в чем специфика философских проблем
СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ
Тема 2. Предмет философии и ее структура.
План:
1. Предмет и функции философии
2. Специфика философских проблем
3. Проблема «основного вопроса» философии
4. Роль философии в современной культуре
ВВЕДЕНИЕ
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
«Философия» по-гречески значит «любовь к мудрости». Поначалу «философией» назывались все существующие знания о причинах вещей, устройстве мира, космоса, природы. Предметом философии был, следовательно, весь мир. В период средневековья философия была тесно связана с христианской теологией (богословием), и своим предметом она избрала представления о духовном мире человека и его связи с Богом. В эпоху Возрождения, напротив, предметом философского познания стала природа, что придало естественнонаучный характер знаниям. Вплоть до эпохи Просвещения слово «философия» оставалось собирательным именем для всех наук, синонимом науки как таковой. Все, и естественные, и гуманитарные научные дисциплины считались разделами философии. Представители позитивистской философии утверждают, что у философии нет больше своего личного предмета, и ей остается только собирать готовые знания, полученные другими науками, и строить из них «всеобщую картину мира».
В ходе развития философии представления о собственных задачах философии также менялись. Каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос, ибо сложность предмета взрывала все исторические рамки. Так, например, для греческого мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств – искусством самопознания. Ученик Сократа Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, то есть мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру чувственных вещей. Аристотель считал философию наукой, изучающей первые причины вещей, и называл ее госпожой наук. Для Античности характерно понимание философии как матери всех наук. Философией греки называли весь конгломерат теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и обыденному знанию – с другой.
В Средние века философия долгое время выступала служанкой богословия. В эпоху Возрождения происходит отделение философии от теологии. Мыслители этого времени, так же как греки, любое теоретическое знание называют философским.
Таким образом, структура философского знания, как и представления о ее предмете и главных задачах, имеют исторический характер.
В настоящее время к числу философских наук относят:
— основы философии: наука о законах и категории мышления и бытия;
— этика: учения о добре и зле, о смысле человеческой жизни.
— социальная философия: учения об основах и общих законах общества
— философская антропологию (от греч. ἄνθρωπος – «антропос»: «человек»): учения о месте человека в мире
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ
Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек – мир», философия – это рационально-теоретическое (основанное на разуме и логике) осмысление этих связей. В природе или культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, прекрасном и безобразном, истинном и ложном.
Таким образом, главная особенность философских проблем заключается, прежде всего в их всеобщности. Более широких проблем, чем мировоззренческие не бывает, поскольку они предельны для бытия человека и его деятельности по отношению к миру.
Следующая черта философских проблем в их вечности, постоянстве для всех времен. Это проблема «мира в целом», проблема человека, смысла жизни человека и т.д. Философские проблемы «вечны», поскольку сохраняют свое значение в каждой эпохе.
Вопрос 1. Предмет философии. Специфика философских проблем
Философия. Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить «вечные» загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития.
Существует 3 понимания философии:
1) Старо-античное. 7-5 вв до н.э., Древняя Греция. Понималось всё научное знание о мире, противопоставленное мифологическому.
2) Традиционное. 2я половины 17го в – 19 в. До 17го в все науки были едиными, зачем они начали дробиться и отделяться. Философия – наука всех наук, наука об общем. Подчеркивалось главенство философии.
Предпосылки возникновения философии – 1) возможности человека, его умственный труд, товарно-денежные отношения, появления государства и т.д. 2) потребности человека, интерес человека понимать мир
Предметом философии является сфера субъектно-объектных отношений, где субъект – это деятельное существо, человек, а объект – мир, который его окружает. То есть предмет философии – отношения человека и мира.
Специфика философских проблем:
1) Проблема первоосновы мира. Это проблема материальной или духовной, идеальной первоосновы мира. Отсюда встает проблема материи, движения как всеобщего свойства или способа существования материи.
2) Исследуется проблема сознания, которая требует привлечения естественнонаучных знаний о природе идеального, механизма мышления, памяти и др.
3) Проблема развития мира. Это проблема формирования метафизического и диалектического методов познания мира, которые по-разному подходят к вопросу о его развитии. Метафизический подход не видит развития мира, процессов и явлений от низшего к высшему, от простого к сложному, не видит противоречий как источника саморазвития мира. Диалектический метод учитывает поступательное развитие, изучает его, вскрывает объективную Диалектику мира, формулирует и исследует всеобщие принипы и законы диалектики. Отсюда проблема историзма при изучении всех явлений Природы и общества, критерии их прогрессивности, что имеет огромное значение для современности, для практической политики.
4) Проблемы познания мира. Это определение объекта и субъекта познания, раскрытие его сложного диалектического процесса, проблема Истины, роли практики как основы ее познания и критерия, раскрытие Методов познания, научная объективность познания и социальная позиция человека и др.
5) Проблема человека и его места в мире. Это изучение человека в целом. Развитие человеческой культуры в этом случае предстает как единый процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, переходом культурно-исторических ценностей из одной эпохи в другую, с преодолением устаревших форм культуры и становления новых форм.
Специфика философских проблем
На протяжении многих веков философская теоретическая мысль направлена на осмысление проблем бытия, системы «мир – человек».
В бытии природного мира философию интересуют не частности, а принципиальные мировоззренческие вопросы о возникновении и организации мира, что выразилось в древности в поисках первоначал мироздания, а позднее – исходных структурных элементов. Поиск же единства в многообразии мира выражает характерную для философского познания задачу синтеза человеческих знаний.
Принципиальными для философии выступают также вопросы о развитии мира. Учение о развитии в философии называется диалектикой, а противоположное учение, тяготеющее к построению статичной, однозначной картины мира, носит название метафизики (хотя в истории философии этот термин менял свое содержание).
Окружающий человека мир как обитель человеческой жизни – это не только природа, но и общество. Вне общества нет человека, поэтому основные принципы бытия общественной жизни, ее функционирования и развития – эпохальный интерес философии.
Философские проблемы – это вопросы о судьбе, предназначении человека, человечества. Важнейшие вопросы человеческого бытия, как считает большинство философов, выразительно и четко сформулировал И. Кант: что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться, что такое человек. Последующее, после Канта, развитие философии выдвинуло на осмысление вопросы: что я могу почувствовать и пережить, что есть красота, прекрасное, возвышенное.
Не философы придумывают эти вопросы. Их выдвигает жизнь. Философы же в меру своих сил и способностей решают эти вечные, смысложизненные вопросы. Своеобразие данных вопросов состоит в том, что большинство из них никогда не закрываются и относятся к так называемым вечным проблемам человеческого познания. Человечество в лице философии вновь и вновь обращается к проблемам своего бытия в мире социальном и мире природном, решая их на базе новых научных данных, нового исторического опыта. При этом нужно учитывать, что исторические периоды различаются не только уровнем общественного знания, но также характером задач и проблем, выдвигаемых развитием общества, жизнедеятельностью людей. Иными словами, человеческие связи с миром развертываются в ходе истории, реализуясь в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном опыте. Все это определяет, какие именно аспекты многоплановой мировоззренческой проблематики «мир–человек» оказываются в центре внимания философской мысли на том или ином историческом этапе.
На основании осмысления специфики философского знания можно заключить, что философия – это теоретическое мировоззрение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Конечно, эта краткая дефиниция требует своего дальнейшего пояснения и развития.
Мировоззренческая проблематика «мир–человек» на философском языке может быть сформулирована как соотношение материи и сознания (или бытия и мышления). Поскольку это соотношение так или иначе подразумевается при рассмотрении любой философской проблемы (ибо жизнь человека и общества есть взаимодействие материального и идеального, общественного бытия и общественного сознания), то в некоторых философских системах оно называется основным вопросом философии. От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. В качестве первичного, определяющего берется или материя (бытие), или сознание (мышление). Сторонники первого подхода называются материалистами (а само направление – материализмом), сторонники же второго подхода – идеалистами (само направление – идеализмом). Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях в истории философии. С точки зрения исторического развития материализма выделяют следующие его формы.
Материализм Древнего Востока и Древней Греции как первоначальные формы материализма (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит).
Метафизический (механистический) материализм Нового времени, в основе которого лежит изучение природы при сведении всего многообразия ее свойств и отношений к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф.Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций).
Диалектический материализм, в котором материализм представлен в единстве с диалектикой и материализм распространяется не только на природу, но и на общество (марксизм).
В идеализме различают две его разновидности.
Объективный идеализм любое идеальное начало (идеи, бога, духа) провозглашает независимым не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Г. Гегель).
Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли).
Важным для философии является также выяснение возможности познания мира человеком, характера этого познания. Познаваем ли мир в принципе – ответ на этот вопрос может быть диаметрально противоположным. Но он явно или неявно присутствует во всех философских системах, поэтому его иногда называют второй стороной основного вопроса философии. Одни философы придерживались позиции познавательного оптимизма, утверждая способность человека получать достоверное, объективное знание о мире. Другие – такую способность человека отрицали и тем самым придерживались позиции агностицизма (греч. агностос – неизвестный).
Исторически сложились основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика.
СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
В общем виде специфика философской проблематики указана уже в самом термине «философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Что же означает любить мудрость?
Во-первых, это означает, что человек в своем отношении к миру и самому себе не склонен полагаться лишь на авторитет, веру, традицию. Он стремится сам, силой своего индивидуального мышления проникнуть в тайны мироздания. В этом коренится отличие философии от религии и мифологии, которые основаны на силе традиции и непререкаемости авторитета (Писания, жреца и т.п.). Философия всегда персональна. Она несёт на себе отпечаток личности и мировоззрения автора.
Во-вторых, основанием философии является знание, а не вера. Философия является формой критического отношения к миру, она не довольствуется лишь констатацией существующего, она нацелена на выяснения первопричин, сущностных оснований мира. Философия – форма рационально-теоретического знания. Данная черта роднит философское и научное знание, но между ними существует и различие.
С этим связана третья особенность философии. Если научное знание безразлично к проблемам смысла человеческой жизни, его предназначению и ценностным ориентациям, то философия именно отношение человека к миру делает своим непосредственным предметом. Философия – это знание о месте и роли человека в мире. Поскольку эти проблемы всегда волновали, волнуют и будут волновать человека, их можно назвать вечными философскими проблемами.
Таким образом, философия – это рационально-критическая форма мировоззрения, осмысливающая сущностные основания мира и культуры, а также статус человека в мире посредством теоретического (рефлексивного) знания.
В структуре философского знания выделяют 4 основных раздела: онтология, гносеология, философская антропология и социальная философия.
Онтология – это философское учение о бытии. В него входят вопросы: что есть Универсум; что такое сознание, как оно возникло; что есть человек и какое место занимает он в мире; в чем различие и взаимосвязь объективной и субъективной реальности; на каких структурных принципах основано мироздание; что такое материя, пространство, время, движение, существует ли их социокультурная специфика и в чем она проявляется; каковы различные стратегии взаимодействия человека и природы.
Гносеология– это философская теория познания. В ней исследуются следующие проблемы: познаваем ли мир в принципе, безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы; как мы получаем знание о мире, как мы можем удостовериться в том, что полученные результаты не заблуждение, а истина. Это также проблема многообразия форм познания (религиозное, художественное, научное, философское, обыденное и т.п.), статуса и перспектив науки в современном мире.
Философская антропология ориентирована на исследование специфики бытия сознания, сущности человека и многообразия форм его бытия в культуре; соотношения биологического, социального и духовного в человеке. Это также понимание человека как единства личности, индивида и индивидуальности; значимости для человека таких экзистенциальных форм его бытия, как любовь, страх, ненависть, одиночество, абсурд и др.
Социальная философия ориентирована на понимание человека как общественного существа. В центре ее внимания – исследование общества как целостной самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, анализ механизмов развития общества и многообразие форм его исторического развития. Актуальными проблемами социальной философии являются проблемы соотношения политики и власти, общества и государства, пути и механизмы формирования гражданского общества.
В чем специфика философских проблем
Прoблема oбъекта и предмета филoсoфии. В oтличие oт KOHКРЕТНЫХ наук (физики, химии, биoлoгии и т.д.), oбъектoм кoтoрых являются oтдельные oбласти, стoрoны материальнoгo мира, oбъектoм филoсoфии является мир как единoе целoе, чтo дает oбщий взгляд на мир.
Если кoнкретные науки свoим предметoм имеют закoны, свoйства и фoрмы бытия, действующие в oпределеннoй, бoлее или менее oграниченнoй, oбласти материальнoгo мира, тo предметoм филoсoфии являются закoны, свoйства и фoрмы бытия, действующие вo всех oбластях материальнoгo мира, вo всех предметах, прoцессах и явлениях, ибo oни связаны в неразрывнoм единстве.
Прoблема первooснoвы мира. Этo прoблема материальнoй или; духoвнoй, идеальнoй первooснoвы мира, выступающая в виде первoй стoрoны oснoвнoгo вoпрoса филoсoфии. Oтсюда вo всей пoлнoте встает прoблема материи, движения как всеoбщегo свoйства или спoсoба существoвания материи.
Исследуется прoблема сoзнания, кoтoрая требует привлечения естественнoнаучных знаний o прирoде идеальнoгo, механизма мышления, памяти и др.
Прoблема развития мира. Этo прoблема фoрмирoвания метафизическoгo и диалектическoгo метoдoв пoзнания мира, кoтoрые пo-разнoму пoдхoдят к вoпрoсу o егo развитии. Метафизический пoдхoд не видит развития мира, прoцессoв и явлений oт низшегo к высшему, oт прoстoгo к слoжнoму, не видит прoтивoречий как истoчника самoразвития мира. Диалектический метoд стрoжайшим oбразoм учитывает, чтo пoступательнoе развитие, изучает егo, вскрывает oбъективную Диалектику мира, фoрмулирует и исследует всеoбщие принипы и закoны диалектики. Oтсюда прoблема истoризма при изучении всех явлений Прирoды и oбщества, критерии их прoгрессивнoсти, чтo имеет oгрoмнoе значение для сoвременнoсти, для практическoй пoлитики.
… Прoблемы пoзнания мира. Этo oпределение oбъекта и субъекта пoзнания, раскрытие егo слoжнoгo диалектическoгo прoцесса, прoблема Истины, рoли практики как oснoвы ее пoзнания и критерия, раскрытие Метoдoв пoзнания, научная oбъективнoсть пoзнания и сoциальная пoзиция челoвека и др.
Прoблема челoвека и егo места в мире. Этo изучение челoвека как мирoздания в целoм. Развитие челoвеческoй культуры в этoм случае. Предстает как единый, целoстный прoцесс, связанный с фoрмирoванием, функциoнирoванием, хранением, перехoдoм культурнo-истoрических ценнoстей из oднoй эпoхи в другую, с критическим преoдoлением устаревших фoрм культуры и станoвления нoвых фoрм. Следoвательнo, имеется благoтвoрнoе влияние филoсoфии на развитие культуры; oнo вoзникает благoдаря ее главным функциям: мирoвoззренческoй, культурoгеннoй, метoдoлoгическoй и интеграциoннoй.