в чем состояла непрочность версальско вашингтонской системы
Непрочность Версальско-Вашингтонской системы
Решения Парижской и Вашингтонской конференций заложили основы Версальско-Вашингтонской системы послевоенных международных отношений. Ее создание позволило разрядить послевоенную напряженность. Эти решения включали в себя ряд положений, свидетельствовавших о растущем понимании необходимости обновления принципов международных отношений, — это и признание права на самоопределение народов, и отказ от войны как средства разрешения конфликтов. Важным событием в истории международных отношений стало создание Лиги Наций. Была признана независимость ряда европейских стран, за что долгое время боролись их народы. Несмотря на эти достижения, сама система оказалась непрочной, ее крах привел в конечном счете к новой мировой войне.
Непрочность Версальско-Вашингтонской системы была обусловлена рядом причин. Державы Антанты не были великодушными победителями. Тяжесть послевоенного переустройства легла на побежденные народы. Не было принято во внимание и то, что эти народы уже свергли политические режимы, которые участвовали в развязывании войны. Устанавливая репарации, победители так и не приняли в расчет реальные возможности побежденных, действуя по принципу «побежденный платит за все». Волна национализма, поднятая первой мировой войной, не спала. Теперь её сила поддерживалась чувствами национального унижения.
Вне Версальско-Вашингтонской системы оказалась и Советская Россия. Для держав-победительниц Россия была прежде всего предательницей, заключившей сепаратный мир с врагом. Большевистский режим вызвал враждебное отношение, странами Антанты были предприняты попытки свергнуть его в ходе интервенции 1918-1919 годов. Шедшая в России гражданская война дала формальный повод не приглашать ее представителей ни в Париж, ни в Вашингтон. Большевики тем временем одержали победу в гражданской войне, восстановили государство в почти довоенных границах — как самое большое в мире. Однако подписи Советской России не было ни под одним мирным договором. Отодвинутая от решения мировых дел, она не могла не стать в оппозицию Версальско-Вашингтонской системе.
Для народов германских колоний и бывшей Османской империи Версальско-Вашингтонская система стала лишь сменой властителей, ни один из этих народов не получил независимости. Для них была учреждена мандатная система. Метрополии получали мандат на управление от Лиги Наций. Создание системы замышлялось как средство ослабления колониального гнета, поскольку она предусматривала попечительство Лиги над подмандатными территориями. Однако в связи с уходом США из Лиги Наций в составе Совета остались именно те страны, которые получили мандаты на управление этими территориями. Попечительство Лиги стало фикцией, а положение подмандатных территорий ничем не отличалось от положения колоний. Это продемонстрировало народам колоний приверженность великих держав колониализму. Поэтому антиколониальное освободительное движение продолжалось.
Великие державы проявили на Парижской конференции полное пренебрежение к возможным экономическим последствиям договоров, отягощавших мировое хозяйство непомерными репарационными платежами и разорвавших веками сложившиеся экономические связи. Они были поразительно близорукими, когда заставили молодую германскую демократию подписать позорный для немцев мир.
Стабилизация международных отношений в 20-х годах
Подписание мирных договоров и урегулирование основных противоречий между державами-победительницами способствовало стабилизации международных отношений. Предпринятые в 20-х годах усилия по преодолению наиболее очевидных слабостей Версальско-Вашингтонской системы еще более содействовали этой стабилизации.
Признание СССР
Стала очевидной тщетность попыток изолировать Советскую Россию, которая после крушения планов ее руководства возглавить мировую социалистическую революцию, начала кампанию за свое международное признание. В 1922 году ее впервые пригласили на международную конференцию по экономическим вопросам в Генуе. В ходе этой конференции Советская Россия и Германия подписали Рапалльский договор, по которому согласились снять взаимные претензии и установить дипломатические отношения. С 1924 года начинается полоса дипломатического признания СССР со стороны остальных стран Запада. Исключение составили только США. Отношения стран Запада с Советским Союзом оставались неравными. СССР так и не был в эти годы принят в Лигу Наций, но все же был признан как член международного сообщества.
