в чем состоит задача pr служб в государственных структурах
Цели и задачи ПР-служб в государственных органах власти
Различия по ресурсам. Отношения в коммерческой сфере строятся на договорной основе, в качестве основополагающего фактора выступают финансовые возможности предприятия, что позволяет им использовать и инструменты рекламы для достижения поставленных целей. Государственные органы обладают большими информационными ресурсами, а в отношении финансовых, человеческих, технических часто возникают проблемы из-за их недостаточности. Но государственные органы, взаимодействуя с общественностью, могут воспользоваться принудительными рычагами.
Сущностную основу различий регуляции и управления в бизнесе и государственном секторе предельно ясно сформулировал, американский политолог Дж. Гордон в своей книге «Государственное управление в Америке»: если в частном секторе эффективность управления измеряется прибылью или отсутствием таковой, то в государственном управлении – политической поддержкой граждан или отсутствием таковой.
Цели и задачи ПР-служб в государственных органах власти
Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. ПР-подразделения призваны обеспечивать регулярное предоставление информации о результатах деятельности органов государственной власти, их планах и принимаемых решениях, а также реализовывать воспитательно-информационную функцию, направленную на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов. В соответствии с общедемократическими тенденциями общественного развития государственные службы должны совершенствоваться и способствовать формированию гражданского общества, для чего приоритетным направлением является налаживание прямых и обратных связей с гражданами. Так что к основным функциональным задачам ПР в системе госуправления можно отнести:
— участие в демократизации государственного управления,
— содействие становлению гражданского общества.
Также задачами службы связей с общественностью любого властного органа в обобщенном виде являются:
— выявление проблем в сфере распространения информации и налаживания коммуникации как внутри организации, так и во внешних отношениях;
— управление исходящей информацией;
— тщательный выбор как стратегических направлений информационной деятельности, так и конкретных задач каждой ПР-акции;
— обеспечение обратной связи.
Следует помнить о базовых информационных потребностях граждан. Перечислим лишь важнейшие (о конкретных приоритетах можно говорить, только зная ту или иную местную специфику):
· перспективы социально-экономического развития;
· ситуация в сфере занятости;
· уровень заработной платы, цен на основные товары и услуги
распределение муниципального жилья, льготных лекарств, социальных денежных выплат и материальной помощи;
· уровень преступности, меры по стабилизации криминальной ситуации;
· проблемы молодежи и подростков;
· экологическая ситуация в регионе;
· состояние дел в сфере досуга, культуры, спорта
Существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями служб ПР: в региональных и муниципальных органах власти широко реализуется коммуникативная функция и общение с гражданами постоянно и организованно. На федеральном уровне акцентируется взаимодействие с прессой, аналитическая и прогностическая деятельность. В целом деятельность государственного ПР обеспечивает согласование общесоциальных, корпоративных и частных интересов.
Возможности ПР могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений.
Существует целая группа причин, которые порождают недоверие граждан к органам власти. Прежде всего, это так называемые «технические» причины, когда государственные органы вследствие отсутствия структур и специалистом в сфере связей с общественность не умеют разъяснять гражданам цели и мотивы своей деятельности, не дают адекватного представления о ее характере и тех условиях, в которых они вынуждены работать и решать проблемы. Следующие причины «культурно-исторического» типа, суть которых заключается в традиционно высокой степени политической и социальной активности российских граждан, предрасположенности нашего общества к противостоянию населения и власти.
«Организационные» причины связаны с недостаточностью квалифицированных и компетентных профессионалов, что вызвано переходом к новой модели организации общества и изменением характера работы с общественностью.
Причины «ресурсные» связаны с недостаточным финансированием госслужбы, отсутствием необходимой материальной и технической базы, ограниченностью располагаемых временных ресурсов и пр.
Эти проблемы могут решаться в следующих конкретных направлениях деятельности ПР в органах государственной власти:
— установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями;
— информирование общественности о принимаемых решениях;
— изучение общественного мнения;
— анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом;
— прогнозирование общественно-политических процессов;
— обеспечение организации аналитическими разработками;
— формирование благоприятного имиджа организации.
Налаживание коммуникационных связей крайне важно в системе местного и муниципального управления. Отсутствие информации о состоянии дел в курируемых сотрудником (отделом, департаментом) отраслях или территориях и несовершенство их взаимодействия является одним их существенных недостатков управления.
Координация между ПР-отделом и другими подструктурами государственной организации может осуществляться следующим образом:
— четким определением и разделением функций;
— согласование планирования и контроля;
— учетом перемещения между отделами, учебы и роста квалификации и профессионализма сотрудников, выработков критериев их аттестации.
— соблюдением правил «паритетного управления» и арбитражем в межкорпоративных спорах и координирующим влиянием на деятельность различных структур организации. (3)
PR-службы в органах власти: понятие, цели, сущность
Современная деятельность российских органов государственной и муниципальной власти охватывает все стороны функционирования общества, в связи с этим их позитивное восприятие гражданами во многом зависит от эффективно выстроенной работы с общественностью. Сегодня аспекты взаимодействия государства и гражданского общества как никогда актуальны, остро стоят вопросы информационной открытости, доступности, поддержки и понимания деятельности. В условиях демократии население должно быть оповещено о работе органов власти и иметь возможность участвовать в принятии решений.
В настоящее время распространенной проблемой является непривлекательный имидж органов государственной и муниципальной власти, пессимистичный настрой граждан, отсутствие доверия и оппозиционное поведение относительно работы и решений властных структур. В сложившихся условиях необходимо объединение интересов, консолидация и координация действий населения и организаций. В демократическом обществе, наиболее эффективными технологиями для решения данных проблем, являются связи с общественностью, способные влиять как широкую общественность и формировать положительное общественное мнение. Они позволяют относительно быстро и аккуратно включать население в систему политических, социальных и культурных отношений, дать ощутить свою значимость, формируя тем самым лояльность к власти и имидж госорганов.
В государственных и муниципальных органах власти деятельность по связям с общественностью имеет определенную специфику. В отличие от коммерческой сферы, где PR-деятельность сводится в основном к формированию информационной и имиджевой политики в рамках одной компании, в госструктурах специалист по связям с общественностью является представителем всего государства. Важно осознавать, что в глазах общественности, это не только позиционирование одного госоргана, а государства в целом. Поэтому реализуя коммуникационную политику, например, местной администрации, по факту создается имидж всего государственного управления, что накладывает определенную ответственность на PR-специалистов и требует соответствующих компетенций.
Ключевыми целями деятельности по связям с общественностью в органах государственного и муниципального управления являются следующие элементы:
Таким образом, исходя из выделенных целей, можно отметить, что сущность деятельности по связям с общественностью в органах государственного и муниципального управления заключается в реализации информационной и имиджевой политики государственного органа.
Важно отметить, что органы государственной или муниципальной власти, в отличие от коммерческих структур, создаются не с целью получения прибыли, а по воле интересов государства. Эффективная информационная политика и имиджевые стратегии государственного аппарата, являются залогом стабильности в обществе, лояльности к верховной власти, позитивного общественного мнения к государству в целом.
Реализация деятельности по связям с общественностью в органах государственной и муниципальной власти осуществляется соответствующими службами. Они могут функционировать в виде департамента по связям с общественностью, информационно-аналитического подразделения, пресс-службы, пресс-секретаря, или одного специалиста по коммуникациям.
Целевой аудиторией деятельности по связям с общественностью в органах государственной и муниципальной власти являются внешние контактные группы: население, общественные организации, сообщества, бизнес-структуры, другие органы власти, партнёры, представители СМИ, а также внутренние — сотрудники.
Нет времени или желания писать курсовую, диплом или магистерскую? Мы сделаем это за тебя! Переходи в раздел «Услуги» и узнай больше.
Государственный PR, его структура в РФ
Государственный Пиар- информационно-коммуникационная политика государства, основанная на организации и институализации некоммерческих связей и взаимодействия, отношений с политическими и общественными объединениями и организациями, средствами массовой информации, в целях создания условий для развития институтов гражданского общества и защиты национальных интересов.
Доверие и понимание со стороны общества может быть достигнуто только в том случае, если государственные органы сами стремятся в максимально допустимых пределах предоставлять обществу объективную информацию о своих решениях и действиях, положении в стране, т. е. следовать принципам информационной открытости и прозрачности деятельности. И решение этих задач во многом определяется эффективностью информационного управления, реализуемого PR-службами аппарата государственных органов.
В представленном выше понимании основ осуществления PR в государственной сфере лежит несколько фундаментальных принципов.
1. принцип демократии
2. обеспечение альтернативности.
Основные цели деятельности служб по связям с общественностью:
· обеспечение гласности, прозрачности и открытости в работе;
· обеспечение связей с гражданами и их объединениями;
· содействие сотрудничеству с гражданами, их объединениями в разработке и реализации программ и решений;
· содействие реализации законодательства;
· содействие становлению институтов гражданского общества.
Среди основных функций, характерных для большинства государственных органов, можно выделить:
· установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями;
· изучение общественного мнения и информирование общественности о существе принимаемых решений;
· анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;
· обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками;
· формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц;
Как правило, внутри PR-службы имеются отделы: аналитической работы, планирования, координации и т.д. подструктур может быть меньше или больше в зависимости от кадровых, материальных, информационных ресурсов, в зависимости от уровня государственного органа. Чаще всего служба по связям с общественностью наиболее активно взаимодействует с департаментами культуры, образования, отделом писем, приемными по жалобам и обращениям граждан, и т.д.
Наряду с созданием PR-подразделения в государственных органах, последние могут обращаться к специализированным PR-фирмам за консультациями для установления более плодотворных связей с общественностью.
Внешний государственный PR — формирование связей с зарубежной общественностью, продвижение определенного имиджа государства на международной арене.
1. Управление Президента РФ по связям с общественностью
2. Управление пресс-службы Президента РФ
3. Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан
4. Управление протокола Президента РФ
5. Управление Президента РФ по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями, депутатами Государственной Думы ФС РФ
Особенности федерального уровня.
Специфика субъектного уровня.
PR – деятельность в органах власти: задачи и специфика
Тема 10. Паблик рилейшнз и органы государственного управления.
PR, свобода слова и владельцы СМИ.
PR-службы, предоставляя СМИ информационный продукт, могут столкнуться с проблемой ограничения свободы слова и преднамеренного искажения информации. Степень свободы журналистов в освещении событий во многом зависит от того, кому принадлежит данное СМИ. PR-службы должны знать владельцев средств массовой коммуникации и учитывать специфику и возможности этих изданий при выборе конкретного СМИ для своего сообщения.
Способы ограничения свободы слова. В разных странах существуют различные законы, регулирующие свободу СМИ. Наиболее свободны средства массовой информации в странах западной демократии, однако абсолютно свободных и объективных СМИ нет ни в одной стране мира.
Хотя в России в настоящее время государственная цензура запрещена, и властные структуры не имеют прямой возможности контролировать содержание материалов СМИ, тем не менее, для давления на СМИ широко используются административные методы. Под предлогом закона о защите информации, принятие которого было необходимо для формирования правового информационного пространства, нередко идет утаивание от общества важной информации компрометирующего характера. СМИ, не будучи финансово самостоятельными, обслуживают политические и экономические интересы различных учредителей и спонсоров. В провинции зависимость СМИ от дотаций сильнее, чем в центре.
В отечественных СМИ активно развивается и «черный пиар»: кандидаты-двойники, «слив» несуществующего или незаконно добытого компромата, публикация вымышленных рейтингов и т.д.
Всякая информация собирается и кодируется конкретными людьми. Поэтому вольно и невольно искажения вносятся уже корреспондентом, потом усиливаются редакторами и директорами изданий и программ. Общая политика и «линию» В конечном счете, контролируется и корректируется учредителями.
В связи с этим работники PR-службы должны учитывать как степень доверия аудитории к данному СМИ, так и этические нормы, каким следуют в своей профессиональной деятельности журналисты.
Значение PR-деятельности в сфере государственного управления было неодинаковым в разные периоды истории. В условиях командно-административной системы управление обществом было построено на основе принуждения: власть посылала аудитории нужное ей сообщение-приказ, и аудитория действовала в соответствии с тем, как этого требовала власть. Влияние власти на общество было тотальным, обратное же влияние населения на власть было незначительным.
В демократическом обществе влияние общества на власть значительно сильнее. В этих условиях эффективность внутренней политики во многом определяется тем, насколько удается государству работа по формированию нужного ему общественного мнения с помощью разнообразных PR-технологий.
С середины 1990-х гг. PR-службы в государственных органах субъектов Федерации и органах местного самоуправления развивались особенно интенсивно. Это одно из последствий наметившейся в тот период регионализации управления и государственной власти. Серия выборов губернаторов и региональных дум в 1997-1999 гг. значительно активизировала спрос на PR-специалистов в аппаратах органов власти.
В конце 1990-х гг. значительное развитие получили PR-структуры органов местного самоуправления, особенно в городах субъектов Федерации. В ряде крупных регионов наметилось противостояние губернаторов и мэров городов, являющихся центрами краев и областей. «Информационные войны», особенно в ходе выборных кампаний, содействовали накоплению опыта по управлению общественными отношениями в органах власти разных уровней.
PR-подразделения в государственных структурах не менее важны, поскольку функция управления связями с общественностью является неотъемлемым атрибутом успешной деятельности органов государственной власти. В последнее время многие администрации регионов имеют собственные службы PR. За связи с общественностью обычно отвечают пресс-центры и информационные агентства. Однако они в основном распространяют новостную, а не аналитическую информацию, что снижает эффективность формирования общественного мнения.
К 2003 г. управление общественными отношениями в российских органах власти сформировалось как важное и устоявшееся направление деятельности. Централизация процессов государственного управления вызвана стремлением нижестоящих уровней ориентироваться на вышестоящие. Формы работы с общественностью Президента РФ стали применять на своем уровне губернаторы, мэры крупных городов. Появились эти тенденции и внутри федеральных ведомств.
Характер и масштаб деятельности PR-служб в сфере государственного управления зависит от специфики и функций данного государственного учреждения.
По уровню управления и масштабам деятельности органы государственной власти делятся на федеральные, региональные, местные.
По характеру исполняемых функций органы государственной власти делятся на законодательные, исполнительные, судебные. В настоящее время наибольшее значение имеют правительственные (федеральные) PR всех трех ветвей власти. Общие принципы PR универсальны как в коммерческом, так и в государственном секторе, но одновременно имеют специфические особенности.
Сэм Блэк считает, что «отдел паблик рилейшнз в государственном учреждении решает две основные задачи: выдает систематическую информацию о политике, планах и достижениях государственного учреждения; информирует и просвещает общественность по вопросам законодательства, постановлений и другим жизненно важным вопросам, влияющим на повседневную жизнь граждан. Он также должен извещать министров и глав ведомств о существующей или возможной реакции на про водимую или предполагаемую политику».
В рамках правительственных PR можно выделить двенадцать наиболее актуальных и типичных проблем.
1. Проблема преступности всегда стоит в центре внимания, именно в этой области у граждан наибольшее число претензий к власти.
2. Выход на местную прессу. Сегодня не обращать внимания на местные издания просто нельзя, поскольку они и представляют собой основной информационный поток. По инициативе Администрации Президента РФ 22 февраля 1996 г. было открыто Агентство региональной прессы, которое призвано объединить «журналистов региональных и местных СМИ, желающих самостоятельно получать информацию о деятельности Президента и Правительства России».
3. Регулярный поток информации.
4. Властные структуры стран СНГ слабо используют в поддержку своей политики выступающих из набора так называемых неофициальных лиц.
5. Проблема координации (с точки зрения Запада, является одной из центральных).
7. Проведение кампаний в поддержку конкретных решений.
8. Контроль и управление.
9. Принцип планирования.
10. В России полностью отсутствует «идея дня», свойственная западной атакующей манере.
11. Весьма серьезным коммуникативным событием является организация участия первого лица в различного рода церемониях.
12. Отношение к избирательным технологиям.
Для органов государственной власти связи с общественностью составляют стратегический инструмент управления, с помощью которого они создают и улучшают свою репутацию среди населения.
Общими задачами PR-служб органов государственного управления являются: обеспечение регулярной информации (PR-сообщений) о результатах деятельности органов власти, планах и решениях, а также реализация воспитательно-информационной функции, направленной на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов.
Следует также подчеркнуть, что деятельность PR-служб в центральных и местных органах власти призвана способствовать развитию демократии, открытости власти и расширению информированности общества, а не быть на службе интересов отдельных чиновников и политических партий.
Достаточно заметными являются PR-службы в Администрации Президента РФ, Правительстве России, силовых структурах и спецслужбах и ряде других федеральных ведомств.
Вопрос 1. Задачи, функции и структура PR-служб в современных органах государственного и муниципального управления
ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
УСТАНОВОЧНЫЕ ЛЕКЦИИ
Возможность диалога государства и гражданского общества должна обязательно воплощаться в реальность. Население должно доверять власти, являться главным катализатором и проводником реформ и изменений, которые должны происходить/происходят в обществе. По сути, в связи с современными особенностями развития как России, так и всего мира власти необходимо находить общий язык с общественностью. Серьезный отпечаток в этой связи наложило формирование гражданского общества и превращение его во влиятельный сектор современной политики. Одним из средств, позволяющих наладить эффективный диалог власти и населения, являются ПР, которые в данном случае являются двусторонней коммуникацией, позволяющей гармонизировать отношения в обществе и корректировать политические решения еще до возникновения отрицательных ситуаций коммуникационного характера (например, возмущения на Болотной площади и т.п).
В настоящее время Россия является демократическим государством, которое находится на стадии развития:
«Для России нет и не может быть другого политического выбора, кроме демократии. При этом хочу сказать и даже подчеркнуть: мы разделяем именно универсальные демократические принципы, принятые во всём мире. Однако российская демократия – это власть именно российского народа с его собственными традициями народного самоуправления, а вовсе не реализация стандартов, навязанных нам извне». (Послание Путина Федеральному собранию 12.12.12 г.)
Все современные демократии опираются на свободу информации и политический плюрализм, стремятся к честному диалогу и установлению консенсуса в обществе. По сути дела, современный подход предполагает, что власть и общество выступают как партнеры, а связи с общественностью являются активным посредником и организатором двусторонней коммуникации на основе принципов обратной связи. В связи с этим государственной властью разрабатываются различные программы, которые содержат стратегические для страны направления ее развития: Приоритетные национальные проекты, Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года, Административная реформа, реформа местного самоуправления и другие. Кроме того, приняты определенные ФЗ, которые также призваны улучшить качество диалога между властью и населением, а именно: ФЗ от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также ФЗ от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Являясь стратегическими и важными для развития страны, эти документы задают направления развития на всех уровнях власти: как на государственном, так и на муниципальном, который является наиболее приближенным к населению, а потому очень важным. Реализация подобных программ требует соответствующей поддержки со стороны граждан для их эффективной реализации. В данном процессе информирования и установления диалога с населением неотъемлемой и важнейшей становится деятельность ПР-служб органов власти. При этом есть некоторое отличие, с точки зрения взаимоотношений с населением: органы власти субъектов Федерации более удалены от населения по сравнению с органами местного самоуправления, т.к. именно уровень местного самоуправления является наиболее приближенным к населению, он расположен на «переднем плане».
— ориентация работы всех звеньев госмеханизма и уровней власти на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы.
— повсеместное внедрение новых форм и методов контроля. Главным критерием оценки эффективности власти, предоставляющей услуги гражданам, а также учреждений социальной сферы должно стать общественное мнение, мнение самих граждан» (Послание Президента от 12.12.12)
Возрастает роль ПР и в связи с антикоррупционной деятельностью в стране: «Необходимо ввести публичную отчётность контрольно-надзорных органов об итогах проверок, а также о затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах, и сразу будет видно, какая проверка чего стоит, и вообще нужна ли она была».(Послание Президента 12.12.12).
Причем, по мнению Президента РФ, одним из важнейших составляющих эффективной деятельности государства в целом и органов власти в частности является имидж власти, ее авторитет: «Подчеркну, моральный авторитет государства – это базовое условие развития России». (Послание Президента 12.12.12г.)
Данные задачи и направления являются одними из основных в деятельности ПР-служб органов власти. Поэтому изучение основных принципов и направлений деятельности ПР-служб органов власти является чрезвычайно актуальным в настоящее время.
Кроме того, вопросы взаимодействия органов власти с населением всегда имеют актуальность, особенно в настоящий период, когда происходит процесс реформирования власти (ФЗ № 131, а также административная реформа. ФЗ – местное самоуправление, административная реформа – реформа органов государственной власти на уровне субъектов Федерации).
Так, проведенные за последние несколько лет социологические исследования в Томской области показывают, что во взаимоотношениях органов власти и населения Томской области, как и в других регионах России, существуют определенные проблемы коммуникативного характера. В частности, отчужденность власти от населения, низкий уровень доверия органам власти, социальная апатия населения, а также представление о том, что власть не добивается социально значимых результатов и манипулирует населением. В результате, наблюдаются определенные сложности при реализации тех или иных решений органов власти.
Указанные факторы свидетельствуют о необходимости изучения основных направлений деятельности ПР-служб органов власти.
Коммуникация – это, прежде всего, одна из форм взаимодействия людей в процессе общения. Психологи обозначают термином «коммуникация» процессы обмена продуктами психической деятельности. Социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной информации. Учитывая позиции тех и других, коммуникацию можно определить как процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.
Процесс коммуникации является неотъемлемой частью связей с общественностью.
Связи с общественностью – «паблик рилейшнз» (ПР) – во всем мире известны в качестве важного элемента взаимоотношений между органами власти и контактными аудиториями. ПР – это неотъемлемая часть эффективного управления любой организованной формой деятельности, как частной фирмы, так и государства в целом.
ПР – управленческая деятельность, направленная на установление взаимовыгодных, гармоничных отношений между организацией и общественностью, от которых зависит успех функционирования этой организации. Современный ПР – это профессионально организованная деятельность по управлению общественным мнением за счет эффективной коммуникации между организацией и общественностью.
Связи с общественностью являются дисциплиной, которая соединяет в себе как социологические, так и экономические аспекты. Основная задача связей с общественностью заключается в налаживании отношений между различными аудиториями, зачастую противоположными по своим интересам и задачам.
В начале XX столетия коммуникативной функции не уделялось достаточного внимания, а ее реализация считалась абсолютно естественной вещью. Однако в 1913 г. американский экономист Томас Вейл пришел к выводу, что «компании могут жить и развиваться только с согласия их аудитории». Так зародились связи с общественностью – коммуникативная наука, изучающая различные социальные группы и их представление о том или ином явлении. При этом следует отметить, что связи с общественностью не просто исследует явления и их общественную природу, но и создает методы, позволяющие скорректировать ситуацию в зависимости от намеченных целей.
Следовательно, связи с общественностью предполагают создание доверительных отношений к явлению, проекту или личности. Выработка политики связей с общественностью начинается с согласия примирить интересы как государства в целом, так и отдельных его органов и должностных лиц с интересами тех, от кого зависит их развитие. Осуществление политики связей с общественностью заключается в том, чтобы после примирения этих интересов выработать и реализовать такую коммуникационную программу, которая позволила бы в дальнейшем устанавливать и поддерживать открытые отношения со всей совокупностью целевой аудитории. Поскольку в настоящее время наблюдается отчуждение власти от населения и низкий авторитет власти, то деятельность ПР-служб необходимо для изменения знаний целевой аудитории и, как следствие, увеличение доверия к власти. А «моральный авторитет государства» является, по мнению Президента РФ, «базовым условием развития России» (Послание 12.12.12).
Само по себе словосочетание «связи с общественностью» предполагает работу с довольно широким кругом людей. Классики теории связей с общественностью выделяют два основных уровня работы с общественностью: внутренний и внешний. Соответственно общественность классифицируют как внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя общественность включает в себя всех работающих в рамках того или иного органа власти, той или иной компании или корпорации.
К внешней общественности относят: политические партии, органы власти разного уровня, население, СМИ, общественные организации, бизнес-структуры и т.п.
Можно классифицировать целевые аудитории и по степени их вовлеченности в коммуникационный процесс. Так, выделяют ключевую, или «ядерную», аудиторию, т. е. ту, на которую осуществляется основное информационное воздействие. Также можно выделять вторичные и третичные аудитории по степени их включения.
Принципы отношения государственной службы и населения в демократическом обществе:
1. уважение и близость к гражданам;
2. нет принуждения, а есть договор (сотрудничество).
3. граждане рассматриваются как субъект управления, а не как пассивный объект.
Коммуникационные проблемы власти в РФ в настоящее время:
1. низкий авторитет власти у населения;
2. отчуждение власти от населения;
3. высокие протестные настроения, т.к. существуют определенные сомнения населения в легитимности власти.
Основной целью деятельности ПР-службы в органах власти является повышение авторитета власти (формирование позитивного имиджа), преодоление отчуждения власти от населения, т.к. существует определенная закономерность: политическую систему можно считать стабильной только, если население добровольно признает ее власть.
Таким образом, все население заинтересовано в стабильном государстве, следовательно, наличие авторитета у власти – в интересах всего общества. В настоящее время уровень доверия власти со стороны населения низок.
Причины отчуждения власти от населения:
1. коммуникативная – органы власти не могут доходчиво объяснить суть принимаемых решений и своих действий. А также цели и мотивы своей деятельности. В результате, не происходит формирование адекватного представления о деятельности власти у граждан.
2. организационная – органы власти не могут организовать исполнение принятых решений.
3. социальная – наличие стереотипов, согласно которым государственная службы работает на себя, свои интересы.
4. национально-исторические – проявление бунтарского отношения к власти, стремление ей противостоять.
Исходя из данных причин, можно выделить основную цель деятельности ПР-служб в органах власти – повышение авторитета власти у населения, преодоление отчуждения между властью и населением.
Для реализации данной цели ПР-службы осуществляют следующие функции:
Как правило, выделяют четыре основных функции ПР-службы:
-изучение проблем населения
— выявление существующих представлений об органах власти;
— разработка рекомендаций по принятию властных решений, программы действий, подготовке концепций и программ социально-экономического развития; прогнозирование общественной реакции, общественно-политических процессов;
— анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;
-разработка системы антикризисных мероприятий.
2. Информационная – предоставление общественности информации о деятельности органов власти посредством СМИ (принцип открытости государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих закреплены в ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ). ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13.01.95 г., с изменениями на 16 октября 2006г., 12 мая 2009 г. предусматривает, что государственные СМИ обязаны публиковать сообщения федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии со ст.5 данного Закона, государственные федеральные аудиовизуальные СМИ обязаны обеспечивать распространение следующих теле- и радиопрограмм в полном объеме не менее, чем по одному общероссийскому телеканалу и одному общероссийскому радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, но не позднее, чем через 24 часа с момента совершения соответствующих событий:
— обращений и заявлений Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, трансляция которых предусмотрена соответствующими федеральными органами государственной власти;
— торжественной церемонии вступления в должность Президента РФ;
— открытия первого заседания Совета Федерации и первого заседания Государственной Думы, нового Правительства РФ
Статья 9 регламентирует выступления членов Совета Федерации в депутатов Государственной Думы в государственных и региональных СМИ. Эти СМИ должны по просьбе члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, которому данный регион определен для его работы его депутатским объединением в ГосДуме, предоставлять им возможность выступления их по месту их избрания один раз в два месяца по ТВ и 1 раз в месяц – по радио. По настоянию депутата передача может быть осуществлена без предварительной записи (прямой эфир).
В соответствии со ст.10 государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны не реже одного раза в месяц выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному из российских радиоканалов программы дебатов представителей депутатских объединений в ГосДуме. Продолжительность каждой такой телепрограммы должна быть не менее 45 минут, а радиопрограммы – не менее 30 минут.
И, наконец, статья 13 этого Закона устанавливает, что тематические теле- и радиопрограммы государственных СМИ о деятельности органов государственной власти РФ не могут прерываться рекламными материалами или сообщениями.
Кроме того, современная информационная политика органов государственной власти и органов местного самоуправления РФ неотъемлемо связана с реализацией стратегии социально-экономического развития России (Стратегия-2020) и актуальными процессами в политической сфере. Результатами информационной политики должны стать:
— осведомленность граждан о содержании Стратегии;
— понимание ее основных направлений: дальнейшее развитие приоритетных национальных проектов, рост доходов в бюджетной сфере, улучшение демографической ситуации, снижение инфляции, развитие инновационной экономики, развитие малого и среднего бизнеса, укрепление системы безопасности государства, отстаивание национальных интересов страны во внешнеполитическом курсе;
— одобрение и поддержка выбранного курса развития страны;
— участие граждан в реализации Стратегии.
Стратегия-2020 будет совершенствоваться и дополняться с учетом предложений институтов гражданского общества, хозяйствующих субъектов, населения. В этой связи именно от грамотной информационной политики государства зависит качество предстоящего социального диалога, его результативность и эффективность.
На уровне регионов информационная политика предполагает по аналогии информационное сопровождение программ социально-экономического развития территорий, целевых программ.
— установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и их объединениями (один из принципов гражданской службы – взаимодействие с общественными объединениями и гражданами: ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, ст.4). Реализуется посредством проведения встреч, работы общественной приемной и т.п.
-улучшение связей внутри аппарата органа власти.
Важно отметить, что коммуникативная функция является ведущей для ПР-служб органов власти на местном уровне.
-развитие гражданской активности и инициативы;
-формирование правовой культуры;
-формирование авторитета власти, чувства патриотизма, ценностей в обществе (семьи, людей труда, уважения к старшим и проч.);
-формирование корпоративной культуры в аппарате органа власти.
По мнению авторов, рассматривающих структуру и функции ПР-служб в органах государственной власти, структура службы по связям с общественностью определяется в первую очередь той функциональной нагрузкой, которая необходима для выполнения задач службы.
В зависимости от уровня органа власти те или иные органы власти в большей или меньшей степени реализуют те или иные функции:
Федеральные органы власти в большей степени реализуют аналитико-прогностическую и информационную функции. Это связано с тем, что именно на данном уровне управления разрабатываются стратегии и осуществляются опосредованные контакты.
Местные органы власти в большей степени реализуют коммуникативную функцию – т.к. это «передний край» взаимоотношений с населением.
4. СТРУКТУРА ПР-СЛУЖБ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ
Возможны различные структурные организации ПР-служб: департаменты, комитеты, отделы и т.п.
Руководитель ПР-службы, как правило, находится в звании заместителя руководителя организации.
Основные принципы проектирования ПР-служб:
2. по сферам отношений с общественностью;
3. ПР-службы, которые координируют деятельность ПР-специалистов в структурных подразделениях.
1. централизованную модель;
2. децентрализованную модель ПР-службы в органах власти.
Централизованная модель: в аппарате органа власти существует одна ПР-служба, которая обслуживает орган власти в целом, его руководителя и отдельные департаменты и комитеты. Ее основным преимуществом является возможность проводить единую коммуникативную политику и формировать целостный образ органа управления.
Децентрализованная модель: каждый департамент или комитет имеет своего ПР-специалиста, но при этом сохраняется общая служба, которая в таком случае немногочисленна. В данной модели ПР-специалисты занимаются оперативным информированием и организацией контактов, общая служба при этом выполняет аналитико-прогностическую, методическую и координационную функции. Главными достоинствами данной модели являются оперативность и компетентность подачи информации. Именно эта модель является развивающейся в настоящее время.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет