в чем специфика государства как субъекта управления
Государство как субъект управления
В качестве непосредственных участников государственного управления выступают субъекты и объекты управления, которые четко разграничены между собой, весьма разнообразны и имеют определенную структурно-функциональную характеристику. Можно сказать, что сущность государственного управления во многом проявляется в характере взаимоотношений субъекта и объекта. От объекта управления в значительной степени зависят организационная структура субъекта, его конкретная функция и т. д. Процесс управления считается состоявшимся при передаче команды.
Выделение субъекта и объекта государственного управления имеет важный методологический и практический смысл – позволяет конкретизировать цели и содержание государственно-управляющих воздействий, определять специфику и формы государственного управления в рамках конкретного направления, выявлять целесообразность и результативность тех или иных видов деятельности, а также выявлять и анализировать соотношения между элементами субъекта и объекта государственного управления, между управленческой и другими видами деятельности (производственной, научной и др.) как в масштабах всего общества, так и в рамках его отдельных составляющих.
Субъекты и объекты принципиально отличаются друг от друга, их следует рассматривать как элементы государственного управления, имеющие качественное различие. Можно выделить, по крайней мере, три существенных отличия:
по характеру и видам общественных отношений, главным участником которых является человек. Но его участие осуществляется по-разному, имеют место различные результаты участия;
по видам и технологиям деятельности, которые требуют от человека определенных знаний, навыков, профессиональной подготовки, орудий труда;
по социальным ролям, которые выполняет человек исходя из своих способностей и интересов, и которые находят общественное признание.
В качестве субъектов государственного управления выступают государственные органы, институты, организации, в целом государство и народ.
Главным субъектом государственного управления в демократическом, правовом государстве является народ, который посредством выбора своих полномочных представителей во властные структуры участвует в процессе управления. Именно народное представительство придает системе государственного управления демократический характер.
Государство как сложная общественно-политическая система, важнейшими компонентами которой являются: народ, территория, суверенитет, система права, система власти и управления в системе государственного управления выступает как консолидирующий субъект управления. Действуя от имени народа, государство создает свои органы: парламент, правительство, суд и другие органы, которые, в свою очередь, выступают как субъекты управления. Через органы государственного управления, соответствующие структуры и механизмы государство обеспечивает реализацию своих целей и функций, формирует и закрепляет всеобщую волю.
По сути, главное отличие государства от всех других форм социальной организации и состоит том, что оно выступает в качестве главного и единственного субъекта государственной власти, действие которой распространяется на всех граждан и на всю территорию, подпадающую под юрисдикцию данного государства.
Для обеспечения своей разнонаправленной управленческой деятельности государство создает свой аппарат, который функционирует на профессиональной основе, имеет сложную структуру и рассматривается как совокупный профессиональный субъект управления. При этом для государственного управления принципиальное значение имеет состояние аппарата, иерархичность построения, качество персонала и другие характеризующие его параметры.
Соответствующий орган, должностное лицо в системе государственного управления выступают в качестве конкретного субъекта управления.
Существует огромное разнообразие субъектов государственного управления, обладающих государственной властью, но все они существенно отличаются друг от друга. Они отличаются:
по социальной роли;
по характеру и видам управленческой деятельности;
по технологиям и методам управления.
В то же время все субъекты государственного управления обладают рядом универсальных признаков, отражающих их сущность. Каждый субъект управления:
выражает интересы определенной социальной общности – народа, класса, социальной группы;
является системно организованным, ему свойственны черты социальной системы;
выделяет определенные функции;
обладает собственной, юридически обоснованной организацией, включающей личностный и институциональный компоненты;
занимает строго определенное место в иерархии государственного аппарата;
принимает строго определенные виды решений.
В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся в распоряжении: экономические, политические, идеологические и т. д. Например, с целью обеспечения ускоренного развития определенного экономического объекта для него могут устанавливаться преференции, предоставляться инвестиции. По отношению к управляемому объекту могут быть использованы и различные способы поощрений, разрешений или устанавливаться определенные требования, запреты, а за невыполнения их – определенная ответственность. Путем судебного решения государство может запретить политическую партию за ее антиконституционность; мэрия – не разрешить политическую демонстрацию с националистическими лозунгами, запретить пропаганду экстремистской идеологии и т. д. Но государственные органы и должностные лица как субъекты государственного управления могут применять только те средства и методы управления, которые разрешены им законом.
При этом в самом субъекте государственного управления возникают отношения, виды деятельности, проявляются социальные роли, которые направлены на разработку и практическое осуществление управляющих воздействий. Можно сказать, что материальным проявлением управленческих отношений являются управленческие решения и действия. Или, иными словами, выполняемые субъектами управления виды деятельности и их социальные роли, которые обеспечивают разработку и практическое осуществление управляющего воздействия – управленческих решений и действий, через которые находят свое выражение управленческие отношения.
Более того, в самом субъекте государственного управления, представляющем собой сложную иерархическую систему, возникают внутренние управленческие отношения, направленные на управление вышестоящими государственными органами или должностными лицами нижестоящих. То есть речь идет о наличии управленческих отношений внутри иерархии, о «внутреннем» управлении в самом субъекте государственного управления.
Государство как субъект управления
Вы будете перенаправлены на Автор24
Государство как субъект управления – это самостоятельная организация, наделенная суверенитетом, имеющая специальный механизм принуждения и управления, определяющая правовой порядок в рамках определенной территории.
Понятие государства как субъекта управления
В системе государственного управления не существует единого подхода к определению содержания понятия «государство». В России термин «государство» происходит от древнерусского термина «государь», использовавшегося для обозначения князя-правителя Древней Руси.
Термин «государство» можно рассматривать в контексте двух аспектов:
Зачастую термины «государство» и «страна» используются в качестве синонимов, однако они имеют существенные различия.
Термин «государство» применяется для обозначения политической системы власти, установленной в рамках определенной территории, особого рода организации. При этом понятие «страна» используется в культурном, общегеографическом, ином аспекте и характеризуется менее официальной окраской.
Государство является универсальной общественно-политической организацией, наделенной публичной властью и имеющей специализированный аппарат управления социально-экономическими процессами, в рамках определенной территории, подлежащей действию ее суверенитета.
Характеристики государства как субъекта управления
Государство в качестве субъекта управления обладает определенными общими характеристиками, к числу которых можно отнести следующие:
Готовые работы на аналогичную тему
Государство является проводником и организатором различных реформ, выступая в качестве арбитра при возникновении общественных конфликтов, обеспечивает формирование правового климата в обществе.
Признаки государства как субъекта управления
Сущность государства как субъекта управления раскрывается через его ключевые признаки, к числу которых относятся следующие:
Специфика государства как субъекта управления
Как субъект управления государство выступает в качестве самостоятельной организации, имеющиеся суверенитет, определенный аппарат и механизм управления. Государство наделяется населением политической властью, выражающейся в соответствующих правах и функциях. Для их реализации государство формирует органы государственного управления, устанавливает для них области управления, выступающие в качестве объектов, а также вырабатывает механизм управления, каналы передачи управленческих воздействий, включая каналы обратной связи от объектов управления.
В качестве субъекта управления государства является комплексным инструментом власти, реализующим свое действие через систему органов государственного управления. Каждый орган государственного управления при этом обладает определенной самостоятельностью при реализации своих функций. Совокупность органов государственного управления, выступающих в качестве субъектов управления делится следующим образом:
Сущность и основные характеристика государства как субъекта управления Е. В. (Охотский Теория и механизмы современного государственного управления)
Тем не менее, до сих пор в науке так и не сложилось единого мнения по поводу сущности государства как главного субъекта государственного управления. По-прежнему популярна трактовка государства как власти, стоящей над обществом, как машины управления и насилия. Нередко государство рассматривается как «собственность» тех политических сил, которые экономически господствуют и обладают в данный момент властью.
Если обобщить имеющиеся точки зрения, то сущность государства можно представить в трех различных системах методологических координат.
Сторонники цивилизационного (общечеловеческого) подхода рассматривают государство сквозь призму культурных, религиозных, национальных, психолого-ментальных признаков, представляют его в качестве ведущего средства решения общих задач общества. Этот подход позволяет трактовать государство как политическую организацию, которая является не столько фактором господства, сколько механизмом регулирования общественных отношений, средством обеспечения определенного баланса интересов людей, поиска социальных компромиссов и согласия, обеспечения мирного проживания людей в стране.
Такого понимания государства придерживались многие мыслители прошлого:
Ø это общее благо, которое получает общество от выполнения реальных государственных задач (Н. Макиавелли);
Ø это общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы (Дж. Локк);
Ø это «союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» (Л.А. Тихомиров);
Ø это организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и силой патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками (И.А. Ильин).
В последнее время все большее число ученых склоняется к пониманию государства как самостоятельной социально-политической организации, создаваемой и действующей на основании и во исполнение права, являющейся основным регулятором общественных отношений.Государство выстраивает взаимоотношения между различными социальными группами, слоями, классами не путем ущемления прав и свобод одних в интересах других, а на основе законодательства, учитывающего общие, групповые и частные интересы всех участников социальных отношений. Нормативно закрепляя и проводя на практике, например, принцип равенства наций и религий, государство обеспечивает правовое равенство граждан независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания. Оно не только вводит запрет на разжигание социальной, национальной и религиозной розни, но и ведет непримиримую борьбу с такого рода проявлениями.
Классовый подход к определению понятия государства и его сущности, несомненно, является крайностью. Однако крайностью является и конъюнктурно трактуемый общечеловеческий подход. Отказываясь от одной, чисто классовой концепции, приверженцы общечеловеческих интересов впадают в другую, искажающую объективную действительность, крайность. В реальной жизни нет ни чисто классовых, ни чисто общечеловеческих государственных институтов, а, следовательно, и соответствующих им определений государства. Важно, подчеркивает профессор М.Н. Марченко, учитывать не только его классовые элементы и соответствующие признаки, но и надклассовые, общечеловеческие признаки и черты.
Такое многообразие позиций и точек зрения не случайно. Оно лишний раз подтверждает тот факт, что государство представляет собой сложное многомерное явление, которое в сознании и поведении людей отражается разными гранями и сторонами.
В самом широком смысле государство можно определить как политическую, территориальную, структурную организацию общественной жизни на основе права.
С точки зрения теории государственного управления государство характеризуется следующими сущностными чертами:
6) государство обладает легитимным правом на применение насилия. Оно выражается в наложении уголовного наказания, административных, имущественных и других санкций. В экстраординарных случаях воздействие принимает специфические формы: вводится чрезвычайное положение, запрещаются митинги и демонстрации, приостанавливается деятельность политических партий и объединений и т.п.;
8) государство, в отличие от других социальных структур, обладает суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью в принятии и проведении в жизнь государственных решений. В этом выражается реальная способность государства принимать окончательные решения, вырабатывать и проводить в жизнь свою собственную независимую внутреннюю и внешнюю политику.
Граждане, общественные организации (в том числе профсоюзы, политические партии и религиозные объединения), крупные собственники и предприниматели не вправе вмешиваться в законную деятельность государства. Незаконные же действия властей могут быть оспорены только в судебном порядке. Более того, суверенитет государственной власти неделим. Нельзя его смешивать и с народным суверенитетом. Параллельно, наравне с госвластью не могут существовать другие конкурирующие власти (религиозные, политические, власть частей государства, т.е. его субъектов при федеративном государственном устройстве), претендующие на верховенство и бесконтрольность. Любые действия общественных, религиозных или политических организаций должны осуществляться в строгом соответствии с предписаниями легитимно сформированной государственной власти, в противном случае они теряют юридическую силу, а их деятельность становится противоправной.
Суверенное государство представляет собой объединенное сообщество людей в качестве определенной органической целостности на мировой арене. Оно является главным субъектом во взаимоотношениях с другими странами, народами и международными организациями. Государство устанавливает и поддерживает дипломатические отношения, заключает и исполняет международные договоры и соглашения, создает региональные и мировые организации и союзы, унифицирует и защищает права и свободы людей. Формирование открытых обществ усиливает интеграционные связи между народами, что повышает роль государств (их органов) в налаживании международного сотрудничества и укреплении мирового правопорядка;
10) многие суверенные государства имеет свою собственную национальную валюту, которая используется как средство платежа при совершении различного рода имущественных сделок внутри страны, а также по договорам и сделкам с другими странами и международными финансовыми структурами. Государство самостоятельно формирует денежную систему, поддерживает и охраняет ее.
Мы изложили устоявшуюся систему признаков и представили государство как публичную и легитимно организованную властную силу общества, что и наделяет его управленческими полномочиями. Другое дело, каково соотношение этой властной силы и общества, насколько власть отчуждена от народа или, наоборот, близка ему, связана с ним и охраняет его, какие цели и интересы движут ею, что она, наконец, несет обществу. Является ли она основой гражданского мира и согласия, гармонизации социальных интересов или выступает объектом политического противоборства, подавления несогласных и уничтожения неугодных.
В каждом государстве в любой исторический момент его существования имеет место сочетание различных типовых форм государственной организации, от которых во многом зависит характер управленческой деятельности. Весьма разнообразны и его связи с обществом, между ними идет непрерывный взаимообмен ресурсами, информации, деятельностью, функционируют многочисленные управленческие отношения. При этом доминирующую роль играет именно государство, как организованная публично-легитимная властная сила общества. Поэтому необходимо конкретное знание типологических характеристик государства, которое и способно давать соответствующие интеллектуальные импульсы для понимания сущности государственного управления, его целей и задач.
Сущность и основные черты государства как субъекта управления
Тем не менее, до сих пор в науке так и не сложилось единого мнения по поводу сущности государства как главного субъекта государственного управления. По-прежнему популярна трактовка государства как власти, стоящей над обществом, как машины управления и насилия. Нередко государство рассматривается как «собственность» тех политических сил, которые экономически господствуют и обладают в данный момент властью.
Если обобщить имеющиеся точки зрения, то сущность государства можно представить в трех различных системах методологических координат.
Сторонники цивилизационного (общечеловеческого) подхода рассматривают государство сквозь призму культурных, религиозных, национальных, психолого-ментальных признаков, представляют его в качестве ведущего средства решения общих задач общества. Этот подход позволяет трактовать государство как политическую организацию, которая является не столько фактором господства, сколько механизмом регулирования общественных отношений, средством обеспечения определенного баланса интересов людей, поиска социальных компромиссов и согласия, обеспечения мирного проживания людей в стране.
В последнее время все большее число ученых склоняется к пониманию государства как самостоятельной социально-политической организации, создаваемой и действующей на основании и во исполнение права, являющейся основным регулятором общественных отношений. Государство выстраивает взаимоотношения между различными социальными группами, слоями, классами не путем ущемления прав и свобод одних в интересах других, а на основе законодательства, учитывающего общие, групповые и частные интересы всех участников социальных отношений. Нормативно закрепляя и проводя на практике, например, принцип равенства наций и религий, государство обеспечивает правовое равенство граждан независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания. Оно не только вводит запрет на разжигание социальной, национальной и религиозной розни, но и ведет непримиримую борьбу с такого рода проявлениями.
Классовый подход к определению понятия государства и его сущности, несомненно, является крайностью. Однако крайностью является и конъюнктурно трактуемый общечеловеческий подход. Отказываясь от одной, чисто классовой концепции, приверженцы общечеловеческих интересов впадают в другую, искажающую объективную действительность, крайность. В реальной жизни нет ни чисто классовых, ни чисто общечеловеческих государственных институтов, а, следовательно, и соответствующих им определений государства. Важно, подчеркивает профессор М.Н. Марченко, учитывать не только его классовые элементы и соответствующие признаки, но и надклассовые, общечеловеческие признаки и черты.
С точки зрения теории государственного управления государство характеризуется следующими сущностными чертами:
6) государство обладает легитимным правом на применение насилия. Оно выражается в наложении уголовного наказания, административных, имущественных и других санкций. В экстраординарных случаях воздействие принимает специфические формы: вводится чрезвычайное положение, запрещаются митинги и демонстрации, приостанавливается деятельность политических партий и объединений и т.п.;
8) государство, в отличие от других социальных структур, обладает суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью в принятии и проведении в жизнь государственных решений. В этом выражается реальная способность государства принимать окончательные решения, вырабатывать и проводить в жизнь свою собственную независимую внутреннюю и внешнюю политику.
Граждане, общественные организации (в том числе профсоюзы, политические партии и религиозные объединения), крупные собственники и предприниматели не вправе вмешиваться в законную деятельность государства. Незаконные же действия властей могут быть оспорены только в судебном порядке. Более того, суверенитет государственной власти неделим. Нельзя его смешивать и с народным суверенитетом. Параллельно, наравне с госвластью не могут существовать другие конкурирующие власти (религиозные, политические, власть частей государства, т.е. его субъектов при федеративном государственном устройстве), претендующие на верховенство и бесконтрольность. Любые действия общественных, религиозных или политических организаций должны осуществляться в строгом соответствии с предписаниями легитимно сформированной государственной власти, в противном случае они теряют юридическую силу, а их деятельность становится противоправной.
Суверенное государство представляет собой объединенное сообщество людей в качестве определенной органической целостности на мировой арене. Оно является главным субъектом во взаимоотношениях с другими странами, народами и международными организациями. Государство устанавливает и поддерживает дипломатические отношения, заключает и исполняет международные договоры и соглашения, создает региональные и мировые организации и союзы, унифицирует и защищает права и свободы людей. Формирование открытых обществ усиливает интеграционные связи между народами, что повышает роль государств (их органов) в налаживании международного сотрудничества и укреплении мирового правопорядка;
10) многие суверенные государства имеет свою собственную национальную валюту, которая используется как средство платежа при совершении различного рода имущественных сделок внутри страны, а также по договорам и сделкам с другими странами и международными финансовыми структурами. Государство самостоятельно формирует денежную систему, поддерживает и охраняет ее.
Мы изложили устоявшуюся систему признаков и представили государство как публичную и легитимно организованную властную силу общества, что и наделяет его управленческими полномочиями. Другое дело, каково соотношение этой властной силы и общества, насколько власть отчуждена от народа или, наоборот, близка ему, связана с ним и охраняет его, какие цели и интересы движут ею, что она, наконец, несет обществу. Является ли она основой гражданского мира и согласия, гармонизации социальных интересов или выступает объектом политического противоборства, подавления несогласных и уничтожения неугодных. Все эти вопросы требуют специального рассмотрения и будут исследованы по мере изложения учебного курса.
В каждом государстве в любой исторический момент его существования имеет место сочетание различных типовых форм государственной организации, от которых во многом зависит характер управленческой деятельности. Весьма разнообразны и его связи с обществом, между ними идет непрерывный взаимообмен ресурсами, информации, деятельностью, функционируют многочисленные управленческие отношения. При этом доминирующую роль играет именно государство, как организованная публично-легитимная властная сила общества. Поэтому необходимо конкретное знание типологических характеристик государства, которое и способно давать соответствующие интеллектуальные импульсы для понимания сущности государственного управления, его целей и задач.
Функции государства
Между государством и обществом существуют многочисленные прямые и обратные связи. В пределах этих связей государство реализует свои властные полномочия по упорядочению и совершенствованию частной, коллективной и общественной жизнедеятельности людей. Вот эта «погруженность» государства в общество характеризуется таким понятием, как «функции государства». Посредством реализации этих функций государство проявляет свою сущность и реализует свое социальное предназначение.
Функции проявляются в конкретных действиях социальных институтов, имманентно присущих социальным процессам. В них всегда присутствуют прогностическая, целеполагающая, преобразовательная, информационная, мировоззренческая и многие другие составляющие, которые в конечном итоге формируют основу каждого управленческого цикла. В полной мере все это касается и государства.
Внутри страны государство реализует:
2. Правоохранительную Функцию, включая функцию легализованного принуждения: упорядочение совместной жизни людей; охрана законности и правопорядка в обществе; защита прав и свобод граждан, их достоинства, жизни, здоровья и имущества; пресечение коррупционных, экстремистских, террористических и других преступных проявлений; наказание правонарушителей, умиротворение социальных конфликтов. В Российской Федерации на конституционном уровне закреплены функции обеспечения законности (ст. 114. п.е.), правосудия (ст. 46, 118, 125, 126, 127) и прокурорского надзора (ст. 129);
3. Административную функцию: контроль и надзор за исполнением общеобязательных правил и предоставление государственных услуг физическим и юридическим лицам, включая выдачу разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности, а также регистрацию документов, прав и объектов. Эта функция является ведущей для всех органов исполнительной власти. Для них установлена также функция по управлению государственным имуществом, в том числе переданного в оперативное управление государственным унитарным предприятиям, казенным предприятиям и учреждениям.
Исчерпывающий перечень базовых функций федеральных органов государственной исполнительной власти закреплен в Конституции РФ (ст. 71, 72, 114), Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Указах Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», Распоряжении Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах» и других нормативно-правовых актах;
4. Экономическую функцию. Ее суть изложена в Конституции РФ (статьи 4 и 114) и заключается в создании государством благоприятных инвестиционных и организационно-правовых предпосылок, необходимых для упорядоченной, законной и эффективной экономической деятельности всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности. Конституционно гарантируется свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств и трудовых ресурсов, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности.
Государство в лице его Правительства и соответствующих министерств, комитетов, служб и агентств разрабатывает и обеспечивает проведение в стране единой экономической политики (финансовой, кредитной, денежной), формирует правовое поле ее реализации с целью динамичного повышения конкурентной способности национальной экономики; формирует государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением; управляет госсобственностью; обеспечивает равноправие и защиту всех форм собственности, организует работу налоговой, таможенной и денежно-валютной систем; осуществляет поддержку малого и среднего бизнеса; финансирует программы научно-технических и промышленных исследований.
Причем речь не идет о тотальной государственной регламентации экономических отношений и производственно-экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Демократия и рынок предполагают совершенно иное: формирование эффективного нормативного пространства, в котором экономические потребности, интересы, цели, стимулы, санкции и другие действия тщательно законодательно проработаны, осуществляются рациональным способом и приносят необходимый социальный эффект;
5. Социальную функцию, имеющую своей целью обеспечение прав и свобод каждого человека и гражданина, создание условий для его активной созидательной жизнедеятельности каждого. В конечном итоге именно качество жизни является главным критерием эффективности реализации не только социальных полномочий государства, но и государственного управления в целом.
6. Экологическую функцию. Это деятельность государства по обеспечению охраны, восстановления и улучшения природных условий жизни людей. Государство запрещает вредные производства, контролирует соблюдение экологических стандартов, оказывает помощь пострадавшим от экологических катастроф.
Речь идет о следующих функциях:
1. Функция международного сотрудничества по поддержанию мира и мирового правопорядка, зашиты свободы, суверенитета и исторического существования своей страны, ее зашиты от внешней угрозы. Реализуется эта функция посредством дипломатических усилий, активного участия в работе Совета Безопасности ООН, партнерского сотрудничества с НАТО, Европейским Союзом и другими международными организациями. А также путем укрепления собственных вооруженных сил и их участия в миротворческих мероприятиях, активной деятельности разведывательных и контрразведывательных структур, повышения статуса пограничных войск, строительства оборонительных сооружений. Сотрудничество государств в этой области в основном развивается на двустороннем, многостороннем или региональном уровнях;
2. Внешнеэкономическая функция: взаимодействие с другими государствами и международными организациями в сфере экономического, торгового, военно-технического и финансового сотрудничества. На этом направлении Россия активно взаимодействует с Международной организацией труда (МОТ), Всемирной торговой организацией (ВТО), Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком реконструкции и развития, странами Шанхайского соглашения и другими организациями;
3. Функция международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. Огромную роль в этом смысле играет участие страны в деятельности соответствующих организаций ООН, Всемирной организации здравоохранения, Международного агентства по атомной энергии, Межправительственной океанографической комиссии и других международных специализированных учреждений. Загрязнение природы «не признает» национальных границ и распространяется на все мировое пространство, что требует строго скоординированной и целенаправленной деятельности всех государств. Международное сотрудничество в области экологии происходит в основном договорным путем, который регламентирует совместное использование морских бассейнов и воздушных пространств, флоры и фауны, защиту животного и растительного мира;
4. Функция международного культурного, научного и спортивно-туристического и другого сотрудничества. Реализуется эта функция как на уровне двух- и многосторонних межгосударственных отношений, так посредством сотрудничества в рамках многих международных структур. Прежде всего таких, как МАГАТЭ и ЮНЕСКО. Россия участвует в многочисленных международных фестивалях, выставках, саммитах и конгрессах, семинарах. Под патронажем указанных организаций осуществляются совместные научные проекты, развивается международный рынок патентов, лицензий, технологий, произведений изобразительного, музыкального и сценического искусства, организуется международный книгообмен.
Убедительным доказательством справедливости вышесказанного, является деятельность Министерства иностранных дел Российской Федерации. Исходя из стратегического внешнеполитического курса на защиту суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, защиту прав и интересов граждан и юридических лиц России, функции Министерства могут быть представлены следующим образом:
□ разработка проектов международных договоров Российской Федерации и подготовка предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действий таких договоров;
□ ведение переговоров с иностранными государствами и международными организациями, в том числе по поводу расширения торгово-экономических и финансовых связей, научно-технических, культурных и других обменов Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями;
□ реализация дипломатическими средствами усилий Российской Федерации по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности с учетом ответственности России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов. Обеспечение участия России в деятельности ООН, Содружества независимых государств и других международных организаций, конференций и форумов;
□ участие в разработке конкретных мероприятий по обороне и безопасности Российской Федерации, осуществлению конверсии ее оборонной промышленности;
□ участие в разработке основных направлений государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;
□ организация на территории Российской Федерации и за рубежом консульской работы;
□ содействие распространению за рубежом информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны;
□ содействие функционированию иностранных дипломатических и консульских представительств на территории Российской Федерации и осуществление в пределах своей компетенции контроля за деятельностью обслуживающих их предприятий, учреждений и организаций.
Используются эти методы комплексно. В реальной управленческой практике их конфигурация зависит от многих факторов объективного и субъективного характера, диктуется теми целями и задачами, которые реализует субъект управления. Демократические государства преимущественно опираются на правовое регулирование общественных отношений в сочетании с методами убеждения, стимулирования и контроля. Сюда же можно отнести активную воспитательную и культурно-просветительскую деятельность. Силовое принуждение используется только в случае нарушения правовых установлений. Командно-мобилизационным и императивно-принудительным методам отдают предпочтение недемократические режимы.