в чем состояли реформы столыпина
Реформы Столыпина. Причины, этапы и цели проведения реформ
Содержание:
П.А. Столыпин – известный государственный деятель периода правления Николая II, министр внутренних дел, председатель Совета Министров, губернатор, премьер-министр, автор ряда реформ, существенно изменивших облик Российской империи.
Причины проведения реформ
Большинство проблем не были решены из-за нерешительности власти, отказа от радикальных мер. П.А. Столыпин нацелился на продолжение курса политики С.Ю.Витте.
Аграрная реформа: этапы и цели
Период реформирования: 1906 – 1911 гг.
Проект реформы имел базовую цель – укрепление монархии. Поскольку Столыпин был монархистом и землевладельцем, опирался он на поместное дворянство. Собственность помещиков реформатор называл неприкосновенной.
Идея реформы состояла в разрушении общины, сформированной в результате реформ 1860-1880-х годов. Столыпин стремился сформировать мощную прослойку зажиточного крестьянства. На момент начала реформы общинные крестьяне стали социальной базой для революционных процессов, направленных против власти. Крестьяне применяли активные формы протеста: захваты земель, поджоги. В процессе разрушения общины, Столыпин стремился выделить и поддержать зажиточных общинников, сделать их новой опорой монархии.
План состоял в том, что из общины выйдут состоятельные, «крепкие» собственники-крестьяне, которые станут новой социальной опорой. В реальности из общины вышли и наиболее бедные крестьяне, которые хотели просто изменить образ жизни, место жительства. Они, преимущественно, продавали все, что имели зажиточным крестьянам или общине, поэтому часть земель вернулась в общинное пользование.
*Чересполосица – владение землями, «полосами», расположенными в разных местах. Это вызвано тем, что при делении земель в общине учитывали не только размер участка, но и качество земель, получить земли можно было в разных, не соединенных местах. Крестьянин по факту выхода из общины закрепил за собой эти «полосы» в разных местах.
Что удалось Столыпину?
Цель изменений
Итоги
Из общины удалось вывести около 22% крестьян
Борьба с социальной напряженностью в обществе
Некоторые действия (например, переселенческая политика) создали дополнительное социальное напряжение
Формирование новой опоры для монархии из зажиточных крестьян
Между зажиточными и бедняками наметился конфликт
Повышение производительности крестьянского труда
Производительность труда и урожайность выросли
Военная реформа: 1906-1907 гг.
Планы по модернизации армии были предприняты после неудачи в русско-японской войне. Основной шаг – создание нового Воинского устава. Основные шаги реформы:
Какие реформы еще планировал Столыпин?
Помимо реформ, по инициативе Столыпина началось массовое строительство железных дорог, приняты законы в социальной сфере (компенсационные выплаты семьям, утративших кормильца).
Реформы Столыпина Кратко по пунктам
Таблица реформ Столыпина
Реформа | Суть | Дата |
Аграрная | Решение крестьянского вопроса | 1906-1911 |
Военная | Проведение модернизации российской армии | 1906-1907 |
Земская | Распространение земств в западных губерниях | 1911 |
Образования | Введение обязательного начального образования | 1908 |
Аграрная реформа Столыпина
Причина реформы
Основной причиной, побудившей Россию внести изменения в государственное устройство, стало недовольство властью большого количества простых людей.
Цель реформы
Методы и программа
В соответствии с реформой, крестьяне могли выходить из общины и создавать свои подсобные личные хозяйства. Они были вправе заложить или продать свои наделы земли и передать их по наследству.
Крестьянам выдавался льготный кредит под залог земли или ссуда для покупки у помещиков земли сроком на 55, 5 лет. Была введена переселенческая политика, переселение безземельных крестьян на необжитые земли на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале. Государство обязывалось осуществлять поддержку агрономических мероприятий, способных повысить урожайность или привести к улучшению качества сельскохозяйственного труда.
Итоги
Указанные методы позволили вывести из общины 21% крестьян и значительно ускорили процесс расслоения крестьянского общества. В результате возросло число кулаков, а также повысилась урожайность полей. Увеличение посевных площадей и применение техники содействовало росту производства сельскохозяйственной продукции. Так, в октябре 1909 года по производству и экспорту зерна Россия оказалась на первом месте в мире. Однако при проведении реформы были и минусы.
