в чем современное звучание о полку игореве
Актуальность Слова о полку Игореве
Первые упоминания о «Слове» приходятся на 80 – 90-е годы 18 века. Его обнаружение связано с именем графа Алексея Мусина – Пушкина. Граф Алексей был известным коллекционером памятников Древней Руси. Это послужило доказательством того, что в Древней Руси существовала своя литература, в которой четко прослеживалась идея патриотизма.
«Слово о полку Игореве» по праву можно отнести не только к числу памятников истории, но и к числу актуальных и по сей день художественных произведений.
Повесть посвящена битве князя Игоря с половцами. Игорь вступил в бой без участия князя Киева Святослава. Небольшое войско Игоря потерпело поражение. После того, как вражеское войско одержало победу, Игорь оказался в плену. Жена Игоря Ярославна плакала дома по взятому в плен мужу. Князь Святослав прибывал в отчаянии, ведь старания, приложенные к тому, чтобы объединиться и победить врага оказались тщетны. Игорь не дождался поддержки князя, желая самостоятельно победить врага и прославить свое имя. Во время пребывания в плену Игорь успел раскаяться и, освободившись, вернулся домой.
Основной идеей «Слова» является то, что оно призывает к единству. Во время событий описанных в произведении Русь была феодально – раздробленным государством и поделена на обособленные княжества. Враждуя между собой, князья не вспоминали об опасных врагах извне. В 12 веке этими врагами оказались половцы. Автор осуждает Игоря за то, что он, думая только о собственной славе рисковал всей дружиной. Другой значимой идеей «Слова» является идея величия русской земли и патриотизм Баяна. Великое прошлое родной страны не исчезнет бесследно, она еще превратиться в мощную державу. Безымянный писатель сетует на тщеславность князей и их любовь к власти, из – за которых страданиям подвергается вся страна.
Актуальность «Слова о полку Игореве» проявляется в идеях призыва к сплоченности перед лицом общего врага. Именно этого порой так не хватает современному миру, перед лицом которого стоит множество всемирных проблем, устранить которые возможно лишь с помощью объединения общих усилий. Не менее актуальна в настоящее время идея патриотизма и надежды на светлое будущее страны вопреки всем проблемам.
Тот факт, что «Слово» актуально и в наши дни в очередной раз доказывает, что эта повесть имеет огромное значение для всей литературы России. Литературных памятников, подобных «Слову» к сожалению, очень мало. Они раскрывают перед нами особенности предшествующих эпох, заставляя задуматься над вечными темами и проблемами.
2 вариант
Несмотря на то, что «слово о полку Игореве» освещает события давно минувших дней (а именно, поход князя Игоря и баталии с половцами), произведение остается актуальным и сегодня. В чем же причина? Во-первых, в том, что всякий мало-мальски образованный человек должен знать историю своего народа. Ведь без прошлого нет будущего.
Однако это далеко не основная причина. Стоит смотреть глубже. Если абстрагироваться от исторических событий, можно разглядеть, что одним из лейтмотивов творения является призыв к единству. Он красной нитью проходит сквозь все повествование. Данный аспект применим к любому времени – ведь только собравшись вместе, сплотившись, можно победить врага. Этот принцип действовал как в период правления Игоря, так и во времена ВОВ. Не утратил он своей актуальности и сегодня.
Мало того, автором рассматриваются и иные вопросы. Князь жертвует войском ради собственной славы и выгоды. Здесь имеет место осуждающий фактор. Между строк можно прочесть, что никакое благосостояние, никакая репутация и власть не стоят огромного количества людских жизней, которые были загублены правителем. Несмотря на природную мудрость, здесь Игорь совершил роковую ошибку.
Также автор показывает, что тщеславие князей порой приводит к печальным последствиям, страданиям государства. Это происходит и в настоящее время – ведь как бы прискорбно не звучало, власти всегда преследовали и преследуют лишь только собственные интересы и выгоду, практически не заботясь о простом народе, не видя, кого они обрекают на верную гибель.
Однако воспевается и идея патриотизма, любви к необъятной Родине. Ведь Русь представлена великой, могучей державой. Коей сейчас является и Россия. Жаль только, что все времена потенциал страны не был полностью раскрыт ввиду недостатков правления.
Если же анализировать поступки и характеры князей, можно прийти к выводу, что порой автор показывает читателю и «вечные проблемы», а также человеческие качества: доблесть, смелость, отвагу, подлость, коварство, предательство – все эти явления присутствуют и в современном мире.
Из этого можно сделать вывод, что «Слово о полку Игореве» до сих пор актуально и останется таковым еще довольно долгое время.
Сочинение 3
«Слово о полку Игореве» было обнаружено примерно в 18 веке. И сразу стало ясно, что тема патриотизма, объединения возникла ещё в Древней Руси. Актуальна она и в наши дни. В умах многих политиков крепко засела идея независимости. Но почему-то в расчёт совсем не берут тот факт, что внешние враги не дремлют. Они только этого и ждут, когда все разъединятся. Каждого легче разбить поодиночке.
У Древней Руси было много врагов. Хазары, половцы, печенеги, татары. Они частенько совершали набеги на Русь, угоняли не только скотину, но и людей в рабство. Князь Игорь решил положить конец этому, и в одиночку выступил против половцев. Не стал просить помощи у киевского князя Святослава. Хотел прославиться, взыграли амбиции. Но он недооценил своего противника.
Его противник, наоборот, собрал под свои знамёна все племена. И ударил этим мощным кулаком по войску князя Игоря. Войско было разбито, а сам Игорь был взят в плен. У него было предостаточно времени, чтобы подумать о том, что произошло. Половцы отпустили князя домой.
Неизвестный автор написал, сказал своё слово. Даже ему, не военному человеку, понятно, что, только объединившись можно разбить любого врага. Написав «Слово», он оставил наказ своим потомкам – объединитесь в крепкое государство. Во времена написания произведения Русь состояла из отдельных обособленных княжеств.
Эти княжества иногда устраивали между собой разбирательства, которые переходили в боевые действия. В этот момент князья не вспоминали, что у них есть более страшные и коварные враги, которые мечтают заполучить их земли, а людей угнать в рабство. Во время написания «Слова» это были половцы.
Князь Игорь подумал, что его сильная дружина быстро справится с кочевниками. Но кочевники – прирождённые наездники. Они с детства сидят в седле и отлично владеют саблями. Автор пишет, что битва продолжалась три дня и три ночи до тех пор, пока не кому стало держать знамёна. Дружина вся полегла на поле боя.
Матери потеряли сыновей, жены мужей, а детишки остались без отцов. Придёт на помощь князь киевский Святослав. И Русь не перестанет существовать. Да, родятся новые поколения. Русь превратится в единую мощную державу. Правда, ещё не один раз правители будут разделяться и снова объединяться. Эта тема очень актуальна в настоящее время.
Также читают:
Картинка к сочинению Актуальность Слова о полку Игореве
Популярные сегодня темы
Сочинения на тему Родина
Александр Сергеевич Пушкин – автор, который открыто выражает чувства к своим персонажам, поэтому читателю легко отследить его отношение к Онегину и Ленскому – центральным героям произведения «Евгений Онегин»
Повесть «Капитанская дочка» рассказывает о молодом человеке Петре Андреевиче Гринёве. Гринёв был дворянином. Отец отправил его на военную службу, чтобы воспитать в сыне мужество и отвагу.
Мы живём в социуме, то есть в обществе, а поэтому этот социум оказывает на нас влияние. Мы зависим от мнения других людей, от общественного мнения. Что это такое?
Произведение является одной из составных частей прозаического цикла писателя под названием «Записки охотника», рассматривающей в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения, возникающие между мужчиной и женщиной.
Чем интересно «Слово о полку Игореве» современному человеку?
Вы будете перенаправлены на Автор24
«Слово о полку Игореве» — это известный памятник древнерусской литературы. В произведении речь идет о походе князя Игоря против половцев.
«Слово о полку Игореве». Краткий анализ
История создания этого масштабного эпического произведения заслуживает отдельного внимания. По одной из версий эта поэма была написана монахом, непосредственным свидетелем похода князя Игоря, ибо такое произведение могло быть создано только грамотным и образованным человеком, а в то время такими были именно люди духовного сана. По существовавшим этическим нормам, автор не мог оставить под работой свою подпись, поэтому сочинение анонимно. Автор посредством поэтического слова пытался донести до потомков необходимость соединения всех княжеств перед лицом безжалостного врага. Рукопись «Слова…» была утеряна. Найдена она была лишь в 18 веке Мусиным-Пушкиным, однако она попала в огонь и была уничтожена пожаром. Сохранились только сделанные Мусиным-Пушкиным копии.
Согласно другой версии, «Слово о полку Игореве» было написано Мусиным-Пушкиным, так как рукописи, найденной им, никто никогда не видел.
В поэме описываются события похода Игоря. Годом написания произведения принято считать 1185 или 1187 год.
Автор в произведении охватывает множество тем. Основным посылом этой поэмы является патриотизм, так как на протяжении всего произведения автор призывает именно к нему.
Проблематика произведения затрагивает касающиеся всей Руси проблемы неудачного похода князя. Суть произведения заключается в том, что непомерная гордыня князя, его тщеславие стало причиной поражения русского полка.
Междоусобные войны, разобщенность русских княжеств, чрезмерно высокое самомнение в результате приводят к поражению отечества.
Проблема разобщенности особенно ярко отражается во второй части произведения, идея которой состоит в том, чтобы «золотое слово» Святослава донесло до сознания каждого из великих князей необходимость общего объединения ради выхода из сложившегося положения.
Готовые работы на аналогичную тему
До сих пор смысл этого произведения, написанного сотни лет назад, остается актуальным.
Главными героями произведения являются:
Актуальность «Слова о полку Игореве» для современного читателя
«Слово о полку Игореве» является уникальным памятником древнерусской литературы, соединившим в себе традиции авторской литературы и фольклора. Произведение, написанное неизвестным автором в 12 веке, до сих пор вызывает интерес не только у ученых, но и у обычных читателей.
Современному человеку это произведение интересно в первую очередь своей глубочайшей патриотичностью. Автор «Слова о полку Игореве» сохраняет и всеми способами подчеркивает связь героев произведения с родной землей. Такая фольклорная традиция ему позволяет выделить основную мысль произведения – мысль о искренней любви к своей родине, о том, что необходимо заботиться о благе своей отчизны.
Постепенно в процессе развития действия «Слова о полку Игореве» автор знакомит читателя с историей Руси, повествует о князьях, рассказывает о сложившейся в стране политической обстановке и т.д. Однако кроме этой масштабной картины авто произведения раскрывает и образы своих героев как индивидуальных личностей. Князь Игорь перед читателем предстает как молодой, неопытный, но крайне амбициозный, самоуверенный, эгоистичный человек. Читателю становится понятно, что князя интересует главным образом личная слава.
Князь Всеволод, брат Игоря, сильный, смелый воин. Но он еще и преданный брат, который всегда готов поддержать Игоря в его любых начинаниях.
Князь Святослав Киевский в произведении представлен как мудрый правитель, который в первую очередь думает о благе Руси. Святослав глубоко переживает из-за бесконечных княжеских междоусобиц, ослабляющих страну и позволяющих кочевникам совершать набеги и постоянно разорять Русь.
Княгиня Ярославна, супруга князя Игоря – образец женственности и искренней преданности мужу. Именно любовь Ярославны помогает Игорь спастись. Помогают ему и все силы природы, которые стремились освободить русского князя из плена половцев.
Автор практически с первых строк произведения показывает участие сил природы в жизни героев. На протяжении всего похода силы русской земли влияют на Игоря и его дружину. Например, предчувствуя поражение князя и ужасные последствия его похода, русская природа всякими способами пытается остановить самоуверенного князя/
Так же природа выступает и в роли предзнаменования поражения дружины Игоря. В тот день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…». Но при этом именно русская природа помогает князю освободиться из половецкого плена и вернуться домой. Игорю благодаря горячо любящей его супруге Ярославне, которая по языческим законам молила о помощи все природные силы – ветер, солнце, Днепр, удается бежать из плена. Ветер, трава, туман, Донец указывают князю верный путь.
Таким образом, автор пытается передать, что невзирая ни на что, русская земля любит своего «блудного сына» прощает ему его ошибки.
«Слово о полку Игореве» для современного читателя актуально и интересно именно своей патриотической идеей. Судьба героев произведения тесно связана с самой Русью, с ее природой. Автор стремится донести до читателя, что родина всегда помогает своим сынам. Будто любящая мать, она всегда х прощает и желает только добра. Но те, в свою очередь, должны заботиться о благе родной земли.
В чем актуальность произведения «Слово о полку Игореве» в наши дни?
«Слово о полку Игореве» – это летопись, которая способна перенести нас на несколько веков назад. Это не просто история, описывающая княжеские междоусобицы, битвы и походы древних народов, это история, о жизни народа изложенная в литературном виде.
«Слово о полку Игореве» — это яркий образец древнерусской литературы. Несмотря на то, что произведение написано много веков назад, оно не теряет актуальности и в наше время. Актуальным произведение остается потому, что в нем затрагиваются такие темы, как междоусобицы, войны, сплочённость народа. Автор призывает читателей понять, что Русь единая.
Читая произведение, обращаешь внимание на то, что Русь залита кровью. На костях строились города, и всходили посевы. Прошли века, и войны не прекращаются и до сих пор. Читая данное произведение, понимаешь, что оно актуально и в данный момент. Ведь до сих пор происходит разделение власти и стремление к управлению.
Автор повествует нам в произведение о великом поражении, но этим он показываются мужество народа. На Руси во все времена отстаивали свою территорию, не жалели жизни ради родины. Такие подвиги имеют место и в наше время, а читая произведение, невольно сравниваешь его героев с героями современности.
Каждый герой произведение наделен своими талантами. Игорь – князь, который не боится неудач и отчаянно сражается за родину, несмотря, на затмение. Святослав – князь призывающий своим «золотым словом» объединиться для отмщения обид Игоря. Ярославна – княжна, плач, который признан самым поэтическим мотивом произведения.
В современной жизни каждый герой произведения имеет право на существование. Читая произведение можно находить ответы на многие актуальные в наше время вопросы, черпая опыт накопленный древними народами великой и необъятной Руси.
Вариант 2
После прочтения поэмы «Слово о полку Игореве» читатель может мысленно перенестись на несколько веков назад, когда происходили все эти события. Здесь не только происходят междоусобицы, но и различные сражения. А также рассказывается жизнь народа.
Кроме этого данное произведение является ярким образцом древнерусской литературы. Каждому известно о том, что поэма написана очень давно, но все равно имеются актуальные темы. И эти темы про междоусобицы, и войну, а также сплоченный народ, который будет сражаться, и решать все проблемы вместе. Больше всего на свете автору хочется рассказать всем о том, что Русь до сих пор остается единой для всех.
При прочтении произведения понимаешь, что крови на землю пролито очень много. И в некоторых местах прямо на костях построены города. С тех пор прошло много времени, вот только война все еще не прекращается и до сих пор проливается кровь. Власть не могут разделить между собой, и на фоне этого и происходят сражения и каждый из них старается завладеть ею.
В произведении рассказывается о самом большом сражении, вот только победить героям не удалось. Вот только народ при этом остался сплоченным и друг другу во всем помогали и выручали из любой даже самой сложной ситуации. На Руси старались защитить и укрепить свою территорию и ни в коем случае не дать врагам захватить ее. Солдаты не боялись отдать свою жизнь за защиту своей родины. Также после прочтения произведения начинают сравнение того народа и сегодняшнюю молодежь.
У каждого человека имеется свой талант. Игорь является князем, который ничего и никого не боится. У него не всегда, получается, выполнить то или иное действие, но он не расстраивается и старается разными способами защитить родину, где родился и прожил всю жизнь. А вот Святослав постоянно держит оборону для того чтобы вовремя защититься от напастей Игоря. После очередного поражения он попадает в плен, а дома его осталась ждать жена, которая очень сильно переживает, поэтому поводу и ее плач раздается по всему поселению.
Сегодня каждому человеку предназначена своя жизнь, и он должен ее прожить по-своему. Кроме этого читая произведение можно найти ответы на многие вопросы, которые их мучают.
Другие сочинения: ← Образ князя Игоря. Слово о полку Игореве↑ Другиепо сказке Иван-крестьянский сын и чудо-юдо →
«Слово о полку Игореве». Краткий анализ
История создания этого масштабного эпического произведения заслуживает отдельного внимания. По одной из версий эта поэма была написана монахом, непосредственным свидетелем похода князя Игоря, ибо такое произведение могло быть создано только грамотным и образованным человеком, а в то время такими были именно люди духовного сана. По существовавшим этическим нормам, автор не мог оставить под работой свою подпись, поэтому сочинение анонимно. Автор посредством поэтического слова пытался донести до потомков необходимость соединения всех княжеств перед лицом безжалостного врага. Рукопись «Слова…» была утеряна. Найдена она была лишь в 18 веке Мусиным-Пушкиным, однако она попала в огонь и была уничтожена пожаром. Сохранились только сделанные Мусиным-Пушкиным копии.
Согласно другой версии, «Слово о полку Игореве» было написано Мусиным-Пушкиным, так как рукописи, найденной им, никто никогда не видел.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В поэме описываются события похода Игоря. Годом написания произведения принято считать 1185 или 1187 год.
Автор в произведении охватывает множество тем. Основным посылом этой поэмы является патриотизм, так как на протяжении всего произведения автор призывает именно к нему.
Проблематика произведения затрагивает касающиеся всей Руси проблемы неудачного похода князя. Суть произведения заключается в том, что непомерная гордыня князя, его тщеславие стало причиной поражения русского полка.
Междоусобные войны, разобщенность русских княжеств, чрезмерно высокое самомнение в результате приводят к поражению отечества.
Проблема разобщенности особенно ярко отражается во второй части произведения, идея которой состоит в том, чтобы «золотое слово» Святослава донесло до сознания каждого из великих князей необходимость общего объединения ради выхода из сложившегося положения.
До сих пор смысл этого произведения, написанного сотни лет назад, остается актуальным.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Главными героями произведения являются:
Литературоведы об эпосе Мильтона. Актуальность произведения.
««Свободный мыслительный элемент» придает произведению Мильтона философскую глубину и размах, не доступные эпосу древности. Не менее сложен и своеобразен лежащий в основе поэмы творческий метод. Его многосторонность отражает многообразие художественно-эстетических исканий в английской литературе XVII столетия. Тяготение автора к рационалистической регламентации поэтической формы, стремление к гармонии и упорядоченности, устойчивая ориентация на античное наследие безошибочно свидетельствуют о классицистических симпатиях Мильтона. С другой стороны, пристрастие автора к изображению драматических коллизий, к динамике, обилие в поэме контрастов и диссонансов, антиномичность ее образной структуры, эмоциональная экспрессивность и аллегоричность сближают «Потерянный рай» с литературой барокко» (№15).
Тетерина Елена Николаевна, кандидат филологических наук, в своей диссертации «Эпические традиции в «Потерянном рае» Дж. Мильтона и проблема специфики жанра» поднимает следующие проблемы, связанные с жанром этого произведения, в частности она пишет:
«Жанровый принцип исследования стал одним из наиболее продуктивных методов анализа художественного произведения лишь в литературоведении XX века в связи с работами видных отечественных и зарубежных учёных, с различных позиций подходящих к феномену литературного жанра: М.М.Бахтина, О.М.Фрейденберг, Г.Н.Поспелова, Н.Л.Лейдермана, Ц.Тодорова, Х.Даброу, А.Розмарин, Р.Шлайфера, Н.Фрая, Е.Хирш, Х.Яусса и многих других» (№14).
«Объектом данного исследования является жанр произведения
Дж.Мильтона «Потерянный рай»» (№14).
«Актуальность темы исследования определяется отсутствием работ, посвященных проблеме жанровой идентификации «Потерянного рая», и, как следствие — недостаточной степенью изученности этого вопроса за более чем трёхсотлетний период осмысления мильтоновского наследия. Уже на заре мильтоноведения анализ произведения, осуществлённый Дж.Аддиссоном на страницах восемнадцати номеров журнала «Spectator», показал, какое трудное исследование в этой области предстоит предпринять» (№14).
«Если сегодня мы с одобрением говорим… об … энциклопедическом расширении жанровых разновидностей», то у некоторых ранних критиков расхождения структуры, темы, концепции героя «Потерянного рая» с гомеровско — вергилиевым эпосом вызывали тревогу, побуждая их не одно десятилетие развивать ожесточённые дискуссии о том, укладывается ли произведение в рамки образцовой эпической поэмы» (№14).
«Так, Дж.Драйден, одним из первых поделившийся с читателями результатами своих наблюдений над поэмой в работах «A Parallel of Poetry and Painting»(1695) и «Dedication of the Aeneis»(1697), опиравшийся в своих рассуждениях на «Поэтику» Аристотеля и «Lectures» английского литературоведа XVII века Дж.Траппа — стороннника классического вкуса, счёл бы «Потерянный рай» эпической поэмой, если бы автор в своём творении «не сделал… такого промаха, что Дьявол стал героем вместо Адама и … если в поэме было бы меньше механических персон, нежели человеческих»» (№14).
Называли её «героической поэмой», «подобием эпической поэмы». И как
только её не называли, и как только не определяли жанр произведения!
В XIX веке Г.В.Ф.Гегель определял жанр произведения так: «»религиозная эпопея, переживающая период своего позднего расцвета»» (№14).
Рубеж XIX-XX века – «английский учёный этого времени Д.Мэссон писал: «Потерянный рай» есть эпос … но не национальный эпос, подобный «Илиаде» и «Энеиде» и он не похож ни на один из эпосов известных типов. Это эпос всего человеческого рода, … нашей целой планеты или … целой астрономической Вселенной, … уникальный среди эпосов»» (№14).
Споры о жанре «Потерянного рая» не утихают и до сих пор.
«Гипотезой настоящего исследования является предположение о том, что произведение Джона Мильтона «Потерянный рай» — традиционная эпическая поэма, а жанрообразующее значение приобретают эпические традиции в его художественной ткани, т.к. «наличие традиции свидетельствует о распространённости и сформированности жанра»» (№14).
Предмет исследования диссертации: «эпические традиции в поэме Джона Мильтона «Потерянный рай» как ведущий фактор формирования жанровой специфики произведения» (№14).
Результаты исследования отражены в публикациях автора о творчестве Мильтона.
Джон Мильтон – мастер слова, мастер сравнений, метафор. «Грандиозности сюжета соответствует возвышенный строй поэтической речи. Поэма написана белым стихом, который звучит то певуче и плавно, то энергично и страстно, то сурово и мрачно. Мильтон придает своей речи торжественные интонации певца-рапсода и в то же время пафос библейского пророка» (№15). Как красиво звучит такое сравнение: «Просиял Сапфирами живыми небосклон. » (№1, стр.122)! В этом плане мне особенно понравились описания райских врат, реки в четвёртой книге и вообще природы Ассирийского сада. Все Вселенские описания даются автором с размахом – колесницу Бога Сына сопровождает двадцать тысяч Господних колесниц, во врагов Бог Сын кидает десять тысяч молний и т.д.Можно сказать, что Мильтон «широко использует характерные для эпоса приёмы гиперболизации, постоянные эпитеты, развёрнутые сравнения» (№15 ). Торжественно у Мильтона сотворение мира. Дух захватывает от такой картины! Жаль, что не знаю английского – в подлиннике это, наверное, ещё краше. И как всё просто… «взял Он циркуль золотой, Чтоб рубежи Вселенной очертить…» (№1, стр.203). Хотя и известно, что впервые о золотом циркуле написал поэт Джон Донн (1572-1631), но хотя бы включение этого моментика в поэму, уже интересно. Всё сотворение происходит под пение эмпирейского хора, который восхваляет Бога. Сегодня, когда пишу эти строки, этот хор для меня реален, как никогда, так как несколько дней назад я слушала выступление одного из сотрудников МГУ, обладающего прекрасным басом и поющего по воскресеньям в церковном хоре. Он пел так прекрасно, не было аккомпаниатора, и он исполнял русские романсы акапелла. И я тогда подумала: «Эмпирейский хор бы принял его в свой состав. Божественное пенье!». Хотелось бы сказать ещё об одной метафоре: «Любовно улыбался шар земной, В убранстве пышном» (№1, стр.213). Здесь шар земной радуется сотворению, словно живое существо. Хочу сказать даже об употреблении отдельных слов. То, что увидел Адам сразу после своего создания, буквально потрясает его. Он вскричал. Обратите внимание на слово «вскричал», то есть употребление именно этого слова даёт понять восторг Адама от увиденного. Мильтон и психолог в какой-то степени. Как он показывает смену чувств у Сатаны: Лицо «Бледнело трижды; зависть, ярый гнев, Отчаянье. » (№1, стр.106). Как тонко через действие передан испуг Адама: «ослабевшая рука Венок из роз, для Евы им сплетённый, Бессильно уронила, и цветы Увядшие рассыпались в пыли» (№1, стр.260). Джон мог бы ещё и ещё восхвалять красоты земли, но он решил сказать об этом по-другому: «С каким восторгом вдоль и поперёк Тебя я исходил бы, если б мог Порадоваться хоть чему-нибудь…» (№1, стр.244), — говорит Сатана. И через призму его слов мы понимаем великолепие земли.