в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии

Проблема определения предмета специальной психологии на современном этапе.

Важнейшими задачами специальной психологии становятся гармонизация отношений между обучением и развитием, обеспечение социально-эмоционального развития ребенка, всесторонняя поддержка его семьи и ближайшего социального окружения.

Специальная психология (психология аномальных детей) представляет собой сложную отрасль психологии, состоящую в настоящее время из отдельных дисциплин, каждая из которых изучает психологические особенности определенной категории аномальных детей и ход развития этих детей в условиях воспитания и обучения (Ж.И. Шиф, 1965).

Отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы, а именно: психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология), детей с временными задержками психического развития, с нарушениями речи и т.п. (В.И.Лубовский, 1970, 1990, 1996).

Психология аномального развития (Т.Г.Богданова, 2000)

Психология, изучающая различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях (В.М.Сорокин, 2003).

Психология «особых состояний… проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение» (Л.В.Кузнецова, 2002).

Область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых – в особых формах психологического сопровождения (Е.Л.Гончарова, 2002).

Почему у специальной психологии разные определения? Попытка объяснения (Е.Л.Гончарова, 2007)

Специальная психология – развивающаяся система научных знаний и практики. Как любая развивающаяся система она проходит стабильные и критические периоды своего развития.

В настоящее время специальная психология переживает критический период своего развития в связи с бурными преобразованиями во всех значимых для нее контекстах (развитие общественного сознания и культуры, системы специального образования, психологической науки и практики).

В общественном сознании утверждаются идеи открытого общества, в педагогике – идеи развивающего и личностно-ориентированного образования, идеи интеграции специального и массового образования, в специальном образовании – идеи ранней помощи и интеграции через раннюю коррекцию, в психологии – становление психологической практики, утверждение антропологической и гуманистической парадигм и их влияние на представление о предмете и методологии психологических исследований, на понятия нормы развития и субъекта обучения и др.

Мы переходим к такому этапу развития системы помощи детям и взрослым с различными отклонениями в психофизическом развитии, на котором осознанным предметом внимания и заботы специалистов становится деятельность коллективного субъекта (родителей, близких, педагогов и самого проблемного ребенка, а затем и взрослого человека с нарушениями в психофизическом развитии) – деятельность, направленная на максимально возможную нормализацию его развития (на достижение максимально высокого уровня самореализации и достойной жизни).

Специалист будет «работать» не с ребенком, и даже не с семьей, а с этой деятельностью в целом – диагностировать, исправлять и предупреждать нарушения в ее развитии.

Практический психолог должен будет уметь ставить психологический диагноз этой деятельности, намечать программу коррекции и развития деятельности всех участвующих в ней субъектов, определять потребность в подключении разных специалистов, в том числе и для решения задач, выделенных на предшествующих этапах развития специальной психологии (диагностика и коррекция уровня развития ВПФ ребенка, выявление особых состояний и др.).

Специальная психология как область научного знания должна обеспечить практику теоретической базой и необходимым инструментарием для полного и целенаправленного решения таких задач применительно к различным ситуациям развития и воспитания детей с различными отклонениями в развитии. Исследователей будут интересовать психологические характеристики и особенности разных вариантов такой деятельности; психологические условия ее эффективности, продуктивности, распределения и перераспределения функций между ее участниками на разных этапах ее развития и т.п. Все это задачи будущих исследований.

Разные определения предмета специальной психологии (аномальные дети, особенности аномального развития, особые состояния, формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях и др.) являются своеобразными этапами в развитии представлений о предмете специальной психологии, проявившими разные стороны этого более сложного предмета изучения, который постепенно открывается в ходе развития специальной психологии как области прикладных исследований и практики.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Проблема определения предмета специальной психологии на современном этапе.

Проблема определения предмета специальной психологии на современном этапе.

Проблема определения предмета специальной психологии на современном этапе.

Источник

Связь специальной и клинической психологии

Вариант 2

1. В чем трудности выделения предмета специальной психологии?

Специальная психология занимается изучением детей с нарушенным развитием (дизонтогения). Дети, страдающие процессуальными заболеваниями (шизофрения), эпилепсией, нейроинфекциями (например, менингит), сифилисом и др., сюда не попадают.

В специальной психологии дефект уже сформировался и вот уже с нарушенной патологией мы их изучаем.

Объект – та область, которую мы изучаем. Объектом изучения специальной психологии является деятельность людей, имеющих нарушения в когнитивной и эмоциональной сферах.

Этим же самым могут заниматься и другие области, например, клиническая психология. В этой сфере надо выделить предмет самой специальной психологии.

Сорокин: предмет – отклоняющееся развитие. То есть развитие, протекающее в неблагоприятных условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида.

Это тоже не очень точно, поскольку не сказано, какие это именно отклонения.

Назарова: предметом изучения являются люди, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования НС.

Это более точное определение. Предметом является специфика нервной деятельности у людей с врожденными или приобретенными аномалиями.

Предметом изучения, с одной стороны, является развитие (первичный, вторичный, третичный дефект). А с другой стороны, важно, что развитие идет на органически неполноценной почве. То есть если мы будем говорить о людях, которые относятся к предмету специальной психологии, то у них обязательно должны быть органические нарушения. Например:

— механические дислалии при расщеплении неба,

— грубое недоразвитие речи,

— дизартрия – нарушение иннервации артикуляционного аппарата,

— дети с соматической патологией – это дети с сердечно-сосудистой патологией, например.

Специальная психология изучает:

2. Чем обусловлена специфика использования психологических методов в специальной психологии?

3. Сходство и различие специальной психологии и клинической психологии?

Специальная психология тесно связана с клинической психологией. Общее поле. Но это не одно и то же. За рубежом не делают различия между специальной и клинической психологией, у нас делают.

Связь специальной и клинической психологии

Когда клиническая психология оформилась как наука – в конце 19 – начале 20 века существовала «патологическая психология», которая изучала явления аномального развития и функционирование психики.

Основное понятие клинической психологии – болезнь. А специальная психология основным своим понятием имеет дизоногенез. С 60-х гг. эти понятия развели.

Отличия клинической психологи от специальной:

2. По контексту рассмотрения человека. Клиническая психология рассматривает человека в процессе лечения. А специальная психология – в контексте социализации, воспитания, обучения.

3. По направленности приложения самих психологических знаний. Клиническая психология обслуживает здравоохранение, а специальная психология – образование.

4. Механизмы формирования вторичных дефектов?

Вторичный дефект – это недоразвитие ВПФ вследствие наличия первичного дефекта. Это то, что относится к подструктуре форм отражения.

Вторичное нарушение – обратимые изменения процесса развития психических функций. Рождаются на базе первичных – и являются системными, так как являются частью сложной системы.

Коррекционные мероприятия способствуют обратимости вторичных нарушений.

в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Смотреть фото в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Смотреть картинку в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Картинка про в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Фото в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии

Например, 1 – первичный дефект: невозможность отличать звуки речи.

2 – снижение фонематического слуха (звука речи)

4 – невозможность различать высоту голоса

5 – первичный аграматизм

6 – непонимание юмора (интонация…)

9 – непонимание контекста (скрытого смысла)

7 – не до конца понимается содержание высказывания

8 – сужается объем восприятия звукового материала (воспроизведений)

Выраженность вторичных нарушений с возрастом, как правило, увеличивается.

Вторичные нарушения связаны с замедлением и изменением этапа онтогенеза.

Вторичные нарушения определяются дезорганизацией между поврежденными и сохранными психическими функциями в пространстве актуалгенеза.

в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Смотреть фото в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Смотреть картинку в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Картинка про в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Фото в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии

Механизмы формирования вторичных нарушений

Вторичные нарушения
Коммуникативный деятельность речевой депривация
Первичные нарушения

Если нарушен коммуникационный механизм, то вторично нарушаются социализация, формирующееся сознание.

Нарушения коммуникационного механизма могут привести к негативным чертам характера.

5. Личностные расстройства, возникающие при непроцессуальном дизонтогенезе?

Дизонтогенез – это нарушенное или отклоняющееся развитие. Этот термин вошел в практику в 1927 г. Он обозначал всякое нарушенное развитие в начале 20 в. Обозначал отклонение внутриутробного формирования структур организма. Чуть позже этот термин стали употреблять и для детей с нарушением развития в раннем возрасте (до 3-х лет). И в 50-е гг. к дизонтогенезу стали относить все нарушения, возникшие в детском возрасте (до подросткового возраста).

Дизонтогенез имеет много общего с нормальным развитием. Он сохраняет основные закономерности нормального развития. У него есть те же симптомы, что и в норме.

Непроцессуальный (умственная отсталость, ЗПР, ОНР, непроцессуальное дисгармоническое развитие)

Выделенные т. н. непроцессуальный дизонтогенез подчиняется общим законам развития психики.

6.Медицинские классификации дизонтогений?

1. Умственная отсталость: легкая (дебильность), умеренная, (имбецильность), тяжелая (идиотия), и грубая (совсем идиотия).

2. Нарушения психического развития:

1) специфические расстройства речи и школьных навыков (нарушения письменной речи, счета, и т. д. Это негрубая патология)

2) общие расстройства развития (подразумевают такие понятия, как РДА, синдром Ретта, Асперга (аутистическая или шизоидная психопатия), РДА органического генеза или УО со стереотипными движениями)

3) поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском возрасте (подкорковая симптоматика: гиперкинезы, хорея, атетоз и здесь же СДВГ – синдром двигательной расторможенности – нарушения внимания)

4) расстройства поведения (расстройства, ограниченные условиями семьи… дети противостоят родителям, не подчиняются, не слушаются… в социум это не выносится).

5) смешанные расстройства поведения и эмоций (депрессивное, маниакальное, циклотимия, МДП негрубые. А иногда это связано с гормональной перестройкой)

6) эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста (тревожность детей, соперничество детей, жестокость по отношению к братьям и т. п.)

8) тикозные расстройства. Тики. Хорея и атетоз могут относиться сюда же.

9) другие поведенческие и эмоциональнее расстройства, начинающиеся в детском возрасте

— нарушения темпа речи (патологически ускоренная и патологически замедленная)

— иные расстройства, не имеющие органической природы (расстойство питания в младенческом возрасте, это характерно для детей с РДА. Например, только хлеб и кефир и все)

— стереотипные двигательные расстройства (могут быть и органической, и двигательной природы).

Источник

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Смотреть фото в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Смотреть картинку в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Картинка про в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Фото в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Смотреть фото в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Смотреть картинку в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Картинка про в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Фото в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Смотреть фото в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Смотреть картинку в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Картинка про в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Фото в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Смотреть фото в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Смотреть картинку в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Картинка про в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Фото в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии

в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Смотреть фото в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Смотреть картинку в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Картинка про в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Фото в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии

в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Смотреть фото в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Смотреть картинку в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Картинка про в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Фото в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии

Специальная психология может быть охарактеризована как одна из старейших прикладных отраслей психологической науки, что следует понимать буквально, как систему исполь­зования психологических знаний в решении конкретных про­блем практической деятельности человека. Так, применение психологии в здравоохранении, просвещении, промышлен­ном производстве стало основой для возникновения таких ее прикладных отраслей, как медицинская, педагогическая, тру­довая психология.

Прикладной характер специальной психологии раскрывается через ее исторические связи с коррекционной педагоги­кой. Именно формирование и развитие системы специально­го образования стало одним из определяющих, хотя далеко не единственным фактором в возникновении данной науки. Од­нако не следует упрощенно понимать причины ее становле­ния и сводить их лишь к факту появления практики обучения детей с отклонениями в развитии. Потребовалась довольно длительная эволюция самой практики, прежде чем пришло осознание необходимости глубоких и всесторонних знаний об особенностях нарушенного психического развития разных групп детей как важного фактора эффективной учебно-вос­питательной работы с ними. Но и этого оказалось недоста­точно, ибо сама психология должна была достичь того уровня зрелости, при котором смогла бы ответить на запросы и потребности практики. Пути исторического развития специаль­ной психологии определяются переплетением двух эволюци­онных рядов, постоянно взаимодействующих друг с другом, — системы специального коррекционного образования и само­го психологического знания.

Словосочетание «специальная психология» прочно укоре­нилось в сфере профессионального общения и давно нашло свое отражение в большинстве современных психологических словарей. Вместе с тем неоднократно делались попытки заме­ны этого термина как не вполне удовлетворительного с точки зрения академического подхода, так как он не раскрывает сво­еобразия предметного содержания данного научного направления. В названиях других прикладных отраслей пси­хологии — медицинской, политической, космической, инже­нерной, спортивной и пр. отчетливо просматривается указание на сферу их практического применения. Именно эти элемен­ты названий и фиксируют предметное содержание данных дисциплин и определяют их специфику по отношению ко всем остальным. В том случае, когда на месте подобного слова по­является термин «специальная», мы, по существу, сталкива­емся с феноменом смысловой тавтологии. Именно это обсто­ятельство и привело к поискам новых, более адекватных на­званий. Но в связи со значительной укорененностью термина «специальная психология» эти попытки, как правило, мало результативны, и предложенные варианты, такие как «коррекционная психология» или «психология дизонтогенеза», не по­лучили широкого употребления.

Проблема названия может показаться формальной и вто­ростепенной. Но она важна и показательна по крайней мере в двух отношениях. Во-первых, логика развития науки и логи­ка развития языка бывают весьма противоречивы. Вряд ли можно определить, кто и когда предложил термин «специаль­ная психология». Но, даже будучи неточным в отношении предметного содержания науки, он прочно укоренился в про­фессиональном словаре. С другой стороны, можно предполо­жить, что коллизия с названием данной дисциплины есть не что иное, как весьма своеобразное и не осознаваемое отраже­ние проблемы определения ее предмета.

С методологической точки зрения вопрос предметного со­держания для любой науки является кардинальным, прежде всего потому, что задает границы отраслевой исследовательс­кой деятельности и определяет характер взаимоотношений с другими дисциплинами. Вместе с тем процесс научного по­знания в свою очередь оказывает влияние на изменение пред­ставлений о предмете изучения, то, расширяя, то, сужая его гра­ницы.

В сознании профессионалов специальная психология час­то ассоциируется с совокупностью ее отраслей: психологией слепых, глухих, умственно отсталых и т. д. Это определение можно принять лишь с определенной долей условности. В та­ком случае термин «специальная психология» теряет всякий смысл, становится неким собирательным названием, простой оболочкой, безразличной к своему содержанию. Сами по себе указанные разделы составляют лишь его часть, которая не может заменить собой целое. Это целое имеет тенденцию к расширению: появляются новые группы детей с отклонения­ми в развитии. Тем не менее, конструирование предмета науки должно быть таким, чтобы он мог объединить разнородные аспекты и одновременно задать некоторые рамки, границы своего содержания.

в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Смотреть фото в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Смотреть картинку в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Картинка про в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии. Фото в чем состоят трудности определения предмета специальной психологии

Общее представление о предмете специальной психологии связано с процессом изучения закономерностей отклоняюще­гося развития. Разные варианты данного феномена часто обо­значаются термином дизонтогенез. Так, в наиболее распрост­раненном определении предмета специальной психологии указывается на процесс исследования «психологических особен­ностей аномальных детей, дефект которых обусловлен диффуз­ным поражением коры головного мозга, нарушением деятельнос­ти анализаторов, недоразвитием речи при сохранении слуха» (Психологический словарь. М., 1986, с.309). В другом определе­нии говорится об изучении «людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы» <Специальная педагогика /Под. ред. Назаро­вой. М., 2000, с. 67)

В процитированных определениях смысловые акценты не точно расставлены. Прежде всего, сам предмет специальной психологии подменяется перечислением ее отраслей, что сра­зу приводит к утрате его целостности. Кроме того, самих от­раслей существует значительно больше, чем представлено в данной дефиниции. Обращает на себя внимание и тот факт, что в первом определении говорится об аномальных детях, а во втором — о людях с характерными отклонениями от нор­мального психического развития. Тем не менее, само поня­тие «аномальные дети» нуждается в пояснении. Но тот же психологический словарь, говоря о детях с отклонениями в развитии (современный аналог рассматриваемого термина) указывает, что «отклонения в психическом развитии могут быть вызваны сенсорными нарушениями, поражениями цент­ральной нервной системы, двигательными нарушениями, тяже­лыми нарушениями речи» (Психологический словарь. М., 1996, с.90). По сути, это определение повторяет первую из приве­денных дефиниций предмета специальной психологии, ко­торый к тому же неправомерно сужается в возрастном отно­шении, так как специальная психология изучает не только лиц детского возраста. Этот недостаток восполняется во вто­ром определении, где говорится уже о людях (не только о детях), но при этом не указывается, что именно изучается у этих людей, для которых характерны отклонения от нормаль­ного психического развития. В действительности лица с по­добными нарушениями могут быть объектом исследования многих наук — медицины, биологии, социологии, педагоги­ки и т. д. В одном из приведенных определений есть требуе­мая ссылка: речь идет об изучении психологических особен­ностей. Но какие это особенности — возрастные, индивиду­альные, половые, патологические и пр., опять же не сказано. Употребление этого слова, по-видимому, означает, что основ­ной акцент в изучении детей с отклонениями в развитии должен быть сделан на их отличиях от нормально развивающих­ся. Но всестороннее исследование не может ограничиться фиксацией одних отличий. Оно должно также выявлять и сходства, что имеет гораздо большее значение. Таким обра­зом, даже краткий анализ наиболее распространенных оп­ределений предмета специальной психологии лишний раз доказывает сложность поставленной задачи.

Если попытаться дать краткое определение предмета спе­циальной психологии, то прежде всего следует подчеркнуть, что она изучает не сами феномены нарушенного развития, как обычно принято считать. (Ибо эти их могут изучать и другие науки.) Специальная психология исследует различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных услови­ях. Иначе говоря, ее может интересовать то, как протекает процесс психического развития в самых разных патогенных ситуациях; как и каким образом могут изменяться в зависи­мости от многообразных параметров этих условий различ­ные характеристики психогенеза. Совершенно очевидно, что в данном контексте особый исследовательский интерес будет связан также с изучением запаса прочности процесса разви­тия. Каким образом психике, даже в осложненных, стеснен­ных условиях, удается сохранять свою целостность, реализуя основные функции по адекватному отражению окружающего мира и регуляции поведения? Какова структура и динамика этих компенсаторных способностей? Анализируя процесс раз­вития в стандартных условиях его протекания, ответить на эти вопросы весьма сложно. Упомянутые в нашем определении неблагоприятные ситуации сами по себе не всегда способны вызвать отклонения в развитии. В конечном счете, многое будет определяться сочетанием разнообразных характеристик индивида, опосредующих их воздействие. Именно поэтому одни и те же условия для разных людей могут иметь различ­ные последствия. Неблагоприятная ситуация признается па­тогенной, способной спровоцировать те или иные отклоне­ния в развитии, если сила ее воздействия превышает компен­саторные возможности индивида и относительно устойчиво изменяет характеристики актуального функционирования психики в параметрах точности, полноты и скорости отража­тельных и регуляторных функций и в результате изменяет темп ее возрастного развития.

Деление неблагоприятных условий на внутренние и вне­шние достаточно условно. В реальной жизни внутренние ус­ловия могут спровоцировать формирование целого ряда до­полнительных внешних. Так, дети с нарушениями очень час­то воспитываются в ситуации домашней изоляции, не имея возможности полноценного общения со сверстниками, что не может не сказаться на характере их психического развития. И наоборот, внешние неблагоприятные условия со временем способны трансформироваться во внутренние. Длительное пребывание ребенка в ситуации эмоционального напряжения в конечном счете, как правило, приводит к устойчивым сбоям в работе центральной нервной системы и нарушениям пове­дения. Помимо сказанного следует особо подчеркнуть и то, что круг негативных факторов развития, описываемых разны­ми науками, постоянно расширяется, что, в свою очередь, приводит к соответствующему усложнению предметного со­держания специальной психологии. Каждый раз ей приходится сопоставлять характеристики патогенных условий с изме­нениями в параметрах процесса психического развития, вы­деляя наиболее типичные среди них.

Таким образом, обозначив область предметного содержа­ния специальной психологии, мы подчеркнули как ее уникаль­ность по сравнению с другими разделами психологической науки, так и единство с ними. Многие отрасли психологичес­кого знания изучают свой предмет именно с точки зрения «ус­ловий». Педагогическая, психология исследует психику в ус­ловиях учебной деятельности, медицинская — в условиях того или иного заболевания и процесса лечения, трудовая — в ус­ловиях производственной деятельности и т. д.

Наличие собственного предмета исследования определяет и конкретные задачи специальной психологии. Любая наука всегда стремится раскрыть и воспроизвести наиболее общие законы своего предмета. Но, прежде всего, она должна более или менее точно раскрыть его сущность, ибо указать на пред­мет и установить его природу далеко не одно и то же. Предме­том специальной психологии мы назвали изучение процесса психического развития в стесненных обстоятельствах. Само же нарушенное развитие, являющееся следствием воздействия этих обстоятельств, представляет собой стойкое изменение парамет­ров актуального функционирования психики и темпов ее возрас­тной динамики, достоверно отличающихся от средних значений, характерных для данного возраста.

Говоря о конкретных задачах специальной психологии, необходимо выделить наиболее значимые среди них. К их числу можно отнести исследование нескольких групп закономер­ностей психического развития, а именно:

а) основные и общие, то есть закономерности, по которым развивается психика в обычных и неблагоприятных ус­ловиях;

б) модально-неспецифические — ряд особых закономер­ностей, свойственных всем группам детей с отклонени­ями в развитии независимо от характера основного нарушения;

в) модально-специфические — особенности, свойствен­ные какой-то одной группе детей с отклонениями в раз­витии;

г) наконец, последняя группа закономерностей связана с установлением зависимостей характера психического раз­вития от силы и выраженности патогенного фактора, на­пример от степени и времени потери слуха, от длительности состояния эмоциональной депривации и др.

В данном случае речь идет об установлении индивидуально-типологических особенностей внутри одного и того же вида отклонения в развитии.

Следует особо отметить тот факт, что специальная психо­логия, начиная развиваться как многоотраслевая дисципли­на, на первых этапах своего становления преимущественно акцентировала внимание на изучении модально-специфичес­ких закономерностей. Позже, благодаря исследованиям Л. С. Выготского, фокус стал постепенно смещаться в область общих закономерностей. И только в самую последнюю оче­редь начались попытки изучения модально-неспецифических закономерностей. Эта историческая последовательность свя­зана с одним парадоксом специальной психологии, на кото­рый впервые обратил внимание В. И. Лубовский. Поскольку модально-специфические закономерности стали исследовать­ся раньше, создавалось устойчивое убеждение в том, что имен­но этот тип закономерностей изучен лучше других. Анализ эмпирического материала, а главное, способ его получения, привел В. И. Лубовского к обратному выводу. Десятилетиями уче­ным казалось, что они изучают модально-специфические за­кономерности, но в действительности речь шла о модально-неспецифических. Причиной этого стал распространенный недостаток в экспериментальной стратегии. Проводя экспе­римент, исследователь, как правило, сопоставлял результаты, полученные на одной группе детей с отклонениями в разви­тии, с аналогичной по возрасту группой нормально развива­ющихся детей. Выявленные отличия рассматривались как свойственные только для данного типа отклонения. Последу­ющие исследования показали, что в большинстве случаев они типичны одновременно для нескольких групп детей с откло­нениями в развитии и по сути являются модально-неспеци­фическими. И те и другие закономерности представляют со­бой лишь своеобразное проявление общих, основных законов развития психики, характерных как для случаев нормы, так и для патологии. Исследование разных типов закономерностей, как задача специальной психологии, сопряжено также с изу­чением компенсаторных механизмов, позволяющих сознанию человека продолжать реализовывать свои основные функции в условиях дизонтогенеза.

Перечисленные задачи по своему существу являются и ис­следовательскими и прикладными одновременно. Имеющи­еся в арсенале специальной психологии сведения об основных, модально-неспецифических, модально-специфических и индивидуально-типологических особенностях психическо­го развития детей с теми или иными отклонениями позволяют дифференцировать процесс обучения этих детей, строить адекватные и эффективные коррекционные программы для работы с ними, создать условия, препятствующие появлению новых отклонений — проводить психопрофилактику.

Таким образом, весь широкий спектр прикладных задач специальной психологии обусловлен процессом разработки научных основ для методов и содержания обучения разных групп детей с отклонениями в развитии, коррекционной, ре­абилитационной и психопрофилактической работы с ними.

Контрольные вопросы

1. В чем состоят трудности определения предмета специальной психологии?

2. Как в настоящее время определяется предмет специальной психологии?

3. Чем объясняется необходимость точного определения пред­мета науки?

4. В чем состоят основные задачи специальной психологии?

5. Чем определяются стоящие перед специальной психологией задачи?

6. В чем состоит теоретическое и практическое значение специ­альной психологии?

Литература

1. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

2. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики ано­мального развития детей. М., 1989.

4. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой М., 2000.

5. Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *