в чем специфика неформальных объединений
Неформальные молодежные объединения
Наряду с официально оформленными (зарегистрированными) общественными молодежными объединениями в современном обществе широко распространены неформальные молодежные объединения (НМО). Отличительной особенностью неформальных объединений являются отсутствие официальной, например, государственной регистрации; их самоорганизация (первоначально); стихийное (основанное на желании и взаимном договоре участников группы) возникновение общегрупповой символики, правил, норм, ценностей и целей жизнедеятельности группы.
НМО следует отличать от таких смежных образований, как неформальная группа и неформальная группировка. Объединение небольшого числа подростков на основе близости возраста и территориальной общности (например, дворовая компания или друзья-одноклассники) получило название неформальная группа.
Для неформальной группы характерны дружеские взаимоотношения между ее членами, высокая вариативность и личная свобода членов группы в процессе совместной деятельности, выбор которой осуществляется по общему согласию большинства ребят («А, давайте, пойдем в кино!» и т.п.), социально положительная направленность деятельности. Неформальная группировка — понятие, чаще используемое для обозначения неформальных групп асоциальной направленности. Характеризуется наличием более или менее четко выраженного мотива сбора (употребить спиртное, выяснить отношения с соседней группировкой, «стрясти» деньги с прохожих и т.п.).
Неформальное молодежное объединение — своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей, существующее на протяжении нескольких десятилетий, часто имеющее международный характер. Направленность НМО представлена широким спектром: от явно асоциальных группировок White power — белая власть (националистское движение) до вполне безобидных и законопослушных битников (вариант современного развития движения хиппи).
Различные НМО имеют свою идеологию, специфику типичных видов деятельности, символику одежды, сленг и т.п. Неформальные молодежные объединения как своеобразные элементы культурной среды общества (так называемая субкультура) — явление, возникшее в 50-60 гг. XX столетия. Наиболее известными движениями тех лет являлись движения хиппи, модов, мажоров, тэдди-бойз. Например, тэдди-бойз — субкультура рабочей молодежи, появившаяся в 50-е гг. на фоне относительного повышения уровня жизни, в условиях «изобилия» и экономического подъема.
Это первые послевоенные стиляги, выходцы из рабочего класса с незаконченным средним образованием, неспособные по этой причине получить хорошо оплачиваемые должности или рабочие специальности, требующие высокой квалификации. Они просто копировали стиль поведения и одежды молодежи высших слоев общества. Типичный тэд носил пиджак свободного покроя с бархатным воротничком, брюки-дудочки, ботинки на резиновой платформе и галстук-шнурок.
Чуть позже, в конце 60-70-х гг., возникают движения рокеров, панков и др. Данные молодежные течения являлись своеобразными контркультурными образованиями, противостоящими официальной государственной системе норм и ценностей. Наряду с асоциальными образованиями в этот же исторический период достаточно активно развивались и просоциальные молодежные объединения (Greenpease, различные религиозные течения и т.п.).
В течение последнего десятилетия XX в. возникла и постепенно развивается новая тенденция в сфере неформальных молодежных объединений. Она заключается в следующем. Если НМО «классического» периода (хиппи, панки и т.п.) представляли из себя группы, достаточно четко сформированные по идеологическому принципу, определявшему все параметры их жизнедеятельности: от специфики одежды до особенностей межличностного общения, сленга и т.п., то в последние десятилетия наблюдается постепенный переход «неформальной принадлежности» от базовой формы жизнедеятельности к форме досуга, хобби, способа установления коммуникации со сверстниками. Для большинства современных неформалов их принадлежность к той или иной группировке — вовсе не образ жизни, а всего лишь в той или иной степени глобальное увлечение, часто не влияющее на основную жизнь.
Это легко проследить, анализируя основные неформальные группы (группировки) молодежи, распространенные в настоящее время в обществе. «Рейверы», «Гранжи», «Металлисты» часто — уже не конкретные сообщества молодежи, а скорее прослойки в молодежной среде, вся неформальность которых часто ограничивается лишь яркой одеждой и атрибутикой (колечки, цепочки, значки и т.п.).
Для современного состояния неформальной молодежной сферы гораздо более характерно не многообразие ярко выраженных группировок, а противостояние общей массы неформалов («нефоров») — молодежи, имеющей определенное увлечение (музыка, техника и т.п.) и так называемых «гопников» — подростков, ничем особым в жизни не занимающихся, ничем не выделяющихся из общей массы. В то же время особую социальную опасность представляет явный рост националистических молодежно-подростковых организаций — либо неформальных, либо прячущихся за вывеску «патриотической» деятельности.
Принадлежность к той или иной неформальной группе — практически обязательный элемент процесса социализации в подростковом возрасте.
Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя разнообразные социальные роли. Общеизвестно, что дети и подростки, в силу различного рода причин, не имевшие возможности постоянного общения со сверстниками (инвалидность, психологические особенности личности, жизнь в месте, отдаленном от людей и т.п.), практически всегда в более позднем возрасте испытывают трудности в создании семьи, в отношениях с сослуживцами, внутриличностные проблемы и т.д.
Психологическим основанием возникновения подростково-молодежных групп (группировок) является одна из ведущих поведенческих реакций данного возрастного периода — реакция группирования со сверстниками.
Процесс вхождения (примыкания) подавляющего большинства подростков в ту или иную неформальную молодежную группу можно отразить как процесс последовательного удовлетворения базовых потребностей человека: потребностей в самоутверждении и общении (см. схему 1).
Следует особо отметить тот факт, что неформальная среда общения порой является для подростка (особенно для подростка «группы риска») единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимоотношения в семье или не посещая регулярно какое-либо внешкольное учреждение, подросток вынужден примыкать к той или иной группе (группировке), автоматически принимая систему ее норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной.
Для очень большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой, являются личностно значимыми, причем эта значимость намного превосходит в сознании подростка «семейные» и «школьные» нормы и ценности. Именно этим во многом объясняется низкая эффективность воспитательных мер воздействия на трудного подростка: в его сознании совершенное им объективно негативное действие таковым не является, так как является одобряемым с точки зре ния референтной группы (например, грубость по отношению к педагогу в школе или срыв урока может им оцениваться вовсе не как «плохое поведение», а «героический подвиг», поддерживаемый сверстниками).
Одной из особенностей современных молодежных группировок является их расположенность вне основных институтов социализации (школы, клубы и т.п.). Группы (группировки) собираются чаще всего либо по территориальному принципу (дворовая компания), либо по принципу близости интересов (фанаты футбольного клуба и т.п.). Исходя из этого, достаточно проблематичным оказывается привлечение подобного рода групп в «официальные» социально-педагогические учреждения.
Попытка разрешить эту проблему привела к возникновению в США еще в начале 30-х гг. XX столетия так называемой уличной социальной работы, которая в настоящее время является одной из самых широко распространенных в мире и перспективных форм взаимодействия с молодежными неформальными группировками. Street workers — уличные работники осуществляют социально-педагогическую деятельность непосредственно в местах времяпрепровождения молодежи, пытаясь наладить контакт с ребятами, оказать своевременную помощь и поддержку.
В нашей стране деятельность уличных социальных работников началась со второй половины 90-х гг. XX столетия. С недавнего времени начинает развиваться работа социальных педагогов в неформальных группах под так называемым прикрытием. Социальный педагог входит в молодежную «тусовку» на правах законного члена, участвует в ее жизни, параллельно пытаясь собрать необходимую для работы информацию, незаметно помочь кому-то из ребят, перенаправить (при возможности) деятельность данной группы в положительное русло.
Одним из ведущих направлений работы с неформальными группами (группировками) учреждений до-суговой сферы в настоящее время являются, с одной стороны, развитие на своей базе разнообразных видов деятельности, привлекательных и популярных в молодежной среде (рок-клубы, фан-клубы и т.п.) и, с другой, организация и проведение в микросоциуме серии мероприятий и акций, ориентированных на привлечение молодежи (праздники, конкурсы, дискотеки и т.п.).
Широко распространенной формой работы с неформальной средой общения ребят в последнее время стали так называемые молодежные музыкальные клубы, предоставляющие им возможность регулярного общения и становящиеся достаточно быстро для большинства основным местом тусовки.
Большое значение в социально-педагогической деятельности, проводимой с молодежными группами, является процесс постоянного отслеживания так называемой групповой динамики, т.е. своевременное выявление факта возникновения группы, установление наиболее частых мест «тусовок» ребят, численного и демографического состава (небольшая группа — 3-5 человек либо группировка 10-12 и более), характера направленности группы (асоциальная/просоциальная).
Довольно часто принципиальным для определения стратегии дальнейшей работы с группой является определение типа ее неформального лидера (физический или интеллектуальный). Также важно установление совокупности основных нравственно-моральных, идеологических и иных ценностей, которыми руководствуется в своей жизни данная группировка.
Основными направлениями социально-педагогической деятельности в сфере неформальных молодежных группировок являются:
— профилактика расширения численности неформальных групп асоциальной, криминогенной направленности за счет исключения возможности создания молодежной группы под руководством взрослого, имеющего убеждения противоправного характера (например, вернувшегося из мест лишения свободы), а также за счет переориентации группировки на социально одобряемые виды деятельности (созда-ние временных рабочих мест, смена неформального лидера группы и т.п.);
— изыскание возможностей для обес-печения (материального и пр.)
существования неформальной группы положительной направленности (предложение различных вариантов занятости, общественно-полезной деятельности, занятий физкультурой и спортом, овладение боевыми искусствами и т.п.), например, создание на базе любительского музыкального коллектива группы, выступающей на официальной основе.
Вопросы и задания
1. К вам за консультацией обратились родители подростка. Выяснилось, что их сын уже около шести месяцев связан с сектой «сатанистов». Это их беспокоит. Предложите возможные пути решения данной проблемы.
2. К вам обратилась мама восьмилетнего мальчика. По ее словам, сына терроризирует группа старших подростков (дразнят, избивают без визуально наблюдаемых последствий, отбирают деньги и пр.). Ваши действия?
3. К вам обратился за помощью подросток. Принимая участие в азартных играх, он проиграл крупную сумму денег. Мать воспитывает сына одна (заплатить сумму долга из семейного бюджета фактически невозможно). Подросток поставлен «на счетчик», сумма долга увеличивается. Имеют место угрозы физической расправы и причинения материального ущерба. Что вы решите?
Неформальные молодежные объединения как социальное явление
Дата публикации: 03.01.2015 2015-01-03
Статья просмотрена: 37096 раз
Библиографическое описание:
Бачаев, А. А. Неформальные молодежные объединения как социальное явление / А. А. Бачаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 509-511. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14759/ (дата обращения: 09.12.2021).
В последнее время в крупных городах страны не находя возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые «неформальные группировки».
Неформальные молодежные объединения — очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами», из-за того, что им нравится атрибутика «неформалов», относительная независимость и самостоятельность. Также стихийное, неуправляемое общение молодых людей в группах опасно перерождением объединений в асоциальные.
Для того чтобы понять юношей и подростков из неформальных молодежных объединений, надо знать историю и причины возникновения их, а также ее развитие. Только после этого можно выработать к ним свое отношение и средства воспитательного воздействия.
Неформальные молодежные объединения — это самодеятельные молодежные объединения, инициативы. Они образуются стихийно. Социальные связи и отношения формируются в них под воздействием данной социокультурной среды, в процессе деятельности их членов по достижению поставленной цели. Причем цель в неформальной группе часто четко не осознается всеми ее членами [1.C.43.].
Появление их связано с неприятием молодежью сложившихся в их странах общественно-экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это протест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческого существования. Этот молодежный протест значительно усилился в период общественных переломов и кризисов. В конце 40-х-начале 50-х гг в западных странах стали появляться в значительном количестве группы молодежи, стремившиеся обособиться от окружающего мира и противопоставить себя ему. У них появились особые прически и одежда, специфические жесты, язык, способы поведения и особые формы искусства, в первую очередь музыки. Для них характерен пристальный интерес к самому себе и себе подобным, к музыке и в то же время, пробуждающееся стремление к участию в политической жизни.
Неформальные молодежные объединения классифицируют следующим образом:
— собственно неформальные объединения молодежи, которые имеют четкую структуру, атрибуты, отличающие от других объединений, определяющих программу и идеологию;
— «псевдоформальные объединения» — группы несовершеннолетних и молодежи, которые только относят себя к «неформалам». Подростки данной группы подражают различным видам неформальных объединений молодежи, следуя при этом моде или искренне желая быть неформалами.
— «досуговые» объединения (уличные). Они в настоящее время все время доминируют. Это нестабильные группы подростков и молодежи формирующиеся по территориальному признаку и значительно реже по учебно-производственному принципу и имеющие своей целью обеспечение общения, досуга, защиты «своей» территории и выяснение отношений с «чужими». Данные объединения требуют особого внимания и контроль, так как очень часто трансформируются в антиобщественные, противоправные и даже преступные формирования.
По социально-правовому критерию действующие сегодня неформальные объединения молодежи подразделяются на:
— просоциальные (положительной направленности) способствуют повышению позитивной, социально-активной молодежи. К ним относятся клубы самодеятельной песни, коллекционеры, творческие ассоциации, движения за охрану природы и т. д.;
— асоциальные (нейтрального типа) с развлекательной направленностью, создаваемые для проведения досуга. Данные группы балансируют на грани дозволенного и в ряде случаев частично или полностью переходят в разряд «антисоциальных»: «панки», «фанаты» и др.;
— антиобщественные (отрицательной направленности). Представители данных групп находят альтернативу фактам нарушения социальной справедливости, недостаткам в обществе, актам вандализма, хулиганства, то есть в вызове обществу, например, «скинхэды», «чистильщики» и другие.
Немалую роль в решении социальных проблем молодежи может сыграть учет специфики неформальных групп, члены которых находятся между собой в особых социально-психологических, неофициальных отношениях: дружеских, товарищеских, отношений лидерства, престижности, симпатии и т. д. Учет вхождения человека в неформальные группы может способствовать более эффективному преодолению сложных жизненных ситуаций, в которых нередко оказываются дети, подростки, юноши, девушки и другие группы населения [3.C.164].
Битники, не имевшие постоянного места жительства, обитавшие в подвалах, носившие примитивные одежды. Свой образ жизни они демонстративно противопоставляли презираемому ими буржуазному комфорту. Они были заняты поисками смысла жизни и не отвергали работу, но лишь по желанию и насколько это необходимо для поддержания жизни.
В середине 50-х гг. появились «сердитые молодые люди», одетые в кожаные пиджаки. Возраст их от 14 до 20 лет. Они были выходцами из бедных рабочих семей, многие из них потеряли в войну отцов и не имели работы. Стремясь привлечь внимание общественности к своему драматическому положению, они громили витрины магазинов, оформление улиц и мест большого скопления людей. Позднее возникло схожее движение теддов. В слепой ненависти и гневе они выходили на улицы и обрушивали свою ярость не только на имущество, но и на случайных прохожих, особенно небелого цвета кожи.
В конце 50-х и в 60-х гг начало эры рок-н-ролла. Отражали спектр молодежных проблем, стремились сделать свою музыку — протест популярной.
Хиппи протестовали против приглаженности, серости, однотонности жизни, ее бездушности, подавления индивидуальности. Киберпанки сжились с техникой, чего не смогли сделать все предшествующие неформальные молодежные объединения. Они использовали ее для установления связи искусства и науки, литературы и промышленности.
В 70-е гг возникают и более мирные целеустремленные виды молодежного несогласия с обществом: движение «зеленых», группы новой демократии защиты прав женщин, безработных и т. д. Изложенное показывает, что нельзя по-обывательски сводить сущность неформальных движений к причудам и странностям «бесящийся от жира», «неизвестно чего хотящей молодежи». В то же время нельзя закрывать глаза на то, что некоторые неформальные молодежные объединения под влиянием слепой ненависти встают на путь преступлений. Этого любое цивилизованное общество терпеть не должно.
Определенная часть студентов не принимает норм и ценностей группы, к которой они принадлежат (семья, школа, группа в институте и т. п.). Тем не менее, они разделяют нормы и ценности тех общностей, которые для них становятся образцом, примером для подражания [4.C.121]. В середине 80-х годов в Вашингтоне, в США, возникло направление эмо. В начале 2000-х годов и по наши дни «эмо» стало популярным явлением, выражающемся в субкультуре, моде на одежду и образе жизни. Эмо (англ. Emo, сокращение от «эмоциональный») — молодежная субкультура образовавшаяся на базе поклонников одноименного музыкального стиля. Ее представителей называют эмо-киды (англ. kid — молодой человек, ребенок) или, в зависимости от пола эмо-бой (англ. boy — мальчик, парень), эмо-герл (англ. girl — девочка, девушка).
Выражение эмоций — главное правило для эмо-кидов, это не проявление слабости, а обычное состояние. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид — ранимый и депрессивный человек. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о возвышенной любви.
Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках. Их внимание чаще обращено на глубокие личные переживания, чем на общественные переживания.
Эмо часто сравнивают с готической субкультурой, что вызывает яростный протест, как у готов, так и эмо. Ученые доказали, что эмо подвергаются большему риску самоубийства, чем готы. Эмо ненавидят себя, готы ненавидят всех. Готы активно используют кладбищенскую эстетику, носят серебряные украшения, что для эмо не характерно. А сходства заключаются в следующем: романтизация смерти, депрессивность, любовь к черному цвету, презрение к мачизму.
Традиционной прической эмо считается косая ровная челка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. У девушек возможны детские, смешные прически — два маленьких хвостика, яркие заколочки, сердечки по бокам, бантики. Часто прокалывают уши, делают пирсинг, глаза густо подводят карандашом, ногти покрывают черным лаком.
Многие специалисты видят одной из причин возникновения неформальных объединений в резких изменениях связанных с НТП, урбанизацией населения. В этих условиях затрудняется и искажается процесс социализации, семья, утрачивает свои механизмы воздействия на подростка и отдельные виды неформальных объединений, клубы притягивают к себе тех несовершеннолетних, кто не смог вписаться в структуру окружающего сообщества. Также существенную роль играют и такие факторы, как влияние зарубежной культуры, моды.
Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа, в отличие от большой, удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже определенного уровня, то индивид покидает ее [5.C.167].
Ученые проанализировали причины участия подростков в неформальных группах. Это: стремление познать необычное, особенно современное западное искусство; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива; отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность; равнодушие к учебе; потребность в эмоциональных впечатлениях; невнимание к подросткам в семье, безнадзорность; оригинальность впечатлений, получаемых подростками в группах, внутренняя свобода; возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях.
Первостепенная причина ухода подростков в неформалы это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых. Каждый восьмой из пришедших в «неформалы» тот, «кто не знал, как жить дальше». Когда дети и подростки предоставлены сами себе и не знают, чем заполнить свое свободное время, опасность дезадаптивного поведения возрастает [6.C.559].
Подростков, молодежь надо вовлекать в деятельность «отвлекающую» от бесцельного времяпрепровождения, организация разнообразной развивающей (социализирующей) деятельности и общения, создание среды социализации личности.
1. Исаев Б. А. Социология. — С-П.: Питер Пресс, 2007. — 224 с.
2. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. Учебник. — М.: Инфра-М, 2003. — 624 с.
3. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы. — М.: Дашков и Кº, 2005. — 476 с.
4. Бельский В. Ю., Беляев А. А., Лощаков Д. Г. Социология. Учебник. — М.: Инфра-М, 2002. — 304 с.
5. Кравченко А. И. Общая социология. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. –479 с.
6. Холостова Е. И. Социальная работа. Учебное пособие. — М.: Дашков и Кº, 2007. — 668 с.
Неформальные молодежные организации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Неформальные молодежные организации
Неформальные молодежные организации формируются спонтанно. Социальные связи и взаимоотношения в них формируются под воздействием социокультурной среды в процессе деятельности их членов для достижения какой-то определенной цели. Стоит отметить, что цель в неформальной группе часто бывает не совсем понятна всем ее членам.
Различные неформальные молодежные объединения являются сегодня очень актуальной проблемой, поскольку очень большое количество подростков переходят в неформальные организации из-за того, что им нравятся атрибуты «неформальности», независимости. Кроме того, спонтанное, неконтролируемое взаимодействие молодых людей в неформальных группах очень опасно из-за опасности возникновения асоциального поведения. Чтобы понять молодых людей из неформальных молодежных объединений, необходимо хорошо изучить историю и причины появления таких групп, а также пути их развитие. И только после этого можно будет формировать к ним какое-то свое отношение и продумывать способы и средства для воспитательного воздействия на них.
Их появление связано с отказом молодежи от социально-экономических систем, общественных и духовных норм, ценностей своих стран. Можно сказать, что это некий протест, направленный против уже сложившихся и существующих правил и порядков, а также поиск наиболее справедливых, правильных, подходящих и достойных форм и способов существования человека.
Многие эксперты видят одной из причин появления неформальных объединений резкие изменения, связанные с НТП, урбанизацией всего населения.
В данных условиях процесс социализации в семье теряет силу воздействия на того или иного подростка и определенные типы неформальных объединений, клубы привлекают тех несовершеннолетних, которые не могут войти в структуру окружающего сообщества. Такие факторы, как влияние иностранной культуры и моды, также играют важную роль.
Принадлежность к группе мотивируется большой надеждой найти в ней полное или хотя бы частичное удовлетворение своих личных запросов. Небольшая группа способна удовлетворять намного больше потребностей индивида. Если сумма удовлетворения, полученного в той или иной группе, снижается до минимального уровня, то человек практически сразу покидает ее.
Готовые работы на аналогичную тему
Исследователи провели анализ всех существующих причин вступления и участия подростков в различных неформальных организациях. Это:
Подростки и молодежь должны быть вовлечены в деятельность, «отвлекающую» от бесцельного времяпровождения, организацию различных развивающих (социализирующих) действий и общения, создание среды социализации личности.
Виды неформальных молодежных организаций
Неформальные молодежные объединения классифицируются следующим образом:
Такие групповые привычки называются неформальными групповыми нормами. Механизм, который контролирует соблюдение таких стандартов, называется групповым давлением.
По социально-правовому критерию действующие сегодня неформальные молодежные объединения делятся на:
Существенную роль в решении социальных проблем молодежи могут сыграть неформальные группы, члены которых находятся в определенных социально-психологических, неформальных дружеских отношениях. Вступление в неформальные группы может способствовать более эффективному преодолению трудных жизненных ситуаций, с которыми часто сталкиваются дети, подростки, юноши и девушки.