в чем спят дети в детском саду
Консультация «Что делать родителям, если ребенок не спит днем в садике?»
Никифорова Наталья
Консультация «Что делать родителям, если ребенок не спит днем в садике?»
Почему ребёнку нужно спать днём?
Врачи и психологи настоятельно рекомендуют как можно дольше сохранять дневной сон – как минимум до пяти-шести лет. Ещё лучше, чтобы и в начальной школе была возможность отдохнуть после уроков. Связано это с тем, что детский организм не приспособлен бодрствовать в течение всего дня, и с определенной периодичностью ребёнок испытывает упадок сил. Если в такие моменты не дать организму восстановиться, то его биологические функции нарушаются – это приводит к эмоциональным, поведенческим или физическим расстройствам.
Преимущества тихого часа в возможности ограничить поток получаемой информации и дать время на её переработку. В садике это особенно важно перед вечерними занятиями. Без сна, в ответ на слишком долгое бодрствование начинает вырабатываться кортизол (гормон, выделяемый надпочечниками в ответ на стресс, мешающий организму нормально расслабляться, тормозящий работу мозга и остроту памяти, снижающий иммунитет. Часто именно дети, которые не спят днём в садике, начинают часто болеть.
Ребёнок не спит в садике: какие причины?
Существует несколько наиболее распространенных причин этой проблемы:
• Тревога из-за непривычной обстановки и новых людей. Впервые оказавшись вдали от родителей, среди новых людей и в новой обстановке ребёнок испытывает сильный стресс. С этим стрессом каждый справляется по-своему: кто-то плачет, кто-то становится чрезмерно активным, а кто-то, напротив, «замирает» в ожидании прихода родителей.
• Страх разделения с близкими. Волнение из-за расставания с мамой или папой достаточно сильно влияет на пребывание в садике и особенно на дневной сон. В яслях и без опыта разлуки с мамой детям сложнее пережить разделение – каждый раз кажется, что мама ушла насовсем.
• Отсутствие привычных ритуалов и ассоциаций «на засыпание». Если малыш привык засыпать дома только после укачивания на руках, с грудью или бутылочкой, под определенную музыку – ему будет сложнее привыкнуть к тому, что ситуация изменилась.
• Позднее утреннее пробуждение и несоблюдение режима по выходным. Подъём за 10 минут до выхода из дома, пропуск завтрака в саду приводит к тому, что ко времени тихого часа усталость просто не возникает. Часто родители не соблюдают режим во время отпуска, на больничном или в выходные, что усложняет ситуацию.
• Недостаточные навыки самообслуживания. В саду много детей, и воспитатели зачастую требуют, чтобы они сами раздевались и переодевались в пижаму. Если ребёнок просто не в состоянии этого сделать, он начинает волноваться еще задолго до сна.
• Конфликт или проблемы в отношениях с воспитателем или детьми влияют на настроение ребёнка и его желание/нежелание спать в садике.
• Физический дискомфорт. Некоторые дети отказываются спать в непривычной обстановке из-за того, что боятся не проснуться, когда захочется в туалет, или уже оказались в такой ситуации и столкнулись с негативными комментариями воспитателя по этому поводу. Иногда дискомфорт связан с плохим самочувствием, перееданием, голодом или же сухим воздухом в спальне.
Что делать родителям, если ребенок не спит днем в садике?
Во-первых, нужно успокоиться: рано или поздно практически все дети отказываются спать в садике днем. У кого-то это происходит в период адаптации, кому-то сложно вернуться в сад после отпуска или болезни, а кто-то перестает любить тихий час просто из-за того, что вырос и перестал нуждаться в нём.
Также родителям важно определиться, насколько посещение детского сада необходимо для семьи именно сейчас. Дети очень хорошо чувствуют родительскую неуверенность в каких-либо решениях, поэтому сначала нужно расставить приоритеты для себя. Если мама не работает и не хочет «отпускать» от себя сына или дочь, если бабушки изъявляют желание проводить время с внуками и ругают садик, адаптация будет проходить сложнее и тем более сложнее будет засыпать днём в саду.
Во-вторых, нужно выяснить, почему ребёнок не спит днем в садике и плачет. Для этого нужно поговорить и с малышом, и с персоналом (желательно наедине). Хорошо зарекомендовал себя способ «проигрывания проблемы», которым часто пользуются психологи. Чтобы выяснить причину, влияющую на сон, поиграйте дома в садик. Пусть куклы или машинки станут группой, кто-то будет воспитателем, кто-то няней. Дайте полную свободу действий и наблюдайте за ходом игры, принимая в ней пассивное участие. Часто в процессе такой игры выявляются проблемы в отношениях с другими детьми или воспитателем, а также некомфортные условия для сна.
Ребёнок не спит днем в садике: как исправить ситуацию?
Большинство проблем со сном родители вполне могут решить:
• Дома еще до первого похода в детский сад должен быть введен тихий час. В садике обычно дети укладываются спать после обеда, в 13 часов и спят до 15 часов.
• Откажитесь от сложных ритуалов перед сном. В садике никто не будет укачивать малыша на руках, давать ему смесь (если это не ясли) или кормить сцеженным грудным молоком, включать любимый мультик или песенку. Если вы считаете такие ассоциации необходимыми, «перенесите» их на вечер. Укладывание на дневной сон может сопровождаться чтением книги, поглаживанием по спинке, «шептанием» с любимой игрушкой – такие ритуалы будет достаточно просто повторять где угодно.
• Чтобы ребёнку было проще переодеваться в саду, тренируйтесь делать это дома. Можно одеваться наперегонки или придумать специальную считалочку, которая сделает процесс переодевания увлекательным. Не покупайте одежду со сложными застежками или узкой горловиной, постарайтесь максимально упростить этот процесс.
• В период адаптации не спешите оставлять ребенка на тихий час. Постепенно увеличивайте время пребывания в саду и лишь на вторую неделю пробуйте остаться на дневной сон. Если первая попытка прошла неудачно, сделайте шаг назад – продолжайте забирать после обеда, пока он не будет готов остаться спать в садике.
• Отрегулируйте режим. Оптимальное время бодрствования для детей трёх-шести лет – пять-шесть часов, поэтому, чтобы к 13 часам возникла усталость, вставать нужно в семь часов утра или раньше. Соблюдайте режим и в выходные – если это очень трудно сделать всей семьёй, устройте с близкими «дежурства»: назначьте человека, который будет следить за соблюдением режима в эти выходные, и поменяйтесь в следующие.
• Всегда обозначайте время, когда вы придёте, и выполняйте обещание. Причём говорите понятными словами – например, «я приду за тобой сразу после тихого часа», «ты поспишь, оденешься, перекусишь на полднике, и я приду за тобой». Рассказывайте, чем вы будете заниматься после сада, – так малышу будет легче ждать встречи с вами. Если время после сада будет проходить в активном общении с родителями, будет проще их «отпускать» по утрам.
• Общайтесь с воспитателем. Обязательно здоровайтесь, прощайтесь, спрашивайте, как прошёл день, что сегодня было интересного. Если ребёнок видит, что вы доверяете воспитателю, ему будет спокойнее находиться рядом с ним.
Не игнорируйте нарушения сна ни дома, ни в саду. Слушайте, спрашивайте, рассказывайте, общайтесь с малышом. Часто нежелание оставаться на сон – временное явление, но, если оно затягивается или у вас не получается справиться своими силами, обязательно проконсультируйтесь с педагогами или психологом.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок часто капризничает» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок часто капризничает» Детские капризы доставляют много неприятностей родителям. Особенно.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок кусается?» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией «Что делать, если ребенок кусается?».
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок на хочет слушать чтение книг?» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет слушать чтение книг?» Наше время – время великих достижений науки, техники,.
Что делать, если ребенок не спит в детском саду
Адаптация в детском саду часто проходит достаточно сложно: детки плачут, капризничают, отказываются от еды и сна. Но дневной отдых необходим растущему организму, поэтому так важно, чтобы малыш в обед уснул и восполнил потраченную энергию. Иногда адаптация проходит, крошка с радостью бежит в садик, но от сна по-прежнему отказывается. Что делать, если ребенок не спит в детском саду?
Нужен ли обеденный сон
Ксения, мама 3-летнего Владика:
«Сын уже несколько месяцев ходит в садик. Ему нравится воспитатель, он с удовольствием играет с детками. Но спать категорически отказывается. Когда я забираю его из группы, вижу, что он выглядит уставшим, вечером дома начинаются капризы. Сын привык дома спать в обед, поэтому отсутствие сна сразу же сказывается на его самочувствии и настроении».
Полноценный сон необходим для развития и роста маленького человека. Ребенок, который спит днем, лучше себя чувствует, полон энергии и хорошо воспринимает новую информацию. Дневной сон нужен для то го, чтобы восполнить потраченную энергию в первой половине дня, отдохнуть и набраться сил. В теле ребенка накапливается гормон кортизол, от которого организм избавляется во время сна. Гормон стресса вырабатывается для того, чтобы наполнить тело нужной порцией энергии.
Если малыш отказывается спать днем, кортизол продолжает накапливаться, из-за чего ребенок может быть перевозбужденным и нервным. Детей, которые днем не спят, сложнее уложить вечером, и, наоборот, те, кто отдохнул в обед, быстрее укладываются на ночь и спокойно засыпают.
Статистика говорит, что в возрасте трех лет днем спят около 90% деток. В 4-4.5 года процент уменьшается, и только половина соглашается отдохнуть после обеда. Пятилетки практически не спят днем, только 25% по-прежнему отдыхает днем, а в 6 лет дети, в основном, отказываются от дневного сна.
Как влияет отсутствие дневного сна
Малышу необходимо отдыхать днем, но чем старше он становится, тем легче организм переносит отсутствие дневного сна. Если маленькие дети пропускают дневной отдых, это дополнительный стресс для организма. Нервная система продолжает работать в усиленном режиме, что обязательно скажется на состоянии здоровья. Малыш перевозбужден, часто капризничает, плохо спит ночью. По каким признакам родители могут понять, что ребенок готов к отказу от дневного сна?
Почему ребенок не спит в детском саду
Если ваш малыш не готов отказаться от дневного отдыха, но в детском саду игнорирует просьбу воспитателя укладываться в кроватку, нужно искать причины. Их может быть несколько:
Адаптационный период
Первое время малыш в садике проходит адаптацию к новой обстановке. Как правило, это непростой период для ребенка и родителей. Крошка привык находиться рядом с мамой, и ему нелегко переносить разлуку с ней. Обычно малыши первые месяцы идут в садик со слезами, а мамы потом чувствуют свою вину из-за этого. Чтобы адаптация прошла успешно, нужно постепенно приучать детей к детскому саду и новому распорядку дня. Сначала малыш ходит в группу на несколько часов, потом остается на обед и только после этого воспитатель предлагает уложить крошку на дневной сон. Родителям в период адаптации нужно поддерживать малышей, ведь им сложно привыкнуть к новой обстановке.
Советы педагогов и психологов:
Если ребенок категорически отказывается от дневного сна
Для малышей дневной сон играет важную роль, но нужно приложить усилия, чтобы крошка спал не только дома, но и в детском саду. Задача родителей – выяснить причину, по которой ребенок отказывается спать в садике и после этого принять необходимые меры.
Детские сады, заставляющие детей спать во время тихого часа, нарушают установленные требования
Требования по защите здоровья в детских садах предусматривают, что у воспитанников старших групп должна быть возможность выбрать либо дневной сон, либо спокойные игры. На деле, во многих детсадах бодрствующие во время тихого часа дети вынуждены неподвижно лежать в кровати.
Требования по защите здоровья для детских дошкольных учреждений устанавливаются постановлением министра социальных дел. В разделе №14 действующих с 2010 года требований значится, что детям до трех лет позволяется дневной сон по меньшей мере один раз в день, но для более старших детей по меньшей мере час в день должен быть предоставлен отдых с возможностью выбора между сном или иной спокойной деятельностью.
Родители, чьи дети не спят днем, зачастую сталкиваются с тем, что на самом деле в детских садах альтернативы не предлагают. Есть детсады, в которых бодрствующим детям разрешают во время тихого часа собирать пазлы, рисовать или смотреть книги. Однако есть и такие, в которых детей заставляют оставаться в кровати, а некоторые родители сталкивались и с более экстремальным подходом.
Мать пятилетнего ребенка (редакция ERR не называет имени) рассказала, что у ее ребенка все время были проблемы с дневным сном. Воспитатели начали ставить диагноз ребенку, предполагая, что это может быть тревожное расстройство или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
«Я закончила медицинский факультет Тартуского университета и не была согласна с таким «диагнозом», мы с ребенком сходили к психологу. По мнению двух психологов, у ребенка не было тревожных расстройств и СДВГ», – рассказала родительница.
Специалисты порекомендовали, чтобы ребенок слушал сказку перед сном, потом 30 минут полежал и если после этого не заснет, то пусть тихонько рисует или играет. Так было до тех пор, пока прошлой осенью в детском саду не сменилась учительница, по мнению которой, ребенок должен был лежать в кровати во время всего тихого часа.
«Поскольку ребенок не спал и ворочался, учительница решила применить наказание – заставила одеваться и раздеваться до тех пор, пока ребенок не устанет и не уснет. Это метод не сработал. Следующим наказанием была ходьба по лестнице, и тоже безуспешно», – рассказала женщина.
Наконец учительница, не посоветовавшись с родителями, обратились за советом в сеть консультирования Innove Rajaleidja, где в то же время искала совета мать ребенка. Там сочли, что это нормально и приемлемо, если ребенок в возрасте пяти с половиной лет не спит днем. Учительница, которая не была довольна таким ответом, решила уйти из детского сада.
Помимо этого примера, есть много более обычных, когда ребенку приходится просто пережидать тихий час. Кто-то из детей после этого дома засыпает только после полуночи.
Многое зависит от учителя в конкретной группе, насколько он готов идти навстречу и принимать решения. Часто в детских садах в качестве причины приводят отсутствие помещений или работников.
Директор Таллиннского детского сада «Марди» Трийну Коткас сказала, что у них есть такие дети, которые не спят днем, но их немного. Большинство детей приводят в сад к 8 часам, и после игр и прогулки во дворе к обеду они устают.
Если ребенок по прошествии определенного времени не уснул, по словам Коткас, ему разрешают встать с кровати и тихо играть либо в другой комнате, либо в этой же.
Если есть желание, то отсутствие учителей или комнат – не проблема
В столичном детском саду Rõõmutarekese несколько десятилетий было так, что в объединенных группах, в которые ходят дети от трех лет до дошкольного возраста, спят младшие дети, а старшие – нет.
«Во время дневного перерыва для старших проходит подготовка к школе и час спокойных игр для тех, кто не спит. Конечно, все по договоренности с родителями. Каждому ребенку обеспечена кровать, если он захочет поспать», – сказала директор детского сада Марика Халликманн.
По ее словам, стало больше детей, которые днем не спят, и она не считает правильным заставлять их лежать в кровати 1,5 часа.
«Одна из задач детского сада – социализация. Выучить буквы и цифры легко, а вот хорошо относиться к соседу сложнее. Мы должны учиться общаться», – сказала Халликманн.
В некоторых детских садах объясняют необходимость укладывать всех детей на дневной сон тем, что в противном случае у учителя не будет времени на отдых или возможности подготовиться к занятиям. По словам Халликманн, это вопрос организации.
Канцлер права: с правами даже одного бодрствующего надо считаться
Глава отдела организации образования Министерства науки и образования Ингар Дуболазов сказал, что условия и порядок проведения времени для отдыха обозначаются в уставе детского сада, который утверждает попечительский совет, в который входят представители родителей. В уставе можно точно прописать, что подразумевается под «иной спокойной деятельностью», которой можно заниматься во время тихого часа.
Канцлер права Юле Мадизе в июне прошлого года сообщила администрации детского сада, в котором четырехлетнему ребенку не позволяли во время дневного сна заниматься другой спокойной деятельностью, что даже если всего один ребенок не хочет спать днем, то надо считаться с его правами.
Канцлер права сочла, что если родитель хочет, чтобы его ребенок мог вместо сна чем-то спокойно заниматься, детский сад должен это позволять. Такая возможность должна предоставляться ребенку и в том случае, если это сложно организовать из-за отсутствия помещений.
«Обязанность тихо лежать в кровати не дает ребенку возможности выбрать другую спокойную деятельность. Это требование не учитывает благополучие ребенка. Конечно, ребенок в это время должен заниматься чем-то тихо, чтобы не мешать другим. У других детей есть право на сон», – добавила она.
При этом она обратила внимание на то обстоятельство, что решение – спать ребенку во время тихого часа или нет – должно быть принято в сотрудничестве между представителями детсада и родителями в отношении каждого ребенка в отдельности, а не попечительским советом или родителями группы.
Как меняется сон ребенка после того, как он начал ходить в детский сад? Что нужно учесть родителям?
В жизни практически каждого ребенка и родителя наступает момент, который становится для них важным и интересным событием, – пора идти в детский сад. И многие малыши испытывают трудности с такой резкой переменой обстановки. Внезапная разлука с мамой, шумные одногруппники, незнакомые люди и помещение, сон не в своей кроватке – все это так внезапно обрушивается на ребенка, что малышу сложно сразу справиться с ситуацией. Главное – спокойствие, ведь адаптация к саду различной степени сложности – это абсолютно нормальная реакция каждого ребенка.
С учетом того, что для абсолютного большинства детей знакомство с садом – это определенный стресс, многие родители отмечают, что поведение сына или дочери после возвращения из группы домой меняется. Ребенок нервничает, проявляет беспокойство и раздражительность, плачет, скандалит, даже становится агрессивным. А также проявляются проблемы со сном, которые очень волнуют родителей.
Степени нарушения детского сна в период адаптации к детскому саду
Как уже отмечалось выше, все дети индивидуальны и дают разную реакцию на сад. Тяжесть реакции различается степенями:
Как проявляются нарушения сна ребенка в период адаптации к детскому саду?
Нарушения сна деток, которые только пошли в детский сад, проявляется ухудшением качества и продолжительности сна, сложностями с отходом ко сну – засыпанием. Сон наступает порой с трудом, становится тревожным, процесс сопровождается слезами и капризами. Ребенок часто просыпается, хнычет, плачет в дреме и непосредственно перед отходом ко сну.[2]
По утрам кроху, наоборот, бывает очень непросто разбудить, а само пробуждение приводит к новому витку переживаний. Стоит отметить, что реакции детей очень индивидуальны. Кто-то не может заснуть в саду, а дома вечером, усталый и переутомленный, быстро засыпает. Другой же от чрезвычайного перевозбуждения и обилия эмоций в течение дня не может угомониться часов до 10-11 вечера.
А между тем, ученые уже давно установили прямую зависимость между самочувствием ребенка, его гармоничным развитием, полноценным восстановлением утраченной энергии и дневным сном. А также негативные последствия его отсутствия.[3]
Как помочь ребенку восстановить нормальный сон и легче адаптироваться к саду?
Следует обратить особое внимание на важность совместной работы родителей и педагогов в этом направлении. Главное – Вашему ребенку нужно Ваше терпение, понимание и полное спокойствие.
То, насколько быстро малыш адаптируется и преодолеет проблемы со сном, во многом зависит терпеливое отношение мамы и квалификация педагогов в детском саду. Поймите, нет плохих, неправильных деток, которые не хотят ходить в сад. Их временное нежелание – это норма. Есть ошибки, нетерпение и неумение создать детям комфортные условия со стороны взрослых людей.
Что еще можно сделать?
В ряде случаев для улучшения сна у детей дошкольного возраста требуется применение средств, облегчающих засыпание и снимающих тревожность у ребенка.[5] К ним относится немецкий безрецептурный препарат «Дормикинд», который создан специально для детей, содержит натуральные действующие компоненты и может применяться с самого рождения. «Дормикинд» не нарушает дневную активность ребенка, экономичен и отпускается в аптеках без рецепта врача.
[1] Психологи на b17.ru Статья «В детский сад с улыбкой, или как пережить адаптацию ребенка» http://www.b17.ru/article/38019/
[2] Д.Р. Гарафутдинова Статья для педагогов детского сада «Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада» с Социальной сети работников образования nsportal.ru
[3] Д.Р. Гарафутдинова Статья для педагогов детского сада «Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада» с Социальной сети работников образования nsportal.ru
[4] Статья «Как помочь ребенку спать в садике?» с сайта «Дневник доктора мамы annamama.ru»
[5] «Нарушение сна в детском возрасте», журнал «Неврология и психиатрия». 1/2012 К.м.н. М.Г. ПОЛУЭКТОВ ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздравсоцразвития России, кафедра нервных болезней ФППОВ
КАРТА САЙТА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
В чем спят дети в детском саду
Тихий час в детском саду обязателен для всех малышей. Но одни дошкольники засыпают днем легко, как в раннем детстве, а другие страдают, ворочаются, плачут, спят некрепко или не спят совсем. Особенно часто проблемы с дневным сном бывают у детей постарше. Почему это происходит?
Сон дошкольников: какой он в норме?
Достаточное количество сна необходимо ребенку для здоровья, роста, развития и хорошего настроения, поэтому взрослые беспокоятся о том, чтобы у детей была возможность выспаться. В 3–5 лет, когда малыши уже обычно ходят в детским сад, им требуется примерно 10–13 часов сна ночью. 1–2 часа дневного сна для большинства детей остается потребностью, идущей из младенчества, — но не для всех.
Как раз в возрасте между 3 и 5 годами у большинства детей желание спать днем постепенно сокращается, пока совсем не исчезает. Поэтому одна из возможных причин, по которой ребенок может перестать спать в садике, — в том, что он уже «перерос» эту потребность.
Согласно статистике, в 3 года днем спят около 90% детей. Половина четырехлеток спит днем в среднем 5 дней в неделю, а уже в 5 лет только четверть детей спят не менее 4 раз в неделю. К 6 годам, как правило, большинство детей перестают спать днем.
При этом некоторые сомнологи и педиатры советуют как можно дольше сохранять у ребенка привычку к дневному сну, желательно до 5–6 лет. Это связано с тем, что детскому организму тяжело бодрствовать весь день. В ответ на долгое бодрствование в организме начинает накапливаться кортизол (гормон стресса), ребенку становится трудно регулировать свое поведение, он испытывает упадок сил и капризничает. Поэтому главное преимущество тихого часа — в возможности вывести кортизол из организма, а еще ограничить поток получаемой информации и дать время на ее переработку. В детском саду это особенно важно перед вечерними занятиями.
В то же время многое зависит от режима дня в семье или даже в стране. Например, в Швеции дети очень рано (в 7–8 часов) ложатся спать вечером, поэтому в шведских детских садах детей не принято укладывать спать днем. Но и приходят за ними обычно раньше, чем у нас.
Возможные причины отказа и способы решения
Когда ребенок только привыкает к саду, ему может мешать заснуть новая обстановка, отсутствие привычных домашних ритуалов. Рядом нет близкого человека (мамы, папы, бабушки, няни), поэтому засыпать страшно. У более старших детей возможны и другие причины: например, ребенок поздно встает утром и приходит в сад позже других детей. Или у него сбился ритм сна и бодрствования после выходных.
Период адаптации в детском саду. Первые недели в детском саду ребенок психологически адаптируется к новому ритму жизни, к новым людям, правилам и занятиям. В это время, даже несмотря на видимую усталость и желание спать, он может не хотеть ложиться, ведь он впервые надолго остается вне привычной обстановки и без близких людей. Ему также может быть сложно наладить контакт с другими детьми. Когда он привыкнет к новой ситуации и убедится, что после сна бывают интересные занятия или прогулки, а вечером он обязательно вернется домой, то будет сам ложиться спать с удовольствием.
Страх отделения от мамы в первые месяцы посещения детсада также повышает тревожность малыша и отгоняет сон. Сложнее всего пережить разлуку детям младшей группы — в этом возрасте им каждый раз кажется, что мама ушла навсегда.
В период адаптации родителям важно проводить больше времени с ребенком вне сада, играть и общаться. Поэтому лучше вначале не оставлять ребенка на целый день, а постараться забирать его сразу после сна и вместе идти гулять, чтобы постепенно приучить его ходить в сад с радостью.
В разговорах с ребенком можно настраивать его на то, что он будет спать днем в детском саду. Чувство уверенности можно передавать словами: «Я знаю, ты справишься, у тебя получится», «Я обязательно приду за тобой вечером», «Меня не будет, но рядом с тобой будет Наталья Романовна, она поможет тебе уснуть».
Чтобы снизить уровень тревожности, можно давать ребенку в детский сад игрушку, с которой ребенок привык засыпать дома, или дать ему с собой другую, но тоже любимую, с которой приятно спать в обнимку. Возможно, получится договориться с воспитательницей, чтобы она несколько раз посидела рядом с малышом, почитала «домашнюю» книжку, помогая заснуть.
Шумное соседство. Возможно, ребенку мешает спать активный сосед. Здесь опять же на помощь может прийти воспитательница. Именно она наблюдает за обстановкой во время тихого часа и может лучше других знать причину, по которой ребенок не спит. Она же может попросить самых активных и бодрых вести себя тише. Или организовать для них тихий досуг в соседней комнате — в детских садах все чаще идут на создание таких мини-групп для бодрствующих детей на время тихого часа, особенно в старших группах.
Ритуалы перед сном. Домашние ритуалы, предшествующие дневному сну (качание на руках, присутствие мамы, любимая песня), далеко не всегда возможны в условиях детского сада. А без них ребенок может просто не настроиться на сон. Поэтому лучше заранее дома отказаться от ритуалов перед дневным сном и приучить ребенка засыпать самостоятельно. А семейные традиции укладывания, такие как совместное чтение, разговоры, тихие игры, лучше перенести на вечер.
Позднее пробуждение утром. Причиной отказа от дневного сна может быть также поздний подъем — в таком случае к тихому часу ребенок просто не успевает устать. Оптимальное время бодрствования в возрасте 3–6 лет — примерно 6 часов. Дневной сон в детском саду длится обычно с 13:00 до 15:00. Если ребенок, например, просыпается по утрам в 8:30, то в 13:00 (через 4,5 часа) он просто еще не хочет спать.
Чтобы найти оптимальное время утреннего подъема, начните будить ребенка в 6:30–7:00. Когда он снова начнет регулярно спать днем в детском саду, можно постепенно сдвинуть время утреннего подъема на чуть более позднее.
Выходные, праздники и отпуска. Даже если вся семья встает по звонку в 6:30 каждый будний день, в выходные ситуация может сильно меняться, и режим сна снова сбивается. Если трудно вставать «как обычно» всей семьей, можно пойти на хитрость и устроить «дежурства»: например, папа следит за соблюдением режима в эти выходные, а мама в следующие. О соблюдении режима сна нужно помнить не только в выходные, но и в отпуске, и даже на больничном.
Нехватка навыков самообслуживания. В детском саду нужно самим переодеваться в пижаму, а затем одеваться обратно. Если у ребенка еще не до конца сформированы эти навыки, то он начнет беспокоиться задолго до тихого часа, и тогда ни о каком сне речи идти уже не будет.
Научиться быстрее переодеваться в детском саду помогут домашние тренировки. Можно превратить процесс в игру: одеваться наперегонки или придумать считалочку, которая сделает процесс переодевания увлекательным. Лучше не покупать одежду со сложными застежками или мелкими пуговицами, в которых ребенок запутается, лучшее решение — липучки везде, где это возможно, одежда на резинках и с широким воротом.
Физический дискомфорт. Иногда ребенку трудно заснуть, потому что он плохо себя чувствует, переел за обедом, ему холодно или слишком жарко в спальне. Некоторые дети отказываются спать, потому что боятся заснуть слишком крепко и проснуться в мокрой постели; возможно, с ними такое уже случалось в детском саду, и они столкнулись с негативными комментариями по этому поводу.
Выяснить причины нежелания спать в саду может помочь сюжетно-ролевая игра — например, ситуации, связанные со сном в детском саду, можно разыграть дома с куклами или зверями. Пусть игрушки станут группой, кто-то будет воспитателем, кто-то — няней. Часто проблемы в отношениях с другими детьми или воспитателем, а также некомфортные условия для сна выявляются именно в процессе такой игры.
Когда малыш готов к отмене дневного сна
Чем старше становится ребенок, тем меньше ему нужно спать днем и тем легче он переносит эпизодические пропуски дневного сна. Однако преждевременный отказ от него увеличивает нагрузку на нервную систему. Из-за этого могут появиться вечерние капризы, частые ночные пробуждения, или ребенок начнет просыпаться утром слишком рано.
О том, что малыш уже действительно «перерос» дневной сон, говорят следующие признаки:
Некоторым детям после четырехлетнего возраста дневной сон нужен лишь раз в 2–3 дня — в зависимости от степени усталости. Если ребенок в дни без тихого часа не капризничает, у него нет всплесков активности по вечерам, трудностей с засыпанием и слишком ранних подъемов, это тоже означает, что скоро ребенок будет готов к окончательному отказу от дневного сна.
Если родители чувствуют, что ребенок больше не нуждается в дневном сне, им предстоит договориться с воспитателями детского сада о том, как он будет проводить это время. Тихо лежать в кровати больше часа у малышей не получается, значит, надо искать способ тихо во что-то играть, рисовать, собирать конструктор или рассматривать картинки в книжке. В хорошем детском саду для детей старших групп стараются предусмотреть такую возможность.