По своей сущности человек является социальным существом, в то же время он – часть природы. Биологическое и социальное в природе человека находится в неразрывном единстве. Это позволяет говорить о человеке как о существе биосоциальном.
С биологической точки зрения развитие человека обусловлено его генотипом – наследственностью – и влиянием окружающей среды. Генотип влияет не только на внешность и состояние здоровья человека, но и на его эмоциональность, темперамент, характер.
Однако решающее значение при формировании характера человека и его личности в целом имеет фактор воспитания, окружающая его среда, особенно в первые два десятилетия жизни.
Личность – это «сгусток», отпечаток совокупности общественных отношений, в которые вступает человек на протяжении всей своей жизни. Процесс формирования личности получил название «социализация». Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни.
В современных взглядах на природу человека получает все большее распространение теория генно-культурной коэволюции. Ее суть в том, что гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой.
Концепция антропосоциогенеза была обоснована в рамках марксистского учения о человеке. Человек в марксизме понимается как существо с двойственной природой. С одной стороны, он существо общественное, социальное, с другой – он является частью природы, животного мира.
Антропосоциогенез– это процесс вытеснения из жизни человека биологических законов и замены их социальными. Биологические законы не отменяются совсем, они лишь облекаются в социальные формы. Антропосоциогенез – процесс, длящийся тысячелетиями. Это процесс становления человека.
В соответствии с биологическими законами развитие индивида повторяет развитие вида. Так, развитие одного человека повторяет основные этапы развития человеческого рода. На уровне отдельного человека процесс антропосоциогенеза называется «социализация».
Сущность человека в его общественном бытии, социальности. В ходе развития человечества социальность проявляет себя в следующих аспектах:
1) управление инстинктами (социальные запреты – табу, напр. «не убий», возникновение семьи и частной собственности);
2) целенаправленный труд (в марксизме считается, что именно труд, целенаправленная деятельность сделали человека человеком, а использование орудий труда и их усовершенствование являются главной отличительной чертой человека от мира животных);
3) антропоморфные изменения (прямохождение, изменение пропорций тела, развитие кисти руки и главное – головного мозга);
4) развитие сознания (человеческое сознание – это структура, благодаря которой возможно идеальное воспроизведение действительности, целеполагание и нахождение способов достижения поставленных целей и задач).
Стадо обезьянолюдей никогда не превратилось бы в человеческое общество, если бы их животная свобода не стала бы ограничеваться правом.
Фундаментальным отличием стада животных от человеческого общества является наличие в человеческом обществе формируемых сознанием людей социальных законов.
Антропосоциогенез есть процесс формирования социальных законов, посредством неопределенной и комбинативной изменчивости генотипов с элиминацией тех популяций, особи которых были наименее приспособлены подчинять свою деятельность зарождающимся правоотношениям.
Правоотношения зарождались в период систематической трудовой деятельности гоминид по изготовлению орудий многократного использования, когда производители орудий стали требовать признания права собственности на орудие собственного изготовления.
Конфликты по поводу принадлежности определенных орудий определенным индивидам были движущей силой естественного отбора, направленного на увеличение объема мозга, совершенствование его структуры и, в конечном счете, на рождение способности мозга отражать мир посредством понятий.
Первыми понятиями были понятия: «мое орудие» и «не мое орудие». В сравнении всего того, что объединяется понятием «моё» со всем тем, что объединяется понятием «не моё» рождается понятие «я», рождается человек современного вида.
Осмысление матерью понятий «мой ребенок» и «не мой ребенок» рождает осознание матерью своего материнства с пожизненным покровительством своим детям. Мать становится регулятором конфликтов между своими детьми, а затем и между всеми членами материнского рода. Естественный отбор лишается своей движущей силы. Антропосоциогенез прекращается.
Если все иные виды животных эволюционируют в единстве с противоборствующими видами, и движущей силой их эволюции является межвидовая борьба, то гоминиды движущую силу своей эволюции имели внутри своего вида в виде конкуренции между своими же популяциями. Эволюция гоминид осуществлялось посредством вытеснения из экологической ниши менее приспособленных к новым условиям существования популяций более приспособленными посредством роста числа их особей и формирования новых популяций. Среди новых популяций вновь появлялись более приспособленные, вытесняющие менее приспособленных. Так обеспечивался постоянный из поколения в поколение качественный рост конкурирующих популяций. Продолжается это до тех пор, пока одна из наиболее приспособленных популяций, разрастаясь, ни заполнит новыми, относительно равнокачественными популяциями всю экологическую нишу.
Рождается новый вид.
Против дарвиновской теории эволюции вообще и эволюционного происхождения человека современного вида в частности было выдвинуто множество аргументов, из которых на да данный момент осталось, пожалуй, только два: отсутствие фактов, говорящих о существовании промежуточных видов между видом-предком и видом-потомком, и наличие факта их одновременного существования.
Очевидным является и тот факт, что в формировании новых признаков, совокупность которых, в конечном счете, рождает новый вид, в разной степени принимают участие все конкурирующие популяции, поставляющие полезную генетическую информацию из своих генофондов в генофонд базовых популяций. Полезная информация переносится новым поколениям базовыми популяциями, но переносится она посредством вытеснения конкурентов, которые в эволюционном процессе играют роль «ступенек», по которым базовые популяции несут полезную информацию новым видам.
Таким образом, и в формировании новой генетической информации, и в её переносе новым поколениям принимают участие все конкурирующие популяции рассматриваемого вида. Из чего следует сделать вывод: наименьшей единицей эволюции может быть только вид.
В эволюции, протекающей посредством межвидовой борьбы, «ступенькой» для роста уровня качества какого-либо вида, является противоборствующий ему вид, в период наименьшего количества его особей и наивысшего в этот период уровня его качества, что и является причиной элиминации низкокачественных особей противоборствующего вида и, соответсвенно, причиной повышения уровня его качества.
Разнокачественность особей в популяции с элиминацией низкокачественных особей может вести к уменьшению количества особей в популяции, может весвти к её исчезноваению, но не может сформировать процесса исторического развития животного мира.
Стадо обезьянолюдей никогда не превратилось бы в человеческое
общество, если бы их животная свобода не стала бы ограничиваться правом.
Фундаментальным отличием стада животных от человеческого общества является наличие в человеческом обществе формируемых сознанием людей социальных законов.
Антропосоциогенез есть процесс формирования социальных законов, посредством неопределенной и комбинативной изменчивости генотипов с элиминацией тех популяций, особи которых были наименее приспособлены подчинять свою деятельность зарождающимся правоотношениям.
Правоотношения зарождались в период систематической трудовой деятельности гоминид по изготовлению орудий многократного использования, когда производители орудий стали требовать признания права собственности на орудие собственного изготовления.
Конфликты по поводу принадлежности определенных орудий определенным индивидам были движущей силой естественного отбора, направленного на увеличение объема мозга, совершенствование его структуры и, в конечном счете, на рождение способности мозга отражать мир посредством понятий.
Первыми понятиями были понятия: «мое орудие» и «не мое орудие». В сравнении всего того, что объединяется понятием «моё» со всем тем, что объединяется понятием «не моё» рождается понятие «я», рождается человек современного вида.
Осмысление матерью понятий «мой ребенок» и «не мой ребенок» рождает осознание матерью своего материнства с пожизненным покровительством своим детям. Мать становится регулятором конфликтов между своими детьми, а затем и между всеми членами материнского рода. Естественный отбор лишается своей движущей силы. Антропосоциогенез прекращается.
Если все иные виды животных эволюционируют в единстве с противоборствующими видами, и движущей силой их эволюции является межвидовая борьба, то гоминиды движущую силу своей эволюции имели внутри своего вида в виде конкуренции между своими же популяциями. Эволюция гоминид осуществлялось посредством вытеснения из экологической ниши менее приспособленных к новым условиям существования популяций более приспособленными посредством роста числа их особей и формирования новых популяций. Среди новых популяций вновь появлялись более приспособленные, вытесняющие менее приспособленных. Так обеспечивался постоянный из поколения в поколение качественный рост конкурирующих популяций. Продолжается это до тех пор, пока одна из наиболее приспособленных популяций, разрастаясь, ни заполнит новыми, относительно равнокачественными популяциями всю экологическую нишу.
Против дарвиновской теории эволюции вообще и эволюционного происхождения человека современного вида в частности было выдвинуто множество аргументов, из которых на да данный момент осталось, пожалуй, только два: отсутствие фактов, говорящих о существовании промежуточных видов между видом-предком и видом-потомком, и наличие факта их одновременного существования.
А факт одновременного существования двух следующих друг за другом видов является, как явствует из логики предлагаемой схемы, скорее закономерностью, чем исключением.
Очевидным является и тот факт, что в формировании новых признаков, совокупность которых, в конечном счете, рождает новый вид, в разной степени принимают участие все конкурирующие популяции, поставляющие полезную генетическую информацию из своих генофондов в генофонд базовых популяций. Полезная информация переносится новым поколениям базовыми популяциями, но переносится она посредством вытеснения конкурентов, которые в эволюционном процессе играют роль «ступенек», по которым базовые популяции несут полезную информацию новым видам.
Таким образом, и в формировании новой генетической информации, и в её переносе новым поколениям принимают участие все конкурирующие популяции рассматриваемого вида. Из чего следует сделать вывод: наименьшей единицей эволюции может быть только вид.
В эволюции, протекающей посредством межвидовой борьбы, «ступенькой» для роста уровня качества какого-либо вида, является противоборствующий ему вид, в период наименьшего количества его особей и наивысшего уровню его качества, что и является причиной элиминации низкокачественных особей противоборствующего вида и, соответсвенно, причиной повышения уровня его качества.
Разнокачественность особей в популяции с элиминацией низкокачественных особей может вести к уменьшению количества особей в популяции, может весвти к её исчезноваению, но не может сформировать процесса исторического развития животного мира.
1. Твердохлебов Г.А. Диалектика эволюции животного мира. Сущность диалектического противоречия;
Стадо обезьянолюдей никогда не превратилось бы в человеческое общество, если бы их животная свобода не стала бы ограничиваться правом.
A herd of monkey people would never become a human society if their animal freedom would not be limited by law.
Tverdokhlebov G.A. (2)
The fundamental difference between a herd of animals and a human society is the presence of social laws formed by the consciousness of people in human society.
Anthroposociogenesis is the process of forming into the consciousness of hominids of social laws, through the indefinite and combinational variability of genotypes with the elimination of those hominids that are not capable of subjecting their activity to laws.
Фундаментальным отличием стада животных от человеческого общества является наличие в человеческом обществе формируемых сознанием людей социальных законов.
Антропосоциогенез есть процесс формирования в сознание гоминид социальных законов, посредством неопределенной и комбинативной изменчивости генотипов с элиминацией тех гоминид, которые не способны подчинять свою деятельность законам.
Правоотношения зарождались в период систематической трудовой деятельности гоминид по изготовлению орудий многократного использования, когда производители орудий стали требовать признания права собственности на орудие собственного изготовления.
Конфликты по поводу принадлежности определенных орудий определенным индивидам были движущей силой естественного отбора, направленного на увеличение объема мозга, совершенствование его структуры и, в конечном счете, на рождение способности мозга отражать мир посредством понятий.
Первыми понятиями были понятия: «мое орудие» и «не мое орудие». В сравнении всего того, что объединяется понятием «моё» со всем тем, что объединяется понятием «не моё» рождается понятие «я», рождается человек современного вида.
Осмысление матерью понятий «мой ребенок» и «не мой ребенок» рождает осознание матерью своего материнства с пожизненным покровительством своим детям. Мать становится регулятором конфликтов между своими детьми, а затем и между всеми членами материнского рода. Естественный отбор лишается своей движущей силы. Антропосоциогенез прекращается.
Если все иные виды животных эволюционируют в единстве с противоборствующими видами, и движущей силой их эволюции является межвидовая борьба, то гоминиды движущую силу своей эволюции имели внутри своего вида в виде конкуренции между своими же популяциями. Эволюция гоминид осуществлялось посредством вытеснения из экологической ниши менее приспособленных к новым условиям существования популяций более приспособленными посредством роста числа их особей и формирования новых популяций. Среди новых популяций вновь появлялись более приспособленные, вытесняющие менее приспособленных. Так обеспечивался постоянный из поколения в поколение качественный рост конкурирующих популяций. Продолжается это до тех пор, пока одна из наиболее приспособленных популяций, разрастаясь, ни заполнит новыми, относительно равнокачественными популяциями всю экологическую нишу.
Рождается новый вид.
Против дарвиновской теории эволюции вообще и эволюционного происхождения человека современного вида в частности было выдвинуто множество аргументов, из которых на да данный момент осталось, пожалуй, только два: отсутствие фактов, говорящих о существовании промежуточных видов между видом-предком и видом-потомком, и наличие факта их одновременного существования.
Очевидным является и тот факт, что в формировании новых признаков, совокупность которых, в конечном счете, рождает новый вид, в разной степени принимают участие все конкурирующие популяции, поставляющие полезную генетическую информацию из своих генофондов в генофонд базовых популяций. Полезная информация переносится новым поколениям базовыми популяциями, но переносится она посредством вытеснения конкурентов, которые в эволюционном процессе играют роль «ступенек», по которым базовые популяции несут полезную информацию новым видам.
Таким образом, и в формировании новой генетической информации, и в её переносе новым поколениям принимают участие все конкурирующие популяции рассматриваемого вида. Из чего следует сделать вывод: наименьшей единицей эволюции может быть только вид.
Литература
1.Твердохлебов Г.А. Диалектика эволюции животного мира. Сущность диалектического противоречия;
2.Твердохлебов Г.А. Рождение правоотношений и государственной власти. «Объединенный научный журнал» №13, 2006, «Фонд правовых исследований»;
Вопрос о сущности скачка от гоминид к человеку широко обсуждается в антропологической литературе. В настоящее время наблюдается отказ от стадиальной концепции происхождения человека. Суть разногласий в том, что ископаемые остатки свидетельствуют о большом временном разрыве между появлением характеристик, считающихся истинно человеческими: прямохождение возникло раньше начала изготовления орудий и коллективной охоты, а сложноорганизованный мозг — много позже всех остальных признаков. Специальные черты морфологической организации, переход от использования орудий, начало формирования мышления, воли, языка относятся к периоду жизни такого предка человека, как кроманьонец, ко времени 30—40 тысяч лет назад. Существуют разногласия по поводу древности расовых различий, территории и числе центров сапиенизации (дискуссии между сторонниками моноцентризма и полицентризма). С современной точки зрения эволюция гоминид не была линейным процессом, вероятны значительные вариации скорости изменений в филогенезе.
Происхождение человека — уникальное явление, при котором осуществляется переход от биологических к социальным закономерностям. Социальные факторы антропогенеза (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление) приобрели важное значение в эволюции человека. Социальная эволюция человека сложилась на фундаменте биологической эволюции. Это означает, что возникновение социальной формы движения материи не отменяет действия биологических законов, а лишь изменяет их проявление (например, естественный отбор потерял ведущую роль как фактор видообразования, выполняя стабилизирующую функцию; теряет свое значение изоляция за счет активной миграции и устранения национальных и расовых предрассудков; в настоящее время численность человечества не подвержена значительным колебаниям, т.е. действие популяционных волн сказывается только в малонаселенных регионах). Биологическая эволюция человека ныне не выступает как носящий социально опосредованный характер процесс изменения генофонда отдельных популяций. В современном обществе отбор выступает как механизм поддержания сформировавшейся морфофизиологической организации в пределах видовой нормы или как фактор внутривидового полиморфизма. Биологическое развитие современного человека проявляется в виде разнонаправленных изменений морфофункциональных признаков (происходит историческое изменение психофизических функций; углубляется дифференциация на группы по биологическим параметрам; возрастает роль эмоциональных, волевых и других психологических факторов).
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 27-28.