в чем специфика философского знания
Специфика философского знания, его предмет, структура.
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
2. Можно выделить следующие особенности философского знания:
• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
• носит предельно общий, теоретический характер;
• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;
• опирается на категории — предельно общие понятия;
• неисчерпаемо по своей сути;
• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
Философия выступает как преодоление, снятие тех недостатков, которые присущи более ранним формам мировоззрения с одновременным удержанием их положительного содержания. Философии достаются в наследство уже известные нам мировоззренческие вопросы, исчерпывающего ответа на которые так и не дали ни миф, ни религия. Философия стремится найти ответы на эти вопросы своими собственными средствами, отличными от ранних форм мировоззрения. Что же это за иные средства?
Однако прежде обратим внимание на содержание самого термина «философия». В прямом переводе философия означает «любовь к мудрости» и, следовательно, она выступает как рациональное мироуяснение. Подчеркнем еще раз: философия – это не мудрость, а любовь, стремление к мудрости, поэтому философ – не мудрец, а ищущий путь к этой мудрости. Кстати, понятие пути является одним из древнейших архетипов человеческого сознания. Любовь к мудрости предполагает определенную дистанцию от мудрости и определенную рефлексию. Рефлексиейназывают способность сознания контролировать и познавать само себя. Сравните два высказывания: 1. «Я знаю» 2. «Я знаю, что я знаю». Последнее носит явно рефлексивный характер. Таким образом, рефлексия и является одним из самых важных, собственно философских средств познания.
Итак, философия – это переход от мудрости к рефлексивному знанию и наиболее подходящим определением философии на данном этапе нашего рассуждения может быть определение ее как ума, который начинает думать о самом уме или «сознание вслух». Специфику философского мировоззрения как рационального мироуяснения передает символ змеи, которая кусает себя за хвост.
Философия начинается с вопроса о себе самой. Она является рефлексией, оборачиванием на свои исходные основания. Переходя от собственной сущности к первоначалам бытия, философия трансцендирует, преодолевает границы отдельных предметов, связывая единичное и всеобщее, случайное и необходимое. Противопоставляя вере сомнение, философия стремится к истине, т.е. к соответствию мысли действительному положению дел. Но Истину, Добро и Красоту философ соотносит с жизнью, оценивая ее в метрике человеческих смыслов.
Однако философия включена не только во множество форм мировоззрения, но и еще в одно множество, родоначальником которого она является. Это система множества наук. Философия выступает как мировоззрение, которое стремится построить себя по типу науки. Это множество богато и постоянно увеличивается, есть науки, носящие явно частный характер, есть науки, претендующие на то же место что и философия: общая теория систем, кибернетика, теория игр и т.д.
Включив философию во множество наук, указав на то, что это рациональное мироуяснение, мы вправе задать себе вопрос об отличии философии от других наук. Особое место философского знания состоит в специфике предмета философии, а предметом ее является мир как целое. Но это целое состоит из природы, общества и мыслящего человека, ничего другого в нем нет. Однако надо еще понять, что делает эти части целым. Поэтому философию интересуют такие законы, которые являются общими и для природы, и для общества, и для человеческого мышления.
Следовательно, гармоничное и целостное рассмотрение мира с позиций выявления в нем универсальных законов – это и есть специфика предмета философии. Все другие науки подходят к миру расчленяющее, аналитически. В отличие от них философский подход является синтезирующим, целостным и поэтому знание, которое добывается философией, является всеобщим, универсальным. Это та же рефлексия, умение ума наблюдать собственные основания, контролировать свою собственную деятельность.
Отсюда видно, что философия не рядовое, а особое место, что позволяет дать еще одно ее определение. Философия – это теория всеобщего. Это знание, близкое к сакральному, знание, которое дает человеку колоссальные возможности для постижения окружающего мира. Знание закономерностей окружающего мира, как правило, выражается в категориях. Так вот, известно толкование термина «категория» как обвинение, приговор. Это не просто обозначение, поименование предмета, это вопрошание смысла предмета, «обвинение» этого предмета, тайна предмета.
Следует отметить, что предмет философии не исчерпывает всей ее специфики, которая есть не просто знание о всеобщих законах окружающего мира, хотя и это невероятно сложно. Философия – это еще и мировоззрение. Этот исток философии сращен с эмоционально-чувственной стороной человеческого Я, со смысложизненным отношением к миру, включающим в себя всю палитру человеческих переживаний: страх, страдание, заботу, надежду, стремление все изменить, поиск счастья. Другой исток философии претендует на постижение безличных первоначал и первопричин, выявление истины мира. Такая изначальная раздвоенность философии, попытка органично соединить личное с безличным есть ее внутренняя мета.
Особое положение философии не позволяет, да и не требует отделять ее какими-то четкими границами от других форм духовной деятельности. Поэтому любое значимое событие, происходящее в той или иной сфере общественной деятельности, несомненно, отзывается в философии, заставляет ее заново решать свои проблемы и менять свою форму. Таким образом, можно определить философию как форму общественного сознания, которая изучает наиболее общие законы природы, общества и человеческого мышления, осмысливает их как всеобщие условия человеческой деятельности, вырабатывает на этой основе методы, цели и идеалы.
Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания предполагает необходимость раскрытия ее социальных функций, той роли, какую она играет в жизни общества и личности. К числу основных функций философии относятся: методологическая, гносеологическая, мировоззренческая, практически-деятельная, идеологическая, интеллектуальная.
Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знания, обретала свою внутреннюю композицию. У стоиков (IVв. до н.э.) эта структура приняла следующий вид: 1) философия начиналась с логики; 2) после логики следовала физика или учение о природе; 3) после физики – этика как учение о человеке, о пути его к мудрой, осмысленной жизни. Последняя часть была главной, поскольку и логика, и физика лишь подготавливали положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру. Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день. Хотя время внесло в нее и свои коррективы.
В XVIIв. развитие получилатеория познания (гносеология). В понимании того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания. То, что античные философы именовали физикой, в философии более поздних веков получило иное название –онтология.
Значительно позже Гегель построит свою систему в виде «Энциклопедии философских наук», где называет три части философского знания, обозначенные им в строгой последовательности: 1) логика, 2) философия природы и 3) философия духа. (К последней он относит комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии).
Логика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии только к своему ядру не сводится. Социальная философия (или философия истории), философские вопросы естествознания (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, аксиология, история философии – круг философских дисциплин может быть и расширен.
Не отменяет ли многокомпонентная структура философского знания его целостности? Нет, не отменяет, потому что философские дисциплины – не механические части целого. Здесь более подходит другой образ: драгоценный кристалл и его грани. С поворотом кристалла высвечиваются все новые и новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.
Специфика философского знания
Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трёх основных сферах:
1-я – Истина (наука и идеология);
2-я – Добро (мораль и религия);
3-я – Красота (искусство в различных его формах и видах).
Философия всегда находилась и находится на стыке этих сфер. Она опирается на них и впитывает тем самым всё богатство и многообразие духовной культуры общества.
Философия – одна из самых древних и интереснейших областей человеческого знания, духовной культуры. Она насчитывает около 25 столетий своей истории. Возникнув в странах Древнего Востока (в Индии, Китае), своего наивысшего, классического развития в древности философия достигла в Греции. В трудах древнегреческих учёных впервые появляются и сами термины «философ» и «философия». Из источников известно, что среди учёных первым назвал себя философом великий древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.).
Как уже отмечалось, в буквальном смысле слова «философия» (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) означает «любовь к мудрости». В древности понятие мудрости имело возвышенный смысл. Оно означало стремление к особому интеллектуальному постижению мира, основанному на знании и бескорыстном служении истине, причём, мудрость означала не простое накопление механической суммы знаний отдельных вещей, а стремление понять мир как целостный и единый в своей основе.
Философия как любовь к истине и мудрости стала синонимом зарождающейся теоретической мысли. По своему содержанию она представляла собой синкретическое, т.е. нерасчленённое знание и включала в себя всю совокупность знаний о мире и человеке: начала математики, астрономии, механики, медицины, психологии, истории, этики, эстетики и т.д. Не случайно философы античного времени были учёными-универсалами, учёными-энциклопедистами.
Философия основывается на сознательном теоретическом, рациональном отношении к миру, на противопоставлении субъекта и объекта, на осознании субъектом самого себя как активного деятеля.
Философия изучает всеобщие законы природы, общества и человеческого мышления. Иными словами, философия стремится осознать некую основу для всех сфер реальности, порождающую всё многообразие мира, однако сохраняющую устойчивость во всех изменениях.
Специфические черты философского знания:
1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много общего с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат), но в то же время не является научным знанием в чистом виде.
2. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
3. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя научное знание, не стоит над ним.
4. Она имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.).
5. Носит предельно общий, теоретический характер.
6. Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук.
7. Философское знание во многом субъективно − несёт в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов.
8. Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи.
9. Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания.
10. Имеет качество рефлексии – обращённости мысли на саму себя (т.е. знание обращено как на мир предметов, так и само на себя).
