в чем состоит задача психотерапевта в гештальт терапии
Гештальт-терапия — что это, методы терапии, плюсы и минусы
Поговорим о том, чем гештальт-терапия отличается от других направлений, и кому она подходит. А еще наконец-то разберемся с тем, что же такое «гештальт».
Гештальт-терапия — популярное направление. Она подходит для работы с отношениями, эмоциями, самооценкой и другими проблемами, с которыми люди сталкиваются каждый день. Но иногда клиенты опасаются обращаться к гештальтистам, потому что не знают, что это такое — в отличие от психоанализа или кбт, которые у всех на слуху. Исправим это!
Гештальт терапия — это
Направление психотерапии, которое помогает человеку обрести или возобновить контакт с самим собой, своими эмоциями и потребностями. Иногда в разных ситуациях мы теряем этот контакт и перестаем понимать себя. Главная задача гештальт-терапии — аутентичность. То есть, после курса клиент лучше понимает себя, более открыто реагирует на происходящее с ним, учится самостоятельно решать проблемы и добиваться целей.
Что такое гештальт терапия простым языком: объясняем на примере
Сергей пытается, но не может наладить отношения со своими взрослыми родителями. Все попытки поговорить выливаются во взаимные упреки, совместные ужины заканчиваются конфликтами, Сергей постоянно злится, но не может прекратить общение.
Когда он обращается к гештальт-терапевту, они вместе разбирают текущую ситуацию. Терапевт подробно спрашивает, какие именно эмоции вызывают у Сергея эти конфликты. Что он чувствует, когда звонит родителям, приезжает к ним, думает о них. Сначала Сергей говорит только о злости, но со временем на поверхность всплывают и другие противоречивые чувства: он с детства ждет от родителей одобрения и поддержки, он хочет получить это от них — но каждый раз чувствует себя маленьким мальчиком, которого спрашивают «Четыре? А почему не пять?». Ему обидно, он не чувствует себя достаточно хорошим человеком, если не получил их одобрения.
Задача гештальт-терапевта в нашем примере — вернуть Сергею ощущение собственного «я» и его значимости вне зависимости от действий и слов родителей. Не обязательно выбирать ту работу и отношения, которые родители одобрят — а потом обижаться на них за это и транслировать обиду в отношениях. Можно быть просто взрослыми людьми, которые дороги друг другу и пытаются выстроить комфортные отношения.
Причина проблем может крыться в детстве, но разбираться с ней надо здесь и сейчас.
Гештальт-терапия больше опирается на эмоции, чем на логику — в этом ее отличие от когнитивно-бихевиоральной терапии. Также это направление не предполагает долгой и глубокой работы с детством. Причина проблем может крыться в детстве, но разбираться с ней надо здесь и сейчас.
Основные положения гештальт-терапии
Гештальт-терапия — это продолжение гештальт-психологии. Ее открыл Фриц Перлз в 1940-х годах. Перлз сначала учился на психоаналитика, а потом увлекся популярной в то время гештальт-психологией, которая изучала восприятие. Ее идея была в том, что любой образ стремится к завершению. Gestalt — с немецкого языка переводится как «образ». Давайте подробнее поговорим о том, что это такое.
Что такое гештальт
Психологи заметили, что наш мозг всегда стремится распознавать целостные, завершенные образы. Пример: если показать человеку незаконченный рисунок из разрозненных элементов — он будет видеть в нем целостные фигуры. Это и называется «гештальтом».
Вы можете видеть на первой картинке белый круг, на второй — квадрат, а на третьей — треугольник, хотя на самом деле это всего лишь комбинация разных других фигур.
В гештальт-терапии гештальт — это некая незавершенная ситуация, которая продолжает давить на человека. Ситуация может «не завершиться» из-за того, что не были проговорены мысли и эмоции, которые человек испытывал в процессе. Даже если физически все закончилось (например, отношения разорвались) — психологически незавершенность будет давить.
Осознанность, актуальность, ответственность
Когда клиент работает над ситуацией вместе с терапевтом, говорит о своих переживаниях — происходит осознавание. В дальнейшем клиенту нужно стремиться к осознанности во всем, что он делает. Это — главное условие счастливой жизни, согласно положениям гештальт-терапии.
На гештальт-терапии важно возвращаться в ощущение «здесь и сейчас». В прошлом какие-то вещи могли ранить нас, но здесь и сейчас они не причинят нам вреда, мы можем быть свободны от них. С этим связано понятие актуальности — работать только с теми вещами, которые волнуют клиента и происходят с ним в данный период.
Чтобы жить действительно свободно, нужно брать ответственность за свои решения. Когда мы ответственны за свою жизнь, мы всегда можем исправить в ней что-то сами. Нам не нужно ждать разрешения или одобрения других людей.
Чтобы жить действительно свободно, нужно брать ответственность за свои решения.
Важнейшее понятие гештальт терапии —
Контакт или цикл контакта. Это — психологическое взаимодействия человека со всем, что его окружает и с чем он соприкасается. В контакте важно не только взаимодействие, но и границы. То есть, человек должен понимать, что он — отдельная личность, несмотря на то, что другие могут влиять на него и наоборот.
Прерывание контакта (также ключевое понятие гештальт-терапии) как раз приводит к «незавершенности». Цель терапии — возобновить прерванный контакт, довести его до завершения и отрефлексировать.
Плюсы и минусы
Очевидный плюс гештальт-терапии в том, что она работает напрямую с чувствами клиента. Благодаря этому на терапии можно решать самые разные запросы:
— Отношения с людьми
— Неуверенность в себе, проблемы с самооценкой и границами
— Потеря и поиск смысла жизни
— Проблемы с работой и карьерой, профориентация
— Трудности в осознавании и выражении эмоций
Минус гештальт-терапии в том, что она предназначена для работы со здоровыми людьми. То есть, для работы с расстройствами личности, тяжелыми психическими расстройствами или психотическими состояниями гештальт-терапия противопоказана.
Виды и методы психотерапии
Если вы приняли решение посетить психотерапевта, то есть большая вероятность, что вскоре вы столкнетесь с разными видами и методами терапии и встанете перед выбором: какой из них предпочесть? Ведь методики ориентированы на разных людей, разные проблемы и имеют разные конечные задачи. Чтобы получить максимально возможный результат от психотерапии, стоит изучить ее виды.
Рассказываем все подробности о видах и методах психотерапии, чтобы помочь с непростым выбором как психологам, так и пациентам.
Для чего разбираться в видах психотерапии?
Термин «психотерапия» подразумевает гигантское количество направлений, подходов и методов, начиная с индивидуальных бесед и заканчивая играми, танцами и тестами. Все методики помогают исследовать человеческие эмоции и найти маршрут к улучшению жизни.
Сегодня многие обращаются за помощью к специалистам или хотя бы задумываются о таком шаге. Однако, выбрать не так-то просто: кто-то из терапевтов работает с парами, а кто-то с семьями или группами людей, кто-то – с детьми и подростками, а кто-то со взрослыми, а самих направлений такое множество, что несложно запутаться. Знакомые могут порекомендовать хорошего врача, излечившего их от депрессии, но ведь ваша ситуация, скорее всего, абсолютно другая. Сами же специалисты чаще всего предлагают использовать лишь те методы, которые практикуют. И люди задаются логичным вопросом: а что конкретно поможет именно мне?
Основные виды и методы психотерапии
Арт-терапия
Уникальная методика, основанная на лечении посредством разговорной терапии и творчества, суть которой заключается в гипотезе, что творчество – это внешнее выражение внутренних эмоций, грамотно считывать которые – и есть основная задача арт-терапевта.
Театральные постановки, музыка, рисование, лепка, создание скульптур, любое другое искусство.
Клиент-центрированная психотерапия
Один из самых популярных методов у современных психотерапевтов, в основе которого бытует утверждение о том, что пациент способен самостоятельно стать лучшей версией себя, выявить причины своих проблем и найти решение по их устранению.
Терапевт путем доверительного диалога только сопровождает и направляет клиента, предлагает, на что обратить внимание.
Когнитивно-поведенческая терапия
Основывается на теории, что поведение человека является своеобразной реакцией с учетом прошлого опыта. Главная задача психотерапевта – помочь клиенту в изменении своих поведенческих ответов на возникающие стрессовые события.
Терапевт и пациент вместе исследуют, при каких ситуациях автоматически возникают негативные мысли. При помощи методов смягчения жестких убеждений и специальных упражнений закрепляются новые навыки, и постепенно пациент учится жить с более гибкими взглядами.
Телесная терапия
Это комплекс методов, который помогает максимально деликатно справиться с психологическим сопротивлением клиента для быстрого доступа к его бессознательному. В итоге психотерапевт получает возможность проанализировать взаимосвязь между разумом и телом человека и достичь конечной цели – изменения психоэмоционального самочувствия в положительную сторону.
Психоанализ
Родоначальник этого популярного учения – Зигмунд Фрейд – положил в основу психоанализа задачу распознать бессознательные процессы пациента (посредством анализа слов, мыслей, снов и фантазий), обнаружить истинные внутренние проблемы и выстроить новые отношения с внешним миром.
Сеанс проходит так: пациент ложится на кушетку, старается максимально расслабиться и рассказывает вслух все, что приходит ему в голову. Основной метод психоанализа – свободные, гибкие ассоциации, дающие терапевту доступ к подсознанию пациента.
Десенсибилизация и переработка при помощи движения глаз
Метод работы с травматическими и негативными воспоминаниями пациента.
Во время сеанса психотерапевт просит клиента вообразить прожитые негативные ситуации и одновременно водит пальцем или указкой перед лицом, запуская механизм переработки информации при помощи специфических движений глаз. После такого метода память о произошедших болезненных событиях сохраняется, но человек больше не воспринимает случившееся остро.
Танцевально-двигательная терапия
Одна из самых динамичных и экспрессивных форм психотерапии, основанная на взаимосвязи тела и разума. Движение под музыку способствует самовыражению, улучшению эмоционального состояния и внешнего вида, формирует положительный образ себя самого, поэтому пациенты с удовольствием занимаются танцами. Психотерапевты включают танцевально-двигательную терапию в свои реабилитационные программы, потому как этот метод практически не имеет противопоказаний и подходит детям и взрослым.
Семейная терапия
Семейное консультирование – это область психотерапии, которая фокусируется на семейных проблемах, помогает всем членам семьи (в том числе и детям) справиться с конфликтами, наладить взаимопонимание и гармоничное взаимодействие друг с другом посредством верных решений и нового поведения.
Специалист беседует со всей семьей и с каждым ее членом в отдельности. В процессе консультаций используются тесты, рисунки, игры и домашние задания для создания новых взаимоотношений и поведения, которые устроят всех членов семьи.
Гештальт-терапия
Метод психотерапии, основанный на убеждении, что люди стремятся к душевному и физическому здоровью, но шаблонные модели поведения создают для этого препятствия. Гештальт-терапия при помощи специальных упражнений помогает человеку проработать непрожитые чувства и незавершенные истории, учит жить «прямо сейчас», активизируя ответственность за свое поведение, тягу и способность к полноценной жизни. Гештальт-терапия – это эффективный подход в работе с детьми и подростками.
Индивидуальные или групповые консультации, в процессе которых осваиваются методики самостоятельного выбора поведения. На первой беседе психотерапевт и клиент(-ты) договариваются о желаемом результате и обсуждают способы его достижения, планируют продолжительность и количество встреч.
Гипноз
Гипнотерапия вводит пациента в глубокое состояние расслабленности и измененного состояния, в котором бессознательный разум способен беспрепятственно воспринимать новые возможности, мысли и установки поведения.
Психотерапевт во время беседы использует особый метафорический язык, чтобы затронуть бессознательное пациента.
Юнгианский анализ
Аналитические тактики Юнга основаны на анализе архетипов личности и сновидений и способны расширить сознание пациента с целью выстроить новые ценности и достичь эмоциональной гармонии.
Доверительная беседа, в процессе которой клиент говорит обо всем, что приходит в голову – запретных тем не существует. Терапевт также приглашает клиента к творчеству – выразить свои чувства и мысли посредством рисунка, ведения дневниковых записей, стихов. Словом, используется все то, что может помочь человеку понять себя.
Психодрама
Область психотерапии, подразумевающая участие группы людей в ролевой игре, в которой разыгрываются острые жизненные ситуации из реальной жизни одного из участников.
Инсценировка действий по сюжету реальных событий, прожитых одним из участников, в ходе которой он сам и состоящие в группе люди погружаются в стрессовую ситуацию, «проживают» ее, с целью получить ответы на свои вопросы. Поддержка участников группы и психотерапевта помогает найти верное решение в конкретной ситуации.
Какой вид психотерапии выбрать?
Мы рассказали лишь об основных терапевтических методиках, коих в практике действующих коррекционных специалистов великое множество.
Сразу ответим, что нет идеального вида психотерапии, который был бы лучше и эффективней всех остальных. Выбор должен зависеть от особенностей личности пациента, его поведения, взглядов и убеждений, от конкретной проблемы и от искреннего желания ее решить.
Изучите свои цели, посоветуйтесь со специалистом, прислушайтесь к своим внутренним ощущениям. Возможно, какой-то метод откликнется именно вам, и вы с энтузиазмом пожелаете испробовать его действие.
Важным будет полное понимание своих задач и их соответствие возможностям существующих методов психотерапии. К примеру, когнитивно-поведенческая терапия исследует, как мысли человека влияют на поведение; клиент-центрированный метод помогает самостоятельно разобраться в своих проблемах; экзистенциальный подход отвечает на главные жизненные вопросы и т.д.
На что еще обратить внимание при выборе психотерапевта?
Для достижения результата важен не только метод, который будет применяться терапевтом в процессе консультаций, но и ваша взаимная симпатия и понимание – насколько специалист внимательно слушает, принимает ваши проблемы и уважительно к вам относится.
Другой важный момент – это осознание психотерапевтом ваших задач и стремлений. Если специалист знает, чего вы ждете от терапии, у него будут все возможности подобрать тот метод, который подходит именно вам, чтобы справиться именно с вашей проблемой. Не стесняйтесь обсуждать этот момент, если ощущаете, что какие-то предложенные техники вам не подходят. Если и после этого врач продолжает настаивать на применении своего метода, уверяет, что вы сопротивляетесь и сами не заинтересованы в выздоровлении, лучше обратиться к другому специалисту.
В чем состоит задача гештальт-терапевта.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Введение
Данная работа посвящена задачам гештальт-терапевта. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку гештальт-терапия сегодня представляет собой одно из интереснейших и перспективных направлений в психологии. Гештальт-терапия – это уникальное явление, которое демонстрирует особую значимость творчества личностном развитии и выздоровлении, психологическом благополучии личности.
Главная цель работы – рассмотреть основные задачи гештальт-терапевта.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть гештальт-терапию как процесс-ориентированный творческий подход.
2. Обозначить значение восстановления игровой и творческой способности клиента гештальт-терапевтом.
3. Рассмотреть основные стратегии гештальт-терапевта.
1.Задачи гештальт-терапии
Важнейшей задачей гештальт-терапии является восстановление способности человека к саморегуляции. Гештальт-терапия предоставляет обширные возможности для личностного роста, преодоления внутриличностных конфликтов и противоречий. Главной причиной конфликтов в гештальт-системе является наличие «внутренних блоков», нежелания жить «здесь и сейчас». Важная особенность гештальт-терапии заключается в высокой степени ответственности самого пациента за процесс и результат терапии.
Побег от настоящего, от реального Я вызывает различного рода психопатологии. Человек использует множество способов: надевает на себя маски, обвиняет себя и других, манипулирует окружающими, не желая взять на себя ответственность за собственные поступки. Гештальт-терапия развивает осознанность, ответственность и восстанавливает способность к переживанию своих реальных эмоций и чувств. В результате успешной терапии пациент должен научиться принимать себя таким, какой он есть на самом деле, а не изображать то, чем не является, жить настоящим моментом, ценить неповторимость, свежесть каждого момента существования.
На сегодняшний день гештальт-терапия используется при лечении следующих расстройств: психосоматические расстройства; фобии и страхи; невротические расстройства; сексуальные расстройства психогенного характера; депрессивные проявления, суицидальные тенденции, нарушения сна (ночные кошмары); дезадаптирующие особенности личности (повышенная тревожность, агрессивность, раздражительность). Однако при работе с пограничными пациентами следует избегать некоторых практик (к примеру, «пустой стул»).
Основоположником гештальт-терапии является Фредерик (Фриц) Перлс (1893-1970). В частности, Перлс – главный теоретик данного направления в психотерапии, кроме того, он блестяще владел практическими приёмами гештальт-терапии. Его работа приводила в восторг участников, что в значительной степени способствовало росту количества групп личностного роста.
В гештальт-терапии была осуществлена разработка особой теории личности, направленной на то, чтобы реабилитировать биологическую, организмическую природу человека. В ее методологии предусматривается процесс воссоединения индивида со своими телесными частями Я. Данное воссоединение необходимо для того, чтобы произошла полная самоактуализация человека как личности и целостности существования человека.
Согласно позиции Перлса, современными людьми очень много внимания уделялось социальным играм и ролям, то при этом, естественные биологические потребности и нужды не удовлетворены. Индивид забывает о том, что социальные роли являются именно средством. Это приводит к неистинности существования, невротичности.
В здоровом человеке-организме осуществляется постоянный процесс рождения тех или иных потребностей. Сознание дает возможность центрации на процессе появления потребностей, из этого также следует, что мы можем доверять нашему организму в плане того, какие средства являются наиболее подходящими организму, чтобы данные потребности были удовлетворены. Иными словами, именно организм выбирает – какими средствами удовлетворять потребности.
Процесс здорового существования предполагает, что в жизненном цикле есть естественный процесс зрелости и взросления: индивид «развивается и движется от инфантильной зависимости от окружения и поддержки близких к нахождению внутренней основы в самом себе».
2.Характеристика задач и стратегий гештальт-терапевта
Гештальт-терапия основана на творческом подходе к проблеме исцеления. Эта терапия задействует многие творческие способности и свойства человека – это одна из самых актуальных задач гештальт-терапевта.
Творческие способности в современной психологии отнесены к функции правого полушария. На протяжении длительного периода времени в психологии творчества сохраняла популярность ассоциативная теория, однако затем на смену ей пришла иная теория, которая и была сформирована в гештальтпсихологии.
Главная идея этого подхода заключалась в возникновении новой идеи и нового представления на базе интуитивного осознания проблемы, когда происходит как бы внезапное озарение — инсайт. Она предстает в качестве целостного образа, так называемого гештальта, в котором репрезентованы отдельные элементы — а именно, речь идет о мыслях, идеях, образах — далее они сливаются в единую целостную композицию, которая обладает четкой, определенной, законченной структурой. Если изменить в структуре какой-то один элемент, то происходит образование нового гештальта.
Те психологи, которые работали в данном направлении, приводят как пример музыкальное произведение, в котором отдельные средства музыкальной выразительности — мелодия, гармония, ритм, фактура, тембр и громкость звука — участвуют в создании целостного музыкального образа, передающего определенное настроение. При изменении какого-то из этих элементов происходит возникновение нового образа или нового гештальта.
В гештальтпсихологии большое значение придается умениям, навыкам и способностям к воссоздании целостного образа на базе реконструкции и развития определенной мысли, наблюдения, фразы, линии или интонации. В биологии и антропологии ученые на основании всего лишь одной-единственной кости обладают способностью целостного облика как животного, так и человека. Важный элемент гештальтпсихологии – это феномен незаконченного действия. Это открытие совершилось в 1927 г., сделал его отечественный психолог Б.В. Зейгарник. Его суть заключается в том, что человеком лучше запоминаются те действия, которые по каким-либо причинам остаются незавершенными. Те люди, которые занимаются творчеством, искусством, имеют богатую фантазию, они нуждаются в том, чтобы запечатлеть образы и ситуации в творчестве. Их неудержимо тянет к творчеству.
Итак, гештальт-терапия – это творческий процесс, то есть, в ней используются основные средства художественного выражения. Диалогический подход в гештальт-терапип базируется на принципиальной возможности встречи двух личностей, также и творчество имеет отличие – это есть встреча.
Как известно, сущность творчества состоит в том, что создаются материальные и духовные ценности, открывается нечто новое, ценное и уникальное. Именно это происходит и с клиентом, если терапия осуществляется успешно и эффективно. Гештальт-терапию невозможно свести только к механическому применению тех или иных методик, она всегда предполагает творческий подход. В некотором аспекте, как отмечают представители данного направления, гештальт-терапия может быть рассмотрена с эстетической позиции. Эстетика – это есть целостность и завершенность, тогда как завершенные гештальт тоже обладают этими свойствами. Иными словами, каждый гештальт-терапевт обладает творческим и эстетическим потенциалом, который может быть успешно реализован в ходе терапевтической сессии. Показательно в связи с этим замечание Дж. Зинкера о том, что в гештальт-терапии осуществляется поиск простой красоты терапевтических интервенций, с их темами, развитием и решениями. Таким образом, каждую терапевтическую встречу можно рассматривать как факт искусства.
Также терапевтическая сессия обладает игровым характером, поскольку все терапевтические ситуации искусственны. Терапевтическая работа обладает и пространственно-временными характеристиками, которые отличаются от обыденной жизни. В терапевтической сессии время течет иначе, за короткий промежуток можно пережить опыт многих лет. Эта условность времени и пространства также сближает гештальт-терапию с искусством.
Пространство сессии – это особая категория, которую можно сравнить с театральным пространством. Каждый клиент индивидуален, соответственно, пространство может включать в себя разные миры. Пространство имеет свои собственные характеристики и для клиента, и для гештальт-терапевта.
В терапевтической сессии имеет значение не только сам способ жизни, но и многие символический аспекты: это разного рода переживания, объекты внутреннего мира, метафоры и т.д.
Гештальт-терапия и искусство сближаются в аспекте своего отношения к языку коммуникации. Любое сообщение обладает определенной формой, язык клиента является предметом особого внимания терапевта. Гещтальт-терапевты полагают, что все сообщения клиента обладают индивидуальной жанровой принадлежностью. Каждое послание в рамках гештальт-терапии является в некоторой степени символическим посланием адресату (например, терапевту, который условно выступает в роли представителя мира). Терапевтическое же послание является концентрированием формы сообщения терапевта клиенту – и здесь мы снова видим родственность искусству.
Итак, удачно проведенная гештальт-сессия для клиента – это почти что произведение искусства, она оставляет след в душе, в памяти, как хороший спектакль или книга. Более того, гештальт-сессия может впоследствии стать для клиента образцом, моделью для выстраивания отношений и поведения.
Кроме того, в терапии достаточно важно восстановить игровую способность. Игра является творческим переживанием, которое пребывает в определенном пространственном и временном континууме. Кроме того, игра является базовой формой самой жизни. Игра сама по себе – это средство для связи внутренней и внешней реальности, в игре граница между этими реальностями обретает качество проницаемости. Именно на базе игры полностью осуществляется построение эксперимента в гештальт-терапии.
Согласно позиции И. Захарян (2001), игровая двойственность в качестве неотъемлемого свойства игры, есть составная часть психотерапии. Также эмоция в терапии (как и в игре) также в некоторой степени является двойственной, так как она отличается опосредованностью данными отношениями игрового порядка.
Важнейшей задачей гештальт-терапии является восстановление способности человека к саморегуляции. Гештальт-терапия предоставляет обширные возможности для личностного роста, преодоления внутриличностных конфликтов и противоречий. Главной причиной конфликтов в гештальт-системе является наличие «внутренних блоков», нежелания жить «здесь и сейчас». Важная особенность гештальт-терапии заключается в высокой степени ответственности самого пациента за процесс и результат терапии.
Побег от настоящего, от реального Я вызывает различного рода психопатологии. Человек использует множество способов: надевает на себя маски, обвиняет себя и других, манипулирует окружающими, не желая взять на себя ответственность за собственные поступки. Гештальт-терапия развивает осознанность, ответственность и восстанавливает способность к переживанию своих реальных эмоций и чувств. В результате успешной терапии пациент должен научиться принимать себя таким, какой он есть на самом деле, а не изображать то, чем не является, жить настоящим моментом, ценить неповторимость, свежесть каждого момента существования.
Для реализации данных целей в гештальт-терапии осуществляется использование разных форм творческой активности.
Главная задача использования разных форм творческой активности в терапевтической сессии заключается в том, чтобы улучшить коммуникацию между сознательными и бессознательными аспектами бытия. Артметоды активизируют чувства и образы, рождают интуитивные импульсы и ассоциации, которые чаще всего бывают подавлены за счет сознательных установок, семейных, социальных условий. Благодаря творческим формам работы люди находят актуальные формы самовыражения.
Те экспрессивные методы, которые использует гештальт-терапевт в работе (а именно, речь идет о движении, рисовании, звучании и пении, танце и пластике, скульптуре и импровизации), поддерживают личностный рост и выздоровление. В гештальт-терапии не ставится цель создания идеального творческого продукта, поскольку главное – это раскрыть себя посредством разных форм творческой активности.
Клиент должен осознать все свои истинные переживания. Главная идея состоит в том, что участники группы занимаются не активным поиском проблем и их решения, а внутренним поиском способа самовыражения.
Формы творческой работы в терапевтической сессии побуждают человека жить в настоящем, выражать то, что чувствуют, воспринимать собственные художественные произведения, но не разбирать их или анализировать. В гештальт-терапии осуществляется применение портретирования, автопортрета, лепки, групповых коллажей и фресок, движения под музыку и пения, создаются и другие формы групповых художественных произведений.
Экспрессивные методы используются гештальт-терапевтом в том случае, если клиент не может выразить свои чувства и переживания, например, наличие ситуационной или стабильной алекситимии. Также возможно использование экспрессивных методов при психосоматической патологии. Благодаря творческим методам есть возможность взглянуть на ситуацию со стороны.
Итак, цель применения творческих форм работы заключается в выражении внутренних чувств или ощущений через внешние формы (как правило, невербальные или метафорические) для исследования проблемных аспектов своей жизни.
При использовании творческих форм работы крайне важно выработать правильную стратегию. Например, если мы работаем с рисунком, то важно дать клиенту понять, что совершенно не имеет значения умение рисовать, так как рисунок может выразить состояние клиента. Также именно сам клиент должен выбрать материал, краски, карандаши и т.п. Рисунок в работе применяется, если терапевт видит, что клиент стремится прервать контакт посредством дефлексии или конфлуэнции. Рисунок проблемной ситуации или рисунок собственного состояния может помочь внести ясность.
Стратегия поведения терапевта: рисунок принципиально не интерпретируется терапевтом, а рассматривается в качестве повода для контакта с клиентом. Контакт важнее, чем сам рисунок. Вопросы к рисунку имеют большее право на существование, чем мысли терапевта о том, что он может означать.
Терапевт побуждает клиента делиться своими ощущениями и чувствами и в процессе рисования, и в процессе обсуждения рисунка, и сам он с терапевтическими целями делится своими чувствами и особенностями своего восприятия. Также терапевту очень важно анализировать невербальное поведение клиента во время рисования и в период обсуждения. Затем очень важно дать возможность клиенту осознать происходящее с ним.
В гештальт-терапии осуществляется использование работы с глиной и пластилином. Данные материалы способны стимулировать тактильные и кинестетические ощущения и таким образом сближать людей с их чувствами, что особенно важно для клиентов, испытывающих трудности при выражении своих чувств.
Лепка также может стать способом для изучения межличностных отношений и особенностей самовосприятия.
Широко известны и терапевтические возможности музыкальной терапии, использования музыкальной или голосовой импровизации. Желаемая связь между музыкой, осознаванием своих переживаний и потребностей, а также пониманием себя требует участия третьего лица – терапевта. Он способствует интеграции музыки, переживаний и слов клиента.
Терапевт наблюдает за процессом создания музыкального произведения, за тем, какие музыкальные инструменты использует клиент, за характером его импровизации в той же мере, как и за позой, движениями, лицевой экспрессией, физиологическими реакциями на музыкальное произведение. Желательно, чтобы терапевт сам был в состоянии ответить клиенту с помощью музыки и пения.
В творческих формах работы возможна реализация различных стратегий гештальт-терапевта.
Гештальт-терапия может рассматриваться как полноценный творческий процесс, в ходе которого достигается целостность и гармоничность личности, которая нуждается в терапевтической помощи. Один из основных аспектов гештальт-терапии – это восстановить способность клиента к творческой и игровой деятельности. Таким образом, если у терапевта отсутствует способность играть, то он не может работать в гештальт-терапии. Если клиент не может играть, то терапевт делает все возможное, чтобы развить в нем такую способность. И только после восстановления такой способности начинается собственно психотерапия. Игровая способность – это всегда возможность для экспериментов. Игра дает ощущение радости творчества, затем, после терапии, эта радость творчества начинает заполнять жизненное пространство клиента.
Формы творческой работы терапевта в гештальт-терапии весьма разнообразны, в частности, используются рисунок, лепка, музыка, движение. Творческие формы работы позволяют гештальт-терапевту максимально расширить свои возможности, открыть внутренний мир клиента, выявить те аспекты, которые нуждаются в тщательной проработке и коррекции.
Список литературы
1. Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт-терапии. М.: Издательство Института психотерапии, 2004.
2. Виноградова В. Стратегии работы гештальт-терапевта.// https://gestaltclub.com/articles/gestalt-terapia/3011-strategii-raboty-gestalt-terapevta
5. Перлс Ф. Практика гештальт-терапии. Перевод М.П. Папуша. — М., 2001./Электронный ресурс// http://nkozlov.ru/library/psychology/
7. Фромм И. Гештальт-терапия и «Гештальт»: Размышление о гештальт-терапии после 32 лет практики./Электронный ресурс// http://ecopsycholog.com/index.php
[1] Фромм И. Гештальт-терапия и «Гештальт»: Размышление о гештальт-терапии после 32 лет практики./Электронный ресурс// http://ecopsycholog.com/index.php
[2] Перлс Ф. Практика гештальт-терапии. Перевод М.П. Папуша. — М., 2001./Электронный ресурс// http://nkozlov.ru/library/psychology/
[4] Мазилов В.А. Гештальтпсихология: исследования творческого мышления.// https://cyberleninka.ru/article/n/geshtaltpsihologiya-issledovaniya-tvorcheskogo-myshleniya
[6] Перлс Ф. Практика гештальт-терапии. Перевод М.П. Папуша. — М., 2001./Электронный ресурс// http://nkozlov.ru/library/psychology/
[7] Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт-терапии. М.: Издательство Института психотерапии, 2004. С. 67
[8] Виноградова В. Стратегии работы гештальт-терапевта.// https://gestaltclub.com/articles/gestalt-terapia/3011-strategii-raboty-gestalt-terapevta
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.