в чем состоят философские основы воспитания кратко
В чем состоят философские основы воспитания кратко
Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе.
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Любое знание, в том числе по теории и методике воспитания, существует и развивается на трех уровнях:
1. методологическом (логика, философия науки, занимающаяся осмыслением методов исследования воспитания, толкованием предмета его и связей с другими явлениями окружающего мира).
2. Теоретическом (основное содержание добытого наукой знания по теории воспитания: например, теория воспитывающего обучения И. Гербарта, общая теория развития личности К.Д. Ушинского, теория воспитательного коллектива А.С. Макаренко и др.),
3. Методическом (как прикладной уровень науки — организация практической воспитательной деятельности, уровень технологий воспитательного процесса, педагогической техники и т.п.).
Движущие силы и логика воспитательного процесса, техника его выстраивания педагогически грамотным воспитателем определяются его фундаментальными, основополагающими характеристиками. Основные из них таковы: диалектичность, противоречивость, целенаправленность, систематичность, вариативность, оптимистичность. А.С. Макаренко считал педагогику самой диалектической наукой, в которой все законы диалектики выражены с большей силой. В чем же проявляется диалектичность воспитательного процесса?
1. В воспитательном процессе переплетены и взаимообусловлены связи и зависимости разного плана: социальные, психологические, педагогические. Например, изменения в политике и идеологии влекут за собой изменения ценностных ориентации и, следовательно, ставят новые цели и задачи воспитания; экономические преобразования в обществе — материальную базу образования и воспитания; открытие новых психологических концепций — во всем характере и методике воспитания.
Философские основы воспитания детей.
Философские основы воспитания детей обуславливают стратегию и тактику функционирования дошкольных образовательных учреждений. Существует большое количество понятий и их содержательных характеристик, составляющих фундамент философии воспитания. Это человек в аспекте воспитательной, самовоспитательной деятельности; социальная среда, обуславливающая развитие системы образования; педагог и его роль в обществе, образовательном учреждении и др. Можно выделить три основных направления философских знаний:
1) онтология – теория бытия, ее проблемы что первично. Идеалисты понимают духовную реальность как первичную, реалисты считают материальный порядок первичен и не зависит от сознания человека;
2) аксиология – теория ценностей. Выделяя этические, эстетические, познавательные и другие ценности философия дает материал для воспитания;
3) гносеология – теория познания. Изучает природу знаний, сущность истины.
Эти направления воплотились в признанные педагогические теории: идеализм (реальность духовного происхождения); реализм (реальность материальна); неотомизм (ценности определены Богом, они абсолютны и вечны, реальность дуалистична при доминировании духовной среды над материальной); прагматизм (ценности относительны, реальность это опыт индивида, его взаимодействие со средой); экзистенциализм (реальность субъективна, ценности выбираются произвольно); диалектический материализм (реальность объективна и материальна, духовные явления вторичны, ценности продукт конкретного общества).
Осмысление воспитания на философском уровне позволяет выйти на междисциплинарное представление о ценностных, сущностных, процессуальных и результативных аспектах воспитания.
Существует ряд концепций, раскроем некоторые из них:
1) концепция свободного воспитания (конец 19 – начало 20 в. в.). Основные идеи теории свободного воспитания представлены в работах К. Е. Вентцеля, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, М. Х. Свентицкой и др. Это необходимость предоставления детям свободы выбора игры или занятия, учет особенностей возраста ребенка, отсутствие строгой регламентации режимных процессов, отсутствие планов и программ, выбор материалов диктуется «планом жизни детей» (К. Е. Вентцель), их интересами и необходимостью пробуждения в ребенке творческих сил. Данный подход реализовывался в детских садах России в начале 20 века.
Концепция дошкольного воспитания В. В. Давыдова и В. А. Петровского (1989 год) содержит некоторые положения теории свободного воспитания. Однако не в плане заимствования, а в аспекте нового этапа развития педагогики как науки, обоснования личностно-ориентированной модели образования.
2) концепция природосообразности (Я. А. Коменский, М. Монтессори, К. Д. Ушинский др.). Это воспитание сообразно природе человека с учётом заложенных самой природой жизненных сил и стремлений к познанию мира, деятельности. В этой концепции прослеживается тесная связь педагогики с психологией, зависимость воспитания от особенностей душевной жизни детей, функционирования психических процессов.
3) гуманизм воспитания (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, С. Т. Шацкий, К. Д. Ушинский, др.). Гуманизм как принцип мировоззрения опирается на убежденность в безграничные возможности человека, идею о праве человека на счастье, свободу и защиту достоинства личности и др. В дошкольном воспитании гуманизм подходов прослеживается в изменении взгляда на ребенка (он не только объект воспитания, но и субъект собственного развития), переосмыслении сущности процесса воспитания, его назначения (обращение к внутреннему миру ребенка, его интересам, мотивам поведения; создание условий для развития, самореализации; использование гуманных средств, методов и приемов воспитания, т. д.), в изменении целей воспитания (выделять как цель воспитания то, что значимо для каждого человека, например, приобщать к общечеловеческим ценностям; относить к цели воспитания каждого конкретного ребенка, отсюда цель воспитания должна быть личностно ориентированной).
Таким образом этот подход возвеличивает индивидуальность, неповторимость ребенка, самоценность человеческой личности.
Основные понятия: направления философских знаний, концепции воспитания.
Философские основы воспитания детей.
Nbsp;
Ежкова Нина Cергеевна
Д О Ш К О Л Ь Н А Я П Е Д А Г О Г И К А
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ И ВУЗОВ
Рецензент: Кононова Ирина Михайловна, профессор кафедры дошкольной
Педагогики Московского педагогического государственногоуниверситета.
Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей и вузов.
В пособии раскрываются теоретические основы дошкольной педагогики.
Учебный материал строитсяс учетом требований государственного образовательного стандарта, современных подходов к образованию дошкольников, организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Пособие включает четыре раздела:
1. Теоретические основы дошкольной педагогики;
2. Воспитание и развитие личности в дошкольном возрасте;
3. Педагогика игры дошкольников;
4. Проблема обучения дошкольников и подготовки их к учебной деятельности в школе.
Пояснительная записка.
Дошкольная педагогика один из основных учебных курсов в подготовке бакалавров и специалистов дошкольного профиля с высшим образованием.
Современные тенденции развития дошкольного образования, требования государственного образовательного стандарта вызвали необходимость перевести курс на новую методологию, в основе которой лежит системный, аксиологический (ценностный), этнокультурный, гуманный, личностно-ориентированный подходы. В связи с этим изложение учебного материала строится с ориентацией на ребёнка, ценности дошкольного детства, полифункциональность современного дошкольного образования.
Данное пособие направленно на повышение уровня профессиональной компетентности студентов, обогащение их личностной и педагогической культуры. В основу разработки содержания учебного материала были положены следующие идеи:
• Понимание детства как психолого-педагогической проблемы, которая решается на принципиально новых отношениях между миром взрослых и детей. Центром этих отношений является педагогика соучастия, сотворчества, сотрудничества;
• Соединение фундаментального и прикладного аспектов курса, что позволяет учитывать, как теоретические подходы к воспитанию, обучению дошкольников, так и практическую направленность тем;
• Интегративность – использование данных других наук (физиологии, психологии, социологии, др.), что даёт возможность показать дошкольную педагогику как науку развивающуюся, связанную с другими областями научных знаний о человеке;
• Позиционное самоопределение, что включает в себя освещение различных подходов и, соответственно, возможность обоснованного выражения своей педагогической позиции.
I. Теоретические основы дошкольной педагогики.
Дошкольная педагогика как наука.
Дошкольная педагогика является составной частью системы педагогических наук.
Объектом дошкольной педагогики как науки выступает педагогическая действительность, а именно различные педагогические явления: воспитание, обучение, педагогическое общение, педагогический процесс, т. д.
Предметом дошкольной педагогики как науки является процесс образования личности от рождения до 7 лет.
Образование – сложная категория. Философско-методологическое изучение этой категории показывает, что образование может рассматриваться как ценность (общественная, государственная, личностная), как процесс (движение от цели к результату), система (выстроенность образовательных учреждений для дошкольников, различающихся по типу, направлению образования и т. д.), какрезультат (уровень образованности).
Основные задачи дошкольной педагогики как науки:
1) раскрытие законов, закономерностей образования дошкольников с учетом ценностей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей детей и т. д.;
2) разработка новых методов, форм, средств, систем образования детей, управления дошкольным образованием;
3) изучение и обобщение практики работы ДОУ, опыта педагогической деятельности;
4) внедрение результатов исследований в ДОУ;
5) создание новых, альтернативных программ образования для дошкольников в условиях ДОУ и семьи.
Функции дошкольной педагогики как науки:
1) описательная –раскрываются педагогические теории, методики обучения, воспитания дошкольников;
2) объяснительная – раскрывается суть педагогических понятий с учетом возрастной специфики дошкольников, закономерности воспитания, обучения детей. Посредством экспериментальной работы дается объяснение педагогическим фактам, явлениям;
3) проективно-конструктивная – создаются системы дошкольного образования, модели педагогической работы, намечаются корректирующие меры и т. д.
4) преобразовательная – направлена на формирование качеств личности, повышение уровня знаний, умений, способностей (интеллектуальнопознавательных, художественных), развитие системы отношений к миру;
5) исследовательская – поиск и постановка новых проблем, определение стратегии исследований и т. д.;
6) прогностическая – дошкольная педагогика должна «забегать» вперед практики, предвидеть результаты педагогических воздействий и т. д.;
7) диагностическая – разрабатываются диагностические методики, критерии, показатели образования выявляется наличный уровень образованности детей и т. п.;
8) рефлексивная – самопознание, изучение самой дошкольной педагогики как науки.
Дошкольная педагогика выступает с трех позиций:
эмоциональноценностной |
деятельностнопрактической |
рациональной |
научные знания, Отношениеученых, принципы, законы, практиков к научным закономерности, знаниям, концепциям, концепции и т. д. их позиции и т. д. Источники дошкольной педагогики как науки: | практическая деятельность педагогов ДОУ, гувернеров, воспитателей детских домов и т. д. |
1) педагогические теории, идеи педагогов прошлого, настоящего;
2) экспериментальные исследования научно-исследовательских институтов, центров, кафедр дошкольной педагогики, т. д.;
3) данные практики работы ДОУ, педагогический опыт;
4) данные смежных наук (психологии, физиологии, философии и т. д.)
Дошкольная педагогика в России начала активно развиваться в ХХ веке, что связано с созданием общественной системы дошкольного воспитания. Приоритетным направлением исследований в начале века стало всестороннее, гармоничное развитие личности; 40-е – 60-е годы – основным направлением явилось изучение научных подходов к обучению дошкольников; 70-е – 90-е годы исследовались гуманистический, личностный, деятельностный, системный, этнокультурный, аксиологический подходы к дошкольному образованию.
Результатом развития дошкольной педагогики стало отделение самостоятельных педагогических дисциплин: педагогики раннего детства и методик дошкольного воспитания, обучения.
Дошкольная педагогика тесно связана с другими науками о человеке: психологией, философией, социологией, этикой, эстетикой, анатомией, гигиеной и др. Идеи данных других наук помогают глубже исследовать закономерности образования дошкольников, обеспечивают более широким арсеналом методов исследования.
Основные понятия: объект, предмет, задачи дошкольной педагогики, функции дошкольной педагогики, еѐ источники.
Литература:
Дошкольная педагогика /Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой,
Философские основы воспитания детей.
Философские основы воспитания детей обуславливают стратегию и тактику функционирования дошкольных образовательных учреждений. Существует большое количество понятий и их содержательных характеристик, составляющих фундамент философии воспитания. Это человек в аспекте воспитательной, самовоспитательной деятельности; социальная среда, обуславливающая развитие системы образования; педагог и его роль в обществе, образовательном учреждении и др. Можно выделить три основных направления философских знаний:
1) онтология – теория бытия, ее проблемы что первично. Идеалисты понимают духовную реальность как первичную, реалисты считают материальный порядок первичен и не зависит от сознания человека;
2) аксиология – теория ценностей. Выделяя этические, эстетические, познавательные и другие ценности философия дает материал для воспитания;
3) гносеология – теория познания. Изучает природу знаний, сущность истины.
Эти направления воплотились в признанные педагогические теории: идеализм (реальность духовного происхождения); реализм (реальность материальна); неотомизм (ценности определены Богом, они абсолютны и вечны, реальность дуалистична при доминировании духовной среды над материальной); прагматизм (ценности относительны, реальность это опыт индивида, его взаимодействие со средой); экзистенциализм (реальность субъективна, ценности выбираются произвольно); диалектический материализм (реальность объективна и материальна, духовные явления вторичны, ценности продукт конкретного общества).
Осмысление воспитания на философском уровне позволяет выйти на междисциплинарное представление о ценностных, сущностных, процессуальных и результативных аспектах воспитания.
Существует ряд концепций, раскроем некоторые из них:
1) концепция свободного воспитания (конец 19 – начало 20 в. в.). Основные идеи теории свободного воспитания представлены в работах К. Е. Вентцеля, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, М. Х. Свентицкой и др. Это необходимость предоставления детям свободы выбора игры или занятия, учет особенностей возраста ребенка, отсутствие строгой регламентации режимных процессов, отсутствие планов и программ, выбор материалов диктуется «планом жизни детей» (К. Е. Вентцель), их интересами и необходимостью пробуждения в ребенке творческих сил. Данный подход реализовывался в детских садах России в начале 20 века.
Концепция дошкольного воспитания В. В. Давыдова и В. А. Петровского (1989 год) содержит некоторые положения теории свободного воспитания. Однако не в плане заимствования, а в аспекте нового этапа развития педагогики как науки, обоснования личностно-ориентированной модели образования.
2) концепция природосообразности (Я. А. Коменский, М. Монтессори, К. Д. Ушинский др.). Это воспитание сообразно природе человека с учѐтом заложенных самой природой жизненных сил и стремлений к познанию мира, деятельности. В этой концепции прослеживается тесная связь педагогики с психологией, зависимость воспитания от особенностей душевной жизни детей, функционирования психических процессов.
