в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений
Понятие и характерные черты административных правоотношений
Норма административного права – это основа возникновения административного правоотношения, поскольку она в общей форме предусматривает, что при соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов управленческие отношения приобретают характер административно-правовых.
Административно-правовые отношения – это предусмотренные нормами административного права общественные отношения, возникающие в связи и по поводу государственного управления (вариант – осуществления исполнительной власти), в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами.
Характерные черты государственно-управленческих отношений:
1. Это управленческие отношения, следовательно, имеют особый характер воздействия субъекта на объект (властный характер отношений).
2. Это отношения общественные, социальные, складывающиеся между людьми их группами (коллективами, объединениями и т.д.).
3. Это отношения волевые, поскольку люди обладают волей и сознанием, само управление есть подчинение воль многих или воли одного единой управляющей воле.
4. По сути своей это отношения организационные (упорядочивающие, регулирующие).
5. Это отношения, в которых реализуется общественный (социальный) интерес.
Это характеристика управленческих отношений. Данные отношения превращаются в административно-правовые, если складываются в связи с публичным интересом (тезис науки зарубежного административного права), в российском административном праве – если возникают по поводу и в связи с государственным управлением (исполнительной властью), что обусловливает необходимость их правового опосредования (урегулирования правовыми нормами).
Не все управленческие отношения становятся административными:
во-первых, кроме публичного управления есть частное, и это не сфера государственного управления,
во-вторых, не вся деятельность по государственному управлению протекает в правовых рамках, то есть, не все отношения регулируются правом, остается много организационных, не влекущих правовых последствий, отношений.
Значит, два основных фактора превращают управленческие отношения в административные:
— принадлежность к государственному управлению (в современном варианте – публичный интерес);
— органическая связь с нормами административного права.
Характерные черты административных правоотношений:
1. Административные правоотношения складываются в специфической сфере, а именно, в области государственного управления (в узком смысле). Не только в связи с осуществлением государственного управления, но и по поводу – когда нет, например, еще управляющего воздействия, но идет подготовка к нему, собирается информация, принимается совместное решение, проводится обсуждение и т.д.
2. Для административных правоотношений характерно наличие обязательного субъекта (субъекта управления), то есть должен быть наделенный государственно-властными полномочиями субъект (орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, служащий и т.п.), другой же стороной может быть любой субъект.
3. Этот субъект всегда действует юридически-властно (не следует путать с административно-властно, речь идет о юридическом праве одной стороны, а не обязательно об организационной или иной подчиненности, подвластности).
4. Эти отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не обязательно.
5. Споры, возникающие из данных отношений, разрешаются, как правило, в административном, то есть, внесудебном порядке, могут рассматриваться не только судом, а уполномоченным на то органом исполнительной власти или иным органом государства, которому переданы полномочия по разрешению данных споров. Для правового государства предпочтителен судебный порядок.
6. В случае нарушения одной из сторон требований административно-правовых норм она несет ответственность не перед другой стороной, а перед государством в лице его уполномоченных органов.
Две концепции административных правоотношений. В науке административного права теория административных правоотношений развивалась достаточно долго, существовало две концепции этих отношений.
Первая концепция (основоположник Ю.М. Козлов и московская школа) выделяет 3 признака отношений:
1. возникают в процессе государственного управления;
2. на одной стороне всегда орган государства;
3. являются отношениями «власти-подчинения» и характеризуются юридическим неравенством сторон.
Вторая концепция (основоположник Г.И. Петров и ленинградская школа) выделяет 3 признака:
1. отношения возникают в сфере (в процессе слишком узко) государственного управления;
2. отношения складываются между любыми субъектами административного права в любом их сочетании (например, между гражданами);
3. отношения делятся на две группы – отношения «власти-подчинения» и отношения равноправия (юридического равенства) сторон.
Дискуссия привела к положительному результату, в результате в науке сформировалась достаточно устойчивая концепция правоотношений – эти отношения возникают в связи и по поводу государственного управления, кроме отношений неравенства бывают и отношения юридического равенства сторон.
Юридические факты и структура административных правоотношений – таковы же, как и в теории права.
Административно-правовые отношения: понятие, особенности, виды, структура
Понятие и особенности административно-правовых отношений
Общественные отношения, находящиеся в сфере гос. управления, регулируемые при помощи административно-правовых норм, субъекты которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей относятся к административно-правовым отношения.
Основанием и обязательным условием зарождения административных правоотношений выступают нормы административного права. Отсутствие административно-правовых норм исключает появление административно-правового отношения, но при этом возможно существование административно-правовой нормы самой по себе, без вызывания до определенного времени административных правоотношений.
Административно-правовые нормы, касающиеся чрезвычайных положений и реквизиций существуют, но не вызывают административно-правовых отношений до наступления конкретных обстоятельств и наличия определенных условий.
Особенности административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения могут обладать как универсальными для любых правоотношений свойствами, так и своеобразными, характерными отдельной отрасли атрибутами. Главным отличием в ряду других правоотношений является их содержание. Административные правоотношения необходимы для опосредования сферы организационной государственной деятельности и должной организации и организационного обеспечения функционирования гражданского общества.
Существование административно-правовых отношений характеризуется исключительно как правовое, в отличии от семейных, товарообменных, трудовых и др., объективно существующих в независимости от существования норм права, их регулирующих. Функция государства заключается в их опосредовании, направлении в нужное русло с помощью норм отраслей частного права. Если говорить об административно-правовых отношениях, то их существование обуславливается наличием регулирования с помощью норм админ. права.
Среди отличительных особенностей административно-правовых отношений стоит выделить также то, что они обладают огромным многообразием и всеобъемлющим характером. Буквально со дня рождения все граждане вступают в административные правоотношения. Дальше происходит постоянное расширение и углубление их административной правосубъектности. И после смерти граждан для оберегания памяти возникают административные правоотношения, которые регулируют специальные нормы, такие как законодательство о погребении, порядок ликвидации мест захоронения, перезахоронения и тд.
Виды административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения классифицируются на основании различных факторов и оснований.
Исходя из характера взаимоотношений административные правоотношения разделяются на отношения материального и процессуального характера.
На основе характера взаимоотношений между субъектами выделяют:
По характеру юридических фактов, порождающих отношения, выделяют:
По времени действия нормативно-правовые отношения разделяют краткосрочные, бессрочные и срочные.
Исходя из объема и места в административно-правовой системе регулирования выделяют отношения общего, отраслевого и межотраслевого уровня, а также отношения на федеральном, региональном или местном уровнях.
Структура административно-правовых отношений: субъекты, объекты и юридические факты
Структура административно-правовых отношений представляет собой комплекс обязательных элементов, связанных между собой, таких как: субъекты, объекты, права и обязанности субъектов отношений и условия, приведшие к возникновению отношений такого типа, то есть юридические факты.
Субъекты административно-правовых отношений
Субъектом административных правоотношений могут выступать органы государственной власти, а также их структурные подразделения; должностные лица, служащие предприятий, учреждений и других организаций; граждане и объединения граждан.
В обязательном порядке одной из сторон административных правоотношений должны выступать гос. органы или же их структурные подразделения и служащие. Существование административных правоотношения между двумя и более гражданами или их общественными объединениями невозможно, так как в этом случае ни одна из сторон не наделена императивными государственными полномочиями.
Объекты административно-правовых отношений
В качестве объектов административных правоотношения выступают действия, обстоятельства и предметы, то есть все, что привело к возникновению и развитию такого рода отношений. Объектами могут служить:
Большое количество объектов является можно считать отличительной особенность административно-правовых отношений в ряду других.
Каждый участник административных правоотношений наделен и субъективными правами, и обязанностями юридического характера, которые обеспечены защитой на государственном уровне и несут за собой право на применение санкций. По отношению к участникам административно-правовых отношений могут применятся разнообразные методы:
Юридические факты
В качестве основного условия для появления административно-правового отношения выступают юридические факты.
Под юридическим фактом подразумевается обстоятельство, приведшее к возникновению, изменению (развитию) или прекращению конкретных административных правоотношений.
Административно-правовые нормы вступают в действие только в результате наступления условий или событий, предусмотренных данной нормой, или конкретных действий юридического или физического лица. События и действия различны тем, что наступление и развитие событий не зависит от воли человека, а действия всегда характеризуются ясно выраженной направленностью. В независимости от того, было действие правомерным или неправомерным, оно всегда порождает административные правоотношения, если ему законодательно присвоен статус юридического факта. Еще одной характерной чертой административных правоотношений служит тот факт, что большинство из них возникают в результате правомерных действий, в отличии от отношений уголовно-правового характера.
Основные черты административных правоотношений
Стоит отметить также, что административные правоотношения характеризуются определенным субъектом. Всегда одной из сторон является официальный или полномочный субъект исполнительной власти (в широком смысле государственного управления).
Иначе говоря, несмотря на то, что в административно-правовых отношениях практически могут участвовать различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона, без которой такого рода отношения не возникают. Такой признак наблюдается в административных отношениях как прямое действие властной природы государственно-управленческой деятельности. Например, гражданин не может выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самых разнообразных административно-правовых отношений.
Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.
Как указывалось выше административно-правовые отношения возникают в сфере государственного управления. Однако не всякое общественное отношение в сфере государственного управления включается в круг отношений, составляющих предмет административного права.
Административно-правовые отношения
Понятие и структура административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения – конкретная разновидность правоотношений. В них выражены как общие черты, свойственные всем правоотношениям, так и особенности, присущие только данной разновидности.
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, т. е. складывающиеся в сфере государственного управления.
Естественно, что в этих правоотношениях стороны выступают носителями взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовыми нормами.
Административно-правовые отношения, как и все другие правоотношения, имеют свой состав (структуру). В структуру административно-правовых отношений входят три основных элемента: 1) субъекты (отвечают на вопрос «те, кто?», т. е. участники); 2) объект (отвечает на вопрос «то, на что направлено?») и 3) содержание (состоит из двух сторон: материальной – поведение субъектов и юридической – субъективные права и обязанности).
По поводу объекта правоотношений в юридической литературе высказывались различные точки зрения. По одной (О. С. Иоффе ) объект правоотношений – это только поведение людей, согласно другой (С. Н. Братусь ) – поведение людей является не объектом правоотношения, а его содержанием. Объектом правоотношения считается то, на что направлено это поведение – имущество, личные блага, духовные и иные ценности, обеспечивающие в соответствии с общегосударственным интересом индивидуальные интересы сторон в правоотношении.
Наиболее верной нам представляется точка зрения, согласно которой объект административного права представляет из себя следующее: а) в подавляющем большинстве случаев объектом административно-правовых отношений будут являться действия, деятельность, поведение людей; б) но в некоторых случаях, а именно в административно-правовых отношениях имущественного характера, налицо сложный объект – поведение и само имущество.
Субъектом административно-правовых отношений является участник этих правоотношений, наделенный соответствующими правами и обязанностями. Каждого из субъектов административно-правовых отношений рассмотрим более подробно при изучении следующего раздела административного права. Сейчас же достаточно дать их примерный перечень. Ими могут быть индивидуальные и коллективные субъекты: органы исполнительной власти; органы управления государственными организациями; общественные объединения граждан; сами граждане и др.
Основные черты административно-правовых отношений
У административно-правовых отношений есть свои особенности (основные черты), отличающие их от других видов правоотношений. Выделим основные из них.
1. Главной, определяющей особенностью административно-правовых отношений является то, что они складываются (возникают) в специфической области – в сфере государственного управления. Для этих отношений характерно все то, что специфично для исполнительной власти.
2. Поскольку в административно-правовых отношениях реализуется исполнительная власть (государственное управление), постольку административно-правовые отношения – это властеотношения. Им соответствует формула «власть – подчинение» (не следует путать с более узкой формулой «начальник – подчиненный»). Коротко рассмотрим признак властности отношений.
Так как в административно-правовых отношениях одна сторона всегда управляет, а другая подчиняется, и без управляющей от имени государства стороны эти отношения невозможны, то необходимо и наличие обязательного субъекта этих правоотношений, который будет наделен полномочиями на осуществление государственно-управленческой деятельности. Таким образом, в административно-правовых отношениях необходимо наличие обязательного субъекта (обязательной стороны).
Простого наличия обязательного субъекта административно-правовых отношений, наделенного государственно-властными полномочиями, недостаточно. Обязательная сторона данного правоотношения всегда действует, властно распоряжаясь, т. е. реализуя имеющиеся у нее государственно-властные полномочия. Отсюда также следует и то, что между двумя гражданами административно-правовые отношения невозможны.
В административно-правовых отношениях всегда присутствует специальный субъект, реализующий свои государственно-властные полномочия, следовательно, в этих отношениях стороны неравны, т. е. для них всегда характерно неравенство сторон.
3. Одним из основных признаков административно-правовых отношений является то обстоятельство, что они могут возникать по инициативе любой из сторон, и согласие второй стороны не является обязательным условием их возник-новения. Возникновение административно-правовых отношений по инициативе двух сторон будет не что иное, как административно-правовой договор. Проблему административно-правовых договоров мы рассмотрим позже.
Принимая во внимание указанный признак, следует особо отметить, что от возникновения административно-правовых отношений по инициативе управляемой стороны они местами не меняются, поскольку у управляющей стороны возникает юридическая обязанность вступить в эти отношения не перед управляемой стороной, а перед государством.
4. Споры между участниками административно-правовых отношений сегодня разрешаются, как правило, в административном (внесудебном) порядке, т. е. путем непосредственного юридически властного распоряжения уполномоченного на то органа (обычно вышестоящего начальника того, чьи действия обжалуются). В последнее время наблюдается тенденция обоснованного расширения круга административно-правовых споров, разрешение которых возможно только в судебном порядке или на альтернативной основе с административным (увольнение с работы, обжалование в суд наложенных административных наказаний, действий и решений должностных лиц, ущемляющих права и законные интересы гра-ждан, и т. д.).
Еще в 1910 г. барон С. А. Корф говорил о том, что «поручение органам администрации разбирательства правовых споров, в которых та же администрация является заинтересованной стороной, не может обеспечивать справедливости и беспристрастности решений в полной мере, какими бы гарантиями процессуальными ни были обставлены эти разбирательства». Беспристрастный механизм разрешения споров, вытекающих из административно-правовых отношений, С. А. Корфу виделся лишь в деятельности административных судов. Сегодня в Российской Федерации ведется поэтапная деятельность по созданию системы административных судов.
5. В случае нарушения одной из сторон требований административно-правовых норм (невыполнения либо ненадлежащего выполнения своих юридических обязанностей) эта сторона несет соответствующую юридическую ответственность (административную, дисциплинарную, материальную, а иногда и уголовную) перед государством в лице его органов, каковыми являются, как правило, сами органы исполнительной власти.
Виды административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения классифицируются по различным признакам.
По целевому назначению – на правоотношения, связанные с реализацией не-посредственных задач и функций исполнительной власти, и связанные с правонарушениями в процессе реализации исполнительной власти.
По конкретному содержанию – на правоотношения имущественного и не-имущественного характера.
По характеру субъектов – на правоотношения между субъектами, наделенными государственно-властными полномочиями (внутриаппаратные) и правоотношения между этими субъектами и общественными организациями и гражданами (внеаппаратные).
По способу защиты – на защищаемые в административном и судебном порядке.
Наибольший интерес в административном праве представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим признаком выделяют вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения.
Под вертикальными понимаются обычные властеотношения между субъектом и объектом управления, которые мы рассмотрели выше. Они наиболее характерны для административного права.
Горизонтальным правоотношениям свойственны следующие три признака: а) они могут осуществляться только между субъектами управления; б) эти субъекты управления равностатусные; в) субъекты управления в этих отношениях не наделены по отношению друг к другу государственно-властными полномочиями.
Из указанных признаков видно, что горизонтальные административно-правовые отношения подразумевают равенство сторон, что вообще не характерно для административно-правовых отношений.
Горизонтальные административно-правовые отношения могут иметь место как: а) предшествующие непосредственному управленческому воздействию; б) возникающие после непосредственного управляющего воздействия в целях наиболее эффективной его реализации; в) отношения административно-договорного характера.
Проблема диагональных административно-правовых отношений на сегодняшний день остается дискуссионной. По поводу их наличия или отсутствия в юридической литературе нет единого мнения.
Горизонтальные административно-правовые отношения хотя и реализуются в сфере государственного управления, но своей непосредственной задачей воздействие на управляемый объект не имеют. Фактически они подготавливают последующее управляющее воздействие. Поэтому можно встретить такие названия вертикальных и горизонтальных административно-правовых отношений, как отношения основные и не основные. Схожа с ними и классификация административно-правовых отношений на субординационные (властности) и координационные (властность отсутствует).
На наш взгляд, найти сегодня пример одного конкретного административно-правового отношения нельзя. Во-первых, это противоречило бы основному признаку административно-правовых отношений – их властности. Во-вторых, анализ конкретных ситуаций приводит автора в одних случаях к выводу о том, что они являются отношениями, не урегулированными нормами права. Тогда это не правоотношения вообще и не административно-правовые отношения, в частности. В других же случаях рассмотренные примеры не имеют хотя бы одного из признаков горизонтальных административно-правовых отношений, отчего становятся правоотношениями вертикальными.
Горизонтальные административно-правовые отношения нами понимаются как совокупность конкретных вертикальных административно-правовых отношений между двумя субъектами государственного управления, которые в целом уравновешивают их положение по поводу того, по поводу чего они вступили в это множество конкретных правоотношений (не следует путать с равностатусностью субъектов права, вытекающей из нормативно-правовых актов, а не конкретных правоотношений).
В.А. Юсупов, классифицируя административно-правовые отношения по их организационной направленности, предлагает три их вида:
Административные правоотношения: понятие, виды, важные черты и примеры
Черты административного правоотношения
Таковы основополагающие черты административного правоотношения. Благодаря им можно понять в чем заключается основная сущность правовых отношений. Также можно проследить взаимосвязь между ними.
Субъекты
Это не только граждане, но и организации. Это различные отраслевые предприятия или профессиональные учреждения. Они не зависят от того в какой форме находится их собственность. Нужно обладать дееспособностью в административном смысле, чтобы стать субъектом. То есть возможность выполнять функций, которые есть у каждого гражданина. Таким образом, становится понятно, кто может быть субъектом административных правоотношений.
Объекты правоотношений
Это то, ради чего появляются такие правовые отношения. А возникают они ради гражданского сознания, поведения, воли и материальных ценностей.
Критерии при возникновении правоотношений
Правовые действия. То есть ситуации, которые могут появляться, меняться и заканчиваться. Эти действия во всем своем проявлении юридические, потому что их наступление зависит от правовых норм.
Действия появляются в результате того, что возникает волеизъявление у субъекта.
Если действия находятся в рамках законности, то они будут соответствовать нормам административного характера. Это могут быть действия граждан или других субъектов. Например, когда гражданин подает жалобу, то его действие несет за собой определенное правоотношение. Оно возникает между органом, куда он подает жалобу и непосредственно самим гражданином.
Особенность фактов
В юридическом смысле получается то, что первоначальным видом действий выступают региональные правовые акты, которые обладают индивидуальным характером. То есть акты, которые обязательно нужно исполнять конкретному лицу. Последствиями юридических действий является тот факт, что они могут появляться, изменяться и прекращаться в совокупности правовых отношений.
Можно привести пример: когда гражданин поступает на определенную службу, издается документ и это влечет за собой то, что появились служебные отношения. Они только один вид из множества административных взаимоотношений. Неправомерные действия нарушают все нормы, которые не соотносятся с их требованиями. К таким обычно относятся нарушения, связанные с правопорядком. Они больше всего характерны для деятельности, осуществляющейся при управлении. Также они способствуют появлению юрисдикционных ситуаций. Здесь имеется в виду определенное бездействие, когда органы внутреннего контроля не принимают попыток, чтобы обеспечить общественный порядок.
Управленческие правоотношения могут подразделяться по различным критериям. Существует большое количество классификаций. Для каждого вида правоотношений можно подобрать примеры. Так можно понять, как будут регулироваться те или иные сферы жизни со стороны нормы права или определенных управляющих органов власти. Все административные правоотношения можно разделить по характеристикам.
В зависимости от характера
По содержанию действий
В зависимости от правоохранительной направленности
По своему назначению
По наличию участников, находящихся в составе правоотношений
По характеру обязанностей
В зависимости от субъекта управления
При попытках дать характеристики управленческим отношениям не нужно опираться только на виды административных правоотношений, потому что на практике управленческая сущность многозначна. Поэтому при осуществлении управленческих функций можно полагаться на самые основные виды, приведенные ранее.
К признакам относится неравное положение сторон как фактов ведущего показателя, то есть властные отношения сосредоточены в руках властвующей стороны, которая управляет и имеет свои властные полномочия.
Неравенство предполагает, что одна сторона управляет, другая исполняет разные решения. Но подчиненность не всегда ярко выражена. Например, негосударственное учреждение напрямую не подчиняется субъекту органов исполнительной власти.
При взаимоотношениях отдельных звеньев в механизме органов власти, выполняющих исполнение решений и, когда одно звено механизма подчиняется другому, очень часто подчиненности не наблюдается. Можно привести в пример ситуацию, чтобы понять в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений, когда центральный региональный орган не подчиняется непосредственным органам федеральной правительственной власти, а разные предприятия не подчиняются надзорным службам.
Если описывать подчиненность, которая характерна для сторон в административной сфере нужно иметь в виду иерархичную подчиненность. Она наиболее часто встречается в вертикали управления и проявляется в работе вышестоящих и нижестоящих звеньев власти. Можно указать на относительную деятельность исполнительной власти и тех предприятий, учреждений которые ей подведомственны.
Можно проанализировать характеристику обществознания административных правоотношений, которая является обобщенной на предмет содержания. Они направлены на то, чтобы урегулировать нормы права.
Сущность правоотношений
Административные отношения являются очень важным аспектом, потому что они значимы в общественной жизни людей. Специфика их масштабна и разнообразна, если рассматривать их функции и учитывать совокупность характеристик этих правоотношений.