Смягчение положения Германии
Были смягчены условия мира для побежденных стран и, прежде всего, для Германии. Наиболее острым оставался вопрос о репарациях. Установленный в 1921 году объем репараций оказался Германии не по силам. В 1924 году был принят план, разработанный американским банкиром Чарльзом Дауэсом, по которому общая сумма репараций не сокращалась, но объем ежегодных выплат снижался. План предусматривал также предоставление Германии крупного англо-американского займа. Принятие этого плана способствовало началу восстановления германской экономики. В 1929 году объем репараций был значительно уменьшен. Была выдвинута идея исторического примирения с новой Германией. Главными пропагандистами этой идеи стали министры иностранных дел Франции и Германии Аристид Бриан и Густав Штреземан.
Рейнский гарантийный пакт
В 1925 году был подписан Рейнский гарантийный пакт, содержавший обязательства Франции, Германии и Бельгии уважать неприкосновенность их границ и не нападать друг на друга. Это было первое после войны признание Германии как равноправного партнера. В 1926 году Германия была принята в Лигу Наций как постоянный член Совета. Тем самым ей был предоставлен статус великой державы. Все это делало международные отношения более устойчивыми.
В 20-х годах был сделан крупный шаг в развитии международного права. Впервые на межправительственном уровне широко обсуждались проблемы разоружения. Эти шаги, правда, были обречены на неудачу, поскольку Версальско-Вашингтонская система установила неравенство в вооружениях, и все переговоры фактически выливались в закрепление этого неравенства.
Женевская конвенция
Изоляционизм США
Сохранялась отстраненность США от европейских и мировых дел. Республиканцы, стоявшие у власти в Америке в 20-х годах, проводили изоляционистский курс, не соответствовавший роли США в мировых делах. Темпы экономического развития США после войны были самыми высокими. Они были кредиторами всего мира. Займы Соединенных Штатов позволяли Германии платить репарации, которые потом возвращались в США в виде платежей по военным долгам. Изоляционизм выдвигал на ведущие роли в мировой политике Англию и Францию.
Международные отношения, в целом, развивались в 20-х годах без кризисов и острых противоречий.
Можно выделить несколько причин, которые сделали послевоенную систему мирного урегулирования неустойчивой и неэффективной.
1. Версальский порядок не был всеобъемлющим. Прежде всего, из него «выпадали» СССР и США — две крупнейшие державы, без которых обеспечение стабильности в Европе в ХХ веке было уже невозможно. Фактически была восстановлена многополярная структура европейских отношений в духе европейского равновесия XIX века, когда идеальным вариантом казалось отсутствие на континенте стран, которые бы слишком явно вырывались вперед по своим геополитическим и иным возможностям.
Именно эти идеи и привели к тому, что усилия Франции по максимальному ослаблению Германии увенчались успехом: она была разделена на части, искусственно уменьшена в размерах и поставлена в крайне тяжелое экономическое положение. Но потому же и сама Франция усилиями Британии не получила преобладания в Европе и не смогла реализовать в полной мере планы расширения своего влияния.
Но подобное европейское равновесие было возможно лишь при участии Пруссии, (место которой занимала теперь единая Германия) и России. Новую европейскую безопасность предстояло строить, во-первых, в условиях объединившейся Германии, и, во-вторых, в условиях уменьшившейся в размерах и изолировавшейся от европейских дел России.
К сожалению, лишь первое из этих новых обстоятельств было учтено, результатом чего и стало раздробление Германии, что позволило отсрочить конфликт между интересами крупнейших европейских стран и естественным стремлением немцев к объединению. Второе же поначалу вовсе не было принято в расчет — в тот момент казалось, что участие США в европейских делах является достаточным возмещением за уход из европейской политики России. В этой ситуации срыв расчётов на сотрудничество с Соединенными Штатами подрывал основы Версальского порядка в том виде, как он был задуман исходно.
2. Фундаментальной слабостью Версаля была заложенная им схема экономического взаимодействия европейских стран. Дело в том, что новое государственное размежевание полностью разрушало экономические связи в Центральной и Восточной Европе. Вместо единого рынка, проницаемого и достаточно открытого, Европа оказалась территорией, разбитой на несколько десятков маленьких, отгородившихся друг от друга таможенными стенами рынков. Часто новые малые государства остро соперничали не только в политической, но и в экономической области, полностью сосредоточиваясь на собственных хозяйственных трудностях и не пытаясь для их преодоления предпринимать совместные усилия.
Провозглашённый принцип самоопределения наций породил экономический раскол, преодолеть который европейские страны так и не смогли. Это создавало постоянную неустойчивость экономической ситуации в Старом Свете. Европа оказалась не готовой к принятию совместных решений по финансовым и экономическим вопросам. К тому же экономическое разорение Германии, раздавленной тяжестью наложенных на неё репарационных выплат и не способной, поэтому выйти из состояния депрессии с быстротой, необходимой для экономического подъёма не только в стране, но и во всей Европе, оказало решающее воздействие на негативное развитие ситуации.
Мировой экономический кризис 1929-1933 годов привёл к резкому ухудшению отношений как между странами-победительницами, так и между ними и побеждёнными государствам и. Всё это вкупе с внутринациональным кризисом большинства государств привело к краху Версальско-Вашингтонской системы и ко Второй Мировой войне.
Особенности
· Дискриминация положения побеждённых государств и Советской России. Так, Германия потеряла права на свои колонии, сильно ограничивалась во владении вооружёнными силами и подавлялась экономически через механизм репараций. Подобные условия были предусмотрены и для Турции и Болгарии, а Австро-Венгрия прекратила существование как единое государство. К тому же все побеждённые государства понесли значительные территориальные потери. Побеждённые государства на определённое время были «исключены» из ряда системообразующих элементов и преобразованы исключительно в объекты влияния Версальской подсистемы. Советская Россия, формально не будучи побеждённой, оказалась на начальном этапе также исключённой. Формальным признанием этого факта со стороны России считается Рапалльский договор 1922 года. Заключение этого договора даёт толчок широкому сотрудничеству между Германией и Советской Россией.
· Закрепление лидерства США, Великобритании и Франции в новой системе, фактически давшее им право коллегиального изменения характеристик международной системы и формирования её принципов. Другие победители (такие, как Италия) остались на втором плане.
· Политическая изоляция США от европейских дел. США после провала «14 пунктов» В.Вильсона самоустранились от решения политических проблем в Европе, избрав в качестве приоритетного средства внешней политики в этом регионе экономическое воздействие. План Дауэса (1924 г.), а также в известной мере план Юнга (1929 г.), продемонстрировали степень экономической зависимости стран Европы от США, которые к 1918 году стали основным кредитором, хотя до начала Первой мировой войны сами являлись должником европейских стран.
· Образование ряда новых суверенных субъектов международных отношений в Европе, внешняя политика которых на более поздних этапах развития системы способствовала развитию кризисных процессов.
· Создание Лиги Наций — инструмента сохранения статус-кво в системе международных отношений. Этот инструмент, фактически подконтрольный Франции и Великобритании, оказался, однако, неэффективным в исполнении своих стабилизационных функций.
· Мир постепенно перестает быть евроцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.
· Для Версальско-Вашингтонской системы характерной была определённая асинхронность трансформационных процессов в двух основных подсистемах (европейской и дальневосточной), что, в свою очередь, приводило к последующей дестабилизации системы, то есть системные изменения в одной из подсистем со временем вызывали новый всплеск трансформаций в другой.
· Специфический тип контроля, характерный для данной системы, который можно охарактеризовать как эгалитарно-иерархичный. Тогда как в рамках системы существовала определённая иерархия средств и субъектов системного контроля, на практике основные элементы контроля были представлены эгалитарными формами (коллективная безопасность, Лига Наций, международно-правовые соглашения универсального характера).
Версальско-Вашингтонская система была образована в послевоенное время. Версальские и Вашингтонские мирные договоры были заключены между странами победителями и проигравшими.
Они включали небольшие правила и указания, которые участники войны обязаны были соблюдать. Их суть заключалась в полном урегулировании конфликта и прекращении войны.
Данную тему, как правило, проходят в 10 и 11 классах, часто ученики самостоятельно подготавливают презентации и доклады.
Версальская система
В парижской конференции участвовало более 25 стран, но все решения принимало только 5 из них. Все эти делегации совместно принимали решение о том, какое будущее ждет Германию.
В конечном итоге были объявлены 4 главных условия для Германии.
Кратко их можно сформулировать следующим образом:
отдает часть территории Франции;
армия сокращается до 100 000 человек и запрещается авиация;
должна выплатить странам-победительницам репарации.
На основании Версальского договора произошло формирование фундамента мира. Вскоре эта система оказалась непрочной, и появилась нужда в новой.
Вашингтонская система
Из-за того, что в странах продолжали идти гражданские войны и митинги, нужно было изменить Версальскую систему. Тогда Америка предложила странам-победительницам провести вторую конференцию.
В США был подписан новый договор «14 пунктов». Он должен был быть гарантийным документом, который сплотит все страны и прекратит распри. Но в сущности все оказалось наоборот, эти запреты и стали причиной развала.
Германия начала идти против соглашений, а страны-победительницы начали соревноваться. Именно эти споры в итоге породят Вторую мировую войну.
Мировые державы в Версальско-вашингтонской системе и их цели
Все страны участвующие в Первой мировой войне должны были соблюдать определенные предписания. В отличие от Германии, у которой руки были полностью связаны, у других держав была хоть какая-то свобода.
Но из-за своих принципов они продолжали строить особые планы и цели, из-за которых в конечном итоге Версальско-Вашингтонская система потерпела крах.
Вот, к примеру, цели некоторых держав:
США и Англия – становление центром мира;
Германия – пересмотр правил и реванш.
Преимущества, недостатки и противоречия системы
Ниже расписаны главные плюсы и минусы конференций.
выход из Первой мировой;
улучшение международных отношений;
права на самоопределение народов;
мирное урегулирование конфликтов;
пакт о ненападении.
Минусы и противоречия конференции:
тяжелое положение после войны;
пересмотр границ, что после вызовет множество споров;
не привлечение Советской России;
колониям не дали свободы.
Что предопределило крах Версальской системы
Версальско-Вашингтонская система имела два главных недостатка, из-за которых и произошел крах:
Охватывались не все страны-участники. Многие из них не были включены в договор, вследствие чего не имели никаких прав. Из-за этого начали происходить забастовки и митинги.
Полное разрушение отношений между Восточной и Центральный Европой. Не было единого экономического рынка, значение которого очень важно для всех стран мира, в связи с чем вскоре возник экономический раскол.
Версальско-Вашингтонская система
Условия перемирия
По условиям Компьенского перемирия Германия должна была оставить все захваченные ею территории на Западе, а ее армия — отойти за Рейн. Из Восточной Европы она должна была уйти по мере прибытия туда войск Антанты. Все военнопленные и военное имущество подлежали передаче союзникам.
Парижская конференция
Началась подготовка мирных договоров с побежденными, для чего было решено созвать мирную конференцию. Франция настояла, чтобы она проходила в ее столице. 18 января 1919 года Парижская конференция начала свою работу. В ней принимало участие 27 стран. Руководил работой конференции Совет десяти, куда входили главы правительств и министры иностранных дел Великобритании, Италии, США, Франции и Японии. Япония, добившись передачи ей германских владений в Китае, не принимала активного участия в работе. Ведущую роль на конференции играли президент США Вудро Вильсон, премьер-министр Англии Дэвид Ллойд Джордж и премьер-министр Франции Жорж Клемансо. Премьер-министр Италии Витторио Орландо тщетно пытался войти в этот узкий круг вершителей судеб мира, он даже демонстративно покидал конференцию, когда к голосу Италии не прислушались, но тщетно. Побежденные не были приглашены на конференцию. Не присутствовала на ней и Россия, сотрясаемая гражданской войной Жорж Клемансо.
Намерения США. «14 пунктов» Вильсона.
Для США первая мировая война означала кардинальное изменение их положения и мире. Из должника Америка стала кредитором. Ее экономическая мощь в годы войны выросла, страна стала обладать крупной армией и мощным флотом. Но внутри страны шла острая борьба относительно целей американской внешней политики. Ранее американцы строго следовали заветам своего первого президента Джорджа Вашингтона, который предостерегал от вмешательства в дела беспокойной Европы. Вступление США в конфликт было вызвано тем, что Германия объявила неограниченную подводную войну. Нарушение принципов свободы мореплавания, гибель американцев на потопленных гражданских судах склонили общественное мнение в США к объявлению войны Германии.
Президент Вильсон считал, что изменение роли США в мире делает неизбежным вовлечение их в мировую политику. Однако, по его мнению, США должны были привнести в международные отношения новые принципы. Свое видение этих принципов он выразил в «14 пунктах», обнародованных 8 января 1918 года. В них содержались следующие требования: отказ от тайной дипломатии, обеспечение свободы торговли и мореплавания, разоружение, признание прав на самоопределение в качестве основы послевоенного переустройства мира. США считали необходимым восстановление Бельгии, возвращение Франции Эльзаса и Лотарингии, создание международной организации по поддержанию мира. Предложения Вильсона были близки многим из тех, кто хотел создать более справедливый и демократический порядок, исключающий повторение мировой бойни. В противовес сторонникам «реальной политики» Вильсон считал необходимым придать международным отношениям моральный характер. Его идеи, без сомнения, были новым словом в мировой политике.
Однако авторитет Вильсона внутри страны оказался сильно подорванным, когда большевики опубликовали тайные договоры стран Антанты, о существовании которых Вильсон ничего не знал. В глазах американцев получалось, что их парни воевали ради тайных замыслов европейских держав. Позиции тех, кто выступал за возврат к традиционной политике «изоляционизма» — невмешательства США в дела Европы, — резко усилились. На выборах в конгресс в 1918 году оппоненты Вильсона из Республиканской партии завоевали большинство в сенате — верхней палате американского конгресса. Это имело немаловажное значение, поскольку международные соглашения, заключенные президентом, должны были быть ратифицированы (одобрены) сенатом.
Планы Великобритании
Великобритания еще до начала Парижской конференции добилась одной из главных целей своего участия в войне: германский военный флот перестал существовать. По условиям перемирия он был переведен в британские гавани, где немецкие моряки его затопили. Британские доминионы взяли под свой контроль часть германских колоний, а сама Англия — часть Османской империи. Вместе с тем Англия была готова поддержать Вильсона в его стремлении сделать мир более справедливым и демократичным. Она выступала за возвращение Франции Эльзаса и Лотарингии. При определении границ в послевоенной Европе англичане предлагали исходить из принципов самоопределения. Главное их требование к послевоенному устройству — обеспечение мира путем разоружения и создания Лиги Наций как инструмента мира.
Англию представлял Ллойд Джордж. В отличие от Вильсона, он мог опереться на твердую поддержку парламента: в 1918 году выборы принесли внушительную победу партиям, входящим в возглавляемую им коалицию. Однако положение Англии было далеко не безоблачным. Британская империя теряла былую мощь: доминионы добились большей самостоятельности, а Индии и Ирландии было обещано самоуправление. Из мирового кредитора Англия превратилась в должника. Экономика была ослаблена, финансы и торговля дезорганизованы. Ликвидировав угрозу своему военно-морскому могуществу со стороны Германии, Англия с тревогой наблюдала за быстрым ростом мощи американского флота.
