в чем специфика государства как субъекта управления

Государство как субъект управления

в чем специфика государства как субъекта управления. Смотреть фото в чем специфика государства как субъекта управления. Смотреть картинку в чем специфика государства как субъекта управления. Картинка про в чем специфика государства как субъекта управления. Фото в чем специфика государства как субъекта управления в чем специфика государства как субъекта управления. Смотреть фото в чем специфика государства как субъекта управления. Смотреть картинку в чем специфика государства как субъекта управления. Картинка про в чем специфика государства как субъекта управления. Фото в чем специфика государства как субъекта управления в чем специфика государства как субъекта управления. Смотреть фото в чем специфика государства как субъекта управления. Смотреть картинку в чем специфика государства как субъекта управления. Картинка про в чем специфика государства как субъекта управления. Фото в чем специфика государства как субъекта управления в чем специфика государства как субъекта управления. Смотреть фото в чем специфика государства как субъекта управления. Смотреть картинку в чем специфика государства как субъекта управления. Картинка про в чем специфика государства как субъекта управления. Фото в чем специфика государства как субъекта управления

в чем специфика государства как субъекта управления. Смотреть фото в чем специфика государства как субъекта управления. Смотреть картинку в чем специфика государства как субъекта управления. Картинка про в чем специфика государства как субъекта управления. Фото в чем специфика государства как субъекта управления

в чем специфика государства как субъекта управления. Смотреть фото в чем специфика государства как субъекта управления. Смотреть картинку в чем специфика государства как субъекта управления. Картинка про в чем специфика государства как субъекта управления. Фото в чем специфика государства как субъекта управления

В качестве непосредственных участников государственного управления выступают субъекты и объекты управления, которые четко разграничены между собой, весьма разнообразны и имеют определенную структурно-функциональную характеристику. Можно сказать, что сущность государственного управления во многом проявляется в характере взаимоотношений субъекта и объекта. От объекта управления в значительной степени зависят организационная структура субъекта, его конкретная функция и т. д. Процесс управления считается состоявшимся при передаче команды.

Выделение субъекта и объекта государственного управления имеет важный методологический и практический смысл – позволяет конкретизировать цели и содержание государственно-управляющих воздействий, определять специфику и формы государственного управления в рамках конкретного направления, выявлять целесообразность и результативность тех или иных видов деятельности, а также выявлять и анализировать соотношения между элементами субъекта и объекта государственного управления, между управленческой и другими видами деятельности (производственной, научной и др.) как в масштабах всего общества, так и в рамках его отдельных составляющих.

Субъекты и объекты принципиально отличаются друг от друга, их следует рассматривать как элементы государственного управления, имеющие качественное различие. Можно выделить, по крайней мере, три существенных отличия:

по характеру и видам общественных отношений, главным участником которых является человек. Но его участие осуществляется по-разному, имеют место различные результаты участия;

по видам и технологиям деятельности, которые требуют от человека определенных знаний, навыков, профессиональной подготовки, орудий труда;

по социальным ролям, которые выполняет человек исходя из своих способностей и интересов, и которые находят общественное признание.

В качестве субъектов государственного управления выступают государственные органы, институты, организации, в целом государство и народ.

Главным субъектом государственного управления в демократическом, правовом государстве является народ, который посредством выбора своих полномочных представителей во властные структуры участвует в процессе управления. Именно народное представительство придает системе государственного управления демократический характер.

Государство как сложная общественно-политическая система, важнейшими компонентами которой являются: народ, территория, суверенитет, система права, система власти и управления  в системе государственного управления выступает как консолидирующий субъект управления. Действуя от имени народа, государство создает свои органы: парламент, правительство, суд и другие органы, которые, в свою очередь, выступают как субъекты управления. Через органы государственного управления, соответствующие структуры и механизмы государство обеспечивает реализацию своих целей и функций, формирует и закрепляет всеобщую волю.

По сути, главное отличие государства от всех других форм социальной организации и состоит том, что оно выступает в качестве главного и единственного субъекта государственной власти, действие которой распространяется на всех граждан и на всю территорию, подпадающую под юрисдикцию данного государства.

Для обеспечения своей разнонаправленной управленческой деятельности государство создает свой аппарат, который функционирует на профессиональной основе, имеет сложную структуру и рассматривается как совокупный профессиональный субъект управления. При этом для государственного управления принципиальное значение имеет состояние аппарата, иерархичность построения, качество персонала и другие характеризующие его параметры.

Соответствующий орган, должностное лицо в системе государственного управления выступают в качестве конкретного субъекта управления.

Существует огромное разнообразие субъектов государственного управления, обладающих государственной властью, но все они существенно отличаются друг от друга. Они отличаются:

по социальной роли;

по характеру и видам управленческой деятельности;

в чем специфика государства как субъекта управления. Смотреть фото в чем специфика государства как субъекта управления. Смотреть картинку в чем специфика государства как субъекта управления. Картинка про в чем специфика государства как субъекта управления. Фото в чем специфика государства как субъекта управления

по технологиям и методам управления.

В то же время все субъекты государственного управления обладают рядом универсальных признаков, отражающих их сущность. Каждый субъект управления:

выражает интересы определенной социальной общности – народа, класса, социальной группы;

является системно организованным, ему свойственны черты социальной системы;

выделяет определенные функции;

обладает собственной, юридически обоснованной организацией, включающей личностный и институциональный компоненты;

занимает строго определенное место в иерархии государственного аппарата;

принимает строго определенные виды решений.

В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся в распоряжении: экономические, политические, идеологические и т. д. Например, с целью обеспечения ускоренного развития определенного экономического объекта для него могут устанавливаться преференции, предоставляться инвестиции. По отношению к управляемому объекту могут быть использованы и различные способы поощрений, разрешений или устанавливаться определенные требования, запреты, а за невыполнения их – определенная ответственность. Путем судебного решения государство может запретить политическую партию за ее антиконституционность; мэрия – не разрешить политическую демонстрацию с националистическими лозунгами, запретить пропаганду экстремистской идеологии и т. д. Но государственные органы и должностные лица как субъекты государственного управления могут применять только те средства и методы управления, которые разрешены им законом.

При этом в самом субъекте государственного управления возникают отношения, виды деятельности, проявляются социальные роли, которые направлены на разработку и практическое осуществление управляющих воздействий. Можно сказать, что материальным проявлением управленческих отношений являются управленческие решения и действия. Или, иными словами, выполняемые субъектами управления виды деятельности и их социальные роли, которые обеспечивают разработку и практическое осуществление управляющего воздействия – управленческих решений и действий, через которые находят свое выражение управленческие отношения.

Более того, в самом субъекте государственного управления, представляющем собой сложную иерархическую систему, возникают внутренние управленческие отношения, направленные на управление вышестоящими государственными органами или должностными лицами нижестоящих. То есть речь идет о наличии управленческих отношений внутри иерархии, о «внутреннем» управлении в самом субъекте государственного управления.

Источник

Государство как субъект управления

Вы будете перенаправлены на Автор24

Государство как субъект управления – это самостоятельная организация, наделенная суверенитетом, имеющая специальный механизм принуждения и управления, определяющая правовой порядок в рамках определенной территории.

Понятие государства как субъекта управления

В системе государственного управления не существует единого подхода к определению содержания понятия «государство». В России термин «государство» происходит от древнерусского термина «государь», использовавшегося для обозначения князя-правителя Древней Руси.

Термин «государство» можно рассматривать в контексте двух аспектов:

Зачастую термины «государство» и «страна» используются в качестве синонимов, однако они имеют существенные различия.

Термин «государство» применяется для обозначения политической системы власти, установленной в рамках определенной территории, особого рода организации. При этом понятие «страна» используется в культурном, общегеографическом, ином аспекте и характеризуется менее официальной окраской.

Государство является универсальной общественно-политической организацией, наделенной публичной властью и имеющей специализированный аппарат управления социально-экономическими процессами, в рамках определенной территории, подлежащей действию ее суверенитета.

Характеристики государства как субъекта управления

Государство в качестве субъекта управления обладает определенными общими характеристиками, к числу которых можно отнести следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

Государство является проводником и организатором различных реформ, выступая в качестве арбитра при возникновении общественных конфликтов, обеспечивает формирование правового климата в обществе.

Признаки государства как субъекта управления

Сущность государства как субъекта управления раскрывается через его ключевые признаки, к числу которых относятся следующие:

Специфика государства как субъекта управления

Как субъект управления государство выступает в качестве самостоятельной организации, имеющиеся суверенитет, определенный аппарат и механизм управления. Государство наделяется населением политической властью, выражающейся в соответствующих правах и функциях. Для их реализации государство формирует органы государственного управления, устанавливает для них области управления, выступающие в качестве объектов, а также вырабатывает механизм управления, каналы передачи управленческих воздействий, включая каналы обратной связи от объектов управления.

В качестве субъекта управления государства является комплексным инструментом власти, реализующим свое действие через систему органов государственного управления. Каждый орган государственного управления при этом обладает определенной самостоятельностью при реализации своих функций. Совокупность органов государственного управления, выступающих в качестве субъектов управления делится следующим образом:

Источник

Сущность и основные характеристика государства как субъекта управления Е. В. (Охотский Теория и механизмы современного государственного управления)

Тем не менее, до сих пор в науке так и не сложилось единого мнения по поводу сущности государства как главного субъекта государственного управления. По-прежнему популярна трактов­ка государства как власти, стоящей над обществом, как машины управления и насилия. Нередко государство рассматривается как «собственность» тех политических сил, которые экономически господствуют и обладают в данный момент властью.

Если обобщить имеющиеся точки зрения, то сущность госу­дарства можно представить в трех различных системах методоло­гических координат.

Сторонники цивилизационного (общечеловеческого) подхода рассматривают государство сквозь призму культурных, религиоз­ных, национальных, психолого-ментальных признаков, пред­ставляют его в качестве ведущего средства решения общих задач общества. Этот подход позволяет трактовать государство как по­литическую организацию, которая является не столько фактором господства, сколько механизмом регулирования общественных отношений, средством обеспечения определенного баланса инте­ресов людей, поиска социальных компромиссов и согласия, обеспечения мирного проживания людей в стране.

Такого понимания государства придерживались многие мыс­лители прошлого:

Ø это общее благо, которое получает общество от выполнения реаль­ных государственных задач (Н. Макиавелли);

Ø это общая воля, яв­ляющаяся выражением преобладающей силы (Дж. Локк);

Ø это «союз членов социальных групп, основанный на общечеловечес­ком принципе справедливости, под соответствующей ему вер­ховной властью» (Л.А. Тихомиров);

Ø это организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и при­знающих эту солидарность не только умом, но и силой патриоти­ческой любви, жертвенной волей, достойными и мужественны­ми поступками (И.А. Ильин).

В последнее время все большее число ученых склоняется к по­ниманию государства как самостоятельной социально-политиче­ской организации, создаваемой и действующей на основании и во исполнение права, являющейся основным регулятором общест­венных отношений.Государство выстраивает взаимоотношения между различными социальными группами, слоями, классами не путем ущемления прав и свобод одних в интересах других, а на ос­нове законодательства, учитывающего общие, групповые и част­ные интересы всех участников социальных отношений. Норма­тивно закрепляя и проводя на практике, например, принцип ра­венства наций и религий, государство обеспечивает правовое равенство граждан независимо от их национальной принадлеж­ности и вероисповедания. Оно не только вводит запрет на разжи­гание социальной, национальной и религиозной розни, но и ве­дет непримиримую борьбу с такого рода проявлениями.

Классовый подход к определению понятия государства и его сущности, несомненно, является крайностью. Однако крайностью является и конъюнктурно трактуемый общечеловеческий подход. Отказываясь от одной, чисто классовой концепции, приверженцы общечеловеческих интересов впадают в другую, искажающую объективную действительность, крайность. В реальной жизни нет ни чисто классовых, ни чисто общечеловеческих государственных институтов, а, следовательно, и соответствующих им определений государства. Важно, подчеркивает профессор М.Н. Марченко, учи­тывать не только его классовые элементы и соответствующие при­знаки, но и надклассовые, общечеловеческие признаки и черты.

Такое многообразие позиций и точек зрения не случайно. Оно лишний раз подтверждает тот факт, что государство представляет собой сложное многомерное явление, которое в сознании и по­ведении людей отражается разными гранями и сторонами.

В са­мом широком смысле государство можно определить как поли­тическую, территориальную, структурную организацию обще­ственной жизни на основе права.

С точки зрения теории государственного управления государ­ство характеризуется следующими сущностными чертами:

6) государство обладает легитимным правом на применение на­силия. Оно выражается в наложении уголовного наказания, ад­министративных, имущественных и других санкций. В экстраор­динарных случаях воздействие принимает специфические фор­мы: вводится чрезвычайное положение, запрещаются митинги и демонстрации, приостанавливается деятельность политичес­ких партий и объединений и т.п.;

8) государство, в отличие от других социальных структур, об­ладает суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью в принятии и проведении в жизнь государственных решений. В этом выражается реальная способность государства принимать окончательные решения, вырабатывать и проводить в жизнь свою собственную независимую внутреннюю и внешнюю политику.

Граждане, общественные организации (в том числе профсою­зы, политические партии и религиозные объединения), крупные собственники и предприниматели не вправе вмешиваться в за­конную деятельность государства. Незаконные же действия вла­стей могут быть оспорены только в судебном порядке. Более то­го, суверенитет государственной власти неделим. Нельзя его сме­шивать и с народным суверенитетом. Параллельно, наравне с госвластью не могут существовать другие конкурирующие власти (религиозные, политические, власть частей государства, т.е. его субъектов при федеративном государственном устройстве), претендующие на верховенство и бесконтрольность. Любые дей­ствия общественных, религиозных или политических организа­ций должны осуществляться в строгом соответствии с предписа­ниями легитимно сформированной государственной власти, в противном случае они теряют юридическую силу, а их деятель­ность становится противоправной.

Суверенное государство представляет собой объединенное со­общество людей в качестве определенной органической целост­ности на мировой арене. Оно является главным субъектом во вза­имоотношениях с другими странами, народами и международ­ными организациями. Государство устанавливает и поддерживает дипломатические отношения, заключает и исполняет междуна­родные договоры и соглашения, создает региональные и миро­вые организации и союзы, унифицирует и защищает права и сво­боды людей. Формирование открытых обществ усиливает интегра­ционные связи между народами, что повышает роль государств (их органов) в налаживании международного сотрудничества и укреплении мирового правопорядка;

­10) многие суверенные государства имеет свою собственную национальную валюту, которая используется как средство платежа при совершении различного рода имущественных сделок внутри страны, а также по договорам и сделкам с другими странами и международными финансовыми структурами. Государство са­мостоятельно формирует денежную систему, поддерживает и охра­няет ее.

Мы изложили устоявшуюся систему признаков и представили государство как публичную и легитимно организованную власт­ную силу общества, что и наделяет его управленческими полно­мочиями. Другое дело, каково соотношение этой властной силы и общества, насколько власть отчуждена от народа или, наоборот, близка ему, связана с ним и охраняет его, какие цели и интересы движут ею, что она, наконец, несет обществу. Является ли она ос­новой гражданского мира и согласия, гармонизации социальных интересов или выступает объектом политического противобор­ства, подавления несогласных и уничтожения неугодных.

В каждом государстве в любой исторический момент его су­ществования имеет место сочетание различных типовых форм государственной организации, от которых во многом зависит ха­рактер управленческой деятельности. Весьма разнообразны и его связи с обществом, между ними идет непрерывный взаимообмен ресурсами, информации, деятельностью, функционируют мно­гочисленные управленческие отношения. При этом доминирую­щую роль играет именно государство, как организованная пуб­лично-легитимная властная сила общества. Поэтому необходимо конкретное знание типологических характеристик государства, которое и способно давать соответствующие интеллектуальные импульсы для понимания сущности государственного управле­ния, его целей и задач.

Источник

Сущность и основные черты государства как субъекта управления

Тем не менее, до сих пор в науке так и не сложилось единого мнения по поводу сущности государства как главного субъекта государственного управления. По-прежнему популярна трактов­ка государства как власти, стоящей над обществом, как машины управления и насилия. Нередко государство рассматривается как «собственность» тех политических сил, которые экономически господствуют и обладают в данный момент властью.

Если обобщить имеющиеся точки зрения, то сущность госу­дарства можно представить в трех различных системах методоло­гических координат.

Сторонники цивилизационного (общечеловеческого) подхода рассматривают государство сквозь призму культурных, религиоз­ных, национальных, психолого-ментальных признаков, пред­ставляют его в качестве ведущего средства решения общих задач общества. Этот подход позволяет трактовать государство как по­литическую организацию, которая является не столько фактором господства, сколько механизмом регулирования общественных отношений, средством обеспечения определенного баланса инте­ресов людей, поиска социальных компромиссов и согласия, обеспечения мирного проживания людей в стране.

В последнее время все большее число ученых склоняется к по­ниманию государства как самостоятельной социально-политиче­ской организации, создаваемой и действующей на основании и во исполнение права, являющейся основным регулятором общест­венных отношений. Государство выстраивает взаимоотношения между различными социальными группами, слоями, классами не путем ущемления прав и свобод одних в интересах других, а на ос­нове законодательства, учитывающего общие, групповые и част­ные интересы всех участников социальных отношений. Норма­тивно закрепляя и проводя на практике, например, принцип ра­венства наций и религий, государство обеспечивает правовое равенство граждан независимо от их национальной принадлеж­ности и вероисповедания. Оно не только вводит запрет на разжи­гание социальной, национальной и религиозной розни, но и ве­дет непримиримую борьбу с такого рода проявлениями.

Классовый подход к определению понятия государства и его сущности, несомненно, является крайностью. Однако крайностью является и конъюнктурно трактуемый общечеловеческий подход. Отказываясь от одной, чисто классовой концепции, приверженцы общечеловеческих интересов впадают в другую, искажающую объективную действительность, крайность. В реальной жизни нет ни чисто классовых, ни чисто общечеловеческих государственных институтов, а, следовательно, и соответствующих им определений государства. Важно, подчеркивает профессор М.Н. Марченко, учи­тывать не только его классовые элементы и соответствующие при­знаки, но и надклассовые, общечеловеческие признаки и черты.

С точки зрения теории государственного управления государ­ство характеризуется следующими сущностными чертами:

6) государство обладает легитимным правом на применение на­силия. Оно выражается в наложении уголовного наказания, ад­министративных, имущественных и других санкций. В экстраор­динарных случаях воздействие принимает специфические фор­мы: вводится чрезвычайное положение, запрещаются митинги и демонстрации, приостанавливается деятельность политичес­ких партий и объединений и т.п.;

8) государство, в отличие от других социальных структур, об­ладает суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью в принятии и проведении в жизнь государственных решений. В этом выражается реальная способность государства принимать окончательные решения, вырабатывать и проводить в жизнь свою собственную независимую внутреннюю и внешнюю политику.

Граждане, общественные организации (в том числе профсою­зы, политические партии и религиозные объединения), крупные собственники и предприниматели не вправе вмешиваться в за­конную деятельность государства. Незаконные же действия вла­стей могут быть оспорены только в судебном порядке. Более то­го, суверенитет государственной власти неделим. Нельзя его сме­шивать и с народным суверенитетом. Параллельно, наравне с госвластью не могут существовать другие конкурирующие власти (религиозные, политические, власть частей государства, т.е. его субъектов при федеративном государственном устройстве), претендующие на верховенство и бесконтрольность. Любые дей­ствия общественных, религиозных или политических организа­ций должны осуществляться в строгом соответствии с предписа­ниями легитимно сформированной государственной власти, в противном случае они теряют юридическую силу, а их деятель­ность становится противоправной.

Суверенное государство представляет собой объединенное со­общество людей в качестве определенной органической целост­ности на мировой арене. Оно является главным субъектом во вза­имоотношениях с другими странами, народами и международ­ными организациями. Государство устанавливает и поддерживает дипломатические отношения, заключает и исполняет междуна­родные договоры и соглашения, создает региональные и миро­вые организации и союзы, унифицирует и защищает права и сво­боды людей. Формирование открытых обществ усиливает интегра­ционные связи между народами, что повышает роль государств (их органов) в налаживании международного сотрудничества и укреплении мирового правопорядка;

­10) многие суверенные государства имеет свою собственную национальную валюту, которая используется как средство платежа при совершении различного рода имущественных сделок внутри страны, а также по договорам и сделкам с другими странами и международными финансовыми структурами. Государство са­мостоятельно формирует денежную систему, поддерживает и охра­няет ее.

Мы изложили устоявшуюся систему признаков и представили государство как публичную и легитимно организованную власт­ную силу общества, что и наделяет его управленческими полно­мочиями. Другое дело, каково соотношение этой властной силы и общества, насколько власть отчуждена от народа или, наоборот, близка ему, связана с ним и охраняет его, какие цели и интересы движут ею, что она, наконец, несет обществу. Является ли она ос­новой гражданского мира и согласия, гармонизации социальных интересов или выступает объектом политического противобор­ства, подавления несогласных и уничтожения неугодных. Все эти вопросы требуют специального рассмотрения и будут исследова­ны по мере изложения учебного курса.

В каждом государстве в любой исторический момент его су­ществования имеет место сочетание различных типовых форм государственной организации, от которых во многом зависит ха­рактер управленческой деятельности. Весьма разнообразны и его связи с обществом, между ними идет непрерывный взаимообмен ресурсами, информации, деятельностью, функционируют мно­гочисленные управленческие отношения. При этом доминирую­щую роль играет именно государство, как организованная пуб­лично-легитимная властная сила общества. Поэтому необходимо конкретное знание типологических характеристик государства, которое и способно давать соответствующие интеллектуальные импульсы для понимания сущности государственного управле­ния, его целей и задач.

Функции государства

Между государством и обществом существуют многочислен­ные прямые и обратные связи. В пределах этих связей государ­ство реализует свои властные полномочия по упорядочению и совершенствованию частной, коллективной и общественной жизнедеятельности людей. Вот эта «погруженность» государства в общество характеризуется таким понятием, как «функции госу­дарства». Посредством реализации этих функций государство проявляет свою сущность и реализует свое социальное предназ­начение.

Функции проявляются в конкретных действиях социальных институтов, имманентно присущих социальным процессам. В них всегда присутствуют прогностическая, целеполагающая, преобразовательная, информационная, мировоззренческая и многие другие составляющие, которые в конечном итоге фор­мируют основу каждого управленческого цикла. В полной мере все это касается и государства.

Внутри страны государство реализует:

2. Правоохранительную Функцию, включая функцию легали­зованного принуждения: упорядочение совместной жизни лю­дей; охрана законности и правопорядка в обществе; защита прав и свобод граждан, их достоинства, жизни, здоровья и имущества; пресечение коррупционных, экстремистских, террористических и других преступных проявлений; наказание правонарушителей, умиротворение социальных конфликтов. В Российской Федера­ции на конституционном уровне закреплены функции обеспече­ния законности (ст. 114. п.е.), правосудия (ст. 46, 118, 125, 126, 127) и прокурорского надзора (ст. 129);

3. Административную функцию: контроль и надзор за испол­нением общеобязательных правил и предоставление государ­ственных услуг физическим и юридическим лицам, включая вы­дачу разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности, а также регистрацию документов, прав и объек­тов. Эта функция является ведущей для всех органов исполни­тельной власти. Для них установлена также функция по управле­нию государственным имуществом, в том числе переданного в оперативное управление государственным унитарным пред­приятиям, казенным предприятиям и учреждениям.

Исчерпывающий перечень базовых функций федеральных органов государственной исполнительной власти закреплен в Конституции РФ (ст. 71, 72, 114), Федеральном конституцион­ном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Рос­сийской Федерации», Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Указах Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов ис­полнительной власти», Распоряжении Правительства Россий­ской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р «Концепция адми­нистративной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах» и других нормативно-правовых актах;

4. Экономическую функцию. Ее суть изложена в Конститу­ции РФ (статьи 4 и 114) и заключается в создании государством благоприятных инвестиционных и организационно-правовых предпосылок, необходимых для упорядоченной, законной и эф­фективной экономической деятельности всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности. Конституцион­но гарантируется свободное перемещение товаров, услуг, финан­совых средств и трудовых ресурсов, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности.

Государство в лице его Правительства и соответствующих ми­нистерств, комитетов, служб и агентств разрабатывает и обеспе­чивает проведение в стране единой экономической политики (финансовой, кредитной, денежной), формирует правовое поле ее реализации с целью динамичного повышения конкурентной способности национальной экономики; формирует государствен­ный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением; управ­ляет госсобственностью; обеспечивает равноправие и защиту всех форм собственности, организует работу налоговой, тамо­женной и денежно-валютной систем; осуществляет поддержку малого и среднего бизнеса; финансирует программы научно-тех­нических и промышленных исследований.

Причем речь не идет о тотальной государственной регламента­ции экономических отношений и производственно-экономичес­кой деятельности хозяйствующих субъектов. Демократия и рынок предполагают совершенно иное: формирование эффективного нормативного пространства, в котором экономические потребно­сти, интересы, цели, стимулы, санкции и другие действия тща­тельно законодательно проработаны, осуществляются рациональ­ным способом и приносят необходимый социальный эффект;

5. Социальную функцию, имеющую своей целью обеспече­ние прав и свобод каждого человека и гражданина, создание условий для его активной созидательной жизнедеятельности каждого. В конечном итоге именно качество жизни является главным критерием эффективности реализации не только соци­альных полномочий государства, но и государственного управле­ния в целом.

6. Экологическую функцию. Это деятельность государства по обеспечению охраны, восстановления и улучшения природных условий жизни людей. Государство запрещает вредные производ­ства, контролирует соблюдение экологических стандартов, ока­зывает помощь пострадавшим от экологических катастроф.

Речь идет о следующих функциях:

1. Функция международного сотрудничества по поддержа­нию мира и мирового правопорядка, зашиты свободы, суверени­тета и исторического существования своей страны, ее зашиты от внешней угрозы. Реализуется эта функция посредством диплома­тических усилий, активного участия в работе Совета Безопасно­сти ООН, партнерского сотрудничества с НАТО, Европейским Союзом и другими международными организациями. А также путем укрепления собственных вооруженных сил и их участия в миротворческих мероприятиях, активной деятельности разве­дывательных и контрразведывательных структур, повышения статуса пограничных войск, строительства оборонительных со­оружений. Сотрудничество государств в этой области в основном развивается на двустороннем, многостороннем или региональ­ном уровнях;

2. Внешнеэкономическая функция: взаимодействие с други­ми государствами и международными организациями в сфере экономического, торгового, военно-технического и финансово­го сотрудничества. На этом направлении Россия активно взаи­модействует с Международной организацией труда (МОТ), Все­мирной торговой организацией (ВТО), Международным валют­ным фондом (МВФ), Всемирным банком реконструкции и развития, странами Шанхайского соглашения и другими орга­низациями;

3. Функция международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. Огромную роль в этом смысле играет учас­тие страны в деятельности соответствующих организаций ООН, Всемирной организации здравоохранения, Международного агентства по атомной энергии, Межправительственной океано­графической комиссии и других международных специализиро­ванных учреждений. Загрязнение природы «не признает» нацио­нальных границ и распространяется на все мировое пространство, что требует строго скоординированной и целенаправленной дея­тельности всех государств. Международное сотрудничество в об­ласти экологии происходит в основном договорным путем, который регламентирует совместное использование морских бассейнов и воздушных пространств, флоры и фауны, защиту жи­вотного и растительного мира;

4. Функция международного культурного, научного и спор­тивно-туристического и другого сотрудничества. Реализуется эта функция как на уровне двух- и многосторонних межгосударст­венных отношений, так посредством сотрудничества в рамках многих международных структур. Прежде всего таких, как МАГАТЭ и ЮНЕСКО. Россия участвует в многочисленных меж­дународных фестивалях, выставках, саммитах и конгрессах, се­минарах. Под патронажем указанных организаций осуществля­ются совместные научные проекты, развивается международный рынок патентов, лицензий, технологий, произведений изобрази­тельного, музыкального и сценического искусства, организуется международный книгообмен.

Убедительным доказательством справедливости вышесказан­ного, является деятельность Министерства иностранных дел Российской Федерации. Исходя из стратегического внешнепо­литического курса на защиту суверенитета, безопасности, терри­ториальной целостности Российской Федерации, защиту прав и интересов граждан и юридических лиц России, функции Ми­нистерства могут быть представлены следующим образом:

□ разработка проектов международных договоров Российской Федерации и подготовка предложений о заключении, выпол­нении, прекращении и приостановлении действий таких до­говоров;

□ ведение переговоров с иностранными государствами и между­народными организациями, в том числе по поводу расшире­ния торгово-экономических и финансовых связей, научно-технических, культурных и других обменов Российской Феде­рации с иностранными государствами и международными организациями;

□ реализация дипломатическими средствами усилий Россий­ской Федерации по обеспечению международного мира, гло­бальной и региональной безопасности с учетом ответственно­сти России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника общеевропейского процесса и других региональ­ных механизмов. Обеспечение участия России в деятельности ООН, Содружества независимых государств и других между­народных организаций, конференций и форумов;

□ участие в разработке конкретных мероприятий по обороне и безопасности Российской Федерации, осуществлению кон­версии ее оборонной промышленности;

□ участие в разработке основных направлений государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;

□ организация на территории Российской Федерации и за рубе­жом консульской работы;

□ содействие распространению за рубежом информации о внеш­ней и внутренней политике Российской Федерации, социаль­но-экономической, культурной и духовной жизни страны;

□ содействие функционированию иностранных дипломатичес­ких и консульских представительств на территории Россий­ской Федерации и осуществление в пределах своей компетенции контроля за деятельностью обслуживающих их предприя­тий, учреждений и организаций.

Используются эти методы комплексно. В реальной управлен­ческой практике их конфигурация зависит от многих факторов объективного и субъективного характера, диктуется теми целями и задачами, которые реализует субъект управления. Демократи­ческие государства преимущественно опираются на правовое ре­гулирование общественных отношений в сочетании с методами убеждения, стимулирования и контроля. Сюда же можно отнес­ти активную воспитательную и культурно-просветительскую де­ятельность. Силовое принуждение используется только в случае нарушения правовых установлений. Командно-мобилизацион­ным и императивно-принудительным методам отдают предпо­чтение недемократические режимы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *