в чем сущность этикета

Понятие, сущность, структура и виды этикета

Многочисленные правила этикета обычно подразделяют в соответствии с теми общественными сферами общественной жизни человека или типичными ситуациями, в которые он попадает, – служебный этикет, семейный этикет, этикет приема гостей и т. д.Они определяют формы обхождения с представителями различных классов, должностными лицами, дают рекомендации о поведении в различных кругах. Современный этикет становится более свободным и естественным, приобретая смысл повседневного благожелательного, уважительного отношения к людям. Внимание к внешней форме проявляется только для отражения представления о красоте в поведении и внешнем облике человека.

Этикет– это устойчивый порядок поведения, совокупность правил вежливого обхождения в обществе.

Этикет– установленный порядок поведения, формы обхождения в каком-либо обществе.

Этикет знание приличий, умение держаться в обществе так, чтобы заслужить всеобщее одобрение и никаким из своих действий не оскорбить людской слабости.

Этикетные правила представляют собой поведенческий язык культурного общения. В служебном этикете главным является соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, мимики, позы, осанки, тона, одежды характеру социальной роли, в которой выступает человек, а также служебному и социальному статусу контактера и конкретной специфике ситуации, в которой происходит общение.

Это требование приобретает особую значимость при участии в строго регламентированном церемониале, где определенные официальные формы поведения должностных лиц должны не выходить за пределы жестко установленных рамок, неисполнение требований этикета по причине их незнания или неуважения к ним воспринимается как оскорбление личного достоинства и часто становится причиной конфликтов или, по крайней мере, вызывает оправданное неодобрение.

В структуре этикета можно выделить две стороны –морально-этическую и эстетическую.

К морально-этической стороне относятся нормы поведения, основы которой составляют такие требования, как вежливость и такт.

Вежливость предполагает внимательность, уважительность, доброжелательность в отношении к людям, готовность оказать поддержку тем, кто в ней нуждается.

Такт, или тактичность – это проявление в отношении друг к другу чувства меры, сдержанности, приличия, умения сказать или сделать что-нибудь кстати, он исключает из взаимоотношений неловкость, неприличные жесты и неуместные суждения. Напротив, бестактность – это свидетельство отсутствия культуры у данного человека, показатель его грубости и невоспитанности.

Профессиональный такт– это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Такт предполагает бережное, внимательное отношение к личности собеседника, исключающее возможность задеть его «больные струны». Это умение по возможности тактично, корректно обойти вопросы, могущие вызвать неловкость у окружающих; что-то сказать или сделать кстати, без ненужных «перегибов», назойливости и бесцеремонности. Проявление бестактности – безошибочное свидетельство отсутствия культуры, показатель грубости и невоспитанности. Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта не просто обязательный элемент общения, а неотъемлемая составная часть духовной культуры личности.

К эстетической стороне как внешним проявлениям этих норм относят изящество манер.

Манеры– это способ держать себя, внешние формы поведения и обращения с другими людьми, совокупность свойств речи и характерные для человека походка, жестикуляция, мимика, а также «манера одеваться». В реальной жизни порок, пошлость, духовная нищета нередко маскируются внешней красивостью формы, манер, слов. Отличия подлинной красоты от красоты мнимой выявляется через ее отношение к добру.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом, на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

служебный воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Существует и иная трактовка разновидностей этикета:

этикет конкретного сословия, или титулованный этикет –нормы поведения королей, князей, графов;

ранговый этикет – этикет сановников и чиновников на различных ступенях иерархической лестницы;

этикет определенных социальных слоев – дворян, купечества, предпринимателей;

«религиозный» этикет христиан, мусульман, буддистов;

профессиональный этикет – воинский, дипломатический, врачебный, педагогический, юридический, судебный, сотрудников ОВД;

семейно-бытовой этикет – взаимоотношения родителей, супругов, детей, соседей.

Источник

Сущность и содержание этикета

в чем сущность этикета. Смотреть фото в чем сущность этикета. Смотреть картинку в чем сущность этикета. Картинка про в чем сущность этикета. Фото в чем сущность этикета в чем сущность этикета. Смотреть фото в чем сущность этикета. Смотреть картинку в чем сущность этикета. Картинка про в чем сущность этикета. Фото в чем сущность этикета в чем сущность этикета. Смотреть фото в чем сущность этикета. Смотреть картинку в чем сущность этикета. Картинка про в чем сущность этикета. Фото в чем сущность этикета в чем сущность этикета. Смотреть фото в чем сущность этикета. Смотреть картинку в чем сущность этикета. Картинка про в чем сущность этикета. Фото в чем сущность этикета

в чем сущность этикета. Смотреть фото в чем сущность этикета. Смотреть картинку в чем сущность этикета. Картинка про в чем сущность этикета. Фото в чем сущность этикета

в чем сущность этикета. Смотреть фото в чем сущность этикета. Смотреть картинку в чем сущность этикета. Картинка про в чем сущность этикета. Фото в чем сущность этикета

Слово «этикет» заимствовано из французского языка, в котором имеет два значения: 1) «ярлык», «этикетка», «надпись» и 2) «церемониал», «этикет».

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, но при этом народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные национальными традициями и обычаями.

Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, выработанной народами на протяжении веков в соответствии с представлениями о добре, справедливости, человечности, красоте, порядке, бытовой целесообразности.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они являются своеобразным неписаным соглашением о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Следовательно, требования этикета не являются абсолютными, а носят ярко выраженный ситуативный характер. Соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть вполне уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях, на официальных мероприятиях и др. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Выделяют этикет речевой (вербальный) и неречевой (мимика и жесты). Речевой этикет регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы, приглашения, совета, предложения, утешения, сочувствия, соболезнования, комплимента, одобрения. К речевому этикету относят также манеру разговаривать (в том числе и по телефону) и искусство вести беседу.

Неречевой этикет – это специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления и др. Отношение к собеседнику и теме беседы выражается также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда;
По мнению профессионалов, в ситуации общения около 90% информации считывается на невербальном уровне.

Немалая роль принадлежит и организации пространства в этикете (или этикетная проксемика). Это взаимное расположение собеседников в пространстве в соответствии с их статусом, выбор определенной дистанции. Важной является и этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете): одежда, подарки, цветы, визитные карточки. В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых следует тщательно придерживаться.

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

служебный этикет – свод общепринятых правил, норм и манер поведения в определенной сфере деятельности;

Современный служебный этикет – это глубокое знание приличий, умение держать себя в коллективе так, чтобы заслужить всеобщее уважение и не оскорбить при этом своим поведением другого.

– общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Умение правильно вести себя в обществе имеет большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. Это отражение внутренней культуры человека, его нравственных и интеллектуальных качеств. Данное требование является обязательным в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы.

Нравственная культура – это не просто сумма этических знаний и не только совокупность моральных ценностей и принципов. Это уровень нравственного развития человека и общества.

Между нравственной культурой и моральной ответственностью существует определенная связь. Уровень образования человека, его социальный статус, высокий профессионализм вовсе не предполагают одновременно и наличие определенной нравственной культуры личности. А вот наличие моральной ответственности характеризует нравственную культуру личности. Чем выше моральная ответственность человека, тем выше зрелость нравственной культуры.

в чем сущность этикета. Смотреть фото в чем сущность этикета. Смотреть картинку в чем сущность этикета. Картинка про в чем сущность этикета. Фото в чем сущность этикета

В обыденном смысле под нравственной культурой понимается уважительное, сочувственное, доброжелательное, дружелюбное, заботливое взаимоотношение между людьми.

Нравственная культура общения позволяет предотвращать, разрешать конфликты, возникающие в процессе общения. В конфликте, т.е. в столкновении людей, придерживающихся противоположных взглядов, мнений, стремлений, проявляются различные типы поведения.

Потребность в общении – одна из сильнейших потребностей общественного человека. Важнейшей потребностью человека является другой человек. Человек неизмеримо много теряет, если он не может соизмерять себя с другим человеком, обмениваться с ним мыслями, ориентироваться на него. Равнодушие, отсутствие внимания, одиночество для многих равносильно смерти. Чем выше личностная культура человека, тем сильнее проявляется у него потребность в общении. Она сказывается на всем его мироощущении.

Только в общении происходит эмоциональное и нравственное развитие личности, пробуждение глубоких духовных интересов, эмоциональная разрядка. В процессе общения удовлетворяется потребность человека в индивидуальном самоутверждении, непосредственном эмоциональном контакте.

Общение, в каких бы формах оно ни выступало, всегда существует как упорядоченная коммуникативная связь. Эта упорядоченность достигается с помощью правил и норм, регулирующих общение в зависимости от его целей и средств. Например, общения руководителей и подчиненных, продавцов и покупателей, индивидуальные и массовые коммуникации (собрания, митинги, официальное и неофициальное общения). Все они различаются не только по содержанию, но и по форме, стилю, символике, предусматриваемой соответствующими нормами.

Общение выступает стороной более широкого явления – поведения людей, одна из сторон которого – этикет, т.е. установленный порядок поведения. Такой порядок поведения устанавливается в семье, в общественных местах: институте, школе, учреждении, на производстве, в церкви, дипломатической деятельности и т.п.

Этикет формируется прежде всего в соответствии с нравами, обычаями. Его становление зависит от всей системы регулирования отношений между людьми, включающей нормы права, моральные нормы, традиции, общественное мнение.

Этикет обладает большим нравственным смыслом. С его помощью можно выразить признание значимости человека, с которым вступают в контакт, уважение к нему. Если человек является представителем государства или определенной фирмы, то этикетом выражается отношение к его рангу и его государству, его фирме и т.д. В этом случае этикет заключает в себе политический смысл. Этикет обязывает признавать установленные государством значимости, такие, как ранг, титул, чин и т. д. Военный этикет состоит в поддержании дисциплины, организованности, порядка, выражении готовности беспрекословно выполнять приказы старших по званию.

Современный этикет выступает как система норм поведения, при помощи которой человек обучается считаться с достоинством других людей и, следовательно, защищать собственное достоинство, создавать условия для преодоления конфликтов и достижения намеченных целей. Несоблюдение требований этикета в повседневной жизни, сознательное и бессознательное унижение другого человека приводят не только к нравственному конфликту, но и к сильному психологическому дискомфорту. Во всех случаях грубость, неумение, неспособность или нежелание считаться с достоинством и значимостью другого человека, ухудшают психологический климат и отрицательно влияют на совместную деятельность.

Современная этика призвана преодолевать распространенный сегодня моральный нигилизм, способствовать консолидации людей, гармонии личного и общественного, позволяет человеку полнее реализовать свой творческий потенциал.

Источник

Суть этикета и его основы в разных ситуациях

Рассмотрим, в чем суть этикета на примере стандартных жизненных ситуаций.

Есть несколько понятий, которые вызывают меньше волнения у современной аудитории, чем «этикет». По своей важности сейчас этикет находится где-то между танцем живота и лаком для ногтей.

Но знание этикета очень важно.

Этикет – такая же часть вашей внешности, как и одежда. Он влияет на то, как вас воспринимают.

Дочитав статью до конца, вы узнаете:

Этикет и хорошие манеры: одно и тоже?

Толстые руководства по правильному поведению в разных ситуациях отрицательно влияют на психически здоровых людей.

Если вы хороший и доброжелательный человек, какая разница, какую ложку вы используете для супа?

Понятие “хорошие манеры” отличаются от “этикета”, хотя и является важной его частью в некоторых обстоятельствах.

Этикет – это ваше поведение в целом.

Манеры – это обычаи и ритуалы, принятые за правила в определенном обществе.

Вы можете составить список манер (правил) для конкретной ситуации, но вы не можете составить список «этикетов».

Когда дело доходит до манер, основные правила это: говорить «пожалуйста» и «спасибо» и жевать с закрытым ртом. Это вещи, которые все выучили в начальной школе. Над ними не нужно корпеть в отличии, например, от ситуаций, когда вам нужно разобраться с двумя дюжинами столовых приборов.

Объединяет манеры одно: их нужно механически изучать.

Когда дело доходит до этикета, забудьте о суповых ложках. Подумайте, как вы ведете себя в повседневной жизни.

в чем сущность этикета. Смотреть фото в чем сущность этикета. Смотреть картинку в чем сущность этикета. Картинка про в чем сущность этикета. Фото в чем сущность этикета

Этикет – это не набор правил, а принципы здравого смысла того, как думать и вести себя как леди и джентльмены.

Цель этой статьи рассказать вам о живом этикете, а не о мертвых манерах.

“Теперь хорошее воспитание – только помеха. Оно закрывает перед вами слишком много дверей”.

Оскар Уайльд

Основы этикета

Хороший этикет – это способ мышления и поведения. В основе этикета лежит сознательная попытка внести позитивный вклад в человеческое общество.

Великие умы прошлого предлагали разные значения этикета, но все они сводятся к трем простым основам:

1. Осведомленность

Осведомленность – это понимание ситуации в целом.

Рассмотрим на примере с ложкой: в повседневной жизни никто не ждет от человека, что он будет разбираться в расстановке столовых приборов.

Однако если ситуация того требует настоящий джентльмен найдет время подготовиться к причудливому обеду и выучит “посудные” основы. Или же заранее откажется от встречи.

Это искусство чтения ситуации и осведомленность в том, как лучше в ней действовать.

2. Вдумчивость

«Это действие окажет положительное влияние на мир или отрицательное?»

Этот вопрос применим к любому поступку. Если ответ отрицательный, нужно 100 раз подумать, прежде чем приступать к действию.

Мы не можем сделать всех счастливыми, все равно будут недовольные. Но есть большая разница между обдуманными действиями и хаотичными.

Вдумчивость означает понимание того, как ваши действия влияют на вас самих, окружающих людей и то место, где вы находитесь.

Важно отметить, что вдумчивость – это не избегание грубости или агрессии. Это принцип изменять жизнь к лучшему. Избегание конфликтов – хорошее начало, но вряд ли это вершина вдумчивого поведения и суть этикета.

3. Уверенность

Не путайте с агрессией или чрезмерной самоуверенностью. Уверенность должна быть невидимой – это движущая сила, которая нужна, чтобы вдумчивое, вежливое поведение разворачивалось само собой.

Как бы противоречиво это ни звучало, одно из важнейших правил этикета: никогда не париться из-за этикета.

Важно делать правильные вещи, не делая из этого большого дела, вести себя спокойно и не бояться ошибок. В этом суть всех правил этикета.

Основы социального этикета

Как должен вести себя человек, знающий этикет поведения, в повседневной жизни?

Особенности повседневного этикета

1. “Сначала другие, потом ты”

Счастье близких людей имеет значение, и ваши действия могут повлиять на него. Если вы следуете этому пункту, вы уловили суть этикета.

2. “Нет” жалобам!

в чем сущность этикета. Смотреть фото в чем сущность этикета. Смотреть картинку в чем сущность этикета. Картинка про в чем сущность этикета. Фото в чем сущность этикета

Улыбнитесь, пожмите плечами и измените разговор на что-нибудь более позитивное.

3. Маленькие шаги

Осознанно совершайте маленькие хорошие поступки. Люди заметят. В наши дни они будут удивлены.

В этих небольших поступках разница между этичными и неэтичными людьми. Этичные люди безумно легки, они делают все эти действия, даже не замечая их.

Основы делового этикета

Один из плюсов делового этикета в том, что он четкий и последовательный. Основные “вежливости” в нем применяются всегда, от разговора с начальником до бизнес встречи для заключения крупной сделки.

Правила делового этикета:

1. Прежде всего, не навреди

На самом деле этой фразы нет в клятве Гиппократа. Но она фантастически верна для делового этикета.

Независимо от того, где вы находитесь или какая у вас профессия – все зависит от доброй воли других людей, ваших начальников или ваших подчиненных.

Каждое впечатление имеет значение. Взвешивайте свои действия и выбирайте только те, которые положительно влияют на вашу команду.

Еще один хороший принцип, о котором следует помнить:

«Чтобы построить репутацию, нужна целая жизнь; чтобы разрушить, хватит одного мгновения».

Будьте немного консервативны в своих действиях и поступках. Это спасает вас от потенциально катастрофических ошибок.

Несколько вещей, которых следует избегать в деловой обстановке:

2. Слушай, потом говори

Вежливый бизнесмен – хороший бизнесмен. Не позволяйте напористым коучам убедить вас, что слушать, думать, а потом говорить – это слабость.

Людям нравится говорить. Позвольте им это. Это даст вам двойное преимущество: собеседник будет хорошо себя чувствовать в вашей компании и делиться с вами важной информацией.

Деловой этикет и культура общения (видео 3 минуты)

Ваш собственный ответ должен быть деловым и понятным. С практической точки зрения, это навык этикета, который сделает вас лучшим переговорщиком.

Агрессивные деловые переговоры и сделки проводят с людьми, которых легко запугать. Но вы не найдете таких людей среди тех, кто отвечает за по-настоящему важные дела.

Лучший путь в деловой среде – это путь вежливости, которая указывает на мудрость, долгосрочное мышление и способность ориентироваться в сложных ситуациях.

3. Оказывай почтение

Мы говорим о том, чтобы оказывать почтение окружающему миру, а не кланяться перед каждым встречным. В этом суть делового этикета.

Брать на себя мини-задачи облегчать жизнь людей в офисе или на собраниях – это здравый смысл и практичный способ, чтобы о вас хорошо думали.

Придерживайте двери для людей. Принесите пару запасных ручек на презентацию на случай, если кому-то понадобится. Принесите пончики на утреннюю встречу.

в чем сущность этикета. Смотреть фото в чем сущность этикета. Смотреть картинку в чем сущность этикета. Картинка про в чем сущность этикета. Фото в чем сущность этикета

Однако будьте осторожны, не переусердствуйте. Деловой этикет является очень консервативным. Некоторые жесты могут рассматриваться как неуместные, например:

Основы светского этикета

Свадьбы. Детские утренники. Похороны. Вечеринки. Все они имеют свои собственные правила, но кто может все их помнить?

К счастью, это довольно легко. Этикет общения леди и джентльменов, приглашенных для участия в особых мероприятиях, сводится к следующим отличительным чертам:

1. Узнайте, что ожидать

На каждом мероприятии будут свои правила. Потратьте некоторое время, чтобы изучить их.

2. Носите с собой немного денег наличными

Например, в ресторанах или барах счета иногда оплачиваются организаторами, а иногда делятся между гостями. В идеале организаторы должны сообщить об этом заранее.

Но лучше, чтобы у вас всегда было достаточно наличных, чтобы разделить бремя оплаты, если так будет нужно.

3. Говорите мало

Не поддавайтесь искушению быть человеком, который произносит тост за тостом. Конечно, если того требует ситуация – сделайте это, но в противном случае оставьте разговоры другим.

Ваш вклад должен быть ограничен вежливым разговором с другими гостями.

4. Отдайте организатором должное

Поблагодарите организаторов за приглашение и подарите им свою улыбку.

Последние мысли

Этикет – это состояние души и образ жизни, а не набор правил.

Этичный человек видит ситуацию в целом, думает о других людях и делает правильные вещи без колебаний.

Проще говоря, этичный человек:

Это все, что нужно знать. Это сущность этикета.

Теперь вы знаете, что такое правила этикета и как их использовать в жизни. Есть, что добавить? Пишите комментарии!

Источник

Этикет — понятие, направления, функции

Прежде, чем приступить к рассмотрению различных видов воспитания этикета, дадим определение понятиям этикет, воспитание.

Правила поведения всегда сопровождали жизнь человека. Как только люди стали жить друг с другом, возникла потребность как-то сосуществовать в мире.

Сегодня слово «этикет» знакомо каждому человеку. Но впервые его начали употреблять в 17 веке. Оно было заимствовано из французской речи во время правления Людовика XIV.

Когда во дворе принимались гости, они получали карточки с правилами, которые обязательно нужно было соблюдать. Эти карточки назывались этикетами, что и привело к распространению термина на многие языки мира.

Понятие этикета

Сегодня многие воспринимают слова «этикет» и «этика» как близкие по значению. Но исторически они родились в разных языках. Этика – это термин, который был позаимствован из латинского. И совсем недавно эти слова были сближены друг с другом.

По мнению А.А.Гусейнова, этикет – это манера поведения, правило, которое принято в той или иной культуре.

Обычно этикетом называют комплекс правил поведения, которые прописаны для конкретных ситуаций, опираясь на здравый смысл и рациональность.

О.В.Кубак рассматривает этикет как комплекс правил, которые связаны с внешним поведением человека по отношению к другим людям: их манерой обхождения, способы приветствия или обращения, их поведение в общественных местах, а также их одежда и манеры.

Этикет может быть реализован в процессе общения. Однако нельзя сказать, что любое общение относится к этикету.

Согласно Н.В.Бабиной, этикет – это комплекс черт поведения и приемов, с помощью которых можно выявить и поддержать коммуникативные статусы участвующих в общении людей.

Этикет очень тесно связан с ситуативным контекстом. Выбор того или иного слова, поступка или жеста во многом зависит от специфики текущей ситуации.

Этикетные ситуации появляются во время бытового общения, на праздничных мероприятиях, во время совершения тех или иных традиций и ритуалов, во время разных событий, таких как званный ужин или принятие гостей.

Еще одна точка зрения: этикет – это манера поведения или его форма, которая включает в себя некий свод правил проявления вежливости и уважения к людям, что приняты в той или иной культуре.

Особенностью того, что именуют этикетом, является комплекс принятых в обществе правил, касающихся конкретных ситуаций. Эти правила поведения диктуются здравым смыслом, а также рациональностью.

Этикет обладает высокой практической ценностью. Ведь люди могут, не прилагая особых усилий, применять уже созданные за них шаблоны поведения на разных уровнях общения.

Это позволяет поддерживать хорошие уважительные взаимоотношения и сосредоточиться на решении текущих задач.

Также некоторые рассматривают этикет, как комплекс правил, связанных с поведением человека, которых придерживаются в определенном социальном окружении. В разных социальных кругах используются разные правила этикета.

В наши дни можно встретить много информации, как можно проявлять этикет в быту, на разных видах службы, в общественном месте, по приходу в гости, во время проведения разных официальных мероприятий.

Человек каждый день оказывается в самых разных социальных ситуациях. И ему гораздо легче будет влиться в любой коллектив, если он будет знать и придерживаться готовых шаблонов поведения для проявления вежливости и учтивости по отношению к тем или иным людям.

Основы этикета очень просты, их может усвоить даже ребенок. Сюда включается культура речи, которая подразумевает хорошую грамотность и стилистику. В речи не должно быть слов, которые принято считать вульгарными, нельзя употреблять нецензурные выражения, нужно избегать слов-паразитов.

Также в повседневный этикет включается вежливость, которая подразумевает привычку здороваться при встрече и прощаться при расставании. Сюда включаются и некоторые слова вежливости, благодарность за оказанные услуги или помощь, пожелания разного рода в отношении здоровья человека, его аппетита и др.

Умение разговаривать, способность поддерживать беседу – все это играет большую роль во время общения с другими людьми. Чтобы стать хорошим собеседником, нужно разбираться в теме разговора, быть способным правильно выражать свои мысли так, чтобы они были интересны слушателю и не выглядели, как нравоучение.

Способность управлять своими негативными эмоциями – еще один важный навык, связанный с хорошими манерами. Уже давно выяснили, что лучший способ победить в себе раздражение – это искренне улыбнуться.

Разные подходы к рассмотрению понятия «этикет»

Этикет подразумевает внимание к людям, способность слушать их и оказывать им услуги.

Согласно И.Н. Курочкину, этикет – это перечень правил, связанных с поведением, существующих в конкретной социальной группе.

Это предъявляемые обществом требования к поведению, которые являются системой правил, регулирующих внешнюю сторону отношений между людьми. Эти правила регламентируют способы обращения с людьми, их приветствия, их поведения в общественном месте, их одежду и манеру.

Главная задача этикета – предупредить возникновение конфликтов на межличностном уровне.

Сегодня в ученых кругах интерес к этикету растет. Л.С. Лихачева пишет, что очень многие люди хотели бы овладеть хорошими манерами. Современное общество не теряет интерес к этой теме. Потребность в знании хороших манер усиливается.

Современные научные источники представляют разные аспекты исследования этого культурного явления. Также в них указаны предмет освоения, содержатся многочисленные рекомендации в области образовательного содержания.

Относительно воспитательного и образовательного процессов в дошкольном возрасте этикет обычно рассматривается в связи с развитием у детей поведенческой культуры.

Л.С. Лихачева считает, что этикет – это эффективный способ развивать социально-культурные ценности детей. Можно совместить возрастную периодизацию с этапами индивидуального развития этикетных привычек.

О.И.Максименко подробно описывает последовательность воспитания норм этикета у дошкольников.

Он считает, что жесткой зависимости поэтапности изучения этикета и возрастных особенностей личности не существует. Некоторые дети способны усвоить этикетные нормы раньше других. Дошкольники в пятилетнем возрасте начинают активно усваивать нормы отношений между людьми.

Речевой и неречевой этикет

С.Л.Соловейчик разделяет этикет на две категории: речевой этикет и неречевой этикет.

Речевой этикет также называют вербальным. Он проявляется в словах человека: в его речи, в его манере общаться и приветствовать других, в способности вести беседу, тактично высказывать критические замечания, принимать участие в спорах. От того, как и что мы говорим, во многом зависят наши личностные и деловые контакты.

Неречевой этикет содержит в себе такие действия и поступки, с помощью которых можно проявить искреннее уважение к человеку.

То, какие действия совершает человек, его поведение, а также его манеры характеризуют личность человека. Это показывает, насколько он воспитан и владеет ли он культурой поведения. Или же он неподготовлен к жизни в обществе.

Виды этикетного поведения

А.Портянкина выделяет четыре вида в этикетном поведении:

Чтобы внедрить этикет в жизнь человека, нужно иметь в виду наличие нескольких аспектов.

Первый аспект связан с тем, что в обществе нужно создать такие условия, в которых этикетность выглядела бы как эталон правильного социального поведения. Все члены общества должны стремиться придерживаться этого образца, независимо от того, в какой ситуации они находятся.

В таком случае этикет, который создается для совершенствования межличностных отношений, начинает положительно влиять на эти отношения, помогает выстраивать общение, которое было бы ориентировано на личности людей.

Все участники такого общения должны ориентироваться друг на друга и получать положительные эмоции от общения.

В работах С.В.Конкевич говорится, что благодаря тому, что правила этикета будут соблюдаться даже в сложных обстоятельствах, когда люди спорят, это поможет решить ситуацию достойно, даже если оба участника общения испытывают волнение и не согласны друг с другом. Они все равно стремятся быть друг для друга приятным собеседником.

О том, как многое значит этикет, и в чем он заключается, написано в разных книгах. Его преподают во многих учебных заведениях. Сегодня он является предметом для научных исследований.

Мы использовали исследования М.В. Остроуховой, К.А. Бабич, Л.В. Филипповой и др.

Этика включает в себя технологию поведения, делает более высоким культуру поведения человека в разных сферах деятельности.

Еще один аспект заключается в том, что этикет с детства необходимо воспитывать, обучая ему подрастающее поколение.

В широком смысле под воспитанием понимают передачу от поколения к поколению знаний, умений, навыков социального поведения, нравственных норм, т.е. накопленного человечеством опыта, духовного наследия.

Так как мы работаем над проблемами воспитания этикета у детей, то для педагогов, работающих в дошкольной системе образования необходимо разработать систему обучения этикету. Сегодня есть ряд научных исследований, которые позволяют изучить это направление.

Также для изучения темы воспитания у детей повседневного этикета нужно обратиться к трудам психологов и педагогов на тему воспитания культуры поведения, а также на тему организации процесса воспитания. Это работы таких ученых, как Т.А. Марковой, Д.Б. Элькониной, С.В. Петериной, И.В. Сушковой и других.

Повседневный этикет

Повседневный этикет основан на нравственных и моральных нормах, а также он затрагивает формальные организационные вопросы. Прежде всего, он содержит в себе нравственное содержание, делает более крепким моральное состояние общества, на практике отражает в поведении человека его нормы морали.

Можно сказать, что повседневный этикет подразумевает определенную технику поведения, которая позволяет демонстрировать нравственное отношение к окружающим людям.

Внешняя сторона повседневного этикета заключается в том, как личность проявляет уважение к другим людям, доброжелательное к ним отношение. Это связано с тем, как он выполняет общепринятые нормы поведения. Человек через конкретные поведенческие формы пытается выразить свое уважение и нравственное отношение.

Когда мы говорим о проявлении доброжелательности и любви, а также об уважении, мы подразумеваем нравственные отношения и качества личности. Как только мы задумываемся о том, как внешне показать свое нравственное отношение, мы обращаемся к нормам повседневного этикета.

С помощью повседневного этикета можно достичь порядка и гармонии. Через этикет проявляется не только нравственная, но и эстетическая сторона жизни.

Социум выдвигает требования к своим членам, которые заключаются в том, чтобы те поддерживались общепринятых норм морали, а также учитывали имеющиеся в нем идеалы красоты.

Важно с помощью своего поведения вызывать позитивные эмоции и развивать тем самым эстетическое развитие общества, формировать его эстетику чувств.

Формы этикета

Этикет может принимать разные формы:

В литературных источниках этикет часто называют служебным, хотя на самом деле было бы точнее назвать его частью делового этикета.

Этикет в тех или иных ситуациях называют ситуативным. Он подразумевает четкое выполнение правил, которые касаются той или иной организации.

Например, веками утверждены нормы поведения в библиотеках, в театрах, на банкетах или в ресторанах. Эти правила этикета носят консервативный характер, важно их соблюдать максимально точно.

Церемониал – это очень строгое выполнение тех или иных формальностей. Это может касаться различных традиций. Обычно церемониал затрагивает отношения между разными государствами.

Составляются даже специальные документы, которые строго прописывают правила этикета, также есть те, кто наблюдает за его соблюдением.

Как только взаимодействовать друг с другом начинают стороны, которые имеют неравные положения по тому или иному фактору, возникают этикетные ситуации.

Во время праздников люди соблюдают карнавальный этикет. Он позволяет нарушать некоторые повседневные этикетные нормы.

Служебный этикет – это комплекс правил, которые приняты в конкретной сфере услуг, в организации или другом учреждении.

Деловой же этикет –это система деловых отношений, которая содержит в себе определенные требования к деловым людям, субординацию, соблюдение определенных ритуалов, а также их манеру поведения.

Повседневный этикет затрагивает повседневные стороны жизни людей, когда они находятся дома, в общественном месте, на работе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *