в чем состоит замысел повести о разорении рязани батыем
«Повесть о разорении Рязани Батыем»: легенда о Коловрате
Многие работы древнерусских авторов стали летописным памятниками культуры. Не исключение и Повесть о разорении Рязани Батыем, смысл которой раскрывается в образах и поступках героев.
Краткое содержание
При знакомстве с Повестью о разорении Рязани Батыем краткое содержание поможет разобраться в мотивах битвы и ее последствиях.
На заметку! В произведении одни сведения подтверждены историческими источниками. Другие принимаются историками достоверными подробностями нашествия монголо-татар 1237 года.
Кратко о разорении Рязани Батыем:
Безбожный хан Батый требует от князя Юрия Ингоревича десятую часть всех владений. На переговоры к врагу послан сын князя Федор Юрьевич. Хан обещает отступить в обмен на жен и дочерей. Он просит и жену сына князя. За отказ от поставленных условий Федора убивают.
Юрий Ингоревич собирает войска для противостояния Батыю. В сражении погибает много князей. Монголо-татарское войско окружает город. Битва длится 5 дней.
Татары захватывают город, убивают горожан.
Помощь приходит из Чернигова в виде войска во главе с Евпатием Коловратом и братом Юрия Ингварем Ингоревичем. Татары поражаются храбрости русичей. Евпатий Коловрат разрубил шурина Батыя то самого седла, но был убит татарами. Враг боялся доблестного воина даже после его гибели.
По приказу Ингваря Ингоревича все павшие князья с женами упокоены по христианским традициям. Рязань возрождается, строятся церкви.
Интересно! Жестокость, которую описывает Повесть о разорении Рязани Батыем, смысл прихода безбожных татар связывают с перемещением образа Николая Чудотворца из церкви города за два года до событий.
Смысл сюжета
Повесть о разорении Рязани Батыем пронизана образом «смертной чаши». Русские князья с семьями сполна испили свою чашу:
Каждый должен пожертвовать собой ради спасения Руси. Символ чаши появляется в речи единственного выжившего князя Ингваря Ингваревича. Его предназначение — захоронение жертв по христианским обычаям и возрождение города. Чаша смерти объединяет всех вступивших в бой. А разорение Рязани Батыем произошло из-за того, что некоторые отказались испить ее.
Повесть пронизана патриотизмом, восхвалением воинской доблести и выступает призывом защищать свою родину до последнего вздоха. Читая Повесть о разорении Рязани Батыем смысл улавливается в речах князей и их поступках. Они считают, что лучше пасть в бою, чем оказаться плененным врагом. Князья своим примером показывают бесстрашие в бою и готовность лишиться головы на родную землю. Это отражает стойкость и свободу русского народа, который бесстрашен перед любым нашествием.
В чем смысл концовки
Произведение завершается похвалой рязанским князьям. Смысл концовки Повести о разорении Рязани Батыем заключается в прославлении величия духа русских князей. Сила княжеской власти восхвалялась во многих произведениях 13 века. Эта тема очень важна для формирования национального патриотизма. Она особенно актуальна в тяжелые времена, когда обостряется опасность со стороны внешних врагов.
Древнерусская повесть рассказывает о героизме русского народа. Воины бьются до последнего, противники боятся их даже после смерти. Стойкость русичей позволяет возродиться городам и монастырям даже после их полного разорения.
Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца, на Русь приходит безбожный царь Батый. Он становится со своим войском на реке Воронеже около Рязани. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу, предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой части всего — земли, людей, богатств. Юрий Ингоревич просит военной помощи у великого князя владимирского Георгия Всеволодовича. Георгий Всеволодович отказывается помочь, желая воевать с Батыем самостоятельно. Тогда Юрий Ингоревич созывает князей — своих ближайших соседей и родственников на совет, что же предпринять.
Только одному слуге из свиты Федора Юрьевича удаётся скрыться от Батыя. Он-то и приносит страшную весть о гибели князя в Рязань. Услышав это, княгиня Евпраксия, жена Федора Юрьевича, бросается из окна высокого терема вместе со своим маленьким сыном Иваном Федоровичем. Княгиня и малолетний князь «заразися» до смерти. С тех пор икона Николы Чудотворца, находящаяся в Рязани, называется иконой Николы Заразского. Много часов стоит по всему городу плач.
«Отдохнув от плача», Юрий Ингоревич собирает своё войско. В битве с Батыем погибают многие князья. Тяжело ранят князя Олега Ингоревича. Увидев его, изнемогающего от ран, Батый предлагает ему перейти на свою сторону, а за это Батый прикажет его вылечить. Олег отказывается, за что хан приказывает разрубить его на куски.
Подойдя к городу, войско Батыя обступает его, и начинается непрерывная пятидневная битва. Причём если татарские воины сменяются, то жители Рязани бьются бессменно. Сражение заканчивается падением Рязани. Заняв Рязань, татары грабят и убивают жителей города. Так, они совершают великое святотатство — убивают в церкви княгиню Агрипину, мать великого князя, других княгинь и княжон, находившихся с ней, а также епископа и священников.
Ингварь Ингоревич в это время оплакивает своих братьев, мать и родственников. Он приказывает найти трупы Юрия Ингоревича, Олега Ингоревича и других братьев, а также Федора Юрьевича, его жены и сына и хоронит их с христианскими почестями. Ингварь Ингоревич становится рязанским князем, а затем «обновляет» землю Рязанскую: строит заново церкви, монастыри, собирает людей. Автор заканчивает «Повесть. » так: «И стала христианам ра
Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца, на Русь приходит безбожный царь Батый. Он становится со своим войском на реке Воронеже около Рязани. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу, предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой части всего — земли, людей, богатств. Юрий Ингоревич просит военной помощи у великого князя владимирского Георгия Всеволодовича. Георгий Всеволодович отказывается помочь, желая воевать с Батыем самостоятельно. Тогда Юрий Ингоревич созывает князей — своих ближайших соседей и родственников на совет, что же предпринять.
Только одному слуге из свиты Федора Юрьевича удаётся скрыться от Батыя. Он-то и приносит страшную весть о гибели князя в Рязань. Услышав это, княгиня Евпраксия, жена Федора Юрьевича, бросается из окна высокого терема вместе со своим маленьким сыном Иваном Федоровичем. Княгиня и малолетний князь «заразися» до смерти. С тех пор икона Николы Чудотворца, находящаяся в Рязани, называется иконой Николы Заразского. Много часов стоит по всему городу плач.
«Отдохнув от плача», Юрий Ингоревич собирает своё войско. В битве с Батыем погибают многие князья. Тяжело ранят князя Олега Ингоревича. Увидев его, изнемогающего от ран, Батый предлагает ему перейти на свою сторону, а за это Батый прикажет его вылечить. Олег отказывается, за что хан приказывает разрубить его на куски.
Подойдя к городу, войско Батыя обступает его, и начинается непрерывная пятидневная битва. Причём если татарские воины сменяются, то жители Рязани бьются бессменно. Сражение заканчивается падением Рязани. Заняв Рязань, татары грабят и убивают жителей города. Так, они совершают великое святотатство — убивают в церкви княгиню Агрипину, мать великого князя, других княгинь и княжон, находившихся с ней, а также епископа и священников.
Ингварь Ингоревич в это время оплакивает своих братьев, мать и родственников. Он приказывает найти трупы Юрия Ингоревича, Олега Ингоревича и других братьев, а также Федора Юрьевича, его жены и сына и хоронит их с христианскими почестями. Ингварь Ингоревич становится рязанским князем, а затем «обновляет» землю Рязанскую: строит заново церкви, монастыри, собирает людей. Автор заканчивает «Повесть. » так: «И стала христианам ра
Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца, на Русь приходит безбожный царь Батый. Он становится со своим войском на реке Воронеже около Рязани. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу, предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой части всего — земли, людей, богатств. Юрий Ингоревич просит военной помощи у великого князя владимирского Георгия Всеволодовича. Георгий Всеволодович отказывается помочь, желая воевать с Батыем самостоятельно. Тогда Юрий Ингоревич созывает князей — своих ближайших соседей и родственников на совет, что же предпринять.
Только одному слуге из свиты Федора Юрьевича удаётся скрыться от Батыя. Он-то и приносит страшную весть о гибели князя в Рязань. Услышав это, княгиня Евпраксия, жена Федора Юрьевича, бросается из окна высокого терема вместе со своим маленьким сыном Иваном Федоровичем. Княгиня и малолетний князь «заразися» до смерти. С тех пор икона Николы Чудотворца, находящаяся в Рязани, называется иконой Николы Заразского. Много часов стоит по всему городу плач.
«Отдохнув от плача», Юрий Ингоревич собирает своё войско. В битве с Батыем погибают многие князья. Тяжело ранят князя Олега Ингоревича. Увидев его, изнемогающего от ран, Батый предлагает ему перейти на свою сторону, а за это Батый прикажет его вылечить. Олег отказывается, за что хан приказывает разрубить его на куски.
Подойдя к городу, войско Батыя обступает его, и начинается непрерывная пятидневная битва. Причём если татарские воины сменяются, то жители Рязани бьются бессменно. Сражение заканчивается падением Рязани. Заняв Рязань, татары грабят и убивают жителей города. Так, они совершают великое святотатство — убивают в церкви княгиню Агрипину, мать великого князя, других княгинь и княжон, находившихся с ней, а также епископа и священников.
Ингварь Ингоревич в это время оплакивает своих братьев, мать и родственников. Он приказывает найти трупы Юрия Ингоревича, Олега Ингоревича и других братьев, а также Федора Юрьевича, его жены и сына и хоронит их с христианскими почестями. Ингварь Ингоревич становится рязанским князем, а затем «обновляет» землю Рязанскую: строит заново церкви, монастыри, собирает людей. Автор заканчивает «Повесть. » так: «И стала христианам ра
Батыево войско обступает Рязань, начинается сражение, которое заканчивается падением Рязани и убийством княгини Агрипины.
Брат Олега Ингварь спешит на помощь, но уже поздно. Он находит трупы убитых родственников, хоронит их с почестями, а потом сам становится рязанским князем.
Анализ повести
По мнению большинства ученых, «Повесть о разорении Батыем» была написана в XIII—XIV вв. Композиционно она состоит из 4 частей и имеет следующий план:
Каждая часть произведения имеет своего главного героя.
Это следующие персонажи:
Взятие Рязани
Батый в год 1237 с полками подошел к границам Рязанского княжества. Татары остановились на реке Воронеж и прислали послов к князю Олегу Ингваревичу. Хан потребовал десятую часть ото всего, что есть в княжестве: сокровищ, людей, земель. Рязанский князь отправил послов с просьбой о помощи к великому князю владимирскому Георгию Всеволодовичу. Тот отказал ему, так как сам хотел сразиться с татарами. Тогда собрал Олег Ингваревич на совет своих братьев и других князей. Они решили отправить с переговорами к Батыю сына князя Федора Юрьевича.
Старый слуга князя забрал и тайно похоронил своего господина. Он вернулся в Рязань и обо всем рассказал его семье.
Узнав о смерти мужа, княгиня Евпраксия выбросилась из окна вместе с маленьким сыном Иваном. Олег Ингваревич оплакал сына и выступил с войском против татар.
Русские воины были крепкими и отважными, но они не смогли одолеть огромную вражескую силу. Все войско, «удальцы и резвецы рязанские», полегли на поле боя, никто не повернул назад. Рязанский князь и его братья погибли, лишь один его родственник Олег Красный попал в плен, так как был тяжело ранен. Батый предложил ему принять свою веру и присоединиться к татарскому войску, пообещав вылечить его. Но Олег лишь посмеялся в ответ и тогда хан приказал рассечь отважного воина на куски.
Татары сожгли Рязань и убили всех его жителей. Они ворвались в церковь, где укрылась мать князя княгиня Агриппина со снохами и родственниками, вырезали всех вместе со священниками и разорили храм. Затем вражеское войско двинулось на Суздаль и Владимир.
Битва Евпатия Коловрата
Один из рязанских бояр, Евпатий Коловрат, был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем. Услыхав о захвате княжества, он с небольшой дружиной приехал на рязанскую землю. Увидев опустошение и разорение, убитых князей и горожан, он собрал дружину в 1700 человек и помчался вслед за врагами, нагнал татар и неожиданно напал на их станы.
В это время Ингварь Ингваревич, брат убитого князя, был в Чернигове. Услышав о нападении на Рязанское княжество, он поспешил на помощь, но было уже слишком поздно. Он увидел разоренный город, горы трупов на улице, убитых братьев и мать. Ингварь Ингваревич горько оплакал мертвых и велел их похоронить. Всех князей и родственников он с почетом предал земле. К после этого Ингварь Ингваревич занял Рязанский престол, собрал людей и заново отстроил город.
Литературный памятник показывает, как важно единение перед лицом общего врага. В нем также прослеживаются мотивы раздоров и преступлений:
Рассказывая о гибели князей Федора Юрьевича и Олега Красного, автор сравнивает их со святыми страстотерпцами. Таким образом он переносит ореол святости на всех князей.
Историческое подтверждение
Рязанское княжество первым подверглось нападению татаро-монгольских орд. Его столица, один из красивейших городов Руси, была безвозвратно разрушена врагами. По приказу Батыя ее разграбили и сожгли. Археологические раскопки подтверждают события, описанные в повести. На месте древней Рязани были найдены захоронения со следами расправ: пленникам рубили головы, кисти рук, проламывали черепа. Был обнаружен скелет беременной женщины, а также мужчины, прижимающего к себе ребенка.
Рязанцы, которых не было во время разрушения города, вернулись домой и похоронили умерших. Мертвых было столько, что об одиночных могилах не было и речи. Людей хоронили в братских могилах, похожих на котлованы. Разрушенный город восстанавливать не стали. Современная Рязань — это бывший Переславль-Рязанский, куда новый князь перенес столицу. Его переименовали лишь через 100 лет.
Повесть о разорении Рязани Батыем». Связь с устным народным творчеством. Прославление героизма и осуждение княжеских разногласий
Повесть состоит из 4 частей:
1) появление Батыя на границах Ряз. земли, посольство Рязанцев к Батыю во главе с кн. Федором, гибель Федора (за отказ привести Батыю свою жену) и его жены Евпраксии (спрыгнула с высокого терема с сыном Иванов и разбилась) – ее подвиг верности, мужества, силы супружеской любви русской женщины. Первая часть заканчивается горестным плачем Юрия Ингоревича и всех рязанцев.
2) героическая защита Рязани Юрием Ингоревичем (с братьями Давидом и Глебом; Юрий Всеволодович, великий князь владимирский отказал в помощи), гибель защитников и разорение Батыем Рязани (Батый ворвался в город, в соборную церковь, зарубил княгиню Агриппину, мать князя, со снохами и прочими княгинями, а епископа и «священнический чин» предал огню, самую церковь сжёг, многих людей мечами посек, а других в реке потопил, весь город разгромил).
4) обновление Рязани Ингваром Ингоревичем. (последняя часть начинается эмоциональным плачем князя Ингвара, он горестно оплакивает убитых; заканчивается повесть рассказом об обновлении и возрождении русскими людьми Рязани).
Связь с УНТ:
— в основу его легли, легенды и предания, возникшие непосредственно после изображаемых событий, устные поэтические произведения
— это гиперболическое описание битвы (русский воин один бьется с тысячей, с двумя тысячами татар)
— это подвиг Евпатия Коловрата (в этой повести впервые в истории др.лит-ры появляется вставной эпизод – новелла – это о нем подвиг). Это эпический герой под стать богатырям русских былин, как и богатыри, он наделен гиперболической силой, мужеством и отвагой. Он олицетворение героического подвига всего русского народа.
Все произведение представляет собой образец воинской повести, которая вобрала в себя значительные элементы фольклора.
Прославление подвига русского воина, стоящего на защите своей земли, верности, мужества, силы супружеской любви русской женщины.
31.«Слово о погибели Русской земли». «Слово о погибели Русской земли» дошло до нас в двух списках, при этом не как самостоятельный текст, а как введение к первой редакции «Повести о житии Александра Невского». «Слово о погибели Русской земли» представляет собой отрывок какого-то более полного сочинения, посвященного описанию тяжелых бедствий, обрушившихся на Русскую землю.Некоторые исследователи видели в «Слове о погибели» вступительную часть несохранившейся светской биографии Александра Невского. Но сравнение стиля «Слова о погибели» со стилем «Повести о житии Александра Невского» свидетельствует о независимости этих произведений и о разном времени их возникновения. Объединение этих текстов — факт их более поздней литературной истории.Упоминаемые в «Слове о погибели» имена и контекст, в котором эти имена встречаются («до ныняшняго Ярослава и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго»), отзвуки легенд о Владимире Мономахе и некоторые южнорусские черты в памятнике дают основание считать, что «Слово о погибели» было написано автором южнорусского происхождения в Северо-Восточной Руси не позже 1246 г. («нынешний» Ярослав —Ярослав Всеволодович — ум. 30 сентября 1246 г.). Заглавие памятника (оно читается в одном списке) и фраза, на которой обрывается текст («А в ты дни болезнь крестияном (христианам) от великаго Ярослава и до Володимера. »), дают основание определять это произведение как отклик неизвестного нам автора на монголо-татарское нашествие. Вероятнее всего, «Слово о погибели» было написано между 1238-1246 гг. Дошедший до нас отрывок «Слова о погибели» — либо вступление, либо первая часть произведения о «погибели Русской земли» — об ужасах батыевщины, о разгроме русских княжеств. В нем восторженно описываются былые красота и богатство Русской земли, ее прежнее политическое могущество. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествовать о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность «Слова о погибели Русской земли» находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы, в которых встречается похвала величию и славе родной земли. Изучавший эту проблему исследователь В. В. Данилов пришел к заключению, что «Слово о погибели» «сближается не со всякими патриотическими произведениями в других литературах, а лишь со сходными по условиям своего появления, когда родина писателя страдала от войн, междоусобий и произвола». Автор «Слова о погибели» восхищается красотой и величием Русской земли: «О светло светлая и украсно украшена земля Руськая. И многыми красотами удивлена ecu: озеры многими удивлена еси, реками и кладязьми (родниками) месточестьными (местночтимыми), горами крутыми. зверьми различными, птицами бещислеными. » Русская земля «украсно украшена» не только красотами и дарами природы, она славна и «князьми грозными, бояры честными, вельможами многами». Развивая тему «грозных (могущественных) князей», покоривших «поганьскыя страны», автор «Слова о погибели» рисует идеальный образ русского князя — Владимира Мономаха, перед которым трепетали все окрестные народы и племена: половцы, «литва», венгры, «немцы» (в данном контексте — шведы). Даже византийский император, «жюр (кир — греч. «господин») Мануил Цесарегородскый», посылал Владимиру Мономаху дары, чтобы он «Цесарягорода не взял». Этот гиперболизированный образ «грозного» великого князя воплощал в себе идею сильной княжеской власти, воинской доблести. В обстановке монголо-татарского нашествия и военного поражения Русской земли напоминание о силе и могуществе Мономаха служило укором современным князьям и, вместе с тем, должно было вселять надежду на лучшее будущее. Не случайно поэтому «Слово о погибели» было поставлено перед началом «Повести о житии Александра Невского»: здесь грозным и великим князем выступал Александр Невский — современник батыевщины. «Слово о погибели Русской земли» по поэтической структуре и в идейном отношении близко к «Слову о полку Игореве». Обоим памятникам присущи высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй текста. Оба памятника близки и сочетанием в них плача и похвалы, похвалы былому величию Русской земли, плача о ее бедах в настоящем. В обоих произведениях имеются общие стилистические формулы, сходные поэтические образы. Совпадает характер заглавия. Фразе «Слова о полку Игореве» «От старого Владимира до нынтэшняго Игоря. » параллельна фраза «Слова о погибели» — «От великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава. ». Авторы обоих произведений часто употребляют собирательное наименование народов: «литва, деремела, хинова» — «литва, мордва, вяда, корела». Могут быть отмечены и другие параллельные обороты.
33. Серапион Владимирский.Жанр ораторской прозы – один из основных в системе жанров древнерусской литературы в XIII в. представлен «словами» Серапиона.Основная тема сохранившихся «слов» Серапиона – ордынское иго. Все «слова» пронизаны мыслью,что покорение Русской земли монголо-татарами – божья кара за грехи людей. Единственное средство избавления от этой кары – покаяние, нравственное самоусовершенствование. Однако наглядность описанных в «словах» Серапиона бедствий, постигших Русскую землю, глубина чувств автора, переживающего со всем народом тяготы своей родины, придавали его«словам» более глубокое значение.В первом «слове», «О казнех божиях и о ратех»,Серапион говорит о землетрясении («Ныне же землитрясенье своима очима видехом»).Вероятнее всего, Серапион имел в виду землетрясение в Киеве в 1230 г. Но в центре внимания этого «слова», как и остальных, – переживаемые русскими людьми беды монголо-татарского нашествия и ига. Видимо, Серпион, вспоминая о землетрясении, видел в событии 1230 г. божественное предзнаменование последующих бед монголо-татарского завоевания. Надо полагать, что это «слово» было написано после похода Батыя на Южную Русь в 1239–1240 гг., когда был захвачен разгромлен Киев.Остальные четыре «слова»Серапиона были созданы им во Владимире.Все «слова» Серапиона представляют как бы единый цикл, в котором автор с болью в сердце описывает бедствия монголо-татарского нашествия и призывает людей перед лицом грозной опасности оставить внутренние распри, освободиться от собственных пороков и недостатков. Такой призыв в годы ордынского насилия имел большое патриотическое значение.«Слова» Серапиона носили и просветительский характер. При этом он не только обличал социальные пороки (Серапион осуждает «вражду», под которой имеет в
виду междоусобия князей, «несытство имения» – стремление к наживе, «резоимство» – ростовщичество, и«всякое грабление»), но и боролся с невежеством исуеверием.
тех частей «слов», где Серапион говорит о бедствиях русских людей, достигаются чередованием синтаксически кратких предложений, составляющих длинный синонимический ряд, построением фраз в виде вопросов, что придает его «словам» особую ритмичность.
«… и землю нашю пусту створиша, и грады наши плениша, и церкви святыя разориша, отци и братию нашю избиша, матери наши и сестры наши в поруганье быша».«Не пленена ли бысть земля наша? Не взяти ли быша гради наши? Не вскоре ли падоша отци
и братия наша трупиемь на земли? Не ведены ли быша жены и чада наша в плен? Не порабощени быхом оставшим горкою си работою от иноплеменик? Се уже
к 40 лет приближаеть томление и мука, и дане тяжькыя на ны не престануть, глади, морове живот наших.И всласть хлеба своего изъести не можем. И въздыха-
Общая мысль и общий смысл нарисованных Серапионом картин насилий, чинимых монголо-татарскими захватчиками, перенесенных народом бедствий во всех «словах» сходны, но конкретные образы, подборсильных деталей всюду варьируется. Не менее ярки и
живы пассажи Серапиона, в которых он останавливается на вопросах нравственного характера, говорит о невежестве и суеверии. Так, например, осуждая жестокие расправы над людьми, заподозренными в колдовстве, Серапион убедительно, с сарказмом высмеивает бессмысленность таких действий: «От которых книг или от ких писаний се слышасте, яко волхвованиемь глади бывають на земли и пакы волхвованиемь житаумножаються? То аже сему веруете, то чему пожигаете я́? Молитеся и чтите я́, дары и приносите им, ать[пусть] строять мир: дождь пущають, тепло приводять,земли плодити велять!».
«Слова» Серапиона – образец высокого литературного искусства. Они продолжают традиции таких мастеров этого жанра древнерусской литературы, как Иларион и Кирилл Туровский. В отличие от «слов» Илариона и Кирилла Туровского в «словах» Серапиона сильнее выражены непосредственные человеческие чувства, им присуща бо́льшая простота и ясность изложения.
1. Рассказ о сборе русский войск
2.Упоминание Бояна и его песен
3.Выступление русского войска в поход – ободряющая речь князя
4.Зловещие природные явления (знамения) – автор рисует картины грозы, ветер, тучи, крик птиц и зверей, кровавые зори – в отличие от Слова, зловещие знамения природы предвещают поражение войску Мамая.
5.Горе распространяется не по русской земле, а в татарском войске.
3. Плач жен: княгинь и боярынь. Их плачи построены, подобно плачу Ярославны, на обращении к ветру, Дону, Москве-реке.
4. В «С» сначала победа, потом поражение, в «З» сначала поражение, затем победа.
38.«Житие Стефана Пермского» (автор был знаком со Стефаном). Стефан был миссионером – это его подвиг, вел просветительскую деятельность, создал зырянскую азбуку. (Пам-колдун, волхв язычников – соревнование между Памом и Стефаном (огонь и вода), Пам пугается, а Стефан проходит и побеждает).