11. Испытывает на себе сильное влияние доктрин, выработанных прежними философами.
12. В то же время философское знание динамично, т.е. постоянно развивается и обновляется.
13. Опирается на категории – предельно общие понятия.
14. Неисчерпаемо по своей сути.
15. Ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём.
Ясно, что философии принадлежит особая роль в жизни общества. Хоть и опосредованно, но философия обычно подключена к процессу принятия глобальных, стратегических решений, определяющих направленность человеческой деятельности. Отсюда и главная функция философии – исследование предельных оснований человеческой деятельности. «Предельными основаниями» обычно считаются представления, не осознаваемые полностью их носителями, но, тем не менее, обусловливающие их сознание. «Предельные основания» определяют стратегию деятельности, иначе говоря, «смысл жизни».
3. Предмет и функции философии, их содержание.
В общих чертах предметом всякого познания считается такая часть объективного мира, которая доступна человеческой практике, духовному созерцанию и созиданию. В отличие от других видов и способов познания, философия изучает всеобщие отношения, складывающиеся между человеком и миром, в котором он живёт. Поэтому предметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире.
Философия рассматривает всеобщие отношения независимо от того, где они реализуются – в природе, в обществе, или в мышлении.
Философия теоретически обосновывает главные принципы мировоззрения и методологии. Философское знание, следовательно, отличается высокой степенью обобщения – абстракции (этот факт вызывает большие трудности при её изучении). Философские понятия и суждения имеют всеобщий характер и относятся ко всем областям, ко всем сторонам действительности. Всеобщность – первая характерная черта философского знания, вторая – специальное исследование общего соотношения бытия и сознания.
Предмет философии условно подразделяется на те разделы, из которых складывается сама философия. В связи с этим выделяется два основных структурных аспекта в предмете философии:
1. Онтологические отношения между человечеством и миром, в которых раскрывается общечеловеческое и всемирное бытие.
2. Гносеологические отношения, указывающие на познаваемость самого мира.
Основные разделы предмета философии:
1. онтология (учение об общих законах бытия, включая учение о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия), о человеке (философская антропология), о вселенной и космосе (космизм) и др.);
2. философская антропология (учение о человеке);
3. гносеология (и эпистемология) (учение об общих законах и формах познания);
4. аксиология (учение о ценностях);
5. логика (учение о нормах и законах мышления);
6. социальная философия (учение о законах общественного развития);
7. этика (учение о морали и нравственности, о нравственном отношении человека к миру);
8. эстетика (учение о законах красоты и гармонии мира);
9. герменевтика (учение о смыслах);
Частные вопросы, изучаемые философией в рамках своих разделов:
2. происхождение бытия;
3. материя (субстанция), её формы;
4. сознание, его происхождение и природа;
5. взаимоотношение материи и сознания;
7. человек, его сущность и существование;
8. душа, духовный мир человека;
10. общество и человек;
12. природа и общество;
13. духовная сфера жизни общества;
14. материально-экономическая сфера жизни общества;
15. социальная сфера общества;
16. общественно-экономические формации, цивилизации;
17. перспективы человека, общества;
18. экология, проблемы выживания;
19. особенности познания;
20. влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;
21. ограниченность и безграничность познания;
23. философские категории;
24. диалектика и её законы;
Структура философии может конструироваться на различных основаниях. Если такой основой является сам человек и его деятельность, то философия получает антропологический характер и структурируется в зависимости от целей, средств и результатов деятельности.
Основные составные части (дисциплины) современной философии:
̶ Философия, ее предназначение, смысл и функции;
̶ Возникновение и основные исторические типы философии;
̶ Философское учение о бытии (онтология);
̶ Философские теории развития;
̶ Философия человека;
̶ Философские проблемы сознания и познания;
̶ Философские проблемы общественного развития и др.
На стыке философии с другими формами общественного сознания возникают такие синтетические области, как философия права, философия религии, философия искусства, философия морали, философия политики, философия науки, философия дизайна и др. В каждой из этих областей складываются ещё более мелкие подразделения. Например, в философии науки сложился целый спектр дисциплин – философские проблемы физики, философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемы математики и др.
В общей структуре философии выделяются следующие элементы:
1. Философские категории (наиболее общие понятия). Например, причина и следствие, сущность и явление; единичное и общее; свобода и необходимость; возможность и действительность и др.
2. Философские идеи (выражения концептуальных смыслов). Например, идея развития, идея абсолютного духа; идея материи. На базе идей формируются философские принципы, теории, идеалы.
3. Философские принципы. Например, принцип развития, принцип материального единства мира, принцип детерминизма (причинности).
4. Философские идеалы. Например, идеал гуманизма, идеал справедливости, идеалы добра, идеал красоты и др. Философские идеалы содержат как познавательный, так и ценностный компоненты. Философские идеалы, преломляясь через сознание человека, обогащаясь его опытом, превращаются в убеждения, установки, цели его жизни.
5. Философские теории и учения. Например, теория отражения, теория развития, теория отчуждения и др. Философские теории представляют собой высшую форму умозрительной деятельности человека. Одна и та же теория в разных философских учениях может получать разное, порою противоположное истолкование. Своё концентрированное выражение зрелая теория получает в методе. Поэтому философские теории могут выступать методологическими средствами для обоснования различных философских учений.
Методы философии – это пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование.
Метод (греч. – способ познания) – в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой её форме.
Понятие «методология» имеет два основных значения:
1. система определённых способов и приёмов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);
2. учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.
Основные методы философии
На протяжении всей истории существования философии велись споры о том, как, каким путем постигать истину, т.е. решался вопрос о выборе метода познания мира и человека. В результате на разных этапах развития философии сформировались следующие методы:
Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности), статично, (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознаётся их единство).
Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).
Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинных посылок (суждений) новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо иной, выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела целью не получение истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как приём ораторского искусства.
Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространён в западной философии.
Более подробно о методах познания речь пойдет в специальной лекции.
Функции философии
Функции философии – это основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи и назначение.
Философия характеризуется системой взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций, которые предназначены для реализации всего сформировавшегося духовного потенциала в реальную действительность. Всё многообразие функций философии можно классифицировать по разным основаниям и в разные группы, каждая из которых предназначена для решения того или иного круга философских проблем и задач.
По своему назначению все функции философии можно свести в две большие группы – мировоззренческие функции и методологические функции, которые направлены как на созерцательную, так и на созидательную деятельность.
Мировоззренческие функции проявляются в процессе формирования всеобщего, системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, на определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире.
Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.
Часто, когда речь идёт о мировоззрении, на первый план выдвигается его характеристика как обобщённой системы идей и взглядов на мир, человека, на его место в мире и т.д.
Среди мировоззренческой функции следует отметить такие ее подфункции, как гуманистическая, информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная, воспитательная, художественно-эстетическая и др.
1. гуманистическая подфункция – одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности исторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.
2. информационно-отражательная подфункция предназначена для организации всеобщего субстанционального основания, в котором можно было бы выразить простым и ясным способом всю бесконечную сложность и многообразие мира. Одним из способов для этого служит особый мир символов, использование сигналов, знаков, моделей и пр.
3. идеологическая подфункция выражается в том, что она помогает всему обществу, а также социальным группам вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов в таком направлении, которое ведёт к достижению поставленных целей, к решению проблем.
4. социально-нравственная подфункция состоит в том, что утверждает в общественной жизни сознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям.
5. художественно-эстетическая подфункция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием гармоничного единства и красоты.
6. аксиологическая (ценностная) подфункция (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть»ситом», через которое пропускать всё нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало Средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – XX вв. и др.).
7. практическая подфункция– связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.
8. социальная подфункция– объясняет общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрывает противоречия, указывает пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
9. культурно—транслирующая функция – связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.
10. воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Методологические функции проявляются в организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности. Сам по себе метод – это особая форма знания о способах организации средств деятельности по целенаправленному преобразованию вещей и объектов окружающего мира. Метод всегда проявляется тогда, когда надо организовать деятельность, чтобы достигнуть поставленные цели. Поэтому человеческая деятельность всегда опирается на какой-то метод.
Выделение методологической функции как исходной обусловлено тем, что философия занимает особое место в процессе осознания бытия в структуре общественного сознания.
Под методологией следует понимать систему исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Эти принципы заключаю в себе выраженные в общей форме представления о сущности мира и человека, о предельных основаниях их бытия, об отношении человека к миру и к себе.
Какие же методологические основания философия открывает для деятельности человека. В широком плане методологическая функция философии продолжает и дополняет её мировоззренческую функцию, ибо взгляды человека на средства своей деятельности тоже имеют мировоззренческое значение. В свою очередь, и мировоззрение составляет неотъемлемую часть любой методологии.
Прежде всего здесь следует отметить, что в философии широко используются все наиболее общие методы познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы, применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законах движения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия), релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методу присуща своя методологическая специфика функционирования. Среди методологических функций следует отметить такие, как логическую, гносеологическую, эвристическую, селективную, интеграционную и др.
1. логическая подфункция состоит в использовании философских категорий, идей и принципов, в качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью направлении.
2. эвристическая подфункция организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний о них в разных сферах бытия.
3. селективная подфункция связана с решением философских проблем выбора и сознательного отбора необходимых признаков, свойств, вещей и отношении в процессе деятельности.
4. интеграционная подфункция направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в многогранной деятельности. По данному поводу следует отметить, что классическая философия исходила из непосредственного соответствия между предметом и методом. Классическое требование гласит, что данный предмет должен познаваться только соответствующим ему методом, который для других предметов применяться не может. Постклассическая же философия разработала методологический механизм, в котором один предмет может разносторонне познаваться несколькими методами, а несколько разных предметов могут познаваться одним универсальным методом.
5. прогностическая подфункция – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человек, природы и общества.
6. критическая подфункция, роль которой – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации её результатов.
Философия объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что все функции философии раскрывают богатство и многообразие её возможностей в познании мира.
Контрольные вопросы
1. Как вы ответите на вопрос «Что такое философия?».
2. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение?
3. Всякое ли мировоззрение является философией?
4. Назовите уровни отражения действительности.
5. Что является предметом философии?
6. С постановки каких вопросов начинается философия?
7. Объясните, в чём заключается философский метод.
8. Назовите функции философии и объясните, как они связаны.
9. В чём состоит методологическая функция философии?
10. Как соотносятся между собой философия и наука?
11. Каково соотношение знания и веры?
Логические задачи по теме
1. «Для мифологии не существует вопроса о том, как её боги и герои конструируют объекты реального бытия… Соответственно, для мифологии бытие есть образ-символ, реальность, а для философов бытие (а значит, и реальность) есть проблема».
— Прокомментируйте это положение. В чём вы видите отличие мифологии и философии в интерпретации бытия?
2. «Своеобразная сущность религии оставалась вне её, она претендовала на форму мысли. Если философия должна заменить религию, то философия, оставаясь философией, должна стать религией, она должна включать в себя в соответствующей форме то, что составляет суть религии, должна включить преимущества религии».
— Может ли, на ваш взгляд, философия заменить религию? Дайте оценку рассуждению философа.
3. «Основной вопрос всей, особенно новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе…».
— Согласны ли вы с позицией автора? Существует ли основной вопрос философии?
4. «… для других наук определяется предмет исследования, предмет философии как таковой не может быть ограничен, потому что он включает в себя всё, что существует в мире. Именно потому, что он не может быть ограничен, его можно по существу обозначить как «искомый, бесконечно искаемый».
— О каких особенностях предмета философии идет разговор в тексте?
5. «Настоящий химик должен быть теоретиком и практиком… значит, должен быть и философом тоже».
— Докажите справедливость мысли великого русского учёного о взаимосвязи теоретического природоведения с философией.
6. «…Мудрость сродни свободе и разумности. Мудро поступает (и советует, и учит) тот, кто, опираясь на знания, обобщённый жизненный опыт, умеет разумно соотнести желаемое с должным, субъективные устремления с объективной логикой жизни. Мудрость позволяет избегать ошибок в суждениях и действиях».
— О какой функции философии идёт речь в отрывке?
— Что вы понимаете под мудростью?
— Достаточно ли быть мудрым, чтобы быть философом?
Библиографический список:
1. Антология мировой философии в 4 т. Т.1. – М.: Мысль, 1969. – С. 354-355.
2. Бердяев, Н. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994. – С. 230-232, 238.
4. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. – М.: Мысль, 1974. – С. 84.
5. Декарт, Р. Соч. в 2-х. Т.1. – М.: Мысль, 1989. – С. 301-302.
6. Дубровский, Д.И. О специфике философской проблематики / Д.И.Дубровский // Вопросы философии. – 1984. №11.
8. Кант, И. Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980. – С. 322-333.
9. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию/ М.К. Мамардашвили. – М.: Прогресс, 1992. – С. 336.
10. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М.: Наука, 1991. – С. 80-81, 96-97, 108-109.
11. Платон. Соч. в 4 т. Т.4. – М.: Мысль, 1994. – С. 625-627.
12. Рассел, Б. История западной философии. В. 2т. Т.1. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994. – С. 11-12.
13. Рорти, Р. Философия и будущее// Вопросы философии. 1994. №6. – С. 30.
14. Сенека, Л.А. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. – М.: Худ. лит., 1986. – С. 55-56.
15. Хайдеггер, М. Что такое – философия //Вопросы философии. 1993, №8. – С. 118.
17. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994. – С. 500-501.