в чем состоит значение дыхания 6 класс

§ 29. Дыхание растений и животных

1. Какой газ при дыхании погло щается, а какой выделяется?

Все живые организмы дышат. Попробуйте закрыть рот, зажать нос и перестать дышать. Через несколько секунд вы почувствуете потребность глубоко вдохнуть. Ежесекундно клеткам любого живого организма необходим кислород. Запаса кислорода в организмах нет, поэтому его постоянное поступление является жизненно необходимым. Кислород входит в состав воздуха (около 20%), растворяется в воде, проникает в почву. Благодаря этому организмы, обитающие в разных средах, могут использовать его для дыхания.

Из окружающей среды организмы постоянно поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. Этот процесс постоянного обмена газами (газообмен) между организмом и окружающей средой получил название дыхание. Без дыхания организмы не могут питаться, расти, размножаться.

В организмы с пищей поступают белки, жиры, углеводы. В клетках они вступают в реакции с кислородом и как бы сгорают. При этом сложные молекулы органических соединений распадаются до конечных продуктов обмена — углекислого газа и воды и выделяется энергия. Эта энергия используется организмами для их жизнедеятельности: роста, развития, размножения, движения и др.

У разных организмов дыхание протекает по-разному.

Дыхание растений

в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть фото в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть картинку в чем состоит значение дыхания 6 класс. Картинка про в чем состоит значение дыхания 6 класс. Фото в чем состоит значение дыхания 6 класс

Наиболее интенсивно дышат растущие органы растения, очень слабо — сухие семена. Специальных органов дыхания у растения нет. У высших растений ведущую роль в газообмене играют устьица в кожице листьев и зелёных стеблей и чечевички пробкового слоя коры (рис. 69). У крупных растений между рыхло расположенными клетками имеются воздушные пространства (межклетники), из которых кислород поступает в клетки.

Основная часть энергии, образующейся при дыхании, используется растением на процессы жизнедеятельности, а небольшая часть выделяется в виде тепла. Надземная часть растения окружена воздухом. Труднее приходится корням, так как в почве в 2 раза меньше кислорода. Поэтому в растениеводстве используют различные приёмы, улучшающие дыхание корней. Культиваторами почву рыхлят и увеличивают приток воздуха к корням.

Дыхание животных

У животных дыхание также обеспечивает потребности всех тканей и клеток в кислороде. Одноклеточные организмы, примитивные многоклеточные (губки, кишечнополостные), ряд червей дышат, поглощая кислород из воздуха или воды всей поверхностью тела. За счёт дыхания через кожу обеспечивается около 50% газообмена у большинства земноводных.

С усложнением строения организма у разных групп животных появляются специальные органы дыхания (рис. 70): жабры (у большинства водных беспозвоночных, рыб, личинок земноводных); трахеи (у насекомых); лёгкие (у наземных моллюсков, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих).

в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть фото в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть картинку в чем состоит значение дыхания 6 класс. Картинка про в чем состоит значение дыхания 6 класс. Фото в чем состоит значение дыхания 6 класс

Дыхание. Жабры. Трахеи. Лёгкие. Устьица. Чечевички

Ответьте на вопросы

1. Какой процесс называют дыханием? 2. В чём состоит значение дыхания? 3. Как можно доказать, что растения дышат? 4. Какие органы дыхания животных вы знаете?

Почему на свету у растений трудно обнаружить процесс дыхания?

Источник

Дыхание растений – кратко и понятно о процессе (6 класс)

Дыхание является условием жизни. Именно в процессе дыхания освобождается энергия, используемая организмами для жизнедеятельности. Кратко и понятно о дыхании растений расскажем в данной статье.

в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть фото в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть картинку в чем состоит значение дыхания 6 класс. Картинка про в чем состоит значение дыхания 6 класс. Фото в чем состоит значение дыхания 6 класс

Что такое дыхание

Каждая клетка нуждается в энергии для жизни. Получение энергии происходит при расщеплении органических веществ в процессе дыхания. Такое расщепление происходит под воздействием кислорода и ещё называется окислением. В результате образуются вода, углекислый газ и свободная энергия.

Необходимая растению энергия содержится в химических связях сложных органических веществ. Изначально это энергия солнца, запасённая в сложных молекулах путём фотосинтеза.

Дыхание у растений принципиально не отличается от дыхания животных, или грибов. Какой газ растения выделяют при дыхании, такой же выделяют любые другие организмы. Это углекислый газ.

в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть фото в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть картинку в чем состоит значение дыхания 6 класс. Картинка про в чем состоит значение дыхания 6 класс. Фото в чем состоит значение дыхания 6 класс

Рис. 1. Схема дыхания растений.

Известно, что на свету растения выделяют ещё и кислород, но это происходит в результате другого процесса – фотосинтеза.

Дыхание идёт круглосуточно, поэтому образование углекислого газа происходит постоянно. Также постоянно в клетки растений для их нормальной жизнедеятельности должен поступать кислород.

Это же справедливо и для растения в целом.

Таким образом, дыхание включает два процесса:

Клеточное дыхание растений

Дыхательными центрами клетки являются митохондрии. Они есть и у животных.

Именно в этих органоидах происходит окисление органических веществ. Обычно такими веществами являются углеводы, но дыхание может идти и за счёт белков или жиров.

При окислении выделяется энергия. Вода остаётся в клетке, а углекислый газ путём диффузии покидает клетку и может сразу использоваться в фотосинтезе.

Процесс дыхания ступенчатый. Вода и углекислый газ образуются не сразу, а являются конечными продуктами. До этого в ходе многих реакций образуются и вновь распадаются другие вещества – органические кислоты.

Газообмен с внешней средой

В отличие от животных, растения не имеют специальных органов дыхания. Газообмен осуществляется через отверстия в покровных тканях:

Устьица располагаются на листьях. Каждое из них имеет клетки, способные менять тургор (наполненность водой) и закрывать устьичную щель. Устьичные щели осуществляют газообмен и испарение воды листьями.

в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть фото в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть картинку в чем состоит значение дыхания 6 класс. Картинка про в чем состоит значение дыхания 6 класс. Фото в чем состоит значение дыхания 6 класс

Рис. 2. Устьица под микроскопом.

Чечевички – это более крупные, чем устьица, щели на стеблях.

в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть фото в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть картинку в чем состоит значение дыхания 6 класс. Картинка про в чем состоит значение дыхания 6 класс. Фото в чем состоит значение дыхания 6 класс

Рис. 3. Чечевички на стволе берёзы.

Воздух также может поступать в ткани растений в растворённом виде.

Дыхание и фотосинтез

Между процессами дыхания и фотосинтеза существует связь. Это процессы противоположные, и в растении следуют один за другим.

Фотосинтез является способом питания. В ходе этого процесса образуются вещества, содержащие энергию, полученную в виде света.

Дыхание – это способ освобождения энергии, запасённой в питательных веществах.

Дыхание в разных частях растения

Интенсивность дыхания не одинакова в разных органах. Наиболее активно дышат:

Не рекомендуется ставить срезанные цветы в спальной комнате, поскольку они поглощают большое количество кислорода и выделяют углекислый газ.

Корни также, как и надземные органы, дышат. Для нормального дыхания корней необходимо рыхлить почву.

Что влияет на интенсивность дыхания

Факторами, влияющими на интенсивность дыхания, являются:

При усилении любого из этих факторов дыхание становится интенсивнее.

Человек управляет дыханием семян и плодов для сохранения урожая и посевного материала. Для этого в помещениях, где хранятся семена, поддерживается необходимая влажность, температура и обеспечивается приток свежего воздуха.

Что мы узнали?

Изучая в 6 классе данную тему, мы выяснили, что дыхание растений – процесс, обеспечивающий клетки энергией. Кислород так же необходим растениям, как углекислый газ. Процессы дыхания и фотосинтеза включают одни и те же вещества. При дыхании кислород и органические вещества являются исходными, а вода и углекислый газ – конечными продуктами. При фотосинтезе – наоборот.

Источник

Дыхание растений

в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть фото в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть картинку в чем состоит значение дыхания 6 класс. Картинка про в чем состоит значение дыхания 6 класс. Фото в чем состоит значение дыхания 6 класс в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть фото в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть картинку в чем состоит значение дыхания 6 класс. Картинка про в чем состоит значение дыхания 6 класс. Фото в чем состоит значение дыхания 6 класс

Всего получено оценок: 1455.

Всего получено оценок: 1455.

Дыхание является одним из важных условий жизни растения. Именно в процессе дыхания высвобождается энергия, используемая организмом для жизнедеятельности. Кратко и понятно о дыхании растений расскажем в данной статье.

в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть фото в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть картинку в чем состоит значение дыхания 6 класс. Картинка про в чем состоит значение дыхания 6 класс. Фото в чем состоит значение дыхания 6 класс

Что такое дыхание

Каждая клетка нуждается в энергии для жизни. Получение энергии происходит при расщеплении органических веществ в процессе дыхания. Такое расщепление происходит под воздействием кислорода и ещё называется окислением. В результате образуются вода, углекислый газ и свободная энергия.

Необходимая растению энергия содержится в химических связях сложных органических веществ. Изначально это энергия солнца, запасённая растением в процессе фотосинтеза.

Дыхание у растений принципиально не отличается от дыхания животных, или грибов. Какой газ растения выделяют при дыхании, такой же выделяют любые другие организмы. Это углекислый газ.

Известно, что на свету растения выделяют ещё и кислород, но это происходит в результате другого процесса – фотосинтеза.

которые читают вместе с этой

в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть фото в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть картинку в чем состоит значение дыхания 6 класс. Картинка про в чем состоит значение дыхания 6 класс. Фото в чем состоит значение дыхания 6 класс

в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть фото в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть картинку в чем состоит значение дыхания 6 класс. Картинка про в чем состоит значение дыхания 6 класс. Фото в чем состоит значение дыхания 6 класс

в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть фото в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть картинку в чем состоит значение дыхания 6 класс. Картинка про в чем состоит значение дыхания 6 класс. Фото в чем состоит значение дыхания 6 класс

в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть фото в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть картинку в чем состоит значение дыхания 6 класс. Картинка про в чем состоит значение дыхания 6 класс. Фото в чем состоит значение дыхания 6 класс

Дыхание идёт круглосуточно, поэтому образование углекислого газа происходит постоянно. Также постоянно в клетки растений для их нормальной жизнедеятельности должен поступать кислород.

Это же справедливо и для растения в целом.

Дыхание растений включает два процесса:

Клеточное дыхание растений

Дыхательными центрами клетки являются митохондрии. Они есть и у животных.

Именно в этих органоидах происходит окисление органических веществ. Обычно такими веществами являются углеводы, но дыхание может идти и за счёт белков или жиров.

При окислении выделяется энергия. Вода остаётся в клетке, а углекислый газ путём диффузии покидает клетку и может сразу использоваться в фотосинтезе.

Процесс дыхания ступенчатый. Вода и углекислый газ образуются не сразу, а являются конечными продуктами. До этого в ходе многих реакций образуются и вновь распадаются другие вещества.

Газообмен с внешней средой

В отличие от животных растения не имеют специальных органов дыхания. Газообмен осуществляется через специальные структуры в покровных тканях:

Устьица располагаются в кожице листьев и молодых стеблей (эпидерме). Каждое из устьиц имеет замыкающие клетки, способные менять тургор (наполненность водой) и закрывать устьичную щель. Устьичные щели осуществляют газообмен и испарение воды листьями.

в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть фото в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть картинку в чем состоит значение дыхания 6 класс. Картинка про в чем состоит значение дыхания 6 класс. Фото в чем состоит значение дыхания 6 классРис. 2. Устьица под микроскопом.

Чечевички – это более крупные, чем устьица, структуры, расположенные в пробке стебля.

в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть фото в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть картинку в чем состоит значение дыхания 6 класс. Картинка про в чем состоит значение дыхания 6 класс. Фото в чем состоит значение дыхания 6 классРис. 3. Чечевички на стволе берёзы.

Дыхание и фотосинтез

Между процессами дыхания и фотосинтеза существует связь. Это процессы противоположные и в растении следуют один за другим.

Фотосинтез является способом питания. В ходе этого процесса образуются органические вещества, содержащие энергию, полученную в виде света.

Дыхание – это способ высвобождения энергии, запасённой в питательных веществах.

Дыхание в разных частях растения

Интенсивность дыхания неодинакова в разных органах. Наиболее активно дышат:

Не рекомендуется ставить крупные растения в спальной комнате, поскольку ночью они поглощают большое количество кислорода и выделяют углекислый газ.

Корни также, как и надземные органы, дышат. Для нормального дыхания корней необходимо рыхлить почву.

Что влияет на интенсивность дыхания

Факторами, влияющими на интенсивность дыхания, являются:

При усилении любого из этих факторов дыхание становится интенсивнее.

Человек управляет дыханием семян и плодов для сохранения урожая и посевного материала. Для этого в помещениях, где хранятся семена, поддерживается необходимая влажность, температура и обеспечивается приток свежего воздуха.

в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть фото в чем состоит значение дыхания 6 класс. Смотреть картинку в чем состоит значение дыхания 6 класс. Картинка про в чем состоит значение дыхания 6 класс. Фото в чем состоит значение дыхания 6 класс

Что мы узнали?

Изучая в 6 классе данную тему, мы выяснили, что дыхание растений – процесс, обеспечивающий клетки энергией. Кислород также необходим растениям, как углекислый газ. Процесс дыхания и фотосинтеза участвуют одни и те же вещества. При дыхании кислород и органические вещества являются исходными, а вода и углекислый газ – конечными продуктами. При фотосинтезе – наоборот.

Источник

Органы дыхательной системы. Виды дыхения. Болезни дыхательных путей

Вопрос 1. Что такое легочное дыхание и тканевое дыхание?
Легочное дыхание обеспечивает газообмен между воздухом и кровью. Тканевое дыхание осуществляет газообмен между кровью и клетками тканей. Существует клеточное дыхание, которое обеспечивает использование кислорода клетками на окисление органических веществ с освобождением энергии, используемой для их жизнедеятельности.

Вопрос 2. Каковы преимущества носового дыхания перед дыханием через рот?
У человека воздух попадает сначала в носовую полость, которой состоит из извилистых носовых ходов, имеющих большую площадь и выстланных мерцательным эпителием для выноса инородных частичек, попавших в нос с воздухом.
При дыхании носом воздух, проходя через носовую полость, прогревается, очищается от пыли и частично обеззараживается, чего не происходит при дыхании ртом.

Вопрос 3. Как действуют защитные барьеры, преграждающие вход инфекции в легкие?
Причиной болезней органов дыхания являются микроорганизмы (бактерии и вирусы), а также бытовая пыль, проникающие в органы дыхания и вызывающие различные заболевания. Путь воздуха в легкие начинается с носовой полости. Мерцательный эпителий, которым выстлана внутренняя поверхность носовой полости, выделяет слизь, которая увлажняет поступающий воздух и задерживает пыль. В слизи содержатся вещества, пагубно влияющие на микроорганизмы. На верхней стенке носовой полости много фагоцитов и лимфоцитов, а также антител. Реснички мерцательного эпителия изгоняют слизь из носовой полости.
Миндалины, находящиеся у входа в гортань, также содержат множество лимфоцитов и фагоцитов, уничтожающих микроорганизмы.

Вопрос 4. Где находятся рецепторы, воспринимающие запахи?
Обонятельные клетки, которые воспринимают запахи, находятся в задней части носовой полости наверху.

Вопрос 5. Что относится к верхним и что — к нижним дыхательным путям человека?
К верхним дыхательным путям относятся носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка. К нижним дыхательным путям — гортань, трахея, бронхи.

Вопрос 6. Как проявляются гайморит и фронтит? От каких слов происходят названия этих болезней?
Проявления данных заболеваний схожи: нарушается носовое дыхание, происходит обильное выделение слизи (гноя) из полости носа, может повыситься температура, снижается работоспособность. Название болезни гайморит происходит от латинского «синус гаймори» (гайморова пазуха), а фронтит — от латинского «синус фронталис» (лобная пазуха).

Вопрос 7. Какие признаки позволяют заподозрить разрастание аденоидов у ребенка?
У детей неправильно формируется прикус и зубной ряд, нижняя челюсть увеличивается, выступает вперед, нёбо приобретает «готическую» форму. При этом деформируется носовая перегородка, вследствие чего носовое дыхание затруднено.

Вопрос 8. Каковы симптомы дифтерии? Чем она опасна для организма?
Симптомы дифтерии:
• постепенное повышение температуры, вялость, снижение аппетита, на миндалинах появляется серовато-белый налет;
• шея опухает из-за воспаления лимфатических желез;
• влажный кашель в начале заболевания, постепенно переходящий в грубый, лающий, а затем в беззвучный;
• охриплость голоса, появляющаяся впервые сутки, затем развивается потеря голоса;
• дыхание шумное, затрудненное на вдохе;
• нарастающая дыхательная недостаточность, бледность кожных покровов, цианоз носогубного треугольника;
• резкое беспокойство, холодный пот;
• потеря сознания, резкая бледность кожных покровов предшествуют летальному исходу.
Токсин, который является продуктом жизнедеятельности дифтерийной палочки, поражает проводящую систему сердца и сердечную мышцу, что может быть причиной тяжелого и опасного заболевания сердца — миокардита.
Вопрос 9. Что вводят в организм при лечении антидифтерийной сывороткой, а что — при вакцинации против этой болезни?
В состав антидифтерийной сыворотки входят специфические антитела, полученные от лошадей. При вакцинации вводят небольшое количество антигена.

Источник

Дыхание растений. Значение дыхания

Вопрос 1. Какое значение имеет дыхание?
Дыхание — это окислительный, с участием кислорода распад органических питательных веществ, сопровождающийся образованием химически активных метаболитов и освобождением энергии, которые используются растением для процессов жизнедеятельности.

Вопрос 2. Как можно доказать, что органы растения дышат?
Доказать, что органы растения дышат, можно следующим опытом. Взять три банки из бесцветного прозрачного стекла. В одну из них поместить 30—40 набухших, прорастающих семян гороха, фасоли или других растений. Во вторую банку положить корнеплоды моркови. Чтобы активизировать их клетки, перед опытом корнеплоды следует 2—3 дня подержать в воде. В третью бутылку поместить свежесрезанные стебли растений с листьями. Плотно закрыть бутылки пробками и поставить в темное теплое место. На следующий день опустить в каждую из банок зажженную свечу. Свечи погаснут, потому что в процессе дыхания органы растения поглотили кислород из воздуха, находящегося в бутылках, и выделили большое количество углекислого газа.

Вопрос 3. Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена?
Во влажных семенах все процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхание, протекают очень интенсивно. Такие семена за одни сутки расходуют на дыхание столько питательных веществ, сколько за целый год хранения в сухом состоянии. В семенах истощается запас питательных веществ, необходимый для прорастания. Они в короткий срок полностью теряют пищевые и посевные качества. Поэтому закладывать на хранение необходимо только сухие семена.

Вопрос 4. Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?
На заболоченных почвах культурные растения особенно страдают от недостатка кислорода. Вода в таких почвах вытесняет воздух, и нормальное дыхание корней нарушается, что может привести не только к замедлению роста, но и к гибели растения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *