в чем специфика задач трудового воспитания детей дошкольного возраста
Задачи и содержание трудового воспитания детей дошкольного возраста
Ирина Болтенко
Задачи и содержание трудового воспитания детей дошкольного возраста
Основные задачи трудового воспитания детей:
-ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
-обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
-воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
-воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
Алгоритмы навыков самообслуживания для детей старшей группы.
В условиях ДОУ воспитание труда у детей начинается с 1-й младшей группы, где основой становятся формирование навыков самообслуживания, продолжается до подготовительной группы.
Базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе.
Алгоритм навыков самообслуживания для детей старшей группы:
1. Самостоятельно одеваться и раздеваться.
2. Аккуратно складывать свою одежду в шкаф.
3. Своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
4. Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после
5. Ежедневно чистить зубы.
6. Следить за чистотой ногтей.
7. Раскладывать в своем шкафу одежду в определенные места.
8. Опрятно убирать постель.
9. Оказывать взаимную помощь в процессе одевания, раздевания.
10. Пользоваться носовым платком, расческой, салфеткой.
11. Пользоваться правильно столовыми приборами — ложкой, вилкой, ножом.
Условия для формирования самообслуживания
1. Щетки для чистки одежды, обуви.
2. Мыло, индивидуальное полотенце.
3. Индивидуальная расческа и носовой платок.
4.Столовые приборы: ложки, вилки, ножи, чашки, блюдца, салфетки.
5. Рисуночные алгоритмы умывания, раздевания, одевания, чистки
зубов, уборки постели, сервировки стола.
Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.
Дидактическая игра «Логические задачи» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие логического и пространственного мышления, памяти, сосредоточенности. 1. «Какая фигура пропущена?» Цель: установить закономерность.
Фотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.
Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.
Консультация для воспитателей на тему «Задачи развития речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи и речевого общения занимает особое место среди многих задач в ДОО. Это одна из главных задач всего дошкольного периода. Мы.
Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.
Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.
Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ
Значение трудового воспитания детей дошкольного возраста
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение.
Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь в его успешном всестороннем развитии.
Подчеркивая роль трудового воспитания К. Д.Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».
В процессе любого вида труда должны решаться задачи разностороннего воспитания и развития ребенка: умственного, физического, нравственного и эстетического. Об этом следует помнить воспитателю при организации трудовой деятельности детей.
Определяющим направлением в организации труда детей является его взаимодействие с игрой, позволяющее успешно сочетать игру с формированием навыков и представлений, личностным развитием ребенка. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Дети увлеченно играют в «больницу», «магазин», «стройку», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.
Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и, наконец, познает мир социальных отношений.
Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учиться.
Педагог может решать в процессе труда вопросы эстетического воспитания детей; учить их видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека; замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремится к созданию красивого.
Эстетически организованная среда – важное условие осуществления трудового воспитания детей, поэтому большое влияние следует уделять подбору необходимого инвентаря, предлагаемого детям для работы, при этом нужно учитывать его соответствие размеру, легкость, удобство в использовании, безопасность.
Следует приобщать детей к здоровому образу жизни через посильный труд. В процессе труда у ребят развивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуются разнообразные движения. Дети приобщаются к порядку, учатся ухаживать за своим телом, понимая, что залогом здоровья является чистота.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Труд должен быть посильным. Если дети постоянно получают недостаточную трудовую нагрузку, они привыкают трудиться без напряжения, без усилий. И когда ребенок попадает в ситуацию, в которой нужно выполнить более сложное задание, он оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы и довести начатое дело до конца. Другой момент, когда воспитатели дают завышенные по объему трудовые поручения, не учитывая возможности детей. Нельзя забывать о том, что, если ребенок взялся за работу, потратил много сил, но не добился положительного результата или добился его за счет переутомления, в дальнейшем он будет стремиться уклониться от трудовой деятельности. Надо всегда давать посильную работу детям, чтобы на выполнение затрачивались усилия, соответствующие их возрастным возможностям.
Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или иной работы.
Известный педагог В. А.Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
Воспитатели должны очень серьезно относиться к оценке трудовой деятельности детей, так как неправильная оценка, захваливание одних и невнимание к трудовым усилиям и успехам других могут привести к большим упущениям. У одних детей появляется излишняя самоуверенность, у других – неуверенность в своих силах и возможностях и в конечном результате потеря интереса к трудовой деятельности. Только добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых малых успехов способствуют воспитанию положительных черт личности.
Нет необходимости доказывать, какую роль в трудовом воспитании маленьких детей играет пример самого воспитателя. Они любят тех воспитателей, у которых, образно говоря «золотые руки». Они искренне радуются, когда в руках воспитателя из бумаги, природного материала рождается интересная игрушка.
Главная задача трудового воспитания в детском саду – формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Она успешно реализуется теми педагогами, которые учитывают как особенности детской трудовой деятельности, так и возрастные особенности детей. Педагог должен организовать трудовую деятельность, чтобы каждый ребенок ощущал радость от совместной деятельности, проявлял активность, учился оказывать помощь товарищам, преодолевать отдельные неудачи, добиваться общего результата, ценить свой труд, труд товарищей и труд людей.
Должное внимание в работе с детьми нужно уделять народному творчеству во всем его многообразии, включая в педагогический процесс потешки, заклички, сказки, загадки, пословицы и поговорки.
Ведь от того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народное творчество.
Какие труды, такие и плоды.
Ленивому всегда праздник.
Птицу узнают в полете, а человека в работе.
Не место красит человека, а человек место.
Усердная мышь и доску прогрызёт.
Хороший кузнец и лягушку подкуёт.
Осуществляя руководство трудовой деятельностью детей, воспитатели должны:
• подчеркивать общественную значимость труда;
• следить за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;
• формировать навыки и умения правильного использования инструментов и орудий труда;
• строго соблюдать нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допускать их перегрузки и переутомления;
• постепенно расширять самостоятельность детей;
• создавать благоприятную психологическую атмосферу, формировать у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;
• направлять внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий;
• помнить об эстетической организации обстановки, в которой осуществляется труд, оборудования и материалов.
Основными методами и приемами трудового воспитания являются объяснения и показ воспитателем способов выполнения трудовых действий, приемов использования материалов и орудий. Объяснение воспитателя должно раскрывать детям цель и значимость труда.
Практическому освоению трудовой деятельности, превращению ее из предмета познания в форму самовыражения ребенком и взрослым своей индивидуальности служит образование; его ключевым понятием является трудовая деятельность как иерархическая система,которую образуют пять взаимосвязанных компонентов:
2. предмет преобразования
3. средства преобразования
4. система действий
Прежде всего, эту модель должен освоить взрослый, обучая ребенка самоорганизации трудовой деятельности.
Результаты труда
Трудовые действия
Предметы труда (материал)
Цель труда
Рассмотрим графическую модель
Организация трудового воспитания в ДОУ
Выделяются следующие виды детского труда:
• самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
• хозяйственно – бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);
• труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);
• ручной труд (поддержания порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторвавшихся пуговиц, доступный ремонт игрушек и т. д.).
Формы организации детского труда:
Поручения (индивидуальные и совместные) – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручить можно то, что ребенок может выполнить.
Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда. В старших группах детского сада поручения продолжают играть большую роль, однако важное значение начинают приобретать обязанности.
Обязанность – это дело, освоенное через поручение, где дети осознают необходимость постоянного и систематического его выполнения.
Дежурство – дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей мере, чем в поручении, выделяется общественная значимость труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других.
Индивидуальный труд применяется во всех возрастных группах и во всех видах трудовой деятельности. Он характеризуется тем, что ребенок от начала до конца выполняет процесс труда индивидуально, ни с кем из участников трудового процесса не связан.
Коллективный труд – более сложный способ объединения детей. Он решает задачи формирования у детей начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу; в коллективном труде дети овладевают культурой общения, у них вырабатывается привычка и потребность в труде, дошкольник осваивает трудовую деятельность со всеми ее компонентами. Коллективный труд организуется как общий и совместный труд.
Общий труд – это объединение детей в небольшую подгруппу. Детей объединяет общее задание, общий результат, общая ответственность за него. Вводится со второго полугодия в средней группе. В старшей и подготовительных группаХ объединение в подгруппы становится основным и главным.
Совместный труд – детей объединяет сам процесс труда, особенностью которого является наличие в нем ряда последовательных операций «труд по конвейеру».Его особенности: трудовой процесс делится на ряд последовательных этапов, каждый из этапов имеет некоторую законченность; дети неодновременно включаются в трудовой процесс, каждый из детей отвечает за качество выполнения определенного этапа трудового процесса. Дети находятся в прямой зависимости друг от друга. Вводится в подготовительной к школе группе.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Труд человека кормит, а лень портит.
Какие труды, такие и плоды.
Ленивому всегда праздник.
Всякая работа мастера хвалит.
Поспешишь – людей насмешишь.
Без дела слабеет сила.
С горы и сани бегут, а на гору и воз не идет.
Птицу узнают в полете, а человека в работе.
Под лежачий камень и вода не течет.
У плохого мастера и пила плохая.
Была бы охота — будет ладиться работа.
Кто любит труд, того люди чтут.
Муравей не велик, а горы копает.
Маленькое дело лучше большого безделья.
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
Цыплят по осени считают.
Без труда хлеб не родится никогда.
В труде рождаются герои.
Всяк человек по делу познаётся.
Глаза облюбовали, руки сделали.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Дело мастера боится.
За всякое дело берись умело.
Зёрнышко к зёрнышку составит мешок.
Куй железо, пока горячо.
Не котёл варит, а стряпуха.
Не место красит человека, а человек место.
Терпение и труд всё перетрут.
Тот труда не боится, кто умеет трудиться.
У искусного мастера всякий инструмент остёр.
Усердная мышь и доску прогрызёт.
Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.
Хорошему хозяину день мал.
Хороший кузнец и лягушку подкуёт.
Прикреплённые файлы:
Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду Дети будут ходить в детский сад, учиться в школе, и все это время они будут приобретать определенные трудовые навыки. А начинать надо с.
Доклад «Трудовое и социальное воспитание дошкольников» В работах известного отечественного психолога Б. Г. Ананьева была высказана мысль, что труд — основной фактор развития личности не только.
Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье» Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания. Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового.
Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье» Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается.
Трудовое воспитание дошкольников «День чистого участка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ Детский сад №55»Золотая рыбка» Конспект «День чистого участка» (Старший.
Презентация «Трудовое воспитание дошкольников. Посадка лука» Трудовое воспитание детей раннего возраста — это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической.
Трудовое воспитание дошкольников. Труд в природе Желание и умение трудиться, нужно закладывать в ребенке еще с дошкольного возраста. Исходя из этого дошкольные учреждения ставят одной из.
Трудовое воспитание в младшей группе Добрый день, дорогие гости. Сегодня я бы хотела рассказать о трудовом воспитании наших малышей. Детей с раннего возраста необходимо приучать.
Трудовое воспитание в старшей группе Преспективное планирование трудовой деятельности в старшей группе 2018-2019 гг. Преспективное планирование трудовой.
Теория и методика трудового воспитания детей.
Ворожцова Татьяна Николаевна
Теория и методика трудового воспитания детей.
Методико-технологическое обеспечение образовательного процесса в ДОО
Теория и методика трудового воспитания детей.
1. Основы методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста
1.1. Задачи и содержание трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста
Трудовая деятельность является важным средством развития личности ребенка-дошкольника, становления его самостоятельности, осознания ценности труда в жизни современного человека и определения своих возможностей в интересном, посильном виде деятельности.
Материальные и духовные ценности на земле созданы трудом человека. Труд – основное средство удовлетворения человеческих потребностей, без него невозможна сама жизнь.
ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ
В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».
Конец ХХ – начало ХХI века – этап в дошкольном образовании, который отличался забвением проблемы приобщения ребенка к труду. Во многих изданиях программ дошкольного образования, реализуемых до выхода Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, трудовое воспитание не было выделено в особый раздел. На страницах профессиональных журналов нечасто встречались статьи по проблеме трудового воспитания. В настоящее время раздел «Труд» представлен в программах дошкольного образования как самостоятельная образовательная область.
Значение труда дошкольника состоит в его воспитательном влиянии на ребенка. Не умаляя значение игры в развитии ребенка, крупнейший отечественный психолог Б. Г. Ананьев указывал, что именно простейшее самообслуживание обеспечивает развитие самостоятельности как стержневого личностного качества. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, познании собственных возможностей в интересном, посильном виде деятельности, сближает его со взрослыми.
В чем специфика задач трудового воспитания детей дошкольного возраста?
В дошкольном возрасте дети получают представление о роли труда в жизни человека и общества, знакомятся с трудовой и профессиональной деятельностью взрослых, миром профессий, включаются в посильную трудовую деятельность в детском саду и семье, приобретают первоначальные трудовые умения и опыт трудовой деятельности, учатся планировать, прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с партнерами, оказывать помощь, ценить результаты своего и чужого труда.
Необходимо также и развитие самой трудовой деятельности – от отдельных микро и целостных трудовых процессов до простейших видов труда. От решения данной задачи зависят включение ребенка в труд, его умение принять участие в совместной деятельности, достичь общего со взрослыми и сверстниками результата. Необходимо знакомить дошкольников с трудом взрослых, воспитывать интерес и положительное отношение к нему, трудолюбие, самостоятельность, настойчивость, ответственность, дружеские взаимоотношения со сверстниками в процессе индивидуальной и коллективной деятельности.
В исследованиях В. И. Логиновой, М. В. Крулехт (80-егоды ХХ века) показано, что осуществление задач трудового воспитания целесообразно через формирование представлений о труде взрослых, освоение ребенком целостных трудовых процессов, самостоятельную трудовую деятельность в повседневной жизни. Перечисленные средства трудового воспитания рекомендуется использовать в тесной взаимосвязи в каждой возрастной группе.
В чем особенности трудовой деятельности детей дошкольно
Труд детей-дошкольников своеобразен. Наиболее существенной особенностью детского труда является отсутствие значимого результата, имеющего материальную ценность, продукты детского труда имеют ценность для самого ребенка или группы детей.
При сравнении детского труда и трудовой деятельности взрослых прежде всего усматривается различие в результативности, неспособности ребенка в силу возрастных особенностей создавать материальные и духовные ценности, необходимые человеку. Подчеркиваются неустойчивость целевой установки в труде, преобладание игровой мотивации, отсутствие предварительного планирования, несформированность трудовых умений и способов самоконтроля, недостаток волевого усилия для преодоления внешних и внутренних препятствий для достижения цели и т. д.
Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру – играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия. Но труд, в отличие от игровой деятельности, всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или детского сообщества. Процесс труда без достижения результата смысла не имеет. Труд всегда протекает в реальном плане: в нем отсутствуют воображаемая ситуация, замещение одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, их преобразование и конечный результат имеют физическую, материальную природу.
Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер. Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока находятся в стадии развития и предполагают участие и помощь взрослого. Главное отличие, уникальность трудовой деятельности дошкольника — в ее многоплановом характере. В ней интегрируются результаты познания, приобретенные в процессе ознакомления с трудом взрослых и освоения предметной деятельности, игра, общения со взрослыми и сверстниками.
Трудовая деятельность – понятие, обобщающее разные виды труда, состоящие из трудовых процессов (например, одевание, раздевание, мытье рук, накрывание на стол, вытирание пыли с мебели и т. д.). Трудовой процесс – единица трудовой деятельности. В его структуре представлены все компоненты: цель труда, материал и трудовое оборудование (инструменты); набор трудовых действий человека по преобразованию материалов с помощью инструментов; достигнутый результат труда, удовлетворяющий потребности человека.
Трудовые процессы постепенно складываются в виды труда. Первым по времени ребенок овладевает самообслуживанием, характерной особенностью которого является направленность на самого себя, а содержанием – умение обслужить себя (одевание-раздевание, прием пищи, гигиенические процедуры). Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в окружающей обстановке группы детского сада, на участке, дома (накрыть на стол, подготовить необходимый материал для изготовления поделок и др.).
Труд в природе по уходу за животными и растениями является для ребенка проявлением гуманного отношения, актом помощи живому и требует от детей определенного круга представлений о жизни растений и животных, умения контролировать свои действия, проявления ответственности, поскольку он направлен на помощь живому.
Ручной труд предназначен для удовлетворения эстетических потребностей. В его содержание входит изготовление игрушек из бумаги, дерева, природного, бросового материала, ремонт книг, рукоделие и т. д. Он требует умений владеть ножницами, иглой, а также знания материалов. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, развитию умения доводить начатое до конца. Результатами освоенного труда дети радуют других людей, создавая для них подарки, сюрпризы. Они учатся украшать своими изделиями пространство группы, детского сада к празднику, оформлять выставки и т. д.
В каких формах организуется трудовое воспитание детей в детском саду?
Трудовое воспитание реализуется в дошкольном образовательном учреждении на регулярной систематической основе. Научно разработаны и практикуются разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.
Эпизодический труд детей организуется в виде отдельных поручений – это обращение к ребенку, просьба взрослого выполнить какое либо трудовое действие (например, убрать игрушки, протереть полочки шкафчиков) или в виде общего дела (рыхление земли в цветнике, посадка растений, уборка участка и т. п.). Поручение рассматривается как средство совершенствования опыта и развития ребенка.
Дежурство как вид повседневного труда вводится после того, как дети освоили соответствующие трудовые процессы. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Руководство дежурством детей направлено на полное освоение ими трудовых процессов, развитие самостоятельности, воспитание отношений поддержки, взаимопомощи сверстникам. В практике детских садов уже традиционными стали дежурство по столовой (привлечение детей помочь няне, когда она накрывает столы, в уголке природы, по подготовке необходимых материалов к организованной деятельности (раскладывание картинок, бумаги, подносов с краской, кисточками и т. п.).
Общий, совместный и коллективный труд объединяет то, что результатом труда всегда является польза для всех (например, оформление помещения к празднику и др.). Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно (например, одним детям поручается протереть полки с игрушками, другим сложить строительный материал, третьим –надеть чистые платья куклам).
При совместном труде взаимодействие детей зависит от темпа и качества работы каждого из них, ориентирует на других. Каждая подгруппа детей имеет свое задание, а внутри подгруппы дети работают «цепочкой» (один собирает игрушки, составляет на стол, второй моет, третий протирает, четвертый ставит на место).
Коллективный труд – такая форма организации труда, при которой дети договариваются о разделении труда, помогают друг другу по необходимости, переживают за качество общей совместной работы. Это форма способствует целенаправленному воспитанию взаимной поддержки, взаимопонимания, защищенности между дошкольниками, создает положительный эмоциональный настрой (например, подготовка к празднику: организация работы в «мастерских», изготовление поделок, организация выставки).
Общий труд возможен в средней группе, совместный и коллективный – в старшей и подготовительной группах.
Как развивается трудовая деятельность в дошкольном возрасте?
Становление элементарной трудовой деятельности в дошкольном детстве происходит в процессе взаимодействия со взрослым.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что детский труд и игра как бы «вырастают» из предметной деятельности. Трудовая активность не присуща ребенку изначально, но первоначальные ее предпосылки закладываются в раннем возрасте. Они связаны с развитием произвольных движений, формированием манипулятивных, орудийных действий, установлением связей между действием и результатом, стремлением ребенка к самостоятельности в решении простейших практических задач в самообслуживании.
Так, овладение результативными действиями (умение самостоятельно есть ложкой, намыливать руки и пр.) позволяет детям осознать свои возможности, становится мотивом самоутверждения. Интерес к отдельным действиям с предметами в дальнейшем проявляется в желании наблюдать за трудом взрослых, подражать их действиям с предметами. Познавая мир вещей, ребенок знакомится с будущими предметами труда, материалами и инструментами для трудовой деятельности.
Активность ребенка направлена не на результат труда и его достижение, а на осуществление лишь наиболее ярких действий с отдельными предметами, многократное повторение их. Ребенка увлекает сам процесс, например мытье игрушек превращается в «игру с водой», то есть труд уступает место игре. Собственное неумение, неспособность получить качественный результат труда не вызывает у детей отрицательных эмоций. Детская активность носит ярко выраженный процессуальный характер, так как не преследует целью получить значимый результат труда.
Таким образом, для детей раннего и младшего дошкольного возраста характерна предметная активность, которую следует рассматривать как предпосылку игровой и трудовой активности. В этом возрасте детский труд чаще всего находит свое отражение в игре. Подражание трудовым действиям взрослых является главным содержанием детской игры, мало помалу позволяя овладеть этими действиями и тем самым способствуя становлению трудовой деятельности. Однако вначале она очень неустойчива и снова переходит в игру. А. А. Люблинская очень метко назвала игры малышей полу игрой-полу трудом. Данный этап активности закономерен и весьма важен для развития дошкольника, становления игровой и трудовой деятельности. Вместе с тем длительная задержка детей на этапе предметной активности нежелательна, так как сдерживает позитивное влияние игры и детского труда на развитие личности ребенка.
Исследования 80–90-хгодов ХХ века (научная школа В. И. Логиновой) доказали, что при условии специального обучения дети среднего и старшего дошкольного возраста способны освоить позицию субъекта детской трудовой деятельности, то есть они могут осуществлять простейшие трудовые процессы, посильные их возрастным возможностям, целостно — от постановки цели до получения результата. Освоение позиции субъекта дает возможность детям успешно входить в трудовые отношения с близкими взрослыми и другими детьми. Однако связь игры и труда даже в старшем дошкольном возрасте не прерывается. Детский труд начинает обслуживать игру. Владея навыками ручного труда, например, дети легко переходят от игры к изготовлению недостающих атрибутов, а затем снова возвращаются к игре. Выполняя трудовое задание, старшие дошкольники весьма охотно берут на себя игровые роли.
Руководство воспитателя трудом детей «Условия трудового воспитания в детском саду» Руководство воспитателя трудом детей. Для того чтобы дети могли выполнять трудовые поручения, нести обязанности дежурных, включаться в коллективный.
Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зырянская средняя общеобразовательная школа» ДОКЛАД «Сотрудничество детского.
Социализация детей с ЗПР посредством трудового воспитания в детском саду Аннотация представленных материалов. Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной.
Особенности трудового воспитания в семье С малых лет необходимо приучать детей к самообслуживанию, уборке своих игрушек, к помощи родных в домашней работе. Необходимо у детей с.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с сельскохозяйственными профессиями как компонент трудового воспитания в ДОУ В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых актуальных. Родители и педагоги, как никогда.
Развитие навыков самообслуживания как средство трудового воспитания у детей с ОВЗ Труд детей в детском саду многообразен. Значение отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаково. Виды труда детей дошкольного.
Важность нравственно-трудового воспитания ребёнка-дошкольника Статья на тему: «Важность нравственно-трудового воспитание ребёнка-дошкольника». Воспитатель: Варжапетян О. Л. Трудовое воспитание- это.
Роль детской книги, публикация, формирование речевой культуры человека: теория и методика Е. Ф. Капитонова город Заринск, МБДОУ детский сад №7 «Сказочная полянка» Роль детской книги в речевом развитии детей Литература для детей.
Особенности трудового воспитания детей раннего возраста Автор: Огнистая К. Ю. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста В жизни детей раннего возраста труд не является доминирующей деятельностью.