно большинство из них депортировали. Карл Маркс умер в своем доме в Лондоне в 1883 г.
Принципы марксизма
Главная идея марксистской философии — материалистическое понимание истории. Индивид определяет себя через материальные предметы окружающего мира и его главная цель — производство.
Фундаментальный принцип, по которому должны строиться отношения в обществе, — производство материальных благ. Люди воздействуют на окружающую среду, преобразовывая ее под свои нужды. Их задача — получение средств для существования в обществе: еды, полезных ископаемых, строительного материала.
Основные принципы идеологии марксизма:
Согласно представлениям философа, расслоение общества происходит из-за отчуждения труда: правящий класс богатеет за счет отъема результатов производства у рабочего класса. Поэтому для создания социализма необходимо вернуть рабочим средства, которые они бы получили за свой труд, а для этого — искоренить буржуазию.
Место человека в обществе
Индивид и его деятельность заняли ключевое место в философии марксизма. Сущность складывается из результатов социальной деятельности. Возможности человека внутри коллектива не ограничены: он может наследовать и воспроизводить любую деятельность. Как часть коллектива, он обязан следовать общественным интересам.
Индивид, рассматриваемый отдельно от коллектива, не является полноценной личностью. Его сущность — результат работы коллектива. Нельзя описать личность, просто перечислив ее характеристики. Важно представить ее, как часть социума. Ценность личности определяется качеством его труда.
Концепция личности Маркса подвергалась постоянной критике. Сторонники индивидуализма считали ее несостоятельной, нивелирующей значение индивида. Философа обвиняли в стирании человеческой личности, стремлении подавить естественные индивидуальные потребности.
Практика в марксизме
По Карлу Марксу, философия должна быть направлена на улучшение условий жизни. Марксизм предлагает совершенствовать их с помощью практики. Производственная практика — это изменение субъектом (человеком) объекта (природы). В процессе изменения субъект руководствуется своими потребностями, используя навыки и знания, полученные в результате развития технического прогресса.
Проблема отчуждения
Понятие «отчуждение» Маркс взял из философии Гегеля. В своей работе «Философия истории» он писал, что сущность индивида отчуждена (отдалена) от его существования. Для марксиста главная проблема отчуждения — разрыв связи между человеком и результатом его деятельности, как главного маркера личности.
Решить проблему отчуждения можно, избавившись от эксплуатации и разделения общества на классы.
Что такое Марксизм
Марксизм — это система экономической, социальной и политической философии. Была основана на идеях Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895), которые исследовали социальные изменения с точки зрения политических и экономических факторов.
Марксисты — это сторонники учения Маркса и Энгельса.
Кратко о марксизме
Главная идея гласит, что средства производства — это экономическое основание, которое влияет на (или даже определяет) политическо-экономическую ситуацию.
При марксизме устаревшие классовые структуры должны были быть свергнуты силой (революцией), вместо того, чтобы быть заменёнными посредством терпеливого изменения. Это Маркс называет классовой борьбой и считает её неизбежной и «двигателем истории».
Также это учение утверждает, что поскольку капитализм сменил феодализм, он также будет устранён диктатурой рабочих (пролетариатом). И, по мнению Маркса, диктатура пролетариата — это переход к социализму.
Диктатура пролетариата происходит тогда, когда рабочие «осознают» эксплуатацию, от которой они страдают. Рабочие могут объединяться даже за пределами государства, поскольку борьба с эксплуатацией включает рабочих во всём мире.
Пролетарская революция не всегда является насильственной. Но марксистская доктрина уверяет, что буржуазный класс может представлять оппозицию и по этой причине эта революция может стать насильственной.
Затем быстро и неизбежно последует бесклассовое общество, которое будет управлять само собой, без правящего класса или структуры, и рабочий класс должен достигнуть освобождения.
Марксизм возник в 19 веке, его создали Маркс и Энгельс (немцы), когда оба жили в Лондоне. Маркс и Энгельс говорят про капитал — ресурс, который удерживается некоторыми, но не хватает многим.
Пытаясь разрушить эту ситуацию, вскоре после начала промышленной революции они объединили усилия, знания и идеологии, которые были знакомы человечеству. Таким образом и появились несколько важных работ по определению того, что после борьбы стало «уничтожением классов».
Философия марксизма
Марксистская философия возникла в 40-е гг. XIX века на основе теорий самых различных учёных, философов и др. Например:
Марксистская философия утверждает, что материя, которую мы видим в природе, — это всё, что существует. Эта материалистическая интерпретация мира является неотъемлемой частью марксистского мышления.
Маркс считает, что физический мир не должен объясняться как что-то «сверхъестественное», что в естественном мире существуют законы, которые объясняют себя сами.
Для марксистской философии, в марксистской теории познания, наука играет самую решающую роль. В. И. Ленин сказал в книге «Материализм и эмпириокритицизм», что фундаментальная характеристика материализма происходит от объективности науки, из признания объективной реальности, отражённой наукой.
Диалектический материализм
Теоретическим основанием для философии марксизма послужил диалектический материализм (сокращённо «диамат»), созданный Энгельсом.
Это философское направление:
Для диалектического материализма предметом изучения являются: соотношение сознания и материи, мысли и существования, закономерности и категории, которые выражают обобщённо всеохватывающие формы существования и познания.
Диалектической сутью марксизма является принятие всеохватывающей взаимосвязанности предметов и явлений, которые пребывают в безостановочном перемещении и эволюции.
Философия марксизма имеет материалистический характер, а выражается это в том, что лишь материя является для неё фундаментом существующего мира.
Для диалектического материализма материя — это самое главное, основа мира; а сознание — дело второстепенное, свойство материи.
Сознание же расценивается в качестве свойства высокоорганизованной материи, это особая функция мозга человека, которая может отображать существующий мир вокруг.
Диалектический материализм основан на механистическом материализме (например, учения философа-материалиста Людвига Андреаса Фейербаха). Реальность объясняется движением, которое рождается внутри вещей, а вещи движутся не только внешними силами.
Главная идея диалектики — это то, что всё имеет движение из-за внутреннего конфликта, т. е. природа не имеет движения из-за каких-либо внешних причин.
А «материализм» означает, что нет «внешней» реальности. Маркс не идеализировал действительность, но одновременно с этим он не думал, что мир изменён чем-то «духовным». Такого же мнения был и Энгельс.
Они считали, что природа сама нам предоставляла примеры внутренних изменений. Например, семя — если его посадить и вырастить, оно становится чем-то, что можно съесть; затем семя этого плода можно использовать, чтобы произвести ещё больше плодов, достаточно его только посадить в землю.
То же самое происходит и с обществом — оно меняется внутренними противоречиями, которые сами и спровоцировали эти изменения.
Они вдохновились диалектикой Гегеля и вывели три закона марксизма:
Исторический материализм
Далее немаловажной частью марксистской философии считается исторический материализм. Он связан с диалектическим материализмом и исследует всесторонние закономерности прогресса общества.
Философия марксизма имеет отличительную особенность: она принимает во внимание влияние распространения материализма на толкование истории прогресса социума. А также в понимании роли деятельности человека в познании, сплочённости и обоюдных изменениях материализма и диалектики.
Исторический материализм известен как «истмат». Его главная идея в том, что материальные изменения в обществе влияют на социальные, такие как, например, в средствах производства.
Например, улучшение транспорта, развитие машинного оборудования на фабриках или даже появление компьютеров и интернета.
Ведь с появлением этих инноваций процессы производства и коммуникации изменились, и с этим развитием изменились не только экономика и производство, но и социум.
Экономическая теория марксизма
Эта часть работы Маркса объясняет концепцию о прибавочной стоимости, где учёные заявили о нестабильности капиталистической системы.
Карл Маркс придерживался трудовой теории стоимости Давида Рикардо (теория о том, что стоимость товара может быть объективно измерена средним количеством рабочих часов, необходимых для производства). Маркс считал, что человеческий труд является источником экономической ценности.
Однако, по его мнению, капиталисты платили своим рабочим меньше, чем стоимость, которую их труд добавлял к товарам (обычно достаточно только для поддержания рабочего на уровне прожиточного минимума).
Согласно марксистской теории, из общей стоимости труда работника эта компенсация составляла лишь малую долю, которая была эквивалентна средствам существования работника.
Оставшаяся часть — это «прибавочный труд», а производимая им стоимость — «прибавочная стоимость».
Маркс утверждал, что для получения прибыли капиталисты присваивали эту прибавочную стоимость, эксплуатируя таким образом рабочего.
Также марксизм говорит о:
Социально-политическая теория марксизма
По мнению Маркса, диалектическая природа истории человечества выражается в борьбе классов. Эта борьба приняла острую форму с развитием капитализма.
В капиталистической системе существуют два основных класса, которые противостоят друг другу, и вокруг них собираются другие менее значимые классы, это: буржуазия (владельцы средств производства) и пролетариат (рабочие).
«Буржуазия производит своих могильщиков. Падение буржуазии и победа пролетариата одинаково неизбежны».
«Коммунистический манифест», Карл Маркс и Фридрих Энгельс
Когда эта ситуация произойдёт, последует радикальное преобразование человечества — революция. Эта революция станет прелюдией к установлению коммунизма и восстановлению свободы.
«На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми антагонизмами прибудет ассоциация, в которой свободное развитие каждого будет являться условием свободного развития всех».
«Манифест Коммунистической партии», Карл Маркс и Фридрих Энгельс
Представители марксизма
Некоторые известные представители марксизма, кроме его основателей:
Марксизм-ленинизм
В социалистических странах (включая СССР) марксизм-ленинизм служил официальной основой коммунистической идеологии. Марксизм-ленинизм был создан В. И. Лениным и считается одной из самых радикальных разновидностей марксизма.
Марксизм-ленинизм внёс в марксизм несколько новых теорий, но с этим он значительно видоизменился.
Вместе с этим минимальное несоблюдение «марксистской доктрины» воспринималось как очевидный «ревизионизм» (в марксизме — это уклонение от исходных утверждений марксизма) и беспощадно наказывалось.
В. И. Ленин и И. В. Сталин вывели это учение на такой уровень, что для принятия его как достоверного уже не нужны были никакие доказательства.
Главные элементы марксизма-ленинизма:
Разница между марксизмом и марксизмом-ленинизмом
Марксизм-ленинизм был более прагматическим движением, которое двигалось к изменению системы правления. Лидеры приводили в исполнение конкретную стратегию с целью свергнуть капитализм.
Вместе с этим они пытались создать коммунистическую партию и «научить» рабочих иметь «осознание класса» (таким образом они пытались подготовить международную пролетарскую революцию).
Марксизм-ленинизм отличается от простого марксизма тем, что в нём больше действий, эти знания перестали быть простой теорией и превратились в практическое пособие к действию.
Марксизм также не говорил об идее партии нового типа или о связанной с ней революции — эта инновация была внесена Лениным (у Маркса и Энгельса партии описывались такими, какими были и раньше, без нововведений).
Смотрите также значение Политический Режим.
Основные понятия философии марксизма и ее историческое значение — Теоретические предпосылки марксистской философии
Постклассическая философия относится к философским учениям девятнадцатого и начала двадцатого веков, в которых пересматриваются центральные постулаты классической философии и устанавливаются основные принципы нового типа философствования. Постклассическая философия — это переходный этап от классики к современности и постмодерну, однако, несмотря на свою «переходность», она имеет свою ценность и уникальность. Достаточно сказать, что представителями этой «переходной» философии были А. Шопенгауэр, Сёрен Кьеркегор, Карл Маркс, Ф. Ницше, А. Бергсон, Вильгельм Дилтей, Освальд Шпенглер, Огюст Конте, Уильям Джеймс, Чарльз Пирс и др. Основными школами постклассической философии считаются философия воли и жизни, марксизм, позитивизм и прагматизм.
Общей чертой философских доктрин этого периода, возможно, за исключением марксизма, является иррационализм, связанный с переопределением категории бытия. Быть больше не отождествляется с разумом и проявляется с точки зрения воли, жизни, практики и опыта. Взгляды на природу человека постепенно меняются: он перестаёт восприниматься как существо, рациональное во всех своих проявлениях; теперь в философии человек представлен во всей полноте жизненных воплощений, рациональных и неразумных, интуитивных и инстинктивных. А. Шопенгауэр, создатель философии воли, находит суть жизни и человека в воле, поэтому его концепция называется волюнтаризмом. По мнению Шопенгауэра, неограниченная воля мира порождает все события и явления в мире, в то время как сама воля не имеет под собой никаких оснований, она является бесконечным стремлением без цели.
Человек — инструмент воли, он не может вырваться из круговорота желаний. По мнению Шопенгауэра, единственный способ ослабить желание — это бесцельное и бесцельное созерцание. Такое созерцание возможно в искусстве, которое не подчинено практическому интересу, то есть бескорыстно и бесцельно. Оптимальным способом избежать влияния желаний является аскетический образ жизни.
Идеи Шопенгауэра были включены в F. Философия воли Ницше, в А. Концепция творческой эволюции Бергсона. Бергсон и в научной философии жизни У. Дильтея. Все эти философы отвергли бесконечное, рациональное бытие как первоначальную философскую категорию и заменили его понятием «жизнь».
В отличие от неподвижного, психического существа, жизнь является спонтанным потоком, вечное становление без цели, которая не может быть известна и зафиксирована в рациональных терминах. Знать жизнь посредством разума бессмысленно; интеллект беспомощен против бесконечных изменений, и поэтому инстинкт и интуиция должны занять его место. Философия жизни представляет собой радикальную попытку преодолеть механистический взгляд на мир и человека, который к середине девятнадцатого века отчетливо выявил ее непоследовательность. Философия жизни оказала серьезное влияние на последующее развитие западной философии и культуры в целом. Его идеи можно найти в философии истории Шпенглера, в концепциях философов-экзистенциалистов, в литературных произведениях Марселя Пруста, Джеймса Джойса, Райнера Марии Рильке, Германа Гессе и других.
Философия диалектического и исторического материализма (марксизма) сформировалась в середине XIX века и связана с именами Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В марксизме переосмысляются проблемы истории, природы человека, особенности человеческого знания, предлагается универсальный материалистический взгляд на бытие и сознание, природу и культуру, общество и человека. Марксизм понимает философию как инструмент трансформации общества в соответствии с гуманистическими принципами и, таким образом, является прямым продолжением идей Просвещения.
Важнейшим достижением марксизма является материалистическая диалектика и материалистическая концепция истории. Марксизм получил дальнейшее развитие в советской философии, которая, с одной стороны, проясняла основные идеи диалектического и исторического материализма, а с другой — пыталась адаптировать некоторые идеологические догмы марксизма к новым историческим условиям.
Теоретические предпосылки марксистской философии
Очевидно, было бы правильным сказать, что марксистская философия возникла под влиянием предшествующей ей философской, научной и социально-политической мысли, особенно Западной Европы. Наибольшее влияние на ее возникновение оказала немецкая классическая философия, представленная И. Кантом, И. Фихте, Ф. Шеллингом, Г. Гегелем, Л. Фейербахом, английская политэкономика А. Смита и Д. Рикардо, а также французский утопический социализм К. Фурье и Сен-Симона.
Непосредственными теоретическими предпосылками марксистской философии были диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) выразили свое отношение к философии этих мыслителей в целом ряде работ, в частности, в «Философии права» Гегеля, «Тезисах о Фейербахе», «Капитале» Маркса, «Антивизме Энгельса» и «Диалектике природы», в своих совместных работах «Святое семейство» и «Немецкая идеология».
Непосредственно ему посвящена работа Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Отдавая дань уважения гегелевской диалектике как доктрине развития объективного мира, его познания и мышления людей, Энгель подчеркивает, что «эта диалектическая философия уничтожает все представления о конечной абсолютной истине и соответствующих ей абсолютных состояниях человечества». Ибо «нет ничего, что когда-то было бы зафиксировано навсегда, безусловно, священно». На всем и каждом она видит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и разрушения, бесконечного восхождения от самого низкого к самому высокому. Это само по себе лишь отражение этого процесса в мыслящем мозге».
В этом случае выражается сущность диалектики как теории Гегеля и диалектического метода. В то же время Энгельс отметил, что идеалистическая система гегелевской философии, представляющая собой развитие мира и всего социально-исторического процесса с точки зрения саморазвития абсолютной Идеи, препятствует полноценному развитию этого метода. Эта система постоянно устанавливает пределы диалектического метода и заставляет его «положить конец» или думать об ограничении развития исторического процесса и познавательной деятельности человека.
«Нужно было представить себе конец истории таким образом: Человечество приходит к познанию абсолютной идеи и заявляет, что познание абсолютной идеи достигнуто в гегелевской философии»
Однако идеи «конца истории» или развития человеческого общества, а также постижение абсолютной истины, т.е. исчерпывающего познания мира, глубоко противоречат гегелевскому диалектическому методу, суть которого была выражена выше. Необходимо было освободить этот метод от «жестких конструкций» идеалистической системы, которые его ограничивали.
Острая критика гегелевского идеализма содержится в философских работах Л. Фейербаха. В одном из них — «Сущность христианства» — он смело провозгласил «триумф материализма», исходя из того, что природа существует независимо от любого духа и является основой всего сущего, что материальный и чувственно воспринимаемый мир, окружающий человека, — это «единственный истинный мир». Как высший продукт развития природы, человека также называют единственным мыслящим существом. По мнению Фейербаха, основной философский вопрос об отношениях между бытием и мышлением, между природой и духом, следовательно, имеет смысл только по отношению к человеку. В человеке они в единстве.
«Единство бытия и мышления истинно и значимо только в том случае, если за основу этого единства взят человек».
Энгельс писал, что «освободительный эффект этой книги», в которой изложены основные положения философии Фейербаха, огромен. Ясные материалистические идеи его учения имели «освежающий эффект после долгих лет правления абстрактного и темного гегелевства»[4]. Но в то время как он критиковал гегелевский идеализм, Фейербах не понимал сущности и смысла его диалектики. Только по этой причине его критика философии Гегеля была во многом поверхностной и малозначительной.
Сущность и направления советской философии
Мнение о том, что советская философия — это философия марксизма-ленинизма, прочно утвердилось в литературе и по сей день; следовательно, с этой точки зрения она могла существовать только как марксистско-ленинская философия.
Это не совсем так. Фактически, с момента основания Советского государства (1922 г.) возникла и советская философия, просуществовавшая несколько десятилетий в виде философии марксизма-ленинизма, точнее, диалектического материализма. Но в 1960-е годы, в условиях начала кризиса социализма в СССР, в советской философии появилось новое, «апокрифическое» направление, называемое философским учёным. Эта амбивалентность термина «советская философия» создает определенные трудности в интерпретации его сути: он либо полностью отождествляется с диалектическим материализмом, либо объявляется его полной противоположностью. Однако среди советских философов не было монолитного подхода в том или ином смысле: точно так же, как диалектические материалисты смогли «перетекать» в философский учёный, «учёные» часто выражали свои идеи в терминах и концепциях диалектического материализма. По большому счету, здесь важна общая тенденция, а именно то, что официальный диалектический материализм оказался изгоем советской философии, в то время как философский ученый, постепенно набирая силу и утвердившись в своей теории, все чаще вступал на путь реальных философских поисков, подобных обыкновенной европейской философской науке.
Советский диалектический материализм служил официальной идеологией «партии победившего пролетариата». Однако известно, что ни Маркс, ни Энгельс не использовали этот термин в своих работах. Они видели себя представителями научного мировоззрения, которое стоит на позиции полного отрицания самостоятельной ценности философии. Так Маркс написал в «Немецкой идеологии»: «Там, где спекуляции прекращаются … «Подлинная позитивная наука начинается… Фразы о сознании исчезают, реальное знание должно занять их место. Когда реальность начинает картироваться, независимая философия теряет свой смысл существования. » Аналогичным образом, Энгельс отметил, что и сегодня «из всей предыдущей философии доктрина мысли и ее законы все еще сохраняют самостоятельное существование — формальную логику и диалектику». В то время диалектика означала доктрину развития, понимаемую в гегелевском смысле. Очевидно, что ни один из них вообще не думал о развитии определенного диалектического материализма, но руководствовался исключительно «той формой теоретической мысли, которая основана на знании истории мысли и ее достижений». Диалектический материализм Энгельса, однако, был не единственным. Правда, в Angy-Düring Engels говорит о диалектической природе нового материализма, но и здесь он не выходит за рамки концепции диалектики как доктрины развития. Поэтому можно согласиться, что диалектический материализм — это «понятие, по существу чуждое философии Маркса»
Термин «диалектический материализм» был впервые использован Плехановым в 1891 году в его работе «В шестидесятую годовщину смерти Гегеля», сводя его значение к материалистическому пониманию истории.
Философско-правовые идеи марксистской философии
Марксистская философия находилась под влиянием всей предыдущей философской, научной, социальной и политической мысли, хотя наибольшее влияние на ее основоположников оказала, тем не менее, классическая немецкая философия.
Марксистская философия — это, прежде всего, материалистическая и диалектическая философия. В нем есть методы, принципы, понятия и категории, «проверенные» историей, а также критерий истинности полученных знаний. Она охватывает все сферы бытия природы, общества и человека. Она обладает огромным методологическим инструментарием и имеет потенциал для развития, в отличие от «философской системы» Гегеля, где «система» находится в противоречии с «методом».
Хорошо известно, что Маркс и Энгельс не изучали напрямую вопросы «философии права», так же, как многие мыслители древности не изучали эти вопросы напрямую.
Многие мыслители древности, средневековья, современности, Просвещения, представители немецкой классической философии не изучали непосредственно, хотя ценность их вклада в развитие «правовой философии» была, как мы уже отмечали, весомой в создании тех или иных ее разделов. Эту же оценку, если не более значимую, можно дать и в отношении роли марксистской философии в создании и развитии «философии права».
Таким образом, они дали общему научно-философскому сообществу пример жесткой критики идеалистических философских систем, где, помимо оправдания противоречивого характера выводов, сделанных некоторыми философами, и негативного отношения к некоторым философским обобщениям представителей идеалистов, они выделили то, что было значимым и вечным для философской мысли, чего добились их оппоненты. Они высоко оценили диалектику Г. Гегеля как доктрину развития мира, его знаний. Так Ф. Энгельс заявил: «…эта диалектическая философия уничтожает все представления о предельной абсолютной истине и соответствующих ей абсолютных состояниях человечества». Ибо для этого нет ничего раз и навсегда фиксированного, безусловного, священного. На всем и во всем она видит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме постоянного процесса возникновения и разрушения, бесконечного восхождения от самого низкого к самому высокому. Это само по себе лишь отражение этого процесса в мыслящем мозге».
Очевидно, что этими и другими примерами, по отношению к достижениям соратников-философов-идеалистов, они утвердили «стиль» научного анализа, оценки результатов философских поисков истины в различных сферах и сферах бытия природы, общества, человека и человеческой мысли. Таким образом, они оставили пример мыслителям о том, как подлинная материалистическая философия права должна соотноситься с достижениями идеалистической «философии права», с достижениями различных «концепций права».
Важным для философии права является инсценированная К. Марксом и Ф. Энгельсом концепция развития человеческой истории. Это действительно материалистическое понимание процесса развития общества и в целом исторического процесса. Основным содержанием их стадиальной концепции является, прежде всего, открытие и обоснование материальной основы функционирования и развития общества. Такой основой, созданной К. Марксом и его последователями, является производство материальных товаров. На основе анализа и оценки огромного корпуса фактического и теоретического материала они изучили структуру производственных отношений и доказали, что производственно-экономические отношения между людьми в конечном итоге определяют все остальные общественные отношения между ними, в том числе и правовые.
Проблема человека в истории марксистской философии
Не так давно содержание марксистской философии, согласно сталинской трактовке, было изложено в его брошюре «О диалектическом и историческом материализме». Именно сталинское, а не марксистское понимание философии проявилось в университетском учебнике, который формировал знания студентов на протяжении полувека. Это было особенно очевидно при лечении проблемы человека: В то время как Маркс сосредоточился на проблеме человека в первом проекте своей философской концепции в так называемых «Экономических и философских рукописях и тезисах на Фейербахе», в сталинском варианте диалектического и исторического материализма эта проблема, да и вообще концепция человека, просто отсутствовала. И сталинская теория, и практика были буквально бесчеловечны.
Нужно также отказаться от идеи, что взгляды основоположников марксизма оставались неизменными на протяжении всей работы; нужно перестать отрицать то, что говорили французские марксисты о различии взглядов молодых и зрелых марксистов, даже если тезис о «двух марксах» был не совсем верен; Мы должны преодолеть наше высокомерное тщеславие, что только официальные «лидеры» советской философии понимают истинный марксизм, и что любая другая интерпретация, особенно исходящая из-за рубежа, из Югославии, Польши, Австрии и Франции, является ревизионистской; И тем более мы должны избавиться от комплекса неполноценности, который порождает убеждение, что современные марксистские философы должны только пропагандировать и комментировать взгляды классиков и не идти дальше в решении тех или иных философских проблем, тем самым критически, а не догматично относясь к своему наследию. По сути, эти плодотворные методологические принципы изучения истории философской мысли человечества, которые наши ученые разработали и успешно применили к домарксистской философии, следует распространить и на изучение истории марксизма, с тем, чтобы реконструировать реальный ход развития его философской концепции и объяснить его генезис и эволюцию.
Попробую показать, что означает реализация такого отношения к проблеме человека в марксистской философии.
В ранних философских размышлениях Маркса понятие «человек» действительно занимало центральное место. Советские философы не могли этого понять и принять, и у них не было иного выбора, кроме как сделать вывод — как говорится в комментариях ко 2-му Марксу и Ф. Энгельсу, — что в таком представлении о человеке следует видеть результат феербахизма, который Маркс еще не преодолел, хотя Маркс сформулировал эти взгляды в прямой полемике с Фейербахом и впоследствии неоднократно подтверждал эти идеи. Конечно, в чем-то Маркс перенял идеи своего великого предшественника, но его представление о человеке изначально радикально отличалось от Фейербаха — отличалось тем, что Маркс не видел сущности человека в его природных качествах, 1] в том, что он признавал до-модернистскую деятельность как способ бытия человека, и в том, что он открывал изначальные качества человека как субъекта на практике, связывая процессы объективации его «существенных сил» с коммуникацией вовлеченных в этот процесс личностей.
В «Экономико-философских рукописях 1844 г.» Маркс рассматривал человека как уникальное существо, одновременно природное и социальное, сливающее природу и культуру в единое целое. Эту диалектическую структуру можно было бы назвать природно-чувственной, точно так же, как в «Капитале» диалектику товаров называли центаврианским термином «чувственно-чувственно». Общество проникает в глубину человеческого существования, становится его сущностью («Тезисы на Фейербахе»), но сущность не тождественна целостному существу объекта, она коррелирует с его существованием, и определяется природными свойствами человека. Поэтому она не отождествляется ни с природой, ни с обществом (в отличие от вульгарных взглядов, преобладающих среди наших философов, которые уравнивают человека и общество и заявляют о признании биосоциальной двусторонности человека как «дуалистической»).
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института