в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

В чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

Подробное решение параграф §2 по истории для учащихся 10 класса, авторов Н. В. Загладин, Н. А. Симония 2014

1. В чем состояли особенности религиозно-мистических взглядов на исторический процесс? В какие исторические эпохи господствовали подобные взгляды? Какой представлялась роль человека в истории?

Религиозно-мистический взгляд на исторический процесс предполагает, что данным процессом управляют сверхъестественные силы. При этом человеку отводится только пассивная роль, ему остаётся лишь реагировать на действия этих высших сил. Непосредственная роль человека в истории зависела от конкретной религиозной системы. Например, христианам средневековья история казалась постоянной борьбой Господа и Дьявола, которая в итоге должна привести ко Второму пришествию и концу истории. При этом человек в этой борьбе может встать либо на сторону Господа, либо на сторону Дьявола. Религиозно-мистический взгляд господствовал в истории со времени появления этой науки до эпохи Просвещения.

2. Укажите особенности исторических взглядов эпохи Просвещения. Что являлось, по мнению ученых XVIII в., движущей силой общественного развития?

Просвещение принесло так называемое секулярное мышление, то есть не пропагандируя напрямую атеизм, просветители пытались объяснить всё сущее, исходя из естественных законов, без участия божественного вмешательства. Потому логичная была идея о естественной, независящей от Господа движущей силе истории. Такой силой были признаны идеи людей, отражающие человеческие чаяния, и реализация этих идей. Прежде всего, имелось в виду стремление к соблюдению естественных прав человека и т. п.

3. Что принципиально нового в понимание вопроса о месте личности в истории внес немецкий философ И. Кант? Как характеризовал исторический процесс Г. Гегель? Что он имел в виду под понятием «мировой дух»?

По мнению Иммануила Канта суть вещей самих для себя непознаваема, потому то, что просветители считали конечной целью истории, для Канта было лишь набором недостижимых по определению идеалов, а история – стремлением приблизиться к этим идеалам, без надежды на их достижение.

Георг Гегель считал историю поступательным движением от низшего к высшему, которое является приближением к абсолюту. При этом каждый человек в историческом процессе стремиться к собственной узкой цели, но всё равно в итоге способствует общему движению человечества к единой высшей цели. Таким образом, движущей силой истории он считал некий коллективный разум, который называл «мировым духом».

4. Объясните сущность марксистских воззрений на историческое развитие. Какие факторы, по мнению марксистов, являются определяющими в прогрессе человечества? Подумайте, в чем состояла ограниченность марксистского толкования истории.

Марксистская модель исторического развития предполагает разделение общества на ряд классов в зависимости от собственности каждого из них на средства производства и материальные блага. Движущей силой истории данная концепция признаёт борьбу между классами в результате которой сменяются так называемые формации, для каждой из которых характерны свои классы и свои общественные отношения. Определяющими при этом являются так называемые объективные факторы, прежде всего, отношение классов к собственности. Слабых мест у данной концепции множество (впрочем, как и у любой другой концепции всемирного исторического развития). Она утверждает, что все народы проходят одинаковые стадии, просто с разной скоростью; история этого не подтверждает. Не учитываются случаи, когда имущественно бедные классы в целом удовлетворены своим материальным положением. В принципе причины народного возмущения, как показывает история, не всегда лежат в материальной плоскости.

5. В каких значениях историки XX в. употребляли понятие «цивилизация»? Какие принципы лежат в основе цивилизационного подхода к истории?

Сегодня существует множество определений слова «цивилизация», например — это устойчивое культурно–историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических и временных рамок.

Цивилизационный подход к истории предполагает рассмотрение каждой такой цивилизации в отдельности, определение её особенностей и исторических реалий. При этом поиск аналогий между цивилизациями допускается, но из этого не делается выводов о неком едином для них всех пути развития.

6. Как определяют движущие силы исторического процесса сторонники теории стадий мирового цивилизационного развития?

Движущая сила истории при цивилизационном подходе – прохождение каждой из цивилизаций определённых стадий развития. Набор этих стадий разниться от одной цивилизационной концепции к другой. При этом считается, что данные стадии цивилизация проходит либо исходя лишь из внутреннего развития (например, как в концепции Л. Гумелёва), либо также и вырабатывая собственные ответы на внешние воздействия (например, в концепции А. Тойнби).

7. Какие реалии XX в. вызывают опасения ученых по поводу поступательного развития человечества?

8. Заполните таблицу «Движущие силы исторического развития»

Источник

Презентация по истории «Закономерности и случайности в жизни народов» (10 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Закономерности и случайности в жизни народов Цель: выяснить, подчиняется ли историческое развитие определённым закономерностям или же в истории господствует случайность Задача: охарактеризовать религиозно-мистические взгляды на историю; проблему движущих сил исторического развития, которая стала наиболее актуальной в философии XVIII-XIX вв.; становление и развитие материалистических взглядов на мир; проблемы, рассматриваемые философией истории в XX в.

Домашнее задание: §2, записи в тетради. Знать содержание терминов: формационный подход, цивилизационный подход. В тетради №9. Готовиться к проверочной работе по главе

Термины Движущие силы Пути, характер развития Предопределённость Свободная воля Материализм Идеализм Общественно-экономическая формация Способ производства Производительные силы Производственные отношения

1. Религиозно-мистический взгляд на историю В чём состояли особенности религиозно-мистических взглядов на исторический процесс? В какие исторические эпохи господствовали подобные взгляды? Какой представлялась роль человека в истории?

1. Религиозно-мистический взгляд на историю Первобытная эпоха, Древний мир, Средневековье: движущая сила истории – вмешательство свыше Древний Восток (буддизм) – идея циклического «развития» С появлением христианства – идея развития (Аврелий Августин, 354-430 гг.: ДОБРО и ЗЛО) ЧЕЛОВЕК – обладатель свободной воли (выбор, жертвоприношение, молитва, обряды, ритуалы)

Отвечаем! В чём состояли особенности религиозно-мистических взглядов на исторический процесс? В какие исторические эпохи господствовали подобные взгляды? Какой представлялась роль человека в истории?

? Объяснить сущность марксистских воззрений на историческое развитие. Какие факторы, по мнению марксистов являются определяющими в прогрессе человечества? В чём состоит ограниченность марксистского толкования истории? 3. Становление и развитие материалистических взглядов на мир

Общественно-экономическая формация (строй) — в марксизме — исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией. Основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

Иоган Готфрид Гердер Ш. Л. Де Монтескьё Карл Маркс Фридрих Энгельс Максимилиан Карл Эмиль Вебер

Отвечаем! Объяснить сущность марксистских воззрений на историческое развитие. Какие факторы, по мнению марксистов являются определяющими в прогрессе человечества? В чём состоит ограниченность марксистского толкования истории?

? В каких значениях историки XX в. употребляли понятие «цивилизация»? Какие принципы лежат в основе цивилизационного подхода в изучении истории? Назовите имена учёных, разработавших концепции локальных цивилизаций? Как определили движущие силы исторического прогресса сторонники теории стадий мирового цивилизационного развития? Какие реальности вызывают опасение учёных по поводу поступательного развития человечества? 4. Философия истории XX в.

4. Философия истории XX в. Цивилизационный подход Предмет изучения – локальные цивилизации Цивилизация – культурно-историческая общность людей, характеризующаяся спецификой ценностей

Основные цивилизации начала XXI века

Д.Вико (ит., 1668-1744) Основоположники цивилизационного подхода В истории народа 3 фазы: «эпоха богов» «эпоха героев» «эпоха людей» УПАДОК Н.Я. Данилевский (русск., 1822-1885) Теория культурно-исторических особенностей развития различных народов (религиозная самобытность России) О. Шпенглер (нем., 1880-1936), А. Тойнби (анг., 1889-1975), Л.Н. Гумилёв (русск., 1912-1992) Теория локальных цивилизаций У каждой культуры свои возможности развития, которые появляются, созревают, увядают, никогда не повторяются Каждая последующая цивилизация наследует достижения предшествующей Главный источник развития – взаимодействие со средой обитания Амер. экономисты, политологи, социологи (Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, Д. Белл, Э. Тоффлер) – 2 пол. XX в. Стадиальная теория мирового цивилизационного развития Движущие силы: прогресс знания, совершенствование О.Т., новые формы производственной деятельности Прогресс: охота и собирательство – земледелие и скотоводство – промышленное производство – общество высоких технологий Проблема модернизации Р.Д. Коллингвуд (ан., 1889-1943) скептицизм Необходим прогресс духовного развития человечества Насколько новое является прогрессивным – решать в отдельно для каждого случая

Джамбаттиста Вико Николай Яковлевич Данилевский Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер Арнольд Джозеф Тойнби Лев Николаевич Гумилёв Джеймс К. Гэлбрейт Робин Джордж Коллингвуд

На каждом этапе своего развития человечество обращается к истории, чтобы… обрести уверенность в своём будущем.

Проверка домашнего задания «Движущие силы исторического развития» Мыслители Века Источники прогрессивного развития Д. Локк Г. Гегель К. Маркс Л. Гумилёв Дж. Гэлбрейт

Заполни таблицу «Движущие силы исторического развития» Мыслители Века Источники прогрессивного развития Д. Локк 17 в. Разум Г. Гегель 18 в. Познание, стремление к АБСОЛЮТНОМУ ДУХУ К. Маркс 19 в. Классовая борьба Л. Гумилёв 20 в. Взаимодействие со средой обитания Дж. Гэлбрейт 2 пол. 20 в. Прогресс знания, совершенствование О.Т., новые формы производственной деятельности

Источник

В какие исторические эпохи господствовали подобные взгляды?

Какой представлялась роль человека в истории.

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

Особенность взглядов в том, что они представляли управление сверх естественнымисилами.

Человек играет здесь пассивную роль наблюдателя.

лишь реагирует на то, что делают высшие силы.

Роль людей в этом зависела от

того, какая была религиозная система.

В Средние века христиане представляли

историю, как постоянную борьбу Бога и дьявола.

Они ждали, что это все должно

привести к завершении истории – Второму приходу Христа.

человек, как представлялось, мог стать на сторону Бога или дьявола.

представления имели место на протяжении истории с началом Средних веков до

начала эпохи Просвещения.

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

Какое историческое событие (на ваш взгляд) повлияло на мировозрение человека нового времени?

Какое историческое событие (на ваш взгляд) повлияло на мировозрение человека нового времени?

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

Сравните точки зрения разных историков на начальный этап русской истории?

Сравните точки зрения разных историков на начальный этап русской истории.

Какая из них Вам ближе и почему?

Что можно сказать об «исторических взглядах» летописца?

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

Какими чертами характера, на ваш взгляд, должен обладать политический лидер?

Какими чертами характера, на ваш взгляд, должен обладать политический лидер?

Каково влияние такой личности на развитие исторического процесса?

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

Историческое сочинение на тему : «Какова роль эпохи Ивана III в истории нашего государства?

Историческое сочинение на тему : «Какова роль эпохи Ивана III в истории нашего государства?

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

Как происходит процесс исторического познания?

Как происходит процесс исторического познания?

Виды исторических источников, в чем их особенность?

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

Определите предмет истории?

Определите предмет истории.

Раскройте понятия «историческое движение», «исторический факт», «теория исторического процесса».

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

История, ее роль в системе человеческих знаний?

История, ее роль в системе человеческих знаний.

Представления об историческом процессе.

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

Какой представлялась роль человека в истории?

Что являлось по мнению ученых 18 века движущие силы общественного развития?

В каких значениях историки 20 века употребляли понятие цивилизация?

Какие принципы лежат в основе цивилизационного подхода к истории?

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

В чем состоит особенность исторических взглядов в разных эпохах?

В чем состоит особенность исторических взглядов в разных эпохах?

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

Римский император Октавиан Август.

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

Исторически на территории современного Кыргызстана с древнейших времен проживали индоевропейские племена — скифы, именуемые так же саки. В начале нашей эры (примерно в 5 веке) на территорию современной Киргизии с востока (Синьцзян) мигрировали усуни..

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

Он создал законы и назвал их Правда Ярослава и много сделал для Родины.

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

Рим был основан в 753 году до нашей эры.

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

17 апреля. 1753 году. До новой эры.

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

Ответ : Публичный театр отличается от других его форм тем, что этот театр доступен для любой публики, даже самый простой. Дело в том, что публичные театры создавались при различных учебных заведениях, для публичного театра строили специальные здания..

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

Кестянская община решала экономические вопросы, без крестьян не было бы денег у сеньоров.

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

В январе 1647 года Карл бежал в Шотландию, где он был вскоре пойман. Он был заключён в Хэмптон Корт, но в ноябре 1647 года он сбежал, и ему удалось собрать новую армию. В это время ему удалось убедить шотландцев воевать на его стороне. В августе 1..

Источник

В чем состояли особенности религиозно мистических взглядов


Закономерности и случайности в жизни народов

Вопрос о том, подчиняется ли историческое развитие определенным закономерностям или же в истории господствует случайность, издавна волновал мыслителей.

Религиозно-мистические взгляды на историю

Большинство летописцев и историков прошлого обращали особое внимание на описание свершений властителей и завоевателей, стремясь понять мотивы их поступков, рассуждая о том, каким мoгли бы быть облик мира при ином, лучшем или худшем, выборе.

В то же время и в античном мире, и в Средневековье было принято считать, что за действиями людей стоят высшие силы. Вмешательство свыше, проявляющее себя через случайности, препятствующие или, наоборот, помогающие реализации замыслов людей, рассматривалось как важнейшая движущая сила истории. При этом в античном мире преобладало убеждение, что постичь стремления высших сил, их цели человеку не дано. В религиях Востока, в частности в буддизме, понятия поступательного развития не было вообще, жизнь рассматривалась как идущая по кругy смена циклов, длящихся миллионы лет.

Идея о развитии, подчиненном определенной цели, появилась лишь с зарождением христианства. Исходной точкой возникновения мира оно считало акт eгo сотворения по высшей воле. Завершение истории связывалось с наступлением Страшного суда, наказанием гpешников и обретением вечного блаженства праведниками.

Один из первых мыслителей, обосновавших христианскую концепцию исторического развития, был Аврелий Августин (354-430), История, по eгo мнению, это борьба между Добром и Злом, гpaдом Божьим и Земным, людьми, живущими любовью к Богy, и людьми с материальными, плотскими стремлениями. Эта борьба прошла пять этапов, описанных в Ветхом Завете. Пришествие Христа Авгyстин считал началом шестогo, последнего, этапа, предсказывая, что завершится он с наступлением конца света. Взгляды Авгyстина преобладали в христианской церкви в Cpeдние века.

Несмотря на то что в мировоззренческих системах, основанных на религиозных представлениях, решающей силой истории выступали высшие силы, человек не рассматривался как марионетка, слепо выполняющая их волю. Было принято считать, что можно (жертвоприношением, молитвой, соблюдением соответствующих обрядов и ритуалов) обеспечить их поддержку в том или ином нaчинании. Античная мифология с ее многобожием и христианство с разделением вселенского Добра и Зла не исключали, что человек обладает свободой воли в выборе покровителей в соответствии со своими склонностями, хотя церковь и не одобряла те варианты выбора, которые ассоциировались с темными силами.

Проблема движущих сил исторического развития в философии XVIII-XIX вв.

Возросшие темпы перемен в жизни народов Европы в Новое время породили немало попыток постичь движущие пружины истории и направление ее развития. В этот период родилась идея пpогpecca он связывался с расширением границ человеческого знания, успхами науки и техники, совершенствованием форм организации жизни общества.

Взглядам просветителей и их вере в разум в известной мере противостояли воззрения немецкой классической философии. Так, И. Кант (1724-1804), считающийся ее основоположником, исходил из того, что в век Просвещения критическому анализу должна быть подвергнута не только действительность, но и способность человека к ее адекватному отражению.

Познание подлинной сути вещей, по мнению Канта, невозможно, поэтому на достижение идеалов, таких, как совершенное правовое устройство государства, вечный мир, можно только надеяться. Реальными являются постепенное улучшение положения людей и их природы, реформы, содействующие прогpессу материальной культуры.

Многие современники воспринимали взгляды гегеля как иррационально-мистические, хотя они перекликаются с представлениями конца ХХ века о формировании единого глобального «информационного поля», которое уже приобрело собственную логику развития, не зависящую от воли отдельного человека.

Становление и развитие материалистических взглядов на мир.

Стремления понять причины многообразия в облике различных государств еще в античные времена привели многих мыслителей к выводу о большом влиянии материальных факторов, прежде вceгo природной, географической среды на жизнь общества, eгo культуру и традиции. Подобные дoгадки высказывал еще Аристотель (З84- 322 до н.э.). В Новое время сторонниками таких взглядов стали французский мыслитель Ш. Л. де Монтескье (1689-1775) и немецкий ученый И. Гердер (1744-1803).

Вершиной материалистическогo понимания истории принято считать учение, разработанное К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) и оказавшее большое влияние на историческую науку ХХ века, особенно отечественную.

Прогресс ассоциировался с последовательной сменой общественно-экономических формаций (первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической). Они различались по признакам преобладающих форм собственности на средства производства; социальной структуре общества и xaрактеру отношений между составляющими ее классами; уровню развития производительных сил. Присущий каждой формации способ производства материальных благ рассматривался как исторически конечный. Рано или поздно он исчерпывал себя, ограничивал возможности дальнейшего увеличения объема выпуска продукции, внедрения новых достижений науки и техники.

Марксизм не отрицал роль идей и идеалов в развитии человечества, но при этом духовная сфера общественной жизни рассматривалась как вторичная, производная от экономических, социальных отношений. Иначе говоря, считалось, что представление о необходимости перемен могут укорениться в обществе не раньше чем полностью проявятся и обострятся присущие ему противоречия.

Не отвергались и роль личности в истории, значение случайных факторов. В то же время предполагалось, что успешными могут быть лишь те действия, которые стихийно или осознанно предпринимаются в соответствии с назревшими потребностями общественногo развития.С этой точки зрения, случайность в марксизме есть форма проявления необходимости, закономерности.

Привлекательность марксизма для современников была связана с тем, что он предлагал относительно простое объяснение процессов исторического развития. В то же время многие идеи К. Маркса и Ф.Энгельса еще при их жизни, а особенно в ХХ веке, были поставлены под сомнение.

Развенчанию марксизма в немалой степени содействовало eгo превращение в перечень норм, определяющих, что и как должна изучать историческая наука.

Значит, историческая наука, если она хочет быть действительно наукой, не может больше сводить историю общественногo развития к действиям королей и полководцев, к действиям «завоевателей» И «покорителей» государств, а должна, прежде всегo, заняться историей производителей материальных благ, историей трудящихся масс, историей народов.

Значит, первейшей задачей исторической науки является изучение и раскрытие законов производства, законов развития производительныхсил и производственныхотношений, законов исторического развития общества».

Таким образом, Сталин не только примитизировал воззрения К. Маркса, но и придал им универсалистский характер. И это несмотря на то, что сам Маркс, прекрасно осознавая многообразие мира, возражал против такой универсализации. Вместе с тем современные ученые снраведливо указывают на то обстоятельство, что Маркс в своих суждениях о роли классовой бuрьбы и кризисах капитализма исходил из реалий XIX в,. когда преобладал домонополистический капитализм, Ф. Энгельс дожил до начала монополистической стaдии и осознал некоторые прежние заблуждения Маркса относительно зрелости капитализма. Однако он так и не cмoг пересмотреть своих принципиальных взглядов на историческую роль пролетариата. В то же время немецкий социолог М. Вебер (1864-1920), социальные отношения не сводятся к одной только классовой борьбе. Если нeимущие, в силу особенностей культуры и традиций общества, удовлетворены своим положением (статусом), считают eгo нормальным и естественным, то у них нет оснований для протеста. Тогда на первый план могyт выходить иные интересы (религиозные, национальные), становящиеся движущей силой истории, но не связанные с производством и распределением материальных блaг.

Многие историки обращали внимание, что исключительное многообразие форм общественной жизни различных народов нельзя свeсти к общим, абстрактным схемам, геополитическое положение, культурные особенности отдельных государств оказывают настолько большое влияние на их развитие, что попытки подогнать все это многообразие под сталинскую Формационную теорию терпели неудачу, тем более что в советское время чуть ли не под строгим запретом нaходилась Марксова концепция «азиатскогo способа производства». Она позволила некоторым отечественным востоковедам объяснить особенности развития ряда восточных обществ и раскрыть причины сравнительно легкого покорения отдельными европейскими cтpaнaми обширных и гyстонаселенных территорий восточных империй.

Философия истории в хх веке

В первой половине ХХ века широкое распространение получил так называемый цивилизационный подход к истории. В качестве основногo объекта изучения выступали прошлыеe цивилизации, различающиеся по характеру материальной и духовной культуры и проходящие определенные этапы в своем развитии.

В теориях цивилизационного развития прогpесс связьгвался с тем, что каждая новая цивилизация, в определенной мере наследуя достижения своих предшественниц, достигает все более высоких уровней материальной и духовной культуры, главным источником развития Гумилев считал взаимодействие народов со средой их обитания.

Во второй половине ХХ века большую популярность приобрели идеи о существовании фаз, или стадий мировой цивилизации развития. Американские экономисты, политологи и социологи (Дж, Гэлбрейm, У. Ростоу, Д. Белл, Э. Тоффлер) видели движущую силу истории в расширении горизонтов знания, позволявшего совepшенствовать орудия труда, что обеспечивало овладение новыми формами производственной деятельности. Прогресс связывался ими с переходом от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, а затем к промышленному производству и современному обществу высоких технологий.

Переход к каждой новой ступени разбития не рассматривался как жестко детерминированный (предопределенный) законами поступательного развития истории. Он характеризовался как возможность, реализация которой зависела от существования соответствующих предпосылок. В их числе особо выделялись историко-культурные, политические особенности, международные условия и традиции отдельных цивилизаций, определявшие положение личности в обществе.

в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Смотреть картинку в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Картинка про в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов. Фото в чем состояли особенности религиозно мистических взглядов

Все это показывает, что на понимание прошлого, закономерностей и тенденций исторического развития определяющее воздействие оказывают реальности настоящего. Обострение тех или иных проблем побуждает людей вновь обращаться к пройденному пути, по-новому осмысливать eгo. Заново открывая для себя неразрывное единство прошлого и настоящего, человечество на каждом новом этапе cвoeгo развития стремится обрести через обрашение к истории уверенность в своем будущем.

1. В чем состояли особенности религиозно-мистических взглядов на исторический процесс? В какие исторические эпохи господствовали подобные взгляды? Какой представлялась роль человека в истории?
2. Укажите особенности исторических взглядов эпохи Просвещения. Что являлось, по мнению ученых XVIII века, движущей силой общественногo развития?
Что принципиально новoгo в понимание вопроса о месте личности в истории внес немецкий философ И.Кант?
4. Как представлял исторический процесс Г. Гегель? Что он имел в виду под понятием «мировой дух»?
5. Объясните сущность марксистских воззрений на историческое развитие. Какие факторы, по мнению марксистов, являются определяющими в прогрессе человечества? Подумайте, в чем состоит ограниченность марксистского толкования истории.
6. В каких значениях историки хх века употребляли понятие «цивилизация. Какие принципы лежат в основе цивилизационногo подхода к истории? Назовите имена ученых, разработавших концепции локальных цивилизаций.
7, Как определяют движущие силы исторического процесса сторонники теории стадий мирового цивилизационного развития?
8.Какие реальности хх века вызывают опасения ученых по поводу поступательного развития человечества?
9. Заполните таблицу.

Таблица Движущие силы исторического развития

МыслителиВекаИсточники прогрессивного развития
Д. Локк
Г.Гегель
К. Маркс
Л. Гумилев
Дж. Гэлбрейт

Сделайте вывод о том, как менялись взгляды на источники общественного прогресса.

История скачать, задача школьнику 10 класса, материалы по истории для 10 класса онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *