в чем состоят регулирующие функции государственного бюджета

Финансы и кредит. Курс лекций

в чем состоят регулирующие функции государственного бюджета. Смотреть фото в чем состоят регулирующие функции государственного бюджета. Смотреть картинку в чем состоят регулирующие функции государственного бюджета. Картинка про в чем состоят регулирующие функции государственного бюджета. Фото в чем состоят регулирующие функции государственного бюджета

Исторически первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства. В условиях рабовладельческого и феодального строя финансы выполняли незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как в данных формациях преобладали натуральные отношения. Основными видами доходов государства в тот период были дань и ограбление завоеванных народов, натуральные подати, сборы и различные трудовые повинности. Отличительной особенностью финансов в рассматриваемый период являлся их частноправовой принцип, поскольку казна государства была одновременно и казной главы государства. В результате развития государства и его потребностей финансы получили свое сегодняшнее значение.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы и кредит. Курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 2. Бюджетная система. Федеральный бюджет

2.1. Сущность и роль бюджета государства

Бюджет является необходимой частью финансовой системы страны. Более того, он является стержнем экономики государства. Во всех странах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в материальном производстве национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Определяющую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В ходе перераспределения национального дохода государства часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Под бюджетом понимают форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственной системы управления. Бюджет занимает ведущее место в финансовой системе страны. Он отражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением — с другой, связанные с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

В ходе перераспределения национального дохода при формировании и исполнении бюджета используются следующие методы: образование и использование денежных накоплений (прибыли, налога на добавленную стоимость, платежей в социальные внебюджетные фонды), организация налоговых платежей, финансирование отраслей народного хозяйства, формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов. Путем использования бюджета государственные и территориальные органы власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения возложенных на государство функций. Между тем бюджет целесообразно рассматривать как экономическую категорию, выражающую определенные экономические отношения. Исторически государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов для обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве определяющего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Любая экономическая категория выполняет ряд функций. Бюджету также присущи некоторые функции.

Распределительная функция бюджета реализуется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. При помощи бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения. Используя бюджет, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, видоизменять структуру спроса и потребления.

Регулирующая функция бюджета состоит в том, что в ходе составления и исполнения бюджета решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в государстве. Бюджет активно участвует в распределении получаемой прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах своей работы. Доказано, что от того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит активность предприятий в вопросе лучшего использования производственных ресурсов.

Обеспечивающая функция бюджета заключается в том, что при помощи бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу. Для этих целей за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны. При помощи бюджетов государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые нуждаются в них на данном этапе развития.

Контрольная функция бюджета отражает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. В бюджете отражены размеры необходимых государству финансовых ресурсов. В нем фиксируются конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта.

2.2. Бюджетное устройство и бюджетная система

Под бюджетной системой понимают совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанную на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетное устройство понимается как форма организации государственного бюджета и бюджетной системы страны, система взаимоотношений между ее отдельными звеньями. Между тем основу бюджетного устройства составляет форма государственного устройства страны, которая закреплена в Конституции РФ. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государственной системы подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство представляет форму государственного устройства, в рамках которой административно-территориальные образования не обладают собственной государственностью, или автономией. При данной форме в стране действуют единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы государственной власти, имеет место централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства формируется из двух звеньев: государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство представляет собой форму государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, которые входят в государство, обладают собственной государственностью и политической самостоятельностью в пределах, распределенных между ними и центром, определенной компетенций. В таких государствах бюджетная система является трехзвенной и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов Федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство является, по сути, постоянным союзом суверенных государств, созданным в целях достижения политических или военных целей. В таком государстве бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. В рамках государств — членов конфедерации действуют свои установленные местным законодательством бюджетные и налоговые системы.

Бюджетная система строится на основании принятого бюджетного устройства. В бюджетной системе выделяются уровни, на которых разрабатываются и исполняются бюджеты. В РФ построение бюджетной системы строится на основании Конституции РФ и конституций республик в составе РФ. На основании данных документов устанавливается, что бюджетная система включает три уровня. Первый уровень объединяет федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень включает бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень включает местные бюджеты.

В РФ бюджетная система включает федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, 1 областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов (это районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). Примечательно, что в состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) включаются целевые бюджетные фонды, создающиеся из целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В бюджетной системе РФ все бюджеты являются самостоятельными и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Российской Федерации не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты, в свою очередь, не включаются в региональные бюджеты. Помимо федерального и территориальных бюджетов, в состав бюджетной системы входят государственные внебюджетные фонды. По сути, средства этих фондов мало чем отличаются от бюджетных средств.

2.3. Принципы функционирования бюджетной системы РФ

Бюджетная система любого государства должна строиться на определенных принципах. Это позволяет обеспечить ее высокую эффективность.

Принцип единства бюджетной системы состоит в необходимости обеспечения единства правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, единого порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы заключается в том, что соответствующие виды доходов и полномочий по осуществлению расходов должны быть закреплены за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности всех бюджетов означает закрепление при помощи законодательных актов самостоятельности бюджетов всех уровней. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов государственные органы власти и получатели бюджетных средств обязаны исходить из необходимости достижения заданных результатов.

Принцип общего покрытия расходов предполагает, что все расходы любого бюджета должны покрываться общей суммой доходов из соответствующих источников финансирования его дефицита. Принцип гласности требует обязательного опубликования в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Принцип достоверности бюджета означает требуемую надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

2.4. Консолидированный бюджет РФ

В бюджетной системе РФ выделяется такое понятие, как «консолидированный бюджет». Под консолидированным бюджетом понимают свод бюджетов всех уровней бюджетной системы государства. Законодательно определено, что в состав консолидированного бюджета РФ входят федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федераций. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации объединяет региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.

Специфика консолидированного бюджета состоит в том, что он не рассматривается и не утверждается законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Такой бюджет является, по сути, статистическим сводом бюджетных показателей. Значение консолидированного бюджета состоит в том, что показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. С помощью показателя консолидированного бюджета РФ рассчитывается степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе страны. В принципе, без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно осуществить сводное финансовое планирование.

Огромное значение имеют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. Разработка экономико-математических моделей прогнозирования различных бюджетов также базируется на показателях консолидированных бюджетов. Данные консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий. Различные показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

2.5. Сущность и принципы бюджетного федерализма

Согласно бюджетному законодательству в РФ установлено федеративное устройство, основанное на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с законом каждое административно-территориальное образование (муниципальные образования), находящееся на территории РФ, имеет свой бюджет. Установленное законодательством федеративное устройство является основой бюджетного федерализма. Под финансово-бюджетным федерализмом понимают разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в сфере финансов и конкретно в бюджетной сфере. Механизм финансово-бюджетного федерализма реализуется в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

Существуют принципы финансово-бюджетного федерализма:

законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

наличие единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и методов регулирования бюджетов;

Источник

Тема 1. Содержание и значение государственного бюджета

Цель

Цель изучения данной темы — раскрыть соотношение рынка и государства в рыночной экономике, понять содержание и функции государственного бюджета.

Достижение цели предусматривает решение следующих задач:

Содержание

1.1. Бюджет и его функции

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой стороны, приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет.

Бюджетные отношения возникают между государством и другими субъектами воспроизводства (юридическими и физическими лицами) в процессе мобилизации и использования денежных средств, которые необходимы для выполнения государственных функций — экономических, социальных, управленческих, внешнеполитических.

Поэтому качественная определенность бюджетных отношений характеризуется обособленной сферой стоимостного перераспределения, выполняющей специфическое общественное назначение — удовлетворение наиболее важных общественных потребностей. Их внутреннюю количественную определенность выражает бюджетный фонд.

Бюджетный фонд выступает как форма материализации и проявления общественного характера бюджетных отношений, как форма выражения их денежной природы. Совокупность денежных отношений государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием и использованием централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда, отражающую экономическое содержание бюджетных отношений.

Бюджет как экономическая категория выражает систему императивных (принудительных) денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет — это система финансовых взаимосвязей, посредством которой осуществляется распределение и перераспределение части национального дохода, обеспечивающие соответствие экономических и социальных интересов общества и его граждан в процессе реализации государством и органами местного самоуправления своих функциональных обязанностей.

В целом, через бюджет перераспределяется до 40 % национального дохода.

Основная задача бюджетов состоит в аккумуляции и перераспределении государственных средств как по вертикали — между центром управления и нижестоящими уровнями управления (федеральный центр и регионы), так и по горизонтали — между органами управления одного уровня. Бюджет можно охарактеризовать как централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона, в котором отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в ее функциях.

Доходы бюджета формируют не только материальную основу существования самого государства, базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Они выступают средством перераспределения денежных ресурсов в масштабах общества в пользу тех или иных групп населения, отраслей и территорий, являются одним из важнейших элементов системы финансового и, в целом, государственного регулирования хода воспроизводства, которое стимулирует либо дестимулирует течение тех или иных социально-экономических процессов.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

К безвозмездным поступлениям относятся:

Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и гражданами, с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда.

Формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов.

Расходы бюджета должны покрываться его доходами, которые можно подразделить на закрепленные и регулирующие.

Закрепленные доходы — это доходы, которые на постоянной или долговременной основе поступают в определенный бюджет.

Регулирующие доходы — это доходы, поступающие в соответствующий бюджет, рассчитанные по нормативам на очередной финансовый год.

Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

В Бюджетном кодексе РФ указано три формы финансового контроля в бюджетной сфере, осуществляемого законодательными (представительными) органами, а также органами местного самоуправления:

предварительный контроль — осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

текущий контроль — осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, органов местного самоуправления в ходе слушаний и в связи с депутатскими запросами;

последующий контроль — имеет место в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

1.2. Бюджетная политика

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение определенной степени эффективности в мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределении и использовании в рамках единой экономической системы для обеспечения выполнения государством его функций.

Финансовая политика — совокупность стратегических или тактических целей и средств их достижения.

В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия.

Финансовая политика государства включает в себя:

В свою очередь, финансовая политика государства является лишь средством осуществления его экономической, социальной, национальной, геополитической и военной политик. Совокупность этих пяти направлений и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики в целом.

Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.

Бюджетная политика выражается:

В демократическом государстве бюджет — законодательно утверждаемый документ, в котором находит отражение движение денежных средств, сконцентрированных в руках государства с целью выполнения им своих функций.

Приоритетом в бюджетной политике является именно направление денежных ресурсов на достижение целей, определяющих политику государства. Если цели требуют больше средств, чем обеспечивает национальная экономика, государство прибегает к чрезвычайным способам формирования дополнительных доходов: внутренним и внешним кредитам, продаже национальных богатств, сдаче богатств и имущества в аренду и цессиям.

Чрезвычайные меры пополнения доходной части бюджета могут привести к потере экономической независимости. Учитывая это, законодательная ветвь власти устанавливает пределы заимствования.

В реальной действительности эти ограничения неэффективны, поскольку у Правительства РФ есть способы их преодоления. Так, допуск на рынок государственных казначейских обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ) иностранных капиталов привел к переводу внутреннего долга в ряд внешних долгов. Именно деятельность Правительства Российской Федерации на рынке внешних заимствований привела к росту внешней задолженности России за период с 1992 по 1998 г. более чем на 85 млрд долларов. Негативные последствия такой бюджетной политики проявились, в конечном счете, в системном финансовом кризисе 17 августа 1998 г. Ошибки бюджетной политики тех лет являются следствием текущего, а не стратегического планирования. Заимствования производились для решения сиюминутных проблем. Ресурсы бюджета не использовались для обновления технологии, структурной перестройки экономики. Все заимствования, как и собственные доходные источники, направлялись на «латание дыр» бюджета. Постоянный рост безработицы, неудержимая инфляция, рост доли теневой экономики приводит к снижению доходной базы бюджета, утечка капиталов из страны, бюджетный сепаратизм субъектов Федерации — все эти факторы, вызванные непродуманной бюджетной политикой, привели к плачевному состоянию экономики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *