в чем сущность экономики образования

Сущность категории «экономика образования». Предмет, объект и задачи дисциплины.

Вопросы по фильму

1)Да я помню своего первого учителя её звали Нина Кузьминична очень хороший педагог.

Нет я не навещала своего первого учителя так как она переехала в другой город и возможности навестить учителя не было возможности, и адреса её нового места жительства чтоб писать письма мы не знали.

Учитель это очень сложная профессия. В детстве я хотела стать учителем и с сестрой играли, в школу мы по очереди были учителями. Но сейчас я бы хотела стать воспитателем в детском саду, мне это более по душе.

2) В фильме мне больше всего понравилось то, что всё-таки большинство людей помнят своего первого учителя и с теплом вспоминают о них. А некоторые, даже навещают своих первых учителей. Мне кажется, для педагога, это является показателем своей работы и плодов своего труда. И он делает для себя, какие то выводы, что он не зря выбрал эту профессию.

3) А не понравилось только тем, что всё-таки, некоторые не помнят своих первых учителей. Что возможно означает, что учителя не смогли завлечь учеников и остаться в их памяти.

Ответы на задания для самостоятельных работ

1) Дайте определение понятия «образование». Назовите основные функции образования, каково их содержание и взаимосвязь.

социально-экономические, связанные с развитием человеческого капитала, удовлетворением потребностей рынка труда в профессиональных кадрах, формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества;

социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в обще цивилизационные процессы;

культуро-творческие, направленные на развитие духовной жизни общества, где образованию принадлежит решающая роль, ибо оно не только непосредственно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности.

Правомерно ли рассматривать образование как отрасль народного хозяйства? Обосновать, почему эта отрасль по своей социально-экономической роли является приоритетной?

Да, правомерно, рассматривать образование как отрасль народного хозяйства. Образование производит своеобразный продукт- образовательную услугу, для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, и государства.

Значимость образования для развития общества объективно обусловлено растущей ролью организационных, информационных технологий при снижении роли материального производства.

Являясь одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности, образование обеспечивает развитие факторов и результатов производственной деятельности.

Повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

В чем суть экономического подхода к анализу деятельности в сфере образования?

Сутью экономического подхода к образованию является разработка образовательного маркетинга. Именно благодаря ему выявляются потребности в образовательных услугах их потребителей, что, в свою очередь, заставляет конкурировать производителей этих услуг в борьбе за возможность удовлетворить эти потребности. Значит, подлинным хозяином на рынке образовательных услуг становится скорее не их производитель, а потребитель.

Цель экономического подхода состоит в том, что­бы показать разумные возможности и рациональные пропорции в сочетании свободного рынка образовательных услуг с механизмами государственного регулирования сферы образования в интересах потребителей этих услуг.

Сущность категории «экономика образования». Предмет, объект и задачи дисциплины.

— экономика – это совокупность отношений, связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью людей

— экономика – это хозяйство отдельного региона, страны, группы стран, всего мира;

— экономикой называют научную дисциплину, изучающую какую-либо область хозяйственной жизни общества.

Исходной задачей экономики образования следует считать выделение сферы образования в качестве объекта и изучение его свойств с целью выяснения общих и специфических черт, признаков и отличий.

Задачами экономики образования также являются:

— определение места образования в народном хозяйстве страны;

— исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования;

— установление экономических закономерностей и причинно-следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования;

— поиск и анализ факторов, способствующих росту эффективности функционирования образовательных учреждений, а также повышению качества образовательных услуг.

Предмет экономики образования– закономерности движения:

— необходимый уровень бюджетного финансирования

-источники внебюджетного финансирования;

— государственную политику стимулирования инвесторов образования;

-рациональное сочетание децентрализации и централизации в ресурсном обеспечении организаций образования;

— критерии и уровень эффективности ресурсных вложений в отрасль и её отдельные подсистемы;

— методы и технологии прогнозирования ресурсных потребностей.

Источник

Сущность экономики образования.

Определение образования как системы предполагает наличие экономики – составной части системы образования.

— экономика – это хозяйство отдельного региона, страны, группы стран, всего мира;

— экономикой называют научную дисциплину, изучающую какую-либо область хозяйственной жизни общества.

Таким образом, экономика – это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни.

В настоящий момент быстро развивается новое направление экономической науки – экономика образования, изучающая пути совершенствования ресурсного обеспечения образовательных организаций, оценку эффективности вложений в образование, анализируется воздействие образования на экономический рост.

Впервые в истории отечественного законодательства термин «экономика образования» появился в законе «Об образовании» (1992 год), где глава 4 названа «Экономика системы образования».

Экономика образования выступает неотъемлемой составной частью системы образования в целом, поскольку образование, как всякая определённая сфера деятельности, обладает своей экономикой. Экономику образования следует рассматривать как достаточно сложную систему, важнейшими элементами которой являются:

— экономика дошкольного образования;

— экономика общеобразовательной школы;

— экономика среднего специального образования;

— экономика высшей школы;

— экономика послевузовского образования.

Каждая из этих подотраслей обладает своей спецификой.

Исходной задачей экономики образования следует считать выделение сферы образования в качестве объекта и изучение его свойств с целью выяснения общих и специфических черт, признаков и отличий.

Задачами экономики образования также являются:

— определение места образования в народном хозяйстве страны;

— исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования;

— установление экономических закономерностей и причинно-следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования;

— поиск и анализ факторов, способствующих росту эффективности функционирования образовательных учреждений, а также повышению качества образовательных услуг.

Выделение экономики образования в отдельную подотрасль экономической науки обозначает необходимость определения предмета и объекта данной научной дисциплины. В научной и учебной литературе предмет экономики образования определяется как наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества и общества в них в условиях ограниченных ресурсов, выделяемых на эти цели. Она исследует и выделяет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и научно-технического уровня населения.

Как конкретная наука и учебная дисциплина экономика образования обладает своим, только ей присущим объектом и субъектом изучения. Таким объектом являются своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности. Объект – это не только экономические условия и формы воспроизводства рабочей силы, формы общественных затрат на развитие системы образования и подготовку кадров, условия возмещения этих затрат, но и процесс создания и обмена образовательных услуг.

Субъектом исследования и изучения в экономике образования выступают люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность. Это дети, воспитывающиеся в дошкольных учреждениях, учащиеся различных школ, средних специальных учебных заведениях, студенты вузов и их родители, все, кто потребляет образовательные услуги; воспитатели, преподаватели и другие работники сферы образования.

Непосредственным предметом изучения экономики социальной сферы,- по мнению современного специалиста С.А. Белякова,- являются теоретические и практические проблемы, связанные с управлением, планированием, финансированием, оплатой труда, структурой, системой организации этой сферы».

Большинство отечественных экономистов единодушны в том, что «объектом изучения экономики образования как науки можно считать сферу образования (или её отдельной части), а предметом изучения – отношения, складывающиеся в этой сфере по поводу производства, распределения, обмена и потребления создаваемых в ней благ»

Предмет экономики образования– закономерности движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов в сфере образования в более развёрнутом плане можно конкретизировать следующим образом:

● необходимый уровень бюджетного финансирования образования в целом и на той ступени, которая гарантирована государством;

● источники внебюджетного финансирования;

● государственную политику стимулирования инвесторов образования;

● рациональное сочетание децентрализации и централизации в ресурсном обеспечении организаций образования;

● критерии и уровень эффективности ресурсных вложений в отрасль и её отдельные подсистемы;

● методы и технологии прогнозирования ресурсных потребностей учреждений образования при различных уровнях их хозяйственной самостоятельности.

Методологической основой экономики образования, как и всех остальных экономических наук, является экономическая теория. Она вооружает теоретическим содержанием, так как выясняет экономические категории и законы, в соответствии с которыми развиваются все отрасли народного хозяйства, в том числе и образование.

Как всякая наука, экономика образования использует общенаучные методы познания, такие как:

— метод научной абстракции;

— индукцию и дедукцию;

— исторический и логические методы.

Все эти методы и инструменты используются в единстве, при этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты. Но главное, в экономике образования нас будет интересовать не сам процесс обучения, воспитания, в те особые производительные силы и производственные отношения между составляющими силами образования, которые обеспечивают это процесс.

3. Производительные силы и производственные отношения в сфере образования

Экономика образования как важная ветвь экономической науки занимается исследованием совокупности производительных сил и производительных отношений.

Как известно, целесообразная производительная деятельность имеет место при наличии трёх элементов: труда человека, предметов труда и средств труда.

В сфере образования компоненты процесса труда явно своеобразны, существенно отличаются от подобных элементов в отраслях материального производства.

Любую образовательную организацию в условиях рыночной экономики можно представить как своего рода предприятие, а образовательный процесс – как производительный процесс, результатом которого является выпуск уникальной социально-экономической продукции – образовательных услуг. Причём полученное обучающимся образование можно рассматривать в качестве средства производства, с помощью которого его обладатель в последующем обеспечит себе достойный уровень жизни. С понятной долей условности можно говорить об учащемся как о продукции, находящейся в стадии производства, а о выпускнике – как о конечном продукте.

Образовательно-производственный процесс предполагает использование рабочей силы, технических средств, материалов, энергии, различных услуг, то есть затрат, в связи с этим образовательный продукт обладает стоимостью. А так как образовательный продукт обладает способностью удовлетворять потребности не только личности, но и других людей, то в этом случае можно говорить о потребительской стоимости.

Главной целью деятельности в сфере образования оказывается не некий продукт как материальное благо, а сам человек. Материальное благо (учебники, пособия, дидактический материал и тому подобное) является скорее условием процесса образования, чем целью. Результат деятельности в сфере образования невоспроизводим – прежде всего потому, что он состоит непосредственно в развитии личности творящего субъекта, и ещё потому, что каждый новый субъект отношений, складывающиеся в процессе производства, имеет индивидуальные качества и характеристики, которые не могут быть скопированы или воспроизведены.

Главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели.Это, как правило, высокообразованные люди, имеющие специальную подготовку и способные успешно заниматься обучением и воспитанием подрастающего поколения, готовить квалификационных молодых работников, специалистов народного хозяйства и систематически повышать их квалификацию.

Значит, характерная черта сферы образования– высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподавателя. В педагогической деятельности преобладает умственный труд, отличающийся от физического тем, что предметом операционных действий выступают не материальные вещи, а понятия, знания и умения.

Отрасли образования присущ также и своеобразный предмет труда. В отличие от материального производства, предметом труда в образовательном процессе является непосредственно сам человек. Объектом педагогического воздействия выступает учащийся как личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определёнными объективными законами. Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса в качестве сложной саморегулирующейся системы, обладающей огромными творческими возможностями. В настоящее время «лидирующей является точка зрения, что основными субъектами в процессе оказания образовательных услуг, являются преподаватель и учащийся с его способностью потреблять образовательные услуги и быть соучастником их производства».

Учащийся одновременно выступает потребителем образовательных услуг и соучастником их производства. В этом состоит существенная особенность создания этих услуг в отличие от услуг в большинстве других отраслей материального производства.

Средства труда, применяемые в образовании, тоже специфичны. В то время как в материальном производстве для преобразования предметов труда в продукт широко используются и играют важную роль вещественные (технические) орудия труда, в просвещении они имеют подсобное значение.

Источник

Сущность экономики образования

Содержание:

в чем сущность экономики образования. Смотреть фото в чем сущность экономики образования. Смотреть картинку в чем сущность экономики образования. Картинка про в чем сущность экономики образования. Фото в чем сущность экономики образования

Введение

В экономике образования все отношения рассматриваются системно, неразрывно друг от друга.

Предмет экономики образования– закономерности движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов в сфере образования в более развёрнутом плане можно конкретизировать следующим образом:

● необходимый уровень бюджетного финансирования образования в целом и на той ступени, которая гарантирована государством;

● источники внебюджетного финансирования;

● государственную политику стимулирования инвесторов образования;

● рациональное сочетание децентрализации и централизации в ресурсном обеспечении организаций образования;

● критерии и уровень эффективности ресурсных вложений в отрасль и её отдельные подсистемы;

● методы и технологии прогнозирования ресурсных потребностей учреждений образования при различных уровнях их хозяйственной самостоятельности.

Методологической основой экономики образования, как и всех остальных экономических наук, является экономическая теория. Она вооружает теоретическим содержанием, так как выясняет экономические категории и законы, в соответствии с которыми развиваются все отрасли народного хозяйства, в том числе и образование.

Как всякая наука, экономика образования использует общенаучные методы познания, такие как:

— метод научной абстракции;

— индукцию и дедукцию;

— исторический и логические методы.

Все эти методы и инструменты используются в единстве, при этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты. Но главное, в экономике образования нас будет интересовать не сам процесс обучения, воспитания, в те особые производительные силы и производственные отношения между составляющими силами образования, которые обеспечивают это процесс.

Производительные силы и производственные отношения в сфере образования

Экономика образования как важная ветвь экономической науки занимается исследованием совокупности производительных сил и производительных отношений.

Как известно, целесообразная производительная деятельность имеет место при наличии трёх элементов: труда человека, предметов труда и средств труда.

В сфере образования компоненты процесса труда явно своеобразны, существенно отличаются от подобных элементов в отраслях материального производства.

Любую образовательную организацию в условиях рыночной экономики можно представить как своего рода предприятие, а образовательный процесс – как производительный процесс, результатом которого является выпуск уникальной социально-экономической продукции – образовательных услуг. Причём полученное обучающимся образование можно рассматривать в качестве средства производства, с помощью которого его обладатель в последующем обеспечит себе достойный уровень жизни. С понятной долей условности можно говорить об учащемся как о продукции, находящейся в стадии производства, а о выпускнике – как о конечном продукте.

Образовательно-производственный процесс предполагает использование рабочей силы, технических средств, материалов, энергии, различных услуг, то есть затрат, в связи с этим образовательный продукт обладает стоимостью. А так как образовательный продукт обладает способностью удовлетворять потребности не только личности, но и других людей, то в этом случае можно говорить о потребительской стоимости.

Главной целью деятельности в сфере образования оказывается не некий продукт как материальное благо, а сам человек. Материальное благо (учебники, пособия, дидактический материал и тому подобное) является скорее условием процесса образования, чем целью. Результат деятельности в сфере образования невоспроизводим – прежде всего потому, что он состоит непосредственно в развитии личности творящего субъекта, и ещё потому, что каждый новый субъект отношений, складывающиеся в процессе производства, имеет индивидуальные качества и характеристики, которые не могут быть скопированы или воспроизведены.

Главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели.Это, как правило, высокообразованные люди, имеющие специальную подготовку и способные успешно заниматься обучением и воспитанием подрастающего поколения, готовить квалификационных молодых работников, специалистов народного хозяйства и систематически повышать их квалификацию.

Значит, характерная черта сферы образования– высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподавателя. В педагогической деятельности преобладает умственный труд, отличающийся от физического тем, что предметом операционных действий выступают не материальные вещи, а понятия, знания и умения.

Отрасли образования присущ также и своеобразный предмет труда. В отличие от материального производства, предметом труда в образовательном процессе является непосредственно сам человек. Объектом педагогического воздействия выступает учащийся как личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определёнными объективными законами. Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса в качестве сложной саморегулирующейся системы, обладающей огромными творческими возможностями. В настоящее время «лидирующей является точка зрения, что основными субъектами в процессе оказания образовательных услуг, являются преподаватель и учащийся с его способностью потреблять образовательные услуги и быть соучастником их производства».

Учащийся одновременно выступает потребителем образовательных услуг и соучастником их производства. В этом состоит существенная особенность создания этих услуг в отличие от услуг в большинстве других отраслей материального производства.

Средства труда, применяемые в образовании, тоже специфичны. В то время как в материальном производстве для преобразования предметов труда в продукт широко используются и играют важную роль вещественные (технические) орудия труда, в просвещении они имеют подсобное значение.

1. Значение экономики образования

Одной из важных задач экономики образования, является образованность людей и тем самым возрастает роль образования, науки и других отраслей народного хозяйства. Все эти пути способствуют и совершенствуют образовательную, профессиональную, научную и духовную сферы, которые являются важнейшими аспектом социально- экономического развития в целом.

Главной значимостью экономики образования, является активное влияние на развитие экономики страны. Но для этого нужны высококвалифицированные работники. Поэтому можно точно сказать, что образование играет главную роль в подготовке кадров для профессиональной деятельности. Кроме этого, образование охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занимается подготовкой кадров, формирует их знания, умения и навыки, которые будут востребованы в трудовой и иной деятельности. [2]

2. Значение экономики образования как учебной дисциплины

В первую очередь образование подразумевает под собой научные знания. Но и с другой стороны, наука самостоятельно не может развиваться без изучения и освоения системы знаний подрастающим поколением.

Учебная дисциплина относится к учебной деятельности. Особенностью учебной деятельности, является передача имеющихся научных знаний об экономической деятельности сферы образования.

Важно знание отрасли не только руководителям учебных заведений и органов образования, но и каждым преподавателем.

В содержательной части экономики образования как учебной дисциплины являются факторы, категории и законы этой науки, отобранные для обучения и приведенные в стройную систему конкретных экономических знаний, способы их применения на практике, а также важнейшие умения и навыки, которые надо овладеть обучающимся.

Курс экономики образования изучается во всех вузах как общеобразовательная дисциплина. В педагогических вузах этот курс имеет свою профессиональную направленность. Это позволяет формировать у студентов экономическое мышление, приобрести навыки системного подхода к анализу экономических отношений, а так же повысить уровень профессиональной подготовки.

Так же экономические знания более рационально помогают определять типы учебных заведений, улучшать содержание образования, его формы и методы, совершенствовать механизм оплаты и стимулирования педагогического труда, обновлять программы подготовки и переподготовки кадров, внедрять современные методы управления (менеджмента) в образовательных учреждениях. [3]

3. Значение экономики образования как материальной основы развития деятельности образовательных организаций

Материальной основой развития деятельности образовательных организаций, является материально-техническая база, которая обеспечивает процесс обучения учащихся, подготовки специалистов, условия жизни, труда и быта студентов и профессорско-преподавательского состава.

Смета представляет собой основной документ, устанавливающий объем, целевое назначение и квартальное распределение средств, которые отпускаются их бюджета на содержание учреждения.

Сегодня планирование в учреждениях образования, находящихся на бюджетном финансировании, складывается с учетом требований рыночной экономики.

Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По соглашению образовательное учреждение может функционировать на условиях самофинансирования. Финансирование осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося по каждому типу и виду образовательного учреждения. Негосударственные учреждения получают право на государственное, муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации.

Поэтому основным принципом реформирования системы финансирования является создание условий для обеспечения возможности финансирования учебных заведений из бюджетов различных уровней на основе нормативов. При этом каждый бюджет обеспечивает наполнение определенной части нормативов. [4]

Заключение

Можно сделать вывод из выше изложенного материала, что экономика образования, сложная экономическая наука, которая имеет сложности в своей реализации. Но чтобы преодолеть эти трудности, нужно быть квалифицированным специалистом, владеть знаниями, иметь хорошую материально-техническую базу, что поспособствует повышению уровня самой экономики образования.

Список литературы

в чем сущность экономики образования. Смотреть фото в чем сущность экономики образования. Смотреть картинку в чем сущность экономики образования. Картинка про в чем сущность экономики образования. Фото в чем сущность экономики образования

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *