в чем состоит тенденция к гуманизации психодиагностики
Психодиагностика
Важным этапом работы команды специалистов Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ является составление плана лечения и реабилитации с учетом состояния пациента. План разрабатывается на основании комплексного подхода, который включает в себя набор функциональных обследований, диагностических процедур и методов, часть из которых одинакова для всех, а часть подбирается индивидуально.
Психологическая диагностика детей. Методы психодиагностики
Психологическая диагностика относится к одним из базовых методов. На психологическую диагностику (как и на тот или иной вид коррекции) в Центре им. Г.Е. Сухаревой дает направление лечащий врач-психиатр. Психологическое обследование, как правило, нужно врачу для более детального изучения психологического профиля ребенка и постановки (уточнения или смены) диагноза. Диагностика также может проводиться по требованию различных организаций для предоставления документов на комиссии.
Проводит психологическую диагностику медицинский психолог. Это специалист с высшим образованием по специальности «клиническая психология». В работе он опирается на знание возрастных норм развития психических функций и основных закономерностей функционирования психики в норме и при психических расстройствах.
Для пациентов, имеющих постоянную регистрацию в Москве и получающих амбулаторную или стационарную помощь в Центре, психологическая диагностика в рамках назначения врачом-психиатром является бесплатной. Для жителей из других регионов данное обследование доступно в отделении платных услуг.
Психологическая диагностика. Что это такое?
При назначении врачом психологической диагностики некоторые пациенты и их родители могут испытывать тревогу, страх, беспокойство поскольку не знают, как проходит психодиагностика. Чтобы избежать дополнительных волнений и переживаний, мы подробно расскажем вам о том, что такое психологическая диагностика, какие есть особенности процедуры, для чего нужна и какие бывают виды.
Психологическая диагностика – одна из форм работы медицинского психолога. Это не «экзамен», который определяет дальнейшую судьбу ребенка, а скорее «знакомство-занятие», когда психолог старается установить контакт с ребенком, чтобы узнать о нем и среде его «обитания» больше, выявить возможные внутренние конфликты, психологические трудности в обучении, общении и дать рекомендации.
В случае, если психодиагностика является частью коррекционных занятий, то она проводится с применением техник, которые дальше будут использоваться для работы с ребенком. В этом случае специалист может показать родителям и ребенку, как их выполнять самостоятельно в домашних условиях, чтобы была положительная динамика и стойкий эффект. Также родители или законные представители могут посещать занятия с психологом, чтобы посмотреть на процесс и достигнутый результат, обсудить со специалистом прогноз и получить рекомендации.
Психологическая диагностика решает ряд задач:
Психические процессы и состояние ребенка динамичны, поэтому на определенном этапе может потребоваться дополнительное обследование. Специалист уточнит характер желаемых изменений и подскажет возможные пути коррекционной работы.
Психологическая диагностика состоит из нескольких этапов:
1. Знакомство с историей болезни и/или амбулаторной картой.
2. Проведение занятия (собственно обследования) с ребенком, и, возможно, встреча с родителями или законными представителями для сбора дополнительной информации, жалоб, пожеланий. Собственно обследование также включает в себя несколько шагов. Для каждого их них может использоваться разный набор методик.
Первый шаг– беседа, знакомство. Психолог устанавливает доверительный контакт с ребенком, чтобы он мог в безопасной обстановке рассказать о том, что его беспокоит. В случае групповых занятий этот шаг может быть пропущен, у специалиста тогда может стоять задача узнать интересы ребенка, увидеть его поведение в группе сверстников. В случае занятий по психологической коррекции при стационарном лечении этот шаг может иметь продолжительность в несколько встреч.
Следующий шаг включает использование психологических методик. Они подбираются с учетом возраста ребенка, его состояния, запроса родителей, гипотез психолога. Спектр достаточно широк: от выполнения программы двигательных упражнений до специальных заданий (например, вычеркивание нужных букв в ряду), рисования по инструкции, предложения «поиграть» в семью или сложную ситуацию с помощью предложенных материалов, чтобы ребенок на доступном для себя языке мог рассказать психологу о том, что его беспокоит.
Цель психодиагностики – узнать возможности и особенности ребенка.
В процессе выполнения методик психолог наблюдает за поведением ребенка. Для специалиста важны его реакции на успех и неудачу, сформированность навыков общения, легкость установления контакта и готовность принять помощь взрослого, способность к оценке происходящего и внимание к нему, его интересы и то, что вызывает протест или непонимание.
Если родитель или законный представитель присутствует во время процедуры, важно помнить, что диагностика проводится в интересах ребенка. У специалиста нет намерения «подловить» ребенка в незнании чего-то, и, тем более, в чем-то обвинить родителей. Цель психодиагностики – узнать возможности и особенности ребенка. По наблюдению за вашим взаимодействием специалист может дать рекомендации или предложить специальные упражнения, если это происходит в рамках коррекционного занятия.
3. Анализ полученной информации. Анализ позволяет психологу сделать выводы о психическом развитии ребенка, о психологическом (в дополнение к биологическому и социальному) вкладе в патологическое состояние, поставить задачи и составить план для психологической коррекции. На этом этапе присутствие родителей и ребенка уже не требуется.
4. Фиксация полученных выводов в истории болезни и/или амбулаторной карте.
Виды психологической диагностики
В зависимости от задач, которые стоят перед психологом, выделяют несколько видов психологической диагностики:
Экспериментально-психологическое исследование проводится для помощи врачу-психиатру в постановке или уточнении диагноза, составления комплексной программы реабилитации, а также для того, чтобы оценить эффективность лечебных процедур, динамику состояния и клинической картины на момент окончания госпитализации или в период повторной встречи.
Специализированные психологические обследования, которые нужны для составления программы психокоррекционных занятий:
Исследование особенностей семейного функционирования. Данный вид обследования является одним из этапов комплексной диагностики в силу специфики детского возраста, а именно высокой зависимости ребенка от семьи и особенностей семейных взаимоотношений. Обследование проводится с участием всех членов семьи. Так бывает, что семья, не замечая этого и искренне желая помочь ребенку, влияет на поведение ребенка, закрепляя «проблемные» формы поведения. В процессе семейной диагностики (а в последующем семейной психотерапии) все члены семьи могут сказать друг другу важные слова, которые «теряются» в повседневной жизни, принять сложные решения, научиться прямому и эффективному контакту, вернуть в отношения доверие.
Нейропсихологическое обследование. Данный вид психологического обследования является дополняющим к некоторым другим видам исследования (например, к магнитно-резонансной томографии) и направлен на выявление специфических трудностей, связанных с особенностями работы головного мозга. В процессе данного психологического обследования могут быть выявлены «органические» причины, которые оказывают сильное негативное влияние на процесс обучения (например, ребенок часто отвлекается, поскольку не удерживает много информации сразу, ему чаще требуется перерыв, чтобы восстановить работоспособность, он хуже воспринимает учебный материал на слух, чем визуализированную информацию). В результате обследования определяются зоны коррекционного воздействия и формируется программа, которая, в силу длительности курса, может продолжаться и после выписки из стационара.
Оценка профориентационных предпочтений и навыков. Данное направление диагностики становится актуальным для подростков, у которых формируются жизненные цели, выстраиваются приоритеты, происходит поиск своего места в мире с ощущением своей полезности и принадлежности коллективу. В это время подросток ищет для себя эталоны вне семьи. Важно поддержать интересы и увлечения ребенка, которые могут меняться, быть неустойчивыми. Задача медицинского психолога – показать подростку возможные пути выбора профессии, исходя из его потребностей, физических и интеллектуальных возможностей, сильных и слабых сторон личности, интересов.
Оценка в рамках специализированных подходов к психологической коррекции Например, АВА-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, БОС-терапии, танце-двигательной терапии, пескотерапии, игровой терапии, телесно-ориентированной терапии.
Что является итогом психодиагностики?
После проведения психодиагностики специалист получает информацию о психологическом состоянии ребенка, анализирует ее и пишет заключение. Заключение становится частью медицинской документации. Эта документация доступна врачам и другими специалистами, которые непосредственно участвуют в лечебном процессе, и используется для постановки (уточнения) диагноза, разработки дальнейшей тактики лечения/реабилитации. После оформления заключения специалист может поделиться данной информацией с родителями и подробно ответить на все возникающие вопросы.
Для детей любого возраста важно участие родителей в лечебном процессе. Беседа с медицинским психологом, проводящим диагностику, может улучшить контакт с ребенком, т.к. позволит понять причины проблем, увидеть с новой стороны его возможности и получить надежду на изменения.
Важно знать, что психолог, который проводит психологическую диагностику, в первую очередь, опирается на этический Кодекс сотрудников Центра им. Г.Е. Сухаревой. А это значит, что результат психодиагностики является врачебной тайной и не подлежит передаче третьим лицам.
Тема 16. Новые тенденции в развитии психодиагностики
Гуманизация психодиагностических исследований. Критериально-ориентированная диагностика. Подход с позиции социально-психологического норматива. Развитие содержательной диагностики (диагностики разных видов мышления: математического, гуманитарного, естественно-научного технического). Реализация принципа коррекционности при разработке диагностических методик.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные новые направления в психодиагностике.
2. Почему возникло требование коррекционности по отношению к психодиагностическим методикам?
3. В чем преимущество критериально-ориентированного тестирования перед тестами, ориентированными на статистическую норму?
4. В чем различие между тестами, ориентированными на социально-психологический норматив, и критериально-ориентированными тестами?
5. Укажите преимущества содержательной психодиагностики перед традиционной. Каковы перспективы применения содержа тельной психодиагностики?
Литература
Акимова М.К., Гуревич К.М., Зархин В.Г. Диагностика индивидуально-психологических различий в обучении // Вопросы психологии, 1984. № 6. – С. 71–78.
Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 2.
Берулава Г.A. Развитие теоретического мышления подростков. – Бийск, 1992.
Гуревич К.М., Акимова М.К., Козлова В.Т. Статистическая норма или социально-психологический норматив // Психологический журнал 1986. – № 2.
Гуревцч К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. – М., 1992.
Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 1997. – С. 213–222.
Тема 17. Этические аспекты психодиагностики
Этические нормы работы психодиагноста правила проведения обследования. Конфиденциальность и обеспечение тайны личности клиента. Правила сообщения результатов обследования. Развитие гуманистического отношения к испытуемым на всех стадиях психодиагностической работы. Правила распространения использования диагностических методик.
Контрольные вопросы
1. Как приобретаются методики диагностики?
2. Почему существует требование ограничения распространения методик?
3. Как обеспечивается право клиента на информацию о результатах диагностирования и ее конфиденциальность?
4. Какие проблемы возникают при диагностировании детей?
5. Каковы правила использования диагностических результатов?
Литература
Анастази А. Психологическое тестирований – М, 1982. Кн. 2. – С. 50–66.
Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М, 1997. – С. 223–231,281–292.
Психологическая диагностика детей подростков / Под ред. К.М. Гуревича М., 1995. – С. 270–352.
Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики. – М., 1988.
Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.
[1] При сопоставлении выполнения субтестов КОРТ, а также методики КОРТ в целом с другими методиками обычно используют коэффициент Пирсона для дихотомических данных как оптимальный метод анализа экспериментальных данных подобного характера (см. Приложение2).
[2] Автор главы выражает благодарность проф. В.К. Романко, прочитавшему текст и сделавшему по нему ряд существенных замечаний. Все они учтены при подготовке материала к опубликованию в этой книге.
[3] См., например: Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972; Ермолаев О.Ю. Математическая статистика психологов. М., Воронеж; 2002.
[4] О математически обоснованных способах определения того, можно ли считать данное распределение нормальным, см., например: Урбох В.Ю. Математическая статистика для биологов и медиков. М., 1963. – С. 66.
[5] Подробнее об этом см.: Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике. – М., 1982. – С. 11.
[6] Числа заимствованы из книги: Бейли Я. Статистические методы в биологии. – М., 1964.
[7] Коэффициент корреляции по Спирмену может иметь и другое обозначение – rs.
[9] Как было показано в гл. 21, при работе с критериально-ориентированными методиками при их конструировании и проверке возможны другие подходы.
[10] Применение коэффициента корреляции для нахождения коэффициента надежности–гомогенности путем сопоставления числа правильных решений по четным заданиям и числа правильных решений по нечетным заданиям некоторые авторы находят недостаточно корректным, поскольку порядок, в котором представлены коррелируемые ряды, может быть случайным, он может быть произвольно изменен. Однако никакого другого приема для установления этого вида надежности в «Стандартных требованиях к педагогическим и психологическим тестам» не дается. Нахождение коэффициента надежности–стабильности указанной недостаточной корректностью не грешит.
[11] Вопрос о конструировании эксперимента здесь не затрагивается.
Развитие психодиагностики на современном этапе развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:57, реферат
Краткое описание
Актуальность темы реферата: Современная психология несколькими различными путями оказывает воздействие на практическую деятельность людей. Один из таких путей — это непосредственная психологическая помощь различным категориям населения. Психолог, получивший специальную подготовку, способен оказать консультативную психологическую помощь родителям в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у которых нарушен ход нормального развития личности, юношам и девушкам в выборе профессии, руководителям в формировании стиля и приемов общения и многим другим.
Содержание
Введение. 3
1. Общая теория психодиагностики: определение понятия «психодиагностика». 4
2. Классификация психодиагностических процедур. 7
3.Развитие психодиагностики на современном этапе. 14
Заключение. 23
Список использованных источников. 25
Вложенные файлы: 1 файл
Курс.психодиагност..doc
Большинство педагогов ожидают от психолога точного диагноза развития, оценки потенциальных способностей ребенка. Подобный «диагноз» зачастую становится оправданием не успешности учащихся, сопровождающей его на протяжении всего школьного обучения.
Новые тенденции развития психодиагностики позволяют снять многие критические замечания, высказываемые в ее адрес. Например, внедрение компьютерного тестирования открывает возможности изучения процессуальной стороны деятельности, которую моделирует тест, способствует выявлению индивидуальных стратегий решения заданий, анализу затруднений, которые испытывает субъект при выполнении различных заданий.
В целом следует признать, что создатели традиционных психодиагностических методик стихийно ориентировались на существующие в их социумах социально-психологические нормативы, однако никакого теоретического обоснования этому в трудах зарубежных психологов найти не удается. Когда речь идет о содержании тестов, опросников, то обычно упоминаются всякого рода формальные правила составления вопросов, избегания повторов, подсказок и т.д. Более того, многие психологи считают подбор заданий в психодиагностической методике не наукой, а искусством, полагая невозможным проведение теоретического обоснования содержательного наполнения тестов. Однако без четкой позиции относительно содержания этих методик становятся бессмысленными все усилия по увеличению надежности, валидности, улучшению методов обработки данных.
Одной из важных методологических проблем психодиагностики является осмысление единства формы и содержания заданий при диагностировании мышления, когда изучаются качественные его изменения либо на разных этапах возрастного развития, либо при диагностике специальных его видов (математическое, лингвистическое, естественно-научное, техническое и др.). Разумеется, можно выделить умственные действия, общие для усвоения любого содержания, но наряду с ними существуют такие, которые формируются только в определенном виде мышления.
Для того чтобы тест обладал признаками коррекционности, необходимо задавать ему совершенно определенное содержание, т.е. соблюсти принцип релевантности. Содержательная релевантность состоит в том, чтобы деятельность по выполнению заданий теста находилась в смысловом соответствии с диагностируемой деятельностью индивида. Если это обучение, то тест должен включать такие понятия и логико-функциональные отношения между ними, которые важны для его успешного протекания, а нарушения, выявляемые в ходе тестирования, вести к нарушениям в учебной деятельности.
Ближайшие перспективы психодиагностики состоят в дальнейшей разработке теоретических основ и принципов развивающей диагностики, целью которой является не фиксация какого-либо неизменного результата, а определение динамики функциональных видов умственной деятельности учащихся. При этом требует специального внимания проблема «преемственности» диагностики развития, которая предполагает сопоставимость результатов тестирования, полученных на любом возрастном срезе с помощью специально разработанных единиц анализа. В рамках обозначенных характеристик диагностического инструментария актуальны методики, связанные с формированием новых умственных действий, позволяющих установить зону ближайшего развития личности. В современном образовании их зачастую определяют как обучающие тесты, с помощью которых могут фиксироваться приращения в умственных действиях субъекта в результате не только определенного типа обучения, но и в самой процедуре исследования.
Психологическое консультирование основано не только на знании психологом предмета анализа и обсуждения (семейные и производственные, внутри- и межличностные конфликты), но и на знании закономерностей самого процесса консультирования, его стратегии и тактики.
Диагностическое исследование (точнее — обследование) обладает тем не менее важной характеристикой, отличающей его от научного исследования. Психолог-исследователь (в том числе и исследователь в области психодиагностики) ориентирован на поиск неизвестных закономерностей, связывающих абстрактные переменные, использует “известных” (т. е. определенных по какому-либо признаку) испытуемых и пренебрегает их индивидуальными отличиями и эмпирической целостностью. Для психодиагноста-практика именно эти индивидуальные отличия и эмпирическая целостность являются объектом изучения; он ориентирован на поиск известных закономерностей в “неизвестных” обследуемых.
Психодиагностические задачи могут решаться различными способами. Один из таких способов — это длительное наблюдение за обследуемым, совершаемое в ходе оказания ему помощи (в ходе консультирования, психотерапии). Другой способ — это наблюдение за обследуемым в реальных условиях его жизни, например наблюдение за поведением ребенка в детском саду. Эти способы дают очень ценные сведения об обследуемом, однако они крайне трудоемки, не всегда доступны и дают информацию не до начала работы психолога, но уже в ходе такой работы (которая может оказаться и излишней). Поэтому в психодиагностике получили распространение специальные психодиагностические методики, используемые не только в сфере консультирования и психотерапии, но и во всех тех случаях, когда необходимо получить оценку той или иной психической особенности конкретного индивида или группы. Эти методики обладают следующими особенностями: 1) они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; 2) очи представляют информацию не вообще о человеке, а прицельно о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности, самоотношении, чувстве юмора, наиболее выпуклых личностных чертах и т. п.); 3) информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми; 4) информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.
Принципы разработки психодиагностических средств и их конкретное воплощение в диагностических методиках, включая их методологическое и теоретическое обоснование, проверку валидности и надежности, входят в предмет общей психодиагностики.
Перспективы развития психодиагностики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:47, реферат
Описание работы
В России с начала XX в. психологические тесты использовались и разрабатывались, прежде всего, для нужд образования. В советской психологии расцвет тестирования в педологии и психотехнике под влиянием идеологических установок сменяется в 1936 г. запретом на применение тестов, в послевоенные годы объявленных в качестве орудия «психологов- расистов». Возрождение исследований происходит в конце 1960-х гг. Однако «разрешение на тесты» не находит сколько-нибудь заметной поддержки со стороны официальной психологии. Тем не менее, за двадцатилетний период развития психодиагностики в советской психологии были достигнуты определенные успехи.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………….3
1 Идеи Л.С. Выготского о психологическом диагнозе…………………..4
2 Современные проблемы психодиагностики……………………………7
3 Перспективы развития психодиагностики…………………………….14
Заключение………………………………………………………………..19
Список используемой литературы……………………………………….20
Файлы: 1 файл
Перспективы развития психодиагностики.docx
Выход из этой ситуации возможен только путем подготовки учебника по «Современной психодиагностике», написать который под силу только большому коллективу авторов с привлечением зарубежных тестологов, поскольку некоторые разделы тестологии и психометрики нам просто неизвестны.
Это, наконец, вопрос о разных видах диагностики, в том числе о правомерности использования некоторых методик (например, проективно-личностных) в целях оценки качества образования. Какова роль тестирования в образовании вообще и в дошкольном образовании в частности? Если вернуться к изначальному варианту, например, тесты достижений в этом возрасте не могут носить исключительно ЗУНовский характер.
Другая группа проблем касается обеспечения прав личности индивидов, подвергаемых диагностированию (обеспечение тайны личности, конфиденциальность и сообщение результатов диагностирования). Т.е., если диагностика проводится с целью экспертизы, психолог не имеет права использовать диагностические результаты в интересах учреждения, если клиент не даст своего согласия на это. Но согласие должно быть осознанным, полученным при условии, что диагностируемый осведомлен о цели и способах употребления диагностических результатов.
Между тем, чтобы предотвратить неправильное употребление диагностических методик и ошибки в диагнозе, необходимо соблюдать ряд предосторожностей, касающихся как самих методик, так и тех, кто их создает, распространяет и применяет. Поэтому основные этические проблемы психодиагностики актуальны и для нашей страны.
3 Перспективы развития психодиагностики
Психологическая диагностика, как и все другие научные дисциплины, развивается. Развитие это состоит в том, что при воздействии целого ряда внутренних и внешних факторов в ней происходят определенные прогрессивные перемены. К числу внешних факторов, влияющих на развитие этой дисциплины, прежде всего относятся запросы, которые обращены к ней со стороны общества. Нужно отметить, что в настоящее время запросы общества к психологической диагностике заметно возрастают.
Так, в области образования доминирующее значение приобретает дифференцированное обучение, естественной базой которого признаются индивидуальные психологические особенности учащихся. В определении этих особенностей решающая роль, несомненно, принадлежит психологической диагностике.
Еще более велика ее роль в области профессионального труда. Научно-технический прогресс выражается в частности в том, что непрерывно появляются новые профессии и специальности, для многих из них требуются люди, обладающие некоторыми специальными психологическими особенностями. Только такие люди смогут в сравнительно короткие сроки добиться нужной продуктивности. И в профессиональном обучении ее роль велика.
Да и в самой психологии постоянно возникает надобность в методиках, которые могли бы дать психологическую характеристику людей, находящихся в различных ситуациях; тут дело идет не только об экспериментальных, но и о жизненных ситуациях. При подготовке нужных методик вряд ли можно пренебрегать огромным опытом, накопленным психологической диагностикой.
Обратимся к внутренним факторам развития нашей дисциплины. В исследовательской и практической работе возникает нужда в введении в диагностику новых понятий, причем некоторые из них возникают в связи с развитием смежных научных дисциплин. Для психологической диагностики ближайшей смежной дисциплиной должна быть названа современная генетика. Факторы, о которых выше шла речь, не исчерпывают всех условий, влияющих на развитие психологической диагностики. Эти факторы находятся в постоянном взаимодействии. Чаще всего внешние факторы способствуют усилению действия внутренних факторов, но и обратное отношение также иногда имеет место.
Психологическая диагностика претерпела в своем более чем вековом пути немало перемен. Отдельные этапы ее развития преемственно связаны между собой. В ее перспективах нужно представить новый этап ее развития, и он также преемственно связан с ее историей. Конечно, предусмотреть все перемены и во всех их деталях невозможно. Любая научная дисциплина, а уж тем более психологическая диагностика, развивается под прямым и косвенным воздействием целого ряда факторов. Невозможно предусмотреть, какое значение каждый из них приобретает в будущем. Поэтому можно выделить три вероятных направления таких изменений.
В первом направлении нужно рассмотреть изменения, связанные с научным пониманием генетической природы ответов-реакций, которые даются испытуемыми, проходящими диагностическое тестирование. От правильного понимания этой природы зависит степень соответствия этих ответов-реакций действительности.
Второе направление изменений выражает тенденцию приблизиться к полному определению той важнейшей стороны человеческого мышления, которая находит свое выражение в способности решатьзадачи, нередко имеющие большое жизненное значение для индивида.
Третье направление по сути следует признать главным: в нем дело идет о содержании психологических тестов, а по тем ответам, которые дают испытуемые, выполняющие эти тесты, выводится заключение об особенностях психики каждого из них.
Особенность процедуры, проводимой с помощью этих методик, состоит в сравнении успешности решения когнитивной задачи в первой ситуации (до педагогического воздействия) и во второй ситуации после оказания ребенку помощи, управляющих и обучающих воздействий. Предполагается, что информация, которую можно получить о ребенке посредством тестов на обучаемость, даст возможность надежнее прогнозировать дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Однако в действительности перспективы использования этих методик не столь радужны, так как в них не индивидуализированы виды оказываемой педагогической помощи и потому нельзя считать их эффективными для всех испытуемых. Остаются нерешенными задачи оценки контекстов развития, таксономии зон ближайшего развития и другие. Еще меньше разработаны проблемы диагностики процесса развития личности.
Еще одно направление в развитии психодиагностики связано с использованием компьютера, который оказывается особенно полезным при предъявлении заданий (для устранения погрешностей в стандартизации процедуры) и обработке результатов (для ускорения подсчета первичных результатов и их статистической обработки).