Переселение крестьян не принесло должного эффекта, так как половина из них вскоре вернулись обратно. Кроме того, к существующим противоречиям между помещиками и крестьянами добавились конфликты между кулаками и общинниками.
Военная реформа Столыпина
Причина реформы
Причиной для проведения срочных преобразований в армии послужило поражение России в русско-японской войне 1904-1905 годов.
Цель реформы
В качестве цели были определены следующие направления военной политики:
Методы и программа
В ходе проведения военной реформы был создан новый Воинский устав, который четко определил права и обязанности призывных комиссий, порядок призыва в армию, а также льготы для отбывающих воинскую повинность. Также документом предусматривалась возможность обжаловать решения властей.
Итоги
Благодаря реформе, государством были увеличены ассигнования на переоснащение армии и содержание офицерского корпуса. Была создана новая военная форма. Большое внимание уделялось строительству линейного флота страны.
С учетом военно-стратегических интересов российского государства прокладывались новые железнодорожные пути. Так, вторая ветка Сибирской магистрали и Амурская железная дорога призваны были обеспечить переброску сил из европейской части империи на дальневосточные окраины России.
Земская реформа Столыпина
Причина реформы
Усиление русификации западных губерний Российской империи и предотвращение преимущества в органах местного самоуправления представителей национальных меньшинств.
Цель реформы
Качественное преобразование всей системы местного самоуправления, предполагающее ее демократизацию и эффективность.
Методы и программа
Земские учреждения распространялись на часть губерний, где их раньше не было. Этот процесс проходил не всегда просто. Так, Государственный Совет, поддерживавший шляхту,выступил против реформы в западных губерниях.
Итоги
Столыпин высоко оценивал роль земств. Он занимался распространением земских учреждений на территории тех губерний, где раньше их не было. Суть реформирования состояла в разделении избирательных собраний и съездов на два: польские и непольские. Однако с таким условием, чтобы непольское отделение могло избирать больше земских гласных.
Образовательная реформа Столыпина
Причина реформы
Невозможность системной модернизации страны, без получения основным населением элементарных знаний, стало главной причиной проведения образовательной реформы.
Цель реформы
Расширить и совершенствовать образовательную деятельность, сформировать единую систему педагогических учреждений.
Методы и программа
Был разработан проект закона “О введении всеобщего начального обучения в Российской империи”. Он должен был обеспечить элементарное образование детей обоих полов в равной степени. Гимназиям отводилась роль системообразующего элемента в среде педагогических учреждений.
Итоги
Все это требовало новых кадров преподавателей, которых планировалось готовить на специальных педагогических курсах. Инициировалось создание Учительского института в Ярославле. Выделялись значительные средства на переподготовку учителей средних школ, планировалась организация ознакомительных поездок за границу.
За время проведения реформы ассигнования на нужды начального образования выросли с 9 млн. до 35,5 млн. рублей.
Итоги реформ Столыпина
Проводимые реформы, а прежде всего, аграрная, оказали огромное влияние на жизнь крестьянства и имели значительные последствия. Они ускорили развитие капиталистических отношений в деревне, ибо в руках кулаков оказались значительные участки земли. Росло использование наемного труда, повышалась товарность хозяйств и укреплялись связи с внутренним рынком.
Отношение общества к проведению реформ
Отношение общества к реформам было достаточно сложным, так как оно не доверяло новой власти. Крестьяне ожидали получить помещичьи земли, а их отправили за землей в Сибирь. Дворянству не нужны были реформы, в Столыпине они видели разрушителя вековых устоев. Отрицательно отнеслись к реформам и помещики.
Лишь буржуазия и октябристы, а также малая часть интеллигенции и чиновничества выступили в поддержку политики Столыпина.
Столыпинская аграрная реформа 1906 цель, суть и результаты
Столыпинская аграрная реформа имела большое историческое значение для России.
Ее нельзя назвать полностью положительной, но она была необходима.
Кроме самого государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина, это понимали немногие.
Причины аграрной реформы П. А. Столыпина
Разногласия между помещиками и крестьянами в вопросе владения землей дошли до точки кипения. Крестьяне в прямом смысле начали воевать за землю. Недовольство сопровождалось разгромом помещичьих усадеб. Но с чего все это началось?
Суть конфликта состояла в разногласиях по землевладению. Крестьяне считали, что вся земля общая. Поэтому делить ее нужно на всех поровну. Если в какой-то семье много детей, ей дается большой участок, если мало – участок поменьше.
До 1905 года крестьянская община существовала без каких-либо притеснений, поддерживаемая властью. Но сложившаяся ситуация не нравилась помещикам. Они выступали за частную собственность.
Постепенно конфликт стал разгораться, пока не вылился в настоящий бунт.
Из этого кратко можно охарактеризовать причины, по которым Столыпин решил провести аграрную реформу:
К задачам преобразований относилось разрешение сложившейся ситуации.
Цель столыпинской аграрной реформы
Главной задачей проводимой реформы стала ликвидация общины и помещичьего землевладения. Столыпин считал, что в этом ключ проблемы, и это решит все остальные вопросы.
Пётр Аркадьевич Столыпин — государственный деятель Российской империи, статс-секретарь Его Императорского Величества, действительный статский советник, гофмейстер. Гродненский и саратовский губернатор, министр внутренних дел и председатель Совета министров, член Государственного совета
Преобразования проводились, чтобы решить малоземелье крестьян и преодолеть социальную напряженность. Также Столыпин стремился сгладить сложившийся конфликт между крестьянами и помещиками.
Суть земельной реформы Столыпина
Основным условием был выход из общины крестьян с последующим закреплением за ними земли в частную собственность. Поскольку большинство крестьян не могли себе этого позволить, они должны были обратиться в Крестьянский банк.
Помещичьи земли скупались и продавались в кредит крестьянам.
Важно отметить: центральная идея не была направлена на борьбу с крестьянской общиной. Суть борьбы заключалась в устранении крестьянской бедности и безработицы.
Методы ведения реформы
Реформа вводилась через нажим полиции и чиновников. В непростое время расстрелов и виселиц по-другому было нельзя. Право власти вмешиваться в экономические отношения было утверждено именно Столыпиным.
Что касается крестьян, помощь им предусматривала предоставление натуральных вещей, необходимых для ведения хозяйства. Это делалось для того, чтобы обеспечить крестьян работой.
Начало проведения аграрной реформы
Порядок выхода крестьян из общины и закрепление за ними земли в частную собственность начался 9 ноября 1906 года после того, как был издан указ. По другим источникам дата издания указа – 22 ноября.
Первым действием стало предоставление крестьянам равных прав с другими сословиями. Позже важнейшим мероприятием стало переселение крестьян за Урал.
Выход из общины и создание хуторов и отрубов
Земельные участки, которые получали во владение крестьяне, должны были отвечать требованиям рационального хозяйствования. На деле реализовать эту идею оказалось не так просто. Поэтому предполагалось разделение селений на хутора и отруба.
Это позволило сформировать слой крестьян, хозяйство которых максимально возможно отвечало требованиям. Рациональное хозяйствование было необходимо для устранения отсталости деревень.
Наиболее активно из общины выходили зажиточные крестьяне. Бедным это было невыгодно, община защищала их. При выходе они лишались поддержки, и им приходилось справляться самим, что не всегда получалось.
Политика переселения как важнейший этап реформы
Поначалу выход крестьян из общин был затруднен. Столыпин старался акцентировать внимание на качестве прав собственности и экономических свободах. Но документы о переработке рассматривались Думой слишком долго.
Проблема заключалась в том, что деятельность общин была направлена на преграждение крестьянам пути к самостоятельности. Закон об изменениях в реформе был принят только 14 июля 1910 года.
Столыпин стремился вывести крестьян из густонаселенных районов в Сибирь и Среднюю Азию, а также на Дальний Восток и дать им независимость.
Основные положения и итоги переселенческой компании отражены в таблице:
Вышло и переселилось за Урал | более 2500 человек |
Вернулось после переселения | около 12% |
Колонизация Сибири | увеличилась на 153% |
Посевные площади в Сибири | были расширены на 80% |
Благодаря этому в Сибири произошел огромный скачок развития хозяйства и экономики. По животноводству регион даже стал обгонять европейскую часть России.
Итоги и результаты столыпинской аграрной политики
Итогам и последствиям реформы Столыпина нельзя дать однозначную оценку. Они имели и положительный и отрицательный характер. С одной стороны сельское хозяйство получило большее развитие.
С другой стороны на многих людях это отразилось плохо. Помещики были недовольны тем, что Столыпин рушит вековые устои. Крестьяне не хотели выходить из общины, селиться в хуторах, где их никто не защитит, переселяться неизвестно куда.
Возможно, что результатом этого недовольства стало покушение на Петра Аркадьевича в августе 1911. Столыпин был смертельно ранен и умер в сентябре того же года.
Петр Столыпин: реформы Столыпина и их итоги кратко, аграрная реформа
Петр Столыпин – государственный деятель времен Российской империи, министр внутренних дел и председатель Совета министров.
Наиболее известен как реформатор, сыгравший существенную роль в подавлении революции 1905–1907 годов, и автор аграрной реформы.
Петр Столыпин: биография и государственная служба
Петр Аркадьевич Столыпин родился 2 (14 апреля) 1862 года в дворянской семье, известной еще с XVI века. Известно, что будущий министр по деду приходился троюродным братом поэту и писателю Михаилу Лермонтову.
Окончив гимназию, 19-летний Столыпин переехал в Санкт-Петербург, где стал изучать агрономию в Императорском университете. Одним из его преподавателей был ученый-химик Дмитрий Менделеев.
Гимназист Петр Столыпин в 1876 году. Википедия
Еще будучи студентом, 22-летний Петр женился на фрейлине императрицы Александры Федоровны – Ольге Нейдгарт. Брак оказался счастливым, у супругов родились пять дочерей и один сын.
Ольга Нейдгарт. Снимок 1900-х годов. Википедия
После окончания Столыпин постепенно делает блестящую карьеру и поступает на службу в Министерство внутренних дел, которое отправляет его в город Ковно (нынешний Каунас в Латвии) на должность главы дворянства – члена комиссии, осуществляющей власть в уезде. На месте службы Столыпин взял под контроль местную жизнь и увеличение производительности крестьянских хозяйств.
В окружении семьи. Getty Images
Затем его назначают губернатором Гродно, где Столыпин приступил к реформам по просвещению крестьянства, улучшению орудий сельского хозяйства, использованию удобрений.
Петр Аркадьевич Столыпин. РИА Новости
Находились и те, кто критиковал нововведения губернатора, объясняя, что крестьянам образование ни к чему – оно должно быть доступно обеспеченным классам, а не массе.
В дальнейшем его успехи были отмечены очередным повышением по службе, и Столыпин стал губернатором Саратовской губернии, которая в те времена считалась зажиточной местностью.
Именно на этой службе губернатор встретил события Первой русской революции 1905–1907 годов, к которой привели повсеместная бедность, низкий уровень гражданских свобод и неудачи в войне с Японией.
В борьбе с народными волнениями Столыпин использовал все возможные средства – от дара убеждения до расправ с восставшими крестьянами силами военных и казаков.
Благодаря действиям молодого саратовского главы волнения в губернии постепенно угасли, что не осталось без внимания императора Николая II.
В апреле 1906 года император вызвал губернатора в Царское Село, где сообщил, что впечатлен его действиями и назначает Столыпина министром внутренних дел.
Два его предшественника на этом посту – Сипягин и Плеве – были лишены жизни революционерами. Столыпину пришлось повиноваться приказу царя.
Реформы Столыпина: кратко
Заняв должность министра внутренних дел, Столыпин через два с половиной месяца становится еще и председателем Совета министров – редкая по скорости карьера для царского чиновника.
Заняв пост премьер-министра, Столыпин стал бороться с проявлениями революционного движения в России, вводить жесткое подавление любых стачек, волнений и демонстраций.
В то же время министр был убежден, что одной лишь силой проблему не решить, и разработал комплекс реформ, которые должны были снизить напряжение в обществе, но сохранить монархическую форму правления.
Главная и самая известная реформа Столыпина была призвана решить сельский вопрос и повысить производительность труда крестьян.
Крестьяне Белгородского уезда. 1905 г. РИА Новости
После отмены крепостного права численность крестьян выросла, а потому земельные наделы на душу населения сократились. Производительность труда же оставалась крайне низкой.
Причиной тому были устаревшие орудия труда. Земля же не принадлежала крестьянам, а находилась во владении общины, которая распределяла наделы в зависимости от размера семей. Община несла перед государством ответственность за выплату в казну налогов и податей.
В ходе реформы произошли следующие изменения:
крестьянин получал право продавать, закладывать или передавать свои наделы по наследству;
крестьянин мог получить ссуду под залог земли сроком до 55,5 лет для покупки земли у помещика;
льготное кредитование крестьян под залог земли;
государство стимулировало крестьян переселяться на казенные необжитые земли Урала, Сибири и Дальнего Востока.
По итогам реформы 21% крестьян сумел выйти из общины, выросло число сельских предпринимателей (кулаков), за счет применения новой техники увеличилось сельскохозяйственное производство.
При этом из-за выхода крестьян из общины выросло число нищих и босяков, которые отправлялись на заработки в города. Возникли противоречия между крестьянами, оставшимися в общине и вышедшими из нее, а часть крестьян, переселившихся на Урал и в Сибирь, вернулась обратно.
Сам Столыпин закладывал на реализацию реформы не менее 20 лет, однако критиковать ее начали сразу после принятия. Увидеть ее итоги не довелось ни самому реформатору, ни его современникам.
После неудачного опыта Русско-японской войны Столыпин осознал необходимость преобразований в военной сфере:
улучшенное оснащение вооруженных сил, повышение дальнобойности и скорострельности оружия;
введение всеобщей воинской повинности. Исключение действовало для духовенства, иностранцев и некоторых других категорий граждан, сокращен срок службы;
увеличение финансирования на содержание и переоснащение армии;
улучшение системы подготовки офицерского состава, введение автомобильных, железнодорожных, воздухоплавательных военных школ;
развитие кораблестроения и флота.
Русско-японская война. Переправа русской армии через реку Хуанхе в Китае. РИА Новости
Итогом военной реформы стало увеличение численности войск и качества вооружения. Управление армией и флотом упростилось – это позволило более четко координировать действия вооруженных сил.
Модернизация технически отсталого государства была невозможной без приобщения населения хотя бы к элементарным знаниям. Основной целью столыпинских реформ в области образования было введение обязательных бесплатных школ для народа. Столыпину удалось добиться увеличения финансирования на нужды образования с 9 до 35 миллионов рублей.
Ученик Петербургского коммерческого училища (слева) и ученик частной гимназии (справа). РИА Новости
В 1908 году Министерство народного просвещения подготовило законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Закон подразумевал бесплатное обучение детей обоего пола.
Также был создан новый Университетский устав, появилась возможность выбирать ректора, возникли правила функционирования студенческих объединений. В годы реформы правительство финансировало научные экспедиции, исследования и музеи.
Итоги реформы образования:
Как и в случае с аграрной реформой, Столыпину просто не хватило времени довести реформу до конца. Однако многие положения были реализованы после прихода советской власти, например, обязательное бесплатное начальное образование.
Покушение на Столыпина
В период с 1905 по 1911 годы на Столыпина было совершено 11 покушений, последнее из которых стало для политика роковым.
1 (14) сентября 1911 года Столыпин вместе с Николаем II смотрел спектакль «Сказка о царе Салтане» в киевском городском театре. К тому моменту начальник охранного отделения Киева получил от секретного осведомителя Дмитрия Богрова информацию, что в городе готовится покушение на крупного чиновника. Богров по пропуску, выданному начальником охраны, проник в театр и во время второго антракта выпустил в министра две пули.
Дмитрий Богров. РИА Новости
Следующие три дня врачи пытались спасти Столыпина, но 5 сентября его не стало.
В завещании министра было сказано: «Я хочу быть погребённым там, где меня убьют». Пожелание было исполнено, и Столыпина похоронили в Киево-Печерской лавре.
Могила Петра Столыпина в Киево-Печерской лавре. Википедия