в чем сущность болонского процесса
Сущность Болонского процесса
Своё начало Болонский процесс отсчитывает с 19 июня 1999 г., когда была подписана министрами образования 29 Европейских стран Болонская декларация «О создании единого Европейского пространства высшего образования». Россия присоединилась к Болонской декларации в 2003году.
Участники этого исторического « подписания» приняли на себя и определённые обязательства, в частности, по таким важным срокам.
· С 2005 г. начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов Европейские приложения к дипломам бакалавра и магистра единого образца.
· С 2005г. начать вводить три уровня высшего образования: бакалавриат, магистратуру, докторантуру.
· До 2010 г. реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.
Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров Евросоюза была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на Берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России, Украины, Казахстана.
Основные цели Болонского процесса
Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:
— построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
— формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
— обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
— повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Декларация содержит семь ключевых положений:
1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
3. Внедрение европейской системы обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.
Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации.
История педагогики и образования: учеб. Пособие / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2006
Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005.
Как появилась Болонская система образования
Декларация о высшем образовании в Европе была подписана 19 июня 1999 года, но история Болонского процесса началась немного раньше. В 1970-х совет ЕС принял решение о сотрудничестве в образовательной сфере, однако этого было недостаточно.
В 1998 году 4 министра — французский, итальянский, немецкий и английский сошлись во мнении, что европейское образование нужно унифицировать. Так получится не только расширить академическую мобильность, но и подготавливать выпускников в соответствии с рынком труда. И они подписали Соброннскую декларацию — предшественницу Болонской.
В июне 1999 года цели соглашения, подписанного в Париже, использовали для создания новой Болонской системы образования. Декларацию сразу подписали 29 стран ЕС. Но позже вошло еще 20 стран, включая Россию и ряд бывших республик и СССР.
Год подписания декларации | Страны-участницы Болонской системы |
1999 | Страны ЕС и ЕАСТ |
2001 | Хорватия, Кипр, Лихтенштейн и Турция |
2003 | Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Россия, Сербия и Ватикан |
2005 | Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина |
2007 | Черногория |
2010 | Казахстан |
2015 | Беларусь |
Основной целью Болонского процесса стала стандартизация высшего образования между европейскими странами и установление доверительных отношений между университетами.
Главные положения декларации
Болонский процесс основан на 6 главных принципах, которым должны соответствовать университеты.
Болонская система подразумевает самостоятельность студентов в вопросах обучения. Нужно самим выбирать дисциплины для учебы, расписание занятий и экзаменов, научного руководителя для диплома.
Несмотря на то, что для бакалавриата и магистратуры отведены четкие сроки, их необязательно соблюдать. Кредитная система позволяет приостановить на время учебу, а потом продолжить ее без потери оценок за уже сданные предметы даже в другом университете.
Болонская система в Чехии
Чехия приняла Болонскую систему в 1999 году вместе с остальными европейскими странами. ВУЗы стали формировать новые программы бакалавриата (bakalář), магистратуры(magistr) и докторантуры(doktor), которые соответствуют принятым правилам.
Несмотря на расположение в центре Европы, до подписания декларации в Чехии почти не было студентов-иностранцев. Но после установления новой системы образования и организации обучения на английском число приезжих стало расти.
В 2001 году в стране училось всего 9000 иностранцев, а в 2016 — уже больше 43 000. Именно благодаря Болонской системе чешские университеты стали интересны студентам из-за рубежа: теперь образование не просто недорогое, но и признается во всей Европе.
Чехам Болонская система дала возможность учиться по обмену в других университетах Европы. За последние 20 лет более 100 000 чешских студентов провели 1 семестр в зарубежном ВУЗе.
Внедрение Болонской системы в России
Россия подписала Болонскую декларацию в 2003 году и начался переход на новую систему образования. На тот момент в российских университетах обучение было уже разделено на несколько ступеней, оставалось убрать специалитет и оставить только бакалавриат и магистратуру.
Один из главных недостатков Болонской системы в России — разница в среднем образовании. Учебу на бакалавриате сократили до 4 лет, как и в Европе. Но школьное образование не меняли: российские школьники учатся 11 лет, а не 12, как европейские. Получается, что в России теряют целый год образовательного процесса.
Несмотря на переход на Болонскую систему образования, в российских ВУЗах не используют кредитную систему ECTS. Трудоемкость программы рассчитывают по академическим часам, проведенным в аудитории. Это создает трудности при переходе из одного университета в другой: нужно запрашивать учебную программу в деканате и искать ВУЗ, который засчитает оценку по предмету.
В отличие от европейских стран, в России студенты не так часто едут за рубеж по обмену или для продолжения учебы на магистратуре, хотя такая возможность благодаря Болонской системе у них есть. Это объяснено языковым барьером: большинство не достаточно хорошо знает английский, а тем более европейские языки. Также, влияет нехватка денег и боязнь жить одному в чужой стране.
Стоит обратить внимание на то, что Болонская система касается только образования. Для работы в большинстве стран ЕС все равно нужно подтверждать российский диплом или получать лицензию.
Преимущества учебы по-болонски
Подписание Болонской декларации дало высшему образованию ряд преимуществ. Системе удалось достигнуть поставленных целей, а количество студентов в университетах возросло.
Возможность выбирать предметы для сдачи
В Болонской системе образования нет места ненужным предметам, а только тем, которые соответствуют учебной программе. В университетах нет физкультуры, а физики и математики никогда не будут учить историю и музыку. Более того, студенты сами выбирают часть дисциплин, которые им интересны и подходят для будущей специальности.
Но для некоторых свобода выбора Болонской системы стала большим недостатком. Не все первокурсники точно знают, кем хотят стать после университета, и им трудно выбрать нужные предметы. С другой стороны, можно переоценить свои силы, записаться на очень сложные курсы, а в конце семестра круглыми сутками готовиться к экзаменам. А кто-то, наоборот, выбирает самые легкие предметы только для того, чтобы набрать нужное количество кредитов.
Кредитная система
Одна из главных особенностей Болонской системы образования — учебные кредиты, с помощью которых оценивают трудоемкость каждого предмета. Кредитные баллы копятся и никуда не исчезают после прерывания учебы: их можно использовать для перехода в другой ВУЗ.
Кредитная система оценок в Болонской системе также дала возможность студентам уезжать на учебу заграницу, без боязни потерять полученные оценки. Сданные экзамены в зарубежных университетах засчитывают в домашнем ВУЗе благодаря кредитам.
Академическая мобильность
Болонскому процессу удалось выполнить одну из своих главных целей: расширить академическую мобильность студентов и преподавателей. Европейское пространство образования стало открытым для всех, а кредитная система помогла избежать путаницы в оценках. Теоретически, студенты могут менять университет хоть каждый семестр.
Влияет ли болонская система на качество образования
Не все профессора и исследователи считают, что Болонский процесс положительно сказывается на образовании. Систему часто критикуют за упрощение условий для поступления и окончания университета и сокращение времени учебы.
Для некоторых направлений двухступенчатая система не подходит. Например, стать врачом за 3 года бакалавриата нереально, поэтому на большинстве медицинских факультетов оставили «долгие» магистерские программы на 5-6 лет.
Педагогические факультеты тоже столкнулись с этой проблемой. За 3 года студенты не получают достаточно знаний и навыков, чтобы быть преподавателем, только воспитателем в детском саду или социальным педагогом. Чтобы работать учителем, нужно заканчивать магистратуру. Раньше такой проблемы не было — в педагогических ВУЗах все учились 5 лет и могли сразу работать в школе.
Конечно, объем материала, который сейчас изучают на бакалавриате не сравнить со старой формой образования. Но с другой стороны, студентам дают нужные знания и для начала работы, и для продолжения учебы на магистратуре. И если человек не стремится к науке, он может сразу начать работать.
Лучшей альтернативы Болонскому процессу пока нет и мнений «за» гораздо больше чем «против». Это единственная система, которой удалось упорядочить высшее образование, при этом не навязывать много правил. Положения в декларации написаны в свободной форме и как их реализовывать каждый ВУЗ решает сам.
Болонская система образования
Откуда все пошло
19 июня 1999 года в итальянском городе Болонья представителями 29 европейских стран была подписана декларация об унификации систем высшего образования стран Европы. Так родилась Болонская система образования. В 2003 году к этому сообществу присоединилась и Россия. Всего на текущий момент документ подписали 48 стран. Для справки: в Болонье находится старейший университет Европы, основанный в 1088 году.
Болонский университет. Источник: pac.ru
Болонская система образования. Что это?
Если кратко – это сведéние всех высших учебных заведений Европы в один общеконтинентальный образовательный кампус, где установлены универсальные для всех правила преподавания и поведения.
Логотип Болонского процесса. Источник: Wikimedia_Public domain
Официально объясняется это следующим:
Основные постулаты системы:
Структура Болонского образования
В суть Болонской системы входит понятие так называемых компетенций, то есть способности выпускников вузов уже на практике проявить наиболее высокую отдачу и эффективность в выбранной сфере деятельности. Предполагается, что по мере потребности экономики в новых компетенциях, человек будет доучиваться, приобретая новые компетенции и, тем самым, оставаться востребованным на рынке труда.
Университет. Лекция Фото: Hans Braxmeier from Pixabay
В свою очередь компетенции выстраиваются из набора образовательных модулей, которые представляют собой совокупность знаний, получаемых студентами при изучении одной или нескольких дисциплин.