Намерения Франции
Франция более других великих держав пострадала в ходе первой мировой войны. Военные действия велись на ее территории. Франция из кредитора превратилась в должника. В свою очередь, главный должник Франции — Россия — ликвидировал все свои обязательства. В разоренной стране был весьма популярен лозунг «Немцы за все заплатят!». Премьер-министр Франции Жорж Клемансо являлся решительным сторонником реализации этого лозунга и готов был добиваться ослабления Германии любыми средствами. Франция хотела не только возвращения Эльзаса и Лотарингии. Накануне Февральской революции в России была достигнута договоренность с царским правительством о расколе Германии, создании на левом берегу Рейна буферного независимого немецкого государства. Франция требовала наложить на Германию максимально возможные репарации и претендовала на часть наследия Османской империи.
Противоречия между странами-победительницами
Формально подготовка мирных договоров велась на основе «14 пунктов» президента Вильсона, а, значит, тайные договоры не должны были приниматься во внимание. Однако их условия оказывали влияние на участников переговоров. Италия, которую склонили к участию в войне на стороне Антанты обещаниями передать ей Южный Тироль, все восточное побережье Адриатики и часть Малой Азии, упорно требовала своей доли. Румыния настаивала на передаче ей Буковины, Баната и Трансильвании из австро-венгерского наследства, обещанных ей в 1916 году. В 1918 году она уже захватила Бессарабию. Поэтому на Парижской конференции не могла не возникнуть острая борьба.
Лига Наций
Детищем конференции стала Лига Наций. Ее Устав, разработанный специальной комиссией во главе с Вильсоном, закреплял многие новые положения международного права, в том числе отказ от ведения войн. Уставом предусматривались санкции против агрессоров. Высшим органом Лиги была ежегодно созываемая Ассамблея, в перерыве между ее заседаниями — Совет Лиги, на который возлагались функции стража международного мира. Лига Наций стала первой международной организацией такого рода. Нынешняя Организация Объединенных Наций, созданная после второй мировой войны, является преемницей Лиги Наций.
Версальский мирный договор
В апреле 1919 года была завершена разработка договора с Германией. Ее делегация была вызвана в Париж для вручения текста документа. Попытки германских дипломатов внести в него какие-либо изменения были отвергнуты. 28 июня 1919 года в Версальском дворце состоялось подписание договора, вошедшего в историю как Версальский и ставшего главным документом послевоенного урегулирования. В текст договора по настоянию Вильсона был включен Устав Лиги Наций. Германия согласно договору теряла 1/8 часть своей территории. Эльзас и Лотарингия переходили к Франции, 3 округа — к Бельгии, часть Силезии — к Чехословакии, часть Пруссии и Поморья, а также Познань — к Польше, Северный Шлезвиг — к Дании. Германия также теряла все свои колонии. Она имела право только на 100-тысячную армию, комплектуемую на основе найма. Введение всеобщей воинской обязанности запрещалось. Германия не могла иметь подводных лодок, военной и морской авиации. Она не имела права размещать гарнизоны в Рейнской области. Ее объявили виновницей развязывания войны. Германия должна была выплатить репарации — возмещение причиненного противнику ущерба. Их общая сумма была установлена позже в объеме 132 миллиардов золотых марок, из которых львиную долю должны были получить Франция (52%), Англия (22%) и Италия (10%).
10 сентября был подписан мирный договор с Австрией, 27 ноября — с Болгарией. Подписание мирных договоров с Венгрией и Турцией затянулось. С Венгрией, в связи с провозглашением Венгерской советской республики, он был подписан только 4 июня 1920 года. Договор с Османской империей был подписан 10 августа 1920 года султанским правительством, которое, однако, уже не контролировало территорию страны. Возникшее в Турции освободительное движение смело и султанское правительство, и этот договор. Были разгромлены и войска Антанты. В 1923 году был подписан новый договор с Турцией.
Образование новых государств
Парижская конференция санкционировала создание двух новых государственных образований — Польши и Чехословакии. Помимо них, в Европе возникло еще четыре государства, вышедших из состава бывшей Российской империи. 31 декабря 1917 года Советская Россия признала независимость Финляндии. В 1919-1920 годах добились независимости Эстония, Литва и Латвия. В новом качестве предстали Австрия и Венгрия. Югославянские народы, входившие ранее в состав Австро-Венгрии, объединились вокруг Сербии в Королевство сербов, хорватов и словенцев.
Решение сената США
Вашингтонская конференция
На Парижской конференции не был рассмотрен целый ряд важнейших проблем международных отношений. Среди них — разоружение и положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для их решения была созвана еще одна международная конференция. Она начала работу в столице США Вашингтоне 12 ноября 1921 года. В работе конференции приняли участие 9 стран. Ни Советская Россия, ни существовавшая тогда Дальневосточная республика не были приглашены в Вашингтон.
Итогом конференции стало подписание нескольких договоров и, прежде всего, «договора пяти» об ограничении морских вооружений. По нему был установлен предельный тоннаж, размер линейных кораблей. Это было первое в истории международных отношений соглашение, ограничивающее гонку вооружений. Также впервые Великобритания формально признала установление равенства своего военно-морского флота с флотом США.
Другая проблема, по которой возникли острые дебаты, — вопрос о Китае. В Париже в ходе передела германских колоний было решено передать Японии германские колонии в Китае. Это вызвало возмущение китайцев, представитель Китая отказался подписать Версальский договор. Усиление Японии после передачи ей владений Германии в Тихом океане стало к тому времени беспокоить и США. В Вашингтоне на Японию было оказано давление и она вынуждена была согласиться с возвратом Китаю бывших германских владений в Китае. «Договор девяти», кроме того, провозглашал суверенитет и целостность Китая. Великие державы брали на себя обязательства не стремиться к разделу Китая на сферы влияния.
Непрочность Версальско-Вашингтонской системы
Решения Парижской и Вашингтонской конференций заложили основы Версальско-Вашингтонской системы послевоенных международных отношений. Ее создание позволило разрядить послевоенную напряженность. Эти решения включали в себя ряд положений, свидетельствовавших о растущем понимании необходимости обновления принципов международных отношений, — это и признание права на самоопределение народов, и отказ от войны как средства разрешения конфликтов. Важным событием в истории международных отношений стало создание Лиги Наций. Была признана независимость ряда европейских стран, за что долгое время боролись их народы. Несмотря на эти достижения, сама система оказалась непрочной, ее крах привел в конечном счете к новой мировой войне.
Непрочность Версальско-Вашингтонской системы была обусловлена рядом причин. Державы Антанты не были великодушными победителями. Тяжесть послевоенного переустройства легла на побежденные народы. Не было принято во внимание и то, что эти народы уже свергли политические режимы, которые участвовали в развязывании войны. Устанавливая репарации, победители так и не приняли в расчет реальные возможности побежденных, действуя по принципу «побежденный платит за все». Волна национализма, поднятая первой мировой войной, не спала. Теперь её сила поддерживалась чувствами национального унижения.
Вне Версальско-Вашингтонской системы оказалась и Советская Россия. Для держав-победительниц Россия была прежде всего предательницей, заключившей сепаратный мир с врагом. Большевистский режим вызвал враждебное отношение, странами Антанты были предприняты попытки свергнуть его в ходе интервенции 1918-1919 годов. Шедшая в России гражданская война дала формальный повод не приглашать ее представителей ни в Париж, ни в Вашингтон. Большевики тем временем одержали победу в гражданской войне, восстановили государство в почти довоенных границах — как самое большое в мире. Однако подписи Советской России не было ни под одним мирным договором. Отодвинутая от решения мировых дел, она не могла не стать в оппозицию Версальско-Вашингтонской системе.
Для народов германских колоний и бывшей Османской империи Версальско-Вашингтонская система стала лишь сменой властителей, ни один из этих народов не получил независимости. Для них была учреждена мандатная система. Метрополии получали мандат на управление от Лиги Наций. Создание системы замышлялось как средство ослабления колониального гнета, поскольку она предусматривала попечительство Лиги над подмандатными территориями. Однако в связи с уходом США из Лиги Наций в составе Совета остались именно те страны, которые получили мандаты на управление этими территориями. Попечительство Лиги стало фикцией, а положение подмандатных территорий ничем не отличалось от положения колоний. Это продемонстрировало народам колоний приверженность великих держав колониализму. Поэтому антиколониальное освободительное движение продолжалось.
Великие державы проявили на Парижской конференции полное пренебрежение к возможным экономическим последствиям договоров, отягощавших мировое хозяйство непомерными репарационными платежами и разорвавших веками сложившиеся экономические связи. Они были поразительно близорукими, когда заставили молодую германскую демократию подписать позорный для немцев мир.
Стабилизация международных отношений в 20-х годах
Подписание мирных договоров и урегулирование основных противоречий между державами-победительницами способствовало стабилизации международных отношений. Предпринятые в 20-х годах усилия по преодолению наиболее очевидных слабостей Версальско-Вашингтонской системы еще более содействовали этой стабилизации.
Признание СССР
Стала очевидной тщетность попыток изолировать Советскую Россию, которая после крушения планов ее руководства возглавить мировую социалистическую революцию, начала кампанию за свое международное признание. В 1922 году ее впервые пригласили на международную конференцию по экономическим вопросам в Генуе. В ходе этой конференции Советская Россия и Германия подписали Рапалльский договор, по которому согласились снять взаимные претензии и установить дипломатические отношения. С 1924 года начинается полоса дипломатического признания СССР со стороны остальных стран Запада. Исключение составили только США. Отношения стран Запада с Советским Союзом оставались неравными. СССР так и не был в эти годы принят в Лигу Наций, но все же был признан как член международного сообщества.
Смягчение положения Германии
Были смягчены условия мира для побежденных стран и, прежде всего, для Германии. Наиболее острым оставался вопрос о репарациях. Установленный в 1921 году объем репараций оказался Германии не по силам. В 1924 году был принят план, разработанный американским банкиром Чарльзом Дауэсом, по которому общая сумма репараций не сокращалась, но объем ежегодных выплат снижался. План предусматривал также предоставление Германии крупного англо-американского займа. Принятие этого плана способствовало началу восстановления германской экономики. В 1929 году объем репараций был значительно уменьшен. Была выдвинута идея исторического примирения с новой Германией. Главными пропагандистами этой идеи стали министры иностранных дел Франции и Германии Аристид Бриан и Густав Штреземан.
Рейнский гарантийный пакт
В 1925 году был подписан Рейнский гарантийный пакт, содержавший обязательства Франции, Германии и Бельгии уважать неприкосновенность их границ и не нападать друг на друга. Это было первое после войны признание Германии как равноправного партнера. В 1926 году Германия была принята в Лигу Наций как постоянный член Совета. Тем самым ей был предоставлен статус великой державы. Все это делало международные отношения более устойчивыми.
В 20-х годах был сделан крупный шаг в развитии международного права. Впервые на межправительственном уровне широко обсуждались проблемы разоружения. Эти шаги, правда, были обречены на неудачу, поскольку Версальско-Вашингтонская система установила неравенство в вооружениях, и все переговоры фактически выливались в закрепление этого неравенства.
Женевская конвенция
Изоляционизм США
Сохранялась отстраненность США от европейских и мировых дел. Республиканцы, стоявшие у власти в Америке в 20-х годах, проводили изоляционистский курс, не соответствовавший роли США в мировых делах. Темпы экономического развития США после войны были самыми высокими. Они были кредиторами всего мира. Займы Соединенных Штатов позволяли Германии платить репарации, которые потом возвращались в США в виде платежей по военным долгам. Изоляционизм выдвигал на ведущие роли в мировой политике Англию и Францию.
Международные отношения, в целом, развивались в 20-х годах без кризисов и острых противоречий.
Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997