в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии
Проблема определения предмета специальной психологии на современном этапе.
Важнейшими задачами специальной психологии становятся гармонизация отношений между обучением и развитием, обеспечение социально-эмоционального развития ребенка, всесторонняя поддержка его семьи и ближайшего социального окружения.
Специальная психология (психология аномальных детей) представляет собой сложную отрасль психологии, состоящую в настоящее время из отдельных дисциплин, каждая из которых изучает психологические особенности определенной категории аномальных детей и ход развития этих детей в условиях воспитания и обучения (Ж.И. Шиф, 1965).
Отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы, а именно: психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология), детей с временными задержками психического развития, с нарушениями речи и т.п. (В.И.Лубовский, 1970, 1990, 1996).
Психология аномального развития (Т.Г.Богданова, 2000)
Психология, изучающая различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях (В.М.Сорокин, 2003).
Психология «особых состояний… проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение» (Л.В.Кузнецова, 2002).
Область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых – в особых формах психологического сопровождения (Е.Л.Гончарова, 2002).
Почему у специальной психологии разные определения? Попытка объяснения (Е.Л.Гончарова, 2007)
Специальная психология – развивающаяся система научных знаний и практики. Как любая развивающаяся система она проходит стабильные и критические периоды своего развития.
В настоящее время специальная психология переживает критический период своего развития в связи с бурными преобразованиями во всех значимых для нее контекстах (развитие общественного сознания и культуры, системы специального образования, психологической науки и практики).
В общественном сознании утверждаются идеи открытого общества, в педагогике – идеи развивающего и личностно-ориентированного образования, идеи интеграции специального и массового образования, в специальном образовании – идеи ранней помощи и интеграции через раннюю коррекцию, в психологии – становление психологической практики, утверждение антропологической и гуманистической парадигм и их влияние на представление о предмете и методологии психологических исследований, на понятия нормы развития и субъекта обучения и др.
Мы переходим к такому этапу развития системы помощи детям и взрослым с различными отклонениями в психофизическом развитии, на котором осознанным предметом внимания и заботы специалистов становится деятельность коллективного субъекта (родителей, близких, педагогов и самого проблемного ребенка, а затем и взрослого человека с нарушениями в психофизическом развитии) – деятельность, направленная на максимально возможную нормализацию его развития (на достижение максимально высокого уровня самореализации и достойной жизни).
Специалист будет «работать» не с ребенком, и даже не с семьей, а с этой деятельностью в целом – диагностировать, исправлять и предупреждать нарушения в ее развитии.
Практический психолог должен будет уметь ставить психологический диагноз этой деятельности, намечать программу коррекции и развития деятельности всех участвующих в ней субъектов, определять потребность в подключении разных специалистов, в том числе и для решения задач, выделенных на предшествующих этапах развития специальной психологии (диагностика и коррекция уровня развития ВПФ ребенка, выявление особых состояний и др.).
Специальная психология как область научного знания должна обеспечить практику теоретической базой и необходимым инструментарием для полного и целенаправленного решения таких задач применительно к различным ситуациям развития и воспитания детей с различными отклонениями в развитии. Исследователей будут интересовать психологические характеристики и особенности разных вариантов такой деятельности; психологические условия ее эффективности, продуктивности, распределения и перераспределения функций между ее участниками на разных этапах ее развития и т.п. Все это задачи будущих исследований.
Разные определения предмета специальной психологии (аномальные дети, особенности аномального развития, особые состояния, формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях и др.) являются своеобразными этапами в развитии представлений о предмете специальной психологии, проявившими разные стороны этого более сложного предмета изучения, который постепенно открывается в ходе развития специальной психологии как области прикладных исследований и практики.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Проблема определения предмета специальной психологии на современном этапе.
Проблема определения предмета специальной психологии на современном этапе.
Проблема определения предмета специальной психологии на современном этапе.
Связь специальной и клинической психологии
Вариант 2
1. В чем трудности выделения предмета специальной психологии?
Специальная психология занимается изучением детей с нарушенным развитием (дизонтогения). Дети, страдающие процессуальными заболеваниями (шизофрения), эпилепсией, нейроинфекциями (например, менингит), сифилисом и др., сюда не попадают.
В специальной психологии дефект уже сформировался и вот уже с нарушенной патологией мы их изучаем.
Объект – та область, которую мы изучаем. Объектом изучения специальной психологии является деятельность людей, имеющих нарушения в когнитивной и эмоциональной сферах.
Этим же самым могут заниматься и другие области, например, клиническая психология. В этой сфере надо выделить предмет самой специальной психологии.
Сорокин: предмет – отклоняющееся развитие. То есть развитие, протекающее в неблагоприятных условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида.
Это тоже не очень точно, поскольку не сказано, какие это именно отклонения.
Назарова: предметом изучения являются люди, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования НС.
Это более точное определение. Предметом является специфика нервной деятельности у людей с врожденными или приобретенными аномалиями.
Предметом изучения, с одной стороны, является развитие (первичный, вторичный, третичный дефект). А с другой стороны, важно, что развитие идет на органически неполноценной почве. То есть если мы будем говорить о людях, которые относятся к предмету специальной психологии, то у них обязательно должны быть органические нарушения. Например:
— механические дислалии при расщеплении неба,
— грубое недоразвитие речи,
— дизартрия – нарушение иннервации артикуляционного аппарата,
— дети с соматической патологией – это дети с сердечно-сосудистой патологией, например.
Специальная психология изучает:
2. Чем обусловлена специфика использования психологических методов в специальной психологии?
3. Сходство и различие специальной психологии и клинической психологии?
Специальная психология тесно связана с клинической психологией. Общее поле. Но это не одно и то же. За рубежом не делают различия между специальной и клинической психологией, у нас делают.
Связь специальной и клинической психологии
Когда клиническая психология оформилась как наука – в конце 19 – начале 20 века существовала «патологическая психология», которая изучала явления аномального развития и функционирование психики.
Основное понятие клинической психологии – болезнь. А специальная психология основным своим понятием имеет дизоногенез. С 60-х гг. эти понятия развели.
Отличия клинической психологи от специальной:
2. По контексту рассмотрения человека. Клиническая психология рассматривает человека в процессе лечения. А специальная психология – в контексте социализации, воспитания, обучения.
3. По направленности приложения самих психологических знаний. Клиническая психология обслуживает здравоохранение, а специальная психология – образование.
4. Механизмы формирования вторичных дефектов?
Вторичный дефект – это недоразвитие ВПФ вследствие наличия первичного дефекта. Это то, что относится к подструктуре форм отражения.
Вторичное нарушение – обратимые изменения процесса развития психических функций. Рождаются на базе первичных – и являются системными, так как являются частью сложной системы.
Коррекционные мероприятия способствуют обратимости вторичных нарушений.
Например, 1 – первичный дефект: невозможность отличать звуки речи.
2 – снижение фонематического слуха (звука речи)
4 – невозможность различать высоту голоса
5 – первичный аграматизм
6 – непонимание юмора (интонация…)
9 – непонимание контекста (скрытого смысла)
7 – не до конца понимается содержание высказывания
8 – сужается объем восприятия звукового материала (воспроизведений)
Выраженность вторичных нарушений с возрастом, как правило, увеличивается.
Вторичные нарушения связаны с замедлением и изменением этапа онтогенеза.
Вторичные нарушения определяются дезорганизацией между поврежденными и сохранными психическими функциями в пространстве актуалгенеза.
Механизмы формирования вторичных нарушений
Вторичные нарушения |
Коммуникативный деятельность речевой депривация |
Первичные нарушения |
Если нарушен коммуникационный механизм, то вторично нарушаются социализация, формирующееся сознание.
Нарушения коммуникационного механизма могут привести к негативным чертам характера.
5. Личностные расстройства, возникающие при непроцессуальном дизонтогенезе?
Дизонтогенез – это нарушенное или отклоняющееся развитие. Этот термин вошел в практику в 1927 г. Он обозначал всякое нарушенное развитие в начале 20 в. Обозначал отклонение внутриутробного формирования структур организма. Чуть позже этот термин стали употреблять и для детей с нарушением развития в раннем возрасте (до 3-х лет). И в 50-е гг. к дизонтогенезу стали относить все нарушения, возникшие в детском возрасте (до подросткового возраста).
Дизонтогенез имеет много общего с нормальным развитием. Он сохраняет основные закономерности нормального развития. У него есть те же симптомы, что и в норме.
Непроцессуальный (умственная отсталость, ЗПР, ОНР, непроцессуальное дисгармоническое развитие)
Выделенные т. н. непроцессуальный дизонтогенез подчиняется общим законам развития психики.
6.Медицинские классификации дизонтогений?
1. Умственная отсталость: легкая (дебильность), умеренная, (имбецильность), тяжелая (идиотия), и грубая (совсем идиотия).
2. Нарушения психического развития:
1) специфические расстройства речи и школьных навыков (нарушения письменной речи, счета, и т. д. Это негрубая патология)
2) общие расстройства развития (подразумевают такие понятия, как РДА, синдром Ретта, Асперга (аутистическая или шизоидная психопатия), РДА органического генеза или УО со стереотипными движениями)
3) поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском возрасте (подкорковая симптоматика: гиперкинезы, хорея, атетоз и здесь же СДВГ – синдром двигательной расторможенности – нарушения внимания)
4) расстройства поведения (расстройства, ограниченные условиями семьи… дети противостоят родителям, не подчиняются, не слушаются… в социум это не выносится).
5) смешанные расстройства поведения и эмоций (депрессивное, маниакальное, циклотимия, МДП негрубые. А иногда это связано с гормональной перестройкой)
6) эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста (тревожность детей, соперничество детей, жестокость по отношению к братьям и т. п.)
8) тикозные расстройства. Тики. Хорея и атетоз могут относиться сюда же.
9) другие поведенческие и эмоциональнее расстройства, начинающиеся в детском возрасте
— нарушения темпа речи (патологически ускоренная и патологически замедленная)
— иные расстройства, не имеющие органической природы (расстойство питания в младенческом возрасте, это характерно для детей с РДА. Например, только хлеб и кефир и все)
— стереотипные двигательные расстройства (могут быть и органической, и двигательной природы).
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Специальная психология может быть охарактеризована как одна из старейших прикладных отраслей психологической науки, что следует понимать буквально, как систему использования психологических знаний в решении конкретных проблем практической деятельности человека. Так, применение психологии в здравоохранении, просвещении, промышленном производстве стало основой для возникновения таких ее прикладных отраслей, как медицинская, педагогическая, трудовая психология.
Прикладной характер специальной психологии раскрывается через ее исторические связи с коррекционной педагогикой. Именно формирование и развитие системы специального образования стало одним из определяющих, хотя далеко не единственным фактором в возникновении данной науки. Однако не следует упрощенно понимать причины ее становления и сводить их лишь к факту появления практики обучения детей с отклонениями в развитии. Потребовалась довольно длительная эволюция самой практики, прежде чем пришло осознание необходимости глубоких и всесторонних знаний об особенностях нарушенного психического развития разных групп детей как важного фактора эффективной учебно-воспитательной работы с ними. Но и этого оказалось недостаточно, ибо сама психология должна была достичь того уровня зрелости, при котором смогла бы ответить на запросы и потребности практики. Пути исторического развития специальной психологии определяются переплетением двух эволюционных рядов, постоянно взаимодействующих друг с другом, — системы специального коррекционного образования и самого психологического знания.
Словосочетание «специальная психология» прочно укоренилось в сфере профессионального общения и давно нашло свое отражение в большинстве современных психологических словарей. Вместе с тем неоднократно делались попытки замены этого термина как не вполне удовлетворительного с точки зрения академического подхода, так как он не раскрывает своеобразия предметного содержания данного научного направления. В названиях других прикладных отраслей психологии — медицинской, политической, космической, инженерной, спортивной и пр. отчетливо просматривается указание на сферу их практического применения. Именно эти элементы названий и фиксируют предметное содержание данных дисциплин и определяют их специфику по отношению ко всем остальным. В том случае, когда на месте подобного слова появляется термин «специальная», мы, по существу, сталкиваемся с феноменом смысловой тавтологии. Именно это обстоятельство и привело к поискам новых, более адекватных названий. Но в связи со значительной укорененностью термина «специальная психология» эти попытки, как правило, мало результативны, и предложенные варианты, такие как «коррекционная психология» или «психология дизонтогенеза», не получили широкого употребления.
Проблема названия может показаться формальной и второстепенной. Но она важна и показательна по крайней мере в двух отношениях. Во-первых, логика развития науки и логика развития языка бывают весьма противоречивы. Вряд ли можно определить, кто и когда предложил термин «специальная психология». Но, даже будучи неточным в отношении предметного содержания науки, он прочно укоренился в профессиональном словаре. С другой стороны, можно предположить, что коллизия с названием данной дисциплины есть не что иное, как весьма своеобразное и не осознаваемое отражение проблемы определения ее предмета.
С методологической точки зрения вопрос предметного содержания для любой науки является кардинальным, прежде всего потому, что задает границы отраслевой исследовательской деятельности и определяет характер взаимоотношений с другими дисциплинами. Вместе с тем процесс научного познания в свою очередь оказывает влияние на изменение представлений о предмете изучения, то, расширяя, то, сужая его границы.
В сознании профессионалов специальная психология часто ассоциируется с совокупностью ее отраслей: психологией слепых, глухих, умственно отсталых и т. д. Это определение можно принять лишь с определенной долей условности. В таком случае термин «специальная психология» теряет всякий смысл, становится неким собирательным названием, простой оболочкой, безразличной к своему содержанию. Сами по себе указанные разделы составляют лишь его часть, которая не может заменить собой целое. Это целое имеет тенденцию к расширению: появляются новые группы детей с отклонениями в развитии. Тем не менее, конструирование предмета науки должно быть таким, чтобы он мог объединить разнородные аспекты и одновременно задать некоторые рамки, границы своего содержания.
Общее представление о предмете специальной психологии связано с процессом изучения закономерностей отклоняющегося развития. Разные варианты данного феномена часто обозначаются термином дизонтогенез. Так, в наиболее распространенном определении предмета специальной психологии указывается на процесс исследования «психологических особенностей аномальных детей, дефект которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга, нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранении слуха» (Психологический словарь. М., 1986, с.309). В другом определении говорится об изучении «людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы» <Специальная педагогика /Под. ред. Назаровой. М., 2000, с. 67)
В процитированных определениях смысловые акценты не точно расставлены. Прежде всего, сам предмет специальной психологии подменяется перечислением ее отраслей, что сразу приводит к утрате его целостности. Кроме того, самих отраслей существует значительно больше, чем представлено в данной дефиниции. Обращает на себя внимание и тот факт, что в первом определении говорится об аномальных детях, а во втором — о людях с характерными отклонениями от нормального психического развития. Тем не менее, само понятие «аномальные дети» нуждается в пояснении. Но тот же психологический словарь, говоря о детях с отклонениями в развитии (современный аналог рассматриваемого термина) указывает, что «отклонения в психическом развитии могут быть вызваны сенсорными нарушениями, поражениями центральной нервной системы, двигательными нарушениями, тяжелыми нарушениями речи» (Психологический словарь. М., 1996, с.90). По сути, это определение повторяет первую из приведенных дефиниций предмета специальной психологии, который к тому же неправомерно сужается в возрастном отношении, так как специальная психология изучает не только лиц детского возраста. Этот недостаток восполняется во втором определении, где говорится уже о людях (не только о детях), но при этом не указывается, что именно изучается у этих людей, для которых характерны отклонения от нормального психического развития. В действительности лица с подобными нарушениями могут быть объектом исследования многих наук — медицины, биологии, социологии, педагогики и т. д. В одном из приведенных определений есть требуемая ссылка: речь идет об изучении психологических особенностей. Но какие это особенности — возрастные, индивидуальные, половые, патологические и пр., опять же не сказано. Употребление этого слова, по-видимому, означает, что основной акцент в изучении детей с отклонениями в развитии должен быть сделан на их отличиях от нормально развивающихся. Но всестороннее исследование не может ограничиться фиксацией одних отличий. Оно должно также выявлять и сходства, что имеет гораздо большее значение. Таким образом, даже краткий анализ наиболее распространенных определений предмета специальной психологии лишний раз доказывает сложность поставленной задачи.
Если попытаться дать краткое определение предмета специальной психологии, то прежде всего следует подчеркнуть, что она изучает не сами феномены нарушенного развития, как обычно принято считать. (Ибо эти их могут изучать и другие науки.) Специальная психология исследует различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях. Иначе говоря, ее может интересовать то, как протекает процесс психического развития в самых разных патогенных ситуациях; как и каким образом могут изменяться в зависимости от многообразных параметров этих условий различные характеристики психогенеза. Совершенно очевидно, что в данном контексте особый исследовательский интерес будет связан также с изучением запаса прочности процесса развития. Каким образом психике, даже в осложненных, стесненных условиях, удается сохранять свою целостность, реализуя основные функции по адекватному отражению окружающего мира и регуляции поведения? Какова структура и динамика этих компенсаторных способностей? Анализируя процесс развития в стандартных условиях его протекания, ответить на эти вопросы весьма сложно. Упомянутые в нашем определении неблагоприятные ситуации сами по себе не всегда способны вызвать отклонения в развитии. В конечном счете, многое будет определяться сочетанием разнообразных характеристик индивида, опосредующих их воздействие. Именно поэтому одни и те же условия для разных людей могут иметь различные последствия. Неблагоприятная ситуация признается патогенной, способной спровоцировать те или иные отклонения в развитии, если сила ее воздействия превышает компенсаторные возможности индивида и относительно устойчиво изменяет характеристики актуального функционирования психики в параметрах точности, полноты и скорости отражательных и регуляторных функций и в результате изменяет темп ее возрастного развития.
Деление неблагоприятных условий на внутренние и внешние достаточно условно. В реальной жизни внутренние условия могут спровоцировать формирование целого ряда дополнительных внешних. Так, дети с нарушениями очень часто воспитываются в ситуации домашней изоляции, не имея возможности полноценного общения со сверстниками, что не может не сказаться на характере их психического развития. И наоборот, внешние неблагоприятные условия со временем способны трансформироваться во внутренние. Длительное пребывание ребенка в ситуации эмоционального напряжения в конечном счете, как правило, приводит к устойчивым сбоям в работе центральной нервной системы и нарушениям поведения. Помимо сказанного следует особо подчеркнуть и то, что круг негативных факторов развития, описываемых разными науками, постоянно расширяется, что, в свою очередь, приводит к соответствующему усложнению предметного содержания специальной психологии. Каждый раз ей приходится сопоставлять характеристики патогенных условий с изменениями в параметрах процесса психического развития, выделяя наиболее типичные среди них.
Таким образом, обозначив область предметного содержания специальной психологии, мы подчеркнули как ее уникальность по сравнению с другими разделами психологической науки, так и единство с ними. Многие отрасли психологического знания изучают свой предмет именно с точки зрения «условий». Педагогическая, психология исследует психику в условиях учебной деятельности, медицинская — в условиях того или иного заболевания и процесса лечения, трудовая — в условиях производственной деятельности и т. д.
Наличие собственного предмета исследования определяет и конкретные задачи специальной психологии. Любая наука всегда стремится раскрыть и воспроизвести наиболее общие законы своего предмета. Но, прежде всего, она должна более или менее точно раскрыть его сущность, ибо указать на предмет и установить его природу далеко не одно и то же. Предметом специальной психологии мы назвали изучение процесса психического развития в стесненных обстоятельствах. Само же нарушенное развитие, являющееся следствием воздействия этих обстоятельств, представляет собой стойкое изменение параметров актуального функционирования психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних значений, характерных для данного возраста.
Говоря о конкретных задачах специальной психологии, необходимо выделить наиболее значимые среди них. К их числу можно отнести исследование нескольких групп закономерностей психического развития, а именно:
а) основные и общие, то есть закономерности, по которым развивается психика в обычных и неблагоприятных условиях;
б) модально-неспецифические — ряд особых закономерностей, свойственных всем группам детей с отклонениями в развитии независимо от характера основного нарушения;
в) модально-специфические — особенности, свойственные какой-то одной группе детей с отклонениями в развитии;
г) наконец, последняя группа закономерностей связана с установлением зависимостей характера психического развития от силы и выраженности патогенного фактора, например от степени и времени потери слуха, от длительности состояния эмоциональной депривации и др.
В данном случае речь идет об установлении индивидуально-типологических особенностей внутри одного и того же вида отклонения в развитии.
Следует особо отметить тот факт, что специальная психология, начиная развиваться как многоотраслевая дисциплина, на первых этапах своего становления преимущественно акцентировала внимание на изучении модально-специфических закономерностей. Позже, благодаря исследованиям Л. С. Выготского, фокус стал постепенно смещаться в область общих закономерностей. И только в самую последнюю очередь начались попытки изучения модально-неспецифических закономерностей. Эта историческая последовательность связана с одним парадоксом специальной психологии, на который впервые обратил внимание В. И. Лубовский. Поскольку модально-специфические закономерности стали исследоваться раньше, создавалось устойчивое убеждение в том, что именно этот тип закономерностей изучен лучше других. Анализ эмпирического материала, а главное, способ его получения, привел В. И. Лубовского к обратному выводу. Десятилетиями ученым казалось, что они изучают модально-специфические закономерности, но в действительности речь шла о модально-неспецифических. Причиной этого стал распространенный недостаток в экспериментальной стратегии. Проводя эксперимент, исследователь, как правило, сопоставлял результаты, полученные на одной группе детей с отклонениями в развитии, с аналогичной по возрасту группой нормально развивающихся детей. Выявленные отличия рассматривались как свойственные только для данного типа отклонения. Последующие исследования показали, что в большинстве случаев они типичны одновременно для нескольких групп детей с отклонениями в развитии и по сути являются модально-неспецифическими. И те и другие закономерности представляют собой лишь своеобразное проявление общих, основных законов развития психики, характерных как для случаев нормы, так и для патологии. Исследование разных типов закономерностей, как задача специальной психологии, сопряжено также с изучением компенсаторных механизмов, позволяющих сознанию человека продолжать реализовывать свои основные функции в условиях дизонтогенеза.
Перечисленные задачи по своему существу являются и исследовательскими и прикладными одновременно. Имеющиеся в арсенале специальной психологии сведения об основных, модально-неспецифических, модально-специфических и индивидуально-типологических особенностях психического развития детей с теми или иными отклонениями позволяют дифференцировать процесс обучения этих детей, строить адекватные и эффективные коррекционные программы для работы с ними, создать условия, препятствующие появлению новых отклонений — проводить психопрофилактику.
Таким образом, весь широкий спектр прикладных задач специальной психологии обусловлен процессом разработки научных основ для методов и содержания обучения разных групп детей с отклонениями в развитии, коррекционной, реабилитационной и психопрофилактической работы с ними.
Контрольные вопросы
1. В чем состоят трудности определения предмета специальной психологии?
2. Как в настоящее время определяется предмет специальной психологии?
3. Чем объясняется необходимость точного определения предмета науки?
4. В чем состоят основные задачи специальной психологии?
5. Чем определяются стоящие перед специальной психологией задачи?
6. В чем состоит теоретическое и практическое значение специальной психологии?
Литература
1. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
2. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
4. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой М., 2000.
5. Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990.