в чем состояли причины обострения польского вопроса в 1830
Причины восстания в Польше в 1830—1831 годах
Польша в период правления Александра I
В 1807 году Наполеон создал Варшавское герцогство и даровал полякам конституцию, состоявшую из 89 статей в 11 главах. Статья 4 гласила: «Рабство будет уничтожено». Поляки встали на сторону Наполеона и воевали бок о бок с французами, в том числе и в войне 1812 года.
С разгромом Наполеона союзными войсками решением польского вопроса занялись победители, и он стал объектом внутренней борьбы на открывшемся в 1814 году Венском конгрессе. В переговорах по польскому вопросу претензии России подкреплялись ее военной мощью и победами, одержанными над Наполеоном. Александр хотел взять себе Варшавское герцогство и стать там государем.
Александр часто обращался к полякам и говорил, что прощает их за содействие Наполеону и создаст для них собственное государство с либеральной конституцией. Обещания Александра благоприятно подействовали на польское общество и поставили его на сторону России. В марте 1815 года Наполеон бежал с Эльбы и вновь стал императором, спровоцировав тем самым новую войну. Это стало стимулом для активизации работы конгресса и поиска компромисса между участниками. Вскоре конгресс вынес решение о создании Королевства Польского под скипетром российского императора.
25 мая 1815 года Александр I объявил о даровании Польше «самой либеральной конституции». Конституция провозглашала все свободы, предоставляла гражданские права полякам. Однако российское общество восприняло эту весть без восторга. Люди сетовали на то, что могущественная империя не имеет конституции, которая была дарована Царству Польскому; последнего обвиняли в чрезмерной лояльности к тем, кого совсем недавно считали неприятелем.
Вскоре всем стало понятно, что самодержавный строй не может существовать параллельно с конституционным. Александр все чаще стал принимать решения без учета мнения поляков, что способствовало созданию оппозиции. Существование оппозиции возмущало Александра. Ему не нравилось, что «сейм читает нотации правительству».
Александр ввел цензуру, упразднил масонские ложи, ввел телесные наказания в армии. По словам Чарторижского, все это создавало «систему страха и повиновения» и способствовало тому, что старая антипатия поляков к русским «превратилась в ненависть».
На протяжении 1820-х годов ненависть к России увеличивалась, что способствовало созданию подпольных кружков, обществ, объединений, нацеленных на свободу Польши. Одной из ведущих обществ стало Патриотическое общество, основанное в 1821 году Лукасьинским.
После завершения сейма 1825 года обстановка сложилась крайне напряженная; участились случаи уклонения от военной службы, в ряде городов произошли выступления крестьян, требовавших отмены барщины.
Польша и Николай
После смерти Александра I в Польше обстановка особенно обострилась. Патриотическое общество вступило в союз с декабристами. Его члены были заключены в тюрьму, их судьбу предстояло решать Следственному комитету — органу, нарушавшему Конституцию Польши.
В польском обществе ходили слухи, что Николай хочет уничтожить автономию Польши, а также закрыть Варшавский университет, где среди студентов ходили революционные идеи.
Сейм 1830 года, который был последним шансом договориться с императором, не оправдал надежд. Депутаты выступали за недопущение к власти политиков, которые находились под прямым влиянием Петербурга, выступали за свободу судей, за сохранение императором автономии Польши и т. д.
После сейма поляки поняли, что обрести свободу можно только путем революции. Поляки надеялись на поддержку Франции, где общество было обеими руками за поляков и считало действия российских властей неприемлемыми. Уже в период восстания Франция сильно колебалась, но в итоге французские власти не решились портить отношения с могущественной Россией, а под конец восстания Франция любезно спасала и защищала бегущих поляков, в том числе и главаря восстания — Чарторижского.
Вывод
Несомненно, существование одновременно самодержавного и конституционного строя невозможно. Александр решил поиграть в конституционного государя, но вышло у него это, мягко говоря, неудачно. Видя революционное движение в области Пиренеев, Александр сильно испугался и начал уничтожать права поляков. С каждым годом права поляков ущемлялись, а наместник королевства всячески издевался над населением. После неудачи восстания Царство Польское уже навсегда лишилось автономии, а конституция была упразднена.
Список использованной литературы
1. Щеголев С.И. Польша в системе наполеоновской Франции. Создание Герцогства Варшавского // Вестник СПбГУ. 2004. Сер 2. История. Вып 1-2. С. 74-78.
2. Фалькович С.М. Польский вопрос в решениях Венского конгресса 1815 г. и причины краха венских договоренностей.
3. Жидкова О.В. Восстание в Польше 1830-1831 гг. и дипломатия России и Франции // Вестник РУДН, серия «Всеобщая история». 2015. №3. С. 70-78.
Национальная и религиозная политика Николая I.
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄
Вопросы к Национальная к религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. (Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся)
1. В чём состояли причины обострения польского вопроса в 1830 г?
2. Какие перемены произошли при Николае I в Финляндии и Прибалтике?
В Финляндии формально всё осталось по-прежнему. Однако сейм почти не созывался. Тем не менее автономия, влючая собственное законодательство и назначение на все посты местных уроженцев, сохранялась.
В Прибалтике автономии не было, но ситуация была схожей – немцы служили по всей империи, тем более являлись чиновниками у себя на родине. Кроме того, ранее проведённая там крестьянская реформа (освобождение крестьян без земли) способствовали развитию промышленности в этих губерниях.
3. Что было характерно для экономического развития и общественного движения на Украине?
Для экономического развития Юго-Западного края (позже Киевского генерал-губернаторства) было характерно бурное развитие промышленности в основном за счёт богатых залежей угля в Донбасе и Крыворожье, благодаря чему развивались, прежде всего, металообрабатывающие предприятия.
4. Каковь были основные тенденции политики власти по отношению к еврейскому населению в составе Российской империи?
В целом сохранялась автономность еврейского населения и угнетённость его в виде черты оседлости (не считая бытового антисемитизма). Одновременно усилились попытки ассимиляции евреев через введения и среди них рекрутских наборов (что вело к неизбежному крещению) и попытки переселения части их в Сибирь для сельскохозяйственного освоения тамошних земель.
Обе инициативы имели лишь незначительный успех. Сохранялись особые законы для евреев. Это касается той же черты оседлости. Кроме того, даже рекрутских набор для них имел свои особенности: было даровано право заменять рекрутов на мальчиков, потому община отдавала сирот и детей из неблагополучных семей, сохраняя более ценных со своей точки зрения членов.
Думаем, сравниваем, размышляем:
1. Как вы думаете, о чём говорит подчинение униатской церкви непосредственно Синоду?
Такое подчинение недвусмысленно показало намерение официальных властей подчинить себе униатскую церковь и стало предтечей полного насильственного соединения с православной.
2. Назовите и охарактеризуйте причины, которые способствовали проникновению России в Среднюю Азию.
3. Объясните, почему правительство наделяло особым административным статусом те территории, которые имели приграничное расположение.
От стабильности в таких землях напрямую зависела безопасность империи, ведь в случае внешней войны поддержка местным населением той или иной стороны могла сыграть значительную роль. Потому в некоторых таких областях (например, в Финляндии) правительство даровало больше свобод, чем в остальной империи, надеясь таким образом завоевать расположение населения.
В других наоборот вело себя жёстче, чем на исконных русских землях (напримрер, в Польше); в таких случаях оно не надеялось на любовь, но рассчитывало, что предпринятые меры не дадут поднять восстание несмотря ни на чьи стремления.
4. Составьте в тетради хронологию основных событий Польского восстания 1830-1831 гг.
4 декабря 1830 года – формирование временного правительства;
5 декабря 1830 года – Иосиф Григорий Хлопицкий провогласил себя диктатором;
25 января 1831 года – провал переговоров с Николаем I, сейм провозгласил его низложенным с поста правителя Царства Польского;
конец января 1831 года – Иосиф Хлопицкий лишён своих полномочий за то, что ратовал за компромисс с царём, отказался и от командования войсками, пойдя воевать строевым офицером;
25 февраля 1831 года – битва при Грохове, которая закончилась ничьей и большими потерями с обеих сторон;
март-апрель 1831 года – удачное контрнаступление поляков на Висле;
14 мая 1831 года – сражение под Остроленкой, разгром повстанцев;
20 июня 1831 года – восстание в Варшаве;
15 августа 1831 года – новое восстание в Варшаве, кризис власти в лагере восставших;
19 августа 1831 года – начало осады Варшавы;
6-7 сентября 1831 года – штурм Варшавы и её падение;
8 октября 1831 года – капитуляция Модлина;
21 октября 1831 года – капитуляция Замостья и окончание восстания.
5. Используя дополнительные материалы, сравните уклад жизни финнов и украинцев в середине XIX в. Сделайте презентацию, иллюстрирующую основные черты сходства и различия.
Название: Сравнение укладов жизни финнов и украинцев в середине XIX века
Текст: сведения об авторе
Изображение с подписью: карта Российской империи с выделенными территориями Великого княжества Финляндского и Киевского генерал-губернаторства
Текст: Для сравнения укладов жизни этих народов стоит обратиться к этнографическим материалам: большая их часть собиралась как раз в середине и во второй половине XIX века.
Изображение с подписью 1: Традиционное финское жилище
Изображение с подписью 2: Традиционное украинское жилище
Текст: Традиционное жилище финнов – деревянная постройка, обмазанная глиной. Изначально крыша покрывалась дёрном, но в середине XIX века его часто заменяла черепица, реже – солома. Украинские мазанки также покрывали глиной. Но разница была в толщине стен (из-за климата).
Изображение с подписью 1: финский хутор
Изображение с подписью 2: украинская деревня
Текст: Главное отличие состоит не в конструкции дома. Украинцы селились обычно большими деревнями, где дворы плотно примыкали друг другу, разделённые плетнями. Финны же обычно жили хуторами, отделёнными друг от друга большими пространствами. И даже на одном хуторе дома стояли в отдалении друг от друга.
Изображение с подписью 1: украинские сани, запряжённые лошадью
Изображение с подписью 2: финская оленья упряжка
Текст: Финны как северный народ традиционно использовали оленьи упряжки или лыжи. Украинцы впрягали лошадей зимой в сани, летом – в телеги. Финны же летом в краю с густыми лесами и плохими дорогами, но широкими реками и глубокими озёрами предпочитали передвигаться на лодках. Сохранились лодки на 16-20 пар вёсел, на которой могли плыть до 100 человек.
Изображение с подписью 1: финн в традиционном костюме
Изображение с подписью 2: украинец в традиционном костюме
Текст: Одежда простого народа в Финляндии и Украине была похожей: лапти, штаны и рубаха (у женщин длинная – платье). Похожая была и других соседних народов. Наибольшее отличие – в орнаменте, который покрывал ворот и окончания рукавов, а также в головных уборах.
Изображение с подписью: традиционный украинский борщ
Текст: Традиционная украинская кухня использует довольно большое количество зелени и овощей, которые в изобилии произратают на этих землях благодаря тёплому климату. Конечно, в дело идут и мясные продукты (включая знаменитое сало), но на столе простого народа они были скорее частью праздника праздничными, чем повседневного быта.
Изображение с подписью 1: финский традиционный пирог калакукко в разрезе
Текст: В финской кухне гораздо меньше овощей, потому что в северном климате их сложнее вырастить, однако гораздо больше рыбы, прежде всего, речной. Причём рыба часто сочетается с мясом или салом (как в пироге калакукко). При этом при правильном приготовлении рыба приобретает вкус сала. Так финны отбивали вкус надоедавшей рыбы и создавали у гостей иллюзию, что они едят в основном дефицитную для крестьян свинину.
6. Изучите дополнительные материалы, посвященные истории Киевского университета (университет Святого Владимира). Определите, какие направления обучения в нём были представлены наиболее полно.
Наиболее полно там были представлены гуманитарные науки. Технические изначально вообще не изучались. Только позже из философского факультете был выделен физико-математический. Это не удивительно.
Именно в Киеве видели колыбель русского православия, потому именно богословию и правильной с точки зрения официальных властей философии здесь уделяли наибольшее внимание. Технические и инженерные же специальности были сосредоточены в Санкт-Петербурге и Москве.
Национальная к религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны.
1. В чем состояли причины обострения польского вопроса в 1830 г?
1. В чем состояли причины обострения польского вопроса в 1830 г?
2. Какие перемены произошли при Николае I в Финляндии и Прибалтике?
3. Что было характерно для экономического развития и общественного движения на Украине?
Обострение было вызвано национальным восстанием поляков, стремившихся к независимости.
Финляндию и Прибалтику при Николае I развивали приоритетно, финская автономия была сохранена и расширена.
На территории современной Украины велась разведка полезных ископаемых, строительство морских портов, развитие промышленности.
Евреев ограничивали и старались ассимилировать ; евреи, сохранявшие иудейскую веру, были ограничены в поселении так называемой чертой оседлости, в которой они могли жить своей жизнью, но не могли выезжать за ее пределы.
При крещении все ограничения с еврея снимались.
Почему население этих стран приветствовало перемены?
Какую политику проводили стоявшие у власти либеральные и консервативные правительства?
Какую политику проводили стоявшие у власти либеральные и консервативные правительства?
Какова направленность этой политике?
В чем состояли причины обострения польского вопроса в 1830 году?
В чем состояли причины обострения польского вопроса в 1830 году.
(хх век) почему проблемы аграрных отношений приобрели в российской империи особую остроту?
(хх век) почему проблемы аграрных отношений приобрели в российской империи особую остроту?
В чем состояли причины бедности крестьянского населения?
Что было характерно для экономического развития и общественного движения на украине?
Что было характерно для экономического развития и общественного движения на украине?
Какого отношения правительства к еврейскому населению?
Какого отношения правительства к еврейскому населению?
Каковы были основные тенденции политики власти по отношению к еврейскому населению в составе Российской империи?
Каковы были основные тенденции политики власти по отношению к еврейскому населению в составе Российской империи?
История России1?
Какие шаги были предприняты императором Александром 1 во внутренней политике?
3. Охарактеризуйте направления внешней политики Российской империи в начале 19века.
В каком из них, на ваш взгляд Россия действовала более успешно?
4. Каковы были условия вхождения Финляндии в состав Российской империи?
История России1)Составьте перечень основных событий, касающихся изменения статуса Польши в составе Российской империи, начиная с принятия польской конституции 1815 г?
1)Составьте перечень основных событий, касающихся изменения статуса Польши в составе Российской империи, начиная с принятия польской конституции 1815 г.
И до окончательной утраты Польшей своей автономии.
2)Сформулируйте и назовите проблемы, которые решались правительством России средствами национальной политики?
В чем состояли причины обострения польского вопроса в 1830 году?
В чем состояли причины обострения польского вопроса в 1830 году.
•Недовольство шляхты разделами Речи Посполитой и нарушения царским правительством конституции 1815 г.
Каковы причины обострения международных отношений в 1980 годы и как решилась в эти годы проблема сокращения вооружений?
Каковы причины обострения международных отношений в 1980 годы и как решилась в эти годы проблема сокращения вооружений?
И как решалась в эти годы проблемы сокращение вооружение.
Какими были итоги этих противоречий?
1. В чем состояли причины обострения польского вопроса в 1830 г?
1. В чем состояли причины обострения польского вопроса в 1830 г?
2. Какие перемены произошли при Николае I в Финляндии и Прибалтике?
3. Что было характерно для экономического развития и общественного движения на Украине?
Назовите основные причины обострения национальных противоречий в странах Восточной Европы в 1990 годы?
Назовите основные причины обострения национальных противоречий в странах Восточной Европы в 1990 годы.
Причины обострения национальных обострений в 1990 годы?
Причины обострения национальных обострений в 1990 годы.
ПОМОГИТЕ?
1. Раскройте содержание понятия «Польский вопрос.
2. Охарактеризуйте Польское востание 1864 года.