в чем состояли идеи нового политического мышления
Новое политическое мышление
Содержание
Истоки «Нового политического мышления»
Определение и сущность «нового политического мышления»
Во-первых, необходимо обращение ко всему тому новому, перспективному, что отличает современный мир, определяет его неповторимость и наиболее вероятные тенденции его развития. Во-вторых, новое политическое мышление во главу угла ставит идею развития в самой прямой и непосредственной форме.
В-третьих, новое политическое мышление — это глубокое переосмысление всех традиций силовой политики, выход далеко за ее пределы. Замену их формами политического, правового разрешения противоречий и конфликтов
Идея гуманизма перестройки является важным фактором во всех ее проявлениях.
В условиях, когда огромные ядерные потенциалы сосредоточены у двух сверхдержав, важность советско-американского урегулирования не вызывала ни у кого сомнений. Примат общечеловеческих ценностей явился сутью «нового мышления» в международных делах. Эта инициатива, и конкретные шаги СССР получили широкий международный резонанс и поддержку во многих странах мира.
Перестройка международных отношений в духе сотрудничества и взаимопонимания, предлагаемая СССР, должна была коренным образом обновить и оздоровить взаимоотношения государств. Перестройка и «новое мышление», изначально воспринимавшееся на Западе лишь как очередной ход и популистская акция, доказывали свою эффективность в деле снижения международной напряженности.
Из приведенных ниже документов можно сделать именно такой вывод. Джек Метлок свидетельствует следующее, подкрепляя своё мнение документами ЦРУ [7]
— Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 155-157.
США, поначалу недооценивавшие масштабы перестройки, впоследствии изменили свою позицию. Из аналитической записки Совета по национальной безопасности (14.03.1989) [9] :
— Золов А. В. США: борьба за мировое лидерство (К истории американской внешней политики. ХХ век) [10]
Концепция нового политического мышления: ключевые принципы
Весной 1985 года у СССР появился новый глава государства — М. С. Горбачев. И когда он начал руководить страной, им была предложена концепция нового политического мышления. Суть ее заключалась в новом осмыслении двадцатого столетия. В соответствии с ней, все, что ранее происходило с человечеством, является историей развития конкретных регионов. А вот историю двадцатого столетия можно охарактеризовать как историю всего мира. В тот момент, когда на фоне мирового прогресса все угрозы «дикого капитализма» начала двадцатого столетия перестали существовать, процесс стал проходить еще более активно, что пришлось на вторую половину двадцатого века.
Концепция нового политического мышления помогла Горбачеву и его приверженцам склонить руководство страны в пользу того, что в существующую идеологию необходимо внести изменения, направленные на признание превосходства общечеловеческих ценностей над прочими, включая классовые, национальные и пр. Также здесь делался акцент на том, что сотрудничество между странами и народами в рамках планеты должно носить конструктивный характер, обеспечивать равные права.
Основные принципы «нового политического мышления»
Политика нового мышления базировалась на следующих ключевых принципах:
Попытки воплотить на практике принципы «нового политического мышления» закончились гибелью мировой социалистической системы. На фоне этого прекратило существование и самое влиятельное на территории Евразии государство, существовавшее за все время — Советский союз.
«Реализация нового политического мышления»
Если рассматривать политическое развитие страны, то данный процесс проходил несколько этапов.
«Новое мышление» во внешней политике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Концепция «нового политического мышления»
В начале правления М. Горбачева его политический курс не отличался от традиций его предшественников, но в 1987-1988 гг. он предложил новую внешнеполитическую концепцию, которая существенно отличалась от прежних – «новое политическое мышление». Этому способствовало несколько причин:
Концепция «нового политического мышления» была разработана и описана Горбачевым в его книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира», которая была издана в 1987 г.
Суть новой политики
«Новое мышление» основывалось на нескольких принципах:
Сама идея такой политики, проводимой новым советским руководством, не была нова: о подобных принципах писали такие известные ученые и политические деятели как И. Кант, М, Ганди, А. Эйнштейн, Б. Рассел и др.
Готовые работы на аналогичную тему
Согласно «новому политическому мышлению», внешняя политика СССР осцществлялась по трем основным направлениям:
Концепция «Нового политического мышления» оказала положительное воздействие на советско-американские отношения: начался процесс ядерного разоружения. В 1985 г. состоялась первая встреча М.С. Горбачева с Р. Рейганом, что стало началом потепления отношений между СССР и США. В 1987 г. был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Этот документ впервые в советско-американских отношениях устанавливал не сокращение, а сразу ликвидацию вооружений, что, несомненно, стало большим шагом вперед.
В 1990 г. было подписано соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В одностороннем порядке СССР сократил свои военные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тыс. человек. Летом 1991 г. между Союзом и Штатами был заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), по которому они сокращались на 40 %.
Экономическая политика Горбачева осуществлялась не слишком успешно, только усиливая уже существующий кризис, поэтому он надеялся, что успехи во внешней политике как-то компенсируют и сгладят впечатление от неудачной экономической деятельности. Это стремление вынуждало его идти на большие уступки американскому руководству, которое, пользуясь этим, выдвигало множество удобных для себя условий, с которыми Горбачеву приходилось соглашаться. Так, к примеру, СССР с большей готовностью, нежели Штаты, сокращал свои военные базы и опорные точки в европейских странах и уничтожал огромное количество обычных видов вооружений. Также, ухудшение экономического положения СССР все больше ставило его в зависимость от Запада, у которого советское правительство надеялось получить экономическую помощь.
В 1991 г. американский президент Д. Буш выдвинул советскому правительству «шесть условий», на которых Запад был согласен дальше сотрудничать с СССР: развитие демократии, переход к рынку, создание федерации, изменение политики СССР на Ближнем Востоке, а также в Африке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил. Это был первый случай, когда США ставили условия не только во внешней, но и во внутренней политике СССР.
Изменился способ отношений и со странами соцлагеря. Под давлением Горбачева в некоторых из них произошла смена состава руководства, а также внедрялась политика демократизации. В 1989 г. СССР начал выводить свои войска из государств Организации Варшавского договора, что вызвало рост антисоветских настроений. Произошла смена правительства в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В ГДР после отставки Э. Хоннекера пала Берлинская стена и стали активизироваться призывы к объединению Германии.
В 1991 г. ликвидировались организации СЭВ и ОВД, что на деле означало распад соцлагеря.
В 1989 г. СССР начал вывод войск из Афганистана, а на II съезде народных депутатов Афганская война была признана грубой политической ошибкой. Тогда же начали выводить советские войска из Монголии. Кроме того, СССР поспособствовал выводу вьетнамских войск из Кампучии (Камбоджи), что способствовало улучшению советско-китайских отношений. СССР и Китай восстановили приграничную торговлю, подписали ряд важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.
Также СССР отказался от прямого вмешательства в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа и от поддержки режимов в Ливии и Ираке; во время кризиса в Персидском заливе в 1991 г. Советский Союз впервые встал на сторону США.
Результаты новой политики
Результатами политики «нового мышления» были: снижение международной напряженности, разрушение «образа врага»; уничтожение целых классов ядерного оружия; * активная интеграция СССР и «дружественных ему стран» в мировые структуры.
Внешняя политика Горбачева: «новое политическое мышление»
С каждым годом становилось все сложнее держаться обособленно от остального мира. Происходила интернационализация как хозяйственной, так и общественной жизни. Взаимодействия на уровне государств и народов было не избежать. Постепенно формировалось целостное мировое сообщество. Международная система нуждалась в перестройке. В своей работе политикам предстояло опираться не на силу, а на интересы людей, общечеловеческие ценности.
Идеи «нового политического мышления»
В 1988 году Михаил Горбачев взял новый курс во внешней политике. Над его созданием и продвижением активно работали секретарь ЦК КПСС А. Яковлев и министр иностранных дел СССР Э. Шеварднадзе.
Под новым политическим мышлением предполагалась совокупность подходов и идей, выражающих общие интересы людей. Их национальная и государственная принадлежность не имела значения. Главная цель – помочь человечеству выжить в ядерно-космическую эпоху.
Характерные черты новой внешней политики СССР:
Реализация идей «нового политического мышления»
Правительству М. Горбачева предстояло наладить диалог с Западной Европой, США. Разобраться в региональных конфликтах. Улучшить контакт с социалистическими государствами и еще много чего.
Вопросы разоружения
С приходом к власти Горбачева возобновились контакты между Советским Союзом и США. В 1985 году руководители стран встретились в Женеве. В 1986 году – в Рейкьявике, а в 1987 – в Вашингтоне. Обе стороны стремились обезопасить свои народы от риска начала ядерной войны.
Параллельно СССР выстраивал диалог с Францией, Великобританией, ФРГ и другими европейскими государствами.
С США Советский Союз заключил ряд соглашений:
В ноябре 1990 года был заключен договор о сокращении обычных вооружений в Европе. Советский Союз сделал шаг навстречу и в одностороннем порядке сократил численность армии на 500 тыс. человек, уменьшил оборонные расходы на 14%.
9 ноября 1990 года СССР и ФРГ заключили договор о партнерстве и добрососедстве. Советский Союз получил от Запада кредиты на закупку зерна, гуманитарную помощь.
Отказ от участия в военных конфликтах
С 15 мая 1988 по 15 февраля 1989 гг. длился вывод советских войск из Афганистана.
Правительство Советского Союза отказалось от участия в гражданских конфликтах, происходивших в Мозамбике, Анголе, Эфиопии, Никарагуа. Благодаря этому создались условия для национального примирения.
В 1990 году СССР выступил с осуждением агрессии Ирака против Кувейта.
Советский Союз принимал участие в международных соглашениях о нормализации отношений Израиля с арабскими соседями. Благодаря этому снизилась напряженность на Ближнем Востоке.
Восточноазиатские вопросы
28 июля 1986 года М. Горбачев выступил во Владивостоке с заявлением о необходимости тесного сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В мае 1989 года нормализовались отношения между СССР и Китаем. Страны провели переговоры, уточнив границы. Также подписали соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве.
В 1989-1990 гг. советские войска покинули Монголию.
В сентябре 1990 года Советский Союз установил дипломатические связи с Южной Кореей.
Летом 1991 года были восстановлены дипломатические отношения с Израилем. СССР прекратил поддержку политических режимов Ирака и Ливии.
В 1991 году советское руководство признало наличие территориальных проблем между СССР и Японией. Четыре острова Южно-Курильской гряды оставались спорными.
Пересмотр взаимоотношений с социалистическими странами
С 1985 по 1988 гг. обновились принципы сотрудничества. Что-то осталось по-старому, что-то пришлось изменить. СССР продлил сроки действия ОВД. В рамках СЭВ были осуществлены поиски резервов экономического сотрудничества. Советское правительство провозгласило принцип «свобода выбора». Горбачев не стал навязывать союзникам «опыт перестройки».
В 1989-1991 гг. советское руководство отказалось от «доктрины Брежнева». Ввод войск ОВД в Чехословакию (1968) был признан ошибкой. В 1990 году Советский Союз начал вывод войск с территории восточноевропейских государств.
1 июля 1991 года произошла ликвидация ОВД. 28 июля работу прекратил СЭВ.
В 1989-1990 гг. Германия объединилась. Канцлер ФРГ Г. Коль предложил условия объединения страны. Советская сторона в основном приняла эти условия.
В июле 1990 года СССР восстановил дипломатические отношения с Албанией.
Горбачев принял решение сократить безвозмездную помощь политическим союзникам: Вьетнаму, КНДР, Кубе и др.
Итоги. Мнение историков
Новое политическое мышление привело к распаду социалистического содружества. Но вместе с тем снизилось напряжение в Европе, было ликвидировано ракетное противостояние. Международная обстановка оживилась. М. Горбачев в 1990 году получил Нобелевскую премию мира.
Сформировалось несколько точек зрения историков на события того времени.
Мнение №1. М. Горбачев предал идеалы революции, забыл об основных ориентирах. Сдал классовые позиции.
Мнение №2. Советское руководство уступило Западу, чувствуя свою слабость.
Мнение №3. Советский Союз пытался сдержать борьбу за мир, в которую включились разные страны.
Мнение №4. СССР начал воспринимать мир как единое целое. Все части взаимосвязаны, нет нужды кому-то вредить, ведь государства зависимы друг от друга.
Мнение №5. Мир как поле борьбы общественных систем, идеологий – это устаревший подход. Новое политическое мышление приветствовало компромисс.
7,«Новое политическое мышление» – внешняя политика СССР 1985-1991 годов: освещаем суть
Новое политическое мышление, начало разоружения, разблокирование региональных конфликтов, распад социалистической системы, результаты политики «нового мышления».
Ключевые даты
Во внешней политике СССР в 1985-1991 гг. основными датами стали:
Новое политическое мышление.
В марте 1985 г. М. С. Горбачев, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике. Однако вскоре оформилась новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». О чем шла речь? Горбачев призывал отказаться от представлений о расколе современного мира на две противоположные общественные системы и признать мир целостным и неделимым. Он говорил о невозможности решения международных проблем силовыми методами и считал, что международные проблемы нужно решать на основе баланса интересов сторон.
Наконец, Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными. Смена внешнеполитического курса советского руководства началась со смены главы внешнеполитического ведомства. Вместо А. А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение 30 лет, министром был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. А. Шеварднадзе. Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток – Запад через разоружение, разблокирование региональных конфликтов, установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря. Реализация этого курса имела как беспрецедентные успехи, так и крупнейшие провалы.
Итоги нового политического мышления
Новое политическое мышление имело следующие результаты:
Новое политическое мышление Горбачева это глупость космического масштаба, когда 1 человек сделал все, чтобы его Родина прекратила существование. Можно только гадать делалось это осознано или нет, но факт заключается в том, что именно из-за нового мышления в политике СССР утратил все, включая и статус государственности.
Предпосылки для перемен
Начало 80-х годов оказалось провальным для международной политики, ведомой СССР. Это выражалось в следующих пунктах:
Начало разоружения.
В мае 1987 г. страны Варшавского договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций).
Появление Горбачева у власти
Сначала он не предвещал никаких особых реформ. Президент был намерен бороться с военной опасностью, укреплять связь с дружественными странами и поддерживать национально-освободительные течения.
Изменения внешней политики СССР в 1985-1991 гг. начали происходить после рокировки в руководстве МИД: А. А. Громыко был уволен, его пост занял Эдуард Шеварнадзе.
Сразу были определены ключевые задачи:
Новые постулаты
В 1987 году начала реализовываться новаторская (на тот момент) концепция. Ее основными постулатами стали:
Отношения с Америкой
Новая концепция подразумевала постоянные контакты глав двух держав: США и СССР. В 1985 г. состоялась дебютная встреча Горбачева и Рейгана.
Она стала предпосылкой для снижения напряженности между их государствами. Их встречи затем приобрели ежегодный характер. В 1987 году, 8 декабря, президенты заключили знаковое соглашение. Оно вошло в историю под названием «договор РСМД» (о нем подробнее в отдельном параграфе).
В последующие два года серьезно ухудшилось экономическое положение. И идеология отошла на задний план. Горбачев рассчитывал на содействие Запада, приходилось часто идти ему на уступки.
Переломным моментом в отношениях с США является встреча Михаила Горбачева и Джоржда Буша, состоявшаяся в конце 1989 г. На ней советский президент признал концепцию Брежнева мертвой. Это обязывало СССР не мешать происходящим реформам в Восточной Европе и во внутренних союзных республиках. Иначе говоря, запрещалось направлять туда военные силы.
Ловушка — Афганистан
Война здесь началась в декабре 1979, а завершилась в феврале 1989 г. Советским войскам противостояли «моджахеды» и союзные армии афганского правительства.
В 1978 году Афганистан раздирали внутренние волнения, происходила смена власти. В 1979 г туда прибыли первые советские военные силы. Им удалось удачно завершить важные операции, например, ликвидировать агрессора Амина.
В 1980 г. на ассамблее ООН была принята резолюция, согласно которой советские армии должны были немедленно покинуть Афганистан. США бойкотировало ОИ-1980 и оказывало немалое финансовое содействие афганским боевикам. Приходила им помощь от Пакистана и королевств, находящихся в Персидском заливе.
Такой расклад существенно осложнял положение войск СССР. К середине 80-х годов пришлось развивать их численность. И она превысила 108 700 солдат. Все это сопровождалось колоссальными расходами.
В самом же СССР происходила перестройка по инициативе нового реформатора – Михаила Горбачева. Она вызывала много вопросов в обществе. Политик видел в ней выход из сложной ситуации. И одним их приоритетов внешней политики СССР времен перестройки стало завершение афганской кампании.
Ключевое событие в разрешении этой проблемы произошло в 1988 году, 14 апреля. В Женеве было устроено экстренно заседание представителей правительств четырех стран: Советского Союза, США, Афганистана и Пакистана. Был заключен договор по скорому урегулированию ситуации в обозначенной стране.
Был сформирован график отхождения сил СССР. Его крайние точки таковы:
Моджахеды не участвовали в Женевском собрании и не разделяли многие пункты того соглашения. И после вывода советских войск из Афганистана в 1989 г. страну еще несколько лет терзали гражданские военные противостояние.
Эта война стала ловким ходом американских политиков. Это была умелая ловушка для СССР, ставшая одной из основ его крушения.
Ситуация с соцстранами
Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. подразумевала отхождение войск не только из вышеуказанных стран, но и из государств, находящихся на Востоке и центре Европы, и входящих в социалистический блок.
В 1989-90 годах в них происходили «мягкие» революции. Происходила мирная смена власти. Исключением стала только Румыния, где не обошлось без кровопролитных конфликтов.
В Европе наметилась тенденция к упадку социалистического лагеря. Этому послужили следующие предпосылки:
СССР не вмешивался во многие процессы, значительно менявшие европейскую политическую карту. Это были вынужденные меры, обусловленные пресловутым новым политическим мышлением и колоссальным упадком экономики в конце 80-х годов.
Страна стала слишком зависима от Запада, а также лишилась былых союзников и не обрела новой серьезной поддержки. Ее авторитет стремительно падал, и в ключевых международных вопросах ее мнение не учитывалось представителями НАТО. Западные державы больше поддерживали по отдельности союзные образования (республики). Все эти факторы привели к крушению СССР.
И в конце 1991 г. в мире обозначалось абсолютное доминирование США. И ее президент (Д. Буш — старший) поздравил всех граждан с триумфом.
Соглашение РСМД
Оно было подписано США и СССР в 1987 году, 8 декабря. Приобрело силу 1 июня следующего года. Согласно этой советско-американской договоренности, обеим сторонам запрещено изготавливать, тестировать и распространять ракеты следующих видов:
Под запретом оказались и ракетные пусковые механизмы.
Договор, являясь бессрочным, поддерживает стабильность мировой безопасности. Однако в последнее время и США, и Россия стали предъявлять друг другу претензии по выявлению его нарушений. Обе стороны не признают своей вины и считают обвинения бездоказательными.