в чем сущность человеческого бытия
Сущность человеческого бытия
Не случайно многие философы различных тысячелетий задумывались именно над этим вопросом. Сущность бытия…
Бытие определяет сущность, а сущность — бытие. Два этих понятия неразделимы и неразрывны между собой. Но в чем заключается их главная суть, их смысл?
Издавна сущность бытия рассматривали под разными ракурсами и выявляли значение данного понятия в иных назревающих вопросах, которые возникали в процессе размышления на глобальные темы. И каждый раз философы пытались приписать это природе, строению Земли, нашей планете, да и всей Вселенной в целом. Впоследствии, все смешалось, и теперь нам трудно найти понятие, определяющее значение данных двух слов. Но чтобы не приводить вас в заблуждение, мне бы сразу хотелось заметить, что я желаю поговорить на тему сущности человеческого бытия. Именно человеческого, касающегося нас с вами.
Безусловно, назревает множество вопросов, касающихся нашей сущности и нашего бытия. В чем заключается смысл и как его распознать?
Ответы могут быть различными, ведь данная тема обширна и не имеет склонности к объективному мышлению. Каждый по-своему понимает смысл этих слов и каждый по-своему может выразить их. Но я постараюсь внятно и ясно изложить свою точку зрения.
Сущность человеческого бытия — есть смысл всех жизней людей, когда-то живущих ранее и по сей день на Земле. Сущность — абстрактное понятие формы жизни, а бытие — его основа. Без одного не может существовать другого. Но что есть основа человеческого бытия?
Ответ прост: мысли. Именно они характеризуют нас, именно они являются фундаментом нашего бытия и нашего существования. Как сказал когда-то Рене Декарт: «Я мыслю — значит существую». И с этим высказыванием невозможно не согласиться. Еще не было такого человека, у которого отсутствовало умение мыслить, в каком бы физическом или моральном состоянии он не пребывал бы. Без мыслей мы животные, имеющие за собой лишь инстинкты и способность к жизни, но не к существованию. А в чем же заключается сущность? Исходя из ранних высказываний и делая выводы, сущность заключается в разумном распределении и осмыслении своего мышления. Чтобы достигнуть данного уровня, нам нужно саморазвиваться и самосовершенствоваться. Посредством этих действий, мы встаем на новую ступень развития — на ступень самопознания. Лишь познав себя, мы можем целостно и ясно заглядывать в будущее, при этом хорошо осознавая настоящее. Лишь познав себя, мы можем достигнуть совладения с самим собой, достигнуть гармонии. Лишь с познанием самого себя к нам приходит ясность ума и просветление разума. А это способствует рассудительному познанию окружающего мира в целом.
В заключение, выведем, что сущность человеческого бытия заключается в ясном рассудительном умении мыслить и совладать с собой. И, к великому огорчению, не многим это удается.
Философия человеческого бытия
Слово «бытие» всегда было окрашено в том числе и повседневным смыслом. Однако, если примерять его к философии, то всегда можно увидеть в нём не только обыденный оттенок или житейски достоверное существование. Скорее наоборот, нужно понимать, что бытие скрывается за наличностью.
Отечественная литература тому хороший пример, особенно касательно последнего периода, когда наметилась определённая тенденция, которая заключается в том, что множество учёных-мыслителей возводят бытие в ранг повседневного существования человека. В своих работах они рассуждают о социокультурном, культурном, цивилизованном человеческом бытии. На самом же деле речь идёт о том, какие условия созданы для жизни человека и в каком социальном измерении он рассматривается.
Проблемы бытия человека
Важно понимать, что в истории философии проблема бытия носит отнюдь иной характер. Специфическая особенность данной темы в том, что наличные обстоятельства жизни человека выходят за рамки. Личность закрепляется в нетипичных, критических или словами философов пограничных ситуациях.
Бытие – это свобода человека, его наивеличайшее напряжение сил.
Отечественный философ В. Бибихин писал так: «Перелетные птицы каждый год дважды подвергают себя предельному, на последней границе выносливости напряжению всего своего существа, пускаясь в путь на тысячи километров. А человек благодаря своей исключительности может теперь, в наше время – и большинство пятимиллиардного населения земного шара так и ведёт себя – прожить всю жизнь от рождения до смерти, не поставив себя на грань даже биологической, не говоря уже о духовной выносливости, не зная, до самого смертного часа, что такое предельное».
Но здесь возникает вопрос о том, разве человечество и так не находится на грани возможного выживания? Ответ очевиден – находится. Но если говорить об в контексте интерпретации бытия, то речь не идёт о каких-либо внешних условиях жизни. В силу того, что любую экстремальную ситуацию человек априори воспринимает с напряжением, мобилизуя для этого все свои внутренние резервы.
Предположим, что человек умирает. Силы его практически покинули. С биологической точки зрения он практически труп, он почти полностью потерял способность воспринимать жизнь.
А вторая ситуация такая: на смертном одре человек может почувствовать глубину собственной заброшенности и покинутости. Он способен понять, что его судьба мучительна и это приносит ему сильные душевные страдания. Именно так описывал предсмертное состояние Ивана Ильича Л. Толстой в одноименной повести.
Истинное бытие человека нельзя все обнять в его целостности. Это происходит потому, что оно расколото на куски. Личность появляется на свет определённого пола, либо мужского, либо женского, и уже это оказывает влияние на то, к чему будет устремлён человек, к реализации каких функций бытия. Кстати, об этом впервые заговорил ещё Платон. Человеческое существо очень далеко от того, чтобы представлять из себя абсолютное законченное единство в себе самом, но стоит заметить, что многие философы именно таким образом его себе представляли. В реальных условиях индивид находит в себе только относительное и фрагментарное единство. Даже, если представить ситуацию, когда индивид будет рассмотрен во всей его полноте самораскрытия, то он никогда не сможет достичь полноты бытия. Его предельная величина быть частичным проявлением бытия.
Человек нацелен преодолеть границы собственного существования, постоянно их расширять. Это характерно ему в различных проявлениях. Но важно учитывать тот факт, что большинство людей могут удовлетворить свои потребности в малой доле и не претендовать на исключительное существование, тем самым раствориться в недрах социальной анонимности, не предпринимая попыток познать истину бытия. В такой ситуации философы используют выражение: «… бытие ускользает, не проявляется. Жизнь мира драматична, полна трагизма. В ней есть противоборство противоположных начал – жизни и смерти, добра и зла, свободы и рабства».
Первым, кто заговорил о верховенстве свободы был адепт европейской философии немецкий мистик и мыслитель Я. Бёме.
Н. Бердяев писал: «Быть может, впервые в истории человеческой мысли Я. Бёме увидел, что в основе бытия. лежит безосновная свобода, страстное желание ничто стать чем-то, тьма, в которой загорается огонь и свет. «
Человеческое бытие и его раскрытие
Человеческое бытие – это то, к чему стремится человек; некий идеал, как магнит притягивающий его, предельное жизненное и духовное напряжение; полнота самораскрытия.
Так выдели проблему человеческого бытия русские религиозные философы, которые совершали попытки открыть тайну человеческого существования. До романтиков, человека рассматривали как существо природное и социальное. В силу этого, его существование представлялось в определённых формах, которые были заданы исторически.
Крестьянин, добывающий хлеб, аристократ, ведущий светский образ жизни, монах, посвящающий всю свою жизнь служению Богу. В данном контексте человеческое бытие реализовывалось посредством его социального статуса. Однако, личность, запертая в наличном историческом пространстве, страдает от дискомфорта.
При таких условия, важно понимать, что индивид достаточно просто примеряет с помощью собственного воображения различные культурные миры, которые сам способен сотворить. Отрекаясь от реальности мира, романтик входит в неизвестные области собственного бытия. Приукрашивая действительность, он может постичь нечто уникальное, независимое, принадлежащее лишь ему как живому созданию.
Основываясь на романтических представлениях, только человек может открыть в себе беспредельные миры. Романтическое создание, помимо прочего может не только воспроизводить идеи самобытной индивидуальности, но и создавать принципиально новые представления о богатстве и неисчерпаемости индивидуального мира. Образ человека в романтизме отождествляется с перманентной и глубокой тоской по человеческой невосполненности, незаконченности. Именно поэтому в романтических произведениях мотивы «мировой скорби» и трагизма существования так актуальны.
Интерес к различным культурным и духовным мирам, несомненно, способствовал постоянному поиску личностного идеала, создавая при этом возможности для развития и возвышения человека в качестве личности. Романтики часто концентрировали собственное внимание на ключевых аспектах человеческого бытия: любви, творчестве, смерти. При этом они много говорили о подорванности человеческого существования и раскрывали такие состояния человеческой души, как горечь, тоска, печаль, скорбь, которые так же важны, как и веселье, жизнерадостность или ликование.
Взгляд романтиков на человеческое бытие отличался неиссякаемыми проявлениями в судьбе отдельного человека и эти проявления ограничены. Он может не познать глубины человеческой страсти, не чувствовать истинного призвания человека, но исследовать иные состояния человека. Чтобы это понять, нужно объяснить одну мысль, которую поможет интерпретировать стихотворение Б. Чичибабина, которое пестрит романтическими проявлениями:
Не подари мне легкой доли,
В дороге друга, сна в ночи,
Сожги мозолями ладони,
К утратам сердце приучи.
Доколе длится время злое,
Да буду хвор и неимущ.
Дай задохнуться в диком зное,
Веселой замятью замучь
И отдели меня от подлых,
И дай мне горечи в любви,
И в час, назначенный на подвиг,
Изначально может показаться, что поэт из-за собственной беспечности кличет на себя неприятности. Но автор делает это не зря, и не потому, что он испытывает удовлетворение от мук, а потому, хочет раскрыть философскую мысль: чтобы прорваться к своему человеческому бытию, нужно дойти до стадии максимального напряжения, а лёгкого пути достижения такого состояния нет. Только испытания, мучительные противостояния и трудности помогают человеку понять глубину собственного существования. Именно поэтому философам требуется использовать словосочетание «человеческое бытие» в качестве обобщения предельных человеческих возможностей.
Сущность человеческого бытия
Человек как многоплановое, многогранное и достаточно сложное явление жизни. Основное назначение человеческого бытия. Общая характеристика концепций смысла жизни: эвдемонизм, гедонизм, утилитаризм. Смысл жизни как выбор каждого отдельного человека.
человек жизнь эвдемонизм утилитаризм
Для чего я живу? Какова цель моего пребывания в этом мире? И многие другие вопросы о бытие человека, о его существовании, каждый человек наверняка задавал сам себе. Философия пытается дать ответ на эти насущные вопросы. На сегодняшний день вопросы о сущности и бытие человека очень актуальны. Каждый человек хочет найти ответ на свой вопрос «Для чего я живу?» В таком случае ставлю перед собой цель раскрыть сущность человеческого существования, смысл жизни и бытие человека.
Поставим перед собой следующие задачи для достижения цели:
1) Дать определение сущности человека;
2) Каково существование человека на земле, бытие человека;
В работе я использую теоретический метод исследования, в этом мне помогут учебники и учебные пособия по философии и философской антропологии, где рассматриваются труды известных психологов и философов таких как Б. Спиноза, Ницше, Л. Мамфорд, Франк и т.д.
1. Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность
1.1 Сущность и существование человека
Сущность человека не заключает в себе необходимого существования, т.е. в порядке природы является возможным как то, чтобы тот или другой человек существовал, так и то, чтобы он не существовал. Человек мыслит. Такие модусы мышления, как любовь, желания и всякие другие так называемые аффекты, могут существовать только в том случае, если в том же самом индивиде существует идея вещи любимой, желаемой и т.д. Но идея может существовать только в том случае, если бы никакой другой модус мышления и не существовал. Мы чувствуем, что некоторое тело подвергается различного рода действиям. Мы не чувствуем и не воспринимаем никаких других отдельных вещей, кроме тел и модусов мышления (Спиноза Б.) [3: с 213].
На индивидуальном уровне человек представляет собой единство трех составляющих:
1. биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.);
2. психического (чувства, воображение, память, мышление, воля, характер и т.д.);
3. социального (мировоззрение, ценностные установки, моральные черты, знания и умения и др.).
Сущность человеческого бытия
Сущность человека как совокупности общественных отношений, формирующих то или иное отношение человека к миру. Определение смысла жизни по мнению Сократа и Платона. Мечта людей о личном бессмертии, ее формы: религиозно-пессимистические и оптимистические.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 20.12.2013 |
Размер файла | 20,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Реферат по философии
«Сущность человеческого бытия»
Очевидно, что человека изучают с разных сторон такие науки, как антропология, медицина, гигиена, психология и т.д. Вмести с педагогикой, юриспруденцией и рядом других дисциплин они составляют цикл человекознания. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности. Она является центральным для философской антропологии, т.е. области философского знания, направленной на постижение феномена человека. Последняя возникла на рубеже XVIII и XIX вв. и получила особое развитие в XX в., причем не только как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности.
Определение сущности человека неотделимо от обсуждения противоречий его существования, его бытия. К. Маркс усматривал сущность человека в совокупности (ансамбле) общественных отношений, формирующих то или иное отношение человека к миру в разные исторические эпохи. Понять человека по Марксу, значит понять общество, в котором он живёт. Чтобы понять, как, когда и почему возникают общественные отношения, необходимо обратиться к генезу (происхождению) человеческого рода, к ранним этапам его эволюции.
С давних времён человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого бытия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти.
Проблема человека занимает одно из центральных мест в философии французского Просвещения. Свое понимание человека французские материалисты противопоставляли религиозно-философской антропологии, решительно отвергали дуалистическую трактовку природы человека, как сочетания телесной, материальной субстанции и нематериальной, бессмертной души. Что касается философов-деистов, то Руссо допускал бессмертие души и загробное воздаяние, тогда как Вольтер отрицал, что душа бессмертна, а по поводу того, что возможна ли «божественная справедливость» в загробной жизни, предпочитал хранить «благоговейное молчание».
В отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня, традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм).
Человек не только ищет смысл в силу своего стремления к смыслу, но и находит его, а именно тремя путями. Во-первых, он может усмотреть смысл в действии, в создании чего-либо. Во-вторых, он видит смысл в том, чтобы переживать что-то, и, наконец, он видит смысл в том, чтобы кого-то любить. Но даже в безнадежной ситуации, перед которой он беспомощен, он способен видеть смысл.
общественный сократ бессмертие
1. Богомолов А.С. Современная буржуазная философия и религия.
2. Ильенков Э.В. Философия и культура.
3. Хайдеггер М. Время и бытие.
4. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов.
5. Ковригин Б.В. Философское миропонимание.
6. Философия: Часть вторая: Учебное пособие для вузов.
7. Философское миропонимание. Учебное пособие.
Смысл человеческого бытия. Конспект
Смысл человеческого бытия.
Сущность человека- есть ( по определению К. Маркса ) «совокупность всех общественных отношений.»
Стремление человека осмыслить окружающий мир проявлялось в самом процессе становления человека и развития его интеллекта.Всё это нашло отражение в философии-науке о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, общей методологии научного познания.
Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе.
Философы, которые утверждали, что дух существовал прежде природы ( Платон), положили начало идеалистическому направлению.
С развитием капиталистического производства и ростом опытных наук ( открытия Н. Коперника, Г. Галилея и др.) связано плодотворное развитие материалистической философии 16-18 веков.
В чём состоит смысл человеческого бытия?
Отражением общественного бытия в процессе деятельного отношения людей к действительности является общественное сознание.
Таким образом общественное бытие определяет общественное сознание людей,вместе с тем общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное влияние на общественное бытие.
Философы давно пришли к выводу,что мир познаваем, границы его безграничны, процесс познания непрерывен и бесконечен.
Высшее творение природы — человеческий мозг.
История человеческого разума несёт на себе следы его моделирования. Кибернетика многократно увеличивает возможности анализов, расчетов, конструирования и выбора вариантов и комбинаций.
Зачастую человек по варварски относится к окружающей его природе. Вырубает леса,загрязняет атмосферу, хищнически относится к полезным ископаемым, пресной воде.
До сих пор в полной мере не осознаны все следствия и последствия современных научно-технических достижений.
Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни ( ответ на простой вопрос-зачем я живу?) может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям.
Сокровища непосредственной жизни( по утверждению философа Соловьёва) имеют цену лишь тогда, когда над ними стоит безусловная цель. Утеря цели есть утеря смысла жизни( своего бытия )
Мировые войны потрясают основы человеческого бытия.
Но сама философия не может нести ответственность за тот или иной установленный режим.
Уже в начале XX века в философии была осознана необходимость размежевания философии и теории гос. Устройства.Важный вклад в это понимание внёс П. И. Новгородцев.
Основной вопрос мировоззрения — это вопрос о взаимоотношении «мы» (части) и «оно» (целого»
Проблемы материального бытия нераздельны от бытия человека, без которых невозможно представление о мире в целом, невозможно цельное видение мира и места в нём человека.