в чем специфика пед профессии
Специфика педагогической профессии.
Специфика профессии учителя выражается в постоянном общении с детьми, у которых есть свое миропонимание, свои права, своя убежденность. В силу этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя является умение правильно направить процесс развития подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы. Педагогический труд как специфическое общественное явление характеризуется особыми функциями и состоит из таких компонентов:
а) труд как целесообразная деятельность;
Но в таком общем виде названные компоненты присущи любому виду труда. В таком случае, в чем же специфика педагогической деятельности?
3.Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
Оба вида педагогической деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Педагог выступает субъектом педагогической деятельности, в связи с чем к нему предъявляется целый ряд требований.
Совокупность профессионально обусловленных требований к личности педагога определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев).
Содержание профессиональной готовности аккумулировано в профессионально, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.
В профессиональные учителя с точки зрения В. А. Сластенина профессиональные требования объединены в три группы:
· качества, определяющие специфику профессии учителя;
· специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).
Ведущее место в профессионально занимает направленность личности педагога: социально-нравственная, профессионально-педагогическая, познавательная.
Направленность личности–это устойчивая доминирующая система мотивов (убеждений, склонностей, интересов и т.д.). Она определяет систему базовых отношений личности к миру, к самой себе, единство поведения и деятельности, выступает как основа саморазвития и профессионализма.
Социально-нравственная направленностьявляется фундаментальной характеристикой личности учителя. Она включает в себя идейную убежденность, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности.
Профессионально-педагогическая направленностьявляется главным компонентом профессиональной пригодности личности к педагогическому труду, предполагает позитивное отношение к себе как профессионалу и высокую активность в профессиональной сфере.
Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.
Познавательная направленностьимеет в основе духовные потребности и интересы. Потребность в знаниях является необходимым условием профессионального становления и совершенствования. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях преподаваемой им науки, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач, постоянно быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез.
Определяя профессионально значимые качества личности учителя, сошлемся на результаты исследований В.А. Сластенина и Н.Е. Мажора.
Качества личности–совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющее его устойчивое поведение в социальной и природной среде.
Ученые выделяют шесть групп профессионально важных качеств:
1. свойства личности, отражающие общую и профессионально-педагогическую направленностьответственность, любовь к детям, потребность в передаче знаний, благородство, доброта и принципиальность, правдивость и добросовестность, трудолюбие и аккуратность, стремление к творческой деятельности и самостоятельность, скромность, физическое совершенство и обаяние;
2. особенности интеллектуальной сферы личностилюбознательность, находчивость, сообразительность, эрудированность и умение выделять главное, логичность мышления и развитая речь;
3. эмоционально-волевые свойствавыдержка и самообладание, настойчивость и организованность, жизнерадостность и решительность, требовательность к себе, к учащимся, целеустремленность;
4. социально-психологические особенностиобщительность и обязательность, вежливость и деловитость, организаторские способности и тактичность, справедливость и доброжелательность;
5. сенсорнопирцептивные свойства личностираспределение внимания и наблюдательность, память на лица, имена, фамилии и педагогическое воображение, способность видеть мир глазами ребенка и художественный вкус, симпатия, фантазия и выдумка, чувство юмора и чуткость;
6. особенности самосознания личностисамокритичность, уверенность в себе, чувство собственного достоинства.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Специфика педагогической профессии.
Педагогическая деятельность может быть непрофессиональной. Первыми учителями ребенка можно назвать родителей. Об этом говорил еще Ж.Ж. Руссо: “Воспитание человека начинается вместе с его рождением; прежде чем говорить, прежде чем слышать, он уже обучается. Опыт предшествует урокам”[4, 246].
Первый опыт дети заимствуют у родителей, у старших по возрасту людей, которые окружают их в семье. Семейное воспитание можно и нужно считать педагогической деятельностью. Но эта деятельность не является профессиональной. Даже в том случае, если родители имеют педагогическое образование и работают в образовательных системах, они не всегда придерживаются в семье определенных требований педагогической профессии. Хотя, конечно же, в этом случае родители-педагоги имеют определенные преимущества в осуществлении обучения и воспитания своих детей в семейном кругу перед теми, кто не соприкасался в своей жизни с педагогической наукой, педагогической культурой. Однако жизненные примеры подтверждают мысль о том, что и педагогические знания, и сознательно поставленные цели обучения и воспитания, сознательная деятельность по их достижению еще не дают гарантии успешного формирования личности ребенка. В семейном воспитании как примере непрофессиональной педагогической деятельности, видимо, важнее всех знаний и педагогических правил — стремление родителей знать и понимать своих детей, формирование доверительных отношений и духовная близость с ними.
Однако есть примеры осуществления профессиональной педагогической деятельности и в семье. Речь идет о домашних учителях, гувернерах, репетиторах.
Но профессионально педагог работает в основном в специальных учебных учреждениях.
Что же такое — педагогическая профессия, профессиональная деятельность учителя?
Педагогическая профессия — это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки (интеллектуальной, нравственно-этической, психофизической), осуществляемой в основном в учебно-воспитательных учреждениях.
К педагогическим профессиям относятся: воспитатель дошкольного учреждения, учитель, социальный педагог, педагог дополнительного образования, тренер, преподаватель в профессиональных высших и средних учебных заведениях. Обычно эти профессии подразделяются на специальности,под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда внутри профессии) вид деятельности. Так, в самой массовой педагогической профессии — учительской — выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, математики, иностранных языков и т.д.
Количество педагогических профессий и специальностей постоянно растет. В последнее десятилетие возникли специальности социального педагога и педагога-психолога, появились двойные специальности (математика и физика, математика и информатика и т.д.), возродилась профессия гувернера, получила свой законный статус профессия репетитора (домашнего учителя).
В развивающейся системе образования проявляются две, казалось бы, противоположные тенденции: усиление узкой специализации и интеграцияпрофессионально-педагогической деятельности. Овладение интегрированными специальностями обеспечивает качественную профессиональную подготовку учителя, позволяет ему шире использовать возможности для реализации межпредметных связей, основательнее устанавливать контакты с воспитанниками.
Каковы же основные признаки профессиональной педагогической деятельности? Она носит преднамеренный, целенаправленный характер.В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнью семьи, профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка:
— ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми для этой деятельности знаниями, умениями и навыками;
— для ее реализации существуют определенные формы (классно-урочная система);
— эта деятельность преследует определенные цели: сформировать систему знаний, умений и навыков, развить способности ребенка, его интересы, мышление, память, внимание и т.д.; выработать систему отношений к окружающей действительности, нравственно-этические ценности, взрастить его личность;
— цели определяют содержание обучения, воспитания, образования;
— учащийся тоже понимает “особый”, общественно-значимый, серьезный характер этой деятельности, который определяет его отношения с педагогом. Он включается в деловые, официальные, регламентированные отношения с учителем;
— результаты педагогической деятельности, особенно обучения как ее части, контролируются и оцениваются. Основной критерий оценки — качество знаний, умений и навыков. Достаточно сложно проконтролировать и оценить результаты воспитания, так как воспитательное воздействие оказывает все окружение школьника, к тому же результаты воспитательного воздействия не имеют четких критериев, они отсрочены во времени, могут проявляться как последействие;
— высокопрофессиональный педагог не может ограничиваться строго регламентированной профессиональной деятельностью, он использует самые разнообразные, но неизменно носящие педагогический характер влияния на ученика — доверительные разговоры, советы, поддержку, помощь и т.д. Иными словами, педагогическая деятельность не может носить только формальный характер.
Профессиональная деятельность педагога имеет свою ярко выраженную специфику, определенную ее социальным назначением и значением.Она производится не в материальной, а духовной сфере жизни общества. Если, например, токарь или строитель допустят брак в своей работе, общество потеряет какую-то часть материальных ценностей, эти потери восполнимы. Ошибки педагога исправить трудно, они негативно влияют на судьбы людей. Как ни пафосно звучат эти слова, но в школьных классах закладывается будущее нашего общества.
Одной из особенностей педагогической профессии является зависимость результатов труда отличности учителя (в этом отношении она схожа с профессией артиста). Личность учителя как бы проецируется на его учеников (как и личность актера — на зрителей). Это относится как к его достоинствам, так и к недостаткам. Учитель является не только субъектомпедагогической деятельности, но и ее средством. К.Д. Ушинский подчеркивал, что личность формируется личностью, характер формируется характером [12].
Педагогическая профессия носит творческий характер (и в этом плане ее можно сравнить с актерской профессией). Несмотря на то, что в педагог основывает свой труд на психолого-педагогической теории, в которой четко определены закономерности и принципы, нормы и правила педагогической деятельности, теоретические положения он должен применять творчески. Уроки, внеклассная работа требуют творческого подхода к их организации в соответствии с особенностями учеников и тех обстоятельств, в которых они находятся вместе с учителем. Педагогические ситуации не могут быть стандартными, они требуют творческого решения. Поэтому по творческому потенциалу профессия учителя стоит в одном ряду с профессиями художника, скульптора, актера.
Характерной чертой работы учителя является высокий уровень занятости. Большая занятость педагога связана с необходимостью постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания, расти как личность. Педагогическая деятельность — это сложное явление, ее эффективное выполнение требует разнообразных умений и навыков (диагностических, проектировочных, организаторских, коммуникативных, дидактических, суггестивных и т.д.). Их выработка и осуществление также предполагают большие затраты времени, духовных и физических сил.
Педагогическая работа является трудоемкой и нерегламентированной по времени. Иногда сложно определить, когда начинается и кончается рабочий день педагога. Учитель смотрит спектакль или программу “Время”. Что это — работа или отдых? Вероятно, и то, и другое. В процессе постижения чего-то нового идет накопление знаний, впечатлений, чувств, которые в работе могут сыграть важную роль, стать основой для решения разнообразных педагогических ситуаций. А результативно, на высоком творческом уровне проведенный урок может дать педагогу заряд психологической и физической бодрости, который человек получает в результате активного отдыха.
Особенностью педагогического труда является то, что он осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и учеником. Характер этого взаимодействия определяется учителем. Оптимальным стилем педагогического общения является сотрудничество с учащимися,которое предполагает позицию равноправных, взаимоуважающих друг друга партнеров педагогического процесса.
Есть еще одна важная особенность педагогического труда. Он дает уникальную возможность избежать старчества (не стареть не может никто, но можно состариться духовно и в 20 — 30 лет, а можно сохранять бодрость тела и духа далеко за 70). Настоящий педагог живет интересами юных людей, общение с ними дает ему шанс чувствовать себя молодым. Это внутреннее ощущение во многом определяет, как выглядит человек внешне. Педагогические наблюдения позволяют утверждать, что педагоги, реализовавшиеся в профессии, и в зрелом (даже пожилом) возрасте отличаются крепким здоровьем, молодым взглядом, подтянутостью, бодростью и особой энергичностью.
Подводя итоги сказанному, обобщим, что к особенностям педагогического труда относятся:
— его осуществление в духовной, а не материальной сфере общественного производства;
— большая социальная значимость, высокая общественная ответственность;
— творческий характер деятельности учителя;
— трудоемкость и высокий уровень занятости, связанные с необходимостью выполнять разнообразные виды педагогической деятельности и постоянно работать над собой, над своим образованием, личностным ростом;
Общая характеристика педагогической профессии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Возникновение и становление профессии учителя
Профессия учителя – это род трудовой деятельности, предполагающий воспитание и обучение детей, одна из самых древних на планете профессий, которая может считаться вечной.
Способность к научению, усвоению и использованию чужого опыта – специфичная для человека способность. Общество не способно существовать и развиваться, если молодое поколение должно начинать весь путь с начала, не осваивая и не используя опыт, который был получен предыдущими поколениями. Иными словами, возникновение педагогической профессии связывают с появлением потребности древнего общества передавать накопленный социальный опыт от старшего поколения младшему. Необходимость передачи привела к выделению обучения в самостоятельный вид деятельности.
В древнем Египте были заложены зачатки наук – арифметики, геометрии, медицины и др. Эта информация была доступна очень ограниченному кругу лиц, которые передавали ее от отца к сыну и хранили в секрете.
Постепенно учителя стали государственными служащими, которым назначали ежегодный гонорар и определяли привилегии.
С ростом городов и развитием ремесел, церковные школы уже не могли удовлетворить потребности в грамотных людях и начали появляться цеховые и гильдейские школы. Обучение в них было платным.
С появлением и развитием капитализма профессия учителя стала массовой, возникли новые типы учебных заведений, а все эти перемены предполагали организацию специальной подготовки педагогических кадров.
На сегодняшний день в России осуществляют подготовку педагогов по 41 специальности. Сформировался целый пласт новых педагогических профессий: педагоги-экономисты, юристы, менеджеры, маркетологи, психологи и т. д. Развивается подготовка учителей экологии, политологии, социологии, культурологии, социальных педагогов, учителей ОБЖ и других предметов.
Готовые работы на аналогичную тему
Особенности педагогической профессии
Сущность педагогической деятельности заключается во взаимодействии с людьми, которое направлено на улучшение, преобразование, формирование личностных человеческих качеств. Это профессия предполагает особую ответственность и чувство долга. Педагогу необходимо обладать определенным типом мышления, объясняемым характером его деятельности.
Особенность педагогической профессии – ее двойственность: педагог должен иметь знания о человеке, его возрастных психологических особенностях, закономерностях развития и пр., а с другой стороны, ему в полной мере необходимо владеть предметом своей специализации.
Первоначальная задача педагога – наладить контакт с учениками, передать ему знания, сформировать умения и навыки, соответствующие конкретной предметной области, выявить общественные цели сконцентрировать усилия других людей на их достижении.
Своеобразие педагогической деятельности заключается в том, что она по природе своей носит гуманистический, коллективный и творческий характер. Она выполняет две социальные функции: адаптивную и гуманистическую.
Адаптивная функция предполагает приспособление человека к полноценному функционированию в сформированном обществе. На содержание адаптивного воспитания оказывает воздействие время и различные политические и общественные состояния.
Гуманистическая функция направлена на гармоничное и полноценное развитие человека, учитывая его индивидуальные особенности, с точки зрения гуманистической направленности, педагог выступает как хранитель личности человека, как величайшей ценности, которая при любых условиях остается неизменной.
Обе названные функции должны реализовываться комплексно, каждая из них играет важную роль в формировании личности.
Коллективный характер педагогической профессии обладает своими особенностями. Педагог, в отличие от других профессий, подразумевающих работу с людьми, должен не только управлять и руководить, но и сотрудничать. То есть, на конечный результат работы педагога оказывает воздействие не только его действия, но и воздействие на ученика и ученический коллектив со стороны других учителей, родителей, одноклассников и других окружающих факторов.
Творческая природа педагогического труда связана с индивидуальными качествами каждого учителя.
Индивидуальность – это высшая стадия личностного развития, основная характеристика которой – целостность, способность отстаивать и реализовывать личностные смыслы и ценности.
Творческая личность отличается особым сочетанием личностно-деловых качеств, которыми характеризуется ее креативность.
К признакам творческой личности относят:
Профессиональными функциями учителя являются:
Учителю необходимо осознавать и постоянно соблюдать права и свободы учеников, которые предусмотрены Законом РФ «Об образовании» и Конвенцией о правах ребенка.
Особенности педагогической профессии. Своеобразие педагогической профессии
Своеобразие педагогической профессии. Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.
В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. «В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям» [1]. В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя.
Л.Н.Толстой считал свободу ребенка ведущим принципом обучения и воспитания. По его мнению, школа может быть подлинно гуманной только тогда, когда учителя не будут рассматривать ее как «дисциплинированную роту солдат, которой нынче командует один, завтра другой поручик». Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему принуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике.
Основой успеха учителя, считал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.
История педагогической профессии показывает, что борьба передовых учителей за освобождение ее гуманистической, социальной миссии от давления классового господства, формализма и бюрократизма, консервативного профессионального уклада придает драматизм судьбе педагога. Эта борьба становится все напряженнее по мере усложнения социальной роли педагога в обществе.
Карл Роджерс, являющийся одним из основоположников современного гуманистического направления в западной педагогике и психологии, утверждал, что общество сегодня заинтересовано в огромном количестве конформистов (приспособленцев). Это связано с потребностями промышленности, армии, неспособностью и, главное, нежеланием многих, начиная от рядового учителя и кончая руководителями высшего ранга, расставаться со своей пусть маленькой, но властью. «Нелегко стать глубоко человечным, доверять людям, сочетать свободу с ответственностью.
Сказанное не означает, что учитель не должен готовить своих учеников к конкретным запросам жизни, в которую им в ближайшем будущем необходимо будет включиться. Воспитывая ученика, не адаптированного к наличной ситуации, учитель создает трудности в его жизни. Воспитывая слишком адаптированного члена общества, он не формирует у него потребности целенаправленного изменения как самого себя, так и общества.
Сугубо адаптивная направленность деятельности учителя крайне негативно сказывается и на нем самом, так как он постепенно теряет самостоятельность мышления, подчиняет свои способности официальным и неофициальным предписаниям, теряя в конечном счете свою индивидуальность. Чем больше учитель подчиняет свою деятельность формированию личности учащегося, приспособленного к конкретным запросам, тем в меньшей степени он выступает как гуманист и нравственный наставник. И наоборот, даже в условиях антигуманного классового общества стремление передовых педагогов противопоставить миру насилия и лжи человеческую заботу и доброту неизбежно отзывается в сердцах воспитанников. Вот почему И. Г. Песталоцци, отмечая особую роль личности воспитателя, его любви к детям, провозглашал ее в качестве основного средства воспитания. «Я не знал ни порядка, ни метода, ни искусства воспитания, которые не явились бы следствием моей глубокой любви к детям» [2].
Речь, собственно, идет о том, что учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение своей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманистическое будущее. А для этого он должен быть активным сам. При этом имеется в виду не любая его активность. Так, нередко встречаются учителя сверхактивные в своем стремлении «воспитывать». Выступая субъектом образовательного процесса, учитель должен признавать право быть субъектами и за учащимися. Это значит, что он должен быть способным довести их до уровня самоуправления в условиях доверительного общения и сотрудничества.
Большое значение формированию педагогического коллектива придавал А. С. Макаренко. Он писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса» [1].
Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Такое явление получило название психологического климата коллектива.
Творческая природа труда учителя. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.
Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.
В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель, так же как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.
Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание, анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов, перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя.
Часто сферу проявления творчества учителя непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В. А. Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя и субъективно-эмоциональный, детально конкретизирует коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений в первую очередь следует отнести умения управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приемы, и т.п.) и др. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность.
Е. С. Громов и В. А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.
Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.