Одной из особенностей Болонской системы является начисление студентам кредитов (или, проще – баллов) по изучаемому предмету. В процессе обучения необходимо набрать как можно больше кредитов, количество которых показывает уровень подготовки. Максимально по одному предмету – до 100 кредитов. Сюда входят практические занятия, экзамены, различные тесты, самостоятельные работы, научная деятельность, рефераты.
Признание всеми и всех
Этим достигается универсализация высшего образования во всех странах Европы, а также сопоставимость и прозрачность выдаваемых дипломов. Сюда же относится и система перезачета кредитов, обязывающая вузы взаимно признавать курсы обучения при переводе студентов. В итоге, из документов об образовании работодателю видна глубина познаний выпускника и – главное – уровень освоения профессиональной компетенции. Основной лейтмотив: во всех странах Болонской образовательной зоны должны признаваться выдаваемые документы о полученном образовании.
Болонская система органична и естественна для Европы
Болонская система изначально задумывалась и создавалась для Европы и в интересах Европы в ее исторических культурных границах – Западной и Центральной – с целью построения единого образовательного пространства. Она – инструмент евроинтеграции, и в этом заключается ее неоспоримая ценность для региона.
Болонская зона. Wikipedia.org (CC BY-SA 3.0)
Страны Евросоюза – основные бенефициары этого процесса – получают безусловные плюсы от внедрения Болонской системы. Сюда входит: унификация и стандартизация образования; укрепление культурных, политических и экономических связей; возможность перемены мест учебы для студентов и работы для преподавателей; объединение рынка труда для выпускников вузов, широкий выбор специалистов для работодателей и т.д.
Нужно ли это России?
Тему вступления России в Болонскую систему образования активно продвигали чиновники от образования, искренне убежденные в том, что все западное априори лучше и рациональнее. Да, и вообще, советская система – пережиток прошлого, тянущий Россию в сторону от столбовой дороги человечества, если не в исторический тупик. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.
Начать можно с пункта о взаимном признании дипломов. В Евросоюзе дипломы о высшем образовании юридически признаются только на территории самого Евросоюза. Это означает, что диплом выпускника российского вуза, входящего в Болонскую систему, не будет признан в ЕС. И наоборот: диплом, полученный в Евросоюзе, не будет признан в России.
Прием России в Болонский процесс. Источник_helpiks.org
На протяжении долгого исторического опыта общения с Европой – и последних трех десятилетий в частности – складывается впечатление, что россиян там как не ждали, так и не ждут. Только сами россияне тешат себя надеждой, что это-де не так, что все изменится в лучшую сторону, европейцы, наконец, прозреют и обнимут по-братски русского человека со словами раскаяния и любви. Но, навряд ли дождутся…
О взаимном признании дипломов
Рассмотрим две основных формы высшего образования в Европе. Это – бакалавриат, предполагающий базовое высшее образование за 4 года, и – магистратура со сроком обучения уже 6 лет и с углубленной специализацией в выбранной профессии.
Российскую магистратуру в Европе в лучшем случае признают, как бакалавриат, а уж тот, в свою очередь, и вообще – как среднюю школу. Утверждается, что бакалавриат – это полноценное высшее образование, а магистратура нужна лишь для будущих ученых или преподавателей. Но такое объяснение звучит, как попытка оправдания недоучек-бакалавров. После бакалавриата общество получает не творческую личность, способную мыслить и создавать что-то новое, а нечто вроде человека-функции с ограниченным образованием и кругозором, способным лишь функционировать в выделенных ему узких границах. Отпадет функция, отпадет и такой человек.
Кого в Европе действительно готовы принять, так это, пожалуй, российских физиков, математиков и айтишников, невзирая на их дипломы от вузов, которые могут даже и близко не входить в Болонскую систему.
Студенты МИФИ. Источник: Wikimedia Common
Они подтвердили свою железобетонную квалификацию на полях незримого противостояния научных школ Запада и еще бывшего СССР. Остальные по логике просвещенной Европы – полуфабрикат.
О мобильности и свободе выбора вуза
Одним из тезисов Болонской системы обучения провозглашается свобода перемещения студентов и преподавателей по всем странам образовательной зоны. Однако, по факту лишь небольшая доля студентов действительно стремится основательно учиться за границей. Часто такая возможность рассматривается как форма туризма. Студент проводит в чужой стране месяц, ему надоедает, он не знает языка, у него кончаются средства, и он возвращается домой. Никаких знаний он за этот период своих похождений, естественно, не получает.
Болонский процесс в первую очередь ориентирован на блок экономически развитых стран и не учитывает интересы околоевропейской периферии, входящей в него. Например, таких стран, как Азербайджан, Казахстан или Россия. Действительно, преподаватели и студенты могут относительно свободно перемещаться по Европе, но вместе с этим идет активная утечка мозгов из РФ и других периферийных регионов в пользу богатых стран, где заработки существенно выше.
О пользе и бесполезности
Так есть ли польза для России от членства в Болонском процессе? Увы, никакой! Те немногочисленные студенты, которые учатся за рубежом, в большинстве своем, к сожалению, там и остаются. Россия, как государство и как общество, тратит огромные средства на подготовку будущих специалистов, но ничего от этого не имеет. Здесь возникают претензии к самому государству: оно не создает стимулов и условий для того, чтобы люди после учебы возвращались домой и трудились на благо отечества. Но это уже вопрос эффективности действующей власти и ее политических элит, вопрос государственного управления. В итоге, наша страна вместе с талантливыми людьми теряет и свой интеллектуальный потенциал, и авторитет.
После присоединения России к Болонскому процессу в стране началась активная перестройка системы образования в соответствии с его требованиями. Появилось множество негосударственных вузов, направленных больше на извлечение прибыли, нежели на само образование. В результате синергии от воздействия Болонской системы и разрушительного эффекта ЕГЭ уровень образования в России за последние 15-20 лет просто рухнул!
Чем была советская система образования?
За годы участия в Болонском процессе Россия по качеству образования не стала ближе к Европе. Но хуже то, что взамен мы утратили советскую систему образования – лучшую в мире. Это теперь признают и в России, и за рубежом. Доказательством являются неоспоримые достижения науки и техники в СССР. На них до сих пор держится современная Россия.
Наука СССР. Источник: ussr-cccp.moy.su
Советская образовательная система отличалась простотой и доступностью для всех. Количество ее выпускников росло на 7% ежегодно, в то время, как в США их было вдвое меньше. При этом, уровень среднего образования В СССР превышал западный.
Советский стандарт – это качество
России не следовало отказываться от советского стандарта образования. Напротив, на его основе нужно было создавать уже новый российский, вместо копирования сомнительных матриц извне. Это позволило бы ей сохранить свою идентичность, самодостаточность и уберегло от губительного растворения в чуждой ментальной среде, что наблюдается сейчас. Образование – жемчужина в культурной раковине любого народа, которую следует всячески оберегать от внешнего воздействия. Иначе вырвут и подсадят пустышку.
Утешает хотя бы то, что в некоторых вузах сохранилось традиционное образование, или так называемый специалитет. Например, в МГУ и СПбГУ, в военных и медицинских вузах. Кстати, даже университет Болоньи критикует Болонскую систему. Вместе с тем, приходится с недоумением констатировать, что именно государство является главным интересантом ее внедрения в стране. Видимо, государству это зачем-то нужно.
Утраченная ценность советской системы
Преимущества советской высшей школы были основаны на достоинствах школы средней. Средние школы учили школьников думать. Сейчас живую мысль заменяют тесты, и это напрочь отбивает у учеников способность анализировать, решать задачи. От них требуется просто угадывать ответы, выбирая из предложенного списка.
Класс английского языка в советской школе. 1964 год. Источник: Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)
Советские вузы с первых семестров давали студентам фундаментальные базовые знания, которые на старших курсах являлись основой серьезной специализации. Современные вузы в соответствии со своими коммерческими планами стремятся выпустить побольше бакалавров, востребованных лишь в качестве нижнего звена управленцев. До магистратуры доходит очень небольшая часть студентов.
Отсюда следует грустный вывод: внедрение в России Болонского процесса безжалостно губит жемчужину советской школы высшего образования. Конечные результаты могут оказаться плачевными. Собственно, они уже таковые.
Зачем России Болонская система?
Это звучало почти требованием из уст доморощенных еврофилов: «Хотим в европейский общий дом, и Болонская система – ключ к нему!»
Но прежде, чем слиться в экстазе со столь желанным Западом, нужно ответить себе на вопрос: «А зачем?» Желание войти в Запад предполагает нелицеприятное признание превосходства западной культуры над нашей и готовность раствориться в ней со всеми нашими образовательными потрохами. После этого разговор о русской цивилизации как таковой становится некорректным, поскольку теряет смысл все русское – история, литература, язык… Да, для верности надо бы еще перенять и чужой язык. Вассалы так делают всегда.
Школьница нового века. Источник: pxhere.com_СС0
Интеграция России с Западом не является чем-то необходимым и неизбежным. России вполне достаточно было бы учитывать его позитивный опыт и преумножать собственный, оставаясь при этом самой собой. Российскую ментальность невозможно втиснуть в европейскую, эти субстанции несовместимы. Такими, как мы есть, нас не примут никогда. Нас будут постоянно пытаться переформатировать, переделать под себя, выхолостить из нас все русское под предлогом борьбы с дикостью и отсталостью.
Что делать?
Поэтому, для России остается только один путь: сохранение своей уникальной и самодостаточной цивилизации. Болонская система не отвечает национальным интересам России, от нее следует отказаться и вернуться к проверенной временем советской системе, или близкой к ней.