в чем состоит взаимосвязь правовой культуры и правосознания
Соотношение правосознания и правовой культуры
1)правовая культура общества и индивидов обусловлена их правосознанием
2)правосознание рассматривается в качестве идеальной составляющей правовой культуры по соотношению общего и особенного, где общее – правовая культура, особенное – правосознание
3)правовая культура – это объективирующее выражение правосознания, то есть правовая культура может быть внешне материализована (например текст закона).
4)Соотношение правосознания и правовой культуры можно провести по объему. Правосознание более узкое понятие по отношению к правовой культуре, во –вторых по полярности, правосознание может быть диффамировано (существовать со знаком минус), а правовая культура существует только со знаком плюс.
5)По динамике изменений: у правосознания более быстрые изменения, а правовая культура – возможен плавный рост, либо снижение до низкой отметки.
6)По сфере бытия: правосознание – идеальная сфера, она существует во внутреннем сознании человека и представляет собой духовную ценность, а правовая культура может быть материализована, как в правомерном поведении субъекта, так и в законодательстве.
Взаимосвязь правосознания и правовой культуры в рамках правовой социализации
Дата публикации: 20.05.2019 2019-05-20
Статья просмотрена: 5447 раз
Библиографическое описание:
Гусенко, В. Э. Взаимосвязь правосознания и правовой культуры в рамках правовой социализации / В. Э. Гусенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 303-305. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59279/ (дата обращения: 09.12.2021).
Многие слышали о понятиях «правовая культура» и «правосознание». Все эти понятия объединяет одно: объективное отношение людей к праву. Право, в свою очередь, является неотъемлемым элементом любого государства. Эффективное функционирование правовой системы является непременным условием устойчивого демократического развития государства и общества и требует высокоразвитой правовой культуры. Считается, что правовая культура тесно связана с правосознанием и даже опирается на нее.
Поэтому одной из актуальных проблем в рамках правовой социализации, является уровень правовой культуры личности и сформированности правого сознания, поскольку они оказывают непосредственное влияние на общее развитие общества и всего государства.
Ключевые слова: правовая культура, правосознание, чувство справедливости, общество, гражданское общество, общественное сознание.
Применение законов в цивилизованных правоотношениях невозможны без определенного субъективного состояния их участников, т. е. не только знания законов, но и полного их усвоения, глубокого осознания человеком истинной сущности правовых норм поведения является залогом удовлетворения потребностей и интересов людей [1, с. 356].
Эффективность законов зависит от их правильного понимания обществом, что является в дальнейшем результатом правильного применения их на практике. Исходя из этого, можно выделить два относительно автономных, но в то же время взаимосвязанных понятия — «правосознание» и «правовая культура». На первый взгляд, культура имеет преимущество перед правосознанием, во многом определяет и устанавливает его. Но часто мы видим случаи обратной связи. Понятно, что у разных людей разные ценности и отношение к социальной реальности. Некоторые сознательно принимают и выполняют требования правовых норм, а некоторые допускают (намеренно или нет) отклонения от общепринятых правил поведения. Однако даже эти нарушители правопорядка четко осознают, что они действуют незаконно и что их действия в глазах общества достойны порицания.
Итак, можно говорить о наличии в обществе правовой культуры. Правовая культура является частью культуры общества, созданной в течение всего ее развития, и включает в себя опыт предыдущих поколений и других мировых культур.
«Свод» правовых ценностей, идеалов и нравственных норм иногда формировался спонтанно, но нередко на него оказывали влияние правящие классы, религиозные авторитеты. Они в какой-то мере увлекли других членов общества, заставляя их добровольно или принудительно следовать этим новым нормам.
Правовая культура — это не только деятельность людей в правовой сфере, но и вне ее, что, так или иначе, связано с применением правовых знаний. На сегодняшний день правовые знания востребованы во многих специальностях, науках и дисциплинах, как гуманитарных, так и негуманитарных. Эти знания востребованы в тех областях, где существуют правовые нормы и законы. Недаром практически во всех университетах нашей страны образовательная программа студентов включает правовую программу, поскольку без нее нет ни одной профессии или вида деятельности.
В обычных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказывания о том, что правовая культура в России отсутствует, что она присуща только гражданскому обществу с правовым государством. Нельзя согласиться с данной точкой зрения.
Как было отмечено ранее, правовая культура является частью культуры в целом и, стало быть, она свойственна как обществу в целом, так и отдельным индивидам в той или иной степени. Например, данная точка зрения была подтверждена эмпирически исследователем А. Р. Ратиновым: «ни в одном из многочисленных исследований разных возрастных групп, включая подростков, не было обнаружено ни одного испытуемого, который не имел бы определенных правовых представлений, оценочных отношений к явлениям правовой жизни и т. п». [2, с. 202].
Правовая культура служит показателем уровня развития правовой жизни граждан и ее качества, а также показателем уровня развития общества с точки зрения верховенства права, правопорядка, высокого уровня правосознания, адекватного качества нормативного, стимулирующего и толковательного законодательства и деятельность правоохранительных органов.
Процессы формирования гражданского общества и правовой государственности в любой стране, в том числе и России, невозможны без соответствующего уровня правосознания общества и личности, высокого статуса правовых ценностей. Ценностно-нормативная система формирует основу правового сознания личности, определяющую поведение человека в области наиболее значимых правоотношений. Она формируется в результате правовой социализации человека (социальной активности). Следовательно, ценностная ориентация направляет и регулирует поведение индивида в обществе. Таким образом, правосознание является главным звеном правовой культуры.
«Правовое сознание» стало центром внимания ряда ученых-правоведов, общественных деятелей и самой динамичной областью исследования права и общества в 1980-х годах.
Что мы подразумеваем под термином «правосознание»? Термин правосознания используется для обозначения понятий и смыслов права, обращающихся в общественных отношениях. Т. е. правосознание относится к тому, что люди думают и говорят о праве.
Как теоретическая концепция и тема эмпирического исследования, правосознание развивалось среди социолого-правовых ученых. Ученые в области права и общества не разделяют единого определения этого термина, например, в Большой Советской Энциклопедии (1979 г.) определяют правосознание как «совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Правовое сознание является формой общественного сознания. Концентрированным выражением правосознания является правовая идеология, система правовых взглядов, основывающаяся на определенных социальных и научных позициях. Психологический аспект правосознания составляют привычки и чувства людей в отношении правовых явлений, среди которых чувство справедливости и отвращение к преступлениям и незаконным действиям» [3].
Таким образом, в широком смысле правосознание — это совокупность идей, взглядов, чувств и традиций, которые отражают отношение людей к правовым вопросам в обществе. Исследование правосознания прослеживает, каким образом право воспринимается и интерпретируется конкретными индивидами, когда они применяют, уклоняются или сопротивляются закону.
В современном мире развитие правового сознания является неотъемлемой составляющей успешной правовой социализации любого человека. Под влиянием правовой социализации правовое сознание индивида адаптируется и постоянно развивается. Согласно основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, данная задача должна решаться через семейное воспитание, соответствующие образовательные программы, а также с помощью компетентного воздействия средств массовой информации [4].
Идеологическая составляющая правовой культуры отражена в обычаях, законах, нормах. А уже написанный или неписаный закон формирует чувство справедливости — ту форму общественного сознания, которая отражает закон и его применение. Таким образом, правосознание и правовая культура находятся в постоянной взаимосвязи. Правосознание через образование, просвещение, через устоявшиеся законы и нормы влияет на культуру. Но законодательная власть также состоит из людей, которые являются носителями определенных правовых ценностей.
Взаимосвязь правосознания и правовой культуры — органична и неразделима. Они влияют друг на друга и обусловлены друг другом. Их взаимосвязь выражается в систематизированных идеях и представлениях о действительности — реальной или желаемой. Правовая культура шире, чем правосознание, и несет в себе большую эмоциональную и поведенческую составляющую.
На первый взгляд можно сказать, что правовая культура общества зависит от уровня правосознания. Иными словами от того, как и в какой степени, обществом признаются основные права и свободы человека и гражданина; как реализуются конституционные права в социальной, правовой, культурной и других сферах; насколько информировано население о своих правах и свободах, а также его отношения к законам и их соблюдению, к органам государственной власти, судебным органам, полиции и т. д. К тому же, существует потребность в обеспечении общественных интересов, их согласовании и приведении их в соответствие с потребностями общества.
Правосознание и правовая культура — одно из основных направлений духовной жизни общества и личности, определяющее престиж права, его ценность и эффективность в этом обществе.
Поэтому, важной задачей в нашем государстве должно стать укрепление как морального, так и культурного фактора. Это поможет навести порядок в стране, повысить сознательность и ответственность каждого гражданина, подтвердить идеи дисциплины и законности, преодолеть правовой, политический и моральный нигилизм.
Правосознание понятие и функции. Связь с правовой культурой.
ГЛАВА 1. (пока без названия)
Правосознание – это одна из форм, видов общественного сознания. Специфика правосознания по сравнению с другими видами общественного сознания (политическим, религиозным, нравственным) в том, что в нем выражается отношение к юридической действительности, и, что характерно для правосознания, это отношение передается через термины «права» и «обязанности». Прежде всего, какой должна быть мера правовой свободы, хорошо ли защищены субъективные права, какими они должны быть, какими должны быть юридические обязанности, т. е. в правовом долженствовании с акцентом на меру юридических прав и обязанностей. Поэтому правосознание можно определить, как одну из форм, видов общественного сознания, в котором выражается отношение людей к юридической действительности, к правовой материи.
В отечественной юридической литературе часто правосознание определяют, как «отражение юридической действительности», а в некоторых учебниках по юриспруденции даже просто как «отражение норм права, законодательства».
Отношение к юридической действительности выражается и в других формах общественного сознания, так как все они взаимосвязаны и взаимодействуют. Взаимодействуя друг с другом, формы общественного сознания определяют цели и стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты отношений должны соизмерять свои поступки. Особенно тесно взаимодействуют правосознание и нравственное сознание. Нравственные ориентиры, представления о добре, зле и справедливости пронизывают содержание правовых взглядов и во многих случаях лежат в основе их формирования.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что правосознание теснейшим образом связано с самой идеей права. Правовые идеи о свободе личности, о социальном равенстве и справедливости всегда служили мерилом человеческого поведения, и потом они получали законодательное признание цивилизованных государств. Правовое сознание генетически и исторически предшествует всякому позитивному праву, законотворческому процессу. Осознание социальной ценности личности, его индивидуальных прав, их естественного характера – уже говорит о том, что законодательство каждого государства, считающего себя демократическим, обязано признавать, соблюдать и гарантировать всеобщие основные права и свободы человека и гражданина. Правосознание характеризуется преемственностью. Из поколения в поколение могут передаваться идеи, взгляды, представления о праве. Возможно восприятие правовых идей, взглядов, выработанных другими народами. Примером этого служит рецепция (заимствование) римского права в Западной Европе, которая сыграла здесь чрезвычайно важную роль в развитии правовых систем.
Римское частное право с его развитыми институтами и высокой школой юридического мышления стало многовековым ориентиром для правовых систем западных государств, которые стремились обеспечить индивидуальную свободу каждого гражданина. Широкое распространение оно получило благодаря тем естественно-правовым принципам, которые были заложены в основу данной системы права.
Правосознание оказывает воздействие на общественные отношения, выступает как активная сила, способная влиять на процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их.
Основные функции правосознания.
Правосознание играет очень важную роль в механизме правового регулирования общественных отношений, в обеспечении законности и правопорядка. Различные авторы по-разному выделяют и анализируют функции правосознания в механизме действия права.
Можно указать на следующие основные функции правосознания – познавательная (гносеологическая), оценочная и регулятивная.
Познавательная функция правосознания выражается в совокупности правовых знаний относительно места и роли права в жизни общества и каждой личности. Сумма теоретических и практических знаний, выработанных человечеством в области юриспруденции, дает основание глубже понять сущность и социальную природу права, более основательно изучить правовую действительность.
Познавая юридическую действительность, граждане проявляют определенное отношение к ней (оценочная функция правосознания). В первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина. Идея уважения прав и свобод человека и гражданина является конституционным принципом и получает всеобщую поддержку со стороны населения.
Содержание правосознания обусловлено его оценочным характером. Оно определяет, прежде всего, какими должны быть действующие нормы права, и с этой целью соотносит их с реально существующими общественными отношениями, интересами личности, ее нравственными представлениями. Далее, правосознание устанавливает, являются ли действующие нормы права должными нормами, т. е. отвечают ли они тем или иным требованиям. И, наконец, оно вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению действующих норм права.
Результат оценки субъектом своих действий в дальнейшем выступает как мотив его поведения. Правосознание воплощает взгляды, представления, убеждения относительно сущности и характера правовых институтов в обществе.
Регулятивная роль правосознания осуществляется и в процессе правотворческой деятельности, и в процессе реализации права. При правотворческой деятельности компетентных органов правосознание, будучи непосредственным источником права, находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты этой деятельности. В процессе реализации права значительная часть людей добросовестно и сознательно, в силу своего внутреннего убеждения, исполняют предписания правовых норм, что как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем больше обеспеченность законности и правопорядка.
С учетом изложенного, правосознание можно определить, как совокупность настроений и чувств, представлений, взглядов и теоретических концепций относительно сущности и содержания права, а также действий по реализации правовых норм. Высокий уровень правосознания граждан — это гарантия того, что цели, требования закона будут восприняты и выполнены.
Связь правосознания с правовой культурой.
С правосознанием тесно связана правовая культура, представляющая собой, однако, более широкое явление, будучи неотъемлемой частью общей культуры человека и общества.
Правовая культура выступает необходимой и естественной средой формирования, развития и практической реализации правосознания. Являясь неотъемлемым элементом правовой культуры, правосознание отражает ее, и находится в других составляющих правовой культуры. В связи с этим исследование характера правосознания будет связано с анализом специфики его проявления через внешние формы (реальные и вербальные), которые можно выявить в правовой действительности и которые такому выявлению поддаются». [2] Соотношение правосознания и правовой культуры целесообразно провести по нескольким основаниям.
Во-первых, они соотносятся между собой как часть и целое. Правосознание является неотъемлемым структурным элементом правовой культуры, стержнем, ее субъективным основанием и некой константой, что при всей динамике придает стабильность правовой системе. И это позволяет рассматривать правовую культуру как пространственное поле правосознания, и в то же время, как ее явление. Понятие правовой культуры значительно шире, чем понятие правосознания, хотя часто правовую культуру понимают, как правовое сознание.
Во-вторых, несмотря на различие структур, они обладают внутренним и внешним содержанием, характеризующимся детерминированностью их компонентов.
Взаимосвязь понятий «правосознание» и «правовая культура» обусловлена общностью:
В общем-то, конечно, между ними существует тесная связь. Но правосознание является только одним из необходимых элементов правовой культуры.
Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, его технику, степень цивилизованности его содержания). Если в стране будут издаваться законодательные акты низкого технического уровня, то о правовой культуре говорить не имеет смысла.