3) гуманизм воспитания (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, С. Т. Шацкий, К. Д. Ушинский, др.). Гуманизм как принцип мировоззрения опирается на убежденность в безграничные возможности человека, идею о праве человека на счастье, свободу и защиту достоинства личности и др. В дошкольном воспитании гуманизм подходов прослеживается в изменении взгляда на ребенка (он не только объект воспитания, но и субъект собственного развития), переосмыслениисущности процесса воспитания, его назначения (обращение к внутреннему миру ребенка, его интересам, мотивам поведения; создание условий для развития, самореализации; использование гуманных средств, методов и приемов воспитания, т. д.), в изменении целей воспитания (выделять как цель воспитания то, что значимо для каждого человека, например, приобщать к общечеловеческим ценностям; относить к цели воспитания каждого конкретного ребенка, отсюда цель воспитания должна быть личностно ориентированной).
Таким образом этот подход возвеличивает индивидуальность, неповторимость ребенка, самоценность человеческой личности.
Основные понятия: направления философских знаний, концепции воспитания.
Литература:
Гершунский Б. С. Философия образования: научный статус и задачи// Советская педагогика, 1991 № 4.
Ткачев С. Гуманизация педагогики// Дошкольное воспитание, 1996 № 3 Шварцман К. А. Философия воспитания. М., 1989 г.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 3556 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Философские основы воспитания детей.
Философские основы воспитания детей обуславливают стратегию и тактику функционирования дошкольных образовательных учреждений. Существует большое количество понятий и их содержательных характеристик, составляющих фундамент философии воспитания. Это человек в аспекте воспитательной, самовоспитательной деятельности; социальная среда, обуславливающая развитие системы образования; педагог и его роль в обществе, образовательном учреждении и др. Можно выделить три основных направления философских знаний:
1) онтология – теория бытия, ее проблемы что первично. Идеалисты понимают духовную реальность как первичную, реалисты считают материальный порядок первичен и не зависит от сознания человека;
2) аксиология – теория ценностей. Выделяя этические, эстетические, познавательные и другие ценности философия дает материал для воспитания;
3) гносеология – теория познания. Изучает природу знаний, сущность истины.
Эти направления воплотились в признанные педагогические теории: идеализм (реальность духовного происхождения); реализм (реальность материальна); неотомизм (ценности определены Богом, они абсолютны и вечны, реальность дуалистична при доминировании духовной среды над материальной); прагматизм (ценности относительны, реальность это опыт индивида, его взаимодействие со средой); экзистенциализм (реальность субъективна, ценности выбираются произвольно); диалектический материализм (реальность объективна и материальна, духовные явления вторичны, ценности продукт конкретного общества).
Осмысление воспитания на философском уровне позволяет выйти на междисциплинарное представление о ценностных, сущностных, процессуальных и результативных аспектах воспитания.
Существует ряд концепций, раскроем некоторые из них:
1) концепция свободного воспитания (конец 19 – начало 20 в. в.). Основные идеи теории свободного воспитания представлены в работах К. Е. Вентцеля, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, М. Х. Свентицкой и др. Это необходимость предоставления детям свободы выбора игры или занятия, учет особенностей возраста ребенка, отсутствие строгой регламентации режимных процессов, отсутствие планов и программ, выбор материалов диктуется «планом жизни детей» (К. Е. Вентцель), их интересами и необходимостью пробуждения в ребенке творческих сил. Данный подход реализовывался в детских садах России в начале 20 века.
Концепция дошкольного воспитания В. В. Давыдова и В. А. Петровского (1989 год) содержит некоторые положения теории свободного воспитания. Однако не в плане заимствования, а в аспекте нового этапа развития педагогики как науки, обоснования личностно-ориентированной модели образования.
2) концепция природосообразности (Я. А. Коменский, М. Монтессори, К. Д. Ушинский др.). Это воспитание сообразно природе человека с учётом заложенных самой природой жизненных сил и стремлений к познанию мира, деятельности. В этой концепции прослеживается тесная связь педагогики с психологией, зависимость воспитания от особенностей душевной жизни детей, функционирования психических процессов.
3) гуманизм воспитания (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, С. Т. Шацкий, К. Д. Ушинский, др.). Гуманизм как принцип мировоззрения опирается на убежденность в безграничные возможности человека, идею о праве человека на счастье, свободу и защиту достоинства личности и др. В дошкольном воспитании гуманизм подходов прослеживается в изменении взгляда на ребенка (он не только объект воспитания, но и субъект собственного развития), переосмыслении сущности процесса воспитания, его назначения (обращение к внутреннему миру ребенка, его интересам, мотивам поведения; создание условий для развития, самореализации; использование гуманных средств, методов и приемов воспитания, т. д.), в изменении целей воспитания (выделять как цель воспитания то, что значимо для каждого человека, например, приобщать к общечеловеческим ценностям; относить к цели воспитания каждого конкретного ребенка, отсюда цель воспитания должна быть личностно ориентированной).
Таким образом этот подход возвеличивает индивидуальность, неповторимость ребенка, самоценность человеческой личности.
Основные понятия: направления философских знаний, концепции воспитания.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Философские основы воспитания детей дошкольного возраста
Анна Кулыгина
Философские основы воспитания детей дошкольного возраста
Педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании человека. Воспитание является основным педагогическим понятием. В процессе воспитания происходит преемственность общественно-исторического опыта от поколения к поколению.
Воспитание — это целенаправленное руководство духовным развитием человека, подготовкой его к жизни и труду в обществе. Воспитание в широком смысле слова включает в себя весь процесс формирования личности и влияние на человека всего уклада жизни, а также обучения и образования.
Обучение —это такая познавательная деятельность, в которой человек овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает свои умственные и творческие способности, формирует мировоззрение. В процессе обучения в человеке воспитываетсяряд качеств личности: моральный облик, эстетические вкусы и взгляды, формируются профессиональные интересы и стремление овладеть избранной профессией.
Образование — это совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, приобщение человека к культуре.
Воспитание, обучение, образование взаимозависимы, так как подчинены единой цели — формированию личности человека.
Педагогика дошкольного возраста является составной частью общей педагогики. Она включает в себя ранний возраст.
Воспитание — это выработка определенного мировоззрения и поведения, гармоническое развитие человеческой личности. Воспитание предусматривает комплекс физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития ребенка. Однако соотношения между этими сторонами развития в дошкольной педагогике несколько иные, чем в педагогике школьного возраста: физическое воспитание детей до 7 лет выступает на первый план, а умственное воспитание, хотя и играет важную роль, не может занимать такое место, как в школе. В дошкольном возрасте закладываются основы характера человека, но детям еще недоступна система понятий, идей, лежащих в основе нравственного воспитания. Привитие трудолюбия рассматривается как метод воспитательного воздействия: развитие самостоятельности, радостный труд по уходу за растениями, животными, помощь старшим, самообслуживание. Важное значение в этом возрасте придается эстетическому воспитанию, формированию художественного вкуса. Все 5 видов воспитания проводятся в основном в форме игры, интересных специальных занятий с детьми в соответствии с возрастными особенностями.
Физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание осуществляются параллельно. Все эти линии развития настолько связаны между собой, что проводимое специальное занятие не может отвечать задачам только, например, умственного или нравственного воспитания. Проводя с дошкольниками праздник 1 Мая, мы говорим им о дружбе народов — нравственное воспитание, о весне и цветах — эстетическое воспитание, дети читают стихи — умственное воспитание, с ними проводится подвижная игра — физическое воспитание.
Воспитание детей ведется на основенаучных методов и принципов: последовательно — от легкого к трудному, от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному. В дошкольнойпедагогике используют определенные методы: наблюдение, естественный педагогический эксперимент, изучение дневников родителей и воспитателей по наблюдению за детьми, беседы с детьми и их родителями, изучение произведений детского творчества, а также различные виды контроля за физическим и нервно-психическим развитием ребенка.
Физическое воспитание — это целостная система, в которой сочетаются охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Физическое воспитание направлено на своевременное формирование у детей двигательных навыков, умений,физических качеств: развития интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности.
Как известно, недостаточная двигательная активность (гиподинамия) очень распространена среди взрослого населения развитых стран. При этой болезни века возникает нарушение деятельности всех систем организма. К сожалению, такое состояние все чаще встречается и у детей дошкольного возраста, которые в первые годы жизни мало ходят, так как родители вместо прогулки возят их в прогулочных колясках, более старшие длительное время проводят у телевизора. В результате нарушается процесс нормального развития, возникают качественные изменения обмена веществ, среди которых самая частая патология — это нарушение жирового обмена.
Большую роль в борьбе с гиподинамией и в общем развитии ребенка играют занятия физкультурой, подвижные игры, особенно если они проводятся во время прогулок на свежем воздухе. Такие прогулки с физиологической точки зрения можно рассматривать как сложный комплексный раздражитель, благотворно действующий на все анализаторы, способствующий развитию и совершенствованию функций организма.
Двигательная активность тонизирующее действует на центральную нервную систему ребенка. При движениях импульсы от работающих мышц по нервным волокнам достигают подкорковых центров, а оттуда происходит активизирующее воздействие на клетки всех областей коры головного мозга. При снижении двигательной активности воздействие импульсов от работающих мышц на кору происходит недостаточно. Это в свою очередь приводит к изменениям регулирующей функции мозга, в частности нарушается регуляция деятельности сердечно-сосудистой и других систем организма.
Мощным средством укрепления здоровья и правильного физического развития является закаливание. Выдающиеся отечественные врачи, общественные деятели и педагоги подчеркивали важную роль закаливающих процедур в профилактике заболеваний. Первая книга в России о закаливании детского организма Г. Н. Сперанского была опубликована в 1910 г. В дальнейшем были разработаны физиологические основы метода и правила закаливания ребенка с раннего возраста.
Основными условиями проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий являются постепенность, систематичность, последовательность, индивидуальный подход и учет эмоционального состояния ребенка. Важное значение имеет учет местных климатогеографических условий, т. е.правильное использование природных закаливающих факторов: воздуха, солнца и воды. Оздоровительно-закаливающий комплекс включает такие факторы, как воздушные и температурные условия детских учреждений, соответствующая одежда детей в помещении и на прогулке, на занятиях физкультурой и пр.
Для осуществления задач физического воспитания детейнеобходимы следующие условия: соответствующая культурная обстановка (условия жизни ребенка);
— соблюдение гигиенических правил;
— регулярное, достаточное и полноценное питание;
— устойчивый правильный режим, создающий возможности для нормальной жизни ребенка, его активной деятельности, проведения с ним подвижных игр и занятий.
При выполнении этих условий следует соблюдать единство и согласованность оздоровительной и воспитательной работы в семье и в детских учреждениях.
Умственное воспитание — это формирование у детей представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, совершенствование ощущений и восприятий, развитие внимания, воображения, мышления, речи, игры. Умственное воспитание не сводится только к расширению объема приобретаемых детьми знаний, но также развивает любознательность и умственные способности, формирует простейшие способы умственной деятельности и вырабатывает волевые реакции и поведение ребенка.
Умственное развитие — это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка. Развитие это протекает на основе опыта, приобретаемого ребенком, и под влиянием воспитательных воздействий.
Ежедневная умственная нагрузка необходима для развития и укрепления здоровья ребенка, так как она способствует стремлению детей к творческой деятельности. Стремление к поиску целенаправленной деятельности, как известно, проявляется в самом раннем детстве.
Дети дошкольного возраста при неправильном воспитании иногда праздно проводят время, что является весьма опасным. Еще в XVIII в. выдающийся медик К. В. Гуфеланд отметил, что бездельники и лентяи старятся и дряхлеют значительно раньше времени. Современная наука еще не может полностью объяснить, почему это так происходит. Для правильного умственного развития детей необходимо:
— наличие соответствующих игрушек и пособий для проведения специальных занятий и самостоятельной игры;
— положительное общение детей со взрослыми и между собой;
— своевременное развитие у детей органов чувств, ощущений, восприятий, представлений, т. е. формирование сенсорной культуры;
— развитие речи, умение слушать и пересказывать;
— развитие игры и других видов деятельности детей.
Умственное воспитание осуществляется путем обучения детей на занятиях и в жизни (в играх, труде и т. д.).Важное значение имеет своевременное развитие устной речи: пополнение запаса слов, обучение правильному произношению, грамматическому строю и т. д. Для развития внимания, памяти и других познавательных процессов личности необходимо разнообразить жизнь ребенка ежедневно и особенно в праздничные дни, проводя с ними занятия и игры. А. М. Горький говорил, что игра является путем к познанию мира, в котором дети живут и который призваны изменить. То же можно сказать и о других видах деятельности, в процессе которых происходит развитие детей.
Нравственное воспитание — это формирование положительных черт характера человеческой личности, которые, определяют моральный облик советского человека.
Ребенок с первых дней жизни связан с окружающими его людьми и общается с ними, в результате чего и возникают первые симпатии к людям. Позже его интересует вопрос, что хорошо и что плохо. Дети присматриваются к поступкам своих товарищей и взрослых. Таким образом, постепенно в представлении детей создаются моральные мотивы поведения, которые нередко имеют еще весьма наивный характер. Для правильного нравственного воспитания необходимо:
— установление правильных взаимоотношений между детьми, а также между детьми и взрослыми;
— четкое выполнение режима и сохранение положительного эмоционального состояния ребенка;
— привитие любви к родной природе (это является основой воспитания патриотизма, к окружающим людям, к городу или селу, где ребенок находится, к дому, где он живет, и т. д. ;
— воспитание организованности и культуры поведения ребенка.
С самого раннего детства следует развивать у детей умение доводить начатое дело до конца (например, все кольца надеть на стержень пирамидки,
преодолевать встречающиеся затруднения (например, сделать некоторое усилие, чтобы перешагнуть канавку; немного подождать, когда дадут желаемую игрушку, спокойно относиться к неудачам и небольшим неприятностям (например, разлил суп или слегка ушибся). Необходимо воспитывать любознательность, сосредоточенность и многое другое, что лежит в основе характера человека.
Трудовое воспитание является частью нравственного воспитания. В связи с тем что труд взрослого человека является его основной деятельностью, этот вид развития личности следует рассматривать как составную часть воспитания подрастающего поколения. Уже в дошкольном возрасте формируются такие качества ребенка, как трудолюбие, целенаправленность, организованность, умение преодолевать трудности, а также воспитываются аккуратность и вкус к хорошо выполненной работе.
Основная задача — это воспитать активного полезного человека для нашего общества.Для этого необходимо:
— наличие пособий для активизации трудовой деятельности;
— показ, пояснение и упражнение в действиях;
— спокойная деловая обстановка, учитывающая возможности ребенка;
— развитие самостоятельности у детей;
— поощрение желания помогать старшим и своим товарищам;
— постоянство требований к последовательности выполнения, к качеству трудовых действий и результату;
— развитие творчества в формировании трудовых навыков.
Систематическое участие в трудовой деятельности повышает общее развитие детей, придает им уверенность в своих силах, формирует стремление преодолевать посильные трудности и получать удовлетворение от проделанной работы.
Эстетическое воспитание — это развитие художественного вкуса, привитие любви к прекрасному, к искусству, формирование творческой активности личности. Оно обеспечивает всестороннее развитие гармонической личности, являясь частью гуманистического воспитания. Ранний возраст является подготовительным этапом к эстетическому освоению окружающего мира. Ребенок радостно реагирует пока только на отдельные наиболее яркие игрушки, предметы, на ритмические движения, музыкальные звуки. Позже восприятие красивого, приятного, произведений искусства совершенствуется. Используя разные виды искусства, воспитатель формирует у ребенка восприимчивость ко всему доброму и красивому, обогащает его духовный мир.Осуществляется это благодаря следующим условиям:
— эстетика окружающей среды (здание детского учреждения, групповая комната, игрушки, одежда ребенка и окружающих его людей, домашняя обстановка и др.);
— оснащение педагогического процесса необходимыми для эстетического развития детей пособиями, материалами, музыкальными инструментами;
— приобщение ребенка к истинной красоте природы, живописи, музыке, что ляжет в основу формирования эстетического вкуса и эстетических чувств, восприятий, суждений;
— создать условия для активной деятельности детей;
— учет индивидуальных способностей детей к творчеству;
Эстетическое воспитание должно осуществляться всеми имеющимися воспитательными средствами изобразительного, музыкального искусства, через литературу и народное творчество и т. д.
Физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание осуществляется в соответствии с определенными принципами дошкольной педагогики: активностью и интересом, сознательностью, наглядностью, последовательностью и систематичностью, индивидуальным подходом к детям.
Активность является естественной потребностью ребенка, но ее надо умело направлять, поощрять к самостоятельной деятельности, развивая интерес к тому, что он делает, не подавляя инициативы.
Весьма внимательного и осторожного подхода требует воспитание сознательности. Следует считаться с возможностями ребенка, так как многое он воспринимает на веру, полагается на авторитет взрослых, обладает большой внушаемостью и стремлением подражать. Поэтому нельзя подменять сознание ребенка слепым подчинением авторитету взрослого или выработкой автоматической привычки. Действия должны быть осознанными и разумными.
Важное значение в работе с детьми имеет принцип наглядности, вытекающий из особенностей детского восприятия и мышления. Великий русский педагог К. Д. Ушинский отмечал, что если ребенка учить запоминать неизвестные ему слова, не показывая предметы или картинки, то он долго и напрасно будет мучиться над ними, но, связав с картинками даже 20 таких слов, ребенок усваивает их на лету.
Принцип систематичности и последовательности получил свое отражение во всей работе детских учреждений: в организации режима, проведении специальных занятий и т. д.
Неповторимость каждой человеческой личности обязывает воспитателей учитывать индивидуальные особенности детей. Воспитывая коллектив, надо рассматривать детей не как сумму однородных единиц, а как совокупность индивидуальностей, взаимно дополняющих друг друга.
Воспитание у дошкольников чувства коллективизма.
Коллектив — это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом.
Коллективизм — Нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, долга перед ним, умении при необходимости подчинять личные интересы общественным. Быть коллективистом значит осознавать себя частью коллектива, жить его интересами, вносить свой вклад в его успехи и достижения, радуясь им. Социалистический коллективизм носит высокоидейный и гуманистический характер, предполагает всестороннее развитие личности каждого члена коллектива.
Современная педагогика рассматривает коллектив как условие всестороннего развития личности. В коллективе человек вступает в общение с другими людьми, накапливает опыт сотрудничества, сопереживания, совместных усилий, направленных на достижение общих целей. Здесь ярче раскрываются и успешнее развиваются индивидуальные способности, интересы; взаимное влияние разных индивидуальностей обогащает всех членов коллектива. Только в коллективе человек чувствует себя по-настоящему свободным и нужным, окруженным заботой, вниманием; это укрепляет в нем веру в свои силы, способствует росту самосознания, чувства собственного достоинства. Коллектив — условие формирования общественной направленности личности.
Н. К. Крупская рассматривала коллектив как важное условие становления личности. Коллектив не поглощает личность, «.лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиваться»2. Одной из важнейших задач коммунистического воспитания она считала задачу научить детей работать и жить коллективно. «Чем раньше начинает ребенок жить коллективной жизнью, тем больше шансов, что из него вырастет настоящий коммунист, умеющий всей душой отдаваться общему делу»3. Основным средством воспитания коллективизма Н. К. Крупская считала совместную деятельность, общие переживания детей.
Взгляды выдающихся советских педагогов о коллективе и коллективизме служат теоретической основой практической деятельности учителей и воспитателей.
Понятие «коллектив» применительно к детям дошкольного возраста имеет свои особенности. Им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей, формирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, в достижении общего результата деятельности, постепенно преодолевая неустойчивость связей, слабость организационных основ. Условиями возникновения и становления детского коллектива являются совместная деятельность и общие переживания детей.
С поступлением в дошкольное учреждение ребенок становится членом детского общества, товарищем своих сверстников; он овладевает нормами поведения, выраженными в правилах; живи дружно, умей вместе с другими детьми играть, трудиться; умей договориться, если надо — уступить; будь готов помочь товарищу, позаботиться о нем; береги труд других, умей справедливо оценить результаты труда, поступки свои и товарища. Товарищеские отношения формируются прежде всего в процессе совместной деятельности, в общих переживаниях. Воспитатель вызывает у детей чувство радости от общения со сверстниками. Для этого важно, чтобы основой общения детей были доброжелательность и чувство симпатии друг к другу, тогда общение приобретает положительную эмоциональную, окраску. Педагог помогает детям быстрее познакомиться, лучше узнать и оценить в каждом то,что ярче проявляется: один — хорошо рисует, другой — строит, третий — дежурит.
Со временем, в процессе накопления опыта жизни в коллективе (группе) сверстников, рядом с понятиями «я», «мне», «мое» появляются понятия «мы», «нам», «наши», причем иногда они отодвигают личное начало на задний план, хотя первый ряд понятий был господствующим в жизни ребенка до его поступления в детский сад. Это значит, что дети начинают осознавать себя как часть коллектива и готовы иногда подчинить свои личные интересы общим. Это отнюдь не означает стирания индивидуальности или игнорирования, подавления личных интересов и потребностей каждого ребенка. Быть хорошим товарищем — значит чувствовать себя равным среди равных, замечать тех, кто рядом, о них заботиться, при этом знать, что ты не одинок, что и о тебе думают, проявляют внимание твои товарищи.
Успешному формированию детского коллектива способствуют следующие условия: коллективная деятельность детей; совместные переживания; сплоченность коллектива работников детского сада.
Совместная деятельность является ведущим условием и средством формирования детского коллектива. Когда детей объединяет общая цель, на достижение которой они направляют свои усилия, когда они должны согласовывать свои действия, а результаты их труда оцениваются как общая работа, для- них становится осознаваемой принадлежность к коллективу. Сближают детей и сплачивают их в коллектив совместные переживания, вызывающие положительные эмоции. Яркие впечатления, полученные во время спектакля кукольного театра, праздничные утренники в детском саду, слушание интересной сказки, музыки, совместное исполнение песен — все это вызывает глубокий эмоциональный отклик, усиливающийся тем, что одновременно проявляется у группы детей.
Воспитатель использует любую возможность повседневной жизни, бытовой деятельности для упражнения детей в проявлении уважения и внимания друг к другу. Во время умывания и одевания на прогулку требование быстроты мотивируется тем, что нельзя задерживать других детей; во время одевания и раздевания воспитатель приучает детей обращаться к своим товарищам за помощью и охотно оказывать ее.
Взаимоотношения детей 5—6 лет становятся значительно сложнее. Педагог добивается большей самостоятельности детей в организации совместной деятельности, формирует у них организаторские способности, умения справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Достижению этой цели способствует учебная деятельность детей на занятиях: они приучаются спокойно выслушивать товарища, не мешать в работе соседу, оказывать разумную помощь, т. е. делать за него то, что он должен и может сделать сам; отвечая на занятиях, ребенок должен думать о том, чтобы всем его было видно и слышно. Привлекая детей к анализу и оценке работ товарищей, воспитатель учит их быть взыскательными и. объективными.
Педагог использует различные жизненные ситуации для воспитания у детейактивного проявления доброжелательного отношения к сверстникам: помочь, утешить плачущего, порадоваться обновке товарища, приветливо; здороваться и т. д. В некоторых случаях дети старшей и особенно подготовительной к школе группы привлекаются к обсуждению отрицательных поступков сверстников.
Воспитанию у детейнежного и заботливого отношения к малышам способствуют систематически выполняемые поручения: убрать участок младшей группы, построить горку из снега, сделать игрушки, помочь во время одевания на прогулку и т. п. Дети старшего возраста с удовольствием выполняют роль гостеприимных хозяев, принимая у„ себя в группе. и на участке малышей, показывая им кукольный театр, организуя веселые игры с их участием.
Воспитание в детском дошкольном учреждении готовит ребёнка к школе, где существует совсем другая атмосфера, отличная от домашней. Именно воспитание в детском дошкольном учреждении облегчает ребёнку процесс адаптации в школе.
Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.
Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.
Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.
Основы семейного воспитания с детьми младшей группы Не секрет, что дома папы не всегда соответствуют таким,про каких дети в песнях поют. Поэтому именно в детском саду никого не оскорбляя мы.
Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста «Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.
Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.
Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.
Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.