в чем специфика стратификационного подхода м вебера
Теории социальной стратификации в современном обществе
Социальная стратификация (от лат. stratum – слой и facere – делать) является отражением существующей многомерности, структурированности определенных различий, которые существуют у различных групп людей (классов и слоев) в определенном обществе.
Согласно замечаниям Гидденса Э., «стратификация является геологическим пластом определенного характера», который расположен «в порядке иерархии, где привилегированные расположены ближе к вершине, а непривилегированные – ближе к низу». Исходя из этого, феномен социальной стратификации можно трактовать с позиции неравного доступа к материальным и нематериальным ресурсам, который также проявляется в неравном распределении прав, обязанностей и привилегий, а также в наличии, либо отсутствии влияния и власти.
Основой всех теорий социальной стратификации являются представления о социальных группах, как о самом базовом и простом элементе системы социальной иерархии. Вместе с тем, позиции касательно данного паттерна значительным образом отличаются. Одни исследователи придерживаются мнения о том, что группа является реальной и эмпирически фиксируемой общностью, которая объединяет людей в определенных общих паттернах.
Согласно мнению других авторов, данная категория является статусной позицией, которую может занять некоторое множество людей в относительно признанной в данном обществе ценностной шкале, которая выступает в качестве престижа. Третья категория авторов трактует группу с позиции определенной общности, к которой человек может себя причислять в процессе самоидентификации. Поскольку в настоящее время социальные признаки и позиции являются многообразными категориями, один индивид может принадлежать к нескольким группам, которые зачастую имеют большое количество расхождений в различных параметрах.
В социальной стратификации выражаются универсальные признаки различий и расслоения в обществе. Исследователь П. А. Сорокин отмечал, что существование нестратифицированного общества невозможно, и таких обществ не существовало никогда. Это относится ко всем типам сообществ, в том числе и самых простых и примитивных в плане организации.
Источники социальной стратификации
К источникам социальной стратификации принято относить:
Среди социологов принято признавать неравенство в качестве важной характеристики социального распределения индивидов в социуме, однако в настоящее время не существует единой трактовки природы данного паттерна, поскольку на сегодняшний день принято выделять большое количество различных определений феномена социальной стратификации. Существует четыре наиболее авторитетных из них: теория К. Маркса, система стратификации М. Вебера и функционализм П. А. Сорокина. Следует более подробно раскрыть каждую из них.
Теория К. Маркса
Теория К. Маркса о классовом разделении оказала значительное влияние как на существующие представления о стратификации, так и на их последующее развитие. Несмотря на то, что точное определение данного паттерна в его работе отсутствие, именно К. Маркс считается основоположником идеи и разработки теории существующих социально-экономических различий между определенными индивидами, при этом, ее и в настоящее время принято использовать для характеристики социального положения различных социальных групп в обществе. В качестве большой заслуги автора выделяют тот факт, что он трактовал категорию «класс» в аспекте экономики.
Ключевые концепты теории К. Маркса:
К. Маркс изучал взаимодействие различных социальных групп, используя в качестве примера существующее во времена его жизни общество капиталистов – в середине 19-го века, в рамках которого проходило противостояние рабочего класса, который выступал в качестве эксплуатируемого и буржуазного класса, который считался эксплуатирующим.
В рамках теории К. Маркса, буржуазия представляет собой последний уровень классового влияния, поскольку итогом противостояния рабочих и капиталистов является победа пролетариев, в качестве преследуемых целей у которых значится достижение общего равноправия – а именно: отсутствие в обществе определенных классов. Невзирая на то, что реальный социализм в общем опроверг теорию К. Маркса касательно будущего развития классов, созданная им концепция оказала значительное влияние на развитие идей и представлений о феномене социальной стратификации.
Статусная теория М. Вебера
В статусной теории М. Вебера формально продолжается стратегия мысли, которая была заложена в марксизме, однако в ней социальное неравенство объясняется не так однолинейно и категорично. М. Вебер обозначил три главных фактора, взаимодействие которых выражается в возможности характерологического описания положений отдельного индивида и группы.
Так, экономический критерий является исходным в теоретической концепции М. Вебера. Также, как и Маркс, автор использует термин «класс», однако при этом расширят его смысловое значение. В качестве главных источников, формирующих экономические классы С. Вебер определял:
Высокое материальное состояние в одной из трактовок является отражением дохода, в другой – совокупностью движимых (транспорт, ценные бумаги) и недвижимых (недвижимость, драгоценности, произведения искусства) категорий. Истинным, материальное состояние – богатство, может считаться только в том случае, когда речь идет не о доходах, а о накопленном имуществе, и, в частности – недвижимости. Исходя из этого, несмотря на то, что доход состоятельных личностей в ситуации кризиса может в определенной мере снижаться, их истинное богатство в этом случае может пострадать лишь в незначительной степени.
Исходя из форм и масштабов материального состояния, некоторые люди могут позволить себе отказаться от работы, или являться управленцами в сфере ведения собственного бизнеса. В ситуациях, когда материальное состояние мало, появляется потребность в работе, как средстве заработка материальных благ, где уровень специальности и профессиональной квалификации возрастает, что также является причиной неравных условий и возможностей в реализации профессии и получении заработка для разных людей.
Согласно мнению М. Вебера, социальный фактор выражен статусом, данный термин получил признание не только в области социологии, но также и в социальной психологии, политологии и прочих науках.
Социальный статус представляет собой определенное положение человека, либо социальной общности в отношении других людей, либо групп, которое устанавливается исходя из социально значимых для конкретных общественных систем признаков (таких как пол, возраст, специальность и проч.). Социальный статус взаимодействует с остальными паттернами вследствие определенной системы обязанностей и прав.
Именно М. Вебер является основоположником идеи статусных групп, в каждой из которых существует соответствие с определенным положением в статусной иерархической организации общества. Так, в качестве статусных группообразующих признаков им были выделены:
Автором была установлена связь между дифференцированием общества по различным статусам и субъективными оценками собственной социальной позиции, которая имеет название «престиж».
Престижем (от фр. prestige – обаяние, очарование) принято называть соотносительную оценку социального значения у определенных объектов, которые разделяются социумом, либо членами групп по принципу принятых систем и ценностных норм. Престиж, как оценочная категория, выражает уровень социального одобрения индивидами некоторых социальных паттернов. М. Вебером отмечалось, что такие категории, как «престиж» и «уважение» являются весьма редкими, так как их нельзя купить за деньги и в целом данные паттерны являются относительными категориями.
Критерий власти принято связывать со способностью реализации собственной позиции в рамках определенных отношений в социуме, даже не смотря на несогласие остальных членов группы, либо представителей иных групп. Согласно позиции М. Вебера, богатство, или индивидуальный престиж в конкретном обществе, или совместное воздействие представленных факторов во многом может способствовать достижению индивидом максимального влияния. Вместе с тем, реализация представленных паттернов на практике не является обязательной. Помимо этого, наличие определенных полномочий во многом считается очень престижным действием, которое может стать источником богатства и перераспределения доходов.
Фактор власти, предложенный М. Вебером является очень значимым, так как основным источником ее движущей силы выступает конкретный интерес к чему-либо, который может противостоять любым другим видам интересов, совместно с выражением его социальных сил. Следует учитывать, однако, что данный интерес может быть реализован только в ситуации партийного объединения людей.
Данный паттерн М. Вебер трактовал в расширенной сфере, включая в данное понятие не только объединения по политическому фактору, но также включал в данную категорию различные профсоюзы, группы с различными инициативами и профессиональные сообщества – то есть все группы, чьи коллективные действия могут позволить им реализовывать свои властные полномочия. Как принадлежность к определенной партии, так и определенный статус могут в значительной степени оказывать влияние на экономическую ситуацию жизнедеятельности конкретных групп и отдельных индивидов. Индивид, наделенный властью, обладает расширенными возможностями повышения собственного социального статуса, совместно с извлечением дополнительных материальных благ. Те же, кто располагается на более низком уровне в системах социальных иерархий обладают только ограниченными правами в выборе конкурирующих партий.
Теория социальной стратификации П. А. Сорокина
Теория социальной стратификации П. А. Сорокина является классическим направлением исследования проблемы существования социального неравенства. Так, являясь человеком, которого принудительно выслала из страны советская власть, П. А. Сорокин, начиная с 1923-го года проживал и работал в США. Именно он стал основоположником идей о существовании социального пространства, согласно которым, любые передвижения личности в их границах детерминируются его позицией по отношению к окружающим индивидам. П. А. Сорокиным были выделены следующие этапы, которые позволяют человеку найти свое место в определенном социальном пространстве:
П. А. Сорокин являлся приверженцем выделения определенных критериев, которые влияют на статус личности в конкретных иерархических системах. Значительная роль была им отведена таким категориям, как: семейное положение, национальность, профессия и принадлежность к конкретным политическим партиям. Согласно его взглядам, совокупность различных критериев способствует определению координат конкретного человека в обществе.
В контексте разрабатываемых им идей, были сформулированы вертикальные и горизонтальные критерии в социальном пространстве. Так, люди, которые принадлежат к идентичным социальным группам (например, являющиеся жителями Екатеринбурга) имеют значительные различия в своем вертикальном социальном статусе. Данное неравенство может проявляться во многих факторах, например: в уровне образования, в уровне доходов, в организации системы управления трудовой деятельности, а также системы исполнительной трудовой деятельности, совместно с иными факторами.
Следует отметить, что горизонтальный параметр в социальном пространстве может быть как связанным, так и не связанным с социальным неравенством, которое, в свою очередь, может быть вызвано рядом условий, среди которых: поселенческие, территориальные, климатические и прочие.
Существенные отличия имеются в жизненных условиях и социальных возможностях и перспективах у городских и сельских жителей, столичных и провинциальных жителей, жителей больших и малых городов, людей, которые обитают на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и жителей Российской средней полосы. Вместе с тем, в большом количество развитых западных стран, представленными отличиями зачастую принято пренебрегать. Так, в Канаде, показатели комфорта и финансового благополучия жителей преимущественно не имеют связи с местом их проживания: они могут проживать как в южной части страны, так и находиться в зоне Полярного круга.
Не смотря на все различия в формах стратификации, наблюдаемых в определенном сообществе на конкретном этапе их исторического развития, согласно взглядам П. А. Сорокина, в них можно осуществить выделение три основные, в каждой из которых происходит внутренняя дифференциация по следующим признакам:
В реальной жизни представленные признаки имеют тесную взаимосвязь, несмотря на то, что они не полностью соответствуют друг-другу. Исходя из этого, на политической вершине может находиться человек, который обладает низким культурным уровнем и низким уровнем образования (пример – в бывшем Советском Союзе), в то время как у людей с высокими показателями квалификации доход может не сильно отличаться от уровня установленного прожиточного минимума (например: мед. работники, учителя и ученые в условиях современной России).
Согласно мнению П. А. Сорокина, процессы стратификации никогда не прекращаются. Они являются причиной изменений и социального положения людей внутри конкретных групп, а также во взаимном соотношении различных групп в контексте целого общества. Исследователь давал особые предостережения касательно тех ситуаций, в которых перемены приобретают статус чрезмерных и становятся угрозой стабильности для функционирования всей системы.
Заслугой теориям П. А. Сорокина является то, что понятие «социальная стратификация» было введено в научные обороты.
Функционализм
Представителями этого подхода (американскими социологами К. Дэвисом, У. Муром, Т. Парсононсом, Б. Барбером) был внесен значительный вклад в формирование взглядов на социальное неравенство. Несмотря на это, основу их позиции все же составляют определенные идеи, которые впервые озвучил Эммиль Дюркгейм в своей работе «О разделении общественного труда» (1893 г.). Сущность его идей заключалась в следующем:
В XX веке, базовые идеи концепции, которую выдвинул Дюркгейм, использовались в некоторых теориях, которые трактовали функционализм с точки зрения способа трактовки социальных процессов.
Самую большую известность приобрела совместная работа, проделанная К. Дэвисом и У. Муром (1945 г.), согласно взглядам которых, все типы общественного устройства обуславливают существование социальных позиций, которые объективно обладают большим функциональным значением по сравнению с остальными. Они устанавливают высокие критерии уровня квалификации и подготовки специалистов, вследствие чего, появляется необходимость в соответствующем вознаграждении для стимуляции одаренных личностей в развитии своих способностей. Реализация данного паттерна происходит благодаря сочетанию материального поощрения и повышения социальной значимости (престижности) некоторых типов деятельности.
Собственная концепция была выдвинута Толкоттом Парсонсом, который в контексте функционализма определил, что стратификационные факторы современного западного общества отличаются от тех, которые используются традиционным обществом. Статусы, которые приобретаются человеком имеют большую значимость в сравнении с теми, которые являются прирожденными и предписанными; благодаря им происходит становление иерархии материальных вознаграждений и престижа, которые соответствуют их функциональным значениям для социума. Особая значимость наделялась Парсонсоном установлением общественного согласия касательно ценности определенных профессий.
Четыре представленных объяснения феномена социальной стратификации на сегодняшний день принято использовать в качестве трактовки ее современных действий. При этом, данные подходы активно критикуются. Некоторые оппоненты указывают на то, что они слабо учитывают наличие гендерных различий, которые обусловлены половыми особенностями (в качестве примера можно привести теоретиков современного феминизма, которые отмечают факт частого игнорирования ситуации, в которой в качестве жертв социального неравенства чаще всего выступают женщины). Согласно мнению других оппонентов, в обозначенных подходах недостаточное внимание уделяется возрастающей общественной полиэтничности, которая обусловлена увеличением миграционных процессов между странами и континентами.
«Социальная стратификация в работах Макса Вебера и Питирима Сорокина»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Социальная стратификация в работах Макса Вебера и Питирима Сорокина
1) Классы и критерии их выделения в концепции Макса Вебера
2) Стратификация общества и её критерии в работах Питирима Сорокина
3) Общее и различное в понимании социальной стратификации общества у Макса Вебера и Питирима Сорокина
2) Сорокин П.А. Сборник: Человек. Цивилизация. Общество.
Ходырева Елена Васильевна
Список используемой литературы.
«Новая эпоха» принесла с собою новые проблемы – социальные противоречия. Во многих странах накалилась общественная атмосфера. Особенно острой ситуация была в России и Германии. Россия, запутавшаяся в собственных социально –экономических и политических противоречиях, и Германия, где возобладали во внешней политике идеи «передела мира», реализация которые, как известно, привели к началу Первой мировой войны.
Макс Вебер сыграл выдающуюся роль в развитии социологии в конце прошлого и начале нынешнего века. В настоящее время социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение. Вновь осмысливаются и переосмысливаются многие стороны его философско-социологических взглядов. Берутся на вооружение разработанная им методология социального познания, концепции понимания, идеальных типов, его учение о культуре, этике, социологии и религии. Сегодня западные социологи рассматривают Вебера как одну из тех ключевых фигур, как основоположника социологии религии и изучения воздействия религиозных идей на общественную жизнь и хозяйственную деятельность.
Макс Вебер родился 21 апреля 1864 года в семье чиновника, который занимал высокое положение в бюрократической иерархии Германии того времени, используя которое наслаждался почти всеми земными благами. Его мать, напротив, была аскетических правил, всецело поглощенной религиозными догмами Кальвинизма, постоянно озабоченной возможностью божественного избрания и спасения души после смерти. Эти глубокие различия родителей, постоянно вызывавшие напряжения в семье, вместе с тем оказали существенное влияние на мировосприятие, образ жизни Вебера, характер его творчества, в котором сочетались интересы к бюрократизму и религиозному аскетизму. Макс Вебер получил образование в лучших университетах Германии, став в итоге обладателем докторской степени по праву.
Сорокин Питирим Александрович — американский социолог и культуролог. Родился 23 января (4 февраля) 1889 г. в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии Российской империи, в семье сельского ремесленника. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, и оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1906-1918 член партии социалистов-революционеров, активно занимается распространением революционных идей в обществе, за что подвергался неоднократным арестам. После Октябрьской революции в 1917-1918 участвует в антибольшевистских организациях и ведёт агитацию против новой власти, снова подвергается арестам. В конце 1918 г. отходит от политической деятельности и начинает сотрудничество с Наркоматом просвещения, принимает участие в научных экспедициях.
Оказавшись в 1922 году за границей, П.А. Сорокин обладал богатой эрудицией и огромным педагогическим опытом и способностью вести организаторские работы. Он побывал во многих государствах, в которых так же продолжал вести научную деятельность. В октябре 1923 г. выехал в США, где и остался жить до конца своих дней. В 1924-1930 профессор университета Миннесоты, с 1930 до конца жизни — профессор Гарвардского университета, где в 1930 г. организовал кафедру социологии, а в 1931 г. — социологический факультет и продолжал заниматься социологическими исследованиями до 1942 года. П.А. Сорокин является основоположником теории социальной стратификации и социальной мобильности, которые он разрабатывал, изучая динамику различных обществ, их дифференциацию и механизмы социального расслоения.
Глава I . Классы и критерии их выделения в концепции Макса Вебера.
К другой группе, которая называется «негативно привилегированный класс владения», Вебер относит должников, бедняков, несвободных, которых он так и называет «объект владения (не свободный)» [4]
Вторая группа в данном типе класса – это «негативно привилегированный класс дохода». К нему Вебе относит наемных рабочих.
Отдельно, Вебер говорит о понятии «сословное положение», то есть престиж. «Сословным положением называется типичное значимое притязание на позитивную или негативную привилегию в социальной оценке». [7] Сословное положение опирается на воспитании, стиле жизни, поведении, манерах, каких то особенных профессиях, например священнослужитель, военнослужащих и т.д. Особое сословное положение человек может получить по наследству, через брак, через избранную профессию.
Таким образом, типы классов, предложенные Максом Вебером, представлены, как бы в «чистом виде». В различных исторических обществах в таком виде они не встречаются, как правило, они часто смешаны. Например, первый тип класса –«класс дохода», встречается и в древней Греции и в США в XIX веке (плантаторы и рабы). А социальный класс и в современном обществе можно выделить, те же врачи, священнослужители, военнослужащие и т.д. Класс дохода, это представители бизнеса со всей армией работающих на них наемных рабочих, начиная от разнорабочего, заканчивая инженерами, менеджерами.
Глава II . Стратификация общества и её критерии в работах Питирима Сорокина.
С момента возникновения человеческого общества у индивидов существует потребность в том, что бы занять определённое место в социальном пространстве. На сегодняшний день существует достаточное количество научных трудов, отражающих данную проблему.
П. Сорокин в своей работе «Человек. Цивилизация. Общество» так же рассматривает проблему социальной стратификации. Прежде всего он четко определяет понятие «социальное пространство». «Социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения земли». [8]
Сорокин говорит о том, что социальная стратификация характерна для всех обществ, но она отличается качественными и количественными показателями. Чем сложнее общество, тем сильнее и глубже в нем дифференциация. Однако неизменными являются основные векторы данного процесса. Главными критериями социальной стратификации у Сорокина выступают: экономический, политический и профессиональный вектор.
При этом отделить их друг от друга бывает зачастую невозможно, например, богатые люди чаще, чем бедные оказываются у вершины политической или профессиональной пирамиды, в то же время как бедные, лишённые всего занимают низшие места в политической и профессиональной иерархии. А это значит, что взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от совершенства, ибо различные слои каждой из форм не полностью совпадают друг с другом. Они совпадают друг с другом частично, поэтому следует анализировать каждую форму отдельно.
Экономическая стратификация. Под этим П. Сорокин подразумевает группу, имеющую определённый экономический статус. При этом, группа может быть подвергнута флуктации (случайному отклонению). Всего два вида флуктации рассматривает П. Сорокин.
П. Сорокин говорит о том, что не существует научных доказательств того, что эти процессы подвержены каким то четким правилам. Выравнивание или усиление экономического неравенства происходит в рамках одного общества постоянно. Экономическая пирамида никогда не становиться плоской, поскольку это может привести к гибели общества. «Как только общество начинает приближаться к точке перенапряжения, начинается революционная, уравнительная, социалистическая и коммунистическая «лихорадка», заражающая все большие и большие массы людей, вызывающая все усиливающееся возмущение народа, затем искомая «операция» или путем революционным, или реформаторским совершается. Таков вечно повторяющийся цикл истории. Но довольно об ограничениях в колебаниях высоты и профиля экономической стратификации». [11]
Таким образом, в любом обществе в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, последние — стихийно, импульсивно.
Политическая стратификация так же как и экономичекая подвержена сильным колебаниям. П. Сорокин считает, что те тенденции «демократизации», которые можно наблюдать в современных обществах, вовсе не свидетельствуют об уплощении политической пирамиды. Просто в древних обществах политическую иерархию сложно свести к пирамиде, она скорее напоминает куб, в современных же обществах политическая палитра очень разнообразна и разрыв между теми, кто имеет реальные рычаги власти, и теми, кто является объектом политики, очень велика, таким образом, пирамида, напротив, вытягивается, а не уплощается.
Профессиональная стратификация, согласно П. Сорокину, проявляется в двух основных формах: в форме иерархии основных профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация) и в форме стратификации внутри каждой профессиональной группы (внутрипрофессиональная стратификация).
Межпрофессиональная стратификация существовала в Древних обществах и существует сейчас. В Древних обществах, например, в Древней Индии, она проявлялась в существовании высших и низших каст. Кастово – профессиональные группы располагались вертикально, накрадываясь друг на друга. Каждая предшествующая каста превосходит по статусу последующую. Сорокин говорит, что подобная иерархия гильдий наблюдается и в Древнем Риме и в средневековых гильдиях. Так же, автор говорит о том, что в основе межпрофессиональной стратификации во все времена лежали следующие важные принципы: важность профессии, уровень интеллекта необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
Аналогии можно легко найти и в современном обществе. Названия меняются, суть остаётся прежней. В рамках одной профессии чётко прослеживается иерархия.
Таким образом, П. Сорокин рассматривает три основных критерия стратификации общества – экономический, политический и профессиональный. Критерии, процессы, описанные Сорокиным в контексте профессиональной стратификации являются более чем актуальными, для современного общества.
Глава III . Общее и различное в понимании социальной стратификации общества у Макса Вебера и Питирима Сорокина
Теории стратификации общества развивались постепенно, поэтому сравнить труды авторов, которые занимались этой проблемой буквально на этапе зарождения социологии, как отдельной, самостоятельной науки очень сложно. Появляющиеся друг за другом теории никогда полностью не отрицали всего, что создавалось до них, и определенная часть мыслей ученых социологов переходила в работы их потомков, трансформируясь и развиваясь.
Вебер говорил о том, что людей разделяет их отношение к собственности, престижные различия и властные различия, которые порождают создание политических партий и страт. На основании этого он уже выделяет классы. П.Сорокин дополняет, как бы усложняет эту схему стратификации, предложенную Вебером. Если рассматривать экономический вектор, он присутствует как критерий и у М. Вебера и у П Сорокина, но у Сорокина эта система стратификации представлена более детально. У М. Вебера главным аспектом является собственность, обладание ею, а у Сорокина, эта проблема рассмотрена глубже. Его более волнует проблема состояния класса. Причины обеднения или обогащения, от чего зависят эти процессы, имеют ли какие то закономерности данные процессы.
Другой критерий стратификации предложенный М. Вебером, политический, который так же присутствует и у П. Сорокина. Согласно М. Веберу от того принадлежит ли человек к какой то партии, либо нет, может измениться его социальный статус. Согласно П. Сорокину, политическая стратификация – это возможность попасть в какой то определенный социальный слой.
Более интересной нам представляется профессиональная стратификация по П. Сорокину. С нашей точки зрения критерии, процессы, описанные Сорокиным в контексте профессиональной стратификации являются более чем актуальными, для современного общества.
У М. Вебера так же критерий, который мы обозначили, как «престиж». Это социальное положение, которое на воспитании, стиль жизни, поведение, манеры, какие то особенные профессии, например священнослужитель, военнослужащих и т.д. Особое сословное положение человек может получить по наследству, через брак, через избранную профессию. Эта теория Макса Вебера так же отличается уникальностью, самостоятельностью и что самое интересное, как было сказано уже ранее, подтверждение данной теории можно наблюдать и в современном обществе.
Таким образом, если искать общее в теории социальной стратификации у Макса Вебера и Питирима Сорокина, то, безусловно, этим общим, будет критерии: экономические и политические. Конечно, это только внешнее сходство, так как содержание, процессы, которые описывают авторы, безусловно, различаются.
Не совпадают Макс Вебер и Питирим Сорокин в профессиональной стратификации. П. Сорокин, рассматривает профессию как возможность подняться по социальной лестнице, именно он вводит понятие «социальный лифт». Макс Вебер не рассматривает профессию как критерий стратификации, он вводит другое понятие – «престиж». У Вебера профессия влияет на стиль и образ жизни, на отношение к человеку, его место в обществе. А П. Сорокин, рассматривает профессию, как возможность роста.
Социальная стратификация являлась важной темой в научных изысканиях М. Вебера и П.Сорокина. На сегодняшний день проблемы социальной стратификации очень актуальны, так как мы, имеем возможность, каждый день наблюдать за процессами перехода из одного социального слоя в другой, изменениями социального пространства индивида. У Питирима Сорокина, человек продвигается по социальной лестнице благодаря своему таланту и способностям. У М. Вебера все «вытекает», прежде всего из «экономической позиции». К большому сожалению, в нашей жизни огромную роль занимают деньги, на сегодня они являются основным каналом вертикальной циркуляции.
Типы классов, предложенные Максом Вебером, представлены, как бы в «чистом виде». В различных исторических обществах в таком виде они не встречаются, как правило, они часто смешаны. Например, первый тип класса –«класс дохода», встречается и в древней Греции и в США в XIX веке (плантаторы и рабы). А социальный класс и в современном обществе можно выделить, те же врачи, священнослужители, военнослужащие и т.д. Класс дохода, это представители бизнеса со всей армией работающих на них наемных рабочих, начиная от разнорабочего, заканчивая инженерами, менеджерами.
П. Сорокин рассматривает три основных критерия стратификации общества – экономический, политический и профессиональный. К ритерии, процессы, описанные Сорокиным в контексте профессиональной стратификации являются более чем актуальными, для современного общества.
Если искать общее в теории социальной стратификации у Макса Вебера и Питирима Сорокина, то, безусловно, этим общим, будет критерии: экономические и политические. Конечно, это только внешнее сходство, так как содержание, процессы, которые описывают авторы, безусловно, различаются.
Не совпадают Макс Вебер и Питирим Сорокин в профессиональной стратификации. П. Сорокин, рассматривает профессию как возможность подняться по социальной лестнице, именно он вводит понятие «социальный лифт». Макс Вебер не рассматривает профессию как критерий стратификации, он вводит другое понятие – «престиж». У Вебера профессия влияет на стиль и образ жизни, на отношение к человеку, его место в обществе. А П. Сорокин, рассматривает профессию, как возможность роста.